ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-4593/11 от 14.07.2011 АС Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chelarbitr.ru

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Челябинск

«21» июля 2011 года   Дело № А76-4593/2011

Резолютивная часть решения объявлена 14.07.2011.

Решение в полном объеме изготовлено 21.07.2011.

Судья Арбитражного суда Челябинской области   Трапезникова Н.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Манаковой А.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Государственного учреждения – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

к 1)   Министерству социальных отношений Челябинской области, г.Челябинск

2)   Управлению социальной защиты населения администрации г.Троицка Челябинской области

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федерального казначейства по Челябинской области

о   взыскании в качестве возмещения вреда, причиненного в результате использования не по целевому назначению средств федерального бюджета в размере 1 048 471 руб. 63 коп.

при участии в заседании:

от заявителя:   ФИО1 – представителя по доверенности от 30.12.2010 № 3, служебное удостоверение; ФИО2 – представителя по доверенности от 30.12.10 № 2, служебное удостоверение;

от ответчиков:

1) от Министерства социальных отношений Челябинской области:

ФИО3 – представителя по доверенности от 05.07.2011 № 20-Ю, служебное удостоверение; ФИО4 – представителя по доверенности от

01.02.2011 № 6-Ю, служебное удостоверение;

2)   от Управления социальной защиты населения администрации г.Троицка: ФИО5 – начальника по распоряжению от 15.11.2010, служебное удостоверение;

от третьего лица:   не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству социальных отношений Челябинской области, Управлению социальной защиты населения администрации г. Троицка при участии третьего лица – УФК по Челябинской области о взыскании в качестве возмещения вреда, причиненного в результате использования не по целевому назначению средств федерального бюджета в размере 1 048 471 руб. 63 коп. (л.д.3-6, т.1).

Свои требования истец обосновывает следующим.

Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием установлена Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей.

Статья 4 Федерального закона № 81-ФЗ определяет источники финансирования расходов на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Указанная статья в редакции, действовавшей до 01.01.2010 г., предусматривала выплату единовременного пособия при рождении ребенка неработающим гражданам за счет средств Фонда социального страхования РФ, а ежемесячного пособия по уходу за ребенком - за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели в установленном порядке Фонду социального страхования Российской Федерации, с 01.01.2010 г. и единовременное пособие при рождении ребенка, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком - за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно ежегодно принимаемым федеральным законам о Бюджете Фонда социального страхования на соответствующий год бюджет Фонда социального страхования РФ формируется, в том числе, за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, на выплату пособий гражданам, имеющим детей, не подлежащим обязательному социальному страхованию.

В соответствии с пунктами 1,2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства от 12.02.1994 г. № 101, Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, управляет средствам государственного социального страхования. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат.

В соответствии с Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865, Правилами финансирования обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 866, действовавшими до 01.01.2010 г., Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 г. № 1012н и Правилами финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1162, действующими в настоящее время, на основании ежегодно заключаемых договоров и соглашений региональные отделения Фонда социального страхования РФ перечисляют органам социальной защиты населения субъектов РФ денежные средства на выплату указанных пособий.

По условиям всех договоров с Фондом и Соглашения, Министерство обязано осуществлять контроль за назначением и выплатой пособий муниципальными органами социальной защиты, обеспечить целевое использование полученных средств.

Под целевым использованием бюджетных средств согласно положений Бюджетного кодекса РФ, понимается направление и использование бюджетных средств на цели, соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Из вышеуказанных нормативных правовых актов, Соглашения и договоров следует, что условием получения Министерством бюджетных средств является направление этих средств на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей.

За период с ноября 2008 г. по февраль 2010 г. Министерством контроль должным образом не осуществлялся, в результате - не обеспечено целевое использование бюджетных средств в сумме 1 107 062,16 руб.

Законом № 81-ФЗ, Положением № 865, Порядком № 1012н установлено, что единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства одного из родителей.

На территории г.Троицка назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляет Управление социальной защиты населения администрации г.Троицка.

За период с ноября 2008 г. по февраль 2010 г. специалистом УСЗН г.Троицка ФИО6 похищены путем мошенничества средства федерального и областного бюджетов, предназначенные для выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в сумме 1 107 480,16 руб., что подтверждается вступившим в законную силу приговором Троицкого городского суда Челябинской области от 01.10.2010 г. Материалами уголовного дела установлено, что ФИО6, в указанный период, ежемесячно, при формировании документов на выплатном компьютере по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и единовременного пособия при рождении ребенка гражданам, имеющим детей, в сформированные ею списки вместо паспортных данных и номеров расчетного счета в банке некоторых получателей, вносила свои паспортные данные и данные своих расчетных счетов. Сформированный таким образом файл передавался по системе «Клиент-банк» в Троицкое отделение № 210 Сбербанка РФ для перечисления денежных средств на счета указанных в нем граждан, в том числе ФИО6, которая получателем пособий не являлась. Затем заменяла личные данные на данные получателей выплат распечатывала их на бумажном носителе и оставляла их в УСЗН для отчета. Затем снимала денежные средства со своего счета и распоряжалась ими по своему усмотрению.

Таким образом, средства федерального и областного бюджетов в сумме 1 107 480,16 руб., предназначенные для выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, перечислены на банковские счета лица, не имеющего право на получение государственных пособий, т.е. средства, направлены на цели, не соответствующие условиям их получения.

Проверкой проведенной специалистами ГУ ЧРО ФСС РФ в УСЗН администрации г.Троицка (справка от 15.09.2010 г. № 17), а также последующими мероприятиями сверки с Троицким отделением № 210 Сбербанка РФ), подтверждены факты невыплаты государственных пособий за счет средств федерального бюджета в сумме 1 107 062,16 руб. и за счет средств областного бюджета в сумме 418,00 руб.

