ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-5855/10 от 31.05.2010 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

«31» мая 2010 года Дело № А76-5855/2010-51-238

Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено 31 мая 2010 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Забутырина Л.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Танаевой Ю.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью Инжиниринговая компания «ХакасМеталлОптТорг», г. Челябинск

к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Челябинска

о признании незаконным отказа от 22.01.2010 в государственной регистрации изменений, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц, представленных для регистрации 18.01.2010, возложении обязанности провести государственную регистрацию изменений, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц, представленных для регистрации 18.01.2010

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора

ФИО1, г. Озерск

при участии в заседании:

от заявителя: до объявления перерыва и после окончания перерыва – ФИО2 – паспорт; доверенность;

от ответчика: до объявления перерыва и после окончания перерыва – ФИО3 – удостоверение; доверенность;

от третьего лица: не явился, извещен (л.д. 82)

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Инжиниринговая компания «ХакасМеталлОптТорг», г. Челябинск (далее – ООО ИК «ХакасМеталлОптТорг», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Челябинска (далее – ИФНС, инспекция) о признании незаконным отказа от 22.01.2010 в государственной регистрации изменений, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), представленных для регистрации 18.01.2010, возложении обязанности провести государственную регистрацию изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, представленных для регистрации 18.01.2010 (л.д. 2-4).

Определением суда от 29.04.2010 (л.д. 33-34) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен ФИО1, г. Озерск (далее – ФИО1).

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, со ссылкой на ст.ст. 9, 17, 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации), указал, что обществом были представлены все необходимые документы в надлежащий регистрирующий орган, внесение изменений было обусловлено смертью одного из учредителей, следовательно, оснований для отказа в регистрации у инспекции не имелось. Отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Представитель инспекции в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 41-42), пояснил, что требования заявителя незаконны, необоснованны и не подлежат удовлетворению. Со ссылкой на ст. 9, п.2 ст. 17, пп. а п.1 ст. 23 Закона о регистрации, указал, что в ходе проверки сведений было установлено, что в заявлении отражены сведения паспорта, имеющего статус недействительного. Следовательно, у инспекции имелись основания для отказа в регистрации, поскольку заявление содержит недостоверные сведения и считается не представленным.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, представителя не направило, документов, затребованных определением суда, в т.ч. письменного отзыва, не представило, о времени и месте разбирательства дела извещено надлежащим образом (л.д. 82).

В судебном заседании 24.05.2010 объявлен перерыв до 31.05.2010.

Информация об объявлении перерыва была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет (л.д. 88).

После окончания перерыва третье лицо в судебное заседание не явилось, представителя не направило.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства дела.

13.11.2008 Инспекцией ФНС по Советскому району г. Челябинска в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица – ООО ИК «ХакасМеталлОптТорг» за основным государственным регистрационным номером 1087451014530, что подтверждается свидетельством серии 74 № 004925903 (л.д.22).

Участниками общества на момент создания являлись ФИО4, г. Озерск и ФИО1, г. Озерск с размером доли 50 % уставного капитала, номинальной стоимостью 5 000 руб. у каждого, что следует из Устава общества, утвержденного решением общего собрания участников от 31.10.2008, оформленного протоколом № 1 (л.д.10-20).

Решением общего собрания участников от 31.10.2008 директором общества избран ФИО1 (л.д. 84), в ЕГРЮЛ содержатся сведения о ФИО1, как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества (л.д. 58-70).

15.06.2009 отделом ЗАГС администрации Озерского городского округа составлена запись акта о смерти ФИО4 13.06.2009 за № 589, о чем выдано свидетельство о смерти <...> (л.д.7).

29.12.2009 ФИО1 как участником общества принято решение вывести ФИО4 из состава участников общества в связи со смертью, передать долю, принадлежащую ФИО4 в размере 50 % уставного капитала, номинальной стоимостью 5 000 руб. на баланс общества. Из решения следует, что в течение 6 месяцев со дня смерти, наследники ФИО4 в общество не обращались, установить их круг, известить их не представляется возможным; исходя из п.8.7. Устава общества, п.8 ст. 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью ФИО1 не дает согласия на переход доли в уставном капитале к наследникам, в случае обращения наследников, им будет выплачена действительная стоимость доли умершего на основании данных бухгалтерской отчетности. Одновременно указанным решением был назначен ответственный – ФИО1 за регистрацию изменений, подписание заявление формы 14001 (л.д.9).

