ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-5406/11 от 17.10.2011 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)265-78-24, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. ЧелябинскДело № А76-5406/2011

24 октября  2011 года.

Резолютивная часть решения оглашена 17 октября  2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 24 октября 2011 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской Первых Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Р. Мартын, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению 

закрытого акционерного общества «Дионис», г.Магнитогорск

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе

об отмене приказа от 24.01.2011 № 62-11-43 пзн, предписания от 25.01.2011 № 62-11-сф-06/657

от заявителя: не явился, уведомлен,

от ответчика: не явился, уведомлен,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество  «Дионис», г. Магнитогорск Челябинской области (далее именуемое – ЗАО «Дионис», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Федеральной службе по финансовым рынкам Региональному отделению в Уральском Федеральном округе, г. Екатеринбург (далее по именуемое - РО ФСФР России в УрФО, ответчик) об отмене приказа от 24.01.2011 № 62-11-43 пзн, предписания от 25.01.2011 № 62-11-сф-06/657.

Участники представителей в суд не направили. О дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Неявка или уклонение стороны от участия при рассмотрении дела не свидетельствует о нарушении предоставленных ей Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ) гарантий защиты и не может служить препятствием для рассмотрения дела по существу.

В силу статьи 156 АПК РФ неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Заявление подлежит рассмотрению в порядке ч. 1, 3, 5 ст. 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся в заседание участников, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Как следует из материалов дела  и устных пояснений представителей сторон, данных в ходе  судебных заседаниях, состоявшихся 23.06.2011, 23.08.2011, 26.09.2011, ЗАО «Дионис» обратилось в  РО ФСФР России в УрФО  с заявлением о  регистрации выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг. 

Уведомлением РО ФСФР России в УрФО № 62-10-СК-06/11549 от 27.09.2010 документы, представленные ЗАО «Дионис», оставлены без рассмотрения, в связи с несоответствием указанных документов требованиям п. 2.4.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 № 07-4/пз-н (далее – Стандарты эмиссии, Стандарты), до представления  в РО ФСФР России в УрФО надлежаще оформленного платежного поручения  (квитанции).

10.11.2010 ЗАО «Дионис» направило необходимые документы, которые поступили в РО ФСФР России в УрФО   24.11.2010.

Установив  нарушение  п. 2.4.2 и п. 2.3.2 Стандартов в документах, представленных  ЗАО «Дионис», РО ФСФР России в УрФО, 24.12.2010 вынесло уведомление о проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг № 62-10-СФ-06/15218, с указанием допущенных  нарушений и требованием представить необходимые документы до 19.01.2011.

В связи с истечением установленного срока и непредставлением ЗАО «Дионис» истребуемых документов, РО ФСФР России в УрФО 24.01.2011 издан приказ № 62-11-43/пз-н об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) обыкновенных именных бездокументарных акций Закрытого акционерного общества «Дионис», в связи с нарушением эмитентом требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству РФ о ценных бумагах, 25.01.2011 вынесено предписание № 62-11 Ф-06/657 об устранении  нарушений законодательства, предписывающее ЗАО «Дионис»  в течение 30 календарных дней с момента получения настоящего предписания устранить нарушения законодательства РФ о ценных бумагах путем представления в РО ФСФР России в УрФО документов на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при создании ЗАО «Дионис», оформленных в соответствии с ФЗ от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее  - Федеральный закон «О рынке ценных бумаг») и Стандартами.

19.01.2011 общество направило запрашиваемые документы, которые поступили в РО ФСФР России в УрФО 24.01.2011.

Заявитель, полагая, что устранил допущенные нарушения в надлежащий срок, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд  об отмене приказа от 24.01.2011 № 62-11-43 пзн и предписания от 25.01.2011 № 62-11-сф-06/657.

В обоснование заявленных требований, заявитель указывает на  получения  запрашиваемых документов сотрудниками общего отдела РО ФСФР России в УрФО 24.01.2011.

