ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-52927/20 от 22.07.2020 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

23 июля 2020 года                                                               Дело № А76-52927/2020

Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме 23 июля 2020 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области А.А. Петров при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                                  С.А. Захаровой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» в лице филиала – «Южно-Уральского предприятия магистральных электрических сетей» к Управлению экологии и природопользования администрации города Челябинска 

об оспаривании решения Управления экологии и природопользования Администрации города Челябинска, выраженного в письме от 25.09.2019 № 025/2175,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Русэнергострой»,

при участии в судебном заседании (до и после перерыва в судебном заседании):

от заявителя – Беспалов В.В. (доверенность № 109-18 от 25.06.18, паспорт),

от административного органа – Ушакова Т.И. (доверенность № 2 от 09.01.20, служебное удостоверение),

от третьего лица,не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Русэнергострой», – не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» в лице филиала – Южно-Уральского предприятия магистральных электрических сетей» (далее – заявитель, Южно-Уральское ПМЭС) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения Управления экологии и природопользования администрации города Челябинска (далее – административный орган, Управление),  выраженного в письме от 25.09.2019 № 025/2175.

Определением от 27.12.2019 заявление оставлено без движения до 27.01.2020 как поданное с нарушением требований, предусмотренных статьями 126, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Поскольку в пределах установленного судом срока заявитель устранил допущенные нарушения процессуального закона, определением от 14.01.2020 заявление принято к производству арбитражного суда, предварительное судебное заседание назначено на 11.02.2020.

Определением от 11.02.2020 в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 137 АПК РФ, с учетом мнения сторон, предварительное судебное заседание завершено, открыто судебное заседание,  судебное разбирательство отложено на 27.02.2020.

Определением от 27.02.2020 судебное разбирательство отложено на 09.04.2020.

Определением от 03.04.2020 судебное разбирательство отложено на 13.05.2020.

Определением от 13.05.2020 по ходатайству заявителя к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Русэнергострой», судебное разбирательство отложено на 10.06.2020

Определением от 10.06.2020 судебное разбирательство отложено на 20.07.2020.

В судебном заседании 20.07.2020 объявлялся перерыв до 22.07.2020.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении (л.д. 4-7), письменных пояснениях (л.д. 97-102)

Представитель административного органа в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, сослался на доводы, изложенные в отзыве на заявление (л.д. 68-72), отзыве на письменное мнение третьего лица (л.д. ).

Третье лицо,не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Русэнергострой» представило отзыв (письменное мнение) на заявление (л.д. 124-129), в котором поддержало заявленные требования Южно-Уральского ПМЭС. 

1. При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Южно-Уральское ПМЭС является собственником воздушных линий электропередач (далее также - ВЛ), проходящих по территории города Челябинска, а именно: 1) В Л 220 кВ Южноуральская ГРЭС - Шагол 3 цепь с отпайкой на ПС Исаково (отпайка па ПС 220 кВ Исаково 3 ц.; 2) ВЛ 220 кВ Шагол-Каштак 1, 2 цепь, 3) ВЛ 220 кВ Челябинская ТЭЦ-3 - Козырево 1, 2 цепь, 4) ВЛ 220 кВ ЧТЭЦ-3 -Новометаллургическая 3, 4 цепь.

В связи с необходимостью проведения работ по доведению до нормативной величины ширины просек вышеуказанных ВЛ путём сплошной вырубки деревьев (кустарников) в целях обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации ВЛ заявитель направил в адрес административного органа письмо от 21.08.2019 г. исх. № М4/П2/1/1000, в котором:

(1) уведомлял административный орган о сроках производства вышеуказанных работ (в период с 09.09.2019 г. по 31.12.2019 г.) и об организации, которая будет осуществлять такие работы на основании договора подряда с заявителем (ООО «Русэнергострой»)

(2) в целях беспрепятственного выполнения вышеуказанных работ просил выдать на основании Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос (пересадку) зеленых насаждений», утвержденного Постановлением администрации города Челябинска №180-п от 03.05.2018 разрешение на выполнение работ по форме, утвержденной указанным административным регламентом.

