Арбитражный суд Челябинской области
ул. Воровского, д. 2, г. Челябинск, 454000,
www.chelarbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
19 апреля 2017 года Дело № А76-6214/2017
Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19 апреля 2017 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Свечников А.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старыгиным В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Энергопром-ЧЭЗ» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Челябинской области о признании частично недействительным решения № 23954 от 28.12.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения № 9 от 28.12.2016 об отмене решения № 66 от 03.08.2016 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в заявительном порядке,
при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 05.12.2017, паспорт РФ), ФИО2 (доверенность от 05.12.2017, паспорт РФ), от ответчика – ФИО3 (доверенность от 23.01.2018, служебное удостоверение), ФИО4 (доверенность от 11.01.2018, служебное удостоверение), ФИО5 (доверенность от 09.01.2018, служебное удостоверение);
У С Т А Н О В И Л :
Открытое акционерное общество «Энергопром-ЧЭЗ» (далее – заявитель, налогоплательщик, ОАО «Энергопром-ЧЭЗ») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Челябинской области (далее – ответчик, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения № 23954 от 28.12.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в возмещении НДС за 2 квартал 2016 года в сумме 208 854 руб., привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 41 637 руб. 40 коп., предложения уплаты НДС и штрафа, решения № 9 от 28.12.2016 об отмене решения № 66 от 03.08.2016 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в заявительном порядке в размере 208 854 руб.
В обоснование доводов заявления его податель сослался на то, что налоговым органом не доказана обоснованность восстановления НДС в сумме 208 854 руб. В учетной политике налогоплательщика для налогового учета 2016 года порядок определения суммы НДС, относящейся к товарам, работам, услугам, имущественным правам, приобретенным для производства товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются с применением налоговой ставки 0%, описан в п. 4.1, тогда как порядок учета НДС при осуществлении операций, подлежащих налогообложению, и не подлежащих налогообложению, ведется обществом в соответствии с нормами ст. 170 НК РФ, и изложен в п. 4.2.
От налогового органа поступил отзыв, в котором его податель ссылается на то, что при определении суммы НДС, подлежащей восстановлению, налогоплательщиком необоснованно не учтены в составе общехозяйственных расходов расходы на приобретение специальной одежды, канцтоваров, бензина и т.д.Из назначения данных расходов следует, что они связаны с деятельностью налогоплательщика и производством продукции Общества, которая реализуется как на внутреннем рынке, так и на экспорт, поскольку вся продукция производится в одних помещениях, одними и теми же работниками, с использованием одной специальной одежды, одних технологий и т.д.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 19.09.2017 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу № А76-6213/2017.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.2018, в связи с устранением обстоятельств, вызвавших приостановление, производство по делу возобновлено.
В судебном заседании представители налогоплательщика поддержали доводы заявления по изложенным в нем основаниям, просили заявленные требования удовлетворить.
Представители налогового органа в судебном заседании против доводов заявления возражали по мотивам изложенным в отзыве, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, арбитражный суд в ходе судебного разбирательства установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2016 года (вынесено решение № 66 от 03.08.2016 о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке в размере 20 750 427 руб.), по результатам которой составлен акт № 33515 от 09.11.2016 и вынесены решения:
- № 23954 от 28.12.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому заявителю отказано в возмещении НДС за 2 квартал 2016 года в сумме 208 854 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 41 637 руб. 40 коп.,
- № 9 от 28.12.2016 об отмене решения № 66 от 03.08.2016 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в заявительном порядке (т. 1 л.д. 11-23, 28-40, 41-42).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области № 16-07/000952 от 02.03.2017, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решения инспекции утверждены (т. 1 л.д. 43-47).
Реализовав свое право на судебную защиту, заявитель обратился в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения, возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В силу п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Нормой п. 1 ст. 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с гл. 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 146 НК РФ, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с гл. 21 НК РФ.
При ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой и таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
При передаче имущественных прав налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных гл. 21 НК РФ.
В соответствии с п. 12 ст. 167 НК РФ принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.
Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.
Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.
Разделом 4 «Методологические аспекты налоговой учетной политики НДС» Положения об учетной политике для целей налогового учета на 2016 год Обществом установлен порядок определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), реализация которых облагается по налоговой ставке 0% (п. 10 ст. 165 НК РФ).
Ведение раздельного учета обеспечивается путем применения соответствующих субсчетов Рабочего плана счетов организации, а также регистров аналитического и синтетического учета в разрезе облагаемых по ставке 0% операций (п. 4.1.1 Учетной политики).
Суммы предъявленного НДС, относящиеся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, непосредственно и исключительно связанным с экспортом товаров, стоимость товаров для перепродажи на экспорт, транспортных услуг, связанных с перевозкой экспортируемых товаров и т.д.), относятся на субсчет 07 «НДС по товарам, реализованным по ставке 0% (экспорт)» счета 19 (п. 4.1.2 Учетной политики).
