Арбитражный суд Челябинской области
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
21 февраля 2019 года Дело № А76-448/2019
Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21 февраля 2019 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Зайцев С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мелеховой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области, расположенном по адресу: г.Челябинск, ул.Воровского, 2-608, материалы дела по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Троицке и Троицком районе Челябинской области, г.Троицк Челябинской области
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Областная больница г.Троицк», г.Троицк Челябинской области
о взыскании финансовой санкции в сумме 710000 рублей 00 копеек за несвоевременное предоставление сведений индивидуального учёта за июль 2018 года,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Ивановой Е.В., доверенность № 10/07 от 09.01.2019, паспорт,
от ответчика: Некрасовой С.Н., доверенность № 27 от 14.01.2019, паспорт,
у с т а н о в и л :
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Троицке и Троицком районе Челябинской области (далее по тексту – ГУ УПФ РФ в г.Троицке, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Областная больница г.Троицк» (далее по тексту – ГБУЗ «Областная больница г.Троицк»о взыскании финансовой санкции в сумме 710000 рублей 00 копеек за несвоевременное предоставление сведений индивидуального учёта за июль 2018 года.
Свои требования заявитель мотивирует тем, что сведения индивидуального учета по форме СЗВ – М за июль 2018 года страхователем были представлены в территориальный орган Пенсионного фонда 13 сентября 2018 года по телекоммуникационным каналам связи. Однако, срок предоставления ежемесячного отчета по форме СЗВ-М за июль 2018 года установлен не позднее 15 августа 2018 года. Таким образом, был нарушен срок предоставления сведений индивидуального учета, что является основанием для привлечения к ответственности по ст.17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996. «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования». Назначенный учреждению штраф ответчиком не оплачивается, в связи с чем, Пенсионный фонд обратился с иском в суд.
Ответчик отзыва и возражений по заявлению суду не представил.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании против требований заявителя возражал, пояснил, что сведения индивидуального учёта за июль 2018 года были направлены сотрудником учреждения в Пенсионный фонд своевременно – 13.08.2018, однако, как позднее было установлено, отправленный отчет не был доставлен в Пенсионный фонд по причине сбоя передачи данных в телекоммуникационной сети, имевшего место в период с 12.08.2018 по 17.08.2018, что подтверждается сведениями ООО «Уральские телесистемы», предоставляющим услуги связи по сети Интернет для ответчика.
Заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ГБУЗ «Областная больница г.Троицк», расположенное по адресу: 457100, Челябинская область, г.Троицк, Майская площадь, д.1, зарегистрировано в качестве юридического лица 07.09.1993 Администрацией города Троицка Челябинской области с присвоением индивидуального номера налогоплательщика 7418004412.
Общество состоит на учете в ГУ УПФ РФ в г.Троицке в качестве страхователя, имеет регистрационный номер 084-046-000075.
По данным истца ответчик не исполнил надлежащим образом обязанность по представлению в установленный срок органам Пенсионного фонда сведений индивидуального учета, чем нарушил требования статей 8, 11, 15 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996. «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту – Закон).
Согласно статье 1 указанного Закона, страхователями являются, в том числе, юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые ведут свою деятельность на территории Российской Федерации, осуществляют прием на работу по трудовому договору, а также заключают договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 указанного Закона, сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
На основании ст.11 указанного Закона, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) (п.2.2 ст.11).
Таким образом, страхователь обязан представить указанные сведения о застрахованных лицах за июль 2018 года не позднее 15 августа 2018 года.
В соответствии со ст.15 указанного Закона, страхователь обязан, в том числе в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В силу ст.17 указанного Закона, за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
По мнению заявителя, ответчик обязанность, предусмотренную законом, исполнил не надлежащим образом. Сведения персонифицированного учета о застрахованных лицах за июль 2018 года в органы Пенсионного фонда ответчиком представлены 13.08.2018, то есть с нарушением срока.
По факту не предоставления в установленный законом срок сведений персонифицированного учета о застрахованных лицах за июль 2018 года заявителем 19.09.2018. был составлен акт № 118 о нарушении Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996. «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», который направлен ответчику и оставлен им без внимания.
На основании составленного акта, 26.10.2018 ГУ УПФ РФ в г.Троицкевынесено решение № 117 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной ст.17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996. «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», и взыскании с ГБУЗ «Областная больница г.Троицк» штрафа в размере 710000 рублей 00 копеек за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за июль 2018 года.