К письму от 21.08.2019 № М4/П2/1/1000 заявитель приложил:

- протокол совместного заседания Штаба по обеспечению безопасности электроснабжения потребителей электрической энергии Челябинской области и Межведомственной комиссии по вопросам соблюдения платёжной дисциплины участниками оптового и розничного рынков электроэнергии, а также рынка теплоснабжения;

- правоустанавливающие документы на перечисленные в письме ВЛ;

- договор подряда с ООО «Русэнергострой»)

- акт обследования зелёных насаждений, ведомость расчёта компенсационной стоимости за снос на ВЛ 220 кВ Отпайка на ПС Исаково 3 ц.;

- акт обследования зелёных насаждений, ведомость расчёта компенсационной стоимости за снос на ВЛ 220 кВ ЧТЭЦ-3 -Новометаллургическая 3, 4 ц.;

- акт обследования зелёных насаждений, ведомость расчёта компенсационной стоимости за снос на ВЛ 220 кВ ЧТЭЦ-3 -Козырево 1, 2 ц.;

- акт обследования зелёных насаждений, ведомость расчёта компенсационной стоимости за снос на ВЛ 220 кВ Шагол-Каштак 1, 2 ц.

В ответ на указанное обращение Управление направило в адрес заявителя письмо от 25.09.2019 г. № 025/2175  (далее также – оспариваемое решение) за подписью начальника Управления А.С. Юшковой, в котором указывается следующее:

«Выдача разрешений на снос (пересадку) зеленых насаждений осуществляется в порядке, установленном Правилами охраны и содержания зеленых насаждений в городе Челябинске, утвержденными решением Челябинской городской Думы от 19.12.2017 № 36/30 (далее - Правила) и Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос (пересадку) зеленых насаждений», утвержденным постановлением Администрации города Челябинска от 03.05.2018 № 180-п (далее Регламент).

В соответствии с Правилами срок действия актов обследования зеленых насаждений составляет 1 год.

Согласно пункту 18 Правил, натурное обследование зеленых насаждений, подлежащих сносу (пересадке), производится учреждением по охране зеленых насаждений (Муниципальное казенное учреждение «Административно-техническая инспекция города Челябинска», улица Энтузиастов, 26 Б, телефон 220-22-41) при участии заявителя сноса.

По результатам натурного обследования зеленых насаждений, подлежащих сносу (пересадке), учреждением по охране зеленых насаждений оформляется  Акт обследования зеленых насаждений и ведомость расчетакомпенсационной стоимости зеленых насаждений.

В соответствии с пунктом 14 Правил, снос (пересадка), зеленых насаждений допускается на основании разрешения, выданного органом управления зеленым фондом Администрации города Управлением экологии.

Для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на снос (пересадку) зеленых насаждений, Вам необходимо представить в Управление экологии заявление утвержденного образца и документы в соответствие с Регламентом.

Информация о предоставлении документов для получения разрешения на снос (пересадку) зеленых насаждений размещена на официальном сайте Администрации города Челябинска — cheladmin.ru.

Дополнительно сообщаю, что Управление оказывает консультационную помощь при оформлении разрешений на снос (пересадку) зеленых насаждений (улица Блюхера, 10, кабинеты 1, 2,4, телефон 729-34-06)».

Заявитель, полагая, что оспариваемое решение является ненормативным правовым актом, который  не соответствуют требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

2. Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

2.1. Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным решения Управления экологии и природопользования администрации города Челябинска  выраженного в письме от 25.09.2019 № 025/2175.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, правовую позицию Южно-Уральского ПМЭС, изложенную в заявлении (л.д. 4-7) и письменных пояснениях (л.д. 97-102), пояснения представителя заявителя в судебных заседаниях, суд оценивает вышеуказанное требование как требование о признании недействительными оспариваемого решения как ненормативного правового акта.   

2.2. Настоящее дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

В соответствии с частью  1  статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При этом с учетом правовой позиции, выраженной в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

2.3. В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, заявителем соблюден.

