ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-52156/20 от 09.02.2021 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

15 февраля 2021 года Дело № А76-52156/2020

Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 15 февраля 2021 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Белякович Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сморчковой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокуратуры Челябинской области о признании бездействия администрации Златоустовского городского округа, Комитета по управлению имуществом Златоустовского городского округа, незаконными,

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – ФИО1 (служебное удостоверение), от администрации Златоустовского городского округа – ФИО2 (доверенность №29/Адм от 12.01.2021),

установил:

прокуратура Челябинской области (далее – прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании бездействия администрации Златоустовского городского округа (далее – администрация), Комитета по управлению имуществом Златоустовского городского округа (далее – Комитет), выразившегося в непринятии мер по актуализации на официальном сайте в сети «Интернет» информации, предусмотренной пунктом 1 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ), по не размещению информации в соответствии с пунктами 13, 16, 20 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 №1680 (далее – Требования №1680).

В представленном отзыве Комитет указал, что требования прокуратуры исполнены в добровольном порядке, все необходимые сведения актуализированы и добавлены на сайт (л.д. 95).

Администрация в отзыве указала, что нарушения пункта 1 статьи 8.2 Закона №294-ФЗ устранены (л.д.105-106).

Прокуратурой представлены письменные пояснения (л.д. 133-135).

В судебном заседании заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил не применять восстановительные меры, в связи с устранением администрацией и Комитетом нарушений, представитель администрации поддержал позицию, изложенную в отзыве.

Комитет о начавшемся судебном процессе извещен надлежащим образом (л.д. 95), однако своего представителя в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.

Как следует из материалов дела, органами прокуратуры в отношении администрации и Комитета проведена проверка исполнения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.

В ходе проверки установлено, что на территории Златоустовского городского округа на официальном сайте администрации в сети «Интернет» не актуализирована информация, предусмотренная пунктом 1 части 2 статьи 8.2 Закона №294-ФЗ, пунктами 13, 16, 20 раздела 3 Требований №1680, а именно: администрацией не обеспечена своевременная актуализация на сайте перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального жилищного контроля, муниципального контроля в сфере благоустройства, муниципального транспортного контроля, муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения на территории Златоустовского городского округа, муниципального контроля за деятельностью управляющих организаций, осуществляющих управление многократными домами, путем внесения в него необходимых изменений в связи со вступлением в силу, признанием утратившими силу или изменением нормативных правовых актов, иных документов по каждому виду муниципального контроля.

По результатам проверки прокуратурой вынесено представление от 25.11.2020 №34-2020 об устранении нарушений законодательства при осуществлении муниципального контроля (л.д. 19-20).

Письмом от 26.11.2020 №7908/АДМ администрация подтвердила допущенные нарушения действующего законодательства, указала, что принято решение об их устранении (л.д. 21).

Письмом от 26.11.2020 №зем-3919 Комитет указал, что допущенные нарушения будут устранены в возможно короткие сроки (л.д. 28).

В ходе мониторинга 27.11.2020 и 30.11.2020 прокуратурой установлено, что нарушения действующего законодательства не устранены (л.д. 11-13,
22-23).

Считая бездействия администрации и Комитета незаконными, прокуратура обратилась в суд с соответствующим заявлением.

Рассмотрев заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу приведенных норм права, а также исходя из пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в предмет доказывания по настоящему делу входит установление совокупности двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 8.2 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.

На основании части 4 ст. 8.2 Закона №294-ФЗ Правительство Российской Федерации утвердило Требования №1680.

В соответствии с подпунктом 13, 20 Требований №1680 органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля составляют, размещают на официальном сайте в сети «Интернет» и поддерживают в актуальном состоянии перечни нормативных правовых актов, а также обеспечивают их своевременную актуализацию.

Поддержание перечня нормативных правовых актов в актуальном состоянии обеспечивается внесением в него необходимых изменений в связи со вступлением в силу, признанием утратившими силу или изменением нормативных правовых актов, иных документов.

Таким образом, на официальном сайте контролирующего органа в обязательном порядке должны размещаться и поддерживаться в актуальном состоянии перечни нормативных правовых актов отдельно для каждого вида контроля (надзора). Перечень должен обеспечивать поиск по его содержанию, копирование вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов, иных документов или их отдельных частей и поддерживаться в актуальном состоянии (с указанием даты последней актуализации).

В рамках составления названных перечней контролирующие органы, осуществляющие прием и учет уведомлений о начале проведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг, обеспечивают систематизацию нормативных правовых актов и (или) их отдельных частей, оценка соблюдения которых является предметом осуществляемых данными контролирующими органами видов контроля (надзора), по видам предпринимательской деятельности.

