ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-5440/2021 от 02.03.2022 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

09 марта 2022 года                                                                                         Дело №А76-5440/2021

Решение в полном объеме изготовлено 09 марта 2022года

Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2022 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Худякова В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пьянковым Д.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: <...>, кабинет № 424, дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, Челябинская область, г. Троицк,

к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, г. Челябинск,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: - ООО «Перспектива», г. Челябинск, Администрация города Троицка, г. Троицк,- Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, г. Челябинск,- Правительство Челябинской области, г. Челябинск,

о признании действий по согласованию незаконными,

в судебном заседании приняли участие:

Заявитель: ИП ФИО1 (личность установлена по паспорту).

Представитель ответчика: ФИО2 (личность установлена по служебному удостоверению, копия доверенности в материалах дела). ФИО3 (личность установлена по служебному удостоверению, копия доверенности в материалах дела). ФИО4 (личность установлена по служебному удостоверению, копия доверенности в материалах дела)

Представитель ООО «Перспектива»: ФИО5 (личность установлена по паспорту, копия доверенности в материалах дела). ФИО6 (личность установлена по паспорту, копия доверенности в материалах дела).

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее- ответчик, Министерство, МТРиЭ ЧО ) заявлением о признании незаконными действий по предварительному согласованию изменения значения долгосрочного параметра регулирования – нормативного уровня прибыли, являющегося существенным условием концессионного соглашения от 28 апреля 2017 года письмом №07/774 от 27 февраля 2020 года; о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Судом в соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива», Администрация города Троицка, Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, Правительство Челябинской области,

В заседании заявитель пояснил, что им оспорено действие по предварительному согласованию изменения значения долгосрочного параметра регулирования – нормативного уровня прибыли, которое было произведено путем направления Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в адрес ООО «Перспектива» письма № 07/774 от 27 февраля 2020года.

В обоснование своих требований заявитель, ссылается на подпункт в пункта 104 и п. 105 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075 (далее – Правила регулирования) и указывает, что ответчиком, при предварительном согласовании изменения значения долгосрочного параметра регулирования – нормативного уровня прибыли, являющегося существенным условием концессионного соглашения от 28.04.2017 , выраженном в письме № 07/774 от 27.02.2020 г., нарушены указанные нормы Правил регулирования, поскольку сумма амортизации и прибыли, рассчитанная на период реализации инвестиционной программы исходя из нормативного уровня прибыли, указанного в заявлении об изменении долгосрочных параметров регулирования превышает расходы инвестиционной программы на период её реализации, финансируемы за счет концессионера более чем в 1,5 раза.

Ответчиком требования отклонены, ссылаясь на то, что вопросы установления тарифов на тепловую энергию их изменений рассмотрены судебным актом суда общей юрисдикции, а также Управлением Федеральной антимонопольной службы РФ по Челябинской области в связи, с чем не могут быть предметом настоящего дела. Кроме того, считает, что права заявителя не нарушаются.

Представителем ответчика дано пояснение о том, что в соответствии с п. 51 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075 (далее – Основы ценообразования), если стороны концессионного соглашения договорились об изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, долгосрочные тарифы устанавливаются с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, при условии, что эти значения были предварительно согласованы органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования. Порядок представления органом регулирования предварительного согласия на изменение значений долгосрочных параметров регулирования, установленных в качестве условий концессионного соглашения определен пунктами 97-106 Правил регулирования. Министерством , в соответствии с подпунктом в пункта 104 Правил регулирования, проверено заявление ООО «Перпектива» об изменении долгосрочных параметров регулирования, представленное письмом от 14.02.2020 г. № 573-20, и установлено, что сумма амортизации и прибыли, рассчитанная на период реализации инвестиционной программы ООО «Перспектива», утвержденной МТРиЭ ЧО постановлением от 30.10.2018 № 66/12 (с изменениями, внесенными постановлением МТРиЭ ЧО от 19.12.2019 № 85/3), исходя из согласованного МТРиЭ ЧО (письмо от 27.02.2020 г. № 07/774) изменения нормативного уровня прибыли, не превышает сумму расходов инвестиционной программы ООО «Перспектива», утвержденной МТРиЭ ЧО постановлением от 30.10.2018 № 66/12 (с изменениями, внесенными постановлением МТРиЭ ЧО от 19.12.2019 № 85/3), на период её реализации, в связи с чем действия МТРиЭ ЧО по предварительному согласованию изменений значения долгосрочного параметра регулирования – нормативного уровня прибыли, выраженные в письме № 07/774 от 27.02.2020 г. являются соответствующими закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

 Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива», привлеченное в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора представлено письменное мнение, из которого следует, что сумма амортизации, рассчитанная на период реализации инвестиционной программы, утвержденной МТРиЭ ЧО постановлением от 30.10.2018 № 66/12 (с изменениями, внесенными постановлением МТРиЭ ЧО от 19.12.2019 № 85/3) (далее – Инвестиционная программа ООО «Перспектива»), согласно вступившему в законную силу апелляционному определению Второго апелляционного суда общей юрисдикции, от 16.01.2020 г. № 66а-4/2020 по административному делу № 3а-149/2019, подлежит расчету в размере 23 761,95 тыс. руб. в год, и составит 317 282,53 тыс.руб. за весь период действия указанной инвестиционной программы, так как возведение новой котельной, подводящих сетей и реконструкция теплотрассы (диаметром 700 мм) производилось на условиях софинансирования, в том числе и за счет бюджетных средств, в связи с чем, на основании ст.256 НК РФ тарифным органом учтены амортизационные отчисления по вновь созданному имуществу, а также и по реконструированному имуществу (в рамках концессионного соглашения) в размере 23 761,95 тыс. руб. только в той части первоначальной стоимости имущества, которая сформирована за счет собственных средств концессионера (ООО «Перспектива») . Размер нормативной прибыли ООО «Перспектива», направленной на реализацию мероприятий инвестиционной программы ООО «Перспектива», за период действия указанной инвестиционной программы определенная в соответствии с подпунктом б пункта 74 Основ ценообразования, рассчитанная в соответствии с формулой 12 п. 41 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 г. №760-э, составит 82 511,13 тыс.руб. Сумма расходов инвестиционной программы ООО «Перспектива» состоит из расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы в отношении основных мероприятий, отраженных в Приложении №3 к Концессионному соглашению от 28.04.2017 . в редакции Соглашения №1 от 31.07.2017 к Концессионному соглашению от 28.04.2017. в размере 285 174,18 тыс.руб. без НДС, и расходов на обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий Концессионного соглашения и инвестиционной программы ООО «Перспектива» за 2018-2024 гг., в размере 142 155,41 тыс.руб. Соответственно сумма амортизации и прибыли, рассчитанная на период реализации инвестиционной программы ООО «Перспектива» исходя из нормативного уровня прибыли, предварительно согласованного МТРиЭ ЧО (399 793,66 тыс.руб.) не превышает сумму расходов Общества «Перспектива» на весь период реализации мероприятий инвестиционной программы ООО «Перспектива», финансируемых за счет ООО «Перспектива» (427 329,596 тыс.руб.).

Не согласившись с действиями Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области по предварительному согласованию изменения значения долгосрочного параметра регулирования – нормативного уровня прибыли, являющегося существенным условием концессионного соглашения от 28 апреля 2017 года письмом №07/774 от 27 февраля 2020 года; , заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Основные функции, задачи, права и обязанности МТРиЭ установлены постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 № 300 «О Положении, структуре и штатной численности Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области», на основании которых МТРиЭ обладает полномочиями по установлению тарифов в регулируемых сферах, а также по согласованию долгосрочных параметров регулирования, закрепленных в концессионных соглашениях.