2.4. Особенностью рассмотрения дел в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, является вертикальный характер правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой, между органом или должностным лицом, осуществляющим публичные полномочия, и лицом, осуществляющим предпринимательскую и другую экономическую деятельность.

По своей правовой природе подлежащий оспариванию по правилам главы 24 АПК РФ ненормативный правовой акт - это принятый в письменной (документарной) или в устной форме правовой акт властно-распорядительного характера, отражающий результат применения правовой нормы уполномоченным органом публичной власти (должностным лицом) к фактическим обстоятельствам, содержащий формально определенные, обязательные для исполнения правила поведения (предписания, решения, указания, разъяснения), влекущий юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение правоотношений) для персонализированных (конкретно определённых) адресатов указанного акта.

 Ненормативный правовой акт по своему характеру является индивидуальным (персонализированным), то есть его действие направлено на конкретное лицо или группу лиц, он принимается для регулирования определенной фактической ситуации, его действие, как правило, исчерпывается однократным надлежащим исполнением.

При этом ненормативный правовой акт, выраженный в письменной форме, может быть принят как в установленной нормами права определённой форме и процедуре, так и в иной форме (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в рассмотрении по существу либо удовлетворении обращения), а равно - вне рамок установленной нормами права процедуры либо с ее нарушением.

Вышеуказанные признаки ненормативного правового акта находят свое отражение, в том числе, в разъяснении, приведенное в абзаце втором пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которому к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Оспариваемое решение Управления экологии и природопользования администрации города Челябинска,  выраженное в письме от 25.09.2019 № 025/2175, соответствует признакам ненормативного правового акта, поскольку, являясь ответом уполномоченного органа местного самоуправления на письмо заявителя от 21.08.2019 № М4/П2/1/1000 о выдаче разрешения на снос зеленых насаждений, оно содержит одностороннее властное волеизъявление органа местного самоуправления в части фактического отказа в выдаче соответствующего разрешения, мотивированного несоблюдением заявителем требований муниципальных нормативных правовых актов. Именно в указанной части оспариваемое решение обладает свойствами ненормативного правового акта, порождает юридические последствия для заявителя - как материально-правовые (отказ в предоставлении муниципальной услуги), так и процедурные (заключающиеся, например, в возможности административного обжалования указанного отказа). Иные содержащиеся в оспариваемом решении положения не направлены на индивидуально-правовое регулирование отношений между заявителем и административным органом, разъясняют общий порядок обращения с соответствующим заявлением в Управление.

При этом из текста и по смыслу оспариваемого решении следует, что Управление по существу не выразило в нем явно и недвусмысленно свою позицию по вопросу принятия к сведению уведомления заявителя о проведении работ по доведению до нормативной величины ширины просек ВЛ путём сплошной вырубки деревьев (кустарников) в целях обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации ВЛ, о сроках производства вышеуказанных работ и об организации, которая будет осуществлять такие работы на основании договора подряда с заявителем.

2.5. В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

В соответствии с пунктами 196, 197 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных Решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32 (далее – Правила благоустройства), граждане, должностные и юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны принимать меры для сохранения зеленых насаждений, не допускать незаконные действия или бездействие, способные привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений; физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять мероприятия по компенсации зеленых насаждений в случае сноса, уничтожения или повреждения зеленых насаждений в соответствии с установленными правилами.

Пунктом 199 Правил благоустройства устанавливается, что снос (пересадка) зеленых насаждений, омолаживающая обрезка деревьев (кустарников), в том числе попадающих на территорию застройки, прокладки подземных коммуникаций, дорог, установки линий электропередачи и других сооружений, производится только после получения разрешения на снос (пересадку) зеленых насаждений либо омолаживающую обрезку деревьев (кустарников) в органе управления зеленым фондом Администрации города. Порядок получения разрешения на снос (пересадку) зеленых насаждений и омолаживающую обрезку деревьев (кустарников) определяется правовым актом Администрации города.

