ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-4979/08 от 30.05.2008 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск Дело № А76-4979/2008-53-182

06 июня 2008 г.

Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 06 июня 2008 г.

Арбитражный суд Челябинской области в лице судьи: Васильевой Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воробьевой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ЗАО «Профинвестсервис», г. Челябинск

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу, г. Екатеринбург

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: не явился, извещен,

от ответчика: не явился, извещен.

УСТАНОВИЛ:

ЗАО «Профинвестсервис», г. Челябинск (далее именуемое – Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу от 18.04.2008 года о назначении административного наказания по делу № 03-08/14 об административном правонарушении вынесенного в отношении ЗАО «Профинвестсервис».

Заявитель, доводы, изложенные в заявлении, в судебном заседании, состоявшемся 29 мая 2008 года, поддержал.

Ответчик ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Судом на основании статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 30.05.2008.

Стороны, надлежащим образом уведомленные о дате и времени судебного заседания представителей в суд не направил, что, в соответствии со статьей 156 АПК РФ, не препятствует рассмотрению дела по существу, по имеющимся в деле доказательствам.

Ответчик требования отклонил, согласно доводам, изложенным в отзыве (л.д. 198-199 том 2).

Изучив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки соблюдения Обществом законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по результатам проведения административного расследования, Управлением 08.04.2008 составлен протокол об административном правонарушении N 03-08/14, где установлено правонарушение, выразившейся в установлении фактов неисполнения обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в связи с проведением операций с наличными денежными средствам на сумму, которая превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций – приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет, переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.

Административным органом установлено, что в проверяемом периоде – с 1 января 2007 года по 30 ноября 2007 года обществом совершено 8 операций по приобретению физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет и перечислению денежных средств, осуществляемых некредитной организацией по поручению клиента на суммы, равные, либо превышающие 600 000 рублей. Данные обстоятельства подтверждаются приходными кассовыми ордерами, по договорам доверительного управления, наличные денежные средства были внесены в кассу ЗАО «Профинвестсервис». Целью внесения клиентами денежных средств в кассу являлось приобретение ценных бумаг на внебиржевом рынке. Согласно договорам, для клиентов, внесших наличные денежные средства в кассу ЗАО «Профинвестсервис» были приобретены акции.

Административный орган установил, что Общество, в нарушение абз. 3 п.п. 1 п. 1 статьи 6, п.п. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее именуемый - Закон 115 - ФЗ), осуществляющее деятельность по управлению ценными бумагами, являясь профессиональным участником рынка ценных бумаг, не направило Управлению сообщения по 8 операциям, по приобретению акций на сумму превышающую 600 000 рублей, подлежащим обязательному контролю. Срок давности привлечения к административной ответственности не истек в случае по 6 операциям.

Постановлением Управления от 18.04.2008 по делу № 03-08/14 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в неисполнении требований п.п. 4 п. 1 ст. 7 Закона 115-ФЗ, в части направления информации по операциям, подлежащим обязательному контролю в Росфинмониторинг, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, с назначением ему административного наказания в виде наложения штрафа в размере 50 000 руб.

Считая данное постановление незаконным Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В обоснование заявленного требования Заявитель ссылается на отсутствие события административного правонарушения.

Возражая против удовлетворения заявления, Управление указывает, что при наличии факта внесения физическими лицами в наличной форме денежных средств с целью приобретения ценных бумаг в сумме равной или превышающей 600 000 рублей , на основании имущества, приобретенного в ходе исполнения договора доверительного управления, у Заявителя имеется обязанность выполнения требований п.п. 4 п. 1 ст. 7 Закона 115-ФЗ (отзыв л.д. 198,199 том 2).

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как установлено статьей 15.27 КоАП РФ, неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Законом N 115-ФЗ.

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится, в частности, обязательный контроль (статья 4 Закона N 115-ФЗ).

Согласно статье 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг; организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности;

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, в том числе вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.

В силу пункта 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, перечисленных в данном пункте.

Согласно абзацу 5 подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ в числе операций, подлежащих обязательному контролю, указана операция по приобретению физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, либо на сумму, равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышающую ее.

Кроме того, в соответствии с абзацем пятым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Закона 115-ФЗ в числе операций, подлежащих обязательному контролю, указана сделка с движимом имуществом: переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, и не оспаривается сторонами, что по договорам доверительного управления клиентами (именуемые по договору - «Учредителями») для приобретения акций, внесены наличные денежные средства в кассу Общества, (именуемое по договору - «Управляющий») в сумме 600 000 рублей и более.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ операция по приобретению физическим лицом ценных бумаг подлежит обязательному контролю в случае, если она одновременно соответствует двум критериям:

- физическое лицо приобретает ценные бумаги (независимо от их вида и формы) на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, либо на сумму, равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышающую ее;

- осуществляемые физическим лицом расчеты по данной сделке производятся в наличной форме.