Обжалуемое решение МТРиЭ, выраженное в письме МТРиЭ № 07/774 от 27.02.2020 года было принято в связи с обращением ООО «Перспектива» (вх. от 14.02.2020 № 573-20) в рамках действующих нормативных правовых актов в сфере тарифного регулирования и не нарушает прав и законных интересов Заявителя.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 18 статьи 2 Федерального закона от 27.10.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) реализация тепловой энергии (мощности) относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом.

Регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом о теплоснабжении, Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. № 1075 (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования), Методическими указаниями по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания), утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 г. № 760-э, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера или арендатора, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования цен (тарифов), а также значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (арендатора), указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, и значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, предусмотренных концессионным соглашением, заключенным без проведения конкурса с лицами, у которых права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, возникли на основании договоров аренды в соответствии с положениями статьи 51 Федерального закона «О концессионных соглашениях», либо в случае заключения

концессионного соглашения с лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения.

В случае если стороны концессионного соглашения договорились об изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, долгосрочные тарифы устанавливаются с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера при условии, что эти значения были предварительно согласованы органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования цен (тарифов) (пункт 51 Основ ценообразования).

Порядок представления органом регулирования предварительного согласия на изменение значений долгосрочных параметров регулирования, установленных в качестве условий концессионного соглашения, определен пунктами 97-106 Правил регулирования.

Заявление об изменении долгосрочных параметров регулирования было представлено в Министерство письмом ООО «Перспектива» от 14.02.2020 № 573-20 (пункт 98 Правил регулирования).

В соответствии с требованиями пункта 99 Правил регулирования к заявлению об изменении долгосрочных параметров регулирования были приложены:

1)заверенная в установленном порядке копия концессионного соглашения в отношении объектов системы теплоснабжения центральной части города Троицка, находящихся в муниципальной собственности города Троицка Челябинской области от 28.04.2017;

2)письмо администрации Троицкого городского округа от 11.02.2020 № 674 и заверенная копия письма администрации Троицкого городского округа от 11.02.2020 № 675, подтверждающие согласие на изменение значений долгосрочного параметра регулирования «нормативный уровень прибыли», с указанием новых значений нормативного уровня прибыли на 2019-2024 гг.;

3)документ, подтверждающий полномочия лица, подавшего заявление об изменении долгосрочных параметров регулирования, на подачу заявления об изменении долгосрочных параметров регулирования и прилагаемых к нему документов и материалов - заверенная копия приказа № 407-к от 16.02.2018 г. о приеме на работу.

Также в соответствии с подпунктом «в» пункта 104 Правил регулирования ООО «Перспектива» была представлена заверенная в установленном порядке копия инвестиционной программы ООО «Перспектива».

Из материалов дела следует, что Администрацией Троицкого городского округа Челябинской области в 2017 объявлен конкурс на заключение концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения центральной части г. Троицка. Основанием объявления конкурса являются изменения в актуализированной схеме теплоснабжения г. Троицка в связи с поступившим от Троицкой ГРЭС, входящей в холдинг ОГК-2, уведомлении о выводе из эксплуатации с 30 июня 2017 года оборудования (письмо № 11-71/6433 от 10.11.2015г.) I-ой очереди, обеспечивающей теплоснабжение центральной части г. Троицка по причине физического износа и нерентабельности эксплуатации. В целях обеспечения бесперебойного теплоснабжения потребителей центральной части г. Троицка, актуализированной схемой теплоснабжения предусматривалось строительство новой котельной к 2018 году.

 В апреле 2017 года Обществом с ограниченной ответственностью «Перспектива» заключено концессионное соглашение с Муниципальным образованием «город Троицк» на строительство новой газовой котельной 120 МВт, обеспечивающей теплоснабжение потребителей центральной части г. Троицк по принципу государственно-частного партнерства. Общая стоимость проекта - 631,0 млн. руб., из них затраты ООО «Перспектива» - 331,0 млн. руб., затраты администрации в виде финансовой поддержки, полученной за счет средств Фонда реформирования ЖКХ - 300,0 млн. рублей.