На основании результатов проверки управляющим ГУ - ЧРО ФСС вынесено решение от 02.02.2011 г. № 2 о непринятии расходов, произведенных уполномоченным органом, в счет средств, полученных от отделения Фонда на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке. Указанным решением Министерству предложено возместить сумму расходов, не принятых в счет средств, полученных от отделения Фонда на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке.

Истец представил пояснение в порядке ст.81 АПК РФ, в котором указывает на следующее.

УСЗН со ссылкой на преюдицию приговора Троицкого городского суда Челябинской области от 01.10.2010 г. указывает, что ФИО6 совершила хищение чужого имущества в размере 1 048 889,23 руб., т.е. является причинителем вреда. ГУ ЧРО ФСС данный факт не оспаривает. При этом обращает внимание на то, что лицо, причинившее вред имуществу юридического лица, обязано возместить его в полном объеме согласно части 1 ст.1064 ГК РФ, обязанность возмещения вреда может быть возложена законом на лицо, не являющееся причинителем вреда.

На основании статьи 1068 Гражданского кодекса РФ, установлено, что вред, причиненный работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, возмещает юридическое лицо. Работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора.

Вышеуказанным приговором суда определено, что ФИО6 работая в УСЗН, совершила хищение чужого имущества путем мошенничества и злоупотребления доверием.

Таким образом, в силу прямого указания ст.1068 ГК РФ, УСЗН обязано возместить вред ГУ - ЧРО ФСС РФ, причиненный незаконными действиями своего работника. При этом, указанная норма закона не предусматривает наличия договорных отношений, следовательно ссылка УСЗН на их отсутствие не состоятельна. На основании изложенного, ГУ-ЧРО ФСС РФ считает, что именно УСЗН является надлежащим ответчиком по спорным правоотношениям.

Учитывая, что приговором установлено совершение хищения денежных средств ФИО6, арбитражному суду в ходе рассмотрения настоящего спора предстоит установить иные обстоятельства, а именно: лицо, которому причинен вред.

В настоящее время УСЗН в нарушение части 1 статьи 1081 ГК РФ не возместив вред, причиненный работником при исполнении им трудовых обязанностей, получает взыскиваемые с ФИО6 денежные средства.

Ответчиком - Министерством социальных отношений Челябинской области был представлен отзыв, в котором приводятся следующие возражения против иска.

Так, Министерство социальных отношений Челябинской области считает себя ненадлежащим ответчиком, в силу следующего.

Для применения ответственности в виде взыскания убытков, предусмотренных ст.ст.15,1064 ГК РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего: факт наступления вреда, доказанности размера убытков; противоправность (незаконность) действий (бездействия) причинителя вреда; наличие причинной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями; вину причинителя вреда.

В сложившейся ситуации Минсоцотношений противоправных действий (бездействия) по нецелевому расходованию бюджетных средств не совершало. Вины Министерства в возникновении вреда нет.

Как указано в исковом заявлении, взыскиваемая сумма была похищена бывшим сотрудником Управления социальной защиты населения администрации г.Троицка ФИО6, замещавшей должность муниципальной службы.

Данный факт подтвержден приговором Троицкого городского суда от 01.10.2010 г., вступившим в законную силу 12.10.2010 г.

Таким образом, достоверно установлено, что вред причинен непосредственной ФИО6

Министерство обеспечивает целевое использование средств федерального бюджета, направляя поступившие от ФСС денежные средства Управлению на основании его заявок на финансовое обеспечение расходов и складывающейся фактической потребности в средствах на выплату пособий.

Денежные средства перечислялись Управлению именно на выплату пособий гражданам, а не на какие-либо иные цели.

Все пособия назначались, а также готовились документы на выплату в соответствии с их назначением, следовательно, оснований утверждать, что Министерство использовало денежные средства не по их целевому назначению, не имеется.

Способ перечисления денежных средств на счет ФИО6 был следующим: сформированные надлежащие бумажные и электронные списки на выплату государственных пособий проходили соответствующую сверку по соответствию суммы, указанной в списке и суммы финансирования, подписывались соответствующими должностными лицами Управления. Затем перед отправкой в банк, в SB_MODEMе (программа формирования электронных списков) ФИО6 вручную корректировала электронные списки, заменяя либо удаляя фамилии и номера счетов граждан, имеющих право на получение пособий, своей фамилией и своим номером счета. Списки, с внесенными в них изменениями, ФИО6 передавала начальнику сектора информационного и программного обеспечения, в обязанности которого входило заверение их электронно-цифровыми подписями начальника финансово-экономического отдела Управления и начальника Управления и отправка в ОСБ № 210 по системе «Клиент-Сбербанк».

После зачисления сумм банк присылал файлы «обратного счета», в которых указывалась общая (итоговая) сумма зачисленных средств, без указания Ф.И.О. конкретных получателей и зачисленных им сумм.

В Управлении оставались правильно составленные бумажные и электронные списки в выплатной программе, а неверные списки, не удаленные ФИО6, при проведении проверки были обнаружены в SB_MODEMе.

Таким образом отследить, перечисление денежных средств на счет ФИО6 было возможно после их непосредственного перечисления на счета граждан.

Законных оснований для предоставления банком Министерству сведений о суммах перечисления гражданам - получателям пособий денежных средств не имеется.

Таким образом, факт причинения Министерством вреда истцу, факт использования Министерством бюджетных средств не по целевому назначению не доказаны, вследствие чего законных оснований для взыскания с Министерства заявленной суммы не имеется.

Также Министерством социальных отношений Челябинской области в материалы дела было представлено дополнение к отзыву от 04.07.2011 г. № 2917-Ю, в котором приводится следующее.

