АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
25 февраля 2021 года Дело № А76-541/2021
Резолютивная часть решения принята 17 февраля 2021года
Решение в полном объеме изготовлено 25 февраля 2021года
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лушниковым Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Ленинского района г. Челябинска, г. Челябинск
к обществу с ограниченной ответственностью «Северспецстройремонт»,
г. Копейск (ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
заявителя: ФИО1 – представителя, служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Ленинского района г. Челябинска (далее – Прокуратура, заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Северспецстройремонт», (далее – ООО «СССР», ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения искового заявления извещен надлежащим образом посредством направления в его адрес копии определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда.
При таких обстоятельствах на основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявление подлежащим отклонению по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой в период с 08.09.2020 по 07.10.2020 совместно с представителем Министерства экологии Челябинской области проведена проверка исполнения ООО «СеверСпецСтройРемонт» (далее - ООО «СССР») законодательства об охране окружающей среды, при осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
По результатам проведенной 08.09.2020 проверки земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:52586, выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере.
Земельный участок с указанным кадастровым номером расположен в промышленной зоне Ленинского района г. Челябинска. Со стороны улицы Енисейская в г. Челябинске земельный участок огорожен железобетонным забором.
В момент проведения осмотра на указанном земельном участке навалом на почве зафиксированы отходы производства и потребления, а именно:
отходы от сноса и разбора зданий;
ЖБИ;
ТКО;
шифер;
отходы битума нефтяного;
лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий;
тара полиэтиленовая;
тара полиэтиленовая загрязненная, предположительно, нефтепродуктами;
тара стеклянная;
бой строительного кирпича;
порубочные остатки;
иные отходы.
В ходе проведенной проверки выявлено правонарушение, подпадающее под действие части 2 статьи 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Рассмотрев собранные при проверке материалы, прокурор Ленинского района старший советник юстиции Казанчук В.Н., считая установленным в действиях ООО «СССР» факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, постановлением от 29.12.2020 возбудил в отношении ответчика дело об административном правонарушении (л.д. 10-16).
Постановление вынесено в присутствии представителя ответчика.
Настоящее заявление рассматривается в порядке параграфа 1 главы 25 АПК РФ (статьи 202-206).
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В силу статьи 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо, предприниматель может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно пункту 30 статьи12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности,осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»).
Проверкой установлено, что ООО «СССР» осуществляет предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В момент проведения осмотра на указанном земельном участке навалом на почве зафиксированы отходы производства и потребления, а именно:
отходы от сноса и разбора зданий;
ЖБИ;
ТКО;
шифер;
отходы битума нефтяного;
лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий;
тара полиэтиленовая;
тара полиэтиленовая загрязненная, предположительно, нефтепродуктами;
тара стеклянная;
бой строительного кирпича;
порубочные остатки;
иные отходы.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» указанные отходы внесены в каталог как отходы III-V классов опасности.
В момент проведения осмотра велась работа по отсыпке грунтом отходов и выравнивание грунта поверх отходов бульдозером.
Данные отходы производства и потребления находятся на почве без специального твердого покрытия. Допущен сброс отходов на почву.
В ходе анализа представленных ООО «СССР» документов Прокуратурой установлено следующее.
Согласно договору купли-продажи земельного участка от 09.04.2020 № ДКП/ИПС-331 ООО Индустриальный парк «Станкомаш» передает в собственность ООО «СССР» земельный участок, обладающий следующими характеристиками: кадастровый номер 74:36:0000000:52586, из категории земель населенных пунктов - для эксплуатации промышленной площадки, площадью 200 903 кв. м.
ООО «СССР» представлено письмо от 14.09.2020 №14/09-2 подписанное заместителем директора ФИО2, согласно которому, ответчик ранее арендовал часть земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:52586, площадью 1 га, со второго квартала 2020 года указанный участок находится в собственности ООО «СССР».
В мае — апреле 2020 года на территории земельного участка происходили пожары. Во избежание возгорания ООО «СССР» принято решение засыпать участок метровым слоем грунта. Для этих целей ответчик приобретал грунт 5 класса опасности (чернозем, глина, щебень, бой кирпича и железобетона).
На площадке организованы участки хранения дров. Производится сбор автошин, железобетона, которые в последствии перерабатываются в строительные материалы.
Разрешительных и отчетных документов в области охраны окружающей среды ООО «СССР» не представлено.
Таким образом, ООО «СССР» при осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) нарушило требования закона, совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Учитывая, что вменяемое в вину ООО «СССР» правонарушение совершено в результате сознательных действий ответчика и доказательств наличия объективных препятствий для несовершения этих действий в материалы дела не представлено, следует признать подтвержденной вину ООО «СССР» в совершении правонарушения.
Однако, привлечение к административной ответственности не может состояться, так как заявителем пропущен срок для привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ.
В силу статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частью 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности не подлежит восстановлению, суд в случае его пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).
В силу пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Датой совершения вменяемого ООО «СССР» административного правонарушения является 08.09.2020 (день обнаружения правонарушения).
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлен общий трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по делам, рассматриваемым судом.
Положения части 2 статьи 14.1 КоАП РФ регулируют правоотношения, связанные с применением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 № 3-П установление административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.1 КоАП РФ, направлено на административно-правовую охрану общественных отношений, регулируемых лицензионным законодательством. Соответственно, и привлечение к административной ответственности предполагается именно за нарушения требований или условий специального разрешения (лицензии), которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений. В этой связи суд признал часть 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, не противоречащей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой, устанавливая, что постановление по делу об административном правонарушении, выразившемся в нарушении законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, она - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает распространения указанного срока на привлечение к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 данного Кодекса. Выявленный в этом Постановлении конституционно-правовой смысл части 1 статьи 4.5 КоАП РФ является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.
Таким образом, в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 месяца и истек 08.12.2020.
Следовательно, не только на момент рассмотрения настоящего заявления, но и на момент обращения заявителя в арбитражный суд (13.01.2021), установленный статьей 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ истек, что является основанием для отказа в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности.
Проанализировав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, каждое в отдельности, а также в их совокупности, арбитражный суд считает, что требование прокурора Ленинского района подлежит отклонению.
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья О.Г. Наконечная