ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-6343/12 от 24.05.2012 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск Дело №А76-6343/2012

31 мая 2012 г, решение изготовлено в полном объёме; резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24 мая 2012 г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области, А.Г. Воронин, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания, Белоусовой Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат», ОГРН <***>, г. Магнитогорск, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», ОГРН <***>, г. Москва, о взыскании пени за просрочку доставки груза 645 913 руб 92 коп,

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1 представителя, действующей на основании доверенности от 22.03.2012,

от ответчика – ФИО2 ведущего юрисконсульта отдела судебно-арбитражной работы юридической службы Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», действующей на основании доверенности от 20.09.2011,

Представитель истца со ссылкой на статьи 33, 97, 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации считает, что ответчик допустил просрочку в доставке груза по железнодорожным накладным, что повлекло начисление пени. Претензия №юр-40859 от 10.08.2011 оставлена без исполнения (л.д. 5, 6, 11, 80-82).

Представитель ответчика заявил возражения по начислению пени по железнодорожным накладным ЭЬ384250, ЭЬ675452, ЭЬ160412, правильной суммой пени считает 624 331 руб 29 коп (л.д. 60-71).

Исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд установил:

Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) маршрутной отправкой, прямое сообщение ЭЬ339716 к заявке №0019542786 погрузка назначена на 23.07.2011; срок доставки истекает 02.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Ухта Северной железной дороги; Грузоотправитель – ООО «УхтаМеталлПереработка»; плательщик – ЗАО «Профтранс»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Сведения о грузе: способ определения массы – вагонные весы (50 кг) ±1,5%; вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО; расстояние 2 226 км.

Сведения о вагоне: 65198046, провозная плата 88 200 руб. Платежи внесены на станции отправления.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 23.07.2011; прибытие на станцию назначения – 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя.

Отметки перевозчик: определение массы груза на вагонных весах 50 кг перевозчика (л.д. 15, 16).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 14 суток; нормативное время 7 суток (2 226 км ? 330 км) + 2 суток (пункт 5.1) + 1 сутки (пункт 5.11) = 10 суток; 88 200 руб ? 9% ? просрочка 4 суток = 31 752 руб. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ348753 по заявке №19612042 погрузка груза назначена на 20.07.2011, срок доставки истекает 01.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Брянск-Льговский Московской железной дороги; Грузоотправитель – ООО «Вектор»; плательщик – ООО «Профтранс»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Вагон №52819216, скорость грузовая.

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО; расстояние 2 195 км; провозная плата 83 900 руб. Платежи внесены на станции отправления.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 23.07.2011; прибытие на станцию назначения – 05.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 06.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя (л.д. 17).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 13 суток; нормативное время 7 суток (2 195 км ? 330 км) + 2 суток (пункт 5.1) = 9 суток; 83 900 руб ? 9% ? просрочка 4 суток = 30 204 руб. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, прямое сообщение ЭЬ352694 по заявке №0019551954 погрузка назначена на 23.07.2011, срок доставки истекает 02.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Ухта Северной железной дороги; Грузоотправитель – ООО «Сфера»; плательщик – ОАО «Профтранс»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Сведения о грузе: способ определения массы вагонные весы (50 кг) ± 1,5%; вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО; расстояние 2 226 км.

Сведения о вагоне 67022020, провозная плата 89 630 руб. Платежи внесены на станции отправления.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 23.07.2011; прибытие на станцию назначения – 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя.

Отметки перевозчика: определение массы груза на вагонных весах 50 кг перевозчика (л.д. 18).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 14 суток; нормативное время 7 суток (2 226 км ? 330 км) + 2 суток (пункт 5.1) + 1 сутки (пункт 5.11) = 10 суток; 89 630 руб ? 9% ? просрочка 4 суток = 32 266 руб 80 коп. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, прямое сообщение ЭЬ460402 срок доставки истекает 02.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Лысьва Свердловской железной дороги; Грузоотправитель – ЗАО «Полистил»; плательщик – ОАО «ММК»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО; расстояние 943 км

Сведения о вагоне 56808314, провозная плата 21 891 руб. Платежи внесены на станции отправления.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 27.07.2011; прибытие на станцию назначения – 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011 (л.д. 20).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 11 суток; нормативное время 4 суток (943 км ? 240 км) + 2 суток (пункт 5.1) = 6 суток; 21 891 руб ? 9% ? просрочка 5 суток = 9 850 руб 95 коп. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, прямое сообщение ЭЬ460534 срок доставки истекает 02.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Лысьва Свердловской железной дороги; Грузоотправитель – ЗАО «Полистил»; плательщик – ОАО «ММК»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО; расстояние 943 км