Министерству о сложившейся ситуации стало известно от начальника Управления (служебная записка от 25.02.2010 г.). После чего, Министерство обратилось к Прокурору г.Троицка, в том числе с просьбой подвергнуть ФИО6 уголовному преследованию. Была проведена проверка для подтверждения выявленных фактов хищения.

В целях усиления контроля за целевым использованием средств федерального и областного бюджетов, соблюдением всех технологических процедур на каждом этапе формирования и выплаты государственных пособий специалистами управлений социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов области приняты меры:

-30.03.2010 г. направлено письмо об ужесточении требований, предъявляемых к формированию и обработке выплатных документов и электронному документообороту со Сбербанком РФ;

-15.12.2010 г. издан приказ № 395 «О проведении инвентаризации личных дел получателей пособий, мер социальной поддержки и субсидий на оплату ЖКХ»;

-24.12.2010 г. было направлено методическое письмо о порядке проведения инвентаризации личных дел получателей пособий. Всеми управлениями в срок до 01.02.2011 г. была проведена инвентаризация выплатных дел получателей социальных выплат и представлена информация. Были проинвентаризированы около 350 тысяч выплатных дел получателей социальных выплат;

-07.02.2011 г. было направлено письмо о мероприятиях по усилению контроля за целевым использованием денежных средств. В письме был предложен ряд мер по предотвращению нарушений бюджетного законодательства в УСЗН, что и было сделано управлениями.

Договор на банковское обслуживание граждан с Троицким отделением Сбербанка Министерство не заключало. Законных оснований для представления банком Министерству сведений о суммах перечисления гражданам-получателям пособий денежных средств не имеется.

Между Министерством и АК Сбербанком РФ (Челябинское отделение) заключались «Соглашения о сотрудничестве» в целях осуществления совместной деятельности по организации управлениями социальной защиты населения муниципальных образований области социальных выплат в отделения банка для зачисления ими на лицевые счета граждан: в 2008 г. № 1380 от 26.12.2007 г., в 2009 г. № 14 от 11.01.2009 г., в 2010 г. № 20 от 19.01.2010 г.

Согласно указанным соглашениям, Министерство и Банк ежегодно утверждали типовой договор, который определял порядок и сроки зачисления социальных выплат (в том числе детских пособий) на счета получателей и порядок оплаты услуг банка по зачислению. Исполнение типового договора являлось обязательным для УСЗН и филиалов банка на территории Челябинской области.

Каких-либо условий о доступе Министерства к информации составляющей банковскую тайну (в том числе: какому гражданину, на какой счет, когда и сколько денежных средств было перечислено Банком), соглашения не содержат.

Министерство не наделено полномочиями по контролю за проведением банковских операций.

Контроль за перечислением денежных средств получателям пособий, назначенных Управлением, осуществлялся Министерством следующим образом.

Отделом организации выплаты социальных пособий и компенсаций Министерства осуществляется проверка выплаченных сумм посредством ежемесячного тестирования баз данных управлений через сформированный Реестр лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком до 1,5 лет, не подлежащих обязательному социальному страхованию и получающих ежемесячное по уходу за ребенком, на предмет соответствия:

-сумм денежных средств, направленных на финансирование с фактически выплаченными суммами;

-соответствие выплаченной суммы периоду выплаты;

-паспортных данных получателя пособия;

-реквизитов свидетельства о рождении ребенка. Формат указанного выше реестра определен постановлением Фонда социального страхования РФ от 10.02.2010 г. № 31.

Осуществляется проверка заявленной на финансирование суммы по журналам учета, которые формируются автоматически при помощи программного комплекса «АРМ специалиста по выплате пособий и компенсаций». В журнале просчитывается баланс по графам, итоговая сумма, положенная к выплате идентифицируется с суммой, указанной в заявке.

Вторым ответчиком - Управлением социальной защиты населения администрации г.Троицка представлен отзыв от 22.06.2011 г. № 400-Ю в котором приводятся нижеследующие возражения против иска.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» (действовавшим до 01.01.2010 г.), Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (действующим с 01.01.2010 г.), выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится территориальными органами социальной защиты населения.

Средства на выплату государственных пособий перечисляются региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации органам социальной защиты субъекта РФ на основании заключенных между ними договоров.

После поступления средств органам социальной защиты субъектов РФ, они перечисляются на счета территориальных органов социальной защиты населения.

В период с ноября 2008 г. по февраль 2010 г. бывшим работником отдела выплат УСЗН ФИО6 совершались хищения денежных средств, предназначенных для выплаты государственных гражданам, имеющим детей.

В этот же период в УСЗН Троицким отделом № 13 Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации проводились сплошные проверки назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей. Согласно справкам о проведенных проверках, нарушений в расходовании средств Фонда социального страхования установлено не было.

Факт хищения денежных средств был выявлен 19.02.2010 г. начальником отдела выплат УСЗН и доведен до сведения начальника УСЗН. В ходе служебной проверки, проведенной в УСЗН, было установлено хищение денежных средств первоначально на сумму 962 545,55 руб. Точную сумму похищенных денежных средств установить не представилось возможным в связи с тем, что ФИО6 удаляла некоторые, исправленные ею, электронные списки получателей пособий, в которых была её фамилия. Материалы служебной проверки были переданы УСЗН в прокуратуру города Троицка, откуда они поступили в следственный отдел при ОВД по Троицкому городскому округу, где в отношении ФИО6 было возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.159 УК РФ. УСЗН в данном деле было признано потерпевшим. Уголовное дело было расследовано и передано в Троицкий городской суд.