Раздельный учет НДС по материальным ресурсам (работам, услугам), использованным при производстве и реализации продукции собственного производства на экспорт, ведется расчетным путем. Величина НДС, относящаяся к стоимости приобретенных организацией материальных ресурсов (работ, услуг), которые фактически (прямо) были использованы при производстве отгруженной на экспорт продукции, определяется умножением действующей налоговой ставки (18%) на стоимость этих материальных ресурсов (работ, услуг), (п. 4.1.3 Учетной политики).
Величина НДС, относящаяся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, в том числе основным средствам и нематериальным активам, признанным расходами, связанными как с осуществлением операций по экспорту продукции (товаров) облагаемых НДС по ставке 0%, так и с реализацией продукции (товаров) на внутреннем рынке, облагаемых по иным ставкам НДС (общехозяйственные, общепроизводственные расходы и т.п.), определяется расчетным путем:
- определяется общая стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), приобретенных по стоимости, включающей НДС, за отчетный месяц и использованных для осуществления операций как облагаемых по ставке 0 %, так и по иным ставкам НДС (общехозяйственные, общепроизводственные расходы и другие);
- определяется доля выручки от экспорта в общей выручке за отчетный месяц, определяемой без учета НДС;
- определяется сумма общехозяйственных, общепроизводственных и иных расходов, в стоимости которых был предъявлен НДС, и относящихся к экспортным операциям, как произведение общей суммы данных расходов за отчетный месяц (сумма расходов принимается без учета НДС) на долю экспортной выручки за отчетный месяц,
- сумма НДС, подлежащая восстановлению и отражению на соответствующем субсчете счета 19 по экспорту, находится как произведение действующей налоговой ставки (18 % или 10 %, в зависимости от ставки НДС, по которой облагается соответствующий вид товаров) на рассчитанную сумму общехозяйственных, общепроизводственных расходов и иных расходов, относящимся к экспортным операциям, (п. 4.1.4 Учетной политики).
Нормой п. 4 ст. 170 НК РФ предусмотрено, что суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п. 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных п. 4.1 настоящей статьи.
При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, осуществляется аналогично порядку, предусмотренному абзацем первым п. 4.1 настоящей статьи.
При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.
В силу подп. 1 п. 4.1 ст. 170 НК РФ пропорция, указанная в абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ, определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период.
При этом определение пропорции осуществляется с учетом следующих особенностей: по основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала, налогоплательщик вправе определять пропорцию исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных за месяц товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
В рассматриваемом случае, обществом для расчета подлежащих восстановлению по экспортным операциям сумм НДС выбрана методика, соответствующая п. 4 ст. 170 НК РФ.
Следовательно, подлежащий восстановлению НДС согласно учетной политике общества распределялся пропорционально выручке от реализации продукции на экспорт.
Доля экспортной выручки от реализации анодных блоков и кокса нефтяного прокаленного во 2 квартале 2016 года у налогоплательщика составила: в апреле – 71,72 %.
Во 2 квартале 2016 года налогоплательщик реализовал как на внутреннем, так и на внешнем рынке (Республики Казахстан и Азербайджан) одну и ту же продукцию (анодные блоки и кокс нефтяной прокаленный), в связи, с чем, понес одни и те же расходы.
В бухгалтерском учете для целей отнесения расходов по счетам, Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н установлено, что в состав общехозяйственных расходов для целей бухгалтерского, а не налогового учета входят все расходы для нужд управления, не связанные непосредственно с производственным процессом.
На счете 26 могут быть отражены следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
Следовательно, для целей бухгалтерского учета (отнесения на счет 26) общехозяйственными могут быть признаны все расходы, осуществленные в связи с организацией управления производством (амортизационные отчисления, арендные платежи, ремонт, услуги и т.д.) при условии их экономической обоснованности, документального подтверждения и наличия связи с организацией управления процессом производства продукции.
Общехозяйственные расходы отражены налогоплательщиком в полном размере в книге покупок за 1 квартал 2016 года по коду операции 01 «Отгрузка (передача) или приобретение товаров, работ, услуг (включая посреднические услуги), имущественных прав, за исключением операций, перечисленных по кодам 03, 04, 06, 10, 11, 13» и как следствие, в полном размере включены в строки 120 и 190 Раздела 3 налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2016 года.
При этом конкретный перечень счетов-фактур, полученных от поставщиков по общехозяйственным расходам, не отражен в книге покупок по коду операции 25 «Регистрация счетов-фактур в книге покупок в отношении сумм налога, ранее восстановленных при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов» в книге покупок.
