ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-5278/2018 от 18.07.2018 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

25 июля 2018 года Дело № А76-5278/2018

Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 25 июля 2018 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Командирова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Николаевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СПЕЦТЕХПРОЕКТ», уточненному в порядке статьи 49 АПК РФ, к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях о признании незаконным бездействия, выраженного в не направлении в тридцатидневный срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса, обществу с ограниченной ответственностью «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Челябинская область, Сосновский район, в 3320 м на юго-запад от д. Дубровка, кадастровый номер 74:19:2102001:72 в собственность за плату, о признании незаконным бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества), выраженного в не направлении поручения в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях о предоставлении государственной услуги по предоставлению обществу с ограниченной ответственностью «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Челябинская область, Сосновский район, в 3320 м на юго-запад от д. Дубровка, кадастровый номер 74:19:2102001:72, в собственность за плату, о признании право общества с ограниченной ответственностью «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» на приобретение земельного участка площадью 1 420 926 кв.м. кадастровый номер 74:19:2102001:72, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Россия, Челябинская область, Сосновский район, в 3320 м на юго-запад от д. Дубровка, для использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования по цене 7 748 476 рублей, об обязании Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях подготовить, подписать и направить в адрес общества с ограниченной ответственностью «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» проект договора купли-продажи земельного участка площадью 1 420 926 кв.м, кадастровый номер 74:19:2102001:72, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Россия, Челябинская область, Сосновский район, в 3320 м на юго-запад от д. Дубровка, для использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования по цене 7 748 476 рублей в десятидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу и, после подписания договора купли-продажи земельного участка обществом с ограниченной ответственностью «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» обеспечить подачу документов на государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок,

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 14.05.2018, паспорт), ФИО2 (доверенность от 14.12.2017, паспорт), от Федерального агентства по управлению государственным имуществом – ФИО3 (доверенность № ДП-16/12597 03.04.2018, служебное удостоверение), от межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях о признании незаконными действий – ФИО3 (доверенность № 05 09.01.2018, служебное удостоверение),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» (далее – ООО «СПЕЦТЕХПРОЕКТ», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении в собственность (без проведения торгов) земельного участка с кадастровым номером 74:19:2102001:72, площадью 1 420 926 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования (адрес участка: Россия, Челябинская область, Сосновский район, в 3 320 м на юго-запад от д. Дубровка), находящегося в государственной собственности Российской Федерации; об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 74:19:2102001:72, площадью 1 420 926 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования (адрес участка: Россия, Челябинская область, Сосновский район, в 3 320 м на юго-запад от д. Дубровка) и в 30-дневный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 74:19:2102001:72.

Росимуществом и МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях представлен отзыв (л.д. 50-51), в котором просили в удовлетворении заявленных требований отказать. Указал, что в соответствии с пунктом 4.2.24 Положения о МТУ Росимущества, утвержденного приказом Росимущества от 16.12.2016 № 452, территориальный орган осуществляет продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью более 10 гектар исключительно по поручению Росимущества. МТУ Росимущества проведена первичная проверка представленных ООО «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» документов и документов, запрошенных самостоятельно. Осуществлен визуальный осмотр земельного участка с фотофиксацией. 30.11.2017 в адрес Росимущества направлены обращения заявителя исх. № 31 от 21.11.2017, а также акт проведения визуального осмотра федерального земельного участка с кадастровым номером 74:19:2102001:72, утвержденный 30.11.2017. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом рассмотрев заявление ООО «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» сообщило следующее (поручение от 27.12.2017 исх. № ЕГ-10/49336). В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельною кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Таким образом, хозяйственная деятельность, осуществляемая на земельном участке, должна соответствовать категории земель и виду разрешенного использования земельного участка для данной категории земель. Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц от 08.11.2017 № 497В/2017 основным видом деятельности ООО «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» является добыча декоративного и строительного камня» известняка, гипса, мела и сланцев. Дополнительные виды деятельности ООО «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» также не предусматривают ведения сельскохозяйственной деятельности и/или сельскохозяйственного производства. В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является несоответствие вида разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка. Учитывая изложенное, принимая во внимание тот факт, что цели и виды деятельности общества исключают и не соответствуют категории и целям использования земельного участка с кадастровым номером 74:19:2102001:72, Росимущество отказало ООО «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 74:19:2102001:72. Кроме того указало, что пунктом 1.1 договора аренда от 26.12.2008 № 8405-01 земельного участка с кадастровым номером 74:19:2102001:72, указанный земельный участок предоставлен ОАО «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» для производства сельскохозяйственной продукции. В соответствии со статьей 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица» не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно производить платежи за землю; выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами. В рамках исполнения поручения обществу было направлено письмо (исх. № 334 от 16.01.2018) о необходимости в тридцатидневный срок с даты получения данного требования привести земельный участок с кадастровым номером 74:19:2102001:72 в состояние, пригодноедля его использования в соответствии с разрешенным использованием, а также выполнить необходимые работы по рекультивации данного земельного участка. Вместе с тем, обществом не представлено доказательств того, что действиями Росимушеетва и МГУ Росимущества были нарушены права и законные имущественные интересы заявителя.