В соответствии с приговором Троицкого городского суда Челябинской области от 01.10.2010 г., вступившим в законную силу 12.10.2010 г., ФИО6, совершила преступление, предусмотренное частью 4 статьи 159 УК РФ, т.е. хищение чужого имущества в размере 1 048 889 руб. 23 коп. путем обмана и злоупотреблением доверием, т.е. явилась лицом, причинившим вред.

Согласно ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Между УСЗН и Государственным учреждением - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не существовало договорных отношений, следовательно, никаких обязательств, в том числе и обязательств по возмещению вреда, УСЗН перед данным учреждением иметь не может.

Факт причинения вреда Управлением социальной защиты населения администрации г.Троицка Государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не доказан.

УСЗН является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому делу.

Управлением социальной защиты населения администрации г.Троицка было представлено дополнение к отзыву от 12.07.2011 г. № 454-Ю, в котором последнее указывает на следующее.

Работая в УСЗН ФИО6 являлась муниципальным служащим и должностным лицом органа местного самоуправления.

Решением Собрания депутатов города Троицка от 21.04.2010 г. № 36 «О реестре должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления города Троицка» утвержден реестр должностей муниципальной службы в городе Троицке.

В должностные обязанности ФИО6 входили обязанности по организации и непосредственному осуществлению деятельности отдела по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, контроль за работой специалистов отдела в части соблюдения процедур и сроков выплаты пособий, выполнение обязанностей начальника отдела во время его отсутствия, что подтверждается её должностными инструкциями, а также документами (распоряжениями УСЗН, протоколами заседания комиссии УСЗН по социальному страхованию), свидетельствующими о неоднократном длительном отсутствии начальника отдела выплат ФИО7, в связи с чем, ФИО6 исполняла обязанности начальника отдела, т.е. осуществляла организационно-распорядительные функции.

Таким образом, учитывая, что ФИО6 являлась должностным лицом органа местного самоуправления, при рассмотрении настоящего дела не может быть применена статья 1068 ГК РФ, а должна быть применена ст.1069 ГК РФ, устанавливающая ответственность за вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, который возмещается за счет казны муниципального образования.

УСЗН, являясь структурным подразделением исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации города Троицка, входит в единую систему социальной защиты населения Челябинской области и осуществляет функции по решению вопросов местного значения в сфере социальных отношений, а также по исполнению отдельных государственных полномочий (к которым относятся и полномочия по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей) в области социальной защиты населения на территории г.Троицка. Самостоятельных источников дохода УСЗН не имеет, финансирование УСЗН является целевым и осуществляется (при исполнении переданных государственных полномочий) за счет средств областного бюджета.

В судебном заседании 07.07.2011 объявлялся перерыв до 14.07.2011 до 14 часов 20 минут. Информация о перерыве в судебном заседании была размещена в сети «Интернет» на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области http: www.chelarbitr.ru.

Изучив представленные по делу доказательства в их совокупности, заслушав представителей сторон, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению  по следующим основаниям.

Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ зарегистрировано Администрацией города Челябинска (Управление государственной регистрации г.Челябинска) 23.10.2000 г., ОГРН <***> (л.д.10, т.1).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Источники выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, установлены в статье 4 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Согласно статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции действующей в 2008-2009 г.г.), выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка (за исключением пособий, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящей части), ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию; лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке Фонду социального страхования Российской Федерации на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию (за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренного абзацами вторым и третьим настоящей части).

Согласно статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции действующей с 2010 г.), выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования (за исключением единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренных абзацем третьим настоящей части). Порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 23 Положения «О назначении и выплате государственных пособий гражданам имеющим детей» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865 (действовало в период в 2008-2009 г.г.), единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющего, по месту работы (службы, учебы), а если родители либо лицо, их заменяющее, не работает (не служит, не учится) - органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.

Согласно подпункта «б» пункта 41 Положения «О назначении и выплате государственных пособий гражданам имеющим детей» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865 (действовало в 2008-2009 г.г.), ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается лицам указанным в подпунктах «г» и «д» пункта 35 Настоящего Положения, - в органах социальной защиты населения по месту жительства, по месту службы.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 41 Положения «О назначении и выплате государственных пособий гражданам имеющим детей» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865 (действовавшее в 2008-2009 г.г.), лицам, указанным в подпунктах «е» - «з» пункта 35 настоящего положения, - по месту учебы, в органах социальной защиты населения по месту жительства, по месту службы мужа.

На основании пункта 27 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам имеющим детей, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 г. № 1012н (действующее в 2010 г. и по настоящее время), в случае, если оба родителя либо лицо, их заменяющее, не работают (не служат) либо обучаются по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) одного из родителей, либо лица, его заменяющего.

Согласно подпункта «б» пункта 45 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам имеющим детей, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 г. № 1012н (действующее в 2010 г. и по настоящее время), ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается лицам, указанным в подпунктах «в» и «г» пункта 39 настоящего порядка, - в органах социальной защиты населения по месту жительства, по месту службы.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 45 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам имеющим детей, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 г. № 1012н (действующее в 2010 г. и по настоящее время), ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается лицам, указанным в подпунктах «д» - «ж» пункта 39 настоящего порядка, - в органах социальной защиты населения по месту жительства, по месту службы мужа.

Согласно пункта 5 Правил финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособий гражданам, имеющим детей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 866 (действовавшие в 2008,2009 г.г.), региональные отделения Фонда перечисляют органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации средства на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия в соответствии с договорами между региональными отделениями Фонда и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, заключаемыми в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 866.

В силу пункта 5 Правил финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, утвержденных Постановлением Правительства от 31.12.2009 г. № 1162 (действовавшие в 2010 г. и по настоящее время), территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней с даты поступления средств, но не позднее 10-го числа текущего месяца, перечисляет уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) средства на финансирование расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, на основании договора, заключенного ими в соответствии с типовой формой, прилагаемой к настоящим Правилам.