Налогоплательщиком от своего имени составлены счета-фактуры: от 31.01.2016 № 1/009 на сумму 11 037 002,12 руб., в том числе НДС 1 683 610,49 руб.; от 29.02.2016 № 2/009 на сумму 15 531 755,19 руб., в том числе НДС 2 369 250,79 руб.; от 31.03.2016 № 3/009 на сумму 20 334 578,70 руб., в том числе НДС 3 101 884,89 руб., - на общехозяйственные расходы. Указанные счета-фактуры отражены в книге покупок по коду строки 25 книги покупок за 2 квартал 2016 года.
Обществом представлены расшифровка строки 100 раздела 3 декларации по НДС за 2 квартал 2016 года и расчет доли и суммы НДС, подлежащей восстановлению по товарам, облагаемым по ставке 0%.
Из содержания книги покупок общества за 2 квартал 2016 года, расшифровки строки 100 раздела 3 декларации по НДС за 2 квартал 2016 года и расчета доли и суммы НДС, подлежащей восстановлению по товарам, облагаемым по ставке 0% за апрель 2016 года следует, что при определении подлежащей восстановлению суммы НДС налогоплательщиком не были учтены расходы на приобретение специальной одежды, канцтоваров, бензина и т.д.
При анализе книги покупок за 2 квартал 2016 года инспекцией установлено приобретение товара (работ, услуг), по которым Общество не производило восстановление НДС, но которые задействованы в процессе производства и выпуска продукции, на сумму 1 909 030,35 руб., в том числе НДС – 291 208,06 руб. При этом, сумма НДС, подлежащая восстановлению, составила 208 854 руб.
Налоговым органом для определения суммы НДС, подлежащей восстановлению, принята методика общества, отраженная в Учетной политике за 2016 год, а также использованы данные, содержащиеся в регистрах бухгалтерского учета, представленных обществом по требованиям инспекции, расшифровка строки 100 Раздела 3 декларации по НДС за 2 квартал 2016 год, расчет доли и суммы НДС, подлежащей восстановлению, по товарам, облагаемым по ставке 0%.
Расчет определения суммы НДС, предъявленной поставщикам, с которой не исчислен НДС, подлежащий восстановлению во 2 квартале 2016 года, приведен в приложении № 1 к акту № 33515 от 09.11.2016.
Таким образом, по результатам указанного расчета налоговым органом установлена сумма НДС, не восстановленного Обществом во 2 квартале 2016 года по общехозяйственным и общепроизводственным расходам, в размере 208 854 руб.
Из назначения указанных выше расходов следует, что они связаны с деятельностью налогоплательщика и производством продукции общества, которая реализуется как на внутреннем рынке, так и на экспорт, поскольку вся продукция производится в одних помещениях, одними и теми же работниками, с использованием одной специальной одежды, одних технологий и т.д.
Оснований для исключения понесенных обществом общехозяйственных спорных расходов при определении их доли в величине совокупных расходов без НДС за 2 квартал 2016 года не имеется.
При сравнении документов, представленных обществом в целях проведения камеральной налоговой проверки (расшифровка строки 100 раздела 3 декларации по НДС за 2 квартал 2016 года), и документов, представленных в суд (расчет определения суммы НДС в 2 квартале 2016 года), обществом при проведении камеральной проверки представило расшифровку расходов, которые подлежат восстановлению, с указанием перечня счетов-фактур, тогда как в книге покупок за указанный период период отражены иные счета-фактуры, по которым понесены общехозяйственные расходы в спорный период, составляющие спорную сумму НДС, подлежащего восстановлению.
Общество исчисляет НДС, подлежащий восстановлению по иным счетам-фактурам, при этом размер НДС, подлежащий восстановлению, не изменяется.
По отраженным в книге покупок за спорный период иным счетам-фактурам соответствующих пояснений в части периода отнесения, правомерности включения в книгу покупок, восстановлению НДС не представлено.
Таким образом, при изменении состава расходов налогоплательщиком исключены из расчета другие расходы, по которым общество не произвело восстановление НДС согласно расчету, представленному в ходе рассмотрения дела.
Все неучтенные налогоплательщиком расходы, исходя из их экономического содержания и направленности, в равной мере формируют как себестоимость продукции, реализуемой на внутреннем рынке, так и себестоимость экспортируемой обществом продукции, в связи с чем, у налогоплательщика не имелось оснований для исключения понесенных им спорных общехозяйственных расходов при определении их доли в величине совокупных расходов за 2 квартал 2016 года.
Налогоплательщик не вправе, ссылаясь на учетную политику, по собственному усмотрению исключать понесенные им в связи с производством экспортируемой продукции расходы, по которым НДС был ранее заявлен к налоговым вычетам, из состава расходов, учитываемых для целей восстановления НДС, поскольку по смыслу ст. 11 НК РФ учетная политика позволяет определять порядок и методику определения, признания, оценки и распределения расходов, но не их состав.
Таким образом, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов, к которым в соответствии со ст. 101 АПК РФ относится государственная пошлина, разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая принятие судебного акта не в пользу заявителя, судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья А.П. Свечников