Заявителем в судебном заседании представлено ходатайство об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), согласно которому, просит:

- признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества), выраженное в не направлении в тридцатидневный срок, предусмотренный п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса, обществу с ограниченной ответственностью «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Челябинская область, Сосновский район, в 3320 м на юго-запад от д. Дубровка, кадастровый номер 74:19:2102001:72 в собственность за плату;

- признать незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества), выраженное в не направлении поручения в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях о предоставлении государственной услуги по предоставлению обществу с ограниченной ответственностью «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» земельного участка, расположенного по адресу:
Россия, Челябинская область, Сосновский район, в 3320 м на юго-запад от д. Дубровка, кадастровый номер 74:19:2102001:72, в собственность за плату;

- признать право общества с ограниченной ответственностью
«СПЕЦТЕХПРОЕКТ» на приобретение земельного участка площадью 1 420 926 кв.м. кадастровый номер 74:19:2102001:72, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Россия, Челябинская область, Сосновский район, в 3320 м на
юго-запад от д. Дубровка, для использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования по цене 7 748 476 рублей;

- обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях подготовить, подписать и направить в адрес общества с ограниченной ответственностью «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» проект договора купли-продажи земельного участка площадью 1 420 926 кв.м. кадастровый номер 74:19:2102001:72, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Россия, Челябинская область, Сосновский район, в 3320 м на юго-запад от д. Дубровка, для использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования по цене 7 748 476 рублей в десятидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу и, после подписания договора купли-продажи земельного участка обществом с ограниченной ответственностью «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» обеспечить подачу документов на государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок.

Представитель заявителя уточнил, что требования о признании права общества на земельный участок и об обязании МТУ Росимущества подготовить, подписать и направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельного участка являются восстановительными мерами по отношению к основным требованиям об оспаривании бездействия.

Представитель заинтересованных лиц против удовлетворения ходатайства об уточнении требований не возражал.

У суда отсутствуют основания для отказа в удовлетворении ходатайства, поскольку основания для предъявления требования заявителем указаны те же. В порядке статьи 49 АПК РФ уточненное заявление принято судом к рассмотрению.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении с учетом уточнений, просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель заинтересованных лиц высказал возражения против удовлетворения заявленных требований.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

26 декабря 2008 года междуТерриториальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (арендодатель) и ОАО «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» (арендатор) заключен договор аренды № 1405-08 земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, общей площадью 1453921,0 кв.м, с кадастровым номером 74:19:2102001:72, из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся по адресу: Россия, Челябинская область, Сосновский район, в 3320 м на юго-запад от д. Дубровка, для производства сельскохозяйственной продукции, в границах, указанных в кадастровом плане участка (пункт 1.1 договора).

Настоящий договор заключен сроком на 49 лет (пункт 2.1 договора).

27.07.2016 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (арендодатель) и ООО «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» (арендатор) заключено дополнительное соглашение к договору аренды № 1405-08 земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации.

21.11.2017 ООО «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» обратилось в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 74:19:2102001:72 (адрес участка: Россия, Челябинская область. Сосновский район, в 3320 м на юго-запад от д. Дубровка), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, в собственность без проведения торгов (вх. № 9131).

В соответствии с пунктом 4.2.24 Положения о МТУ Росимущества, утвержденного приказом Росимущества от 16.12.2016 № 452, территориальный орган осуществляет продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью более 10 гектар исключительно по поручению Росимущества.

МТУ Росимущества проведена первичная проверка представленных ООО «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» документов и документов, запрошенных самостоятельно. Осуществлен визуальный осмотр земельного участка с фотофиксацией.

30.11.2017 в адрес Росимущества направлены обращения заявителя исх. № 31 от 21.11.2017, а также акт проведения визуального осмотра федерального земельного участка с кадастровым номером 74:19:2102001:72.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом рассмотрев заявление ООО «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» сообщило следующее (поручение от 27.12.2017 исх. № ЕГ-10/49336):

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельною кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Таким образом, хозяйственная деятельность, осуществляемая на земельном участке, должна соответствовать категории земель и виду разрешенного использования земельного участка для данной категории земель.

Согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц от 08.11.2017 № 497В/2017 основным видом деятельности ООО «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» является добыча декоративного и строительного камня» известняка, гипса, мела и сланцев.

Дополнительные виды деятельности ООО «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» также не предусматривают ведения сельскохозяйственной деятельности и/или сельскохозяйственного производства.

В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является несоответствие вида разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Учитывая изложенное, принимая во внимание тот факт, что цели и виды деятельности общества исключают и не соответствуют категории и целям использования земельного участка с кадастровым номером 74:19:2102001:72, Росимущество отказывает обществу в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 74:19:2102001:72.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты Росреестра и публичных информационных источников на земельном участке с кадастровым номером 74:19:210200П72 осуществлены вскрышные работы и ведется деятельность по недропользованию.

Между темданная информация в Акте визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером 74:19:2102001:72, проведенного межрегиональным территориальным управлением 30.11.2017, а также в Акте Россельхознадзора по Челябинской области от 27.11.2017, не отражена.

Учитывая неполноту сведений, содержащихся в указанных актах, сведения, содержащиеся в Актах проверок, не могут являться основанием при рассмотрении вопроса предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность.

Кроме того указано, что ОАО «Спецтехпроект» и общество пользуются имуществом с существенным нарушением условий договора аренды и существенно ухудшили характеристики земельного участка с кадастровым номером 74:19:2102001:72, межрегиональному территориальному управлению в целях защиты прав и законных интересов Российской Федерации в срок до 22.01.2018 поручается направить в адрес ОАО «Спецтехпроект» и общества требование о приведении земельного участка с кадастровым номером 74:19:2102001:72 в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, а также выполнить необходимые работы но рекультивации данного земельного участка.

Письмом исх. № 334 от 16.01.2018 МТУ Росимущества указало заявителю на ответ Росимущества на заявление об отказе в предоставлении земельного участка и возврате пакета документов с замечаниями.

В рамках исполнения поручения заявителю указано на необходимость в тридцатидневный срок с даты получения данного требования привести земельный участок с кадастровым номером 74:19:2102001:72 в состояние, пригодноедля его использования в соответствии с разрешенным использованием, а также выполнить необходимые работы по рекультивации данного земельного участка.

Полагая, что МТУ Росимущества надлежало направить по результатам рассмотрения заявления общества направить в тридцатидневный срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ, ООО «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» проект договора купли-продажи земельного участка, а Росимуществу направить поручение в МТУ Росимущества о предоставлении государственной услуги по предоставлению ООО «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Челябинская область, Сосновский район, в 3320 м на юго-запад от д. Дубровка, кадастровый номер 74:19:2102001:72, в собственность за плату, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением об оспаривании бездействия как МТУ Росимущества, так и Росимущества.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (часть 4 статьи 198 АПК РФ). Срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ для обжалования в суд решения административного органа, заявителем не пропущен.

Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в предмет доказывания по настоящему делу входит установление следующих юридически значимых обстоятельств: наличие полномочий у органа, который принял оспариваемое решение, несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение таким решением прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Нормами пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 1 части 1 статьи 2, части 1 статьи 4 АПК РФ установлен принцип судебной защиты нарушенного права.

Перечень способов защиты нарушенного права установлен статьей 12 ГК РФ, и не является исчерпывающим.

Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Обращение с заявлением общества обусловлено намерением заявителя получить земельный участок, находящийся в государственной собственности Российской Федерации, в собственность без проведения торгов.

С соответствующим заявлением общество обратилось в МТУ Росимущества.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 утверждено положение Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение).

В силу п. 1 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 утверждено типовое положение о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

В п. 4.1, 4.1.20 Типового положения определено, что территориальный орган самостоятельно осуществляет определенные полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар.

Подпунктами 4.2, 4.2.27 Типового положения установлено, что территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.04.2017 № 166 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов (далее – Административный регламент).

Согласно п. 2.2 Административного регламента государственную услугу предоставляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а также его территориальные органы.

В приложении № 5 Административного регламента указана Блок-схема предоставления государственной услуги по предоставлению в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов.

Аналогичные действия административных органов по предоставлению услуги описаны в главе III Административного регламента.

Согласно представленной блок-схеме МТУ Росимущества совершены все необходимые действия по заявлению общества: заявление, поданное в отношении земельного участка площадью более 10 гектар, вместе с прилагаемыми документами направлено в Росимущество, по результатам получения из вышестоящего административного органа ответа – указанный ответ перенаправлен заявителю с сопроводительным письмом с указанием на ответ – отказ в предоставлении земельного участка, и необходимость совершении действия для устранения замечаний по земельного участку.