Материалы административного дела, не содержат доказательств заключения договора – купли продажи ценных бумаг. Указанные договоры были представлены Обществом при рассмотрения заявления по настоящему делу.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, Учредителем ФИО1 по договору доверительного управления от 19.04.2007 года № 48 были внесены в кассу Общества наличные денежные средства по приходному кассовому ордеру № 2 от 19.04.2007 в сумме 2 500 000 рублей, по приходному кассовому ордеру № 4 от 03.05.2007 в сумме 2 500 000 рублей.

С 26. 04.2006 по 03.05.2007 по 13 договорам купли-продажи ценных бумаг (л.д. 46-59 том1) для Учредителя ФИО2 были приобретены акции ОАО «Курганоблгаз» в количестве 61 штука, (в том числе 25 акций по цене 3500 рублей и 36 акций по цене 3000 рублей), всего на сумму 195 500 рублей.

Учредителем ФИО3 по договору доверительного управления от 02.05.2007 года № 031 были внесены в кассу Общества по приходному кассовому ордеру № 4 от 19.04.2007 наличные денежные средства в сумме1 000 000 рублей

По договору купли-продажи ценных бумаг от 05.10.2007 (л.д.28 том 1) для Учредителя ФИО3 было приобретено акций ОАО Судостроительый завод «Северная верфь» в количестве 5 штук по цен 7500 рублей, на общую сумму 37500 рублей.

Учредителем ФИО4 по договору доверительного управления от 15.07.2005 № 002 были внесены в кассу Общества по приходному кассовому ордеру № 7 от 26.06.2007 наличные денежные средства в сумме 1 000 000 рублей.

По договору купли-продажи ценных бумаг от 26.06.2007, 27.06.2007 (л.д. 23, 24 том 1) для Учредителя ФИО4 были приобретены акции ОАО «Уралцемент» в количестве 14 штук (в том числе 8 акций по цене 18 000 рублей и 6 акций по цене 19 000 рублей), на общую сумму 258 000 рублей.

Учредителем ФИО5 по договору доверительного управления от 16.05.2007 № 049 были внесены в кассу Общества по приходному кассовому ордеру № 1 от 16.05.2007 наличные денежные средства в сумме 1 000 000 рублей.

По договору купли-продажи ценных бумаг от 18.05.2007 (л.л.29 том 1) для Учредителя ФИО5 было приобретено 48 акций ОАО «Уральская кузница» по цене 1300 рублей, на общую сумму 62 400 рублей.

По договору купли-продажи ценных бумаг от 23.05.2007 (л.д.30 - 45 том 1) для Учредителя ФИО5 было приобретено118 акций ОАО «Волгогаз», по цене 2500 рублей, на общую сумму 295 000 рублей.

Учредителем ФИО6 по договору доверительного управления от 17.01.2007 № 021 были внесены в кассу Общества по приходному кассовому ордеру № 32 от 10.08.2007 наличные денежные средства в сумме 600 000 рублей.

По договору купли-продажи ценных бумаг от 17.10.2007 (л.д. 25-27 том 1) для Учредителя ФИО6 было приобретено 73 акций ОАО «Выборгского судостроительного завода» (в том числе 50 акций по цене 800 рублей, и 23 акции по цене 2500 рублей), на общую сумму 97 500 рублей.

На основании анализа вышепоименованных договоров купли-продажи ценных бумаг, не подтверждается обстоятельство приобретения физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет, на, сумму равную или превышающую 600 000 рублей, либо на сумму, равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышающую ее.

Вышеназванные операции по приобретению физическими лицом ценных бумаг за наличный расчет на сумму, не превышающую 600 000 рублей, не подлежат обязательному контролю и сведения о них не должны быть направлены в уполномоченный орган.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии у Общества обязанности выполнения требования подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, в том числе вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.

Довод административного органа, что операция по приему денежных средств по договору доверительного управления по своему характеру относится к виду операции – переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента, несостоятелен в силу следующего.

В соответствии со статьей 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией, вправе осуществлять без лицензии, выдаваемой Банком России, банковские операции, указанные в пункте 9 части первой статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в части принятия от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги при одновременном соблюдении указанных в данной статье условий.

Следовательно, прием денежных средств Управляющим от Учредителя по договору доверительного управления не подпадает под такой вид операции, как перевод денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствует событие административного правонарушения. В силу статьи 24.5 КоАП РФ, отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 176,211 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу от 18.04.2008 года о назначении административного наказания по делу № 03-08/14 об административном правонарушении, вынесенного в отношении ЗАО «Профинвестсервис», место нахождения: <...>, по статье 15.27 КоАП РФ в виде наложения штрафа а в сумме 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru/.

Судья

Т.Н. Васильева