ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-43973/09 от 15.10.2010 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г. Челябинск, ул.Воровского, 2

Именем Российской федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

22 октября 2010 г. Дело А76-43973/2009-51-921/113

Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено 22 октября 2010 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Забутырина Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Танаевой Ю.Р. с использованием средств аудиофиксации, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», г. Уфа

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области

о признании недействительным приказа от 09.09.2009 № 210 о внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого субъекта федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, паспорт, доверенность от 31.12.2009, доверенность № 832/09-Ю;

от заинтересованного лица: ФИО2, удостоверение, доверенность от 27.01.2010 № 24;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», г. Уфа (далее – ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – УФАС, антимонопольный орган, Управление) о признании недействительным приказа от 09.09.2009 № 210 о внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого субъекта федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (л.д. 2-9 т. 1).

Определением суда от 24.02.2010 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-14791/209-63-185 (л.д.6-9 т.2).

Определением суда от 04.10.2010 производство по делу возобновлено (л.д. 15-16 т.3).

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, уточнениях и дополнениях к нему, возражениях на отзыв (л.д. 2-9, 96-98, 99-102 т. 1, 22-24 т. 3).

Представитель УФАС в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 70-73 т. 1), дополнительно пояснив, что оспариваемый акт отменен.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.

В рамках рассмотрения дела А76-14791/2009 судом установлено.

Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» 15.09.1997 зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией города Челябинска, о чем 22.08.2002 Инспекцией МНС РФ по Советскому району г.Челябинска в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица – ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» за основным государственным регистрационным номером 1027402893418.

В соответствии с Уставом общества, последнее осуществляет следующие основные виды деятельности: розничная торговля моторным топливом и дополнительными видами деятельности: производство нефтепродуктов, производство общестроительных работ по возведению зданий, оптовая торговля автотранспортным средствами, деятельность агентов по оптовой торговле топливом, оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин, оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом, хранение и складирование жидких или газообразных грузов, прочая вспомогательная деятельность железнодорожного транспорта, прочая вспомогательная деятельность автомобильного транспорта, консультирование по вопросам коммерческой деятельности.

01.10.1996 приказом Челябинского территориального управления Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур № 170 АО «Лукойл-Челябинск-нефтепродукт» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.

В соответствии с Реестром хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по состоянию на 01.09.2005, доля ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» в составе Челябинского филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» составила:

1) Услуги по оптовой торговле бензином (код товара: 5141220) <65%, (географические границы товарного рынка – Челябинская область), основание – приказ №170 от 01.10.1996;

2) Услуги по оптовой торговле дизельным топливом (код товара: 5141230) <65%, (географические границы товарного рынка – Челябинская область), основание – приказ №170 от 01.10.1996;

3) Розничная торговля на бензоколонках дизельным топливом (код товара: 5050102) <65%, (географические границы товарного рынка – город Челябинск), основание – приказ №170 от 01.10.1996;

4) Розничная торговля на бензоколонках бензином автомобильным (код товара: 5050101) <65%, (географические границы товарного рынка – город Челябинск), основание – приказ №183 от 24.12.2004.

17.12.2007 Управлением ФАС по Челябинской области издан приказ №148 о внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %, согласно которому доля ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» в составе Челябинского филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» составила:

1) Услуги по оптовой торговле бензином (5141220) <65%, (географические границы товарного рынка – Челябинская область), основание – приказ №170 от 01.10.1996;

2) Услуги по оптовой торговле дизельным топливом (5141230) <65%, (географические границы товарного рынка – Челябинская область), основание – приказ №170 от 01.10.1996;

3) Розничная торговля на бензоколонках и газозаправочных станциях дизельным топливом (5050102) >50%, (географические границы товарного рынка – Челябинская область, город Челябинск), основание – приказ №148 от 17.12.2007;

4) Розничная торговля на бензоколонках и газозаправочных станциях бензином (5050101) >50%, (географические границы товарного рынка – Челябинская область, город Челябинск), основание – приказ №148 от 17.12.2007;

5) Розничная торговля на бензоколонках и газозаправочных станциях бензином (5050101) >50%, (географические границы товарного рынка – Челябинская область, город Златоуст), основание – приказ №148 от 17.12.2007;

6) Розничная торговля на бензоколонках и газозаправочных станциях дизельным топливом (5050102) >50%, (географические границы товарного рынка – Челябинская область, город Златоуст), основание – приказ №148 от 17.12.2007;

7) Розничная торговля на бензоколонках и газозаправочных станциях дизельным топливом (5050102) >50%, (географические границы товарного рынка – Челябинская область, город Магнитогорск), основание – приказ №148 от 17.12.2007;

8) Розничная торговля на бензоколонках и газозаправочных станциях дизельным топливом (5050102) >35%, (географические границы товарного рынка – Челябинская область, город Копейск), основание – приказ №148 от 17.12.2007;

9) Розничная торговля на бензоколонках и газозаправочных станциях дизельным топливом (5050102) >35%, (географические границы товарного рынка – Челябинская область, город Троицк), основание – приказ №148 от 17.12.2007.