29 мая 2017 между ООО «Перспектива» и ПАО «Сбербанк России» заключен договор №61021 об открытии невозобновляемой кредитной лини на срок по «25» декабря 2024 с лимитом 264,8 млн. руб. для реализации строительства объекта .

В 2017 году Обществом «Перспектива» по кредитному договору <***> от 29.05.2017 получены денежные средства в размере 264,8 млн.руб. для финансирования строительства новой газовой котельной 120 МВт в г. Троицк в рамках исполнения концессионного соглашения.

В соответствии с инвестиционной программой ООО «Перспектива», источником финансирования мероприятий инвестиционной программы выступают привлеченные денежные средства.

Требования о признании незаконным постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30.10.2018 № 66/12, которым утверждена инвестиционная программа ООО «Перспектива», было предметом спора при рассмотрении Арбитражным судом Челябинской области дела № А76-2444/2019 , судебными актами по которому доводы о несоответствии инвестиционной программы ООО Перспектива» действующему законодательству отклонены и, соответственно, в удовлетворении требований о признании незаконным постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30.10.2018 № 66/12 «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Перспектива» на 2018-2032 гг.» отказано в полном объеме.

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20.12.2018 № 86/101) утвержден тариф для ООО «Перспектива» на 2019 год с учетом процентов по кредитному договору <***> от 29.05.2017 в составе неподконтрольных расходов, величина которых определяется в соответствии с п. 62 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 . № 1075 (далее – Основы ценообразования).

Размер нормативной прибыли ООО «Перспектива» определен без учета расходов на погашение о обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» п. 74 Основ ценообразования.

 Определениями Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16.01.2020 № 66а-2/2020 по делу № 3а-151/2019 и № 66а-4/2020 по делу № 3а-149/2019 признаны недействующими с момента вступления в силу указанного апелляционного определения: пункты 1 и 3 постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года № 86/99 и № 86/101, а также приложения 1 к указанным постановлени ям.

Второй апелляционный суд общей юрисдикции, при вынесении апелляционных определений от 16.01.2020 № 66а-2/2020 по делу № 3а-151/2019 и № 66а-4/2020 по делу № 3а-149/2019, пришел к выводу, что при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов расходы на обслуживание заемных (кредитных) средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, включаются не в состав неподконтрольных расходов регулируемой организации, а подлежат учету в составе уровня нормативной прибыли согласно пункту 74 Основ ценообразования, в связи с чем невключение сумм расходов на обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию инвестиционной программы, перечисленных в п.п. «б» п.74 Основ ценообразования, в состав нормативной прибыли не означает, что поименованные расходы могут быть включены в НВВ в составе неподконтрольных расходов, поскольку абзацем 4 пункта 73 Основ ценообразования прямо предусмотрено, что расходы на обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, не включаются в состав неподконтрольных расходов .В остальной части обжалуемое постановление признано соответствующим действующему законодательству, а доводы заявителя (ЗАО «ТЭК») отклонены в полном объеме.

Представитель Министерства пояснил, что , концессионер (ООО «Перспектива») и концедент (Муниципальное образование «город Троицк») согласовали внесение изменений в Концессионное соглашение в части указанных в Приложении № 4 «Долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера» значений показателей пп.2 «Нормативный уровень прибыли» в таблице «Долгосрочные параметры деятельности концессионера» ,

14.02.2020 ООО «Перспектива» обратилось к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области с заявлением об изменении долгосрочных параметров регулирования (письмо от 14.02.2020 № 573-20), соответствующее требованиям, установленным п. 99 и п. 104 Правил регулирования.

Министерством письмом от 27 февраля 2020 года № 07/774, удовлетворено заявление ООО «Перспектива» о согласовании изменений значений долгосрочного параметра регулирования деятельности концессионера в части изменения нормативного уровня прибыли в период с 2019 по 2024 годы с ранее установленного Концессионным соглашением размера нормативного уровня прибыли 0,57%. Согласно изменений на каждый год действия соглашения нормативный уровень прибыли определен в следующих размерах: в 2019 году – 7,71%, в 2020 году – 6,66%, в 2021 году – 6,01%, в 2022 году – 4,21%, в 2023 году – 2,68%, в 2024 году – 1,18%. Таким образом, с 2025 по 2031 годы нормативный уровень прибыли на каждый год действия концессионного соглашения будет составлять прежний размер - 0,57%.