На территории города Челябинска единые и обязательные к исполнению требования в сфере охраны и содержания зеленых насаждений устанавливаются Правилами охраны и содержания зеленых насаждений в городе Челябинске, утвержденными Решением Челябинской городской Думы от 19.12.2017 № 36/30 (далее – Правила № 36/30), которые  являются обязательными для исполнения всеми органами и должностными лицами органов местного самоуправления города Челябинска, внутригородских районов города Челябинска, физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (пункт 4). При этом действие Правил № 36/30 не распространяется на отношения, регулируемые Лесным кодексом Российской Федерации, а также на отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Указанные Правила № 36/30 регулируют, в том числе, порядок сноса зеленых насаждений, то деревьев, кустарников, цветников, газонов (пункт 6 Правил № 36/30), который допускается на основании разрешения, выданного органом управления зеленым фондом Администрации города, в порядке, установленном правовым актом Администрации города Челябинска. Срок действия разрешения с момента выдачи - один год (пункт 14 Правил № 36/30).

При этом пунктом 15 Правил № 36/30 предусматривается в порядке исключения, что снос, необходимый для совершения безотлагательных действий по выполнению аварийных работ и для устранения аварийных ситуаций, производится без оформления разрешения и компенсации за снос с обязательным уведомлением органа управления зеленым фондом Администрации города, учреждения по охране зеленых насаждений. В 3-дневный срок с даты начала производства работ по сносу зеленых насаждений в орган управления зеленым фондом Администрации города предоставляется Акт обследования зеленых насаждений по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

Пунктом 17 Правил № 36/30 предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, в которых разрешается снос зеленых насаждений, а именно, в целях:

1) обеспечения условий для строительства и реконструкции объектов капитального строительства, линейных объектов;

2) переустройства и переоборудования помещения с размещением отдельного входа;

3) устройства временных парковок общего пользования к нежилым помещениям и зданиям;

4) устройства временных парковок общего пользования к существующим нежилым помещениям и зданиям во дворах многоквартирных домов за пределами "красных" линий городских улиц;

5) размещения (установки) временного нестационарного, некапитального объекта, объекта благоустройства;

6) размещения объектов благоустройства на придомовых территориях и во дворах многоквартирных домов за пределами "красных" линий городских улиц;

7) обслуживания надземных и подземных коммуникаций;

8) восстановления нормативов освещения жилых и нежилых помещений;

9) проведения санитарных рубок, при необходимости удаления больных, сухостойных, усыхающих и аварийных деревьев;

10) необходимости удаления больных, сухостойных, усыхающих и аварийных деревьев на придомовых и дворовых территориях многоквартирных жилых домов по заявлению от организаций, выполняющих работы по содержанию и технической эксплуатации многоквартирных домов;

11) устранения нарушений требований СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*;

12) проведения реконструкции зеленых насаждений по утвержденным проектам благоустройства.

Пунктом 18 Правил № 36/30 установлено, что натурное обследование зеленых насаждений, подлежащих сносу (пересадке), производится учреждением по охране зеленых насаждений при участии заявителя сноса. По результатам натурного обследования зеленых насаждений, подлежащих сносу (пересадке), учреждением по охране зеленых насаждений оформляется Акт обследования зеленых насаждений и ведомость расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений (приложение 1 к настоящим Правилам). Ведомость расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений оформляется в соответствии с Порядком оценки компенсационной стоимости зеленых насаждений на территории города Челябинска (приложение 2 к настоящим Правилам).

Срок  действия Акта обследования зеленых насаждений составляет один год с момента оформления (приложение № 1 к Правилам № 36/30).

Во исполнение Правил № 36/30 Администрацией города Челябинска принят Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос (пересадку) зеленых насаждений», утвержденный Постановлением администрации города Челябинска №180-п от 03.05.2018 (далее - Регламент № 180-п).

