АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск Дело № А76-53329/2020
16 июля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 16 июля 2021 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Шаяхметов И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевщиковой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
открытого акционерного общества «Российские железные дороги», ОГРН <***>, г. Москва,
к обществу с ограниченной ответственностью «Спецтехпроект», ОГРН <***>, г. Коркино Челябинской области,
о взыскании 459 355 руб. 19 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 - представитель, действующая на основании нотариальной доверенности от 17.12.2020 № 74 АА 5077303, личность удостоверена паспортом,
от ответчика: ФИО2 - представитель, действующая на основании нотариальной доверенности от 09.04.2021 № 10,личность удостоверена паспортом; ФИО3 - представитель, действующая на основании нотариальной доверенности от 16.06.2021 № 16,личность удостоверена паспортом,
слушатель: ФИО4,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Российские железные дорогу» (далее - истец, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «СПЕЦТЕХПРОЕКТ» (далее – ответчик, ООО «СПЕЦТЕХПРОЕКТ») о взыскании 459 355 руб. 19 коп., в том числе: плата за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 455 389 руб. 20 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 10.08.2020 по 23.10.2020 в размере 3 965 руб. 99 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами начисленные на сумму 455 389 руб. 20 коп. за период с 24.10.2020 по день фактической уплаты кредитору денежных средств исходя из размера процентов, определяемой ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Ответчик в отзыве на исковое заявление просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями, возражал по основаниям изложенным в отзыве на иск.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ООО «Спецтехпроект» (клиент, контрагент, плательщик) заключен Договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 10.11.2017 № 2/89 (далее - договор № 2/89).
В соответствии с п. 1 договора № 2/89 в соответствии с Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ РФ), Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях настоящего договора осуществляется эксплуатация принадлежащего Контрагенту железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом № 38 к железнодорожному пути необщего пользования ООО «Погрузочно-транспортное управление», который примыкает стрелочным переводом № 4 к железнодорожной станции «Дубровка-Челябинская» Южно-Уральской железной дороги обслуживаемого собственным локомотивом.
В соответствии с п. 3 договора № 2/89 развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 5900,6 метров.
В соответствии с п. п. 6,7 договора № 2/89 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом Перевозчика на выставочные пути № 1,2 ООО «Спецтехпроект», дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Контрагента. Количество вагонов в каждой сдаваемой Контрагенту передаче устанавливается не более 64 вагонов, весом не более 1408 тонн.
Согласно п. 8 договора № 2/89 с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются на выставочные пути № 1,2 ООО «Спецтехпроект» локомотивом Контрагента группой не менее 23 груженых вагонов по весу 2170 тонн, дальнейшее их продвижение осуществляется локомотивом Перевозчика.
В соответствии с п.10 договора № 2/89 срок на уборку вагонов с выставочных путей № 1,2 ООО «Спецтехпроект» через 12 часов после окончания приемосдаточных операций. При наличии в передаваемой группе не принятых Перевозчиком вагонов – срок на уборку исчисляется через 12 часов с момента повторного уведомления станции об окончании отцепки не принятых Перевозчиком вагонов.
Согласно п. 12.1 договора № 2/89 максимальная перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования по погрузке – 31 вагон (щебень), по выгрузке – 1 вагон (разного рода груза) в сутки.
В соответствии с п.15.3. договора № 2/89 Контрагент уплачивает Перевозчику предоплатой:
Плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования порожних грузовых вагонов, либо вагонов с грузом, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы Перевозчика, связанные с таким нахождением, независимо от принадлежности и прибывающими в адрес Контрагента или его контрагентов, по причинам, не зависящим от Перевозчика, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования по причинам, зависящим от грузоотправителя, грузополучателя, Контрагента железнодорожного пути необщего пользования, по ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 № 127-т/1 с учетом коэффициентов индексации в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее – расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
В соответствии с п.15.5. договора № 2/89 сборы и платы списываются Перевозчиком с лицевого счета Контрагента присвоенного по месту заключения договора на организацию расчетов за грузовые перевозки.
