Арбитражный суд Челябинской области
Воровского ул., дом 2, Челябинск, 454091, www.chelarbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
10 февраля 2020 года Дело № А76-44646/2019
Резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2020 года.
Решение изготовлено в полном объеме 10 февраля 2020 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Добронравов В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мирмович Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области о привлечении непубличного акционерного общества «Первое коллекторское бюро», г. Москва (ИНН <***>) к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителя заявителя: ФИО1, действующего по доверенности № Д-74910/19/209 от 30.12.2019,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области (далее – УФССП России по Челябинской области) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении непубличного акционерного общества «Первое коллекторское бюро» (далее – НАО «ПКБ») к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства.
С учетом изложенного, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
От ответчика в материалы дела поступил отзыв, в соответствии с которыми просил отказать в удовлетворении заявления либо освободить должника от административной ответственности в силу малозначительности совершения административного правонарушения
Исследовав представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
НАО «ПКБ» включено в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в 2 качестве основного вида деятельности 29.12.2016, номер свидетельства 3/16/77000-КЛ.
Как следует из материалов дела, 29.07.2019 в УФССП по Челябинской области, в порядке статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", из Прокуратуры города Челябинска поступило заявление ФИО2, в котором последняя указала, что на её абонентский номер <***>.....15 поступают телефонные звонки и смс сообщения от НАО «ПКБ» по факту ее задолженности в кредитной организации, просила провести проверку по данному факту о правомерности указанных действий.
УФССП России по Челябинской области на основании приказа № 309 от 01.08.2019 инициирована внеплановая документарная проверка в отношении НАО «ПКБ».
В рамках внеплановой документарной проверки в адрес НАО «ПКБ» направлен запрос исх. № 74910/19/39351 от 06.08.2019 с требованием о предоставлении информации о наличии оснований осуществления взаимодействия с ФИО2
В рамках внеплановой документарной проверки НАО «ПКБ» пояснило, что согласно договору цессии № 1 от 19.06.2019, заключенным между ООО «Примоколлект» и НАО «ПКБ», НАО «ПКБ» приобрело права требования, в том числе по кредитному договору №2730698961 от 25.11.2007, заключенного между ФИО2 и ООО «Хоум кредит энд Финанс Банк». НАО «ПКБ» с целью взыскания просроченной задолженности с использованием абонентского номера <***>.....5 осуществлено 4 взаимодействия посредством телефонных переговоров. Направлено 2 текстовых сообщения.
По результатам проверки составлен акт проверки № 24 от 02.09.2019. Возражения на акт проверки не поступили.
21.10.2019 в отношении НАО «ПКБ» составлен протокол об административном правонарушении № 127/19/74000-АП по части 2 статьи 14.57 КоАП РФ (л.д. 13-16).
Названные обстоятельства явились основанием для обращения УФССП России по Челябинской области в арбитражный суд с заявлением о привлечении НАО «ПКБ» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ.
Настоящее заявление рассматривается в порядке параграфа 1 главы 25 АПК РФ (статьи 202-206).
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно пункту 104 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 21.10.2019 № 127/19/74000-АП составлен и.о. начальника отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Челябинской области в пределах предоставленных полномочий.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3). 4 Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4). В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (пункт 4.1).
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 21.10.2019 № 127/19/74000-АП составлен в отсутствие законного представителя НАО «ПКБ», уведомленного надлежащим образом путем получения уведомления (л.д. 87-90).
Таким образом, требования статьи 28.2 КоАП РФ УФССП России по Челябинской области при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены, в частности, отражено событие вменяемого НАО «ПКБ» правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ предусмотрено, что совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций), действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц – от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 14.57 КоАП РФ нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере потребительского кредита (займа).
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ, образуют действия, направленные на возврат просроченной задолженности, которые нарушают законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ, является юридическое лицо, включенное в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
Правила осуществления действий, направленных на возврат просроченной задолженности, регулируются Федеральным законом № 230-ФЗ от 03.07.2016 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Закон).
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона, юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенное в государственный реестр, обязано: вести аудио всех случаев непосредственного взаимодействия с должниками и иными лицами, направленного на возврат просроченной задолженности, предупреждать должника и иных лиц о такой записи в начале взаимодействия, а также обеспечивать хранение на электронных носителях аудио записей до истечения не менее трех лет с момента осуществления записи.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона, в начале каждого случая непосредственного взаимодействия по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, должнику должны быть сообщены:
1) фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица, осуществляющего такое взаимодействие;
2) фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что при осуществлении взаимодействия, с целью взыскания просроченной задолженности, посредством телефонных переговоров с ФИО2, с использованием её абонентского номера <***>.....5, 18.07.2019 в 11 ч. 59 мин. должник не был предупрежден об аудиозаписи осуществляемого взаимодействия, а так же в начале взаимодействия не было сообщено наименование кредитора, сведения о фамилии, имени и отчестве (при наличии) физического лица, осуществляющего такое взаимодействие.