Согласно представленной блок-схеме Росимуществом также совершены все необходимые действия по заявлению общества: заявление общества рассмотрено, по результатам рассмотрения в адрес МТУ Росимущества направлен ответ об отказе в предоставлении земельного участка на основании пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ, а также с учетом условий фактического использования земельного участка заявителем.

Согласно представленному в материалы дела письму Росимущества (поручение от 27.12.2017 исх. № ЕГ-10/49336) в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 74:19:2102001:72 обществу отказано по следующим основаниям: цели и виды деятельности общества исключают и не соответствуют категории и целям использования земельного участка; неполнота сведений, содержащихся в актах, сведения, содержащиеся в Актах проверок, не могут являться основанием при рассмотрении вопроса предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность; использование обществом имущества с существенным нарушением условий договора аренды и существенно ухудшили характеристики земельного участка с кадастровым номером 74:19:2102001:72.

МТУ Росимущества в целях защиты прав и законных интересов Российской Федерации в срок до 22.01.2018 поручалось направить в адрес ОАО «Спецтехпроект» и общества требование о приведении земельного участка с кадастровым номером 74:19:2102001:72 в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, а также выполнить необходимые работы но рекультивации данного земельного участка.

В силу пункта 2.6 Административного регламентарезультатом предоставления государственной услуги является:

- заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком или принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование;

- отказ в заключении договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком или принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Таким образом, представленное в материалы дела письмо-поручение Росимщества от 27.12.2017 исх. № ЕГ-10/49336 при наличии в содержании отказа в предоставлении государственной услуги со ссылкой на статью 39.16 ЗК РФ с указанием на обоснование отказа является отказом в заключении договора купли-продажи, предусмотренным пунктом 2.6 Административного регламента, письмо МТУ Росимущества исх. № 334 от 16.01.2018 – указанием на ответ об отказе в предоставлении земельного участка и возврате пакета документов с замечаниями, предусмотренным пунктом 3.11.5 Административного регламента.

Указанные основания заявителем в рамках предъявленных (уточненных) требований не оспорены. Более того, заявитель в судебном заседании подтвердил, что на момент подачи заявления цели и виды деятельности общества исключали и не соответствовали категории и целям использования земельного участка с кадастровым номером 74:19:2102001:72, а также фактически не оспорил иные основания отказа в предоставлении земельного участка.

Заявителем оспаривается бездействие:

- Росимущества, выраженное в не направлении поручения в МТУ Росимущества о предоставлении государственной услуги по предоставлению обществу земельного участка, расположенного по адресу:
Россия, Челябинская область, Сосновский район, в 3320 м на юго-запад от д. Дубровка, кадастровый номер 74:19:2102001:72, в собственность за плату,

- МТУ Росимущества, выраженное в не направлении в тридцатидневный срок, предусмотренный п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, обществу проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Челябинская область, Сосновский район, в 3320 м на юго-запад от д. Дубровка, кадастровый номер 74:19:2102001:72 в собственность за плату.

Вместе с тем обеспечивает выполнение административных процедур, в том числе принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов административными органами осуществляется, если представлен комплект необходимых документов и основания для отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют.

Решение о бесплатном предоставлении земли в собственность принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (ст. 39.2 ЗК РФ). Он издаст распорядительный акт об этом, который будет являться основанием, в частности, для регистрации права собственности (ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации, Обзор судебной практики ВС РФ № 3 (2015)). Так, результатом административной процедуры является принятие (посредством издания распорядительного акта) решения Росимущества или территориального органа Росимущества о предоставлении земельного участка без проведения торгов (п. 3.12.8 Административного регламента).

Поскольку основания отказа в предоставлении земельного участка заявителем фактически не оспорены, требование о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка не предъявлено (аудиозапись судебного заседания 18.07.2018), рассмотрение заявленных требований – об оспаривании бездействия административных органов, выраженного в не направлении поручения в МТУ Росимущества о предоставлении государственной услуги по предоставлению обществу земельного участка, не направлении в тридцатидневный срок, предусмотренный п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, обществу проекта договора купли-продажи земельного участка, не обеспечит защиты нарушенных прав и законных интересов заявителя.

При таких обстоятельствах, поскольку избрание заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, заявленных в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований общества.

Само по себе оспаривание бездействия административных органов в части не осуществления действий, совершаемых по результатам удовлетворения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, не приведет к восстановлению нарушенных прав заявителя, поскольку не устранит обстоятельств наличия отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению по правилам статьи 110 АПК РФ. Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату в порядке статьи 104 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» из средств федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению № 32 от 13.02.2018.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья А.В. Командирова