В соответствии с п.16. договора № 2/89 для сокращения времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования Контрагент обязуется: содержать путь в технически исправном состоянии, производить погрузку-выгрузку вагонов круглосуточно, доставлять приемосдатчика станции Дубровка-Челябинская ЮУЖД своим служебным автотранспортом на путь необщего пользования к месту проведения приемосдаточных операций и обратно на станцию.
В соответствии с п.18. договора № 2/89 Контрагент обеспечивает ввод и актуализацию электронных графических копий Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования в АС ЭТРАН в соответствии с Соглашением об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, опубликованного на сайте ОАО «РЖД» по адресу www.rzd.ru в разделе «Грузовые перевозки», к которому Контрагент присоединился в установленном порядке.
В соответствии с п.19. договора № 2/89 договор действует с «02» декабря 2017 года по «01» декабря 2020 года.
В соответствии с п. 1.2.2. Технологического процесса грузовой станции Дубровка-Челябинская ЮУЖД (далее – Тех процесс) на станции выполняются следующие виды работ с грузовыми поездами: прием и отправление грузовых поездов, работа с местными вагонами, прибывающими под выгрузку, погрузку, оформление перевозочных документов.
Согласно п. п. 5.1., 5.2. Тех процесса оперативное руководство работой с местными вагонами осуществляет дежурный по станции. Подача вагонов на путь необщего пользования ООО «Спецтехпроект» осуществляется маневровым порядком локомотивом вперед на выставочные пути. Состав для подачи на пути необщего пользования ООО «Спецтехпроект» формируется на путях № 4,5,6,7 (т.2 л.д. 10-34).
Согласно п.1.2. Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, не принадлежащем ОАО «РЖД», примыкающем к железнодорожной станции Дубровка-Челябинская ЮУЖД через железнодорожный путь необщего пользования ООО «ПТУ» и используемом ООО «Спецтехпроект» (далее – Инструкция) обслуживание пути ООО «Спецтехпроект» производится по мешанному варианту: подача и уборка вагонов производится маневровым локомотивом эксплуатационного локомотивного депо Челябинск Южно-Уральской дирекции тяги серии ЧМЭ-3, 2ЧМЭ-3, ТЭМ-7А (далее маневровый локомотив железной дороги). Производство маневровой работы на железнодорожном пути необщего пользования ООО «Спецтехпроект» осуществляется собственными маневровыми локомотивами ООО «Спецтехпроект».
В соответствии с п. 1.9. Инструкции приемосдаточные операции производятся на железнодорожных путях № № 1, 2, 5 железнодорожного пути необщего пользования ООО «Спецтехпроект». В приемосдаточных операциях участвуют: со стороны железной дороги - приемосдатчик груза и багажа железнодорожной станции Дубровка-Челябинская ЮУЖД, со стороны ООО «Спецтехпроект» - ответственное лицо железнодорожного пути необщего пользования ООО «Спецтехпроект», назначенное приказом руководителя предприятия (т.2 л.д. 80-108).
Между сторонами заключен Договор по договору на организацию расчетов от 06.08.2013 № 1/351-Д/ЕЛС (т.2 л.д. 35-53), в соответствии с п.1.1. которого он регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой Клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО «РЖД» платежей при перевозках грузов и/ или порожних вагонов, в экспортном, импортном и внутригосударственном сообщениях и иных услуг/работ, выполняемых ОАО «РЖД» при организации и/или осуществлении перевозов, в том числе платежей за информационные и прочие услуги/работы (при наличии между ОАО «РЖД» и Клиентом договора, соглашения, контракта на оказание услуг/выполнение работ.
В соответствии с п. 1.2. данного договора Клиенту присваивается код плательщика 1001127210.
В соответствии с п. 1.3. данного договора основанием для проведения расчетов с Клиентом и взыскания ОАО «РЖД» с Клиента Платежей является указание в перевозочных и/или иных документах кода плательщика и наименования Клиента.
