Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск дело№ А76-5773/2007-2-248
"01" октября 2007г.
Резолютивная часть решения объявлена 25.09.2007
Решение в полном объеме изготовлено 01.10.2007
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Л.А. Ярушкиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.А. Горлатых,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ООО «Биохим-ЕК», г. Екатеринбург
к 1. ГУ «Челябинское региональное отделение ФСС РФ, г. Челябинск
2. Министерству финансов РФ
Третье лицо: . Фонд социального страхования РФ
о взыскании 1 518 515 руб. 16 коп.
при участии в заседании:
от истца: представитель не явился,
от ГУ Челябинское региональное отделение ФСС РФ: ФИО1 – начальника отдела, действующего по доверенности №92 от 01.06.2007 ; ФИО2 – начальника отдела, действующей по доверенности №3 от 29.12.2006.;
от Министерства финансов РФ: ФИО3 – представителя, действующей по доверенности №08-04-2/37 от 09.01.2007,
от Фонда социального страхования РФ: представитель не явился.
УСТАНОВИЛ:
ООО «Биохим-ЕК», г. Екатеринбург обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском о взыскании с Государственного Учреждения «Челябинское региональное отделение ФСС РФ, г. Челябинск 1 518 515 руб. 16 коп., составляющих задолженность за поставленные для инвалидов технические средства реабилитации по государственному контракту № 08/034.
Определениями арбитражного суда от 04.06.2007 и от 03.09.2007 (л.д. 109, л.д. 19, т. 10) в качестве ответчика по делу привлечено Министерство финансов РФ, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Фонд социального страхования РФ.
До принятия решения по делу истец уточнил исковые требования и просит взыскать с ответчика убытки в размере 1 518 515 руб.16 коп., размер которых без учета НДС составляет 1 380 468 руб., на основании ст. 12, 15, 310, 1069, 1071, 1103, 1105 ГК РФ.
Ходатайство истца судом удовлетворено на основании ст. 49 АПК РФ.
ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ иск не признало, ссылаясь на то, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет Министерства финансов РФ за счет казны РФ, так как меры по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации являются расходными обязательствами Федерации. Предусмотренные в федеральном бюджете на 2006 год средства на финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и переданные на эти цели Фонду социального страхования РФ не обеспечили в полном объеме потребность инвалидов, проживающих на территории Челябинской области в технических средствах реабилитации.
Министерство финансов РФ иск не признало, считая, что не является стороной по договору. Министерство финансов РФ не является главным распорядителем средств федерального бюджета. Перечисление денежных средств, выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами в 2006 году, Минфином РФ выполнено в полном объеме.
По мнению Министерства финансов РФ, Фонд социального страхования вправе произвести оплату технических средств реабилитации, поставленных в 2006 году, за счет средств, предусмотренных Фонду на указанные цели на 2007 год.
Фонд социального страхования РФ (л.д. 62-68, т. 10) пояснил, что меры социальной поддержки, касающиеся обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, а отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами и протезно-ортопедическими изделиями, установленные ст. ст. 14-19 ФЗ «О ветеранах», а также ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» являются расходными обязательствами Российской Федерации, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета (ст. 10 ФЗ «О ветеранах» и преамбула ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Правилами обеспечения за счет федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 877, во исполнение указанных федеральных законов, установлено, что финансирование вышеуказанных расходов осуществляется за счет федерального бюджета, передаваемых на эти цели Фонду социального страхования РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 № 173 - ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2006» Фонд социального страхования Российской Федерации рассчитывался с предприятиями, обеспечивающими инвалидов техническими средствами реабилитации в 2006 году, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, только теми средствами, которые поступили из федерального бюджета в виде трансфертов от Министерства финансов Российской Федерации.
Изначально на указанные цели Минфину России, как главному распорядителю средств федерального бюджета, в соответствии с приложением № 10 к Федеральному закону от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» предусматривалось 4979794,0 тыс. руб.
Анализ исполнения бюджета Фонда за 1 полугодие показал, что средств, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете и переданных Фонду, не достаточно.
В связи с этим Фонд в течение 2006 года неоднократно обращался в Минздравсоцразвития России и Минфин России с просьбой о выделении дополнительных финансовых средств в объеме 2,7 млрд. рублей на указанные цели.
