ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-44671/2021 от 14.06.2022 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Воровского ул., дом 2, Челябинск, 454091, www.chel.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

21 июня 2022 года Дело № А76-44671/2021

Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2022 года.

Решение изготовлено в полном объеме 21 июня 2022 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Некрасовой М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Созидание» к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области, Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконными решений об отказе в предоставлении в собственность земельных участков

при участии в судебном заседании: от заявителя – Дубровина О.В. – представителя по доверенности, паспорт, от КУИиЗО – Аношина Д.В. – представителя по доверенности, от Администрации – не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Созидание» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области, Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконными решения № 4468 от 05.10.2021г., решения № 4469 от 05.10.2021г., решения № 4467 от 05.10.2021г., решения № 4466 от 05.10.2021г. об отказе в предоставлении в собственность земельных участков: - расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, южнее д. Новое Поле, площадью 29,13 Га. (21,85 Га пашни, 7,28Га пастбища), с кадастровым номером 74:19:05 01 001:0136; - расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, 250м. южнее д. Новое Поле, площадью 2,7611 Га. (пашни), с кадастровым номером 74:19:05 01 001:0137; - расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, примерно в 2500 м. по направлению на юго-восток от ориентира д. Новое Поле, площадью 45550кв.м., с кадастровым номером 74:19:0501001:492; - расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, примерно в 1600 м. по направлению на юго-восток от ориентира д. Новое Поле, площадью 38230 кв.м., с кадастровым номером 74:19:0501001:493; возложении обязанности на Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области направить ООО «Созидание», проекты договоров купли-продажи земельного участка: - расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, южнее д. Новое Поле, площадью 29,13 Га. (21,85Га пашни, 7,28Га пастбища), с кадастровым номером 74:19:05 01 001:0136; - расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, 250м. южнее д. Новое Поле, площадью 2,7611 Га. (пашни), с кадастровым номером 74:19:05 01 001:0137; - расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, примерно в 2500 м. по направлению на юго-восток от ориентира д. Новое Поле, площадью 45550кв.м., с кадастровым номером 74:19:0501001:492; - расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, примерно в 1600 м. по направлению на юго-восток от ориентира д. Новое Поле, площадью 38230 кв.м., с кадастровым номером 74:19:0501001:493.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, письменных пояснениях.

Представители Комитета, Администрации заявленные требования не признали по основаниям, указанным в отзывах. Так, Комитет указал, что спорные участки отнесены к землям населенных пунктов, территориальной зоне В1, В2 и не могут быть предоставлены в собственность в целях сельскохозяйственного производства.

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела, доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Земельный участок с КН 74:19:0501001:0136 поставлен на кадастровый учет 10.05.2007, по состоянию на 14.12.2021 отнесен к категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования – «для сельскохозяйственного использования.

Земельный участок с КН 74:19:0501001:0137 поставлен на кадастровый учет 21.09.2006, по состоянию на 14.12.2021 отнесен к категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования – «для сельскохозяйственного использования.

Земельный участок с КН 74:19:0501001:492 поставлен на кадастровый учет 01.07.2010, по состоянию на 14.12.2021 отнесен к категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования – «для сельскохозяйственного использования.

Земельный участок с КН 74:19:0501001:493 поставлен на кадастровый учет 01.07.2010, по состоянию на 14.12.2021 отнесен к категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования – «для сельскохозяйственного использования.

