АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
01 ноября 2021 года Дело № А76-46383/2020
Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 01 ноября 2021 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Белякович Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сморчковой А.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации муниципального образования «Медведевское сельское поселение» о признании уведомления Контрольно-счетной палаты Челябинской области незаконным,
при участиив деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Тепловые сети», администрации Кусинского муниципального района, Управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством Кусинского муниципального района, Министерства финансов Челябинской области,
при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – ФИО1 (доверенность №411 от 24.11.2020), от администрации Кусинского муниципального района – ФИО2 (доверенность № 11 от 20.04.2021),
установил:
администрация муниципального образования «Медведевское сельское поселение» (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании уведомления Контрольно-счетной палаты Челябинской области (далее – счетная палата) от 12.05.2020 №ОКР-20/722 незаконным.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Тепловые сети», администрация Кусинского муниципального района (далее – администрация Кусинского муниципального района), Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством Кусинского муниципального района, Министерство финансов Челябинской области (далее – Министерство финансов).
В представленном отзыве счетной палатой высказаны возражения против доводов, изложенных в заявлении (т.1 л.д. 31-33).
В ходе судебного разбирательства заявителем уточнены заявленные требования в порядке статьи 49 АПК РФ в части приведенных доводов (т.2 л.д.2-7).
Администрация Кусинского муниципального района в отзыве указала, что оспариваемое постановление вынесено в отношении ненадлежащего лица (т.2 л.д. 17).
Министерством финансов представлено письменно мнение по делу (т.2 л.д. 99-101).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Представитель от администрации Кусинского муниципального района поддержал позицию заявителя.
Иные лица о начавшемся судебном процессе извещены надлежащим образом (т.1 л.д. 31; т.2 л.д. 23, 25, 99), своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 и 5 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом работы на 2019 год счетной палатой проведено контрольное мероприятие «Проверка соблюдения законности и результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств, направленных на проведение капитального ремонта тепловых сетей в Медведевском сельском поселении Кусинского муниципального района».
В рамках контрольного мероприятия осуществлена проверка деятельности администрации.
По результатам проверки счетной палатой 12.05.2020 выдано уведомление №ОКР-20/722 о применении бюджетных мер принуждения, в соответствии с которым предложено применить в отношении администрации соответствующие бюджетные меры за совершение бюджетного нарушения (нецелевое расходование бюджетных средств) (т.1 л.д. 8).
Считая данное уведомление незаконным, администрация обратилась в суд с соответствующим заявлением.
Рассмотрев заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Судом установлено, что заявителем при обращении в суд в рамках настоящего дела соблюден процессуальный срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, а также исходя из пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в предмет доказывания по настоящему делу входит установление совокупности двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого уведомления закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся, в том числе проверки, направляются объектам контроля представления, предписания (пункт 2 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ)).
В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Таким образом, оспариваемый ненормативный правовой акт принят в рамках предоставленных полномочий заинтересованному лицу.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 1.50 раздела I плана работы Контрольно-счетной палаты Челябинской области на 2019 год, утвержденным распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты от 27.12.2018 № ОКР-18/0072-р и приказом председателя Контрольно-счетной палаты Челябинской области от 28.11.2019 № 219, проведено контрольное мероприятие «Проверка соблюдения законности и результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств, направленных на проведение капитального ремонта тепловых сетей в Медведевском сельском поселении Кусинского муниципального района».
Объектами мероприятия являются администрация Кусинского муниципального района, Управление строительством и жилищнокоммунальным хозяйством Кусинского муниципального района; администрация (т.1 л.д. 71-72).
В целях реализации подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» государственной программа Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан РФ в Челябинской области на 2014-2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 №3149-П, Кусинскому муниципальному району предоставлена субсидия в размере 16 500 рублей.
Распоряжением администрации Кусинского муниципального района от 28.04.2016 №313-р «О направлении средств», с изменениями от 07.09.2016 №655-р, увеличены бюджетные ассигнования, в том числе на предоставление субсидии Администрации в сумме 5592,5 тыс. рублей (средства областного бюджета).
Между Министерством строительством и инфраструктуры Челябинской области и Кусинским муниципальным районом 24.05.2015 заключен договор №5/к о финансировании мероприятий по модернизации, реконструкции, капитальному ремонту и строительству котельных, систем водоснабжения, систем электроснабжения, теплоснабжения на 2016 год, в котором утверждены объекты для выполнения ремонтных работ, софинансируемых за счет субсидий, в том числе капитальный ремонт тепловых сетей в с. Медведевка Кусинского района на участке от ТК-1 (тепловой камеры), расположенной у дома 10 по ул. Бр. Пономаренко до жилого дома 22 по ул Бр.Пономаренко на общую сумму 5592,5 тыс. рублей.
