ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-52254/19 от 18.08.2020 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Челябинской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

18 августа 2020 года

                      Дело № А76-52254/2019

Резолютивная часть решения объявлена  18 августа 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 18 августа   2020 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Булавинцева Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Емельяновым В.Ю.,, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Мухгалимова Руслана Рашитовича, г. Челябинск к  Управлению транспорта Администрации города Челябинска, г. Челябинск, при участии в  деле в качестве третьих лиц,  не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации города Челябинска, общества с ограниченной ответственностью «Сатурн», ИНН 7453328748, общество с ограниченной  ответственностью «Копейское маршрутное такси», ИНН 7411024258, о возобновлении действия свидетельства  на осуществление перевозки и маршрутной карты,

при участии в судебном  заседании истца,  личность удостоверена по паспорту.

Индивидуальный предприниматель Мухгалимов Руслан Рашитович, ОГРНИП 309744823700011а,  (далее – истец), 14.01.2020 обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Управлению транспорта Администрации города Челябинска, г. Челябинск, о возобновлении действия свидетельства  на осуществление перевозки серии 84 № 00125 и маршрутной карты сроком по 01.09.2027.

Требования истца основаны на том, что со стороны  ответчика  прекращено действие  лицензии (свидетельства), дающего право на перевозку пассажиров по маршруту регулярных перевозок на период с 14.01.2019 по 01.09.2027, по маршруту: Поселок Стройкомбинат-поселок Каштак».

Представитель ответчика в судебном заседании настаивает на требованиях о прекращении свидетельства и поясняет, что в настоящее время действие  видетельства прекращено в связи с истечением срока действия, который был исчислен в соответствии с требованиями Федерального закона № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам   пассажиров и иных лиц автобусами».

Ответчиком указано, что на сегодняшний день  свидетельство право на осуществление перевозок по маршруту № 73 предоставлено ИП Степанову Г.Н., результаты конкурса со стороны иных участников конкурса, истца не оспаривались.

Также  ответчик указал, что  в рамках дела № А76-11003/2019  судом установлено, что выданное  истцу свидетельство на осуществление перевозки серии 84 № 00125 и маршрутная карта сроком по 01.09.2027 на дату рассмотрения спора уже было недействующим.

Определением суда от 15 мая 2020 года к участию в деле в качестве  третьих лиц  не заявляющих, самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Сатурн», ИНН 7453328748, общество с ограниченной  ответственностью «Копейское маршрутное такси», ИНН 7411024258, Администрация города Челябинска.

В судебном  заседании истец  поддержал заявленные  требования.

Заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, арбитражный суд

Установил:

Так судом установлено, что Министерством транспорта Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта выдана лицензия № АСС-74-160034 от 31.05.2016 Индивидуальному предпринимателю Мухгалимову Р.Р. на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек бессрочно.

14 января 2019 ИП Мухгалимову Р.Р. выдано свидетельство серии 74 № 000125 на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок на период с 14.01.2019 по 01.09.2027. В свидетельстве указано, что оно выдано на маршрут регистрационный номер в реестре, который 4.73 порядковый номер 73 наименование: «Поселок Стройкомбинат-поселок Каштак».

В рамках дела № А76-11003/2019, установлены следующие юридически значимые обстоятельства, так в рамках указанного дела установлено, что согласно решению комиссии по вскрытию и рассмотрению заявок по выдаче свидетельства № 2-р /2019 от 05.07.2019 по результатам рассмотрения заявки на осуществление регулярных перевозок по муниципальному маршруту без проведения открытого конкурса заявка  индивидуального предпринимателя признана соответствующей требованиям извещения № 2 –в/2019 «О выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и карт маршрутов в городе Челябинске без проведения открытого конкурса» по муниципальному маршруту № 73 «поселок Стройкомбинат - поселок Каштак», размещенного 01 июля 2019 года на официальном сайте Управления транспорта, выдача  индивидуальному предпринимателю С……. свидетельства по муниципальному маршруту № 73 «поселок Стройкомбинат - поселок Каштак», прекращения действия свидетельства серии 74 № 000125, выданного  истцу на права перевозки.

Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Преюдициальность означает не только отсутствие необходимости доказывать установленные ранее обстоятельства, но и запрещает их опровержение до тех пор, пока судебный акт, в котором установлены эти обстоятельства, не будет отменен в порядке, предусмотренном законом.

При рассмотрении настоящего дела  судом установлено, что был проведен открытый конкурс (извещения № 5/209 от  24.07.2019)  на получение свидетельства  об осуществлении перевозки по муниципальному  маршруту регулярных перевозок № 73 «Поселок Стройкомбинат-поселок Каштак».

На основании протокола  от 18.09.2019 № 1-0 победителем открытого конкурса  на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту № 73 «Поселок Стройкомбинат-поселок Каштак» - обществу   с ограниченной ответственностью «Копейское маршрутное такси», присвоен регистрационный номер маршруту  в реестре муниципальных регулярных перевозок: 4.73.