В пункте 5  Регламента № 180-п устанавливается, что заявителями на получение муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос (пересадку) зеленых насаждений» (далее также – муниципальная услуга) являются физические или юридические лица, индивидуальные предприниматели либо их уполномоченные представители, подавшие письменное заявление на получение разрешения на снос (пересадку) зеленых насаждений в Управление экологии и природопользования Администрации города Челябинска в установленном настоящим административным регламентом порядке. Разрешение на снос (пересадку) зеленых насаждений - документ, содержащий сведения о заявителе, сроках, объемах и месте выполнения работ, категории, породе (виде) и состоянии зеленых насаждений, подлежащих сносу (пересадке), выданный Управлением экологии и природопользования Администрации города Челябинска.

В силу пункта 6 Регламента № 180-п муниципальную услугу предоставляет Администрация города Челябинска. Исполнителем муниципальной услуги является Управление экологии и природопользования Администрации города Челябинска (далее - Управление).

Пунктом 8 Регламента № 180-п установлены два возможных результата предоставления муниципальной услуги:

 - выдача разрешения на снос зеленых насаждений (приложение 1 к административному регламенту);

- отказ в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений.

Пунктом 9 Регламента № 180-п определен срок предоставления муниципальной услуги - 20 календарных дней.

В пункте 14  Регламента № 180-п предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые заявитель, обратившийся за получением муниципальной услуги, представляет Управлению самостоятельно. К ним отнесены:

1) заявление на выдачу разрешения на снос (пересадку) зеленых насаждений (приложение 2 к административному регламенту).

2) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) и государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН), находящиеся в зоне проведения работ;

3) проектная документация на выполнение работ по благоустройству и озеленению территории с разделом "Генплан" с указанием зеленых насаждений, подлежащих сносу (подеревная съемка);

4) платежные документы, подтверждающие факт оплаты компенсационной стоимости за снос зеленых насаждений;

6) [1] решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сносе (пересадке) зеленых насаждений (в случаях, касающихся общего имущества в многоквартирном доме);

7) [2] предписание или иной обязательный к исполнению документ, выданный органом государственного пожарного надзора, государственной инспекцией безопасности дорожного движения или органом санитарно-эпидемиологического надзора (при наличии).

Пунктом 19 Регламента № 180-п определены основаниями для отказа в выдаче разрешения на снос (пересадку) зеленых насаждений. Это:

1) нарушение требований федерального законодательства, законов Челябинской области, муниципальных правовых актов органа местного самоуправления, требований Регламента № 180-п;

2) непредставление заявителем одного или более документов, указанных в пункте 14 Регламента № 180-п;

3) выявление в заявлении и (или) в прилагаемых к нему документах недостоверной, искаженной или неполной информации, в том числе представление заявителем документов, срок действительности которых на момент предоставления муниципальной услуги в соответствии с действующим законодательством истек.

В пункте 32 Регламента № 180-п указывается, что по результатам рассмотрения заявления и документов уполномоченный специалист отдела Управления осуществляет оформление разрешения на снос (пересадку) зеленых насаждений либо отказа в выдаче разрешения на снос (пересадку) зеленых насаждений с указанием причин отказа.

В соответствии с пунктами 2, 10 Положения об Управлении экологии и природопользования Администрации города Челябинска (Приложение к постановлению Администрации города Челябинска от 8 июля 2019 г. № 301-п) указанное Управление является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Челябинска; основными задачами Управления является решение вопросов местного значения в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности населения, обращения с твердыми коммунальными отходами, управления зеленым фондом, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов.

В числе функций Управления, перечисленных в пункте 11 Положения об Управлении экологии и природопользования Администрации города Челябинска, указаны, в том числе, следующие:

-  осуществление управления зеленым фондом города Челябинска, является органом управления зеленым фондом города Челябинска;

- осуществления организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах города Челябинска;

- оказание муниципальной услуги по выдаче разрешения на снос (пересадку) зеленых насаждений;

- осуществление приема и рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

Таким образом, Управление экологии и природопользования Администрации города Челябинска является компетентным органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решения о выдаче разрешения на снос зеленых насаждений либо отказ в выдаче такового.

Следовательно, Управление не вышло за пределы своей компетенции при принятии оспариваемого ненормативного правового акта.