На основании постановлений Главы Сосновского муниципального района Челябинской области между Муниципальным образованием Сосновский муниципальный район (арендодатель) и ООО «Созидание» (арендатор) были заключены договоры аренды земельных участков:

- от 27.09.2006 №102/2006, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с кадастровым номером 74:19:0501001:0136, находящийся в Челябинской области, Сосновском районе, южнее д.Новое Поле для сельскохозяйственного использования, общей площадью 29,13 га (21.85 га пашни, 7.28 га пастбища) без права передачи в субаренду (пункт 1.1) со сроком аренды земельного участка с 27.09.2006 по 27.09.2055 (пункт 2.1);

- от 28.11.2006 №125/2006, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с кадастровым номером 74:19:0501001:0137, находящийся в Челябинской области, Сосновском районе, 250 м южнее д.Новое Поле для сельскохозяйственного использования, общей площадью 2,7611 га (из них 2,7611 га пашни) без права передачи в субаренду (пункт 1.1) со сроком аренды земельного участка с 28.11.2006 по 28.11.2055 (пункт 2.1) (право аренды перешло к ООО «Созидание» на основании договора уступки прав и обязанностей №3 от 19.07.2007, договор уступки прошел государственную регистрацию);

- от 27.12.2010 №241/2010, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с кадастровым номером 74:19:0501001:492, находящийся в Челябинской области, Сосновском районе, примерно 2500 м по направлению юго-восток от ориентира дер. Новое Поле для сельскохозяйственного использования, общей площадью 45550,00 кв.м без права передачи в субаренду (пункт 1.1) со сроком аренды земельного участка с 27.12.2010 по 27.12.2059 (пункт 2.1);

- от 07.12.2010 №220/2010, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с кадастровым номером 74:19:0501001:493, находящийся в Челябинской области, Сосновском районе, примерно 1600 м по направлению юго-восток от ориентира дер. Новое Поле для сельскохозяйственного использования, общей площадью 38230,00 кв.м без права передачи в субаренду (пункт 1.1) со сроком аренды земельного участка с 07.12.2010 по 07.12.2059 (пункт 2.1).

06.09.2021 ООО «Созидание» обратилось в администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области с заявлениями о предоставлении в собственность спорных земельных участков (74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:0137, 74:19:0501001:492, 74:19:0501001:493) путем их выкупа в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Письмами от 05.10.2021 № 4466, 4467, 4468, 4469 Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района отказал в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:0137, 74:19:0501001:492, 74:19:0501001:493 ООО «Созидание» в собственность, указав, что в соответствии с Решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области от 16.06.2021 №143, принятым на основании протеста прокурора Сосновского муниципального района от 12.05.2021 №37-2021 на решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 21.04.2021 №111 «Об утверждении генерального плана (корректировка) и правил землепользования и застройки (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области», генеральный план (корректировка) и правила землепользования и застройки (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области отменены. В силу указанного, как указал орган местного самоуправления, предоставить в собственность указанные земельные участки, не представляется возможным.

Полагая, что указанные отказы Комитета не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В ходе судебного разбирательства было также установлено следующее.

ООО «Созидание» в материалы дела представлены документы (договоры на оказание услуг от 01.11.2018, 15.05.2020, 12.07.2021 по сельскохозяйственной обработке земельных участков с КН 74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:0137, 74:19:0501001:492, 74:19:0501001:493, дополнительное соглашение №1 к договору оказания сельскохозяйственных услуг от 10.05.2019, акты об оказании услуг), которые подтверждают обработку спорных земельных участков.

Согласно письму Управления Россельхознадзора по Челябинской области от 06.12.2021 №05-2674, в отношении земельных участков с КН 74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:493 проводилась внеплановая документарная проверка, по результатам которой были выявлены нарушения требований земельного законодательства, в Управлении имеется информация о их устранении. Информацией о выявленных и не устранённых нарушениях требований земельного законодательства в отношении земельных участков с КН 74:19:0501001:0137, 74:19:0501001:492, Управление не располагает, контрольно-надзорные мероприятия не проводились.

19.05.2022 ООО «Созидание» обратилось в Управление архитектуры и строительства администрации Сосновского муниципального района Челябинской области (ВХ.№3543) с запросом о предоставлении сведений о том была ли сформирована по состоянию на 06.09.2021 граница населенного пункта Новое Поле, поставлена ли на кадастровый учет, входили ли по состоянию на 06.09.2021 в границы населенного пункта земельные участки с кадастровыми номерами 74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:0137, 74:19:0501001:492, 74:19:0501001:493.