Как утверждает заявитель в своем заявлении, документы после внесения в них незначительных поправок были отправлены в РО ФСФР России в УрФО по почте 19.01.2011. ЗАО «Дионис» неоднократно приходилось уточнять некоторые вопросы, возникающие при применении Уведомления о проведении проверки  № 62-10-СК-06/15218 от 24.12.1010. Например, в Уведомлении  указывалось на то, что для заполнения электронных документов должен использоваться программный продукт  ФСФР России («Программа-анкета эмитентов ФСФР России»). Но в документах, составленных в данной программе, после выгрузки ЗАО «Дионис» обнаружило, что Анкета эмитента не соответствует Приложению 2 (1) к стандартам эмиссии ценных бумаг и утверждения проспекта ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.10.2007 г. № 07-4/пз-н, программой не предусмотрено внесение данных в п. 15 анкеты о лицензиях эмитента в полном объеме  и в п. 14 о раскрытии информации эмитентом в сети Интернет. В связи с этим, документы представленные  на электронном носителе в соответствии с данным Уведомлением, выгруженные  из программы с расширением .sms., не соответствуют п. 2.4.2 Стандартов эмиссии.

В устных пояснениях, данных в ходе судебного заседания 23.08.2011, представитель заявителя указал, что документы были представлены ответчику 24.01.2011, т.е. в последний  день предоставления документов, согласно п. 2.4.16 Стандартов. Документы должны быть представлены в течение 30 дней. 30 день, по мнению заявителя, выпадал на 24.01.2011.

26.09.2011 в Арбитражный суд Челябинской области посредством факсимильной связи поступило ходатайство Заявителя, в котором последний просит рассмотреть дело в отсутствии Истца, а также указанные в жалобе требования поддерживает в части отмены Приказа РО ФСФР в УрФО от 24.01.2011 № 62-11-43/пзн.

Однако, отказа от заявленных требований в части признания незаконным предписания от 25.01.2011 № 62-11-сф-06/657 от заявителя не поступало.

В связи с чем, суд не усмотрел оснований для принятия уточнений предмета заявленных требований и посчитал необходимым рассмотреть настоящее дело по первоначальным требованиям заявителя об отмене приказа от 24.01.2011 № 62-11-43 пзн, предписания от 25.01.2011 № 62-11-сф-06/657.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, РО ФСФР России в УрФО в отзыве и дополнении к нему,  представленных в материалы дела, указывает, на то, что оспариваемые акты являются законными и обоснованными.

По мнению ответчика, документы, представленные ЗАО «Дионис» во исполнение Уведомления от 27.09.2010 исх. № 62-10-СК-06/11549, должны были быть рассмотрены не позднее 24.12.2010, в соответствии с пунктом 2.4.9 Стандартов. В связи с допущенными нарушениями в представленных документах 24.12.2010 в адрес Общества направлено Уведомление о проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг № 62-10-СФ-06/15218, с указанием допущенных нарушений и требованием представить необходимые документы до 19.01.2011.

По мнению ответчика,  максимальный срок, в который регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) либо отказать в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг составляет 30 дней (п. 2.4.9 Стандартов) + срок на проверку достоверности сведений, который составляет не более чем 30 дней (п. 2.4.10 Стандартов), т.е. не более 60 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.

В данном случае, начиная с 24.11.2010, указанный срок истекает 24.01.2011 (22,23 января 2011 выпадает на выходные дни). Указанный срок в том числе, включает время, необходимое не только для поступления исправленных и дополненных документов, но и время для их проверки и совершения юридически значимых действий самим регистрирующим органом (например, согласно п. 51, 52 Административного регламента начальник отдела (заместитель начальника отдела) Управления визирует указанные документы не позднее чем за 3 дня до окончания срока рассмотрения эмиссионных документов, установленного для Управления, и представляет их для визирования заместителю начальника Управления).

При этом ответчик отмечает, что в Уведомлении о проведении проверки достоверности сведений было указано именно на представление до 19.01.2011, а не направление в РО ФСФР России в УрФО, запрашиваемых документов.