08.04.2009 Управлением ФАС по Челябинской области издан приказ № 71, со ссылкой на Порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %, о внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %, согласно которому доля ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» в составе Челябинского филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» составила:

1) Оптовая торговля моторным топливом (автомобильные бензины) <65%, (географические границы товарного рынка – Челябинская область), основание – приказы №170 от 01.10.1996, №71 от 08.04.2009;

2) Оптовая торговля моторным топливом (дизельное топливо) <65%, (географические границы товарного рынка – Челябинская область), основание – приказы №170 от 01.10.1996, №71 от 08.04.2009;

3) Розничная торговля моторным топливом (дизельное топливо) >50%, (географические границы товарного рынка – Челябинская область, город Челябинск), основание – приказ №148 от 17.12.2007, №71 от 08.04.2009;

4) Розничная торговля моторным топливом (автомобильные бензины) >50%, (географические границы товарного рынка – Челябинская область, город Челябинск), основание – приказ №148 от 17.12.2007, №71 от 08.04.2009;

5) Розничная торговля моторным топливом (автомобильные бензины) >50%, (географические границы товарного рынка – Челябинская область, город Златоуст), основание – приказ №148 от 17.12.2007, №71 от 08.04.2009;

6) Розничная торговля моторным топливом (дизельное топливо) >50%, (географические границы товарного рынка – Челябинская область, город Златоуст), основание – приказ №148 от 17.12.2007, №71 от 08.04.2009;

7) Розничная торговля моторным топливом (дизельное топливо) >50%, (географические границы товарного рынка – Челябинская область, город Магнитогорск), основание – приказ №148 от 17.12.2007, №71 от 08.04.2009;

8) Розничная торговля моторным топливом (дизельное топливо) >35%, (географические границы товарного рынка – Челябинская область, город Копейск), основание – приказ №148 от 17.12.2007, №71 от 08.04.2009;

9) Розничная торговля моторным топливом (дизельное топливо) >35%, (географические границы товарного рынка – Челябинская область, город Троицк), основание – приказ №148 от 17.12.2007, №71 от 08.04.2009.

Во исполнение Плана работы Федеральной антимонопольной службы России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на период до 2008 г., утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 09.11.2006 №285, антимонопольным органом был проведен анализ состояния конкуренции на локальных рынках Челябинской области в сфере розничной реализации нефтепродуктов.

Антимонопольным органом проведен анализ рынка розничной торговли на бензоколонках и газозаправочных станциях бензином и дизельным топливом по крупнейшим муниципальным образованиям Челябинской области за 2006 г., по результатам которого составлен аналитический отчет и сводная таблица с указанием объемов реализации нефтепродуктов, долей хозяйствующих субъектов.

Согласно указанному аналитическому отчету доля общества «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» на рынке реализации бензина и дизельного топлива на бензоколонках и газозаправочных станциях в границах Челябинского городского округа в 2006 г. составила 69,3% (более 50%), в границах Златоустовского городского округа – более 50%, на рынке розничной торговли дизельным топливом в границах Магнитогорского городского округа – более 50%, что явилось основанием для внесения изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% (далее - Реестр), в том числе, основанием для изменения доли ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» в границах г. Челябинска, уточнения географических границ доминирования ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» в г.Златоусте и в г.Магнитогорске. Указанное, является основанием для внесения в Реестр.

Также указанным аналитическим отчетом выявлена доля ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» более 35% по розничной торговле на бензоколонках и газозаправочных станциях дизельным топливом в Копейском и Троицком городских округах.

На основании данных аналитического отчета антимонопольным органом издан приказ от 17.12.2007 №148 о внесении изменений в отношении Общества «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, в части уточнения доли Общества в границах г.Челябинска (>50%), включения в реестр Общества как доминирующего хозяйствующего субъекта по г.Златоусту и г.Магнитогорску (>50%), и как имеющего долю >35% в границах г.Копейска и г.Троицка Челябинской области.

