АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск Дело № А76-51346/2020
18 октября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18 октября 2021 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Шаяхметов И.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевщиковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
открытого акционерного общества «Российские железные дороги», ОГРН <***>, г. Москва,
к обществу с ограниченной ответственностью «Карабашские абразивы», ОГРН <***>, г. Челябинск,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
общества с ограниченной ответственностью «Карабашский абразивный завод», ОГРН <***>, г. Екатеринбург,
общества с ограниченной ответственностью «ПЕТЕРБУРГСКАЯ ВАГОННАЯ КОМПАНИЯ», ОГРН <***>, г. Санкт-Петербург,
о взыскании 1 219 275 руб. 00 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 – представитель, действующий на основании доверенности от 17.12.2020, личность удостоверена служебным удостоверением,
от ответчика: ФИО2 – представитель, действующий на основании доверенности от 20.02.2021, личность подтверждена паспортом,
от третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Карабашский абразивный завод»: ФИО3 – руководитель, действует на сновании решения, личность удостоверена паспортом,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», ОГРН <***>, г. Москва, (далее – истец, ОАО «РЖД») обратилось в арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Карабашские абразивы», ОГРН <***>, г. Екатеринбург, (далее – ответчик, ООО «Карабашские абразивы»), о взыскании суммы штрафа по ст. 98 УЖТ РФ в размере 1 219 275 руб.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на ст.ст. 8, 307, 309, 310, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст.ст.98, 119 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 №?18-ФЗ (далее – УЖТ РФ), Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Постановление № 30), на факт начисления ответчику штрафа за искажение наименования груза.
Определением суда от 02.02.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Карабашский абразивный завод» (далее – третье лицо, ООО «КАЗ», производитель груза).
Ответчик в отзыве на исковое заявление просит в удовлетворении исковых требований отказать.
В суд от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «КАЗ» поступило мнение на исковое заявление, согласно которому полагает, что правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика просил в удовлетворении требований отказать, по доводам, изложенным в отзыве, дополнениях к отзыву, письменных пояснениях.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «КАЗ» просил в удовлетворении требований отказать, по доводам, изложенным в отзыве, дополнениях к отзыву.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании нижеследующего.
09.01.2020 ООО «Карабашские абразивы» отправило вагон № 55166680 по транспортной железнодорожной накладной № ЭЦ493776 со станции Пирит Южно- Уральской железной дороги на станцию Санкт-Петербург – Сортировочный - Московский ОКТ в адрес грузополучателя
ООО «Петербургская Вагонная компания».
В разделе «Сведения о грузе» накладной № ЭЦ493776 грузоотправитель указал «Шлаки гранулированные» , присвоив код ЕТСНГ 271008, количество мест - 140, упаковка «скн», масса 140400 кг. Содержится отметка в накладной «Погрузка на вагон средствами грузоотправителя», « Масса груза определена грузоотправителем», способ определения массы: по трафарету.
В разделе «Особые заявления и отметки отправителя» накладной № ЭЦ493776 указано «Для ООО «Сталкер».
20.01.2020 на станции Санкт – Петербург – Сортировочный -Московский ОКТ перевозчиком – ОАО «РЖД» была произведена комиссионная проверка груза, размещенного в вагоне № 55166680 по отправке Пирит ЮУР – Санкт – Петербург – Сортировочный - Московский ОКТ № ЭЦ493776 на соответствие перевозочному документу а именно сведениям, указанным в железнодорожной накладной № ЭЦ493776.
В результате проверки груза установлено, что согласно перевозочному документу в вагоне № 55166680 значится груз - «шлаки гранулированные», код ЕТСНГ 271008. Фактически при комиссионной выдаче и выгрузке груза оказалось, что в вагоне № 55166680 погружены мешки/ специализированные контейнеры белого цвета, всего 70 мест в каждом вагоне. В вагоне находится груз – песок строительный специальный «Карабашский абразив» (порошок абразивный). Таким образом, ответчик при оформлении транспортной железнодорожной накладной исказил сведения о наименовании груза, что привело к занижению размера провозной платы.
На железнодорожной станции Санкт-Петербург сортировочный 20.01.2020 оформлен коммерческий акт № ОКТ2000777/6 в связи с тем, что в соответствии с Тарифным руководством № 1 Прейскуранта № 10-01, Приложения № 2 наименования груза «Абразивный порошок» относится к Разделу 5 «Минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия. Абразивы», код ЕТСНГ-243065, что не соответствует сведениям, изложенным в перевозочном документе, а также акты общей формы.