Согласно п.п. 3.1., 3.2. данного договора Клиент перечисляет на расчетный счет ОАО «РЖД» в качестве предварительной оплаты денежные средства, достаточные для оплаты причитающихся ОАО «РЖД» платежей. ОАО «РЖД» учитывает поступившие от Клиента денежные средства на лицевом счете Клиента и производит списание с лицевого счета Клиента сумм, причитающихся ОАО «РЖД» Платежей в порядке, установленном договором.
Между сторонами заключен Договор об электронном обмене документами от 01.11.2013 № 103-ЭП, в соответствии с п. 1 которого стороны договорились осуществлять обмен электронными документами, подписанными электронной подписью, в порядке, определенном в Положении об организации электронного документооборота при оформлении перевозочных и/или иных документов с использованием электронной подписи при организации перевозок грузов, порожних вагонов, не принадлежащих ОАО «РЖД» , и технологиях оформления заявок на перевозку грузов ф. ГУ-12, перевозочных документов, перевозочных документов на собственный подвижной состав, оформления в электронной накладной сведений о размещении и креплении груза, заявлений на переадресовку груженых вагонов, заявлений на переадресовку собственного подвижного состава, оформления заявок «на размещение подвижного состава не задействованного в перевозочном процессе, на путях общего пользования, ведомостей подачи и уборки вагонов, накопительных карточек, учетных карточек, используемых грузоотправителями при перевозках грузов.
Указанные в настоящем пункте Положение и технологии размещены на сайте ОАО «РЖД» http://www.rzd.ru в разделе «Грузовые перевозки - Система фирменного транспортного обслуживания – Услуги СФТО – Правила грузовых перевозок» договором (т.2 л.д. 77-79).
Согласно заявления ООО «Спецтехпроект» о присоединении от 01.01.2018 № 103/80/ЭОД ответчик присоединился к Соглашению об оказании информационных услуг в сфере грузовых перевозок, опубликованному на официальном сайте ОАО «РЖД» в разделе «Грузовые перевозки».
В соответствии с Соглашением о порядке передачи уведомлений ОАО «РЖД» владельцу и отправителю порожних грузовых вагонов (утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 08.06.2015 № 1443р (ред. от 29.08.2017) присоединение Клиента к настоящему Соглашению производится путем направления в ОАО «РЖД» (Территориальный центр фирменного транспортного обслуживания - структурное подразделение Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО «РЖД» по месту нахождения Клиента) заполненного в полном объеме и подписанного уполномоченным представителем Клиента заявления о присоединении по форме, установленной Приложением к настоящему Соглашению, с приложением документов о наличии у такого представителя Клиента полномочий на подписание заявления о присоединении (п.3).
В соответствии с п.4 данного Соглашения ОАО «РЖД» направляет информацию, предусмотренную п. 1 настоящего Соглашения, а также иную информацию на электронный адрес Клиента, указанный в заявлении о присоединении. ОАО «РЖД» также вправе размещать информацию, предусмотренную настоящим Соглашением, на официальном сайте ОАО «РЖД» www.rzd.ru в разделе «Грузовые перевозки».
В соответствии с Соглашением о порядке передачи уведомлений ОАО «РЖД» владельцу и отправителю порожних грузовых вагонов (утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 08.06.2015 № 1443р (ред. от 29.08.2017) присоединение Клиента к настоящему Соглашению производится путем направления в ОАО «РЖД» (Территориальный центр фирменного транспортного обслуживания - структурное подразделение Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО «РЖД» по месту нахождения Клиента) заполненного в полном объеме и подписанного уполномоченным представителем Клиента заявления о присоединении по форме, установленной Приложением к настоящему Соглашению, с приложением документов о наличии у такого представителя Клиента полномочий на подписание заявления о присоединении (п.3).
В соответствии с п.4 данного Соглашения ОАО «РЖД» направляет информацию, предусмотренную п. 1 настоящего Соглашения, а также иную информацию на электронный адрес Клиента, указанный в заявлении о присоединении. ОАО «РЖД» также вправе размещать информацию, предусмотренную настоящим Соглашением, на официальном сайте ОАО «РЖД» www.rzd.ru в разделе «Грузовые перевозки».