2.6. В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Нормы по эксплуатации электроустановок как при строительстве, так и при эксплуатации определены Правилами устройства электроустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187, в пункте 2.5.207 которых указывается, что для прохождения ВЛ по насаждениям должны быть прорублены просеки, а отдельные деревья или группы деревьев, растущие вне просеки и угрожающие падением на провода или опоры ВЛ, должны вырубаться. При этом указанный приказ закрепляет обязательность требований Правил устройства электроустановок для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

ПостановлениемПравительства Российской Федерации  от 24.02.2009 № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее – Правила №  160).

Указанные правила были утверждены во исполнение нормы, содержавшейся в абзаце 4 пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации, который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ, которым введено новое регулирование отношений по установлению и использованию охранных зон. В настоящее время Правила № 160 сохраняют свое действие, применяются с учетом требований статьи 106 Земельного Кодекса РФ в соответствии с частью 16 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ.

Согласно пункту 8 Правил № 160 в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.

В подпункте «в» пункта 10 Правил № 160 указывается, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается посадка и вырубка деревьев и кустарников.

Согласно пункту 17 Правил № 160 плановые (регламентные) работы по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства производятся с предварительным уведомлением собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков.

На основании пункта 21 Правил № 160 для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

Необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствии с пунктом 21 Правил № 160, расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определяются в соответствии с лесным законодательством.

В пункте 23 Правил № 160 определено, что сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; вырубку или обрезку крон  деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает четыре метра.

Рубка деревьев в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23 Правил № 160, осуществляется по мере необходимости без предварительного предоставления лесных участков. Рубка деревьев (кустарников и иных насаждений), не отнесенных к лесам, в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23 Правил, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством (пункт 24 Правил № 160).

Приложением к Правилам № 160 утверждены Требования к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, согласно которым при определении размера просек применяются положения, предусмотренные подпунктом "а" настоящего документа, согласно которым охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии, в зависимости от проектного номинального класса напряжения (в кВ).

Правила № 160 приняты в целях обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей и поддержания воздушных линий электропередачи в состоянии, необходимом для их своевременного и качественного обслуживания и ремонта, устранения угроз падения деревьев на линии электропередач посредством вырубки по мере необходимости растительности и деревьев и не содержат в себе нормативных положений, предусматривающих получение специальных разрешений в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов электросетевого хозяйства при проведении соответствующих работ.

При этом в обязанности сетевых организаций входит, в том числе, поддержание трасс линий электропередач в надлежащем состоянии, исключающем повреждение воздушных линий электропередач независимо от категории земель, на которых находятся линии электропередач, а также независимо от формы собственности на земельные участки.  

Указанный вывод подтверждается, в том числе, судебной практикой (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2017 по делу № А76-113/2016).

Таким образом, несмотря на то, что Правила благоустройства территории города Челябинска, утвержденные Решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32, и Правила охраны и содержания зеленых насаждений в городе Челябинске, утвержденные Решением Челябинской городской Думы от 19.12.2017 № 36/30, не содержат нормативных положений, которые прямо дозволяли бы сетевым организациямпроводить соответствующие работы по вырубке по мере необходимости растительности и деревьев без соответствующих разрешений, в рассматриваемом случае в силу общеправовых принципов преодоления коллизий норм права («вышестоящая норма сильнее нижестоящей» и «специальная норма сильнее общей») в рассматриваемом случае подлежали применению вышеуказанные нормативные положения Правил № 160, в которых отсутствует явно и недвусмысленно выраженное требование о получении сетевыми организациями, а равно организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями разрешений сетевым организациям проводить работы по вырубке и опиловке деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубке деревьев, угрожающих падением, в целях обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах. При этом общие по своему характеру нормы нижестоящих в иерархии нормативных правовых актов муниципальных правовых актов (Правил благоустройства, Правил № 36-30) не могут применяться таким образом, чтобы содержательно быть рассогласованными с вышестоящими и специальными нормами Правил № 160.

Следовательно, действующее правовое регулирование позволяет сетевым организациям уведомлять орган местного самоуправления о проведении соответствующих работ по вырубке деревьев в пределах охранных зон ВЛ.

