ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-49479/19 от 11.06.2020 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)265-78-24, факс (351)266-72-10

E-mail: info@chel.arbitr.ru , http: www.chel.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Решение

г. Челябинск

19  июня  2020 г.                                                                                     Дело № А76-49479/2019

Решение  в  полном  объеме  изготовлено  19  июня  2020 года

Резолютивная  часть   решения    принята  11  июня  2020года

           Судья Арбитражного суда Челябинской области В.В. Худякова, при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Земляновой А.В.,  рассмотрев в судебном заседании,  дело по   заявлению закрытого акционерного общества «Челхолод» г. Челябинск,

к Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору Уральское управление Ростехнадзора, г. Челябинск,

о признании незаконным и отмене постановления №42 от 05.07.2019 о привлечении к административной ответственности,

в судебном заседании приняли участие: Представитель заявителя: Гривцова Ирина Львовна (личность установлена по паспорту, копия доверенности в материалах дела).

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Челхолод» в лице конкурсного управляющего Быкова Дениса Сергеевича (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору Уральское управление Ростехнадзора (далее – ответчик, административный  орган ) о признании незаконным и отмене постановления №42 от 05.07.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 руб.

Заявитель   просит признать оспариваемое  постановление   незаконным,  ссылаясь на    нарушение  административным органом   порядка  административного  производства,  так  как    принимавшая  участие   при составлении  протокола  представитель  не  имела   полномочий   на  участие   при составлении   протокола,  в  виду  того,  что действовала  по   общей  доверенности  без  специальных  полномочий,  а  законный   представитель общества  не  был  извещен   о времени и месте  составления  протокола.

Кроме того,  в  судебном  заседании 20.02.2020  установлено,  что   при  вынесении  постановления  о привлечении  к  административной ответственности  принимала  участие  тот же  представитель   по общей  доверенности. Доказательств  извещения   законного  представителя   о  времени и месте  рассмотрения   административного дела  на  05.07.2019  в  материалах дела  не  имеется.

  Представитель  административного органа   ссылается  на  то,  что  о  рассмотрении    административного дела  на  05.07.2019  была  извещена  представитель   по общей  доверенности,  в  подтверждение  чего   представлено  определение  с  подписью представителя.  Однако даты, когда  это определение   было вручено  представителю  и когда    фактически   она  была  извещена  о  времени рассмотрения  административного дела  определение  информации не  содержит . Кроме того ,  в  определении    дата  о рассмотрении  административного дела    содержит неоговоренное   исправление.

Исследовав  все  материалы дела,  арбитражный  суд  установил  следующие  обстоятельства:

Судом  установлено, что Общество  осуществляет эксплуатацию взрывопожароопасных  и химически опасных   производственных объектов 1, П, П1 классов опасности

Из  материалов дела  следует.  что на  основании распоряжения  от 20.09.2019 заместителя   руководителя  Уральского управления  Ростехнадзора   административным органом   проведена    плановая  выездная  проверка закрытого акционерного общества «Челхолод» ,   по   результатам   которой  составлен акт проверки  от 03.07.2019 .

03.07.2019   в  отношении закрытого акционерного общества «Челхолод»  должностным  лицом  административного   органа  составлен   протокол № 42  об административном правонарушении,  предусмотренном  частью 1  ст. 9.1  КоАП РФ

Постановлением   № 42  от 05.09.2019 административного  органа закрытое акционерного общество «Челхолод»  привлечено   к  административной ответственности  по  части  1  ст. 9.1  КоАП РФ

В оспариваемом постановлении административный орган указал, что  обществом  не  были представлены  до 01.04.2019  в  письменной  форме либо в  форме  электронного документа сведения  об организации производственного контроля  за  соблюдением требований  промышленной  безопасности за  2018год,  не  представлено в  регистрирующий  орган заявление  о  внесении  изменений  в  сведения  об эксплуатирующей организации  (собственник  опасного производственного объекта ) в  течение  10 рабочих дней   со дня  наступления  указанных изменений  а  именно  с 01.11.2018  дата  подписания  акта  приема  передачи  имущества к  договору  аренды  имущества от 01.11.2018 ,  что является  нарушением  пункта  1  статьи  9 , пункта  1  статьи  11 , пункта  5  статьи  2 . пункта 1  статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ

Считая  оспариваемое  постановление   незаконным закрытое акционерное общество «Челхолод» обратилось в  арбитражный  суд  с  настоящим  требованием .