Сведения о вагоне 56808363, провозная плата 21 891 руб. Платежи внесены на станции отправления.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 27.07.2011; прибытие на станцию назначения – 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011 (л.д. 21).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 11 суток; нормативное время 4 суток (943 км ? 240 км) + 2 суток (пункт 5.1) = 6 суток; 21 891 руб ? 9% ? просрочка 5 суток = 9 850 руб 95 коп. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, прямое сообщение ЭЬ460629 срок доставки истекает 02.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Лысьва Свердловской железной дороги; Грузоотправитель – ЗАО «Полистил»; плательщик – ОАО «ММК»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО; расстояние 943 км

Сведения о вагоне 56808488, провозная плата 21 891 руб. Платежи внесены на станции отправления.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 27.07.2011; прибытие на станцию назначения – 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011 (л.д. 22).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 11 суток; нормативное время 4 суток (943 км ? 240 км) + 2 суток (пункт 5.1) = 6 суток; 21 891 руб ? 9% ? просрочка 5 суток = 9 850 руб 95 коп. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, прямое сообщение ЭЬ460817 срок доставки истекает 02.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Лысьва Свердловской железной дороги; Грузоотправитель – ЗАО «Полистил»; плательщик – ОАО «ММК»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО; расстояние 943 км

Сведения о вагоне 56808207, провозная плата 21 891 руб. Платежи внесены на станции отправления.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 27.07.2011; прибытие на станцию назначения – 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011 (л.д. 23).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 11 суток; нормативное время 4 суток (943 км ? 240 км) + 2 суток (пункт 5.1) = 6 суток; 21 891 руб ? 9% ? просрочка 5 суток = 9 850 руб 95 коп. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ481037 по заявке №19600090 срок доставки истекает 03.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Нижний-Новгород-Московский Горьковской железной дороги; Грузоотправитель – ООО «Волга-Металл»; плательщик – ЗАО «Профтранс»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Вагон №52979556, скорость грузовая.

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: провозная плата 69 981 руб.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 26.07.2011; прибытие на станцию назначения – 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 06.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя (л.д. 24).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 11 суток; нормативное время 8 суток; 69 981 руб ? 9% ? просрочка 3 суток = 18 894 руб 87 коп. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, прямое сообщение ЭЬ382472 по заявке №0019622362 погрузка назначена на 24.07.2011, срок доставки истекает 04.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Печера Северной железной дороги; Грузоотправитель – ООО «Сфера»; плательщик – ЗАО «Профтранс»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику; способ определения массы: вагонные весы (50 кг) ± 2%, масса определена: ЖД.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО; расстояние 2 486 км.

Сведения о вагоне 56222169, провозная плата 94 001 руб. Платежи внесены на станции отправления.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 24.07.2011; прибытие на станцию назначения – 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя.

Отметки перевозчика: определение массы груза на вагонных весах 50 кг перевозчика (л.д. 25).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 13 суток; нормативное время 8 суток (2 486 км ? 330 км) + 2 суток (пункт 5.1) + 1 сутки (пункт 5.11) = 11 суток; 94 001 руб ? 9% ? просрочка 2 суток = 16 920 руб 18 коп. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ581985 по заявке №0019644047 погрузка назначена 28.07.2011, срок доставки истекает 04.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Канаш Горьковской железной дороги; Грузоотправитель – ООО «Металлком»; плательщик – ЗАО «Профтранс»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Вагон №54147772, скорость грузовая.

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: провозная плата 59 031 руб.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 28.07.2011; прибытие на станцию назначения – 05.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 06.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя (л.д. 26).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 8 суток; нормативное время 7 суток; 5 903 руб ? 9% ? просрочка 1 сутки = 531 руб 27 коп. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82). Вместе с тем 59 031 руб ? 9% ? просрочка 1 сутки = 5 312 руб 79 коп.

Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ568026 по заявке №19560889 срок доставки истекает 03.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – РЗД 132 км Свердловской железной дороги; Грузоотправитель – ОАО «РЖДстрой»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Вагон №55492508, скорость грузовая.