Ответчиком также представлены пояснения сотрудников РО ФСФР России в УрФО, в которых указано, что почтовое отправление ЗАО «Дионис» было получено  24.01.2011 во второй половине дня, но в виду того, что у Ответчика при регистрации не предусмотрена фиксация времени представления документов, точное время установить не представляется возможным.

По мнению Ответчика, предписание от 25.01.2011 № 62-11-сф-06/657 также является законным и обоснованным, так как оно было вынесено после принятия приказа об отказе в государственной регистрации выпуска акций, т.е. в момент, когда  Общество находилось в противоправном состоянии. РО ФСФР России в УрФО обязано было  выдать предписание об устранении нарушений, поскольку отказ в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при создании, не освобождает Общество от обязанности завершить эмиссию акций, путем представления документов на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций в регистрирующий орган.

Оценив доводы сторон в совокупности с представленными доказательствами, установив обстоятельства дела и подлежащие применению нормы материального права, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, требуется одновременное наличие двух условий: несоответствие его закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Полномочия ФСФР России в области эмиссии ценных бумаг определены нормами Федерального закона "О рынке ценных бумаг", Положением о Федеральной службе от 30.06.2004 N 317 и Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) эмиссия ценных бумаг - это установленная данным Федеральным законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Под процедурой эмиссии ценных бумаг понимается совокупность этапов по размещению эмиссии. Процедура эмиссии включает в себя следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (статья 19 Закона о рынке ценных бумаг).

Порядок государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг определен в статьях 20, 21 Закона о рынке ценных бумаг.

В силу п. 2.1.1. Стандартов, процедура эмиссии акций, облигаций и опционов эмитента (далее вместе именуются - ценные бумаги), если иное не предусмотрено настоящими Стандартами, включает следующие этапы:

принятие решения, являющегося основанием для размещения ценных бумаг (далее именуется - решение о размещении ценных бумаг);

утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

размещение ценных бумаг;

государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

В соответствии с п. 2. ст. 20 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента.

К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с настоящим Федеральным законом должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг

Порядок рассмотрения эмиссионных документов установлен Административным регламентом исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, регистрации изменений и/или дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) и/или проспект ценных бумаг, государственно" регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценны бумаг, регистрации проспекта ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 30.01.2007 07-8/пз-н (далее - Административный регламент). В соответствии с пунктом 33 Административного регламента основанием для начала процедуры исполнения государственной функции является поступление в регистрирующий орган комплекта документов, перечень которых установленСтандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 № 07-4/пз-н (далее - Стандарты).

Согласно п. 2.4.2 Стандартов, для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган представляются:

заявление на государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которое должно быть составлено по форме согласно Приложению 1 (1) к настоящим Стандартам, а в случаях, когда в соответствии с настоящими Стандартами государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг, - по форме согласно Приложению 1 (2) к настоящим Стандартам;

анкета эмитента, которая должна быть составлена по форме согласно Приложению 2 (1) к настоящим Стандартам;

копия документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента;

решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

копия (выписка из) решения (протокола собрания (заседания)) уполномоченного лица (органа управления эмитента), которым принято решение о размещении ценных бумаг, с указанием в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие, а в случае, если оно принято советом директоров (наблюдательным советом), - также с указанием имен членов совета директоров (наблюдательного совета), голосовавших за его принятие;

копия (выписка из) решения (протокола собрания (заседания)) уполномоченного лица (органа управления эмитента), которым утверждено решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, с указанием в случае, если решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг утверждено коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие, а в случае, если оно утверждено советом директоров (наблюдательным советом), - также с указанием имен членов совета директоров (наблюдательного совета), голосовавших за его утверждение;

копия учредительных документов эмитента в действующей редакции со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями;