Кроме этого, владельцу пути необщего пользования передаются уведомления о начале, окончании задержки вагонов, контейнеров в пути следования по зависящим от него причинам; получателю порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом передаются уведомления о начале, окончании задержки вагонов в пути следования по зависящим от него причинам (п.п.1.8., 1.9 Соглашения).
В адрес Ответчика следовали по транспортным железнодорожным накладным вагоны и были задержаны в пути следования на промежуточных железнодорожных станциях Тракторстрой и Красноселка Южно-Уральской железной дороги, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения Дубровка-Челябинская Южно-Уральской железной дороги по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожных путей необщего пользования. Задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов(т.л.д. ).
В период с 18.07.2020 08 часов 45 минут по 28.07.2020 09 часов 45 минут (время московское) было задержано 66 вагонов в пути следования на промежуточной станции Тракторстрой ЮУЖД из-за занятости выставочных путей Ответчика по причинам, зависящим от ответчика, о чем составлены акты общей формы от 18.07.2020 № 2/711 и от 28.07.2020 № 9, которые подтверждают задержку вагонов (т.л.д. ).
На станции назначения Дубровка-Челябинская ЮУЖД для начисления платы по ст. 39 УЖТ РФ оформлены акты общей формы по 66-ти вагонам от 29.07.2020: № 1/994, № 1/996, № 1/997, № 1/998, № 1/929, № 1/931, № 1/933, № 1/977, № 1/978, № 1/999, № 1/1000, № 1/1001, № 1/1002, № 1/1003, № 1/1/1004,№ 1/1005, № 1/1007, № 1/979, № 1/980, № 1/981, № 1/1008, № 1/982, № 1/983, № 1/984, № 1/985, № 1/986, № 1/987, № 1/988, № 1/989, № 1/990, № 1/991, № 1/992, № 1/993, № 1/1009, № 1/1010, № 1/1011, № 1/1012, № 1/1013, № 1/1014, № 1/1015, № 1/1016, № 1/1017, № 1018, № 1/1019, № 1/1187.
В период с 23.07.2020 12 часов 47 минут по 29.07.2020 12 часов 13 минут (время московское) был задержан 61 вагон в пути следования на промежуточной станции Красноселка ЮУЖД из-за занятости выставочных путей Ответчика по причинам, зависящим от ответчика, о чем составлены акты общей формы от 23.07.2020 № 203 и от 29.07.2020 № 212, которые подтверждают задержку вагонов.
На станции назначения Дубровка – Челябинская ЮУЖД для начисления платы по ст. 39 УЖТ РФ, оформлены акты общей формы по 45-ти вагонам от 29.07.2020 № 1/1100, № 1/1090, № 1/1104, № 1/1068, № 1/1023, № 1/1096, № 1/1066, № 1/1055, № 1/1035, № 1/1074, № 1/1117, № 1/1070, № 1/1084, № 1/1115, № 1/1086, № 1/1031, № 1/1072, № 1/1119, № 1/1037, № 1/1076, № 1/1078, № 1/1110, № 1/1088, № 1/1029, № 1/1064, № 1/1080, № 1/1062, № 1/1025, № 1/1098, № 1/1094, № 1/1092, № 1/1053, № 1/1060, № 1/1108, № 1/1060, № 1/1108, № 1/1033, № 1/1102, № 1/1082, № 181106, № 1/1051, № 1/1027, № 1/1113.
На основании актов общей формы истцом оформлены накопительные ведомости № № 030-804-030832, 030833, 030834-030836, 030837-030877, 030878-040822, 040824 о начислении платы по ст. 39 УЖТ РФ за пользование путями общего пользования, которые Ответчиком подписаны, но не оплачены.
06.08.2020 Перевозчик передал по Сопроводительной описи № 4 коммерческому директору Ответчика ФИО5 сорок семь актов общей формы для начисления платы за нахождение вагонов на путях ОАО «РЖД» по причине неприема поезда железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя.
В адрес ответчика истец направил уведомление от 06.08.2020 № 1 «О начислении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов в перевозочном процессе по договору на организацию расчетов № 1/351-Д/ЕЛС от 06.08.2013 (т.л.д. ).