В 2006 году Фонд на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации из федерального бюджета поступило 5 129 794, 0 тыс. руб.
Челябинскому региональному отделению Фонда в 2006 году на финансирование расходов на вышеуказанные цели было перечислено 73 830 тыс.руб. 40 коп., в том числе на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий – 68 105,0 тыс. руб. 50 коп.
На 01.01.2007 средства федерального бюджета, поступившие Фонду социального страхования Российской Федерации на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, использованы в полном объеме, остатков не имеется.
Фонд не имеет правовых оснований расходовать средства, предусмотренные в бюджете Фонда на 2007 год, на оплату технических средств реабилитации, предоставленных инвалидам по договорам 2006 года.
Исследовав представленные по делу доказательства, выслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, 14 февраля 2006 ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (покупатель) и ООО «Биохим-ЕК», г. Екатеринбург (поставщик) заключили государственный контракт с целью обеспечения инвалидов (получатель) техническими средствами реабилитации на территории Челябинской области в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «о социальной защите инвалидов в РФ», Правилами обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно- ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 877 (л.д.9-12 Т.1).
В соответствии с п.2.1 договора поставщик обязался по разнарядке покупателя поставлять инвалидам технические средства реабилитации, а покупатель принял на себя обязательства обеспечить оплату переданных получателям технических средств реабилитации (пеленки, подгузники) на условиях контракта. Согласно п.2.2 договора количество предоставляемых технических средств реабилитации определяется с учетом заявок получателей.
В пункте 5.4 стороны предусмотрели условие о том, что финансирование производится по мере поступления денежных средств из федерального бюджета.
Государственный контракт на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации был заключен на сумму 1 700 000 руб. (п. 2.3 контракта).
В дальнейшем сумма контракта по соглашению сторон была увеличена и составила 3 800 000 руб. ГУ ЧРО ФСС РФ произведена оплата за поставленные изделия на сумму 3770138 руб. Однако поставщиком фактически поставлено инвалидам изделий на сумму 5 285 000 руб., что превышает сумму контракта, в связи с чем истец просит взыскать образовавшиеся убытки в размере 1 518 515 руб.,
Как установлено в судебном заседании и следует из отзыва ответчика (л.д.32-35, Т.10), разнарядки (списки граждан), имеющих право на получение технических средств реабилитации и состоящих в очереди на получение, были выданы ответчиком на всех очередников, имеющих право на получение изделий, поскольку к моменту выдачи изделий часть инвалидов меняло место жительства, умирало, приобретало изделия самостоятельно и т.д.
В свою очередь ООО «Биохим- ЕК» осуществляло выдачу технических средств с учетом места проживания получателей (выдача изделий гражданам, проживающим в одном районе), в результате в предъявляемые к оплате реестры включались получатели из разнарядок (списков) разных месяцев, что привело к обеспечению техническими средствами реабилитации поставщиком сверх сумм, установленных контрактом.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005г. № 877 во исполнение
указанных федеральных полномочий были утверждены Правила обеспечения
за счёт средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами
реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами
(кроме зубных, -протезов), которые установили обязательные для исполнения
условия предоставления технических средств реабилитации.
Согласно п.17 Постановления Правительства РФ № 877 от 31.12.2005 финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели Фонду социального страхования РФ.
Истец свои обязательств по Контракту выполнил, о чем свидетельствуют реестры на выданные средства реабилитации. а также товарные накладные (л.д. 18-23, 25-46, 49-57, 59-66, 68-90, 92-103, 105-150, т. 1, 2-39, 41-118, 120-122, 124-132, 134, 136-137, 139-145, т. 2, 2-36, 51-84, 88-105, 108-140, 142-144, 148-153, т. 3, 1-12, 17-26, 29-54, 59-68, 73-82, 89-94,37, 100-102, 107-124, 129-136, 141-142, т. 4, 2-13, 20-44, 47-57, 60-76, 80-81, 90-96, 98-101, 104-106, 109-110, 116-117, 119-122, 124-138, т. 5, 2-14, 16-19, 21-29, 31-42, 46-51, 55-63, 70-87, 89-96, 98-99, 104-108, 110-115, 119-128, 133-138, 140, т. 6, 5-12, 14-17, 21-26, 31-36, 40-41, 45-47, 51-56, 60-63, 69-71, 73-76, 78, 82-86, 91, 93-98, 102-105, 110-114, 116-117, 123-125, 127, 129-135, 143-145, т. 7, 1-150, т. 8, 1-50, т. 9).