18.01.2010 общество обратилось в Инспекцию ФНС по Советскому району г. Челябинска с заявлением (л.д.47-56) по форме 14001 (вх. 246) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Из заявления следует, что изменения вносятся в сведения об участниках общества, сведения о долях в уставном капитале ООО, принадлежащих обществу. В листе Г заявления отражено, что причиной внесения сведений явилось прекращение прав ФИО4 на долю в размере 50 % номинальной стоимостью 5 000 руб. В Листе Л заявления отражено, что доля в размере 50 % номинальной стоимостью 5 000 руб. приобретена обществом. В листе Т заявления отражены сведения о заявителе – руководителе постоянно действующего исполнительного органа – ФИО1, подлинность подписи которого удостоверена нотариально. ФИО1 подтверждено, что изменения, вносимые в государственный реестр, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, а содержащиеся в заявлении сведения достоверны, известно, что в случае представления в регистрирующий орган недостоверных сведений, он несет ответственность, установленную законодательством РФ. К заявлению по форме Р 14001 было приложено решение участника общества от 29.12.2009, что следует из материалов регистрационного дела, представленных регистрирующим органом (л.д. 57).

В ходе осуществления регистрационных действий инспекцией проведена проверка паспортных данных физических лиц, сведения о которых содержатся в представленных на регистрацию юридического лица, документах, по результатам которой составлен протокол (л.д.46.). По результатам проверки установлено, что сведения о паспорте ФИО4 содержатся в Базе данных недействительных паспортов, статус паспорта в Базе – недействительный.

22.01.2010 инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации со ссылкой на ст. 9, п.п.1, 2 ст. 17, пп.а п.1 ст. 23 Закона о регистрации, постановление Правительства РФ № 439, представление документов, содержащих недостоверные сведения (в заявлении по форме 14001 и решении единственного участника от 29.12.2009 указан документ, удостоверяющий личность ФИО4, который по результатам запроса в органы внутренних дел является недействительным) (л.д. 8).

Общество, полагая, что отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в суд с требованием о признании его незаконным.

В ходе судебного разбирательства судом также установлено.

В ответ на запрос суда Отдел обеспечении паспортной, регистрационной работы и по контролю за применением административного законодательства Управления миграционной службы России по Челябинской области сообщил, что ФИО4 документирован УВД г. Озерска, в связи с его смертью в Базу данных недействительных паспортов внесены сведения о признании паспорта недействительным (л.д. 76).

В ЕГРЮЛ содержатся сведения о паспортных данных участника ФИО4, соответствующие данным, отраженным в ответе на запрос суда и заявлении, представленном для регистрации, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.58-70).

Дела по спорам об отказе в государственной регистрации юридических лиц в силу ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса РФ отнесены к специальной подведомственности арбитражных судов.

При этом в силу ч.2. ст. 33 АПК РФ указанные дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

В соответствии с ч.2 ст. 21 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) продажа либо отчуждение иным образом доли или части доли в уставном капитале общества третьим лицам допускается с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, если это не запрещено уставом общества.

Исходя из ч.8. ст. 21 Закона об ООО доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если иное не предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью. Уставом общества может быть предусмотрено, что переход доли в уставном капитале общества к наследникам и правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, передача доли, принадлежавшей ликвидированному юридическому лицу, его учредителям (участникам), имеющим вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, допускаются только с согласия остальных участников общества. Уставом общества может быть предусмотрен различный порядок получения согласия участников общества на переход доли или части доли в уставном капитале общества к третьим лицам в зависимости от оснований такого перехода.

До принятия наследником умершего участника общества наследства управление его долей в уставном капитале общества осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч.5. ст. 23 Закона об ООО в случае, если предусмотренное в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 21 настоящего Федерального закона согласие участников общества на переход доли или части доли не получено, доля или часть доли переходит к обществу в день, следующий за датой истечения срока, установленного настоящим Федеральным законом или уставом общества для получения такого согласия участников общества.

Доля или часть доли переходит к обществу с даты получения от любого участника общества отказа от дачи согласия на переход доли или части доли в уставном капитале общества к наследникам граждан (п.5 ч.7 ст. 23 Закона об ООО).