Как следует из материалов дела, прокуратурой в ходе проведенного мониторинга официального сайта www.zlat-go.ruустановлено, что в нарушение требований закона не обеспечена своевременная актуализация нормативных правовых актов по видам муниципального контроля на основании постановления администрации от 29.05.2017 № 220-П «Об утверждении Перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление», а именно администрацией не обеспечена своевременная актуализация на сайте перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального жилищного контроля, муниципального контроля в сфере благоустройства, муниципального транспортного контроля, муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения на территории Златоустовского городского округа, муниципального контроля за деятельностью управляющих организаций, осуществляющих управление многократными домами, путем внесения в него необходимых изменений в связи со вступлением в силу, признанием утратившими силу или изменением нормативных правовых актов, иных документов по каждому виду муниципального контроля.

Так, в разделе муниципального жилищного контроля и муниципального контроля за деятельностью управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ содержит последние изменения на сайте от 27.12.2018 № 558-ФЗ, при этом изменения вносились в документ федеральными законами от 22.01.2019 № 1-ФЗ, от 15.04.2019 № 59-ФЗ, от 15.04.2019 № 60-ФЗ, от 29.05.2019 № 116-ФЗ, от 26.07.2019 № 214-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ, от 02.12.2019 № 390-ФЗ, от 02.12.2019 № 391-ФЗ, от 27.12.2019 № 473-ФЗ, от 28.01.2020 № 4-ФЗ, от 06.02.2020 № 13-ФЗ, от 24.04.2020 № 128-ФЗ, от 25.05.2020 № 156-ФЗ, от 31.07.2020 № 277-ФЗ, от 31.07.2020 № 287-ФЗ, от 27.10.2020 № 351-ФЗ.

Не актуализировано постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», последние изменения на сайте от 21.12.2018 № 1622, при этом изменения вносились в документ постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 1708, от 23.02.2019 № 184, от 22.05.2019 № 637, от 13.07.2019 № 897, от 29.06.2020 № 950.

Отсутствует на сайте постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», требования которого в рамках муниципального контроля подлежат проверке.

В разделе по муниципальному контролю за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения на территории городского округа не обеспечена своевременная актуализация норм Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который содержит последние изменения на сайте от 27.12.2018 № 508-ФЗ, при этом изменения вносились в документ федеральными законами от 02.08.2019 № 270-ФЗ, от 02.08.2019 № 289-ФЗ, от 01.03.2020 № 39-ФЗ, от 20.07.2020 № 239-ФЗ, от 15.10.2020 № 326-ФЗ.

В разделе муниципального транспортного контроля Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержит последние изменения на сайте от 27.12.2018 № 508-ФЗ, при этом изменения вносились в документ федеральными законами от 02.08.2019 № 270-ФЗ, от 02.08.2019 № 289-ФЗ, от 01.03.2020 № 39-ФЗ, от 20.07.2020 № 239-ФЗ, от 15.10.2020 № 326-ФЗ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993№ 1090«О Правилах дорожного движения» содержит последние изменения на сайте от 04.12.2018 № 1478, при этом изменения вносились в документ постановлениями Правительства Российской Федерации от 20.12.2019 № 1733, от 20.12.2019 № 1734, от 21.12.2019 № 1747, от 26.03.2020 № 341.

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009
№ 112«Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» содержит последние изменения на сайте от 10.11.2018 № 1342, при этом изменения вносились в документ постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2020 № 188.

В разделе муниципального контроля в сфере благоустройства не обеспечена своевременная актуализация решения Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 06.07.2012 № 30-ЗГО«Об утверждении правил благоустройства территории Златоустовского городского округа»(вместе с «Правилами благоустройства территории Златоустовского городского округа»), которое содержит последние изменения на сайте от 04.12.2017, при этом последние изменения были внесены решением Собрания депутатов городского округа от 30.06.2020 № 44-ЗГО.

Кроме того, в ходе проведенного мониторинга сайта www.zlat-go.ru прокуратурой установлено, что осуществление муниципального земельного контроля постановлением администрацией от 29.05.2017 № 220-П «Об утверждении Перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление» возложена на орган местного самоуправления Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа, которым не обеспечена своевременная актуализация нормативных правовых актов в разделе муниципального земельного контроля.