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО, расстояние 724 км, провозная плата 20 306 руб.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 28.07.2011; прибытие на станцию назначения – 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя (л.д. 27).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 9 суток; нормативное время 4 суток (724 км ? 240) + 2 суток (пункт 5.1) = 6 суток; 20 306 руб ? 9% ? просрочка 3 сутки = 5 482 руб 62 коп. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ584793 по заявке №19641736 погрузка назначена на 28.07.2011, срок доставки истекает 04.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Чебоксары Горьковской железной дороги; Грузоотправитель – ООО «Металлком»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Вагон №55038806, скорость грузовая.

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО, расстояние 1 369 км, провозная плата 60 301 руб.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 28.07.2011; прибытие на станцию назначения – 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя (л.д. 28).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 9 суток; нормативное время 5 суток (1 369 км ? 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 7 суток; 60 301 руб ? 9% ? просрочка 2 суток = 10 854 руб 18 коп. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, прямое сообщение ЭЬ623672 по заявке №0019636397 погрузка назначена на 29.07.2011, срок доставки истекает 04.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Каратун Горьковской железной дороги; Грузоотправитель – ООО «Строй-альянс»; плательщик – ЗАО «Профтранс»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику; способ определения массы: элеваторные весы ± 0,1%, масса определена: отправителем.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО; расстояние 1 106 км.

Сведения о вагоне 56062771, провозная плата 52 988 руб. Платежи внесены на станции отправления.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 29.07.2011; прибытие на станцию назначения – 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя и отметки перевозчика (л.д. 29).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 9 суток; нормативное время 4 суток (1 106 км ? 310 км) + 2 суток (пункт 5.1) = 6 суток; 52 988 руб ? 9% ? просрочка 3 суток = 14 306 руб 76 коп. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ543682 по заявке №0019624886 погрузка назначена на 23.07.2011, срок доставки истекает 04.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Чебоксары Горьковской железной дороги; Грузоотправитель – ООО «Металлком»; плательщик – ЗАО «Профтранс»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Вагон №67548768, скорость грузовая.

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО, расстояние 1 369 км, провозная плата 58 662 руб.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 28.07.2011; прибытие на станцию назначения – 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя (л.д. 30).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 9 суток; нормативное время 5 суток (1 369 км ? 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 7 суток; 58 662 руб ? 9% ? просрочка 2 суток = 10 559 руб 16 коп. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ543902 по заявке №19641736 погрузка назначена на 28.07.2011, срок доставки истекает 04.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Чебоксары Горьковской железной дороги; Грузоотправитель – ООО «Металлком»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Вагон №55048870, скорость грузовая.

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО, расстояние 1 369 км, провозная плата 60 536 руб.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 28.07.2011; прибытие на станцию назначения – 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя (л.д. 31).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 9 суток; нормативное время 5 суток (1 369 км ? 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 7 суток; 60 536 руб ? 9% ? просрочка 2 суток = 10 896 руб 48 коп. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ552825 по заявке №19529850 погрузка назначена на 18.07.2011, срок доставки истекает 04.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Йошкар-Ола Горьковской железной дороги; Грузоотправитель – ЗАО «Татметлом»; плательщик – ЗАО «Профтранс»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Вагон №54133640, скорость грузовая.

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО, расстояние 1 294 км, провозная плата 59 467 руб.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 28.07.2011; прибытие на станцию назначения – 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя и отметки перевозчика: срок доставки продлён по акту №1/4008 (л.д. 32).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 10 суток; нормативное время 5 суток (1 294 км ? 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 7 суток; 59 467 руб ? 9% ? просрочка 3 суток = 16 056 руб 09 коп.

Акт №1/4008 в материалы дела не представлен. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ551574 по заявке №19529850 погрузка назначена на 18.07.2011, срок доставки истекает 04.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Йошкар-Ола Горьковской железной дороги; Грузоотправитель – ЗАО «Татметлом»; плательщик – ЗАО «Профтранс»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Вагон №52791662, скорость грузовая.

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО, расстояние 1 294 км, провозная плата 57 271 руб.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 28.07.2011; прибытие на станцию назначения – 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя и отметки перевозчика: срок доставки продлён по акту №1/4009 (л.д. 33).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 10 суток; нормативное время 5 суток (1 294 км ? 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 7 суток; 59 467 руб ? 9% ? просрочка 3 суток = 23 563 руб 17 коп.

Ответчик заявил возражения (л.д. 60, 61) считает, что сумма пени составляет 15 463 руб 17 коп. Истец с расчётом ответчика согласился.

Принимая во внимание, что нормативное время 5 суток (1 294 км ? 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 7 суток; 59 467 руб ? 9% ? просрочка 3 суток = 15 463 руб 17 коп.

Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, прямое сообщение ЭЬ384250 по заявке №0019599782 погрузка назначена на 25.07.2011, срок доставки истекает 06.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Усинск Северной железной дороги; Грузоотправитель – ООО «Холдинговая компания «Гера»; плательщик – ООО «Транссиб-Урал»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику; способ определения массы: вагонные весы (150 кг) ± 2%, масса определена: совместно.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО; расстояние 2 642 км.

Сведения о вагоне 57953713, провозная плата 92 212 руб. Платежи внесены на станции отправления.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 25.07.2011; прибытие на станцию назначения – 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя.

Отметки перевозчика отсутствуют (л.д. 34).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 12 суток; нормативное время 9 суток (2 642 км ? 330 км) + 2 суток (пункт 5.1) = 11 суток; 94 212 руб ? 9% ? просрочка 1 сутки = 8 479 руб 08 коп.

Ответчик заявил возражения (л.д. 60, 61) считает, что поскольку в накладной и дорожной ведомости имеются отметка о взвешивании на весах перевозчика, что также подтверждает акт общей формы №1/6445 от 24.07.2011 (л.д. 64, 80), срок доставки подлежит увеличению на одни сутки на основании пункта 5.11 Правил исчисления сроков доставки, в связи с чем по указанной перевозке просрочка отсутствует.

В пункте 5 «Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом», утверждённых Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 №27 (далее - Правила №27) сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами, увеличиваются на 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1).

В соответствии с пунктом 5.11 Правил №27 срок увеличивается на одни сутки, в случае определения массы груза на вагонных весах перевозчика при их отсутствии у грузоотправителя. В этом случае при приёме груза в графе оригинала накладной «Отметки перевозчика» и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка следующего содержания: «Определение массы груза на вагонных весах _________ перевозчика».

Вместе с тем на основании статьи 27 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).

За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещённых для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 настоящего Устава.

В рассматриваемой транспортной железнодорожной накладной ЭЬ384250 в графе «Отметки перевозчика» соответствующая запись отсутствует; в графе «Сведения о грузе» имеется отметка: «масса определена: совместно», в связи с чем арбитражный суд пришёл к выводу, что начисление истцом пени по данной перевозке является верной.

Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ633572, срок доставки истекает 06.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Яничкино Московской железной дороги; Грузоотправитель – ООО «Вторчермет НЛКМ Центр»; плательщик – ЗАО «Профтранс»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Вагон №61589420, скорость грузовая.

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО, расстояние 1 841 км, провозная плата 77 365 руб.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 29.07.2011; прибытие на станцию назначения – 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя (л.д. 35).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 9 суток; нормативное время 6 суток (1 841 км ? 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 8 суток; 77 365 руб ? 9% ? просрочка 1 сутки = 6 962 руб 85 коп.

Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ672188 по заявке №19631705 погрузка назначена на 29.07.2011, срок доставки истекает 06.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Йошкар-Ола Горьковской железной дороги; Грузоотправитель – ООО «Броксталь»; плательщик – ЗАО «Профтранс»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Вагон №53475158, скорость грузовая.

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО, расстояние 1 294 км, провозная плата 56 394 руб.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 30.07.2011; прибытие на станцию назначения – 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя и отметки перевозчика (л.д. 36).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 8 суток; нормативное время 5 суток (1 294 км ? 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 7 суток; 56 394 руб ? 9% ? просрочка 1 сутки = 5 075 руб 46 коп. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ672378 по заявке №1965104 погрузка назначена на 29.07.2011, срок доставки истекает 06.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Йошкар-Ола Горьковской железной дороги; Грузоотправитель – ООО «Броксталь»; плательщик – ЗАО «Профтранс»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Вагон №55046999, скорость грузовая.

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО, расстояние 1 294 км, провозная плата 57 712 руб.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 30.07.2011; прибытие на станцию назначения – 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя и отметки перевозчика (л.д. 37).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 8 суток; нормативное время 5 суток (1 294 км ? 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 7 суток; 57 712 руб ? 9% ? просрочка 1 сутки = 5 194 руб 08 коп. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ675452 по заявке №19575400, срок доставки истекает 09.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Осенцы Свердловской железной дороги; Грузоотправитель – ЗАО «Феррум»; плательщик – ЗАО «Профтранс»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Вагон №54147442, скорость грузовая.