В ответе исх. от 10.08.2020 № ОП-01-20/08-10/1 на уведомление № 1 ответчик отказался добровольно произвести оплату, не дал согласия на списание тарифа за счет кредитового сальдо на лицевом счете в ОАО «РЖД» по мотиву неверного по его мнению изложения обстоятельств, вызвавших составление актов общей формы. Накопительные ведомости перевозчика о взыскании платы ответчик отклонил.
В адрес ответчика истцом направлены претензии № ТЦФТОМЮ-80 от 08.09.2020 и № ТЦФТОМЮ-84 от 09.09.2020 (т. 1 л.д.20-25), которые оставлены без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения ОАО «РЖД» с иском в суд.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за нахождение вагонов на пути общего пользования в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ представлены акты общей формы (на начало и окончание простоя), составленные по факту простоя вагонов на путях общего пользования станций Тракторстрой и Красноселка. За время задержки вагонов на путях общего пользования начислена плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, в общей сумме 455 389 руб. 20 коп. (с учетом НДС) Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд о взыскании платы с ответчика.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг определены в Федеральном законе № 18-ФЗ от 10.01.2003 «Устав железнодорожного транспорта в Российской Федерации».
Ответственность за нарушение обязательств по перевозке предусмотрена пунктом 2 статьи 793 ГК РФ, в соответствии с которым в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций. (часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 31.12.2014 № 503-ФЗ).
Согласно части 12 статьи 39 УЖТ РФ, если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть двенадцатая введена Федеральным законом от 31.12.2014 № 503-ФЗ)
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением) определяются в тарифном руководстве.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы (ч. 19 ст. 39 УЖТ РФ).
Согласно статье 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (действующих в спорный период), утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 № 45, факт задержки вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
В соответствии с п.4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 26 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г. (регистрационный № 4764)) в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
К доводам Ответчика на иск суд относится критически, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций. (часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 31.12.2014 № 503-ФЗ).
Согласно части 12 статьи 39 УЖТ РФ, если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику. (часть двенадцатая введена Федеральным законом от 31.12.2014 № 503-ФЗ)
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением) определяются в тарифном руководстве.
В период с 18.07.2020 08 часов 45 минут по 28.07.2020 09 часов 45 минут было задержано 66 вагонов в пути следования на промежуточной станции Тракторстрой ЮУЖД из-за занятости выставочных путей Ответчика по причинам, зависящим от Ответчика.
В период с 23.07.2020 12 часов 47 минут по 29.07.2020 12 часов 13 минут (время московское) был задержан 61 вагон в пути следования на промежуточной станции Красноселка ЮУЖД из-за занятости выставочных путей Ответчика по причинам, зависящим от Ответчика.
По данным фактам составлены акты общей формы, прилагаемые к иску и указанные в расчёте суммы исковых требований.
Задержка произошла из-за невозможности их приема на станции назначения «Дубровка-Челябинская» по причинам, зависящим от ООО «Спецтехпроект» (большое скопление вагонов на выставочных путях Ответчика), о чем составлены акты общей формы. Вагоны прибыли на станцию назначения с просрочкой доставки. Простой вагонов, вызванный указанными задержками, повлек за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД».
За время простоя вагонов, следовавших в адрес ответчика на промежуточных станциях Тракторстрой и Красноселка ООО «Спецтехпроект» (грузополучателю)начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования в сумме 455 389 руб. 20 коп.(с учетом НДС по ставке 20%) на основании ч.ч. 11,12 ст.39 УЖТ РФ.
В силу статьи 39 Устава в случае, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Плата вносится за весь период задержки вагонов в пути следования, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления.
Исходя из положений статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорта в Российской Федерации» и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ОАО «РЖД» относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы устанавливается Федеральной службой по тарифам РФ.
В соответствии с пунктом 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 № 643, предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них подвижного состава независимо от его принадлежности является дополнительной услугой, вопросы оплаты которой регулируются государством.