В ответ на указанный запрос, Управление архитектуры и строительства администрации Сосновского муниципального района Челябинской области сообщило, что сведения о границе дер.Новое Поле внесены в ЕГРН 24.08.2020 на основании генерального плана Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района, утв. Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения №196 от 28.03.2013. Земельные участки с кадастровыми номерами 74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:0137, 74:19:0501001:492, 74:19:0501001:493 в границу населенного пункта не включены.

В ответ на письмо Комитета от 25.05.2022 (в котором Комитет просил предоставить информацию о том, когда и каким документом принят генеральный план Рощинского сельского поселения и вошли ли земельные участки с КН 74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:0137, 74:19:0501001:492, 74:19:0501001:493 в границы населенных пунктов), Управление сообщило, что Генеральный план Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района утвержден решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района №244 от 22.12.2021 и земельные участки с КН 74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:0137, 74:19:0501001:492, 74:19:0501001:493 включены в границу населенного пункта дер Новое поле.

14.06.2022 Управление архитектуры и строительства администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, в ответ на запрос Комитета от 06.06.2022, сообщило, что земельные участки с КН 74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:492, 74:19:0501001:493 согласно генерального плана Рощинского сельского поселения, утв.Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения №196 от 28.03.2013 расположены в границах населенного пункта. В настоящее время указанное решение отменено Решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района №160 от 18.08.2021. Управление также указало, что Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения №122 от 28.12.2016 утверждено внесение изменений в Правила землепользования и застройки, указанное решение отменено решением Челябинского областного суда. Управление указало, что земельные участки с КН 74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:492, 74:19:0501001:493, согласно генерального плана Рощинского сельского поселения, утв.Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения №111 от 21.04.2021 расположены в границах населенного пункта, при этом, указанное решение отменено решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 16.06.2021 №143.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При этом с учетом правовой позиции, выраженной в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, бремя доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Оспариваемые отказы приняты в пределах компетенции Комитета как уполномоченного органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения Сосновского муниципального района Челябинской области в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе, земельными участками, находящимися в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю) и собственности Сосновского района, земельных и кадастровых отношений, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.ст. 11, 39.2 ЗК РФ, п. 15 Положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям сосновского муниципального района, утвержденного Решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 21.06.2017 № 301). Процедура принятия оспариваемых отказов Комитетом соблюдена, заявителем доводы о ее нарушении не приведены, соответствующие доказательства в материалы дела не представлены.

В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего кодекса.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (пункт 6 статьи 27 ЗК РФ).

Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, регламентированы Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Закона № 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Согласно части 1 статьи 10 названного Закона № 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.

В силу части 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 ЗК РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Как следует из материалов дела, Общество «Созидание» является арендатором испрашиваемых им для выкупа спорных земельных участков, права аренды подтверждены зарегистрированными в установленном порядке, договорами аренды, которые на момент обращения в Комитет являются действующими.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган при рассмотрении поступившего заявления проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам рассмотрения и проверки при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Как следует из материалов дела, в качестве основания для отказа, Комитет в текстах оспариваемых отказов, указал, что в соответствии с Решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области от 16.06.2021 №143, принятым на основании протеста прокурора Сосновского муниципального района от 12.05.2021 №37-2021 на решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 21.04.2021 №111 «Об утверждении генерального плана (корректировка) и правил землепользования и застройки (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области», генеральный план (корректировка) и правила землепользования и застройки (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области отменены. В силу указанного, как указал орган местного самоуправления, предоставить в собственность указанные земельные участки, не представляется возможным.

В ходе судебного разбирательства представитель Комитета дополнил основания и указал, что спорные участки отнесены к землям населенных пунктов, территориальной зоне В1, В2 и не могут быть предоставлены в собственность в целях сельскохозяйственного производства.