документ, содержащий расчет стоимости чистых активов коммерческой организации, предоставляющей поручительство по облигациям с указанием единицы измерения, в которой произведен такой расчет. Указанный документ должен быть составлен по данным бухгалтерской отчетности коммерческой организации, предоставляющей поручительство по облигациям, за последний квартал (завершенный отчетный период), предшествующий дате представления документов для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, срок представления которой в соответствии с требованиями федеральных законов истек, и подписан лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа коммерческой организации, предоставляющей поручительство по облигациям, а также главным бухгалтером такой коммерческой организации или лицом, осуществляющим его функции;

платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (за исключением государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) акций, размещаемых в целях увеличения уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации). Указанный документ должен содержать отметку банка об исполнении эмитентом обязанности по уплате указанной государственной пошлины;

опись представленных документов, которая должна быть составлена по форме согласно Приложению 3 к настоящим Стандартам;

иные документы, предусмотренные настоящими Стандартами.

Согласно п. 23, 24 Административного регламента эмиссионные документы в день регистрациипередаются в Управление эмиссионных ценных бумаг. Течение контрольных сроков исполнения государственной функции начинается со дня поступленияв регистрирующийорган эмиссионных документов.

В соответствии с пунктом 2.4.9 Стандартов регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 30 дней с даты получения им документов и электронных носителей в соответствии со Стандартами.

В соответствии с пунктом 2.4.10 Стандартов в случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных настоящими Стандартами, несоответствия формы указанных документов и/или состава содержащихся в них сведений требованиям настоящих Стандартов или иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также в случае выявления иных нарушений, которые не требуют для их устранения проведения общего собрания участников (акционеров) эмитента (далее именуются - устранимые нарушения), или признаков нарушений регистрирующим органом осуществляется проверка достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. В этом случае течение срока, предусмотренного пунктом 2.4.9 Стандартов, приостанавливается на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.

В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 20 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. В этом случае течение срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.

Несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг также в силу статьи 21 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» является основанием для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных бумаг.

Согласно статье 21 названного Закона основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг являются: нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах; несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг; непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг; несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям; внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

Согласно пункту 26.2 Административного регламента решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг может быть принято регистрирующим органом в случае несоответствия документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг", Стандартов эмиссии ценных бумаг и иных нормативных правовых актов ФСФР России.

В соответствии с пунктами 34 и 35 Административного регламента поступающие в регистрирующий орган эмиссионные документы в установленном порядке регистрируются Управлением делами и архива (далее - УДА), зарегистрированные эмиссионные документы в день регистрации передаются в Управление эмиссионных ценных бумаг (далее - Управление) с резолюцией "На исполнение".

В соответствии с пунктами 40, 40.1, 40.2, 40.2.1, 40.2.2 Административного регламента по итогам рассмотрения эмиссионных документов Управлением готовятся документы (комплект документов), в числе которых в случае проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в эмиссионных документах, - уведомление о проведении проверки в адрес организации-заявителя (приложения N 14-16, 30 к Административному регламенту), а при необходимости - также письма с запросами соответствующей информации в адрес государственных органов или иных организаций (пункт 40.1). Уведомление (пункт 40.2) готовится с указанием: срока представления организацией - заявителем исправленных и/или дополненных эмиссионных документов (пункт 40.2.1); необходимости переподписания исправленных и/или дополненных эмиссионных документов уполномоченными должностными лицами организации-заявителя после внесения в них изменений и/или дополнений, а при необходимости - также переутверждения исправленных и/или дополненных эмиссионных документов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации утверждению уполномоченным органом управления организации-заявителя (пункт 40.2.2).

В соответствии с пунктом 40.3 Административного регламента Управление осуществляет контроль за соблюдением указанных в уведомлении сроков представления исправленных и/или дополненных эмиссионных документов, а также за их переподписанием и переутверждением (пункт 40.3).

Рассмотрение вопроса о государственной регистрации производится в соответствии с п.п. 51, 52 Административного регламента.