Одновременно в действующем законодательстве отсутствуют положения, которые вменяли бы в обязанность Управлению экологии и природопользования администрации города Челябинска письменно подтверждать законность проведения сетевыми организациями соответствующих работ по вырубке деревьев в пределах охранных зон ВЛ.

Кроме того, в силу пункта 21 Правил № 160обеспечение безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах и проведение соответствующих работ (в  том числе – по вырубке деревьев и кустарников) является обязанностью сетевой организации независимо от предварительного получения подтверждения законности соответствующих действий со стороны третьих лиц.  

2.7. Из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации прав на ВЛ (л.д. 22-25), выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости (л.д. 40-43), сведений из публичной кадастровой карты (л.д. 103-108), общедоступных сведений из публичной кадастровой карты (https://pkk.rosreestr.ru/#/search) следует, что заявитель является правообладателем (собственником) ВЛ, проходящих по территории города Челябинска, а именно: 1) В Л 220 кВ Южноуральская ГРЭС - Шагол 3 цепь с отпайкой на ПС Исаково (отпайка па ПС 220 кВ Исаково 3 ц.\ 2) ВЛ 220 кВ Шагол-Каштак 1, 2 цепь, 3) ВЛ 220 кВ Челябинская ТЭЦ-3 - Козырево 1, 2 цепь, 4) ВЛ 220 кВ ЧТЭЦ-3 -Новометаллургическая 3, 4 цепь. При этом охранная зона ВЛ 220 кВ Южноуральская ГРЭС - Шагол 3 цепь с отпайкой на ПС Исаково, зарегистрирована под номером 74.00.2.290; охранная зона ВЛ 220 кВ Шагол-Каштак 1, 2 цепь - за номером 74.00.2.76; охранные зоны ВЛ 220 кВ Челябинская ТЭЦ-3 - Козырево 1, 2 цепь - за номерами 74.00.2.450 (1 цепь) и 74.00.2.451 (2 цепь); охранные зоны ВЛ 220 кВ ЧТЭЦ-3 Новометаллургическая 3, 4 цепь - за номерами 74.36.2.6189 (3 цепь) и 74.36.2.6187 (4 цепь).

При этом доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель намеревался осуществлять рубку деревьев вне охранной зоны линий электропередач, в материалы дела не представлено.

Следовательно, у заявителя как сетевой организации отсутствовала юридическая обязанность по обращению в административный орган за получением разрешения на снос (пересадку) зеленых насаждений в пределах соответствующих охранных зон ВЛ, принадлежащих ему на праве собственности.

Вместе с тем, Южно-Уральское ПМЭС обратилось в Управление с  письмом от 21.08.2019 г. исх. № М4/П2/1/1000, в котором одновременно:

(1) уведомлял административный орган о сроках производства работпо доведению до нормативной величины ширины просек вышеуказанных ВЛ путём сплошной вырубки деревьев (кустарников) в целях обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации ВЛ (в период с 09.09.2019 г. по 31.12.2019 г.) и об организации, которая будет осуществлять такие работы на основании договора подряда с Заявителем (ООО «Русэнергострой»);

(2) просил выдать разрешение на выполнение соответствующих работ.

При этом в самом тексте заявления отмечается, что разрешение на выполнение соответствующих работ заявитель просит выдать на основании Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос (пересадку) зеленых насаждений», утвержденного Постановлением администрации города Челябинска №180-п от 03.05.2018, а к заявлению были приложены, в том числе, акты обследования зелёных насаждений, ведомости расчёта компенсационной стоимости за снос зеленых насаждений (л.д. 44-54).

Таким образом, административный орган должен был, руководствуясь  Регламентом № 180-п, рассмотреть по существу указанное заявление, поступившее в Управление 21.08.2019 (л.д. 10-11), в части выдачи разрешения на снос деревьев (кустарников).