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО, расстояние 1 027 км, провозная плата 49 754 руб.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 31.07.2011; прибытие на станцию назначения – 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя: договор на увеличение сроков доставки ДЦСМ1/126-144-11 (л.д. 38).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 7 суток; нормативное время 4 суток (1 027 км ? 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 6 суток; 49 754 руб ? 9% ? просрочка 1 сутки = 4 477 руб 86 коп.

Ответчик заявил возражения (л.д. 60-62) считает, что договор между перевозчиком и грузоотправителем №ДЦСМ-1/126-144-11 от 25.04.2011 увеличивает срок доставки груза на 4 суток (л.д. 65, 66), в связи с чем просрочка по данной перевозке отсутствует.

Согласно договору №ДЦСМ-1/126-144-11 от 25.04.2011 между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ЗАО «Феррум» (грузоотправитель) перевозчик в соответствии со статьёй 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в связи с падением грузопотоков и увеличением времени на накопление вагонов с грузами на станциях увеличивает срок доставки грузов, отправляемых со станции Осенцы Свердловской железной дороги на четверо суток.

Грузоотправитель при оформлении перевозочных документов на отправку грузов на обороте накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» проставляет (указывает) номер договора и количество суток увеличения срока доставки.

Перевозчик (агент ЛАФТО) при приёме перевозочных документов на отправку грузов на лицевой стороне накладной проставляет (указывает) увеличение срока доставки.

Настоящий договор действует со дня подписания по 24.04.2012 и распространяется на отношения сторон, возникшие с 25.04.2012.

Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу (по одному для каждой из сторон).

В силу статья 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.

Согласно пункту 11 Правил №27 перевозчик и грузоотправители могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определённые названными Правилами, сроки доставки грузов, о чём делается отметка в накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя».

В рассматриваемой транспортной железнодорожной накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» грузоотправителем не указан иной срок доставки груза согласованный с грузополучателем.

Трёхсторонний договор о продлении сроков доставки грузов сторонами не заключался.

Условие договора №ДЦСМ-1/126-144-11 от 25.04.2011 об увеличении срока доставки грузов, отправляемых со станции Осенцы Свердловской железной дороги на четверо суток, является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, как несоответствующие пункту 11 Правил №27 и статье 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в связи с чем увеличение срока доставки груза не имеется и пени, за просрочку доставки груза, истцом начислена правомерно.

Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ007698 по заявке №19547595 погрузка назначена на 15.07.2011, срок доставки истекает 23.07.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Нижневартовск Свердловской железной дороги; Грузоотправитель – ЗАО «Профмет»; плательщик – ООО «ТрансСиб-Урал»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Вагон №58481177, скорость грузовая.

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО, расстояние 1 753 км, провозная плата 71 175 руб.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 15.07.2011; прибытие на станцию назначения – 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя и отметки перевозчика (л.д. 39).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 23 суток; нормативное время 6 суток (1 753 км ? 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 8 суток; 71 175 руб ? 9% ? просрочка 15 суток = 96 086 руб 25 коп на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации пени составляет 71 175 руб. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, прямое сообщение ЭЬ209760 по заявке №0019535111 погрузка назначена на 20.07.2011, срок доставки истекает 30.07.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Плесецкая Северной железной дороги; Грузоотправитель – ООО «КТА-МЕТ»; плательщик – ООО «Профтранс»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику; способ определения массы: на весах в движении ± 2%, масса определена: ЖД.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО; расстояние 2 324 км.

Сведения о вагоне 58495730, провозная плата 87 360 руб. Платежи внесены на станции отправления.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 20.07.2011; прибытие на станцию назначения – 05.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя.

Отметки перевозчика отсутствуют (л.д. 40).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 16 суток; нормативное время 8 суток (2 324 км ? 330 км) + 2 суток (пункт 5.1) = 10 суток; 87 360 руб ? 9% ? просрочка 5 суток = 39 312 руб. Ответчик возражений не завил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, прямое сообщение ЭЬ197596 по заявке №0019487194 погрузка назначена на 20.07.2011, срок доставки истекает 01.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Инта 2 Северной железной дороги; Грузоотправитель – ООО «Сфера»; плательщик – ОАО «Профтранс»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику; способ определения массы – динамическое измерение; срок доставки увеличивается на трое суток в соответствии с договором от 10.01.2011 №7р12-494/11.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО; расстояние 2 674 км.