В течение срока, установленного для заместителя руководителя ФСФР России, но не позднее 15.00 дня, предшествующего дню представления комплекта документов в отдел обеспечения деятельности коллегии и экспертного совета УДА, проект приказа ФСФР России, подготовленный Управлением по итогам рассмотрения эмиссионных документов, представляется для визирования в Юридическое управление. Для целей визирования в Юридическое управление представляются также заключение, подготовленное Управлением по итогам рассмотрения эмиссионных документов, документы, подлежащие регистрации федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, проспект ценных бумаг, изменения и/или дополнения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) и/или проспект ценных бумаг), а при необходимости - иные эмиссионные документы.

В срок не позднее 10.00 дня, предшествующего дню рассмотрения вопроса руководителем ФСФР России, проект приказа, подготовленный Управлением по итогам рассмотрения эмиссионных документов, визируется начальником Юридического управления или по его поручению - заместителем начальника Юридического управления. В случае несогласия Юридического управления с предлагаемым решением ФСФР в указанный срок Юридическим управлением в Управление представляется справка, содержащая позицию Юридического управления по рассматриваемому вопросу. Указанная справка представляется Управлением вместе с комплектом документов в отдел обеспечения деятельности коллегии и экспертного совета УДА.

Документы, завизированные Юридическим управлением, передаются руководителю ФСФР для рассмотрения на совещании у руководителя ФСФР России.

Таким образом,начальник отдела Управления визирует документы, представленные эмитентом, не позднее чем за 3 дня до окончания срока рассмотрения эмиссионных документов, установленного для Управления, и представляет их для визирования заместителю начальника Управления).

В соответствии с п. 66 Административного регламента, в случае если эмиссионные документы позволяют сделать вывод об их несоответствии (наличии признаков несоответствия) требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, регулирующих эмиссию ценных бумаг, и/или организацией-заявителем не соблюдаются требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, регулирующих раскрытие информации на рынке ценных бумаг, Управлением готовятся следующие документы (комплект документов):

1) заключение;

2) проект приказа регистрирующего органа:

а) о приостановлении эмиссии ценных бумаг (приложение N 6 к настоящему Административному регламенту);

б) об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, признании выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации (приложение N 10 к настоящему Административному регламенту).

Таким образом, из положений вышеуказанных норм Федерального закона «О рынке ценных бумаг», Административного регламента, Стандартов эмиссии следует, что максимальный срок, в который регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрациювыпуска (дополнительного выпуска) либоотказать в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг составляет 30 дней (п. 2.4.9 Стандартов) + срок на проверку достоверности сведений, который составляет не более чем 30 дней (п. 2.4.10 Стандартов), т.е. не более 60 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.

Тот факт, что документы были направлены ответчику по почте 19.01.2011, что не оспаривается ответчиком и подтверждается оттиском штемпеля органа почтовой связи на конверте, в котором заявитель направил в РО ФСФР России в УрФО запрашиваемые документы, в данном случае не может быть принят во внимание, поскольку в самом уведомлении указано на необходимость представления документов именно в РО ФСФР России в УрФО, и, кроме того, из п. 3 ст. 20 Закона "О рынке ценных бумаг" однозначно следует, что срок для осуществления государственной регистрации или принятия решения об отказе в регистрации исчисляется с момента получения документов, представленных для государственной регистрации.

Заявителем же не принято мер к своевременному представлению документов для регистрации.

Доводы заявителя о возникших затруднениях при устранении нарушений, указанных в  Уведомления о проведении проверки № 62-10-СК-06/15218 от 24.12.2010 и неоднократных обращениях в РО ФСФР в УрФО с уточнением некоторых вопросов, не нашли своего подтверждение в материалах дела.