Во исполнение приведенных нормативных актов между ГУ ЧРО ФСС РФ и Министерством социальных отношений Челябинской области (получатель) было заключено соглашение от 01.01.2005 г., предметом которого явилось финансирование «Получателя» для осуществления выплаты единовременного пособия при рождении ребенка неработающим гражданам; пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и других организаций в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными; ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и других организаций, включая расходы, связанные с их доставкой и пересылкой в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ (л.д.97-97, т.1).

09.01.2008 г. между Государственным учреждением – Челябинским региональным отделением Фонда социального страхования РФ и Министерством социальных отношений Челябинской области был заключен договор № 51/155, в силу которого Фонд осуществляет перечисление средств Министерству для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 866 «О порядке финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865 (л.д.100-102, т.1).

24.12.2008 г. (13.01.2009 г.) между Государственным учреждением - Челябинским региональным отделением Фонда социального страхования РФ и Министерством социальных отношений Челябинской области был заключен договор № 1058/1, в силу которого Фонд осуществляет перечисление средств Министерству для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 866 «О порядке финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865 (л.д.105-107, т.1).

06.07.2009 г. (08.07.2009 г.) между Государственным учреждением - Челябинским региональным отделением Фонда социального страхования РФ и Министерством социальных отношений Челябинской области был заключен договор № 541, в силу которого в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Фонд осуществляет перечисление средств Министерству для выплаты:

-единовременного пособия при рождении ребенка неработающим гражданам;

-пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

-ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

-расходов, связанных с их доставкой и пересылкой (л.д.111-113, т.1).

31.12.2009 г. между Государственным учреждением - Челябинским региональным отделением Фонда социального страхования РФ и Министерством социальных отношений Челябинской области был заключен договор № 974, предметом которого является финансовое обеспечение Фондом расходов на выплату Уполномоченным органом отдельных видов государственных пособий лицам, неподлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, согласно Правилам финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, неподлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1162 (л.д.108-110, т.1).

29.07.2010 г. Государственным учреждением - Челябинским региональным отделением Фонда социального страхования было принято решение о проведении проверки муниципального органа социальной защиты населения № 10 осзн - Управления социальной защиты населения администрации г.Троицка с целью проверки расходования Управлением социальной защиты населения Администрации г.Троицка средств на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, а также расходование Управлением социальной защиты населения администрации г.Троицка средств на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке. (л.д.35-36, т.1).

По итогам такой проверки была составлена справка от 15.09.2010 г. № 17 были отражены выявленные проверяющими нарушения (л.д.37-54, т.1).

В указанной справке от 15.09.2010 г. № 17 проверяющими были произведены выводы о наличии ряда нарушений законодательства, а именно: «…Проверкой, проведенной в порядке внутреннего контроля специалистами Министерства социальных отношений Челябинской области и специалистами Управления социальной защиты населения администрации г.Троицка, установлены факты хищения денежных средств работником Управления социальной защиты населения администрации г.Троицка - ФИО6 на сумму 719 941,68 руб. из средств, предназначенных для выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Задолженность перед получателями пособий за 2009 г. и 2 месяца 2010 г., которым оно назначено, но не выплачено, или выплачено не полностью, установлена в сумме 969 525,83 руб.

На момент проверки, в нарушение Порядка предоставления отчета о расходовании средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, утвержденного постановлением Фонда социального страхования РФ от 10.02.2010 г. № 31, суммы неправомерно произведенных расходов, установленные актом от 16.03.2010 г., не были отражены в отчетных данных о расходовании средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, что повлекло за собой искажение отчетных данных, заявленных на выплату пособий сумм. Представленные Управлением социальной защиты населения администрации г.Троицка в Министерство социальных отношений отчетные данные по расходованию средств не соответствуют фактически произведенным расходам: остаток средств на начало 2010 г. занижен на сумму 571 202,32 руб., суммы фактически перечисленных средств получателям за январь и февраль 2010 г. завышены на общую сумму 148 739,36 руб., в том числе:

-январь 2010 г.: на выплату единовременного пособия при рождении ребенка на сумму 22 976,68 руб., на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком на сумму 46 000,00 руб.;

-февраль 2010 г.: на выплату единовременного пособия при рождении ребенка на сумму 36 762,68 руб., на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком на сумму 43 000,00 руб.

Вышеуказанные суммы, предназначенные на выплату государственных пособий, были перечислены на банковский счет ФИО6 - бывшего работника Управления социальной защиты населения администрации г.Троицка.

В реестре лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенных (прекративших деятельность, полномочия) в установленном порядке, получающих ежемесячное пособие по уходу за ребенком, представленных Управлением социальной защиты населения администрации г.Троицка в Министерство социальных отношений Челябинской области в ГУ - Челябинское региональное отделение ФСС РФ за период с января 2009 г. по февраль 2010 г., ФИО6, как получатель пособия, отсутствует.

При проверке электронных списков SB_MODEM, направленных в Троицкое отделение № 210 ОАО Сбербанка России для зачисления денежных средств на лицевые счета получателей пособий, была обнаружена фамилия ведущего специалиста отдела выплат ФИО6, в должностные обязанности которой входило перечисление государственных пособий гражданам, имеющих детей. Общая сумма перечислений денежных средств на счета, открытые на её имя в Троицком отделении № 210 ОАО Сбербанка России, установленная по результатам внутреннего контроля за период с декабря 2008 г. по февраль 2010 г. включительно, составила 719 941,68 руб.