Поскольку ГУ ЧРО ФСС РФ оплатило поставленные средства реабилитации частично, истцу причинены убытки на сумму 1 518 515 руб. 16 коп., с учетом НДС.
Как видно из материалов дела, в 2006 году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации изначально Минфину России, как главному распорядителю средств федерального бюджета в соответствии с приложением № 10 к ФЗ от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006год» предусматривалось 4979794 тыс. руб.
Указанная сумма была передана Фонду в виде трансфертов в соответствии со ст. 4 ФЗ от 22.12.2005 № 173-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования РФ на 2006 год».
Предусмотренных федеральным бюджетом в 2006 году средств на рассматриваемые цели оказалось недостаточно, в подтверждение данного довода представлены копии писем-обращений ФСС РФ за выделением дополнительных бюджетных ассигнований, представление Счетной Палаты РФ.
С учетом дополнительных ассигнований в 2006 году в фонд на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации из федерального бюджета, согласно финансовому отчету об исполнении бюджета фонда социального страхования РФ поступило 5129794 тыс. руб., израсходовав 5130364, 1 тыс. руб.
Челябинскому региональному отделению фонда в 2006 году на финансирование расходов на вышеуказанные цели было перечислено 73830 руб. 40 коп., в том числе на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий 68105 тыс. руб. 50 коп. В соответствии с финансовым отчетом ГУ ЧРО ФСС РФ на 01.01.2007 средства федерального бюджета, поступившие на обеспечение инвалидов Челябинской области техническими средствами реабилитации, использованы в полном объеме.
Однако, из поступивших от инвалидов на приобретение технических средств реабилитации 28059 заявок в 2006 году было удовлетворено только 16 713 заявок.
Как видно из материалов дела, несмотря на неоднократные письменные обращения Фонда социального страхования РФ к Министерству Здравоохранения и социального развития РФ, Министру финансов РФ, ГУ ЧРО ФСС РФ (л.д. 46-61, 71-103, т. 10) председателю Фонда социального страхования РФ о предоставлении денежных средств – денежные средства в необходимых объемах не выделялись.
При таких обстоятельствах ГУ Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обязано отвечать за выделенные ему средства из федерального бюджета, исключительно в пределах, полученных в 2006 году трансфертов. Во всех остальных случаях требования истца должны удовлетворяться за счет казны РФ.
Следовательно, в отношении ответчика – ЧРО ФСС РФ в иске следует отказать, поскольку отсутствует вина указанного ответчика в причинении убытков истцу.
Таким образом, сумма 1 380 466 руб. (без НДС) является убытками истца, причиненными ему неправомерными действиями государственных органов, которые при формировании бюджетов РФ на соответствующий год не учитывали потребности субъектов федерации в полном объеме.
Под убытками по смыслу ст. 15 ГК РФ, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, понесло или должно будет понести.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией за счет казны Российской Федерации.
Статьей 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случае, если вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно п. 10, ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главным распорядителем средств Федерального бюджета является Министерства Финансов РФ, которое выступает в суде от имени казны Российской Федерации.
На основании вышеизложенного суд считает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство финансов РФ, которым при формировании бюджетов РФ на 2006 год не были учтены потребности субъектов федерации в полном объеме.
Руководствуясь ст. 110, 167, 168, 176 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Министерству финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ООО «Биохим- ЕК», г. Екатеринбург убытки в размере 1 380 486 руб. и в возмещение расходов по госпошлине 17 356 руб. 88 коп.
В иске к государственному учреждению Челябинскому региональному отделению фонда социального страхования РФ отказать.
Возвратить ООО «Биохим- ЕК», г. Екатеринбург из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению № 168 от 11.04.2007 госпошлину в размере 6 743 руб. 12 коп. (подлинник платежного поручения в материалах дела).
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет – сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ruили Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Судья Л.А. Ярушкина