Пунктом 2 решения ответчику было предложено уплатить штраф добровольно. Ответчик добровольно штраф не уплатил, что явилось основанием для обращения органа Пенсионного фонда в арбитражный суд.
На момент судебного заседания сведений об уплате ответчиком штрафа суду не представлено.
Как следует из пояснений ответчика, сведения индивидуального учёта за июль 2018 года были направлены в Пенсионный фонд своевременно – 13.08.2018, однако, не доставлены адресату по причине сбоя передачи данных в системе «Контур Экстерн». Доводы ответчика и представленные им доказательства заявителем не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Пенсионным фондом не были установлены все элементы состава налогового правонарушения.
В соответствии со ст.2 Федерального Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", правоотношения, связанные с осуществлением контроля за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст.106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность.
В силу ст.ст. 108-110 НК РФ, привлечение к налоговой ответственности производится по основаниям и в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. Необходимым признаком состава налогового правонарушения является вина в форме умысла или неосторожности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о привлечении к ответственности, в силу ч.1 ст.65 АПК РФ, возлагается на заявителя.
Вместе с тем, Пенсионным Фондом не представлено доказательств наличия вины страхователя в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена ст.17 Федерального Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Решение о привлечении к ответственности, в нарушение ст.101 НК РФ, не содержит сведений, подтверждающих, в результате каких неправомерных, виновно совершенных действий либо бездействия страхователя произошло правонарушение. Вина юридического лица в форме умысла или неосторожности, в силу требований ст.110 НК РФ, должна быть установлена и доказана органом, осуществляющим привлечение к административной ответственности.
В полномочия суда не входит установление признаков состава правонарушения, суд лишь проверяет правильность установления этих признаков органом, осуществляющим привлечение к ответственности. При этом суд не должен подменять Пенсионный Фонд в рассмотрении вопроса о наличии вины в действиях лица, привлекаемого к ответственности. Эти обстоятельства подлежали установлению Пенсионным Фондом в решении.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что при вынесении решения № 117 от 26.10.2018. управление Пенсионного фонда ограничилось лишь констатацией выявленного нарушения, однако, вопрос о наличии вины учреждения в совершении вменяемого ему правонарушения не исследовался.
В решении № 117 от 26.10.2018. не указано, в чем конкретно состоит вина юридического лица, привлекаемого к ответственности.
В то же время материалами дела подтверждается, что ГБУЗ «Областная больница г.Троицк» форма СЗВ-М за июль 2018 года создана и отправлена 13 августа 2018 года, что подтверждается объяснениями сотрудников, распечаткой электронной страницы программы «Контур-Экстерн» о создании и направлении файла 13.08.2018.
ГБУЗ «Областная больница г. Троицка» сделала запрос провайдеру ООО «Уральские телесистемы» был получен ответ,
Отчет, содержащий сведения персонифицированного учета, не был доставлен в Пенсионный фонд по причине сбоя в передаче данных, имевшего место в телекоммуникационной сети в период с 12 по 17 августа 2018 года, что подтверждается сообщением ООО «Уральские телесистемы», предоставляющим услуги связи по сети Интернет для ответчика (письмо исх. 234-ТР/2018 от 05.12.2018).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что вина организации в недоставке в установленный срок сведений индивидуального учета в Пенсионный фонд отсутствует, следовательно, недоказанным является наличие в действиях ответчика состава правонарушения, который подлежит установлению в соответствии с подп.2 п.5 ст.101 НК РФ.
При отсутствии состава правонарушения, юридическое лицо не может быть привлечено к ответственности и подвергнуто наказанию в виде штрафа, а потому в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 171, 216 АПК РФ, п.1 ч.1 ст.333.21 НК РФ, арбитражный суд
р е ш и л :
1.В удовлетворении требования Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Троицке и Троицком районе Челябинской области о взыскании с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная больница г.Троицк» финансовой санкции в сумме 710000 рублей 00 копеек за несвоевременное предоставление сведений индивидуального учёта за июль 2018 года по решению № 117 от 26.10.2018 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном учете, - отказать.
2.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья С.В. Зайцев
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aas.arbitr.ru) или Арбитражного суда Уральского округа (www.fаsuo.arbitr.ru).