Из материалов дела следует, что один из участников общества – ФИО4 умер. В связи с тем, что в течение 6 месяцев со дня смерти никто из наследников его в общество не обратился, а установить круг наследников и известить их не представилось возможным, оставшимся участником принято решение об отказе в даче согласия на переход доли наследникам, передаче доли на баланс общества (л.д. 9).

Документы для государственной регистрации соответствующих изменений должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня перехода доли или части доли к обществу. Указанные изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (ч.7.1. Закона об ООО).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

В соответствии с ч.2. ст. 17 Закона о регистрации для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

Статья 18. Закона о регистрации устанавливает порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.

Так, в силу ч.1. указанной статьи Закона государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.

Исходя из ч. 2. ст. 18 Закона о регистрации представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Частью 1.1. ст. 9 Закона о регистрации установлено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439 утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, в т.ч. форма N Р13001 - "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" (приложение N 3), форма N Р14001 - "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы" (приложение N 4), а также требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (ч.1.2. ст. 9 Закона о регистрации).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (ч.1.3. ст. 9 Закона о регистрации).

При внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества, исполнитель завещания и нотариус (ч.1.4. ст. 9 Закона о регистрации).

При этом, в силу ч.4., 4.1. ст. 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом и не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела следует, что общество обратилось в надлежащий регистрирующий орган с заявлением по установленной форме с приложением необходимых документов, заявление подписано уполномоченным лицом. Факт представления заявления в надлежащий регистрирующий орган и подписания его уполномоченным лицом не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Поскольку внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касалось перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителем были представлены документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли – решение участника от 29.12.2009 (л.д. 57), что следует из материалов регистрационного дела, представленного регистрирующим органом, факт представления решения не оспаривается регистрирующим органом. Таким образом, по мнению суда, требования ст. 17 Закона о регистрации заявителем были соблюдены.

В связи с чем, довод регистрирующего органа о том, что заявителем не были представлены документы, подтверждающие основание перехода доли, противоречит фактическим обстоятельствам дела, следовательно, не может быть принят судом во внимание.

В соответствии с ч.1. ст. 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается, в т.ч. в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.

Из материалов дела следует, что инспекция приняла решение об отказе в регистрации со ссылкой на пп. а п.1 ст. 23 Закона о регистрации, в связи с представлением документов, содержащих недостоверные сведения в части указания реквизитов недействительного паспорта.

Судом установлено, что обращение общества в регистрирующий орган было обусловлено необходимостью внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи со смертью одного из участников.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 утверждено Положение о паспорте гражданина РФ (далее – Положение о паспорте).

В соответствии с п.1. Положения о паспорте паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации (далее именуются - граждане), достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Исходя из п.19. Положения о паспорте паспорт умершего гражданина сдается в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, по месту регистрации смерти, которые направляют его в территориальный орган Федеральной миграционной службы по последнему месту жительства или месту пребывания умершего гражданина на территории Российской Федерации.

Приказом Министерства внутренних дел РФ от 28 декабря 2006 г. N 1105 утвержден (Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 февраля 2007 г. N 8910) Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее – Административный регламент), который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной миграционной службы, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при выдаче и замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации - паспортов гражданина Российской Федерации, и их учету (п.1).

В соответствии с п.83. Административного регламента паспорта умерших граждан сдаются в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, по месту регистрации смерти.

Поступившие в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, паспорта вносятся в описи по форме N 28П (приложение N 28 к Административному регламенту) и не реже одного раза в месяц направляются в подразделение по последнему месту жительства умершего гражданина или месту выдачи паспорта. В случае отсутствия паспорта умершего гражданина в описи на основании имеющейся информации делается соответствующая отметка о том, что паспорт с указанием серии, номера, даты и выдавшего подразделения сдан не был.

Поступившие в подразделения паспорта умерших граждан уничтожаются в установленном Административным регламентом порядке. В заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П производится отметка о смерти владельца, а также о том, что паспорт сдан не был, после чего заявление помещается в архивную картотеку.

Если по прежнему месту жительства умершего гражданина паспорт не выдавался, подразделение, получившее опись по форме N 28П, направляет в подразделение, выдавшее паспорт, сообщение по форме N 22П для произведения соответствующей отметки и помещения заявления о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П в архивную картотеку.