Действительно, как разъясняется в пункте 8 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства в составе земель населенных пунктов, не может быть выкуплен на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ после изменения его вида разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки. По смыслу положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ право на приобретение в собственность земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, предоставлено арендатору, который в течение трех лет использует участок по целевому назначению без нарушений земельного законодательства, в целях дальнейшего использования для сельскохозяйственного производства. Невозможность осуществления сельскохозяйственного производства на участке исключает предоставление участка в собственность на основании указанной нормы. При этом включение земельных участков в границы населенных пунктов, определение функциональных зон и их параметров, определение территориальных зон правилами землепользования и застройки должно осуществляться с учетом целей и принципов градостроительного законодательства, обеспечивая комплексное и устойчивое развитие территории, сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности. Само по себе изменение правового режима земельного участка в результате утверждения (внесения изменений) правил землепользования и застройки не свидетельствует о том, что воля публично-правового образования направлена на лишение арендатора права на выкуп земельного участка. Оснований для неприменения к спорным отношениям нормативных актов территориального планирования и градостроительного зонирования в данном случае не имеется (часть 2 статьи 13 АПК РФ).

В ходе судебного разбирательства, анализируя, в совокупности, причины (основания) для отказа (как первоначальные, так и представленные непосредственно при рассмотрении дела в суде), судом были установлены следующие обстоятельства.

Так, спорные земельные участки были предоставлены в аренду на основании заключенных договоров аренды сроком на 49 лет из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – «для сельскохозяйственного использования». Указанное подтверждается представленными в материалы дела договорами аренды, Выписками из ЕГРН и сведениями из публичной кадастровой карты.

19.05.2022 ООО «Созидание» обратилось в Управление архитектуры и строительства администрации Сосновского муниципального района Челябинской области (ВХ.№3543) с запросом о предоставлении сведений о том была ли сформирована по состоянию на 06.09.2021 граница населенного пункта Новое Поле, поставлена ли на кадастровый учет, входили ли по состоянию на 06.09.2021 в границы населенного пункта земельные участки с кадастровыми номерами 74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:0137, 74:19:0501001:492, 74:19:0501001:493.

В ответ на указанный запрос, Управление архитектуры и строительства администрации Сосновского муниципального района Челябинской области сообщило, что сведения о границе дер.Новое Поле внесены в ЕГРН 24.08.2020 на основании генерального плана Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района, утв. Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения №196 от 28.03.2013. Земельные участки с кадастровыми номерами 74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:0137, 74:19:0501001:492, 74:19:0501001:493 в границу населенного пункта не включены.

В ответ на письмо Комитета от 25.05.2022 (в котором Комитет просил предоставить информацию о том, когда и каким документом принят генеральный план Рощинского сельского поселения и вошли ли земельные участки с КН 74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:0137, 74:19:0501001:492, 74:19:0501001:493 в границы населенных пунктов), Управление сообщило, что Генеральный план Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района утвержден решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района №244 от 22.12.2021 и земельные участки с КН 74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:0137, 74:19:0501001:492, 74:19:0501001:493 включены в границу населенного пункта дер Новое поле.

14.06.2022 Управление архитектуры и строительства администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, в ответ на запрос Комитета от 06.06.2022, сообщило, что земельные участки с КН 74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:492, 74:19:0501001:493 согласно генерального плана Рощинского сельского поселения, утв.Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения №196 от 28.03.2013 расположены в границах населенного пункта. В настоящее время указанное решение отменено Решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района №160 от 18.08.2021. Управление также указало, что Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения №122 от 28.12.2016 утверждено внесение изменений в Правила землепользования и застройки, указанное решение отменено решением Челябинского областного суда. Управление указало, что земельные участки с КН 74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:492, 74:19:0501001:493, согласно генерального плана Рощинского сельского поселения, утв.Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения №111 от 21.04.2021 расположены в границах населенного пункта, при этом, указанное решение отменено решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 16.06.2021 №143.

