ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-45086/09 от 04.02.2010 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

«11» февраля 2010 года Дело А76-45086/2009-58-909/98

Резолютивная часть решения оглашена 04 февраля 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено 11 февраля 2010 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лобановой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области, расположенном по адресу: г.Челябинск, ул. Воровского, 2, каб. 417

дело по заявлению

Прокурора Центрального района г.Челябинска

к Обществу с ограниченной ответственностью «Парковки плюс», г.Челябинск

о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя: Смолиной Е.В. – прокурора, удостоверение;

от лица, привлекаемого к ответственности: Сотниковой И.Г. – представителя по доверенности от 11.01.2010 (паспорт);

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Центрального района г.Челябинска (далее – заявитель, административный орган, прокурор) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Парковки плюс», г.Челябинск (далее – лицо, привлекаемое к ответственности, общество, ООО «Парковки плюс»), к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) (л.д. 2-4).

Представитель заявителя  в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении (л.д. 2-4), и просил суд привлечь Общество к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

Представитель лица, привлекаемого к ответственности в судебном заседании с заявленными требованиями Прокурора был не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве, пояснениях (л.д. 62-63, 96-97), общество осуществляет деятельность по размещению и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов – платных парковок, на основании договоров, заключенных с КУИиЗО г.Челябинска на право размещения (установки) и эксплуатации временного некапитального стационарного объекта. Под услугами платной парковки подразумевается предоставление места для стоянки (на срок не более 12 часов) легкового автотранспортного средства за плату, без элементов хранения и охраны. Парковочные места не имеют индивидуальной определенности. Общество не оказывает охранных услуг в отношении транспортных средств поставленных на парковку. По существу общество оказывает услуги хранения. Относительно правоустанавливающих документов на размещение парковки на земельном участке напротив дома 29 по ул.С.Юлаева, пояснил, что указанный участок Обществом используется после 04.12.2009 с параллельным оформлением документов на право пользования земельным участком.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Парковки плюс» зарегистрировано ИФНС России по Металлургическому району г.Челябинска 18.08.2006, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1067450024586 (л.д. 28, 39-40).

24.02.2009 Управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области выдано повторное свидетельство (взамен свидетельства №785968 серии 74 АА от 02.09.2008) серии 74 АВ 038886 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов – для расширения опытной базы, площадь участка – 67497774 кв.м, расположенного по адресу: Россия, Челябинская область, г.Челябинск, кадастровый номер 74:36:00 00 000:0262 (л.д. 9).

21.10.2009 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области обратилось к Прокурору Челябинской области с письменным обращением (Исх.№18830), в котором сообщалось, что в собственности Российской Федерации зарегистрирован земельный участок общей площадью 6749774 кв.м., с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262, из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Челябинская область, г.Челябинск. В границах данного земельного участка, по ул.Салавата Юлаева, напротив домов №25 и 29 расположены автостоянки, используемые ИП Антроповым А.И. и ООО «Инфомедиа». ТУ Росимущества по Челябинской области 01.10.2009 провело проверку использования данных автостоянок, в ходе которой указанным лицам было предписано в срок до 20.10.2009 представить документы, разрешающие использование земельного участка для размещения автостоянки. Однако, в установленный срок документы в адрес ТУ Росимущества по Челябинской области представлен не были. Использование данных земельных участков осуществляется без оформления правоустанавливающих документов, доходы от использования данных земельных участков, в федеральный бюджет не поступают (л.д. 8).

18.11.2009 Прокуратурой Челябинской области в адрес Прокурора Центрального района г.Челябинска было направлено для проверки обращение ТУ ФАУГИ по Челябинской области от 21.10.2009 №18830 по вопросу законности размещения автостоянок на земельном участке, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией, в районе домов 25, 29 по ул.С.Юлаева на территории Центрального района г.Челябинска (л.д. 7).

Сотрудником ОБППР ИАЗ ОМ №5 УВД по г.Челябинску 15.12.2009 в присутствии двух понятых и Игишева А.Л., был проведен осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов ООО «Парковки плюс» - автостоянки, расположенной по адресу: г.Челябинск, ул. С.Юлаева, д.21 (л.д. 11).