Сведения о вагоне 68775527, провозная плата 95 841 руб. Платежи внесены на станции отправления.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 21.07.2011; прибытие на станцию назначения – 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Особые заявления и отметки отправителя: Взвешивание в пути следования на станции Печера по договору №7р12-494/11 от 10.01.2011 от 10.01.2011. Отметки перевозчика отсутствуют (л.д. 19).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 16 суток; нормативное время 9 суток (2 674 км ? 330 км) + 2 суток (пункт 5.1) + 1 сутки (пункт 5.11) = 12 суток; 95 841 руб ? 9% ? просрочка 4 суток = 34 502 руб 76 коп. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, прямое сообщение ЭЬ160412 по заявке №0019487194 погрузка назначена на 19.07.2011, срок доставки истекает 31.07.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Инта 2 Северной железной дороги; Грузоотправитель – ООО «Сфера»; плательщик – ЗАО «Профтранс»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику; способ определения массы: динамическое измерение; срок доставки увеличивается на трое суток на станции взвешивания Печера Северной железной дороги в соответствии с договором от 10.01.2011 №7р12-494/11. масса определена: отправителем.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО; расстояние 2 674 км.

Сведения о вагоне 52985470, провозная плата 95 841 руб. Платежи внесены на станции отправления.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 20.07.2011; прибытие на станцию назначения – 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Особые заявления и отметки отправителя: взвешивание в пути следования на станции Печера по договору №7р12-494/11 от 10.01.2011. Отметки перевозчика отсутствуют (л.д. 41).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 17 суток; нормативное время 9 суток (2 674 км ? 330 км) + 2 суток (пункт 5.1) = 11 суток; 95 841 руб ? 9% ? просрочка 6 суток = 51 754 руб 14 коп.

Ответчик заявил возражения (л.д. 61-63) считает, что договор №7р12-494/11 от 10.01.2011 и акт общей формы №5/244 от 26.07.2011 (л.д. 67-71) подтверждают взвешивание вагона на вагонных весах 50 кг ± 2% на станции Печора, в связи с отсутствием весов на станции отправления.

Согласно договору №7р12-494/11 от 10.01.2011 ОАО «РЖД» обязалось выполнить работы и оказать услуги, в том числе транспортно-экспедиционные, либо организовать выполнение работ на оказание услуг, в том числе транспортно-экспедиционные, связанные с перевозкой грузов. Порядок оказания услуг по взвешиванию груза в пути следования определён в приложении №5.

Взвешивание груза (лом чёрных металлов) в вагоне, погружённого на станции Инта 2 Северной железной дороги (станция погрузки) производится на вагонных весах, принадлежащих ОАО «РЖД» (вагонные весы)в пути следования в попутном направлении на станции Печера Северной железной дороги (станция взвешивания).

К перевозке принимается груз, масса которого предварительно определена на динамометрических весах пользователя (ООО «Сфера») прошедших государственную поверку.

Оформление перевозочных документов производится с указанием массы груза, определённой пользователем в соответствии с Технологией предварительного определения массы груза, разработанной пользователем, согласованной начальником станции погрузки и утверждённой начальником отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок.

В графе «Особые заявления и отметки отправителя» оборотной стороны накладной пользователем делается отметка о взвешивании груза в пути следования с указанием станции взвешивания и номера настоящего договора.

Под наименованием груза в графе накладной «Наименование груза» делается отметка «Срок доставки груза увеличивается на время задержки вагона на станции взвешивания Печора согласно договору №7р12-494/11 от 10.01.2011».

Акт общей формы ГУ-23, удостоверяющий факт, взвешивания груза, оформляется на станции взвешивания в четырёх экземплярах (1 прикладывается к перевозочным документам и следует на станцию назначения; 2 остаётся в делах станции взвешивания; 3 для пользователя; 4 для агентства фирменного транспортного обслуживания - АФТО) станции взвешивания.

В акте указывается вес груза, а также факты обнаружения перегруза вагона сверх грузоподъёмности вагона, время подачи вагона на дозировку, время его нахождения на дозировке и общее время задержки вагона на станции взвешивания.

Срок доставки груза увеличивается на всё время задержки вагона на станции взвешивания на основании акта общей формы, составленного станцией взвешивания. О составлении акта общей формы ОАО «РЖД» в графе «Отметки перевозчика» оборотной стороны накладной делается отметка (л.д. 68-71).

На станции взвешивания Печера Северной железной дороги 26.07.2011 составлен акт общей формы №5/244 (ГУ-23), вагон 52985470 по накладной ЭЬ160412 прошёл взвешивание на вагонных весах 50 кг ± 2% (л.д. 67).