Таким образом, анализ вышеприведенных нормативных актов, позволяет сделать вывод о том, что на момент обращения Общества «Созидание» с заявлениями о выкупе спорных земельных участков (06.09.2021), как и на момент отказа в их выкупе (05.10.2021) земельные участки с КН 74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:0137, 74:19:0501001:492, 74:19:0501001:493 не являлись землями населенных пунктов. Доказательств обратного, Комитетом, в нарушение положений ст. 65 АПК РФ, не представлено (материалы дела, не содержат). Представленный в материалы дела электронный носитель (флеш-накопитель) не информативен, не позволяет использовать информацию на нем размещенную для анализа представленных документов, содержит электронные версии различных Схем (графическое отображение ПЗЗ, карты градостроительного зонирования), которые являются проектами и недействующими редакциями в силу анализа всех редакций вышеприведённых нормативных актов.

По смыслу вышеприведенных нормативных положений пункта 6 статьи 27, пунктов 1, 2 статьи 39.3 ЗК РФ, подпункта 1 пункта 3 статьи 1, частей 1, 4 статьи 10 Закон № 101-ФЗ федеральный законодатель закрепляет в земельном законодательстве механизм обеспечения защиты прав исключительно тех арендаторов, которые доказали, что на протяжении длительного срока (более трех лет) могут надлежаще использовать предоставленные им земельные участки (документально подтвердили, что эффективно хозяйствуют на сельскохозяйственных землях). Приведенный в Законе № 101-ФЗ механизм защиты арендаторов, отвечающих установленным требованиям, направлен на создание условий для устойчивого землепользования и предполагает формирование группы таких собственников, которые ранее уже зарекомендовали себя в качестве исправных арендаторов. Предоставление права на приватизацию участков из земель сельскохозяйственного назначения указанным в ней арендаторам преследует цели появления класса эффективных собственников сельскохозяйственных земель, сохранения устойчивого землепользования и более бережного отношения к земле как к природному ресурсу, используемому в качестве средства производства в сельском хозяйстве (подпункт 1 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).

ООО «Созидание» в материалы дела представлены документы (договоры на оказание услуг от 01.11.2018, 15.05.2020, 12.07.2021 по сельскохозяйственной обработке земельных участков с КН 74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:0137, 74:19:0501001:492, 74:19:0501001:493, дополнительное соглашение №1 к договору оказания сельскохозяйственных услуг от 10.05.2019, акты об оказании услуг), которые подтверждают обработку спорных земельных участков.

Согласно письму Управления Россельхознадзора по Челябинской области от 06.12.2021 №05-2674, в отношении земельных участков с КН 74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:493 проводилась внеплановая документарная проверка, по результатам которой были выявлены нарушения требований земельного законодательства, в Управлении имеется информация о их устранении. Информацией о выявленных и не устранённых нарушениях требований земельного законодательства в отношении земельных участков с КН 74:19:0501001:0137, 74:19:0501001:492, Управление не располагает, контрольно-надзорные мероприятия не проводились.

Доказательств выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельных участков материалы дела не содержат, в связи с чем, следует признать, что в силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ общество обладает правом на предоставление спорных земельных участков в собственность.

Оспариваемые отказы безусловно нарушают права Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявленные требования подлежат удовлетворению.

руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительными решения Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области об отказе в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:0137, 74:19:0501001:492, 74:19:0501001:493, выраженные в письмах от 05.10.2021 №№ 4466, 4467, 4468, 4469.

Обязать Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области восстановить нарушенное право ООО «Созидание» путем принятия решения о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:0137, 74:19:0501001:492, 74:19:0501001:493 на основании заявлений от 06.09.2021 и направить в адрес ООО «Созидание» проекты договоров купли-продажи указанных земельных участков.

Взыскать с Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области в пользу ООО «Созидание» расходы по уплате государственной пошлины в размере 12000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья И.В. Мрез