Согласно пунктам 2.1, 2.3 Приказа Федеральной службы по тарифам РФ от 29.04.2015 № 127-т/1 «Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - вагоны, контейнеры) (за предоставление железнодорожных путей) в перевозочном процессе определяется по ставкам, дифференцированным в зависимости от длины вагонов с учетом продолжительности нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, стадии перевозочного процесса (на начальной и/или конечной железнодорожной станции, либо в пути следования).Копии указанных актов общей формы доступны Ответчику в АС ЭТРАН на основании заявления Ответчика о присоединении № 103/80/ЭОД.
Расчет платы, подлежащий уплате Ответчиком, произведен на основании Ставки по таблице № 2 Тарифного руководства (Приказ ФСТ РФ от 29.04.2015 года № 127-т/1) исходя из времени фактической задержки, длины вагонов - менее 19,6 метров по накопительным ведомостям.
За время задержки вагонов с момента оставления вагонов от движения в пути следования, истцом начислена ответчику плата в сумме 455 389 руб. 20 коп. с учетом НДС по ставке 20%.
В соответствии со ст. 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю).
В соответствии с п. 2.3. Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ от 29.04.2015г. № 127-т/1, по ставкам таблицы № 1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется в следующих случаях:- при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
В этом случае оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления ОАО «РЖД» в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче (если иное время не установлено договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей)) до момента получения ОАО «РЖД» от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему) или до момента уведомления перевозчика владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своим локомотивом, о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования железнодорожной станции.
В подтверждение занятости выставочных путей ответчика в спорный период, истец представил в материалы дела акты общей формы о начале задержки, акты общей формы об окончании задержки, оперативные приказы о задержке поездов, оперативные приказы о подъеме временно отставленных от движения грузовых поездов, извещения о «бросании» вагонов, извещения об окончании задержки вагонов, памятки приемосдатчика, накопительные ведомости.
Судом принимается представленный истцом расчет платы, подлежащей взысканию с ответчика.
На основании изложенного, оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к выводу о том, что плата начислена обоснованно и подлежит взысканию с ответчика в размере в размере 455 389 руб. 20 коп.
Относительно исковых требований о взыскании процентов за пользование чужими средствами суд пришел к следующим выводам.
Лицо, нарушившее обязательство, несет ответственность установленную законом или договором (статья 401 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Как следует из правовой позиции, изложенной в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в ГК РФ).
В силу пункта 3 статьи 395 ГК РФ проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
В соответствии с пунктом 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 965 руб. 99 коп. исходя из суммы долга 455 389 руб. 20 коп. за период с 10.08.2020 по 23.10.2020 (75 дней) судом проверен, признан верным.
С учетом вышеизложенного с ответчика в пользу истца подлежит взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 3 965 руб. 99 коп.
Кроме того подлежит удовлетворению требование истца о начислении процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактического исполнения обязательства начиная с 24.10.2020 исходя из размера задолженности 455 389 руб. 20 коп.
Согласно положениям статьи 112 АПК РФ в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, арбитражным судом, рассматривающим дело, разрешаются вопросы распределения судебных расходов.
По правилам части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Государственная пошлина по иску составляет 12 187 руб.
При обращении с рассматриваемым иском истцом была уплачена госпошлина в размере 12 187 руб., что подтверждается платежным поручением от 03.11.2020 № 1454046 (т.1 л.д. 12).
В соответствии со статьей 110 АПК РФ госпошлина в размере 12 187 руб. подлежит отнесению на ответчика как на проигравшую сторону.
Руководствуясь статьями 101, 110, 112, 167-171, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Спецтехпроект», ОГРН <***>, г. Коркино Челябинской области, в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги», ОГРН <***>, г. Москва, плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 455 389 руб. 20 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 10.08.2020 по 23.10.2020 в размере 3 965 руб. 99 коп., всего в размере 459 355 руб. 19 коп., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 12 187 руб.
Производить начисление и взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами исходя из суммы 455 389 руб. 20 коп. за каждый день просрочки начиная с 24.10.2020 по день фактической оплаты долга.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья И.С. Шаяхметов
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда httр://18aas.аrbitr.ru