Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск Дело № А76-5818/2014
11 июня 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 июня 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 июня 2014 года
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Белого А.В., при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Чернышевой Ю.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Климатехника» г. Магнитогорск
к МР ИФНС России № 17 по Челябинской области
о признании недействительным решения об отказе в госрегистрации, в части
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – доверенность № 01/14 от 09.01.2014г., паспорт
от ответчика: ФИО2 – доверенность от 15.10.2013, удостоверение; ФИО3 – доверенность от 11.04.2014, удостоверение
УСТАНОВИЛ:
ЗАО «Климатехника» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной ИФНС №17по Челябинской области (далее – ответчик, регистрирующий орган) о признании недействительным решения от 30.12.2013 об отказе в государственной регистрации, в части непредставления документа подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг в части замены эмитента, в случае, если реорганизуемым юридическим лицом является эмитент указанных эмиссионных ценных бумаг и в результате реорганизации его деятельность прекращается или в результате его реорганизации в форме выделения обязательства по эмиссионным ценным бумагам передаются юридическому лицу, создаваемому путем такого выделения обязательства по эмиссионным ценным бумагам передаются юридическому лицу, созданного путем такого выделения.
В обоснование заявленных требований общество указывает, что заявителем в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закона о госрегистрации) подготовлен пакет документов, необходимый для государственной регистрации лица, создаваемого в процессе реорганизации ЗАО «Климатехника» в ООО «Климатехника».
23.12.2013 комплект документов был представлен заявителем в регистрирующий орган, что подтверждается распиской в получении документов, выданной регистрирующим органом.
30.12. 2013 Межрайонной ИФНС РФ №17 по Челябинской области принято решение № б/н об отказе в государственной регистрации юридического лица (л.д. 54-55).
Оспариваемым основанием для отказа государственной регистрации явилось нарушение пп. "и" п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации - непредставления документа подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг в части замены эмитента, в случае, если реорганизуемым юридическим лицом является эмитент указанных эмиссионных ценных бумаг и в результате реорганизации его деятельность прекращается или в результате его реорганизации в форме выделения обязательства по эмиссионным ценным бумагам передаются юридическому лицу, создаваемому путем такого выделения обязательства по эмиссионным ценным бумагам передаются юридическому лицу, созданного путем такого выделения.
13.01.2014 ЗАО «Климатехника» обратилось в УФНС по Челябинской области с апелляционной жалобой.
06.02.2014 решением принятым Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области апелляционная жалоба от 13.01.2014 года, оставлена без удовлетворения (л.д. 56-61).
Заявитель полагает, что решение регистрирующего органа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку лишает его возможности осуществить процедуру реорганизации.
Ответчик требования заявителя не признал, представил отзыв (л.д. 74), дополнение к отзыву (л.д. 91), указывает, что поскольку заявителем не представлен документ, предусмотренный пп. "и" п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации, налоговая инспекция правомерно отказала в государственной регистрации юридического лица.
Ответчик также указывает, что общество в соответствии с ч.1 ст. 31 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" вправе размещать облигации и иные эмиссионных ценных бумаги.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
б) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;
г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины;
ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 – 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации;
з) документ, подтверждающий присвоение выпуску или выпускам акций государственного регистрационного номера или идентификационного номера, в случае, если юридическим лицом, создаваемым путем реорганизации, является акционерное общество. Требования к форме указанного документа устанавливаются Банком России;
и) документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг в части замены эмитента, в случае, если реорганизуемым юридическим лицом является эмитент указанных эмиссионных ценных бумаг и в результате реорганизации его деятельность прекращается или в результате его реорганизации в форме выделения обязательства по эмиссионным ценным бумагам передаются юридическому лицу, создаваемому путем такого выделения. Требования к форме указанного документа устанавливаются Банком России.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
В соответствии с п.1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей.
Согласно п. 1 ст. 20 Закона РФ «Об акционерных обществах» общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами.
01.10.2013 общее собрание акционеров ЗАО «Климатехника» единогласно приняло решение о реорганизации общества в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью «Климатехника», что подтверждается протоколом №02/2013 общего собрания акционеров от 01.10.2013 (л.д. 64).
Согласно п.5 ст.58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 20 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусмотрено, что общее собрание акционеров реорганизуемого в форме преобразования общества по вопросу о реорганизации общества в форме преобразования принимает решение о реорганизации, которое должно содержать: порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью или паи членов производственного кооператива в случае, если осуществляется преобразование общества в общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью или производственный кооператив, либо порядок определения состава имущества или стоимости имущества, которое при выходе или исключении из некоммерческого партнерства его члена либо при ликвидации некоммерческого партнерства вправе получить его член, являвшийся акционером общества, преобразованного в это некоммерческое партнерство
Протоколом №02/2013 общего собрания акционеров ЗАО «Климатехника» от 01.10.2013 года принято решение об утверждении порядка обмена акций акционерного общества на доли в уставном капитале Общества с ограниченной ответственности «Климатехника»
В статье 2 Закона РФ «О рынке пенных бумаг» дается понятие акции - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.
