ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-52312/05 от 05.04.2006 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск дело № А76-52312/05-47- 1786/284

5 апреля 2006г.

Резолютивная часть решения объявлена 5 апреля 2006г

Полный текст решения изготовлен 22 апреля 2006г.

Судья Каюров С.Б.,

  при ведении протокола судьей Каюровым С.Б.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Прокурора Челябинской области

к Администрации города Челябинска

с участием третьих лиц: 1) Комитет по управлению имуществом и земельнымиотношениями администрации г. Челябинска, 2) Главное управление архитектуры иградостроительства администрации г. Челябинска 3). МУП «Фирма «Челябстройзаказчик»» г. Челябинск

о признании недействительным постановления Главы города Челябинска от 27.09.05 №1013-п

при участии в заседании:

от заявителя: Воронов В.П., прокурор, уд. № 78654 от 02.08.04

от ответчика: Реннер Е.В., гл.спец.прав.управл., дов. № 01-20/2303/3 от 14.12.05, уд. № 159

от Земельного комитета: Ненаженко О.А., дов. № 783 от 06.02.06, уд. № 58

от Архитектуры: Попов А.С. нач.юр.отд., дов. № 5060/096 от 14.10.05, уд. № 38 от 20.05.03

от МУП «Фирма «Челябстройзаказчик»»: Романенко М.П., представ., дов. № 7-Юр от20.02.06, уд. № 818

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Челябинской области обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным с момента издания постановление Главы города Челябинска от 27.09.05 №1013-п «О предоставлении земельного участка в аренду для комплексного освоения в целях жилищного строительства микрорайона № 17 в Курчатовском районе г. Челябинска МУП «Фирма «Челябстройзаказчик»» считая данное постановление незаконным и подлежащим отмене по основаниям, изложенным в заявлении и дополнению к нему, в частности:

Согласно ст.30.2 ЗК РФ, земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 16, ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ» указанные статьи Земельного Кодекса РФ вступают в действие в общем порядке, через 10 дней с момента опубликования. Текст данного Федерального закона опубликован в «Российской газете» 30.12.2004 г. № 290.

Постановлением Главы г. Челябинска от 02.08.2005 г. № 801-п утвержден акт выбора земельного участка для комплексной застройки микрорайона № 17 в Курчатовском районе г. Челябинска МУП «Фирма «Челябстройзаказчик».

Актом выбора земельного участка № 001856-05-2005 МУП «Фирма «Челябстройзаказчик» совместно с Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска предписано разработать проект планировки территории микрорайона № 17 в Курчатовском районе г. Челябинска, согласовать и утвердить его в установленном порядке, постановлением об утверждении указанного акта также установлено требование о включении в проект планировки территории микрорайона очередность освоения территории в увязке с развитием инженерного комплекса и строительством объектов социально-бытового и культурного назначения, что является комплексной застройкой территории, согласно ст. 30.2 ЗК РФ.

Таким образом, постановление главы г. Челябинска от 27.09.2005 г. № 1013-п «О предоставлении земельного участка в аренду для комплексного освоения в целях жилищного строительства микрорайона № 17 в Курчатовском районе г. Челябинска МУП «Фирма «Челябстройзаказчик» вынесено с нарушением действующего федерального законодательства. Данный участок не может быть предоставлен физическому или юридическому лицу без проведения торгов (конкурса или аукциона). Предварительное согласование размещения объекта не требуется.

Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определен главой 5 Градостроительного Кодекса РФ.

Согласно ст. 41 Градостроительного Кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и разме­щения линейных объектов.

В соответствии со статьей 42 подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры

Статьей 44 установлено требование по подготовке градостроительных планов земельных участков, которое осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

На указанном земельном участке не располагаются какие-либо объекты капитального строительства, а так же объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Участок представляет собою пустырь, свободный фактически от любых капитальных объектов. Строительство жилого дома или жилых домов на указанном участке не возможно без строительства объектов инженерной инфраструктуры, в том числе без прокладки линий связи, сетей водопровода и канализации, электрических и тепловых сетей, а также строительства дорог и подходов к объекту.

В связи с этим, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ при подготовке проектов строительства жилых домов на территории указанного земельного участка и осуществлении строительства иных капитальных объектов необходимо подготовить градостроительный план земельного участка, подготовить и утвердить проект планировки территории или внести изменения в существующий проект планировки территории, в связи с отсутствием указанных объектов инженерной инфраструктуры.

Таким образом, участок может быть предоставлен исключительно для его комплексного освоения, в соответствии со ст. 30.2 ЗК РФ, без предварительного согласования места размещения объекта.