03 марта 2020 года ООО «Перспектива» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы Челябинской области с заявлением о согласовании вышеуказанных изменений условий Концессионного соглашения от 28 апреля 2017 года в части изменения значений долгосрочного параметра регулирования деятельности концессионера, а именно нормативного уровня прибыли входящего в состав долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера. При этом указало, что необходимость внесения изменений в Концессионное соглашение от 28 апреля 2017 года в части нормативного уровня прибыли вызвана тем, что ранее утвержденный в тарифах на тепловую энергию, поставляемую потребителям Троицкого городского округа, нормативный уровень прибыли 0,57% не позволяет включить средства организации на возврат процентов по займам и кредитам, привлеченным на реализацию мероприятий по концессионному соглашению в рамках утвержденной инвестиционной программы в размере, определяемом исходя из срока их получения и возврата, предусмотренных таким договором.

Решением Федеральной антимонопольной службы от 23 марта 2020 года изменение условий Концессионного соглашения от 28 апреля 2017 года согласовано.

Вступившим в законную силу апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 30.06.2021 г. по делу № 66а-635/2021 установлено, что: «В последствии апелляционным определением от 16 января 2020 года (дело № 66а-4/2020) Второй апелляционный суд общей юрисдикции, отменяя решение Челябинского областного суда от 18 сентября 2019 года (административное дело № 3а-149/2019) и принимая новое решение о признании недействующими с момента вступления в силу апелляционного определения пунктов 1 и 3 постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 86/101 от 20 декабря 2018 года и приложения № 1 «Тарифы на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО «Перспектива» потребителям Троицкого городского округа, на 2018-2020 годы», исходил из требований пунктов 71, 73, 74 (подпункт «б»), 75 (подпункт «в») Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, и указал, что при установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов расходы ООО «Перспектива» на обслуживание заемных (кредитных) средств, привлеченных в 2017 году для реализации мероприятий инвестиционной программы, необоснованно включены тарифным органом в необходимую валовую выручку регулируемой организации в составе неподконтрольных расходов в то время, как данные расходы организации подлежат учету в составе нормативного уровня прибыли ООО «Перспектива», устанавливаемого Концессионным соглашением на каждый год его действия.

Довод ИП ФИО1 о том, что Концессионное соглашение от 28.03.2017 г. изменено только 10.03.2021 , в связи, с чем указанные изменения не имеют юридической силы до указанной даты, является необоснованным.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 42 Федерального закона от 21 июля 2005 года 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» для заключенного сторонами Концессионного соглашения значения долгосрочных параметров регулирования деятельности являются существенными условиями.

В соответствии с разделом ХV концессионного соглашения от 28.04.2017 основанием для изменения его условий является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении. Условия концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении настоящего Соглашения и конкурсного предложения, могут быть изменены соглашением Сторон в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ.

В целях внесения изменений в условия Соглашения одна из сторон направляет другой Стороне соответствующее предложение с обоснованием предлагаемых изменений. Сторона, получившая предложение, в течение 10 календарных дней с даты получения указанного предложения рассматривает его и принимает решение о согласии либо об отказе внесения изменений в условия настоящего Соглашения.

Согласно ч. 3 ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ концессионное соглашение может быть изменено по соглашению сторон. Условия концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, могут быть изменены по соглашению сторон концессионного соглашения на основании решения органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, кон цедентом в котором является муниципальное образование), а также в случаях, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи, частью 7 статьи 5, частями 1, 3 и 4 статьи 20 и статьей 54 настоящего Федерального закона.