Кроме того, в устных пояснениях представителя заявителя, данных в ходе судебного заседания 23.06.2011, указано на то, что ЗАО «Дионис» не обращалось в РО ФСФР России в УрФО с ходатайством о продлении срока предоставления запрашиваемых документов.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия по отказу в государственной регистрации, совершенные 24.01.2011, соответствуют действующему законодательству, так как к этому моменту в установленный срок все документы, необходимые для регистрации, по запросу ответчика заявитель не представил, а первоначально представленные документы не соответствовали требованиям ФЗ "О рынке ценных бумаг" и Стандартов. Законные же действия ответчика не могут нарушать прав и интересов заявителя.

Поскольку государственная регистрация не была осуществлена по вине общества, не представившего в регистрирующий орган необходимые документы своевременно, у РО ФСФР России в УрФО имелись основания для направления обществу предписания об устранении нарушения законодательства и представлении необходимых документов в регистрирующий орган.

Для эмитента установлена обязанность представить в регистрирующий орган заявление на государственную регистрацию выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при создании Общества с приложением документов, оформленных в соответствии с Законом и стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 № 07-4/пз-н в срок до 19.01.2011, установленный в Уведомлении о проведении проверки № 62-10-СК-06/15218, а для регистрирующего органа установлена обязанность осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) либо отказать в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, в соответствии с требованиями  п. 2.4.9 и п.2.4.10 Стандартов, в течение не более 60 дней с даты первоначального  получения документов, представленных эмитентом для государственной регистрации. По смыслу данных норм, данный срок  установлен именно для государственного органа, который в любом случае не позднее 60 дней обязан осуществить проверку представленных документов и вынести мотивированное решение. Именно в связи с таким ограничением сроков действующим законодательством, федеральный орган и установил срок для представления документов в уведомлении от 24.12.2010 заявителю.  Однако, возложенную на него обязанность, заявитель исполнил несвоевременно, что привело к тому, что необходимые документы поступили позже того, как оспариваемый акт был вынес ответчиком.  При этом, суд учитывает, что поступившие от заявителя необходимые  документы  были им получены 24.01.2011 во второй половине дня, они не могли быть оценены руководителем ответчика в этот же день, поскольку процедура проверки представленных документов установлена Административным регламентом, который предусматривает прохождение оценки и дачи заключения по представленным заявителем документам  несколькими отделами(службами).

То есть, направив необходимые документы почтовым отправлением 19.01.2011, заявитель заведомо поставил ответчика в условия невозможности вынесения мотивированного решения о регистрации (отказе регистрации) выпуска акций в 60 дневный срок с момента его обращения.

Указанные обстоятельства приводят суд к выводу о необоснованности доводов заявителя и законности оспариваемого приказа № 62 11 43/пз-и от 24.01.2011.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Истребование документов в форме предписания предусмотрено пунктом 21 Административного регламента по исполнению ФСФР России функции контроля и надзора, утвержденного приказом ФСФР России от 13.11.2007 № 07-107/пз-н. В пункте 15.2 указанного Регламента содержится определение предписания, которым поименован документ, содержащий распоряжение заместителя руководителя ФСФР России о выполнении изложенных в нем требований.

Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 25.01.2011 было вынесено после принятия приказа об отказе в государственной регистрации выпуска акций, т.е. в момент, когда Общество находилось в противоправном состоянии, т.к. срок для добровольного исполнения обязанности по представлению документов на государственную регистрацию выпуска акций, соответствующих законодательству о ценных бумаг к моменту выдачи предписания истек. Таким образом, при наличии нарушений законодательства Российской Федерации со стороны Общества, РО ФСФР России в УрФО обязано выдать предписание об устранении нарушений, поскольку отказ в государственной регистрации выпуска  (дополнительного выпуска) обыкновенных именных бездокументарных акций, не освобождает Общество от обязанности завершить эмиссию акций, путем представления документов на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций в регистрирующий орган и не лишает Общества права повторного представления таких документов.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые приказ от 24.01.2011 № 62-11-43 пзн и предписание от 25.01.2011 № 62-11-сф-06/657 соответствуют Федеральному закону и требованиям Стандартов.

В связи с этим, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.167-170, 176, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                 Н.А. Первых