В Стандарте эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденном Приказом ФСФР России от 04.07.2013 N 13-55/пз-н, предусмотрена ступенчатая процедура погашения акций при преобразовании эмитента, а именно:
пункт 10 4 эмитент (правопреемник эмитента, деятельность которого прекращена в результате реорганизации) обязан уведомлять регистрирующий орган об изменении следующих сведений, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и (или) лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента:
1) уменьшение количества ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска) в результате:
погашения части или всех размещенных акций акционерного общества - эмитента в связи с уменьшением его уставного капитала, реорганизацией или конвертацией привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции или привилегированные акции иного типа;
погашения, в том числе досрочного погашения, облигаций;
Пункт 10.5. Стандартов предусматривает, что моментом возникновения изменений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 10.4 настоящих Стандартов, является дата получения эмитентом письменного уведомления (свидетельства) уполномоченного государственного органа о государственной регистрации изменений в устав акционерного общества - эмитента в части уменьшения его уставного капитала и (или) количества размещенных акций соответствующей категории (типа) или дата получения правопреемником эмитента письменного уведомления (свидетельства) уполномоченного государственного органа о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности эмитента в связи с его реорганизацией, а в случае погашения, в том числе досрочного погашения, облигаций - дата такого погашения, а если погашение облигаций осуществлялось в течение определенного срока (периода времени) - дата окончания этого срока.
Уведомление об изменении сведений, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и (или) лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента, представляется (направляется) в регистрирующий орган в течение 30 дней с момента возникновения соответствующих изменений.
Как следует их оспариваемого решения от 30.12.2013 основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица послужило отсутствие в предоставленном на регистрации пакете документа, предусмотренного пп. "и" п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации, а именно документа, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг в части замены эмитента.
В соответствии с п. 1.1 Требований, утвержденных Приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-56/пз-н, данный документ представляется в составе документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, если реорганизация эмитента облигаций осуществляется в форме слияния, все обязательства по облигациям определенного выпуска переходят к одному правопреемнику и организационно-правовая форма правопреемника дает ему право осуществлять эмиссию облигаций.
В случае внесения изменений в решение о выпуске облигаций, таким документом является заверенная эмитентом облигаций или нотариусом копия изменений в решение о выпуске облигаций (с отметкой об их регистрации) и указанием о том, что такие изменения в части замены эмитента облигаций на его правопреемника вступают в силу с даты завершения реорганизации эмитента облигаций (п. 2.1 Требований, утвержденных Приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-56/пз-н).
Таким образом, требования пп. "и" п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации распространяются на лиц, являющихся эмитентами облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций.
Как следует из материалов дела ЗАО «Климатехника» является эмитентом ценных бумаг - акций именных обыкновенных бездокументарных в количестве 1000 штук, номинальной стоимостью 10 рублей каждая, что подтверждается отчетом об итогах выпуска, зарегистрированным 30.11.2005 г. за государственным регистрационным номером 1 -01 -07762-К ГО ФСФР России в УрФО (л.д. 70-73).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ЗАО «Климатехника» является эмитентом облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций.
Поскольку ЗАО «Климатехника» не является эмитентом облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций, обязанность предоставлять документ, предусмотренный пп. "и" п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации у общества отсутствует.
Кроме того в соответствии с пп. "и" п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг предоставляется в случае если:
- в результате реорганизации его деятельность прекращается или
- в результате его реорганизации в форме выделения обязательства по эмиссионным ценным бумагам передаются юридическому лицу, создаваемому путем такого выделения.
В настоящем же споре закрытое акционерное общество реорганизуется в общество с ограниченной ответственностью и требования пп. "и" п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации к данной ситуации не применимы.
Учитывая изложенное, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При подаче заявления обществом была уплачена госпошлина в размере 2 000 руб. по по платежному поручению от 12.03.2014 №279 (л.д. 4).
Согласно п.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Как указано в Постановлении ВАС РФ от 13.11.2008г. № 7959/08 в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
На основании изложенного, заявителю возмещается госпошлина, в размере 2 000 руб. за счёт МР ИФНС России № 17 по Челябинской области.
Руководствуясь ст.ст.110, 167, 168, п.2 ст.176, ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Признать недействительным решение от 30.12.2013г., вынесенное МР ИФНС России № 17 по Челябинской области, об отказе в государственной регистрации ООО «Климатехника» (ОГРН <***>) в части непредставления документа подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг в части замены эмитента, в случае, если реорганизуемым юридическим лицом является эмитент указанных эмиссионных ценных бумаг и в результате реорганизации его деятельность прекращается или в результате его реорганизации в форме выделения обязательства по эмиссионным ценным бумагам передаются юридическому лицу, создаваемому путем такого выделения, как несоответствующее Федеральному закону № 129-ФЗ от 08.08.2001г.
Взыскать с МР ИФНС России № 17 по Челябинской области в пользу ООО «Климатехника» (ОГРН <***>) судебные расходы по оплате госпошлины в размере 2000руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru
Судья Белый А.В.