Во исполнение Плана работы Федеральной антимонопольной службы России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2008 г., утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.01.2008 №1, а также во исполнение Приказа ФАС России от 06.02.2008 №28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы», антимонопольным органом был проведен анализ состояния конкуренции на оптовом и розничном рынках бензина автомобильного и дизельного топлива Челябинской области.

Антимонопольным органом проведен анализ рынка оптовой и розничной торговли бензином и дизельным топливом Челябинской области за 2007 г., по результатам которого составлены две аналитические записки и сводная таблица с указанием объемов реализации нефтепродуктов, долей хозяйствующих субъектов.

Согласно указанным аналитическим запискам доля общества «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» на розничном рынке реализации бензина и дизельного топлива на территории Челябинской области в 2007 г. составила 44,4% (менее 50%), доля общества «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» на оптовом рынке бензина и дизельного топлива на территории Челябинской области в 2007 г. по поставкам нефтепродуктов составила более 65%, по оптовой реализации нефтепродуктов – более 75%.

Приказом УФАС по Челябинской области №71 от 08.04.2009 внесены изменения в ранее примененные наименования товарных рынков в связи с вступлением в силу версии 1.1 ОКВЭД (л.д. 2 т. 2).

Суд установил, что при составлении аналитического отчета за 2006 год (от 11.12.2007) такие показатели как временной интервал исследования товарного рынка, продуктовые и географические границы товарного рынка, доли хозяйствующих субъектов на рынке антимонопольным органом определены неверно.

В ходе судебного разбирательства была назначена судебная комиссионная экспертиза для цели определения состава хозяйствующих субъектов, действовавших в 2007-2009 г.г. на рынках реализации бензинов и дизельного топлива по Челябинской области, Челябинскому, Магнитогорскому, Златоустовскому, Копейскому и Троицкому городским округам, а также определения доли заявителя на этих рынках.

Согласно заключению экспертов от 04.02.2010:

- Выявлено 30 основных хозяйствующих субъектов, действующих в 2007, 2008 и 2009 годах на оптовом рынке реализации бензинов и дизельного топлива по Челябинской области;

- Услуги по поставке бензина и дизельного топлива в Челябинской области предлагают не менее 88 компаний;

- ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» имеет следующие доли:

2007

2008

2009

Оптовый рынок бензинов и дизельного топлива Челябинской области

25%

21%

21%

Розничный рынок бензинов и дизельного топлива Челябинского городского округа

29,9%

29,9%

29,9%

Розничный рынок бензинов и дизельного топлива Златоустовского городского округа

46,2%

46,2%

46,2%

Розничный рынок дизельного топлива Магнитогорского городского округа

21,3%

21,3%

21,3%

Розничный рынок дизельного топлива Копейского городского округа

9,5%

9,5%

9,5%

Розничный рынок дизельного топлива Троицкого городского округа

25%

25%

25%

- Географические границы оптового рынка бензинов и дизельного топлива для Потребителей Челябинской области и города Челябинска находятся в границах Приволжского и Уральского федеральных округов.

Географические границы розничного рынка бензинов для потребителей Челябинской области и города Челябинска находятся в интервале от 11 до 12,4 км, географические границы розничного рынка дизельного топлива находятся в интервале от 18 до 19,7 км.;

- Доля ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» на рынке оптовой торговли моторным топливом в границах Челябинской области составляет: в 2007 г. – 25%, в 2008 г. – 21%, в 2009 – 21%. Вследствие очень широких географических границ рынка услуг оптовой торговли моторным топливом, доля ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» в графических границах оптового рынка моторного топлива оценивается на более низком уровне, чем его доля в административных границах Челябинской области.

- Доля ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» на розничном рынке моторного топлива г.Челябинска, рассчитанная с учетом корректировок, устраняющих влияние факторов качества топлива и ряда маркетинговых преимуществ, составляет 29,9%. Доля ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», в географических границах розничного рынка моторного топлива для потребителей г.Челябинска, не превышает долю в границах г. Челябинска.

По результатам проведенной экспертизы эксперты пришли к выводу об отсутствии у ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» доли более 35% в 2007 году на оптовом рынке бензинов и дизельного топлива в Челябинской области, на розничном рынке бензинов и дизельного топлива Челябинского городского округа, Магнитогорского округа, Копейского городского округа, Троицкого городского округа. При этом, экспертами установлена доля более 35% (46,2%) на розничном рынке бензинов и дизельного топлива в Златоустовском городском округе (л.д.49-93 т.3).

Решением суда от 17.05.2010 по делу № А76-14791/2009-63-185/262 требования ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», г.Уфа удовлетворены, признаны недействительными приказы Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17.12.2007 №148 «О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов», от 08.04.2009 №71 «О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов», как не соответствующие Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (л.д. 25-41 т.3). Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2010 решение суда оставлено без изменения (л.д.42-48 т.3).

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (ч.2 ст. 69 АПК РФ).

Судом в рамках рассмотрения настоящего дела также установлено.

09.09.2009 УФАС издан приказ № 210 о внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого субъекта федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, согласно приложению (л.д. 20-21 т.1).

Согласно приказу доля общества на рынке оптовой торговли топливом (автомобильные бензины) (ОКВЭД 51.51.2), оптовой торговли моторным топливом (дизельное топливо) (ОКВЭД 51.51.2) в границах Челябинской области составила <65 %, розничной торговли моторным топливом (дизельное топливо), моторным топливом (автомобильные бензины) (ОКВЭД 50.50) в границах Челябинской области, г. Челябинска - >50%, розничной торговли моторным топливом (дизельное топливо), моторным топливом (автомобильные бензины) (ОКВЭД 50.50) в границах Челябинской области, г. Златоуст - >50%.

Не согласившись с указанным приказом, полагая, что он не соответствует действующему законодательству и нарушает права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с требованием о признании его недействительным.

01.10.2010 УФАС издан приказ № 423, в соответствии с которым признаны утратившими силу приказы № 210 от 09.09.2009, № 87 от 03.03.2010 (л.д.6 т.3).

Основными нормативными актами, регулирующими вопросы по включению в реестр хозяйствующих субъектов, являются следующие:

- Федеральный закон от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2007 года № 896 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» (далее по тексту – Правила формирования и ведения реестра);

- Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2006 года №108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее по тексту – Порядок проведения анализа и оценки);

- Приказ Федеральной антимонопольной службы от 17 января 2007 года №6 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов» (далее по тексту – Административный регламент).

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции одним из полномочий антимонопольного органа является, в частности, ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере; более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из содержания п. 3 ч. 2 ст. 23 Закона о защите конкуренции следует, что наряду с указанными в ч. 1 названной статьи полномочиями федеральный антимонопольный орган, в частности, утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции (порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации утверждается федеральным антимонопольным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30, Закон «О защите конкуренции» формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): 1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; 2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3 и 6 настоящей статьи случаев. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В пункте 13 Постановления Пленума от 30.06.2008 №30 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.

Для целей отнесения заявителя к лицам, занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара, ключевое значение имеет определение соответствующих признаков, осуществляемое антимонопольным органом при составлении аналитического отчета, являющегося основанием для начала действий по включению хозяйствующего субъекта в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов (п. 3.6 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 №6, а также п.п. 4, 7, 8, 13 Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 №896).

Определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара производится в соответствии с порядком, установленным действующими Методическими рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденных приказом ФАС России от 03.06.1994 №67 (далее - Методические рекомендации) и Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25.04.2006 №108 (далее - Порядок проведения анализа и оценки).

Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 6 утвержден административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов.

В силу п.1.1. Административного регламента, последний определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России), территориальных органов ФАС России и их структурных подразделений, порядок взаимодействия между структурными подразделениями ФАС России и территориальными органами ФАС России, а также порядок взаимодействия ФАС России и территориальных органов ФАС России с другими федеральными органами исполнительной власти и иными организациями при осуществлении полномочий по ведению реестра хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов.

В силу п.3.1. Административного регламента исполнение государственной функции ведения Реестра включает в себя следующие административные процедуры (блок-схемы административных процедур и описание действий приведены в Приложениях N 3 - 4 к настоящему Регламенту): 3.1.1. включение хозяйствующего субъекта в Реестр; 3.1.2. исключение хозяйствующего субъекта из Реестра; 3.1.3. внесение изменений в Реестр (изменение информации о хозяйствующем субъекте, включенном в Реестр); 3.1.4. публикация Реестра; 3.1.5. предоставление информации из Реестра; 3.1.6. рассмотрение заявления хозяйствующего субъекта (далее - Заявление) о включении в Реестр, внесении изменений в Реестр, исключении из Реестра.