На основании ч. 3.4 ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ концедент обязан рассматривать требования концессионера по изменению существенных условий концессионного соглашения в случае, если реализация концессионного соглашения стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в случаях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении концессионного соглашения, а также в случае, если вступившими в законную силу решениями суда или федерального антимонопольного органа установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом, установленных концессионным соглашением обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц.

В соответствии с ч. 3.8 ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ изменение существенных условий концессионного соглашения, концедентом, в котором является муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом.

Изменения, внесенные в концессионное соглашения сторонами концессионного соглашения, действуют при последовательном соблюдении следующих условий (ст. 43 ФЗ № 115-ФЗ):

- получении предварительного согласия органа регулирования (в рассматриваемом случае Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области ) на изменение значений долгосрочных параметров регулирования, установленных в качестве условий концессионного соглашения, заключенного в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном разделом X Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила регулирования);

- согласовании антимонопольным органом (в рассматриваемом случае – УФАС ЧО) изменений условий концессионного соглашения, в порядке, предусмотренном Правилами предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 № 368 (далее – Правила № 368) .

Таким образом, Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области при согласовании изменений значения долгосрочного параметра регулирования - нормативного уровня прибыли порядок внесения в него изменений, предусмотренный Федеральным законом № 115-ФЗ и Концессионным соглашением от 28.04.2017 соблюден

Согласно письму Федеральной антимонопольной службы России от 28.06.2018. № ВК/48632/18 орган регулирования устанавливает долгосрочные тарифы с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера на основании решения о согласовании изменения значений долгосрочных параметров регулирования, установленных концессионным соглашением при условии, что стороны концессионного соглашения договорились об их изменении и эти измененные значения были предварительно согласованы органом регулирования в порядке, установленном разделом X Правил регулирования. Так как изменение долгосрочного параметра – нормативного уровня прибыли, предварительно согласовано МТРиЭ ЧО 27.02.2020 г. (письмо № 07/744), такие новые долгосрочные параметры подлежат применению с указанной даты.

Суд считает, что ИП ФИО1 в нарушение ст. 65 АПК РФ не представил надлежащих доказательств, что сумма амортизации и прибыли, рассчитанная на период реализации инвестиционной программы ООО «Перспектива» исходя из нормативного уровня прибыли, предварительно согласованного Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области письмом № 07/774 от 27.02.2020 превышает расходы инвестиционной программы на период её реализации, финансируемые за счет концессионера более чем в 1,5 раза.

В соответствии с подпунктом пункта 104 Правил регулирования орган регулирования дает предварительное согласие на изменение долгосрочных параметров регулирования при наличии заверенной в установленном порядке копии инвестиционной программы концессионера. При этом сумма амортизации и прибыли, рассчитанная на период реализации инвестиционной программы исходя из нормативного уровня прибыли, указанного в заявлении об изменении долгосрочных параметров регулирования, не должна превышать сумму расходов инвестиционной программы (на период ее реализации), финансируемых за счет средств концессионера.

Инвестиционной программой ООО «Перспектива» в качестве источника финансирования строительства котельной в Троицком городском округе определены привлеченные средства в сумме 238 135,593 тыс. руб. (без НДС), а также собственные средства в сумме 47 03 8,59 тыс.руб. (без НДС). Общая сумма собственных и заемных средств составляет 285 174,18 тыс.руб. (без НДС).

В соответствии с п. 74 Основ ценообразования величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 настоящего документа;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Величина нормативной прибыли для регулируемых организаций, указанных в подпункте «в» пункта 75 Основ ценообразования, определяется равной произведению установленного нормативного уровня прибыли и необходимой валовой выручки в текущий расчетный период.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 75 Основ ценообразования нормативный уровень прибыли (для организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.) относится к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов.

В соответствии с п 41 Методических указаний нормативная прибыль на год, определяется в отношении объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемых регулируемой организацией на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г., в соответствии с формулой 12 настоящего пункта.