Согласно ст. 7 Закона РСФСР № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют либо могут иметь своим результатом ограничения, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов. Данной нормой, также, запрещено предоставлять отдельному субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

Незаконное постановление Главы г. Челябинска об утверждении акта выбора земельного участка нарушает интересы муниципального образования, а так же других субъектов предпринимательской деятельности, так как ставит МУП «Фирма «Челябстройзаказчик» в неравное преимущественное положение с другими субъектами предпринимательской деятельности.

Ответчик и третьи лица с требованиями прокурора не согласны, указывая на следующее:

Администрация г. Челябинска представила постановления Главы г. Челябинска от 14.02.2006г. № 66-п «О внесении изменений в постановление Главы г.Челябинска от 27.09.2005г. № 1013-п» и от 14.02.06 . № 67-п «О внесении изменений в постановление Главы г.Челябинска от 02.08.2005 г. № 801-п и акт выбора земельного участка № 001856-05-2005»

Постановлением от 14.02.2006г. № 66-п в постановление от 27.09.2005г. № 1013-п внесены следующие изменения:

1) в названии постановления исключить слова «комплексного освоения в целях»;

2) в пункте 1 постановления исключить слова «комплексного освоения территории в целях»;

3) в пункте 2 постановления исключить подпункты 7, 8, 9, 10;

4) в подпункте 5 пункта 2 постановления слова «комплексной застройки» заменить словами «жилой застройки»;

5)Управлению градостроительства совместно с Управлением экономики и отраслевыми управлениями Администрации города оформить договор о совместной деятельности в строительстве»

Постановление от 27.09.2005г. № 1013-п вынесено в соответствии с действующим законодательством, не нарушает чьих-либо прав и интересов.

Применение статей 30.2 и 38.2 Земельного кодекса РФ невозможно до вступления в силу пункта 5 статьи 38 и статьи 38.1 ЗК РФ, т.к. статья 30.2 предусматривает предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса. Однако пункт 2 статьи 38.2 ЗК РФ устанавливает правила проведения аукциона в соответствии со статьей 38.1 ЗК РФ. Указанная статья применяется в соответствии с пунктом 5 статьи 38 ЗК РФ, вступившему в силу только с 1 октября 2005 г., следовательно, применение статей 30.2, 30.8 ранее срока их вступления в законную силу является незаконным.

Постановление Главы города от 27.09.2005г. № 1013-п было издано в соответствии с порядком, действующим до 1 октября 2005г., а именно с предварительным согласованием места размещения объектов, т.е. без проведения торгов (аукционов).

Применение в данном случае Администрацией постановления Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» противоречило бы пунктам 4 и 5 статьи 38 ЗК РФ, которыми предусмотрено, что порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации, за исключением случаев предоставления таких земельных участков для жилищного строительства, так как в этом случае порядок организации и проведения данных аукционов определяется статьей 38.1 Земельного Кодекса РФ.

Поскольку на момент вынесения оспариваемого постановления данная статья не вступила в силу, земельный участок был предоставлен в порядке ст.30, 31 Земельного кодекса РФ, то есть с предварительным согласованием в связи с отсутствием утвержденной градостроительной документации о застройке.

В соответствии с п.11 ст. 30 ЗК РФ только при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства не проводится предварительное согласование места размещения объекта.

При предоставлении земельного участка МУП «Фирма «Челябстройзаказчик», с предварительным согласованием места размещения объекта, формирование земельного участка происходило в соответствии с абз.2 п.5 ст.30 Земельного кодекса РФ, путем утверждения акта выбора земельного участка постановлением Главы города от 02.08.2005г. № 801-п «Об утверждении акта выбора земельного участка № 001856-07-2005 (проект границ земельного участка) для комплексной застройки территории микрорайона № 17 в Курчатовском районе г. Челябинска МУП «Фирма «Челябстройзаказчик».

При отсутствии утвержденной градостроительной документации (документации по планировке территории) должно было осуществляться предварительное согласование при предоставлении земельного участка, а не продажа права его аренды на торгах.

Статья 30.2 Земельного кодекса РФ подразумевает под комплексным освоением в целях жилищного строительства, помимо подготовки документации по планировке территории, в том числе и выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры. Обеспечение обустройства территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры в данном случае может осуществляться иными лицами, в том числе и непосредственно заказчиком документации по планировке территории, то есть в данном случае - органами местного самоуправления.

Таким образом, утверждение о том, что данный земельный участок должен предоставляться в порядке ст. 30.2 Земельного кодекса РФ, а именно для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, ошибочно.