15.12.2009 Игишевым А.Л. были даны объяснения, из которых следует, что указанное лицо первый день работает на автостоянке, расположенной напротив домов по ул. С.Юлаева, 29. В обязанности входит охрана автотранспорта клиентов, сбор денежных средств, трудовой договор оформлен не был, автопарковка круглосуточная на 170 машиномест, тревожной кнопки нет, оплату за работу не оговаривали (л.д. 17). В материалы дела представлен трудовой договор, заключенный между ООО «Парковки плюс» и Игишевым А.Л. от 09.11.2009 в соответствии с условиями которого Игишев А.Л. принят на работу в ООО «Парковки плюс» в качестве оператора обособленных подразделений – парковок, местом постоянной работы является автостоянка по адресу: г.Челябинск, ул.С.Юлаева, д.29 (л.д. 18-19).

В ходе указанной проверки было установлено, что ООО «Парковки плюс» осуществляют охранную деятельность (охрану автомобилей, принадлежащих гражданам) на территории Центрального района, напротив дома 29 по ул.С.Юлаева. Правоустанавливающие документы на размещение автостоянки ООО «Парковки плюс» в установленном законом порядке не оформлены, договор аренды земли не заключен, лицензия на осуществление охранной деятельности у ООО «Парковки плюс» отсутствует.

16.12.2009 ТУ ФАУГИ по Челябинской области был составлен акт проверки использования и обмеров земельного участка, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 в присутствии генерального директора ООО «Парковки плюс», актом установлено, что земельный участок расположен вдоль ул.С.Юлаева, напротив жилого дома №29 на незастроенной территории земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации. На момент проверки земельный участок используется ООО «Парковки плюс» для размещения автостоянки, автостоянка функционирует. Земельный участок огорожен металлическим кованым забором, разрешающие документы на использование земельного участка отсутствуют, договор аренды земельного участка не заключался (л.д. 16).

16.12.2009 генеральным директором ООО «Парковки плюс» Аболенцевым Д.В. были даны объяснения, в которых указанное лицо пояснило, что общество осуществляет деятельность по организации и эксплуатации платных автостоянок и автопарковок на территории г.Челябинска. Также общество осуществляет деятельность по размещению и эксплуатации автостоянки по адресу напротив дома 29 по ул.С.Юлаева. Документы правоустанавливающие на занятый земельный участок площадью 4510 кв.м. под размещение автостоянки, не оформлены, но находятся в стадии оформления в ТУ ФАУГИ по Челябинской области. Автостоянка огорожена металлическим забором и рассчитана на 150 машиномест, работает круглосуточно, на ней дежурят посменно два сторожа, с которыми оформлены трудовые договоры. В обязанности указанных лиц входит охрана автотранспорта, забора, будки на стоянки. Одно машиноместо стоит 30 руб. в сутки и 800 руб. в месяц, клиентам выдаются бланки строгой отчетности, пояснить причину невыдачи бланка строгой отчетности в период проверки и отсутствие их на рабочем месте пояснить не смог. Пояснил также, что лицензии на охранную деятельность не имеет, факт самовольного занятия земельного участка признает, факт охранной деятельности на автостоянке, не признал, поскольку автомобили не охраняют, а сторожат (л.д. 10).

По результатам проверки Прокурором Центрального района г.Челябинска 16.12.2009 было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, с которым был ознакомлен законный представитель общества – генеральный директор, копия постановления вручена указанному лицу, о чем свидетельствуют его подписи в постановлении (л.д. 5-6).

Поскольку установленные при проведении проверки факты, являются нарушениями лицензионных требований и условий, ответственность за которые предусмотрена ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении общества к административной ответственности.

В ходе судебного заседания судом также установлено, что согласно протокола заседания комиссии по вопросам предоставления земельных участков в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов от 04.12.2009 №18, принято решение согласовать предоставление земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов на территории г.Челябинска – ООО «Парковки плюс» - автостоянка по адресу: ул. С.Юлаева, 29 – при условии получения согласования с владельцами земельных участков (л.д. 81-82).