Доказательств участия истца в указанном конкурсе не представлено.

Истец обратился в суд с настоящим требованием о возобновлении действия свидетельства  на осуществление перевозки серии 84 № 00125 и маршрутной карты сроком по 01.09.2027.

Согласно ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В пп. 1) п. 18 Раздела 1 "Информационная карта" и п. 44 Раздела 11 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме" установлены требования: "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами на основании Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 N 195 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами". Лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки). Подтверждается копией действующей лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки).

В соответствии с п. 24) ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.

Вышеуказанные положения Закона N 99-ФЗ вступили в силу 1 марта 2019 года, извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 6 мая 2019 года, то есть после вступления в силу указанной нормы Закона N 99-ФЗ.

В соответствии со ст. 6 Федерального Закона от 30.10.2018 N 386-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" в целях осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до истечения ста двадцати дней со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона. По истечении указанного срока осуществление без лицензии деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами не допускается.

Лицензия, указанная в части 1 настоящей статьи, предоставляется юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), без проведения внеплановой документарной проверки, за исключением следующих случаев:

1. реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения;

2. изменение места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, указанные в части 2 настоящей статьи, освобождаются от обязанности указывать в заявлении о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами реквизиты документов, свидетельствующих о соответствии юридического лица, индивидуального предпринимателя лицензионным требованиям, а также прилагать к этому заявлению копии таких документов.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, имеющие намерения приступить в течение ста двадцати дней (то есть до 1 июля 2019) со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона к осуществлению деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до начала ее осуществления.

Судом установлено, что 13.06.2019 ответчик в адрес истца направил уведомление о предоставлении лицензии с учетом Закона от 30.10.2018 N 386-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами".

Письмом  от 03.07.2019 № 05-08/753 (л.д.57)  ответчику было сообщено, что ранее выданная истцу лицензия (свидетельство) утратила юридическую силу, данное обстоятельство также было установлено  и судебным атом № А76-11003/2019.

Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 99-ФЗ лицензии, предоставленные на виды деятельности, не указанные в ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ, прекращают действие со дня вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ, за исключением лицензий, предоставленных на виды деятельности, указанные в ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 99-ФЗ.

Таким образом, "старые" лицензии с 1 марта 2019 г. прекращают свое действие. Процедура получения "новой" лицензии для "действующих" перевозчиков, имеющих "старую" лицензию, не является переоформлением "старой" лицензии.

Исходя из системного толкования норм законодательства, участник закупки должен соответствовать установленным требованиям на момент подачи заявки на участие в закупке, поскольку в соответствии с частью 9 статьи 31 Закона №44-ФЗ отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Изменения в Закон № 99-ФЗ вступили в силу 01 марта 2019 года, а для обладателей так называемой "старой" лицензии определен упрощенный порядок получения "новой" лицензии. При этом, часть 4 статьи 6 Закона N 386-ФЗ гласит, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, имеющие намерения приступить в течение ста двадцати дней со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона к осуществлению деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до начала ее осуществления.

С учетом сроков подведения итогов открытого конкурса, окончания подачи заявок, а также начала выполнения работ по муниципальному контракту, победитель открытого конкурса должен иметь лицензию нового образца на начало срока осуществления перевозок - 2 июля 2019 года.

Сроки получения (переоформления) лицензии составляет в соответствии с требованиями действующего законодательства 30 дней. Таким образом, к моменту окончания подачи заявок документы на переоформление лицензии должны были быть поданы заявителем. В противном случае он не смог быть приступить к выполнению работ по муниципальному контракту, что нарушило бы права не только других участников конкурса, но и права и законные интересы неограниченного круга лиц - пассажиров общественного транспорта.

Представитель заявителя пояснила в судебном заседании, что действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок №73 «поселок Стройкомбинат – поселок Каштак» (серия № 74000125) ИП Мухгалимова Р.Р. в настоящее время прекращено.

Суд определениями суда от 14.02.2020, 15.05.2020 предлагал истцу обосновать выбранный способ защиты, определения суда  не исполнено.

Истец просит именно возобновить свидетельство  серии 74-000125 и маршрутной карты сроком по 01.09.2027.

Поскольку действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок №73 «поселок Стройкомбинат - поселок Каштак» (серия № 74000125) прекращено, истец не провел мероприятия по участию в конкурсе на получение права на перевозку, суд не усматривает оснований для прекращения действия свидетельства в связи, с, чем в удовлетворении заявленных требований следует оказать.

В иске  отказано, следовательно, расходы по госпошлине относятся на истца (ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь ст.ст. 110, 167, 168, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                                                    Н.А.Булавинцева

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда htth://18aas.arbitr.ru.