В настоящее время действуют: Приказ МНС РФ и МВД РФ от 22 января 2004 г. N 77-АС-3-06/37 "Об объявлении Соглашения о взаимодействии МВД России и МНС России", Приказ МНС России и МВД России от 31 декабря 2003 г. N БГ-4-09/34дсп/1040дсп "О взаимодействии налоговых органов Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации по предоставлению сведений о физических лицах", а также Приказ МНС РФ от 21 июля 2004 г. N САЭ-3-09/433 "О совершенствовании организации работы по обеспечению достоверности сведений о физических лицах в информационных ресурсах налоговых органов". В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами при предоставлении в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации, в соответствующих графах которого содержатся сведения о паспортах, являющихся на основании информации, содержащейся в Справочнике недействительных паспортов ПИК "Недействительные паспорта", недействительными, регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации в связи с непредставлением необходимого для государственной регистрации документа - заявления.

Приказом МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-09/605 "Об утверждении состава ведомственных справочников, используемых при ведении Единого государственного реестра юридических лиц" утвержден состав ведомственных справочников, используемых при ведении Единого государственного реестра юридических лиц, а именно: Ведомственный справочник видов документов, удостоверяющих личность налогоплательщика, Справочник недействительных паспортов.

Из материалов дела следует, что в ходе осуществления регистрационных действий регистрирующим органом проведена проверка паспортных данных физических лиц, сведения о которых содержатся в представленных на регистрацию юридического лица, документах, по результатам которой составлен протокол (л.д.46.). В ходе проверки установлено, что сведения о паспорте ФИО4 содержатся в Базе данных недействительных паспортов, статус паспорта в Базе – недействительный.

Материалами дела подтверждается, что необходимость внесения сведений о недействительности паспорта ФИО4 в Базу данных недействительных паспортов была обусловлена смертью указанного гражданина (л.д. 76), а в заявлении отражены паспортные данные, соответствующие данным ранее выданного ФИО4 паспорта, имеющимся в ЕГРЮЛ (л.д. 58-70).

Отражение в заявлении о регистрации данных паспорта, содержащегося в Базе данных недействительных паспортов в связи со смертью его владельца, по мнению суда, не может свидетельствовать о недостоверности сведений, содержащихся в заявлении и соответственно о непредставлении документов, установленных Законом о регистрации.

Поскольку в налоговый орган был представлен весь пакет документов, определенный вышеуказанными нормами, а заявление не содержало недостоверных сведений, правовых оснований для отказа в государственной регистрации у инспекции не было. Обязанность указания достоверной информации возложена на заявителя (ст. 25 Закона о регистрации).

Указанное, по мнению суда, свидетельствует об отсутствии оснований для отказа в регистрации, соответственно для принятия оспариваемого решения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в нарушение положений ч. 5 ст. 200 АПК РФ регистрирующий орган не доказал соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта.

Иные доводы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, во-первых, не являлись основанием для принятия оспариваемого решения, во-вторых, основаны, на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречат фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует соблюдению им установленной законами о регистрации и об ООО обязанности по своевременному обращению для внесения в ЕГРЮЛ соответствующих изменений.

Поскольку совокупность условий, при наличии которых оспариваемый акт может быть признан незаконным, имеется: решение инспекции не соответствует Закону о регистрации и нарушает права и законные интересы, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Исходя из ст. 201 АПК РФ, положений Закона о регистрации, суд полагает, что способ устранения нарушения прав, указанный заявителем, будет надлежащим.

При обращении в суд уплачена госпошлина в размере 2 000 руб. по платежному поручению № 77 от 24.03.2010 (л.д. 6). Расходы по уплате госпошлины в силу ст. 110 АПК РФ относятся на инспекцию.

Руководствуясь ст.ст.167-170,176,197, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Общества с ограниченной ответственностью Инжиниринговая компания «ХакасМеталлОптТорг», г. Челябинск удовлетворить.

Признать незаконным отказ Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Челябинска от 22.01.2010 в государственной регистрации изменений, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц, представленных для регистрации 18.01.2010 (вх. 246), как не соответствующим Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Челябинска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью Инжиниринговая компания «ХакасМеталлОптТорг», г. Челябинск путём регистрации изменений на основании документов, представленных в инспекцию 18.01.2010.

Взыскать с Инспекции ФНС РФ по Советскому району г. Челябинска в пользу Общества с ограниченной ответственностью Инжиниринговая компания «ХакасМеталлОптТорг» расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда htth://l8aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья: Л.В. Забутырина