18.12.2009 ТУ ФАУГИ по Челябинской области в адрес Общества было направлено письмо, в котором сообщалось, что в настоящее время рассмотрение вопроса предоставления земельного участка в аренду не представляется возможным, поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2008 №234 для федеральных органов государственной власти до 01.01.2012 установлен запрет на согласование сделок связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности. ООО «Парковки плюс» уведомлено о необходимости в срок до 25.12.2009 освободить земельный участок, восстановить земельный участок до первоначального состояния (л.д. 83).

В соответствии с ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами.

Прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении (пп.1 ч.1 ст. 25.11 КоАП РФ)

В силу ч.1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса (ч.2 ст. 28.4 КоАП РФ).

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направляемая на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с ч.1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Таким образом, привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса возможно только в случае, если деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), соответствует критериям, указанным в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности» в том числе, охрана имущества собственников относится к деятельности по оказанию услуг по охране.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» негосударственная (частная) охранная деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Следовательно, лицо, осуществляющее охранную деятельность, обязано иметь лицензию на ее осуществление.

Суд, исследовав и оценив, в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы административного дела установил, что Обществом осуществляется деятельность по охране автомобилей, принадлежащих гражданам.

Суд считает, что деятельность по предоставлению места для стоянки (на срок не более 12 часов) легкового автотранспортного средства за плату является деятельностью, от которой Общество получало прибыль, то есть является предпринимательской, кроме того, указанная деятельность была направлена на прием автомобилей граждан на охрану, обеспечение их охраны путем постоянного обхода, пресечение и отражение возможных нападений, попыток хищения либо уничтожения охраняемого имущества. Указанные обстоятельства подтверждены журналом учета автотранспорта (л.д. 41-60), должностной инструкцией оператора обособленных подразделений - парковок (л.д. 24). Свои услуги Общество предоставляло не на специально отведенной для осуществления им деятельности территории, а на дворовой (придомовой) территории.

На дату проведения проверки правоудостоверяющие документы на земельный участок и на право размещения временного некапитального стационарного объекта не оформлены.

При таких обстоятельствах, довод представителя общества о том, что им осуществляется хранение автотранспортных средств, судом отклоняется как необоснованный, поскольку из материалов административного дела следует, что осуществляемая им деятельность фактически является охранной деятельностью.

Факт совершения ООО «Парковки плюс» правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтвержден материалами дела: (л.д. 5-6, 7, 8, 9, 10, 11, 12-15, 16, 17, 18-19, 24-25, 26, 81-82, 83), а потому заявление о привлечении к административной ответственности подлежит удовлетворению.

Судом не установлено процессуальных нарушений со стороны прокурора при проведении проверки и составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Парковки плюс».

Срок, установленный ст.4.5 КоАП РФ на момент рассмотрения заявления прокурора Центрального района г.Челябинска не истек.

В соответствии со ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Суд, учитывая то обстоятельство, что правонарушение совершено впервые (административный орган не доказал обратного), считает возможным назначить наказание в виде наложения административного штрафа в размере – 40 000 рублей, что является минимальным размером санкции, установленной за данное правонарушение.

В силу ч. 1.1. ст. 29.10 КоАП РФ в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях») при применении ч. 1.1 ст. 29.10 КоАП РФ судам следует учитывать, что эта информация указывается и в решении арбитражного суда о привлечении лица к административной ответственности и наложении административного штрафа.

При этом суд разъясняет, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Перечислить сумму штрафа можно по следующим реквизитам: Получатель штрафа Управление Федерального казначейства по Челябинской области (Прокуратура Челябинской области) ИНН 7453042227, КПП 745301001, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области г.Челябинск, Счет получателя: 40101810400000010801, БИК 047501001, КБК 41511690040040000140, ОКАТО 75401000000.

В соответствии с п.15 Постановления Пленума ВАС РФ №10 от 02.06.2004 по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа будет выдан исполнительный лист.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные Прокурором Центрального района г.Челябинска требования удовлетворить.

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Парковки плюс», г.Челябинск, адрес: г.Челябинск, ш.Металлургов, 70Б, к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области путем подачи жалобы.

Судья: И.В.Мрез

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.аrbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.