Поскольку заявитель в нарушение пункта 14 Регламента № 180-п не представил такие документы как (1) проектная документация на выполнение работ по благоустройству и озеленению территории с разделом "Генплан" с указанием зеленых насаждений, подлежащих сносу (подеревная съемка) и (2)  платежные документы, подтверждающие факт оплаты компенсационной стоимости за снос зеленых насаждений, Управление на основании пунктов 8, 19 Регламента № 180-пписьмом от 25.09.2019 г. № 025/2175 правомерно отказало Южно-Уральскому ПМЭС в выдаче разрешения на снос (пересадку) зеленых насаждений.

Указанный отказ соответствует закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя, поскольку действующим законодательством не предусмотрен разрешительный порядок рассмотрения обращения сетевой организации в Управление за получением разрешения на снос (пересадку) зеленых насаждений в пределах соответствующих охранных зон ВЛ, принадлежащих ему на праве собственности.

2.8. Нарушение Управлением установленного Регламентом № 180-п двадцатидневного срока оказания муниципальной услуги само по себе, с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, не свидетельствует о недействительности оспариваемого решения. 

Иных безусловных оснований для признания недействительным оспариваемого решения по порядку его принятия судом при рассмотрении настоящего дела не установлено. 

2.9. В судебных заседаниях представитель заявителя неоднократно пояснял, что обращение в Управление с заявлением, в котором одновременно содержатся и уведомление о производстве работ по  доведению до нормативной величины ширины просек вышеуказанных ВЛ путём сплошной вырубки деревьев (кустарников), и заявление о выдаче соответствующего разрешения, было избрано для того, чтобы подтвердить правовым документом Управления как уполномоченного органа местного самоуправления законность действий заявителя как сетевой организации по реализации нормативных положений Правил № 160. Искомая цель обращения заявителя подтверждается, в том числе, и письмом от 16.10.2019 № М4/П2/1/1253 (л.д. 82-83).

Вместе с тем, выбранное заявителем юридическое средство – обращение в Управление с (1) уведомлением о производства работ вырубке деревьев (кустарников) и (2) заявлением о выдаче разрешения на выполнение соответствующих работ в рамках  Регламента № 180-п при несоблюдении обязательных требований пункта 14 Регламента № 180-п, не согласуется с искомой целью заявителя, поскольку Управление не является органом публичной власти, уполномоченным подтверждать законность действий  заявителя как сетевой организации по реализации нормативных положений Правил № 160.

При этом суд отмечает, что Управление действовало в рамках  Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных Решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32, Правил охраны и содержания зеленых насаждений в городе Челябинске, утвержденными Решением Челябинской городской Думы от 19.12.2017 № 36/30, Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос (пересадку) зеленых насаждений», утвержденный Постановлением администрации города Челябинска №180-п от 03.05.2018, которые являются действующими муниципальными нормативными правовыми актами, не признаны вступившим в законную силу решением суда в порядке, предусмотренном главой 21  Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, недействующими в части отсутствия в них соответствующих исключений для сетевых организаций.

При таких условиях избранный заявителем способ защиты своих прав и законных интересов путем оспаривания письма административного органа от 25.09.2019 г. № 025/2175 в рамках главы 24 АПК РФ не является эффективным в силу изначальной двойственности позиции заявителя при обращении в административный орган (одно и то же действие не может одновременно совершаться в уведомительном и разрешительном порядках).   

2.10. Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности по отдельности и взаимной связи в их совокупности, арбитражный суд, учитывая установленные фактические обстоятельства дела, приходит к выводу, что оспариваемое решение соответствуют закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что является основанием для отказа в признания оспариваемого решения недействительным (часть 3 статьи 201 АПК РФ). 

2.11. В соответствии с положениями статьи 112 АПК РФ в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, арбитражным судом, рассматривающим дело, разрешаются вопросы распределения судебных расходов.

Частью 1 статьи 110 АПК РФ предусматривается, что судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.

Поскольку оспариваемое решение не признано судом недействительным, основания для взыскания в пользу заявителя уплаченной государственной пошлины отсутствуют. 

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия  (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                                                       А.А. Петров



[1] Нумерация подпункта приведена в соответствии с официальным текстом документа

[2] Нумерация подпункта приведена в соответствии с официальным текстом документа