В соответствии с Прейскурантом № 10-01 провозная плата за фактически перевезённый груз составляет - 80 805 руб., провозная плата согласно перевозочного документа по вагону № 55166680 составляет - 41 788 руб., то есть фактическое занижение провозной платы составило 39 017 рублей (без учета НДС), с учетом НДС занижение провозной платы составило 46 820,40 рублей.
За искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе на основании статьи 98 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчиком начислен штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов в сумме 404 025 руб. (80805 руб. х 5).
09.01.2020 ООО «Карабашские абразивы» отправило вагон № 55166656 по транспортной железнодорожной накладной № ЭЦ493776 со станции Пирит Южно- Уральской железной дороги на станцию Санкт-Петербург – Сортировочный - Московский ОКТ в адрес грузополучателя
ООО «Петербургская Вагонная компания».
В разделе «Сведения о грузе» накладной № ЭЦ493776 грузоотправитель указал «Шлаки гранулированные» , присвоив код ЕТСНГ 271008, количество мест - 140, упаковка «скн», масса 140400 кг. Содержится отметка в накладной «Погрузка на вагон средствами грузоотправителя», « Масса груза определена грузоотправителем», способ определения массы: по трафарету.
В разделе «Особые заявления и отметки отправителя» накладной № ЭЦ493776 указано «Для ООО «Сталкер».
20.01.2020 на станции Санкт – Петербург – Сортировочный -Московский ОКТ перевозчиком – ОАО «РЖД» была произведена комиссионная проверка груза, размещенного в вагоне № 55166656 по отправке Пирит ЮУР – Санкт – Петербург – Сортировочный - Московский ОКТ № ЭЦ493776 на соответствие перевозочному документу а именно сведениям, указанным в железнодорожной накладной № ЭЦ493776.
В результате проверки груза установлено, что согласно перевозочному документу в вагоне № 55166656 значится груз - «шлаки гранулированные», код ЕТСНГ 271008.
Фактически при комиссионной выдаче и выгрузке груза оказалось, что в вагоне № 55166656 погружены мешки/ специализированные контейнеры белого цвета, всего 70 мест в каждом вагоне. В вагоне находится груз – песок строительный специальный «Карабашский абразив» (порошок абразивный). Таким образом, ответчик при оформлении транспортной железнодорожной накладной исказил сведения о наименовании груза, что привело к занижению размера провозной платы.
На железнодорожной станции Санкт - Петербург сортировочный 20.01.2020 оформлен коммерческий акт № ОКТ2000776/5 в связи с тем, что в соответствии с Тарифным руководством № 1 Прейскуранта № 10-01, Приложения № 2 наименования груза «Абразивный порошок» относится к Разделу 5 «Минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия. Абразивы», код ЕТСНГ-243065, что не соответствует сведениям, изложенным в перевозочном документе, а также акты общей формы.
В соответствии с Прейскурантом № 10-01 провозная плата за фактически перевезённый груз составляет - 80 805 руб., провозная плата согласно перевозочного документа по вагону № 55166680 составляет - 41 788 руб., то есть фактическое занижение провозной платы составило 39 017 рублей (без учета НДС), с учетом НДС занижение провозной платы составило 46 820 руб. 40 коп.
За искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе на основании статьи 98 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчиком начислен штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов в сумме 404 025 руб. (80805 руб. х 5).
09.01.2020 ООО «Карабашские абразивы» отправило вагон № 53091252 по транспортной железнодорожной накладной № ЭЦ579617 со станции Пирит Южно- Уральской железной дороги на станцию Санкт-Петербург – Сортировочный - Московский ОКТ в адрес грузополучателя
ООО «Петербургская Вагонная компания».
В разделе «Сведения о грузе» накладной № ЭЦ579617 грузоотправитель указал «Шлаки гранулированные» , присвоив код ЕТСНГ 271008, количество мест - 140, упаковка «скн», масса 140400 кг. Содержится отметка в накладной «Погрузка на вагон средствами грузоотправителя», « Масса груза определена грузоотправителем», способ определения массы: по трафарету.
В разделе «Особые заявления и отметки отправителя» накладной № ЭЦ579617 указано «Для ООО «Сталкер».