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Понятие промышленной безопасности опасных производственных объектов дано в статье 1 указанного Федерального закона как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В силу статьи 3 названного Федерального закона требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

На основании пункта 1 статьи 9 рассматриваемого Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").

Обязательные требования к организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, изложены в Правилах организации и осуществления производственного контроля.

В соответствии с пунктом 4 Правил организации и осуществления производственного контроля последний является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.

В силу пункта 14 названных Правил эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, подведомственные указанным в пункте 3 Правил организации и осуществления производственного контроля федеральным органам исполнительной власти, - также в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы.

        Согласно пункту  5 ст. 2  ФЗ-116 Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

Сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 1 апреля, в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (пункт 14 (1) Правил организации и осуществления производственного контроля).

На основании пункта 16 Правил организации и осуществления производственного контроля требования к форме предоставления сведений об организации производственного контроля устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Так, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.11.2014 N 25 утверждены Требования к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет в соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность для юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Судом  установлено, что Общество  осуществляет эксплуатацию взрывопожароопасных  и химически опасных   производственных объектов 1,П, П1 классов опасности

Согласно   оспариваемому   постановлению административного органа  обществом  при эксплуатации опасных   производственных объектов   нарушены  пункт 1  статьи  9 , пункт 1  статьи  11 , пункт 5  статьи  2 . пункт 1  статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Вступая в правоотношения по содержанию своего имущества, заявитель   должен  знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.

Между  тем,  Кодексом  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях  установлен  порядок    привлечения  к  административной  ответственности,  который  является  обязательным   для   органов  и   должностных  лиц,   рассматривающих   дело  об  административном  правонарушении,

    Существенное нарушение    процедуры  наложения    административного   взыскания   свидетельствует  о  том,  что    взыскание  применено  незаконно,  независимо  от  того, совершило  или  нет  лицо,  привлекаемое  к  ответственности,  административное    правонарушение .

      Так, в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления при условии, если нарушение носит существенный характер.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях (статья 24.1 КоАП РФ). В этих целях административный орган должен соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях.

В частности, в соответствии с требованиями статья 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается отметка в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.

Согласно части 1 статьи 25.1. КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В части 1 статьи 29.7 КоАП РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Данные нормы права по своей правовой природе призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.

Из приведенных норм следует, что при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, в частности, заблаговременно известить это лицо о времени и месте совершения административных процедур и осуществлять такие процедуры с участием представителей привлекаемого лица.

Нарушение этих требований является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, на заявление ходатайств и отводов, использованию юридической помощью защитника.

Из материалов дела следует, что законный  представитель общества  при составлении протокола  об  административном правонарушении не  принимал  участие,   протокол   составлен   с  участием   представителя  общества Гривцовой  И.Л., действующей  по   общей  доверенности  от  13.06.2018 . Доказательств  извещения Общества,   его  законного  представителя   о времени и месте составления протокола об административном правонарушении административным органом   суду  не  представлено.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.

Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола. Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Фактическая явка в управление действующих на основании доверенностей общей формы (не содержащих указание на конкретное дело об административном правонарушении) защитников общества в целях участия в составлении протокола не свидетельствует об информированности законного представителя общества о совершении этого процессуального действия.

Кроме того, наличие у защитника доверенности общей формы на представление интересов привлекаемого к ответственности лица наделяет его правом участвовать в производстве по делу об административном правонарушении и пользоваться всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство. Указание в доверенности полномочий защитника на участие в конкретном административном деле является необходимым исключительно в целях проверки надлежащего извещения привлекаемого к ответственности лица о времени и месте совершения процессуального действия.

В этой связи суд  пришел к  выводу о существенном нарушении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.

Кроме того,  административным органом   не  представлено доказательств надлежащего извещения  общества,  его законного  представителя о  дате  рассмотрения  административного дела, представленное   управлением определение  от 03.07.2019  содержит неоговоренное  исправление  даты  рассмотрения,  отсутствует   информация    о дате     получения указанного определения № 42    его  представителем  общества   в  связи, с  чем   у  суда  отсутствует возможность   установить,  что  обществу  была  предоставлена  возможность  воспользоваться предоставленными Кодексом процессуальными правами на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, на заявление ходатайств и отводов, использованию юридической помощью защитника.

Руководствуясь ст. ст.167-170, 176, 21ё1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования   удовлетворить

Признать незаконным и отменить   постановление  №42 от 05.07.2019 о привлечении закрытого акционерного общества «Челхолод»  к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении 10 дней  со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной  жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда httр://www.18aas.аrbitr.ru.

Судья:                                                                                                                        В.В. Худякова