Оспариваемое постановление Главы г. Челябинска было принято 27.09.2005г., следовательно, к нему не могут быть применены требования земельного

законодательства РФ, вступившие в законную силу уже после принятия данного постановления.

Следовательно, вывод областной прокуратуры о нарушении действующего законодательства необоснован.

Довод заявителя о том, что вынесение постановления интересы муниципального образования и принесло экономический вред местному бюджету, не обоснован и бездоказателен по следующим основаниям:

В случае принятия органом местного самоуправления решения о проведении торгов по продаже права аренды данного земельного участка, финансирование мероприятий по их организации, подготовке и проведению должно осуществляться из средств городского бюджета.

Согласно информации, предоставленной Управлением финансов Администрации г. Челябинска в бюджете города Челябинска, целевые средства на организацию и проведение торгов по продаже права аренды (либо права собственности) на земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства в 2005 и 2006 годах не предусматривались. Иные источники финансирования данных мероприятий в бюджете не учитываются.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств (не предусмотренных в бюджете) не допускается (ст. 14 Бюджетного кодекса РФ).

Учитывая то, что целевое расходование средств в случае их поступления в бюджет города от продажи права аренды (или права собственности) на земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства на торгах, в бюджете города не предусмотрены, а также то, что бюджеты 2005 и 2006 годов сбалансированы по доходам и расходам и приняты без дефицита и профицита, нельзя делать вывод об ущербе для бюджета, основанный лишь на одних предположениях Заявителя.

Кроме того, Заявитель считает, что предоставление земельного участка в аренду для целей жилищного строительства нарушены интересы муниципального образования, а так же других субъектов предпринимательской деятельности. Доказательств поступления и наличия заявок о предоставлении спорного земельного участка от иных субъектов предпринимательской деятельности не представлено.

Следовательно, интересы муниципального образования (публичные интересы), интересы граждан (населения) в данном случае не нарушены.

Суд считает, что требования прокурора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно п.1 ст.52, п.2 ст. 198 АПК РФ, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Статья 29 Земельного Кодекса РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Указанное право органов местного самоуправления прокурором не оспаривается.

Статья 30 ЗК РФ устанавливает альтернативный порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, который осуществляется с проведением работ по формированию земельных участков:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

При этом предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 Кодекса;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Кодекса.

В соответствие со ст.31 ЗК РФ, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (п.3 ст.30 ЗК РФ)

Согласно ст.32 ЗК решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Оспариваемое постановление Главы города Челябинска № 804-п от 03.08.2005г. не нарушает приведенные выше нормы.

МУП «Фирма «Челябстройзаказчик» представлены доказательства того, что земельный участок предоставлялся ему в декабре 1999 года. Были проведены соответствующие работы по разработке проектно-сметной документации. О предоставлении земельного участка для целей жилищного строительства население было проинформировано через СМИ. Также представлены документы, свидетельствующие о соблюдении МУП «Фирма «Челябстройзаказчик» требований Земельного Кодекса, обязательных при предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Напротив, доказательств того, что предоставляемый земельный участок имел определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения прокурором не представлено. Соответственно не доказано, что предоставляемый земельный участок был сформирован в соответствии с подпунктом 1 п. 4 ст. 30 Земельного Кодекса и должен был быть предметом аукциона.

Не учитывая данных обстоятельств и указывая на то, что выбранный участок может быть предоставлен исключительно для его комплексного освоения, в соответствии со ст. 30.2 ЗК РФ, без предварительного согласования места размещения объекта и не может быть предоставлен физическому или юридическому лицу без проведения торгов (конкурса или аукциона), прокурор фактически ставит под сомнение целесообразность применения органом местного самоуправления порядка предоставления земельных участков для строительства с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов. Однако критерий целесообразности носит предположительный характер и не может быть положен в основание доводов о нарушении законодательства при принятии постановления.

Также носит характер предположений доводы прокурора о нарушении прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку не представлено доказательств обращений и заявлений о нарушении чьих - нибудь прав при предоставлении участка в аренду.

Учитывая изложенное, права и законные интересы муниципального образования, а так же других субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым постановлением не нарушены. Оспариваемое постановление не возлагает на муниципальное образование, а так же других субъектов предпринимательской деятельности какие-либо обязанности, и не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Руководствуясь ст.ст. 197-201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования Прокурора Челябинской области о признании недействительным с момента издания Постановления Главы г. Челябинска от 27.09.05 №1013-п «О предоставлении земельного участка в аренду для комплексного освоения в целях жилищного строительства микрорайона № 17 в Курчатовском районе г. Челябинска МУП «Фирма «Челябстройзаказчик»» отказать.

Судья С. Б. Каюров