20.01.2020 на станции Санкт – Петербург – Сортировочный -Московский ОКТ перевозчиком – ОАО «РЖД» была произведена комиссионная проверка груза, размещенного в вагоне № 53091252 по отправке Пирит ЮУР – Санкт – Петербург – Сортировочный - Московский ОКТ № ЭЦ579617 на соответствие перевозочному документу а именно сведениям, указанным в железнодорожной накладной № ЭЦ579617.
В результате проверки груза установлено, что согласно перевозочному документу в вагоне № 53091252 значится груз - «шлаки гранулированные», код ЕТСНГ 271008.
Фактически при комиссионной выдаче и выгрузке груза оказалось, что в вагоне № 53091252 погружены мешки/ специализированные контейнеры белого цвета, всего 70 мест в каждом вагоне. В вагоне находится груз – песок строительный специальный «Карабашский абразив» (порошок абразивный). Таким образом, ответчик при оформлении транспортной железнодорожной накладной исказил сведения о наименовании груза, что привело к занижению размера провозной платы.
На железнодорожной станции Санкт - Петербург сортировочный 20.01.2020 оформлен коммерческий акт № ОКТ2000778/7 в связи с тем, что в соответствии с Тарифным руководством № 1 Прейскуранта № 10-01, Приложения № 2 наименования груза «Абразивный порошок» относится к Разделу 5 «Минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия. Абразивы», код ЕТСНГ-243065, что не соответствует сведениям, изложенным в перевозочном документе, а также акты общей формы.
В соответствии с Прейскурантом № 10-01 провозная плата за фактически перевезённый груз составляет - 82 245 руб., провозная плата согласно перевозочного документа по вагону № 53091252 составляет - 42 533 руб., то есть фактическое занижение провозной платы составило 39 712 рублей (без учета НДС), с учетом НДС занижение провозной платы составило 47 654 руб. 40 коп.
За искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе на основании статьи 98 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчиком начислен штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов в сумме 411 225 руб. (82 245 руб. х 5).
Общая сумма штрафа по трём вагонам составила 1 219 275 руб.
Претензии истца от 25.02.2020 № № ТЦТФТОМЮ-9/162, ТЦТФТОМЮ-9/163, ТЦТФТОМЮ-9/164 в адрес ответчика об уплате штрафов оставлены последним без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения
ОАО «РЖД» в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 784 ГК РФ перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу пункта 1 статьи 793 ГК РФ, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст.98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
В силу ст. 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузоотправителя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Частью 2 данной статьи предусмотрено, что коммерческий акт составляется для удостоверения несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 года № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий. Указанный штраф подлежит взысканию независимо от того, понес ли перевозчик какие-либо убытки. Возмещение перевозчику понесенных убытков не может служить основанием освобождения от взыскания данного штрафа. Штраф за отправление запрещенных для перевозки железнодорожным транспортом грузов подлежит взысканию за сам факт такого отправления. Данный штраф подлежит взысканию, если это нарушение обнаружено перевозчиком после заключения договора перевозки груза. Как сами нарушения, так и их последствия могут быть установлены перевозчиком как на станции отправления, так и на станции назначения или в период перевозки.
Исходя из п. 2 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 43 (далее - Правила № 43) основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная (далее - накладная), ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.
Как следует из п.6 Правил № 43 в соответствии со статьей 98 Федерального закона от 10.01.2003 №?18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» за искажение в транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика. При обнаружении перечисленных обстоятельств перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10.01.2003
№ 18- ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав) при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Пунктом 2.17 Приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 №?39 «Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом» предусмотрено, что в графе «наименование груза» (далее - Правила №?39) указывается в соответствии с Тарифным руководством наименование груза и его код.
Согласно пункту 2.2.1 Тарифного руководства №?1, утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 г. №?47- т/5 (далее - Тарифное руководство №?1), наименование груза и его код при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ, с указанием отличительных признаков груза, если эти признаки оказывают влияние на уровень тарифа. Если такого наименования в алфавитном списке нет, то не допускается наименование груза обобщающими названиями позиций ЕТСНГ и груз должен обозначаться под тем наименованием, под которым он указан в соответствующей документации на данный груз с указанием кода того груза, поименованного в списке ЕТСНГ, к которому груз можно отнести по его свойствам, или к грузу этой позиции под обобщающим наименованием «не поименованные в алфавите». При невозможности отнесения перевозимого груза к одному из наименований позиции ЕТСНГ решение об отнесении груза к соответствующему коду позиции ЕТСНГ принимает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при представлении грузоотправителем соответствующей документации на указанный груз. Согласно пунктам 2.17, 2.18 и 2.25 Правил № 39 в транспортной железнодорожной накладной грузоотправитель обязан указать достоверные сведения о наименовании груза.