Так, Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, содержит последние изменения 31.12.2017 года, при этом изменения вносились в документ федеральными законами от 27.06.2018 № 164-ФЗ, от 29.06.2018
№ 171-ФЗ, от 01.07.2018 № 175-ФЗ, от 03.07.2018 № 185-ФЗ, от 19.07.2018
№ 212-ФЗ, от 03.08.2018 № 340-ФЗ, от 03.08.2018 № 341-ФЗ, от 03.08.2018
№ 342-ФЗ, от 18.12.2018 № 471-ФЗ, от 25.12.2018 № 485-ФЗ, от 27.06.2019 № 151-ФЗ, от 02.08.2019 № 283-ФЗ, от 27.12.2019 № 477-ФЗ, от 27.12.2019 № 502-ФЗ, от 18.03.2020 № 66-ФЗ, от 13.07.2020 № 194-ФЗ, от 13.07.2020 № 202-ФЗ, от 31.07.2020 № 269-ФЗ, от 15.10.2020 № 318-ФЗ.

В разделе муниципального земельного контроля указано, что земельный контроль осуществляется в соответствии с постановлением администрации от 08.12.2014 № 460-П «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории Златоустовского городского округа», которое утратило силу в связи с принятием постановления администрации от 12.07.2019 № 287-П, которым утвержден административный регламент предоставления муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории Златоустовского городского округа».

Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» содержит последние изменения 31.12.2017 года, при этом изменения в закон вносились федеральными законами от 03.08.2018 № 341-ФЗ, от 27.12.2018 № 538-ФЗ, от 01.05.2019
№ 100-ФЗ, от 02.08.2019 № 267-ФЗ, от 04.11.2019 № 358-ФЗ, от 27.12.2019
№ 455-ФЗ, от 13.07.2020 № 194-ФЗ, от 31.07.2020 № 254-ФЗ.

Закон Челябинской области от 13.04.2015 № 154-ЗО «О земельных отношениях» содержит последние изменения 31.10.2017 года, при этом изменения в закон вносились законами области от 26.12.2017 № 642-ЗО, от 04.05.2018 № 710-ЗО, от 01.08.2018 № 752-ЗО, от 30.10.2018 № 807-ЗО, от 25.12.2018 № 847-ЗО, от 06.11.2019 № 27-ЗО, от 06.02.2020 № 107-ЗО, от 05.08.2020 № 204-ЗО.

Также не актуализирован Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В нарушение пункта 16 Требований №1680 в разделе муниципального земельного контроля перечни нормативных правовых актов не составлены в табличной форме с указанием в отдельных графах таблицы необходимой информации:

а) наименование, реквизиты нормативного правового акта, иного документа (с указанием наименования и реквизитов нормативного правового акта, его статьи, части или иной структурной единицы, которыми установлена обязательность соблюдения такого иного документа);

б) указание на конкретные статьи, части или иные структурные единицы нормативного правового акта, иного документа, содержащие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами;

в) описание круга лиц, и (или) видов деятельности, и (или) перечня объектов, в отношении которых применяются обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами.

Таким образом, в силу приведенного правового регулирования на администрацию и Комитет возложена обязанность по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» информации, предусмотренной пунктом 1 части 2 статьи 8.2 Закона №294-ФЗ и пунктами 13, 16, 20 Требований №1680.

Из материалов дела следует, что администрацией и Комитетом приняты меры по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» всей спорной информации, предусмотренной пунктом 1 части 2 статьи 8.2 Закона №294-ФЗ и пунктами 13, 16, 20 Требований №1680 после обращения прокуратуры в арбитражный суд.

Данное обстоятельство заявителем не опровергнуто (л.д. 133-135).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, а также учитывая вышеприведенное правовое регулирование, суд приходит к выводу о доказанности факта незаконного бездействия администрации и Комитета, выразившегося в неисполнении обязанности по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» необходимой информации, предусмотренной пунктом 1 части 2 статьи 8.2 Закона №294-ФЗ и пунктами 13, 16, 20 Требований №1680.

При таких обстоятельствах оспариваемое бездействие администрации и Комитета признается судом незаконным, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

Поскольку на дату принятия решения администрация и Комитет разместили на официальном сайте в сети «Интернет» всю необходимую информацию, предусмотренную пунктом 1 части 2 статьи 8.2 Закона №294-ФЗ и пунктами 13, 16, 20 Требований №1680, суд не усматривает оснований для применения указанной заявителем восстановительной меры.

Руководствуясь статьями 176, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Златоустовского городского округа, Комитета по управлению имуществом Златоустовского городского округа, выразившееся в непринятии мер по актуализации на официальном сайте в сети «Интернет» информации, предусмотренной пунктом 1 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», по не размещению информации в соответствии с пунктами 13, 16, 20 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 №1680.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Е.В. Белякович