16.09.2016 между администрацией и администрацией Кусинского муниципального района подписано соглашение №2 о передаче сельским поселением своих полномочий по капитальному ремонту тепловых сетей на общую сумму 5592,5 тыс. рублей, со сроком действия до 30.09.2016.
По результатам проверки счетной палатой установлено, что на момент передачи полномочий по капитальному ремонту указанного участка тепловых сетей между администрацией и ООО «Тепловые сети» действовал договор аренды муниципального имущества от 01.04.2015 №5, со сроком действия с 01.04.2015 по 01.04.2020, при этом в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 28.3 Федерльного закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» капитальный ремонт муниципального имущества возложено на администрацию.
В связи с чем, счетная палата пришла к выводу, что невключение в условия договора аренды от 01.04.2015 №5 обязанности арендатора осуществлять капитальный ремонт объектов теплоснабжения привело к неправомерному расходованию бюджетных средств в сумме 5592,5 тыс. рублей, которое выразилось в направлении и использовании бюджетных средств на цели (капитальный ремонт участка тепловых сетей в с. Медведевка), которые должны быть достигнуты за счет средств арендатора.
На основании изложенного, счетная палата вынесла уведомление от 12.05.2020 №ОКР-20/722, в котором предложила применить к администрации соответствующие бюджетные меры принуждения за совершение бюджетного нарушения.
Как следует из статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств. В силу статьи 38 БК РФ в основу исполнения денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8 Закона Челябинской области от 25.08.2011 № 160-30 «О контрольно-счетной палате Челябинской области» внешний государственный контроль осуществляется КСП Челябинской области в отношении финансовых органов (главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
Из материалов дела следует, что в рамках рассматриваемых правоотношений (предоставление субсидии по договору от 24.05.2015 № 5/к) Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области является главным распорядителем средств областного бюджета, в свою очередь, получателем целевой субсидии является муниципальное образование Кусинский муниципальный район.
Заключая договор от 24.05.2015 № 5/к Кусинский муниципальный район действовал в пределах своих полномочий в целях реализации полномочий по организации теплоснабжения в Кусинском муниципальном районе в с. Медведевка.
Федеральным законом от 27.05.2014 №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, касающиеся распределения полномочий между вопросами местного значения муниципального района и вопросами местного значения городского, сельского поселения.
В связи с чем, решением Совета депутатов от 30.04.2015 за № 8 внесены изменения в Устав Медведевского сельского поселения и исключены полномочия в части организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что Управлением строительством и жилищно-коммунальным хозяйством Кусинского муниципального района (которое является органом местного самоуправления Кусинского муниципального района) на основании решения комиссии Кусинского муниципального района по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 16.09.2016 с ООО «Тепловые сети» заключен договор о выполнении работ №27/2016 от 17.09.2016, предметом которого является выполнение работ по объекту капитальный ремонт тепловых сетей в с. Медведевка на участке от ТК-1 ул. Бр. Пономаренко, 10 до ж/д по ул. Бр. Пономаренко, 22 (т.1 л.д. 159-163).
Факт выполнения работ по договору от 17.09.2016 № 27/2016 подтверждается актом о приемке выполненных работ (КС-2) от 26.09.2016, справкой о стоимости выполненных работ (КС-3), актом приемки законченного капитальным ремонтом объекта от 24.12.2016, подписанными со стороны заказчика УСЖКХ Кусинского муниципального района.
Оплата по договору 17.09.2016 № 27/2016 произведена УСЖКХ Кусинского муниципального района в адрес ООО «Тепловые сети» по платежному поручению от 17.10.2016 № 26318 в размере 5 492 582,62 рублей.
Перечисленные администрацией Кусинского муниципального района платежным поручением от 14.10.2016 № 5 администрации денежные средства в размере 5 592 547,62 рублей были возвращены по платежному поручению от 20.10.2016 № 370.
Следовательно, Управлением строительства и ЖКХ Кусинского муниципального района был заключен договор подряда на выполнение работ и направлены бюджетные средства на капитальный ремонт теплосетей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое уведомление было вынесено в отношении лица – администрации, которое не может быть субъектом нарушения, установленного частью 1 статьи 306.4 БК РФ, поскольку не является получателем бюджетных средств и стороной договора от 24.05.2015 № 5/к, не осуществляло расходование бюджетных средств на капитальный ремонт теплосетей.
Соответственно лицу, не являющемуся получателем бюджетных средств, которое не расходовало их, а также не направляло указанные субсидии по договору на капитальный ремонт, не может быть вменено их нецелевое использование.
При принятии настоящего решения судом учтены выводы судов по делу №А76-22994/2020.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, а также учитывая вышеприведенное правовое регулирование, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого уведомления требованиям действующего законодательства и нарушении им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах оспариваемое уведомление счетной палаты признается судом недействительным, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать уведомление Контрольно-счетной палаты Челябинской области №ОКР-20/722 от 12.05.2020 недействительным.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Е.В. Белякович