При этом, в соответствии с п.3.4. Административного регламента основанием для начала исполнения административных процедур, указанных в пунктах 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 настоящего Регламента, является аналитический отчет, подготовленный: в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства; при рассмотрении ходатайства, уведомления; по итогам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта; по итогам анализа состояния конкуренции на товарных рынках, проведенного Антимонопольным органом в плановом или инициативном порядке.

Выполнение соответствующих административных процедур может осуществляться в порядке исполнения судебного решения, а также в связи с ликвидацией юридического лица (прекращением деятельности индивидуального предпринимателя).

Структурное подразделение Антимонопольного органа, осуществляющее контроль и надзор на соответствующем товарном рынке (далее - Отраслевое структурное подразделение), обеспечивает подготовку аналитического отчета, содержащего результаты анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного в соответствии с Порядком проведения анализа (далее - Аналитический отчет), и заключение о том, какую долю имеет хозяйствующий субъект на рынке определенного товара (далее - Заключение).

Аналитический отчет подписывается руководителем Отраслевого структурного подразделения и в суточный срок направляется служебной запиской Отраслевого структурного подразделения в Ответственное структурное подразделение для начала исполнения им соответствующей административной процедуры.

При подготовке Аналитического отчета Антимонопольный орган вправе запросить у физических или юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне необходимые сведения, документы, пояснения в письменной или устной форме.

Исходя из п.3.5. Административного регламента включение хозяйствующего субъекта в Реестр (далее - включение в Реестр), исключение хозяйствующего субъекта из Реестра (далее - исключение из Реестра), внесение изменений в Реестр осуществляется на основании приказа ФАС России, если хозяйствующий субъект имеет долю более тридцати пяти процентов на соответствующем товарном рынке Российской Федерации в целом (товарный рынок может рассматриваться как рынок Российской Федерации в целом, если его географические границы выходят за пределы территории, на которой осуществляет свою деятельность соответствующий территориальный орган ФАС России).

В остальных случаях включение в Реестр, исключение из Реестра, изменение информации в Реестре осуществляется на основании приказа территориального органа ФАС России.

Пункт 3.29. Административного регламента устанавливает, что основанием для начала действий по внесению изменений в Реестр являются:

3.29.1. Аналитический отчет, содержащий заключение об изменении информации о товарном рынке (продуктовых и/или географических границах товарного рынка), на котором действует включенный в Реестр хозяйствующий субъект;

3.29.2. документы, содержащие сведения об изменении реквизитов хозяйствующего субъекта, включенного в Реестр.

Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках утвержден Приказом ФАС РФ от 25.04.2006 N 108 (действовал на момент издания оспариваемого акта).

Оспариваемым приказом в отношении включенного в Реестр общества внесены изменения, не касающиеся изменения реквизитов общества, без составления аналитического отчета, что противоречит п. 3.29 Административного регламента.

В обоснование своих возражений УФАС приводит довод о том, что приказ был издан на основании данных, полученных по результатам исследования рынка услуг по оптовой и розничной торговле моторным топливом (автомобильными бензинами и дизельным топливом) по итогам 2007 года (л.д.71 т.1).

Аналитическим запискам (л.д.119-145 т.1) дана оценка в рамках рассмотрения дела № А76-14791/2009: они не носят характера аналитического отчета, последним не являются, не подписаны руководителем антимонопольного органа, не содержат номера и даты их составления.

Оснований для переоценки указанного вывода суда, сделанного в рамках рассмотрения дела № А76-14791/2009, у суда не имеется.

Следовательно, по мнению суда, указанные записки не могли быть использованы в целях внесения изменений в Реестр.

Поскольку приказ, установивший доли общества на рынке, в который в последующем были внесены изменения, признан в судебном порядке недействительным, экспертным заключением установлены доли общества на соответствующих рынках, которые не подтверждают факт наличия доминирующего положения у общества, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ не соответствует Закону о защите конкуренции и нарушает права и законные интересы общества, поскольку принятием не соответствующего закону приказа на заявителя наложены предусмотренные законодательством о защите конкуренции дополнительные ограничения при осуществлении хозяйственной деятельности.

В данном случае, отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя (п. 18 Информационного письма ВАС РФ от 22.12.2005 N 99).

В связи с тем, что на момент принятия решения по настоящему делу оспариваемый акт уже отменен, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

Расходы по госпошлине, уплаченной заявителем по платежному поручению от 08.12.2009 № 46 в сумме 2000 руб. (л.д. 10 т. 1) в силу ст. 110 АПК РФ относятся на УФАС.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 197, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований отказать.

Взыскать с Управления федеральной антимонопольной службы по Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18.aas.аrbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Л.В. Забутырина