где:

 - нормативный уровень прибыли, установленный на i-й год в соответствии с настоящим пунктом, %. Нормативный уровень прибыли устанавливается в процентах от необходимой валовой выручки на каждый год долгосрочного периода регулирования с учетом планируемых экономически обоснованных расходов из прибыли, в том числе необходимости в осуществлении инвестиций, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации, в номинальном выражении после уплаты налога на прибыль;

 - величина необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенная на i-й год без учета объема плановой (расчетной) прибыли от регулируемого вида деятельности и величины налога на прибыль, тыс. руб.;

 - ставка налога на прибыль организаций в i-м году, определенная в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

КВi - расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с инвестиционными программами в размере, предусмотренном утвержденной инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, тыс. руб. В указанную величину также не включаются расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы;

 - расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования, тыс. руб.;

КДi - экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, тыс. руб.

Исходя из вышеизложенного, нормативный уровень прибыли должен обеспечивать компенсацию регулируемой организации, планируемые экономически обоснованные расходы из прибыли, в том числе в случае необходимости в осуществлении инвестиций, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации, в номинальном выражении после уплаты налога на прибыль,

Расходы на обслуживание заемных средств и расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, относятся к экономически обоснованным расходам из прибыли в силу положений пункта 74 Основ ценообразования и пункта 41 Методических указаний.

Представленный ответчиком расчет суммы амортизации и прибыли, на период реализации инвестиционной программы ООО «Перспектива», исходя из согласованного Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (письмо от 27.02.2020 г. № 07/774) изменения нормативного уровня прибыли и расчет суммы расходов инвестиционной программы ООО «Перспектива» на период ее реализации, подтверждает то обстоятельство, что сумма амортизации и прибыли, на период реализации инвестиционной программы ООО «Перспектива» составляет 399 793,66 тыс.руб., что не превышает сумму расходов инвестиционной программы ООО «Перспектива», на период её реализации, вы размере 427 329,596 тыс.руб.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее - Пленум ВС РФ), указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта, имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.04.2021 г. по делу № А40-255589/2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2021 г. по делу № А76-255589/2020, установлены следующие обстоятельства (лист 6 решения Арбитражного суда г. Москвы и лист 7 постановления Девятого арбитражного апелляционного суда), свидетельствующие о законности постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 09.04.2020 г. № 15/4 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО «Перспектива» теплосетевым (теплоснабжающим) организациям Троицкого городского округа, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии» (далее постановление 09.04.2020 г. № 15/4): «Относительно довода о необоснованном установлении нормативного уровня прибыли в размере 6,6%, поскольку Концессионным соглашением установлен уровень нормативной прибыли в размере 0,57%. Согласно пункту 75 Основ ценообразования (Постановление Правительства РФ №1075 от 22.10.2012 к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относится, в том числе нормативный уровень прибыли (для организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 года). В оспариваемом постановлении с учетом выводов Второго апелляционного суда общей юрисдикции по делу № 66а-4/2020 органом регулирования был установлен новый размер долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО «Перспектива» потребителям Троицкого городского округа Челябинской области, на 2020 год.

Суд пришел к выводу о том, что Министерством при согласовании изменений значения долгосрочного параметра регулирования – нормативного уровня прибыли учтено новое значение долгосрочного параметра регулирования деятельности концессионера «нормативный уровень прибыли» на 2020 год в размере 6,66% в соответствии с требованиями пункта 51 Основ ценообразования.

Концессионное соглашение содержит значение долгосрочного параметра регулирования деятельности концессионера — нормативный уровень прибыли в размере 6,66% в связи с изменением ранее установленного значения (0,57%).

В соответствии пунктом 51 Основ ценообразования в случаях изменения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, при условии согласования новых значений в установленном порядке, долгосрочные тарифы устанавливаются с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера.

Таким образом, органом регулирования в указанном размере обоснованно была определена величина нормативной прибыли, рассчитанная в соответствии с пунктом 41 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.»

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований индивидуальному предпринимателю ФИО1 должно быть отказано

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                                                             В.В. Худякова