Согласно сертификата качества на партию № В-1665 с датой отгрузки 09.01.2020 в адрес грузополучателя ООО «Сталкер» отправлению подлежал Песок строительный специальный «порошок абразивный» со ссылкой на ТУ 3989-001-14850363-2004. В сертификате указано «Только «Карабашский абразив» соответствует требованиям ИСО 11126-3 и ТУ3989-001-14850363-2004 (Сертификат № РОСС RU.C.04ФАЛ.ПР.0030), 1 категории экологически чистых «зелёных» строительных материалов (Сертификат № 00019/С-2018), критериям повышенного уровня ответственности объектов строительства (Свидетельство № П-82-0036).
Также из сертификата следует, что продукция позволяет достичь степени очистки: Sa 1, Sa2, Sa 2 1\2,Sa3 по ИСО 8501-1 и что песок строительный специальный «Карабашский абразив» (порошок абразивный) удовлетворяет требованиям ТУ 3989-001-14850363-2004.
Ответчиком в обоснование правовой позиции представлены к отзыву: Сертификат соответствия № РОСС RU.C.04ФАЛ.ПР.0030, выданный
ООО «КАЗ» с указанием, что продукция «Порошок абразивный» соответствует требованиям нормативных документов ТУ 3989-001-14850363-2004, Свидетельство № П-82-0036 о соответствии качества выпускаемых строительных материалов и изделий критериям уровня ответственности объектов строительства, в котором в разделе «Наименование выпускаемой продукции указано «Материалы абразивные», и указан код продукции 398800, Сертификат № 00019/С-2018 о соответствии выпускаемых материалов и изделий категории экологически чистых «зелёных» строительных материалов, где в качестве наименования продукции указано «Порошок абразивный» ТУ 3989-001-14850363-2004, Сертификат соответствия № РОСС RU C-RU.AK01.H.04529/19 на продукцию Песок строительный специальный «Карабашский абразив» соответствует требования нормативных документов ТУ 3989-001-14850363-2004.
Также ответчик представил Заключение эксперта ООО «Инженерно-проектный центр-16» из которого следует, что «Песок строительный специальный» не является «Шлаком гранулированным».
Судом не принимается довод третьего лица о том, что перевозимая по спорным накладным продукция произведена по ТУ 08.12.13-001-14850363-2004 и соответственно должна быть отнесена к коду ЕТСНГ 235088, поскольку опровергается представленными в материалы дела отзывом ответчика с приложением выше перечисленных сертификатов, приобщённым третьим лицом (ООО «Завод КАЗ») ходатайством от 05.04.2021 о приобщении документов Технических условий ТУ 3989-001-14850363-2004 с пометкой (на выпускаемую продукции в редакции, действовавшей в период производства спорных отгрузок), представленные истцом фото груза содержат надпись «Песок строительный специальный ТУ 3989-001-14850363-2004. Песок для струйной очистки (Порошок абразивный)». Также из представленного договора поставки № КА-19/СД126 от 26.12.2019 следует, что перевозимая продукция является порошком абразивным (п.п. 1.1 , 3.11, 3.13, 5.2 Договора).
Согласно акта экспертизы № 026-02-0000137 от 05.04.2021, проведенной Южно - Уральской Торгово - промышленной палатой, перевозимый в спорных вагонах № 55166680, 55166656 по накладной № ЭЦ493776 и в вагоне № 53091252 по транспортной железнодорожной накладной № ЭЦ579617 должен быть отнесён к коду ЕТСНГ 243065 «Материалы абразивные, не поименованные в алфавите».
В совокупности исследованных доказательств суд приходит к выводу, что перевозимый груз по спорным транспортным железнодорожным накладным является продуктом переработки шлака гранулированного, что не отрицается ни ответчиком, ни производителем продукции и соответственно отнесение грузоотправителем спорного груза к коду ЕТСНГ как к отходу производства противоречит положениям действующего Тарифного руководства и подтверждает факт искажения сведений о наименовании груза.
В соответствии с Единой тарифно-статистической номенклатурой грузов (ЕТСНГ) груз «порошок абразивный» по ТУ 3989-001-14850363-2004 необходимо относить к позиции «материалы абразивные, н.п.» код 243065.
Из письменных пояснений Министерства транспорта Российской Федерации № Д7-22586-Ш от 14.10.2019 следует, по результатам проведения заседания Экспертной группы, состоявшегося 13-14 февраля 2019 г., принято решение отнести продукцию «Порошок абразивный» по ТУ 3989-003-82101794-2008 или ТУ 3989-001-14850363-2004 к коду ЕТСНГ 243065 «Материалы абразивные, не поименованные в алфавите» и к коду ГНГ 26219000 «Шлаки и зола, включая золу из морских водорослей (келп), прочие». Данное решение утверждено на семидесятом заседании Совета с вводом их в действие с 01.07.2019.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Карабашские абразивы» (ИНН <***>), в разделе «Сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014)», в подразделе «Сведения об дополнительных видах деятельности» (п.52) указан код и наименование деятельности – 23.91 Производство абразивных изделий. Расшифровка кода ОКВЭД 23.91, полученного иерархическим методом классификации с последовательным способом кодирования выглядит следующим образом: 23 - Класс «Производство прочей неметаллической минеральной продукции» 23.9 - Подкласс «Производство абразивных и неметаллических минеральных изделий, не включенных в другие группировки» 23.91 - Группа «Производство абразивных изделий» Код ОКВЭД 23.91 является группой и включен в Раздел C. Обрабатывающие производства классификатора.
Также суд принимает во внимание то обстоятельство, что код группы продукции по классификатору продукции (ОКПД) 3989, заложенный в ТУ 3989- 001-14850363-2004 выглядит следующим образом: Общая группа 39 0000- 39 0000- инструмент, технологическая оснастка, абразивные материалы; Подгруппа 39 8000- инструмент абразивный, материалы абразивные; Группа в подгруппе 39 8900- Продукция абразивная прочая.
Согласно п.1.3 Технических условий ТУ 3989-001-14850363-2004 (редакция 2018 года), порошок абразивный производится из шлаков медеплавильного производства по ТУ 1789-001-34557754-99.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что если бы ответчиком перевозились в чистом виде шлаки без переработки, то груз должен содержать маркировку соответствующего груза, а именно ТУ 1789-001- 34557754-99. Код продукции «1789», заложенный в ТУ 1789-001-34557754-99 на шлаки медеплавильного производства, согласно ОКПД состоит из следующих позиций: 17 0000 Металлы цветные, их сырьё, сплавы и соединения. 17 8000 Лом и отходы цветных металлов 17 8900 Шлаки, шламы, кокс и другие отходы производства цветных металлов. Таким образом, коды продукции «3989» и «1789» различаются по принципу «продукт переработки» и «отходы производства».
В соответствии с Тарифным руководством № 1 Прейскуранта № 10-01, Приложения № 2 наименования грузов «Абразивный порошок», относятся к Разделу 5 «Минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия. Абразивы», код ЕТСНГ-243065, что не соответствует сведениям, изложенным в перевозочном документе. Техническими условиями ТУ 3989-001-14850363-2004 предусмотрено, что порошок предназначен для очистки металлических поверхностей струйными аппаратами.
Согласно пункту 2.2 Прейскуранта 10-01 Тарифного руководства наименование груза определяется исходя из его свойств и назначения. Назначением данного груза является очищение поверхностей. Исходя из описания (характеристик) гранул в вышеуказанных технических условиях следует, что фракции определенного размера получаются при помощи переработки остатков медеплавильного производства (шлака), что усиливает абразивные свойства данного порошка. Следовательно, исходя из требований к определению наименованию груза, указанного в Прейскуранте 10-01 Тарифного руководства, данный груз нельзя классифицировать шлаком. Кроме того, императивными нормами права установлен порядок заполнения накладной и отнесения перевозимого груза к одному из наименований позиций ЕТСНГ. Так, пунктом 2.17. Правил №?39 «Об утверждении предусмотрено, что в графе «наименование груза» указывается в соответствии с Тарифным руководством наименование груза и его код.
В соответствии с абз. 2 п. 2.2.1 Постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 № 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство № 1, части 1 и 2) при невозможности отнесения перевозимого груза к одному из наименований позиции ЕТСНГ решение об отнесении груза к соответствующему коду позиции ЕТСНГ принимает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при представлении грузоотправителем соответствующей документации на указанный груз.
В соответствии с пп. 38, 39 Протокола пятьдесят седьмого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - Совет), которое состоялось 16-17 октября 2012 г. в г. Ашхабаде, принято решение о создании при Совете Экспертной группы по внесению изменений в Единую тарифно-статистическую номенклатуру грузов (далее — ЕТСНГ) и поручено Проектно-конструкторскому технологическому бюро по системам информатизации - филиалу ОАО «РЖД» (ПКТБ ЦЦТ ОАО «РЖД») ведение ЕТСНГ и перекодировочных таблиц между ЕТСНГ и ГНГ (Гармонизированная номенклатура грузов) для задач межгосударственного уровня.
Согласно абз. 4 п. 1 Положения о Минтрансе России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 395, Минтранс России при реализации обязательств в установленной сфере деятельности, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию как компетентный орган в области гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе как «железнодорожная администрация».
На пятьдесят девятом заседании Совета Протоколом от 19-20 ноября 2013 года утверждено Положение об экспертной группе Совета по железнодорожному транспорту по внесению изменений в ЕТСНГ (далее - Положение).
Согласно пункту 2.1 Положения в состав Экспертной группы входят уполномоченные представители железнодорожных администраций, ПКТБЦЦТ ОАО «РЖД», ИВЦ ЖА, Дирекции Совета по железнодорожному транспорту.
В соответствии с п. 1.4 Положения основными задачами экспертной группы являются рассмотрение ходатайств железнодорожных администраций по: внесению изменений и дополнений в ЕТСНГ; соответствию кодов грузов ЕТСНГ кодам грузов Гармонизированной номенклатуры грузов (ГНГ); отнесению грузов к кодам ЕТСНГ.
В соответствии с пунктом 4 Положения железнодорожные администрации представляют не позднее чем за 2 месяца до проведения очередного совещания Экспертной группы в Дирекцию Совета следующие документы в электронном виде: обращение железнодорожной администрации с обоснованием и информацией по условиям перевозок; ГОСТ либо ТУ, СТО, ОСТ (за исключением импортных грузов); заключение экспертизы (сертификаты на продукцию, паспорт качества), характеристику груза по форме Приложения 3 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, паспорт безопасности - при необходимости.
Из письменных пояснений Министерства транспорта Российской Федерации № Д7-22586-Ш от 14.10.2019 следует, по результатам проведения заседания Экспертной группы, состоявшегося 13-14 февраля 2019 г., принято решение отнести продукцию «Порошок абразивный» по ТУ 3989-003-82101794-2008 или ТУ 3989-001-14850363-2004 к коду ЕТСНГ 243065 «Материалы абразивные, не поименованные в алфавите» и к коду ГНГ 26219000 «Шлаки и зола, включая золу из морских водорослей (келп), прочие». Данное решение утверждено на семидесятом заседании Совета с вводом их в действие с 01.07.2019.
Имея все технические документы о грузе, руководствуясь требованиями Прейскурант № 10-01, представители грузоотправителя должны были определить верное наименование груза.
В силу статьи 18 Устава грузоотправители обязаны подготавливать грузы для перевозки в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта. Аналогичные требования содержатся и в пункте 18 Приказа Минтранса России от 07.12.2016 №?374 «Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом» (далее - Приказ №?374). В соответствии с пунктом 19 Приказа №?374 тара и упаковка должна иметь маркировку, соответствующую технической документации на груз.
Маркировка, нанесенная на грузовых местах, отражала сведения о технических условиях на груз и содержала название «порошок абразивный».
Также суд учитывает, что ответчик перевозил свою продукцию, упакованную в биг - беги, а не навалом как предусмотрено для перевозки шлака гранулированного. Данное обстоятельство подтверждает, что перевозимая продукция является производной (переработанной в конкретную продукцию) и упакованной соответствующим образом для сохранения заложенных свойств продукции.
Согласно Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом, утвержденных Приказом Минтранса РФ № 281 от 26.06.2016, груз шлак входит в перечень грузов перевозимых насыпью в полувагонах без размещения их в мягкие контейнера типа биг-бег. Размещение данного груза в мягких контейнерах не предусмотрено и требует согласования особых условий перевозки.
Согласно Приказа Минтранса РФ № 294 от 19 сентября 2013 года «Об утверждении перечня грузов, которые могут перевозиться железнодорожным транспортом насыпью и навалом» в п.558 Перечня поименованы шлаки гранулированные».
Согласно п.3 Правил № 281 перевозка грузов насыпью и навалом осуществляется с учетом физических свойств, гранулометрического состава, геометрических размеров и упаковки грузов.
Согласно п. 4 Правил № 281 насыпью перевозятся грузы, представляющие собой однородную массу фракционных составляющих твердых частиц в форме порошка, зерен, гранул, капсул, кусков, обладающих подвижностью (сыпучестью).
Согласно п.5 Правил № 281 навалом перевозятся грузы, погрузка которых производится с укладкой или без укладки в вагоне, которые по своим физическим свойствам не могут быть отнесены к насыпным грузам, например, лом и отходы, брикеты, мелкие металлические изделия (гайки, подкладки, шурупы), лесные грузы.
Учитывая свойства груза в соответствии с п.4 Правил № 281 шлак гранулированный перевозится без упаковки насыпью.
Вышеизложенное обстоятельства также свидетельствуют о том, что грузоотправитель упаковал свой груз как «порошок абразивный» в соответствии с ТУ на именно это наименование груза, однако в перевозочных документах в нарушении статьи 18 Устава, пунктов 18, 19 Приказа №?374 указал «шлаки гранулированные».
Производство порошка абразивного из шлака гранулированного подтверждается также выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Карабашские абразивы», в разделе «Сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014)», в подразделе «Сведения об дополнительных видах деятельности» (п.52) указан код и наименование деятельности – 23.91 Производство абразивных изделий.
Расшифровка кода ОКВЭД 23.91, полученного иерархическим методом классификации с последовательным способом кодирования выглядит следующим образом: 23 - Класс «Производство прочей неметаллической минеральной продукции»; 23.9 - Подкласс «Производство абразивных и неметаллических минеральных изделий, не включенных в другие группировки»; 23.91 - Группа «Производство абразивных изделий» Код ОКВЭД 23.91 является группой и включен в Раздел C. Обрабатывающие производства классификатора.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 27, 98, 119 Федерального закона от 10.01.2003 №?18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 №?43, правовыми позициями, изложенными в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 №?30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование о взыскании штрафа за искажение сведений о наименовании груза по ст.98 УЖТ РФ в размере 1 219 275 руб.
Государственная пошлина при обращении с исковым заявлением в арбитражный суд подлежит уплате в соответствии со ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом ст. ст. 333.21, 333.22, 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации.
При заявленной в исковом заявлении сумме иска подлежит уплате государственная пошлина в размере 25 193 руб.
При подаче иска истцом подано заявление о зачёте государственной пошлины.
Суд зачитывает в счёт уплаты государственной пошлины по исковому заявлению на сумму 1 219 275 руб. и подлежащей в связи с этим уплате государственной пошлине в сумме 25 193 руб. по следующим платёжным документам и судебным актам:
- сумму в размере 141 руб., уплаченную по платёжному поручению № 1468566 от 26.01.2021;
- сумму в размере 11 225 руб., уплаченную по платёжному поручению № 1460961 от 10.12.2020;
- сумму в размере 2000 руб., уплаченную по платёжному поручению № 1338213 от 05.04.2019;
- сумму в размере 2346 руб., подлежащую возврату из федерального бюджета по решению Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-11/2020 от 03.07.2020, Определению Арбитражного суда Челябинской области от 04.08.2020 года об исправлении опечатки, платёжному поручению № 1343745 от 29.04.2019;
- сумму в размере 1229 руб., подлежащую возврату из федерального бюджета по решению Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76 - 52497/2019 от 03.07.2020, платёжному поручению № 1326558 от 04.02.2019;
- сумму в размере 925 руб., подлежащую возврату из федерального бюджета по решению Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76 - 50432/2019 от 10.02.2020, платёжному поручению № 1308727 от 24.10.2018;
- сумму в размере 2227 руб., подлежащую возврату из федерального бюджета по решению Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76 - 52499/2019 от 23.07.2020, платёжному поручению № 1270292 от 27.03.2018;
- сумму в размере 5100 руб., подлежащую возврату из федерального бюджета по решению Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76 - 50431/2019 от 06.02.2020, платёжному поручению № 1343743 от 29.04.2019.
Общая сумма, подлежащая зачёту, составила 25 193 руб.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 25 193 руб.
Руководствуясь статьями 101, 110, 112, 167-171, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Карабашские абразивы», ОГРН <***>, г. Екатеринбург, в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги», ОГРН <***>, г. Москва, штраф в размере 1 219 275 руб. 00 коп., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 25 193 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья И.С. Шаяхметов