ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-4771/17 от 13.06.2017 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

06 июля 2017 года                                                       Дело № А76-4771/2017

Резолютивная часть решения объявлена 13 июня 2017 года

Решение в полном объеме изготовлено 06 июля 2017 года

Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Белого А.В., рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства дело по заявлению

открытого акционерного общества «Российские железные дороги», ОГРН 1037739877295, г. Москва,

к Уральскому Управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ОГРН 1056603160712, г. Екатеринбург,

о признании незаконным и отмене постановления от 16.02.2017 № 8703/17 о назначении административного наказания по ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

без вызова  сторон,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Уральскому Управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным и отмене постановления от 16.02.2017 года № 8703/17 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Заявитель указывает, что административным органом не доказан состав правонарушения поскольку вагон с утечкой бензина был взят под охрану.

Административным органом предоставлены материалы административного дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 229 АПК РФ дело было рассмотрено в порядке упрощенного производства, решение принято 13.06.2017 путем подписания резолютивной части (л.д. 113).

Пунктом 39 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 разъяснено, что арбитражный суд вправе изготовить мотивированное решение по своей инициативе.

Через отдел делопроизводства 29.06.2017 в Арбитражный суд Челябинской области от ответчика поступила апелляционная жалоба, в связи, с чем суд, руководствуясь ч. 5 ст. 3 АПК РФ и ч. 2 ст. 232.4 ГПК РФ, изготавливает мотивированное решение.

При принятии решения суд исходил из следующего.

ОАО «РЖД» имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозкам опасных грузов железнодорожным транспортом от 13.08.2013 серия ПОГ № 7706548, сроком действия бессрочно.

27.12.2016 в адрес Уральского управления госжелдорнадзора ФСНСТ из филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Южно-Уральской железной дороге (далее – ФГП ЖДТ России) поступила оперативная сводка о происшествиях и результатах работы подразделений ФГП ЖДТ России на ЮУЖД, в которой содержалась информация о выявлении 26.12.2016г. в 17 час. 10 мин. на железнодорожной станции разъезд 24 км. в составе поезда №3215 вагона №57128340 с утечкой груза - «Бензин моторный» (АК-305, №ООН-1203) из под крышки нижнего сливного прибора интенсивностью 100 капель в минуту, Кроме того информация о данном инциденте содержится в обращении начальника эксплуатационного вагонного депо Асхадуллина Р.Г.

В ходе проведения административного расследования заинтересованным лицом выявлены нарушения ОАО «РЖД» законодательства при эксплуатации железнодорожного транспорта.

Заинтересованным лицом установлено, что в нарушение руководящих документов вагон №57128340 с утечкой груза - «бензин моторный» был отправлен 26.12.2016 в 16 час. 47 мин. со станции Мурапталово Куйбышевской железной дороги  прибыл в 17 час. 18 мин. 26.12.2016 на станцию разъезд 24 километр Южно-Уральской железной дороги в составе поезда №3215 индекс 6528-512-8119 без сопровождения охраны (в вагонном листе проставлены штемпеля «прикрытие З/0-0-1-0», «Легко воспламеняется», «Охрана»).

Далее, после устранения утечки груза, вагон №57128340 в 18 час. 45 мин. того же дня в составе поезда №3215 был отправлен до станции Сакмарская Южно-Уральской железная дорога так же без отцепки от состава и передачи под охрану.

По результатам рассмотрения материалов административного дела заинтересованным лицом в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении от 10.02.2017 № 8703/17.

Рассмотрев протокол и материалы проверки, должностное лицо Уральского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта вынесло постановление о назначении административного наказания от 16.02.2017 № 8703/17, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 11.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Полагая, что указанное постановление заинтересованного лица является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, суд признает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Частью 3 статьи 11.14 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определено, что под владельцем инфраструктуры понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора; под перевозочным процессом понимается совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 указанного Федерального закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» определено, что опасным грузом является груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

В соответствии с п. 3.3.18 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 № 50, сопровождение в поездах и охрана на станциях вагонов с опасными грузами военизированной охраной МПС проводятся в соответствии с «Положением о порядке охраны грузов и объектов на железнодорожном транспорте».

Согласно п. 3.1, 3.2 Порядка организации деятельности ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного Приказом Росжелдора от 21.09.2010 № 400, охрана вагонов, контейнеров с грузами, в том числе с опасными грузами, грузов на открытом подвижном составе в пути следования при их перевозке, транспортировке железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации осуществляется работниками ФГП ВО ЖДТ России на основании договоров (соглашений), заключенных между ФГП ВО ЖДТ России и грузоотправителями, грузополучателями (экспедиторскими организациями), перевозчиками, железнодорожной охраной государств - участников Содружества Независимых Государств и в соответствии с Федеральными законами от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и иными нормативными правовыми актами.

Охрана грузов осуществляется работниками ФГП ВО ЖДТ России постоянным и сменным способами в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 38.

Пунктом 1.5.6. Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных СЖТ СНГ утв. СЖТ СНГ протокол от 05.04.1996 № 15, определено, что наряды военизированной охраны железных дорог сопровождают опасные грузы только в пределах границ своих государств.

Приказом МПС России от 18.06.2003 № 38 (ред. от 22.12.2008) утвержден Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.

Пунктом 1 Перечня специальных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 № 1424-р, к соответствующим грузам отнесены взрывчатые материалы, топливо для реактивных двигателей, бензины и топливо дизельное всех наименований, спирт метиловый (метанол), газ энергетический (пропан, бутан).

Доводы заявителя о том, что вагон был взят под охрану ФГП ВО ЖДТ России, подлежит отклонению как противоречащий материалам дела.

Административным органом представлен  акт служебного расследования по случаю течи груза в вагоне № 57128340 на станции разъезд 24 км ЮУЖД, из которого следует, что вагон на станцию  прибыл без сопровождения охраны (л.д. 76).

Кроме того данные обстоятельства подтверждаются письменными объяснениями дежурных по станции (л.д. 78-79).

При этом в данном случае ОАО «РЖД» должно было действовать по аналогии к п. 1.5.5 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам (утв. СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1995 № 15), согласно которым, при обнаружении в пути следования вагонов с опасными грузами, которые в соответствии с настоящими Правилами должны сопровождаться проводниками грузоотправителя или грузополучателя, но следуют без проводников, они должны задерживаться на станции до прибытия представителя грузоотправителя (грузополучателя). Указанные вагоны устанавливаются на специально выделенных путях станции или в другом безопасном месте, определенном в техническо-распорядительном акте станции (ТРА), и должны находиться под охраной. Начальник станции, на которой задержан вагон, должен сообщить грузоотправителю (грузополучателю) через начальника станции отправления (назначения) груза о задержке вагона, а грузоотправитель (грузополучатель) обязан немедленно командировать своих представителей в пункт задержки.

Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ОАО «РЖД» в совершении вменяемого правонарушения установлена, поскольку у заявителя имелась возможность для соблюдения требований законодательства при эксплуатации железнодорожного транспорта, однако, не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В материалах дела отсутствуют доказательств, свидетельствующих о том, что ОАО «РЖД» были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о доказанности в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюден.

Нарушений процедуры производства по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ в виде наложения штрафа в минимальном размере 3000 руб. Заявителем не представлено доказательств того, что оно относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.

При таких обстоятельствах требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме).

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                                    Белый А.В.