Таким образом, НАО «ПКБ» допущено нарушение требований пункта 3 статьи 17, части 4 статьи 7 Закона №230-ФЗ.
Из материалов дела, в частности полученной в ходе проверки аудиозаписи телефонного разговора с потребителем ФИО2, следует, что предупреждение о записи разговора отсутствует.
Доводы заявителя о том, что предупреждение о записи разговора производится автоматизировано, посредством предоставления соответствующей услуги оператором телефонной связи, судом отклоняются.
Суд учитывает представленное заявителем дополнительное соглашение к договору об оказании услуг связи о предоставлении оператором связи услуги по включению голосового предупреждения о записи разговора перед соединением с абонентом.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено подтверждение фактического предупреждения потребителя об осуществлении записи спорного телефонного разговора. В приложенной к отзыву аудиозаписи телефонного разговора также отсутствует такое предупреждение. Сведений об автоматизированном предупреждении потребителя также не представлено. При этом указанная информация в силу положений пункта 3 статьи 17 Закона №230-ФЗ, также подлежит хранению до истечения не менее трех лет с момента осуществления записи, в целях последующего подтверждения факта такого предупреждения.
С учетом указанного, представленное дополнительное соглашение не подтверждает факт предупреждения потребителя о записи телефонного разговора. Иных доказательств такого предупреждения заявителем не представлено. При этом ответственность за обеспечение указанного требования к осуществлению взаимодействия возлагается непосредственно на лицо, осуществляющее такое взаимодействие.
Кроме того, из представленной аудиозаписи следует, что в начале взаимодействия потребителю не были сообщены данные лица, непосредственно осуществляющего взаимодействие, а также наименование кредитора, в интересах которого осуществляется взаимодействие.
Тем самым, НАО «ПКБ», осуществив взаимодействие с ФИО2 с нарушением пункта 3 статьи 17 и части 4 статьи 7 Закона №230-ФЗ, совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (статья 1.5 КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
НАО «ПКБ» не представило суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им каких-либо мер по соблюдению вышеуказанных требований действующего законодательства.
Факт наличия в действиях (бездействии) НАО «ПКБ» вины в рассматриваемом административном правонарушении подтверждается материалами настоящего дела.
Иные доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, так же изучены и отклонены судом, как противоречащие действующему законодательству и не подтвержденные соответствующими доказательствами.
Таким образом, суд считает, что действия (бездействие) ответчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ.
В силу общих положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Для закрытого перечня административных правонарушений установлены более длительные сроки давности, в том числе в один год со дня совершения административного правонарушения, относящегося к сфере законодательства о защите прав потребителей и законодательства о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
Поскольку в настоящем случае обществом допущено нарушение положений законодательства о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, направленных на защиту прав потребителей, к указанному правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к ответственности, который на момент вынесения судом настоящего решения не истек.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Малозначительность является оценочной категорией, которая определяется судом по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, судом не выявлено каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности допущенного НАО «ПКБ» нарушения (применение положений статьи 2.9 КоАП РФ).
Санкция части 2 статьи 14.57 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1). При назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (часть 2).
Оценив указанные обстоятельства, а также характер совершенного административного правонарушения суд считает обоснованным и соразмерным назначение на НАО «ПКБ» за данное административное правонарушение наказания в виде штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ - 50 000 руб.
При назначении административного наказания суд также учитывает характер спорного правонарушения, связанного с нарушением прав потребителей микрофинансовых услуг.
В силу части 1.1. статьи 29.10 КоАП РФ, в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
Согласно статье 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»), при применении части 1.1 статьи 29.10 КоАП РФ судам следует учитывать, что эта информация указывается и в решении арбитражного суда о привлечении лица к административной ответственности и наложении административного штрафа.
При этом суд разъясняет, что в соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
ИНН <***> КПП 744901001
Счет № 40101810400000010801 Отделение Челябинск, г. Челябинск
БИК 047501001
ОКТМО 75701000
Наименование получателя – УФК по Челябинской области (Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, 04691785680)
КБК 32211617000016017140 (денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ о суде и судоустройстве)
УИН 32274000190000127014.
При этом документ, подтверждающий уплату административного штрафа, представляется в Арбитражный суд Челябинской области в шестидесятидневный срок с момента вступления решения в законную силу с сопроводительным письмом, содержащим ссылку на номер дела и факт оплаты указанного штрафа.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу, копия судебного акта подлежит направлению судебному приставу-исполнителю для принятия названным лицом мер по принудительному взысканию административного штрафа в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 АПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области удовлетворить.
Привлечь непубличное акционерное общество «Первое коллекторское бюро»», г. Москва (ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья В.В. Добронравов