Следовательно, по рассматриваемой перевозке из расчёта фактического времени в пути 17 суток; нормативного времени 9 суток (2 674 км ? 330 км) + 2 суток (пункт 5.1) + 1 сутки (пункт 5.11) = 12 суток; пени составляет 95 841 руб ? 9% ? просрочка 5 суток = 43 128 руб 45 коп. пени составляет

Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ357077 по заявке №19613218 погрузка назначена на 23.07.2011, срок доставки истекает 31.07.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Нижневартовск-1 Свердловской железной дороги; Грузоотправитель – ЗАО «Профмет»; плательщик – ЗАО «Профтранс»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Вагон №52792264, скорость грузовая.

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО, расстояние 1 753 км, провозная плата 71 749 руб.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 23.07.2011; прибытие на станцию назначения – 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя и отметки перевозчика (л.д. 42).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 15 суток; нормативное время 6 суток (1 753 км ? 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 8 суток; 71 749 руб ? 9% ? просрочка 7 суток = 45 201 руб 87 коп. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ357305 по заявке №19693625 погрузка назначена на 23.07.2011, срок доставки истекает 31.07.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Нижневартовск-1 Свердловской железной дороги; Грузоотправитель – ЗАО «Профмет»; плательщик – ООО «ТрансСиб-Урал»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Вагон №55037063, скорость грузовая.

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО, расстояние 1 753 км, провозная плата 70 883 руб.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 23.07.2011; прибытие на станцию назначения – 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя и отметки перевозчика (л.д. 43).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 15 суток; нормативное время 6 суток (1 753 км ? 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 8 суток; 70 883 руб ? 9% ? просрочка 7 суток = 44 656 руб 29 коп. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ357499 по заявке №19593625 погрузка назначена на 23.07.2011, срок доставки истекает 31.07.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Нижневартовск-1 Свердловской железной дороги; Грузоотправитель – ЗАО «Профмет»; плательщик – ООО «ТрансСиб-Урал»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Вагон №53552295, скорость грузовая.

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО, расстояние 1 753 км, провозная плата 71 175 руб.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 23.07.2011; прибытие на станцию назначения – 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя и отметки перевозчика (л.д. 44).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 15 суток; нормативное время 6 суток (1 753 км ? 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 8 суток; 71 175 руб ? 9% ? просрочка 7 суток = 44 840 руб 25 коп. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ374934 по заявке №19570922, срок доставки истекает 01.08.2011; перевозчик ОАО «РЖД»; станция отправления – Соликамск Свердловской железной дороги; Грузоотправитель – ООО «Профит-Втормет»; плательщик – ЗАО «Профтранс»; станция назначения – Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель – ОАО «ММК».

Вагон №52792082, скорость грузовая.

Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.

Тарифные отметки: вид отправки – ВО, расстояние 1 269 км, провозная плата 56 835 руб.

Календарные штемпеля: оформление приёма груза к перевозке - 24.07.2011; прибытие на станцию назначения – 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.

Имеются особые заявления и отметки отправителя (л.д. 445).

Согласно расчёту истца фактическое время в пути 13 суток; нормативное время 5 суток (1 269 км ? 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 7 суток; 56 835 руб ? 9% ? просрочка 5 суток = 30 690 руб 90 коп. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).

Истец в претензии №юр-40859 от 10.08.2011 сообщил ответчику, что в соответствии с приведённым расчётом начислены пени в размере 1 349 613 руб 78 коп за просрочку доставки груза, согласно приложенным к претензии железнодорожным накладными и потребовал в течение тридцати дней со дня получения претензии перечислить пени (л.д. 12, 13).

Ответчик в письме от 08.09.2011 №ЮУТЦФТОУК-2/4-546 ЕАСАПР-11/987 в ответ на претензию №юр-40859 об уплате пени за просрочку доставки грузов на сумму 1 349 613 руб 78 коп, сообщил истцу, что решение по данной претензии будет принято судебными органами в установленном порядке, в соответствии со статьёй 125 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (л.д. 14).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца 06.04.2012 с иском в арбитражный суд. Исковое заявление принято к производству 12.04.2012.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают в том числе: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составленной и выданной отправителю груза транспортной накладной.

На основании статьи 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Транспортная железнодорожная накладная и выданная на её основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приёме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

В силу статьи 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.

Согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик считается доставившим груз своевременно, если докажет, что просрочка доставки произошла вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузового багажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении (статья 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).

Согласно пункту 2 Правила №27 исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днём документального оформления приёма груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе «Календарные штемпеля», в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приёме груза в графе «Календарный штемпель перевозчика на станции отправления».