Одновременно, внутренним контролем установлены граждане, которым назначены, но не выплачены (выплачены не полностью) государственные пособия на общую сумму 969 525,83 руб. за период с декабря 2008 г. по февраль 2010 г. (в том числе за январь-февраль 2010 г. в сумме 222 818,23 руб.). Прокуратурой г.Троицка на основании заявления начальника Управления социальной защиты населения администрации г.Троицка нецелевым образом и материалов проверки возбуждено уголовное дело….» (процитировано из справки от 15.09.2010 г. № 17).

Проведенной ГУ ЧРО ФСС РФ в УСЗН администрации г.Троицка (справка от 15.09.2010 г. № 17), а также последующими мероприятиями сверки с Троицким отделением № 210 Сбербанка РФ, подтверждены факты невыплаты государственных пособий за счет средств федерального бюджета в сумме 1 107 062,16 руб. в связи с неправомерными действиями ФИО6 (бывшего работника УСЗН администрации г.Троицка).

02.02.2011 г. истцом было принято решение № 2 (л.д.69-71, т.1), в силу которого Фонд не принял в счет средств, полученных от Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке расходы в сумме 1 175 534,69 руб., в частности по основанию хищения ФИО6 (работником УСЗН администрации Троицкого городского округа) средств федерального бюджета, направленных региональным отделением Фонда на выплату отдельных видов государственных пособий в сумме 1 107 062,16 руб.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для возмещения вреда истец должен доказать совокупность следующих обстоятельств: факт причинения вреда и его размер, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между указанными обстоятельствами, а также вину лица, причинившего вред.

Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого лица, участвующего в деле, доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Недоказанность хотя бы одного из указанных условий влечет за собой отказ в возмещении вреда.

Разрешая спор в отношении исковых требований к Управлению социальной защиты населения администрации г.Троицка суд исходит из того имеются основания для наступления деликтной ответственности, и именно имеет место совокупность условий для её возникновения: наступление вреда (наличие и размер понесенных истцом убытков); противоправность поведения причинителя вреда; причинную связь между противоправным поведением и убытками; вина причинителя вреда.

В силу пункта 1 статьи 1068 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

В материалах дела имеется приговор Троицкого городского суда Челябинской области от 01.10.2010 г., вступивший в законную силу 12.10.2010 г., которым суд признал ФИО6 виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, и назначил ей наказание в виде лишения свободы сроком на 5 (пять) лет без штрафа с отбыванием в исправительной колонии общего режима с отсрочкой реального отбывания наказания до достижения ее сыном ДД.ММ.ГГГГ г. рождения 14-летнего возраста (л.д.78-81, т.1).

В приговоре от 01.10.2010 г. Троицкого городского суда Челябинской области содержится вывод о том, что ФИО6 в период времени с ноября 2008 г. по февраль 2010 г. похитила путем мошенничества денежные средства из средств Фонда социального страхования РФ в сумме 1 107 480 руб. 16 коп., причинив УСЗН Администрации г.Троицка особо крупный материальный ущерб. В ходе следствия ущерб частично возмещен. Сумма невозмещенного ущерба 1 048 889 руб. 23 коп.

На основании части 4 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом.

Согласно п.1 Положения об Управлении социальной защиты населения администрации г.Троицка, утвержденного Решением Собрания депутатов города Троицка от 23.05.2007 г. № 76,  Управление социальной защиты населения администрации г.Троицка является структурным подразделением исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации г.Троицка, входящим в единую систему социальной защиты населения Челябинской области, осуществляющим функции по решению вопросов местного значения в сфере социальных отношений, а также по исполнению отдельных государственных полномочий в области социальной защиты населения на территории города Троицка.

В силу пункта 5 раздела «Общие положения» Положения об Управлении социальной защиты населения администрации г.Троицка, утвержденного Решением Собрания депутатов города Троицка от 23.05.2007 г. № 76, управление наделяется правами юридического лица имеет круглую печать с полным наименованием и изображением герба города Троицка, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, закрепленное в соответствии с законодательством имущество.

В период причинения вреда истцу ФИО6 состояла в трудовых отношениях с Управлением социальной защиты населения администрации г.Троицка Челябинской области (с ответчиком) - в период с 01.06.2007 г. по 24.02.2010 г. работала в должности ведущего специалиста отдела выплат УСЗН.

Суд приходит к выводам о том, что истцом доказано наличие в действиях ответчика - Управления социальной защиты населения администрации г. Троицка признаков противоправности, прямой причинно-следственной связи между заявленными убытками и действиями учреждения, и наличии оснований для удовлетворения требований фонда о взыскании с учреждения ущерба.

В связи с чем, суд полагает возможным применить к рассматриваемым правоотношением положения пункта 1 статьи 1068 Гражданского кодекса РФ.

Основаниями, побудившими суд удовлетворить требования истца к Управлению социальной защиты населения администрации г.Троицка послужило также следующее.

В рамках уголовного дела в отношении ФИО6 Управление социальной защиты предъявило гражданский иск о взыскании с неё материального ущерба в сумме 1 048 889,23 руб.

Приговором Троицкого городского суда Челябинской области от 01.10.2010 г. был удовлетворен гражданский иск о взыскании с ФИО6 в пользу Управления социальной защиты администрации г.Троицка Челябинской области суммы 1 048 889 руб. 23 коп.

Между тем, Троицким городским судом не была возложена обязанность на Управление социальной защиты населения администрации г.Троицка по перечислению в федеральный бюджет или бюджет Фонда взысканных по приговору суда от 01.10.2010 г. средств с ФИО6

В связи с чем возникла ситуация при которой Управление социальной защиты населения администрации г.Троицка получив от ФИО6 возмещение вреда, не имеет законных оснований аккумулировать у себя эти средства (средства федерального бюджета), а потому для устранения нарушения публичного интереса (интереса федерального бюджета) необходимо также и в связи с этим обстоятельством, взыскать с Управления социальной защиты населения администрации г.Троицка в качестве возмещения вреда, причиненного в результате использования не по целевому назначению средств федерального бюджета сумму 1 048 471 руб. 63 коп.

Суд не может согласиться с позицией Управления социальной защиты населения администрации г.Троицка о применении к рассматриваемым отношениям статьи 1069 Гражданского кодекса РФ, в связи со следующим.

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статья 1069 Гражданского кодекса РФ является специальной по отношению к общим нормам о гражданской ответственности. Специфичен и субъект правонарушения - это перечисленные в законодательстве государственные органы и должностные лица, которые действуют во исполнение своих полномочий (в остальных случаях они несут гражданскую ответственность на общих основаниях).

Статьей 1069 Гражданского кодекса РФ, учитываются незаконные деяния не любого работника государственных органов и органов местного самоуправления, а лишь должностных лиц.

Согласно Положению об УСЗН, принятому решением Собрания депутатов от 18.02.2009 г. № 13, УСЗН является структурным подразделением исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации города Троицка.

В силу статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) но организации деятельности органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02.03.2007 года   25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Специальное определение также содержится в главе 30 Уголовного кодекса РФ, в которой устанавливается уголовная ответственность должностного лица за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Должностным лицом при этом признается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (ст. 285 УК).

Для возмещения вреда по статье 1069 Гражданского кодекса РФ он должен быть причинен не просто при исполнении служебных обязанностей, но именно в результате служебных действий, основанных на властном волеизъявлении (абзац третий п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").

Ведь иные действия, хотя и совершаемые в сфере административного управления, но не носящие властный характер и не подлежащие обязательному исполнению, к числу административных актов не относятся.

Это так называемые материально-технические действия (выполнение какой-либо хозяйственной или технической функции).

Поэтому при причинении вреда должностным лицом властного органа ответственность по статье 1069 Гражданского кодекса РФ наступает только за вред, причиненный в рамках служебных обязанностей, т.е. действий, из которых складывается соответствующий акт административного управления, не отделимых от этого акта, совершенных в рамках круга обязанностей, возложенных в законном порядке на лицо, причинившее вред.

Суд не считает, что ФИО6 выполняла организационно-распорядительные функции по выплате пособий в Управлении социальной защиты населения администрации г.Троицка или по организации деятельности этого органа.

В материалы дела был представлен трудовой договор, заключенный 01.06.2007 г. Управлением социальной защиты населения администрации города Троицка (работодателем) и ФИО6 (работником), по условиям которого работник принимается на работу в качестве ведущего специалиста отдела выплат, с подчинением непосредственно начальнику отдела.

Также была представлена должностная инструкция ведущего специалиста отдела выплат Управления социальной защиты населения администрации г.Троицка, утвержденной начальником Управления социальной защиты населения администрации г.Троицка 14.06.2007 г., на основании которой ведущий специалист отдела выплат обязан своевременно и качественно исполнять распоряжения и указания начальника Управления и начальника отдела в соответствии с задачами и функциями отдела; в отсутствие начальника отдела выплат выполнять обязанности и функции начальника отдела, определенные его должностной инструкцией и нести ответственность за работу отдела; соблюдать установленные действующим законодательством процедуры и сроки выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей согласно утвержденного плана - графика работы на выплатном компьютере с программным комплексом «АРМ специалиста по выплате». Осуществлять контроль за соблюдением специалистами отдела данных процедур; осуществлять проведение тестов по выплатной информации; осуществлять контроль за правильностью переданных на выплату личных дел государственных пособий гражданам имеющим детей; осуществлять формирование документов по выплате государственных пособий, гражданам имеющим детей, на выплатном компьютере; осуществлять подшивку документов по выплате пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет; участвовать в подготовке и проведении технической учебы; обеспечивать организационно-методическое руководство и практическую помощь специалистам отдела по вопросам выплаты; составлять отчеты, заявки и реестр по выплате: ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста до 1,5 лет, единовременного пособия при рождении ребенка; осуществлять проверку личных дел получателей государственного пособия, списываемых в архив; контролировать делопроизводство отдела, эффективное взаимодействие отдела с другими подразделениями управления; поддерживать и повышать уровень квалификации, владеть ПК и другой оргтехникой в объеме, достаточном для выполнения работы в рамках задач и функций отдела и исполнения и своих должностных обязанностей; при возникновении причин, ведущих к срыву исполнения заданий ставить в известность начальника отдела.

15 июля 2009 г. утверждена другая должностная инструкция ведущего специалиста отдела выплат Управления социальной защиты населения администрации г.Троицка, представленная также в материалы дела, предусматривающая следующие обязанности: своевременно и в полном объеме исполнять законные указания начальника отдела, законные распоряжения начальника Управления (лиц, их заменяющих), требования нормативных правовых актов и иных документов, регулирующих деятельность специалиста); соблюдать установленные действующим законодательством процедуры и сроки выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей согласно утвержденного плана-графика работы на выплатном компьютере с программным комплексом «АРМ специалиста по выплате». Осуществлять контроль за соблюдением специалистами отдела, данных процедур; осуществлять проведение тестов по выплатной информации; принимать на выплату личные дела получателей государственных пособий гражданам, имеющим детей; оказывать содействие гражданам, имеющим детей, по вопросу выплаты им государственных пособий; осуществлять формирование документов по выплате: ежемесячного пособия на ребенка, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, областного единовременного пособия, на выплатном компьютере; осуществлять подшивку документов по выплате пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; участвовать в подготовке и проведении технической учебы, в соответствии с планом технических учеб, утвержденным начальником Управления, вести конспекты технических учеб; составлять заявки на финансирование, реестр и отчеты по выплате: ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, единовременного пособия при рождении ребенка.

Наличие в перечисленных должностных инструкциях определенных обязанностей, необходимо соотносить с реально сложившимся кругом обязанностей ФИО6, связанных с выплатой пособий в отделе выплат Управления социальной защиты населения администрации г.Троицка.

Суд не может принять во внимание представленные должностные инструкции как доказательство фактические выполняемых ФИО6 организационно-распорядительных функции по выплате пособий в Управлении социальной защиты населения администрации г.Троицка, в силу того, что в судебном заседании было установлено, что ФИО6 готовила (формировала) лишь списки на выплату пособий конкретным получателям, и распорядительных документов на выплату указанных денежных средств не подписывала.

Поэтому на исследуемые отношения распространяется действие статьи 1068 Гражданского кодекса РФ, регулирующей ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником при исполнении служебных, должностных обязанностей.

Довод Управления социальной защиты населения администрации г.Троицка о том, что ФИО6 в период отсутствия начальника отдела выплат ФИО7 осуществляла организационно-распорядительные функции документально не подтвержден, к тому же хищения денежных средств осуществлялись ФИО6 в период с ноября 2008 г. по февраль 2010 г. - непрерывно, а не в только в периоды отсутствия начальника отдела выплат, в связи с чем названное обстоятельство суд расценивает как то, что ФИО6 находясь лишь в статусе должностного лица органа местного самоуправления, без осуществления каких либо организационно-распорядительных функций, путем формирования списков получателей пособий и причинила вред.

При определении размера ущерба, подлежащего взысканию, суд учитывает, что приговором Троицкого городского суда от 01.10.2010 г. признано, что сумма похищенных ФИО6 средств, предназначенных на выплату отдельных видов государственных пособий частично в размере 58 590 руб. 53 коп. возмещена получателям пособий. С учетом изложенного, сумма не возмещенной задолженности составляет 1 048 471 руб. 63 коп. (1 107 062 руб.16 коп.-58 590 руб. 53 коп.).

В связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить требования истца к Управлению социальной защиты населения администрации г.Троицка о взыскании с последнего возмещения вреда в сумме 1 048 471,63 руб.

Между тем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с Министерства социальных отношений Челябинской области, в качестве возмещения вреда, причиненного в результате использования не по целевому назначению средств федерального бюджета сумму 1 048 471 руб. 63 коп., в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве социальных отношений Челябинской области утвержденного Постановлением Губернатора области от 09.08.2004 г. № 406, является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим выработку и реализацию государственной социальной политики в сфере социальной защиты населения на территории Челябинской области.

Согласно подпункта 27 пункта 8 Положения о Министерстве социальных отношений Челябинской области утвержденного Постановлением Губернатора области от 09.08.2004 г. № 406, организует в случаях установленных законодательством, предоставление всех видов государственной социальной помощи: социальных пособий, субсидий, в том числе предоставление гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, жизненно необходимых товаров.

На основании подпункта 32 пункта 8 Положения о Министерстве социальных отношений Челябинской области утвержденного Постановлением Губернатора области от 09.08.2004 г. № 406, осуществляет функции распорядителя средств федерального и областного бюджетов, государственных внебюджетных фондов, выделяемых на финансирование мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и социального обслуживания населения.

Юридическим фактом (основанием), порождающим деликтное обязательство является незаконное действие (бездействие) влекущее имущественный или неимущественный вред.

Статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации выделяет условия, необходимые для возникновения обязательства из причинения вреда: вредный результат, причинно-следственную связь между противоправным поведением и вредом, вину правонарушителя.

Незаконное действие (бездействие) и вредный результат в этом обязательстве соотносятся как причина и следствие. Причина всегда предшествует следствию. Следствие никогда не превосходит причину качественно или количественно. Каждое материальное следствие должно иметь адекватную предшествующую причину.

Министерство социальных отношений Челябинской области в расходовании средств, полученных от отделения Фонда на выплату отдельных видов государственных пособий, виновных действий не совершало.

Министерством денежные средства были направлены Управлению социальной защиты населения администрации г.Троицка исключительно по целевому назначению для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком и единовременного пособия при рождении ребенка в соответствии с обоснованными заявками.

ФИО6, причинившая вред не является работником Министерства социальных отношений Челябинской области и в данном случае не подлежат применению положения ст.1068 Гражданского кодекса РФ.

К тому же суд учитывает, что истцом было также предъявлено требование о возмещении вреда и к другому ответчику - Управлению социальной защиты населения администрации г.Троицка, юридическому лицу с которым состояла в трудовых отношениях ФИО6

Таким образом, поскольку нецелевое расходование средств бюджета Фонда социального страхования РФ в данном случае не связано с неправомерными действиями Министерства социальных отношений Челябинской области, исковые требования ГУ Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о взыскании 1 048 471 руб. 63 коп. с Министерства социальных отношений Челябинской области вреда не подлежат удовлетворению.

руководствуясь ст.ст.110, 167, 168, 176 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить.

Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации г.Троицка Челябинской области, зарегистрированного 26.12.2005 Межрайонной ИФНС России № 6 по Челябинской области, ОГРН <***>, расположенного по адресу: 457100, <...>, в пользу Государственного учреждения – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, зарегистрированного 14.08.2002 ИМНС РФ по Калининскому району г.Челябинска, ОГРН <***>, расположенного по адресу: 454091, <...> денежные средства, использованные не по целевому назначению в размере

1 048 471 руб. 63 коп.

В иске к Министерству социальных отношений Челябинской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья Н.Г. Трапезникова