Дата истечения срока доставки груза указывается перевозчиком во всех листах накладной.

Нормативные сроки доставки грузов (срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учётом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.

Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные сутки. Расчётное время - московское.

Сроки доставки грузов, а также порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, определяются исходя из следующих норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки: при перевозке грузовой скоростью повагонных, контейнерных и мелких отправок в зависимости от расстояния перевозки от 600 км до 999 км норма суточного пробега 240 км; от 1 000 км до 1 999 км норма суточного пробега 310 км; от 2 000 км до 2 999 км норма суточного пробега 330 км (пункт 2.1).

На основании пункта 5 Правил №27 сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами, увеличиваются:

на двое суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (подпункт 5.1);

на сутки - в случае определения массы груза на вагонных весах перевозчика при их отсутствии у грузоотправителя. В этом случае при приеме груза в графе оригинала накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка следующего содержания: «Определение массы груза на вагонных весах _________ перевозчика»;

на сутки – при перевозке опасных грузов (подпункт 5.12).

В пункте 6.4 Правила №27 предусмотрено, что сроки доставки грузов увеличиваются на всё время задержки в случаях задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов.

Поскольку доказательства наличия оснований указанных в пункте 6.4 Правил №27 в материалы дела не представлены, отсутствуют основания для увеличения срока доставки груза по этим основаниям.

По представленным в материалы дела железнодорожным накладным ответчик допустил просрочку доставки грузов (л.д. 15-45).

На основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.

Следовательно, взысканию подлежат пени 31 752 руб + 30 204 руб + 32 266 руб 80 коп + 34 502 руб 76 коп + 9 850 руб 95 коп + 9 850 руб 95 коп + 9 850 руб 95 коп + 9 850 руб 95 коп + 18 894 руб 87 коп + 16 920 руб 18 коп + 531 руб 27 коп + 5 482 руб 62 коп + 10 854 руб 18 коп + 14 306 руб 76 коп + 10 559 руб 16 коп + 10 896 руб 48 коп + 16 056 руб 09 коп + 15 463 руб 17 коп + 8 479 руб 08 коп + 6 962 руб 85 коп + 5 075 руб 46 коп + 5 194 руб 08 коп + 4 477 руб 86 коп + 71 175 руб + 39 312 руб + 43 128 руб 45 коп + 45 201 руб 87 коп + 44 656 руб 29 коп + 44 840 руб 25 коп + 30 690 руб 90 коп = 637 288 руб 23 коп.

При указанных обстоятельствах истец обоснованно начислил пени на общую сумму 637 288 руб 23 коп (л.д. 82). Расчёт пени арбитражным судом проверен и признан арифметически выполненным верно.

В статье 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, закреплено, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

В соответствии со статьёй 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.

Согласно статье 123 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение сорока пяти дней. Указанные сроки предъявления претензий исчисляются в отношении: просрочки доставки груза, багажа, грузобагажа со дня выдачи груза, багажа, грузобагажа.

Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных настоящей статьёй сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

В силу статьи 124 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах её рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии.

На основании статьи 125 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее истечения срока, установленного статьёй 124 настоящего Устава, или, если получен ответ перевозчика на претензию, до истечения такого срока.

Указанные иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.

В рассматриваемом случае ответчик претензию истца от 10.08.2011 №юр-408591 необоснованно оставил без удовлетворения.

Истец за подачу иска в арбитражный суд платёжным поручением №9593 от 28.03.2012 уплатил государственную пошлину 16 080 руб 28 коп (л.д. 9). Исходя из цены иска 645 913 коп 92 коп, уплате подлежит государственная пошлина 15 918 руб 28 коп.

Указанные судебные расходы истца относятся на стороны пропорционально в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации истцу из федерального бюджета подлежит возврату государственная пошлина 162 руб.

Руководствуясь статьями 104, 110, 112, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

решил:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с ответчика, открытого акционерного общества «Российские железные дороги», в пользу истца, открытого акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат», пени 637 288 руб 23 коп, а также судебные расходы, связанные с уплатой истцом государственной пошлины за подачу иска в арбитражный суд 15 705 руб 70 коп.

В остальной части иска отказать.

Возвратить истцу, открытому акционерному обществу «Магнитогорский металлургический комбинат», из федерального бюджета государственную пошлину 162 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объёме), апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья А.Г. Воронин

Информацию о времени, месте и результате рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru; Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru.