ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-6354/13 от 10.09.2013 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Челябинск Дело № А76-_6354/2013

13 сентября 2013г.

Резолютивная часть объявлена 10 сентября 2013 г.

Решение изготовлено в полном объеме 13 сентября 2013 г.

Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Белого А.В.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Чернышевой Ю.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ИП ФИО1 г. Копейск

к МР ИФНС России № 10 по Челябинской области

о признании недействительным решения налогового органа

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 –доверенность от 24.12.2012 74АА 1078620, паспорт

от ответчика: ФИО3 – доверенность от №05-17/02973 от 10.04.2013 (удостоверение)

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России №10 по Челябинской области и к УФНС по Челябинской области (далее – ответчики) о признании недействительным решения №41 от 27.12.2012 и решения №16-07/000431 от 20.02.2013.

Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ИП ФИО1 по вопросам соблюдения правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов, в том числе по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за период с 01.01.2009 года по 31.12.2011 года, НДС за период с 01.01.2009 года по 31.12.2011 года, НДФЛ за период с 01.01.2009 гота по 31.12.2011, ЕСН за период с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года, ЕНВД за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.

Выявленные нарушения отражены в акте от 03.12.2012 № 42 выездной налоговой проверки, экземпляр которого одновременно с уведомлением о вызове налогоплательщика вручены 03.12.2012 заявителю лично, о чем свидетельствует его подпись в указанных документах (л.д. 12 т.1).

По акту от 03.12.2012 № 42 выездной налоговой проверки 19.12.2012 (входящий номер 13672) представлены в налоговый орган письменные возражения б/н от 18.12.2012.

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, с учетом письменных возражений налогоплательщика, в присутствии уполномоченного представителя заявителя ФИО2, действующей по нотариально удостоверенной доверенности от 24.12.2012 года серии 74 АА № 1078620, заместителем начальника Инспекции вынесено решение от 27.12.2012 №41 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 50 т.1).

Решением УФНС России по Челябинской области №16-07/000431 от 20.02.2013 решением налогового органа от 27.12.2012 №41 изменено в части(л.д. 74 т.1).

На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными действий заинтересованного лица необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых действий нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя требования, изложенные в заявлении поддерживал в полном объеме. Пояснил, что 16.10.2007 г. представил в ИФНС России по г. Копейску заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения являлись доходы, налоговые декларации по УСН своевременно представлял, а также оплачивал налог. Представитель заявителя считает, что налоговый орган необоснованно перевел индивидуального предпринимателя на общий режим налогообложения, тем самым доначислив НДС, НДФЛ, ЕСН, ЕНВД, хотя от уплаты данных налогов ФИО1 освобожден. Кроме того, представитель индивидуального предпринимателя ссылался на смягчающие обстоятельства и просил снизить размер штрафных санкций.

Представитель налогового органа с доводами представителя индивидуального предпринимателя не согласен, ссылался на доводы, изложенные в отзыве. Пояснил, что по информации, содержащейся в ЕГРИП, основным видом экономической деятельности, заявленным налогоплательщиком при регистрации, является распиловка и строгание древесины, пропитка древесины (код ОКВЭД 20.1). Помимо этого, в качестве дополнительных видов деятельности ИП ФИО1 выбраны распиловка и строгание древесины, пропитка древесины (код ОКВЭД 20.10), производство деревянных строительных конструкций и столярных изделий (код ОКВЭД 20.30.1), деятельность автомобильного грузового транспорта (код ОКВЭД 60.24).

Представитель Инспекцией пояснил, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения направлялось заявителем в инспекцию в 2009году. Доказательства, подтверждающие факт представления указанного заявления в налоговый орган, заявителем к жалобе не приложены. Соответственно, при таких обстоятельствах, в период с 01.01.2009 года по 31.12.2011 года ИП ФИО1 не вправе был применять упрощенную систему налогообложения, поскольку плательщиком единого налога по УСН не являлся. В случае перехода на УСН с 16.10.2007 и применения указанной системы налогообложения до 31.12.2011 (дата окончания проверяемого периода) ИП ФИО1 следовало представить в налоговый орган налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за следующие налоговые (отчетные) периоды: 2007 год, первый квартал 2007 года, полугодие 2007 года, девять месяцев 2007 года, 2008 год, первый квартал 2008 года, полугодие 2008 года, девять месяцев 2008 года, 2009 год, 2010 год, 2011 год. Заявителем представлены копии первичных налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2009- 2010 годы (получены Инспекцией 12.01.2010 года и 27.01.2011 года, соответственно) с отражением фактически осуществляемого вида деятельности по коду ОКВЭД 20Л0 «Распиловка и строгание древесины, пропитка древесины» и сумм налога, подлежащих уплате за налоговые периоды, в   размерах 1132 руб. и 10692 руб., соответственно. По информации, содержащейся в инспекции, налоговые декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2007 год, первый квартал 2007 года, полугодие 2007 года, девять месяцев 2007 года, 2008 год, первый квартал 2008 года, полугодие 2008 года, девять месяцев 2008 года я 2011 год на дату вынесения оспариваемого решения ИП ФИО1 в налоговый орган представлены не были. Заявителем 04.02.2033 года представлены в Инспекцию корректирующие налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2009 - 2010 годы с суммой налога, подлежащей уплате за указанные налоговые периоды, в размере 0 руб., а также первичная налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2011 год с суммой налога, подлежащей уплате в размере 0 руб. То есть, тем самым, ИП ФИО4.  подтверждено отсутствие предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения в периоде, охваченном выездной налоговой проверкой.

Фактическое представление ИП ФИО1 в налоговый орган первичных налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2009, 2010 годы не свидетельствует об обоснованности их представления, а также о заявлении ИП ФИО1 о переходе на упрощенную систему налогообложения в порядке, предусмотренном главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

Представитель налогового органа ссылался, что согласно материалам выездной проверки в проверяемом периоде заявителем фактически применялась система налогообложения в виде ЕНВД, о чем свидетельствует факт ежеквартального представления им в Инспекцию налоговых деклараций по ЕНВД с отражением фактически осуществляемого вида деятельности по коду ОКВЭД 20.10 «Распиловка и строгание древесины, пропитка древесины», начиная с 4 квартала 2007 года по 4 квартал 2012 года включительно.

Таким образом, по мнению инспекции, доходы, полученные ИП ФИО1 в проверяемом периоде от производства столярных изделий и деталей, деревянных строительных конструкций по заказам юридических лиц и населения, от производства мебели по заказам юридических лиц, а также от реализация пиломатериалов юридическим лицам за безналичный расчет я населению в розницу через объект стационарной торговой сета подлежат налогообложению в рамках общеустановленной системы налогообложения.

Кроме того, представитель налогового органа пояснил, что в 2010-2011 годах индивидуальный предприниматель вел журнал выставленных счетов - фактур, фактически признавая себя плательщиком НДС.

27.11.2012 в инспекцию представлены заявления с просьбой о предоставлении профессионального вычета но НДФЛ в размере 20% за 2009 — 2010 года, и о предоставлении стандартного вычета по НДФЛ за 2009-2010 года. Указанные заявления датированы 26.11.2012 года, т.е. составлены и представлены в инспекцию до завершения ВНП. Выездная налоговая проверка окончена 28.11.2012 о чем свидетельствует Справка № 43 от 28.11.2012 о проведенной выездной налоговой проверки.

Представитель налогового органа ссылался, что операции по реализации изготовленных ИП ФИО1 в проверяемом периоде столярных изделий и деталей, деревянных строительных конструкций, мебели, а также пиломатериалов юридическим лицам за безналичный расчет основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ являются объектом налогообложения по НДС.

На основании выписки о движении денежных средств заявителя по расчетному счету Копейском филиале ОАО «Челиндбанк» за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 документов, полученных у контрагентов заявителя в рамках статьи 93.1 НК РФ (Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 1», МДОУ ДС №53, Копейское областное государственное унитарное предприятие по ремонту я содержанию автомобильных дорог, ЗАО ТК «Химнром», ОАО «Завод «ПЛАСТМАСС», МЛПУЗ «Городская больница № 1»), первичных документов, представленных заявителем к проверке (журналы учета
 выставленных счетов - фактур за 2009 - 2011 годы, выставленные счета - фактуры за 2009 - 2011 годы, полученные счета - фактуры за 4 квартал 2010 года, 3 - 4 кварталы 2011 года). Инспекцией установлено, что в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 146, пункта 1 статьи 154, пункта 1 статьи 168 НК РФ заявителем не был исчислен и уплачен в бюджет НДС с вышеназванных операций за 4 квартал 2009 года в сумме 3396 руб., за 4 квартал 2010 года в сумме 657 руб., за 3 квартал 2011 года в сумме 32097 руб., за 4 квартал 2011 года в сумме 22392 руб.

При таких обстоятельствах, доначисление ИП ФИО1 по результатам выездной налоговой проверки НДС за 4 квартал 2009 года, 4 квартал 2010 года, 3-4 кварталы 2011 года в общей сумме 58542 руб., пени по НДС в сумме 6439,73 руб., штрафов по пункту 1 статьи 122 НК РФ (с учетом пункта 4 статьи 112, пункта 3 статьи 114 НК РФ) за неуплату НДС за 4 квартал 2009 года, 4 квартал 2010 года, 3-4 кварталы 2011 года в результате неправомерных действий (бездействия) в общем размере 5854,20 руб., штрафов по статье 119 НК РФ (с учетом пункта 4 статьи 112, пункта 3 статьи 114 НК РФ) за непредставление в установленный НК РФ срок налоговых деклараций по НДС за 4 квартал 2009 года, 1-4 кварталы 2010 года, 1-4 кварталы 2011 года в общем размере 10682,30 руб., по мнению налогового органа, является правомерным.

Доход от реализации изготовленных ИП ФИО1 в проверяемом периоде столярных изделий и деталей, деревянных строительных конструкций, мебели юридическим! лицам за безналичный расчет, а также доход от реализации пиломатериалов юридическим лицам и населению на основании статьи 209 и пункта 2 статьи 236 НК РФ является объектом налогообложения по НДФЛ и ЕСН.

Учет доходов, расходов и хозяйственных операций в соответствии с предусмотренным порядком учета доходов и расходов за 2009 — 2010 годы заявителем не велся, к проверке представлены только книга учета доходов, расходов и хозяйственных операций за 2011 год, а также книга учета доходов по ЕНВД за 2009 - 2011 годы.

Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки сделан вывод, что в нарушение статьи 209, пункта 3 статьи 210, пункта 2 статьи 236 НК РФ доходы от реализации изготовленных ИЛ ФИО1 в проверяемом периоде столярных изделий и деталей, деревянных строительных конструкций, мебели юридическим лицам за безналичный расчет, а также реализации пиломатериалов юридическим лицам в целях исчисления налоговой базы по НДФЛ и ЕСН налогоплательщиком не учтены.

По мнению представителя налогового органа, оснований для снижения штрафных санкций нет.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает, что требования подлежат частичному удовлетворению:

Согласно материалам налоговой проверки и представленных материалов дела, ИП ФИО1 в проверяемом периоде осуществлял производство столярных изделий и деталей, деревянных строительных конструкций по заказам юридических лиц и населения, производство мебели по заказам юридических лиц, а также реализацию пиломатериалов юридическим лицам за безналичный расчет и населению в розницу через отдел «Пиломатериал», находящийся на территории ОАО «Городской рынок» по адресу: <...>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 ПК РФ упрошенная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрошенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 26.2 УСН.

В силу пункта 5 статьи. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрошенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ. Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения регламентированы статьей 346.13 НКРФ.

В частности, согласно пункту 2 статьи 346.13 НК РФ (в редакции Федерального закона от 17.05.2007 № 85-ФЗ) вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 НК РФ. В этом случае индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки его на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систем) налогообложения, на основании пункта 1 статьи 346.13 НК РФ (в редакции Федерального закона от 17.05.2007 № 85-ФЗ) подают заявление в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения.

В материалы дела индивидуальным предпринимателем не представлены документы, подтверждающие, что в установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ сроки было подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в Инспекцию.

Из положений пунктов 1 и 2 статьи 346.19 НК РФ следует, что налоговым периодом по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Федеральным законом Российской Федерации от 22.07.2008 №155-ФЗ абзац 2 п. 2 ст. 346.23 НК РФ признан утратившим силу с 01.01.2009.

В случае перехода на УСН с 16.10.2007 и применения УСН до 31.12.2011 ИП ФИО1 должен был представить в налоговый орган налоговые декларации по УСН за следующие налоговые (отчетные) периоды: 2007 год, первый квартал 2007 года, полугодие 2007 года, девять месяцев 2007 года, 2008 год, первый квартал 2008 года, полугодие 2008 года, девять месяцев 2008 года, 2009 год, 2010 год, 2011 год.

Заявителем с жалобой представлены в Управление копии первичных налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2009 - 2010 годы (получены Инспекцией 12.01.2010, 27.01.2011, соответственно) с отражением фактически осуществляемого вида деятельности по коду ОКВЭД 20.10 «Распиловка и строгание древесины, пропитка древесины» и сумм налога, подлежащих уплате за налоговые периоды, в размерах 1132 руб. и 10692 руб., соответственно.

По информации, содержащейся в программно - техническом комплексе ЭОД, налоговые декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2007 год, первый квартал 2007 года, полугодие 2007 года, девять месяцев 2007 года, 2008 год, первый квартал 2008 года, полугодие 2008 года, девять месяцев 2008 года и 2011 год на дату вынесения оспариваемого решения ИП ФИО1 в налоговый орган представлены не были.

Декларации за 2009, 2011 гг. представлены налогоплательщиком 25.12.2012, за два дня до вынесения решения. Впоследствии декларации по УСН с нулевыми показателями были представлены в налоговый орган в апреле 2013 года.

Судом также установлено, что налогоплательщик с момента государственной регистрации не уплачивал налог по УСН (за исключением 2008года) за все налоговые периоды.

ЕНВД

Согласно материалам дела в проверяемом периоде заявителем фактически применялась система налогообложения в виде ЕНВД, о чем свидетельствует факт ежеквартального представления им в Инспекцию налоговых деклараций по ЕНВД с отражением фактически осуществляемого вида деятельности по коду ОКВЭД 20.10 «Распиловка и строгание древесины, пропитка древесины», начиная с 4 квартала 2007 года по 4 квартал 2012 года включительно.

Таким образом, доходы, полученные ИП ФИО1 в проверяемом периоде от производства столярных изделий и деталей, деревянных строительных конструкций по заказам юридических лип и населения, от производства мебели по заказам юридических лиц, а также от реализации пиломатериалов юридическим лицам за безналичный расчет и населению в розницу через объект стационарной торговой сети подлежат налогообложению в рамках общеустановленной системы налогообложения.

Пунктом 1 статьи 346.26 НК РФ предусмотрено, что система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из положений подпункта 1 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ следует, что система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

Понятие бытовых услуг для целей главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ дано в статье 346.27 НК РФ. В частности, бытовые услуги - это платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (далее- ОКУН), к бытовым услугам населению, в частности, относятся: прочие услуги, оказываемые при ремонте и строительстве жилья и других построек, в том числе изготовление столярных строительных деталей и изделий (код подгруппы 016305).

Таким образом, деятельность ИП ФИО1 по оказанию бытовых услуг населению, а именно: производство столярных изделий и деталей, деревянных строительных конструкции по заказам населения на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 346.26 ПК РФ подлежит переводу на уплату ЕНВД.

В свою очередь, система налогообложения в виде ЕНВД в отношении оказания бытовых услуг юридическим лицам в силу положений статьи 346.26 ПК РФ и статьи 346.27 НК РФ не применяется, следовательно, доходы, полученные заявителем от производства столярных изделий и деталей, деревянных строительных конструкций, мебели по заказам юридических лиц подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

С учетом положений подпунктов 6 и 7 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ, система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

На основании статьи 346.27 НК РФ розничная торговля - это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6 - 10 пункта 1 статьи 181 НК РФ.

Из Определения Конституционного Суда РФ от 11.05.2012 № 655-0 следует, что статьей 346.27 НК РФ определено понятие розничной торговли применительно к системе налогообложения в виде ЕНВД. При этом розничная реализация продукции собственного производства является одним из способов извлечения доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовой продукции, т.e. реализация производителем своего товара - это не отдельный вид торговой деятельности, а часть производственной деятельности, подлежащей налогообложению в общем порядке.

Реализация ИП ФИО1 пиломатериалов населению в розницу через отдел «Пиломатериал» на территории ОАО «Городской рынок» по адресу: <...>. не является розничной торговлей, подлежащей переводу на ЕНВД, на основании статьи 346.27 НК РФ, следовательно, доходы, полученные заявителем от реализации пиломатериалов населению, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Кроме того, не подлежит переводу на ЕНВД деятельность ИП ФИО1 по реализации пиломатериалов юридическим лицам в безналичном порядке, поскольку указанная деятельность в статье 346.26 НК РФ не поименована. Соответственно, доходы, полученные налогоплательщиком от указанной предпринимательской деятельности, облагаются в рамках общей системы налогообложения.

НДС

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Согласно пункту 2 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы по НДС выручка от реализация товаре работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, получениях им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Пунктом 1 статьи 167 НК РФ предусмотрено, что в целях главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3. 7 - 11, 13 - 15 статьи 167 НК РФ. является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав,

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

На основании пункта 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС. исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ. на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

При этом, на основании пункта 2   статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ. услуг) на территории РФ, в отношении:

- товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 «Haлог на добавленную стоимость» НК РФ. за исключением товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;

- товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, так как счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению (пункты 1 и 2 статьи 169 НК РФ). Вычеты сумм НДС, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), производятся на основании счетов-фактур, зарегистрированных в установленном порядке в книге покупок у покупателя, после принятия на учет этих товаров (работ, услуг).

Принимая во внимание ранее изложенное, операции по реализации изготовленных ИП ФИО1 в проверяемом периоде столярных изделий и деталей, деревянных строительных конструкций, мебели, а также пиломатериалов юридическим лицам за безналичный расчет на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ являются объектом налогообложения по НДС.

На основании выписки о движении денежных средств заявителя по расчетному счету в Копейском филиале ОАО «Челиндбанк» за период с 01.01.2009 года по 31.12.2011 года, документов, полученных у контрагентов заявителя в рамках статьи 93.1 НК РФ (Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 1». МДОУ ДС № 53, Копейское областное государственное унитарное предприятие по ремонту и содержанию автомобильных дорог, ЗАО ТК «Химпром», ОАО «Завод «ПЛАСТМАСС». МЛПУЗ «Городская больница № 1»), первичных документов, представленных заявителем к проверке (журналы учета выставленных счетов - фактур за 2009 - 2011 годы, выставленные счета - фактуры за 2009 - 2011 гиды, полученные счета - фактуры за 4 квартал 2010 года, 3-4 кварталы 2011 года), Инспекцией установлено, что в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 146, пункта 1 статьи 154. пункта 1 статьи 168 НК РФ заявителем не был исчислен и уплачен в бюджет НДС с вышеназванных операций за 4 квартал 2009 года в сумме 3396 руб., за 4 квартал 2010 года в сумме 657 руб., за 3 квартал 2011 года в сумме 32097 руб., за 4 квартал 2011 года в сумме 22392 руб.

При рассмотрении материалов по жалобе Управлением сделан вывод, что копии спорных счетов - фактур от 17.11.2010 № 8981, от 29.11.2010 № 2667. от 06.12.2010 №2710. от 10.12.2010 №9362. от 17.12.2010 № 2796, от 23.12.2010 № 8320 нот 30.12.2010 № 9678 на общую сумму 160550 руб., в том числе НДС - 28899 руб.. подтверждающих факт приобретения заявителем у ООО «Лессервис» товара (доска 50 н о сухая), используемого им в процессе производства, были учтены налоговым органом при вынесении оспариваемого решения и на основании данных счетов - фактур заявителю по результатам рассмотрения письменных возражений по акту oт 03.12.2012 № 42 выездной налоговой проверки Инспекцией дополнительно были предоставлены налоговые вычеты по НДС за 4 квартал 2010 года в сумме 28899 руб., вследствие чего, недоимка по НДС за указанный налоговый период фактически составила 657 руб. (29556 руб. - 28899 руб.).

В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Пунктом 1 статьи 122 НК РФ предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Инспекцией в ходе проверки сделан вывод, что неуплата НДС за 4 квартал 2009 года, 4 квартал 2010 года, 3 - 4 кварталы 2011 года в общей сумме 58542 руб. совершена заявителем в результате неправомерных действий (бездействия), следовательно, привлечение его к налоговой ответственности в соответствии о пунктом 1 статьи 122 НК РФ является обоснованным.

Согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

Статьей 163 НК РФ предусмотрено, что налоговый период по НДС устанавливается как квартал.

Соответственно, срок представления налоговых деклараций по НДС: за 4 квартал 2009 года - не позднее 20.01.2010 года, за 1 квартал 2010 года - не позднее 20.04.2010 года, за 2 квартал 2010 года - не позднее 20.07.2010 года, за 3 квартал 2010 года – не позднее 20.10.2010 года, за 4 квартал 2010 года - не позднее 20.01.2011 гола, за   квартал 2011 года - не позднее 20.04.2011 года, за 2 квартал 2011 года - не позднее 20.07.2011 года, за 3 квартал 2011 года - не позднее 20.10.2011 года, за 4квартал 2011 года – не позднее 20.01.2012 года.

В частности, статьей 119 НК РФ предусмотрено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб.

Согласно пункту 13 статьи 10 Закона № 229-ФЗ в случаях, если часть первая НК РФ (в редакции Закона № 229-ФЗ) устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах, чем было установлено до дня вступления в силу Закона № 229-ФЗ, то за соответствующее правонарушение, совершенное до дня вступления в силу указанного Федерального закона, применяется ответственность, установленная частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 229-ФЗ).

Материалами дела подтверждается, что налоговые декларации по НДС за 4 квартал 2009 года, 1 - 4 кварталы 2010 года, 1 - 4 кварталы 2011 года заявителем в налоговый орган не представлены, следовательно, привлечение его к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ является обоснованным.

Доначисление ИП ФИО1 по результатам выездной налоговой проверки НДС за 4 квартал 2009 года. 4 квартал 2010 года, 3-4 кварталы 2011 года в общей сумме 58542 руб., пени по НДС: в сумме 6439,73 руб., штрафов по пункту 1 статьи 122 НК РФ (с учетом пункта 4 статьи 112, пункта 3 статьи 114 НК РФ) за неуплату НДС за 4 квартал 2009 года, 4 квартал 2010 года, 3-4 кварталы 2011 года в результате неправомерных действий (бездействия) в общем размере 5854,20 руб., штрафов по статье 119 НК РФ (с учетом пункта 4 статьи 112. пункта 3 статьи 114 НК РФ) за непредставление в установленный НК РФ срок налоговых деклараций по НДС за 4 квартал 2009 года. 1 - 4 кварталы 2010 года, 1 - 4 кварталы 2011 года в общем размере 10682.30 руб. является правомерным.

На основании пункта 5 статьи 229 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 229 НК РФ, в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДФЛ в сроки, установленные статьей 229 НK РФ.

В частности, пунктом 1 статьи 229 НК РФ установлено, что налоговая декларация по НДФЛ представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу статьи 216 НК РФ налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.

Соответственно, с учетом пункта 7 статьи 6.1 НК РФ срок представления налоговой декларации по НДФЛ за 2009 год - не позднее 30.04.2010 года, за 2010 год не позднее 03.05.2011 года, за 2011 год не позднее 02.05.2012 года.

В соответствии с пунктом 7 статьи 244 НК РФ налоговая декларация по ЕСН по итогам налогового периода представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании статьи 240 НК РФ налоговым периодом по ЕСН признается календарный год.

Следовательно, срок представления налоговой декларации по ЕСН за 2009 год - не позднее 30.04.2010 года.

Материалами дела подтверждается, что налоговые декларации по НДФЛ за 2009 -2011 годы, а также налоговая декларация по ЕСН за 2009 гол заявителем в налоговый орган не представлены.

На основании вышеизложенного, решение МИФНС России №10 по Челябинской области №41 от 27.12.2012 в части уплаты пени в сумме 6 439,73 руб., недоимки по НДС – 58 542 руб., является обоснованным.

Ходатайство индивидуального предпринимателя о смягчении ответственности было рассмотрено налоговым органом при вынесении решения №41 от 27.12.2012 и, с учетом нахождения на иждивении двух несовершеннолетних детей, наличия кредитов, сумма штрафа снижена в 2 раза.

Согласно ходатайства, представленного суду, ИП ФИО1 просил об уменьшении суммы штрафа на основании п. 3 ст. 114 НК РФ до 50 руб.

При этом заявитель, в частности, ссылается на наличие на иждивении двух несовершеннолетних детей и супруги, которая находиться в декретном отпуске, на наличие кредитных обязательств на общую сумму 1 598 000 руб., сумма штрафа для семейного бюджета индивидуального предпринимателя является значительной суммой.

Возражая против заявленных требований налоговый орган указывает, что смягчающие обстоятельства при вынесении решения уже были учтены и нет оснований для повторного снижения штрафа.

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность (ст. 106, п. 1 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговый кодекс Российской Федерации в ст. 111 содержит открытый перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, при наличии которых лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, указаны в статье 112 Кодекса, перечень которых также является открытым (подп. 3 п. 1) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.01.2009 N 146-О-О).

В соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или государственным органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения, следовательно, установление смягчающих ответственность обстоятельств - не только право, но и обязанность суда или налогового органа, рассматривающего дело.

Согласно ч. 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В качестве смягчающих налоговую ответственность обстоятельств, признаются, в частности, следующие обстоятельства: несоразмерность налоговой санкции характеру совершенного налогового правонарушения и (или) его вредным последствиям. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. N 14-П указано, что меры взыскания должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния; совершение налогового правонарушения впервые; статус налогоплательщика, характер его деятельности.

Поскольку перечень смягчающих обстоятельств, предусмотренный п. 1 ст. 112 НК РФ, не является исчерпывающим, суд вправе признать в качестве смягчающих и иные обстоятельства.

Из приведенных положений следует, что уменьшение штрафа допускается по усмотрению суда, рассматривающего дело, и в том случае, если смягчающие обстоятельства не были учтены (установлены) государственным органом при вынесении решения по итогам проверки, при этом суд, как правоприменитель, вправе признать и иные смягчающие обстоятельства, не перечисленные в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Исходя из принципа справедливости и соразмерности наказания, учитывая, что на иждивении индивидуального предпринимателя есть двое несовершеннолетних детей и супруги, находящейся в декретном отпуске, наличие кредитной задолженности, суд считает возможным снизить размер налоговых санкций, подлежащих взысканию с заявителя по решению МИФНС России №10 по Челябинской области от 27.12.2012 №41 в 10 раз до 1 853,60 руб.

Расходы по государственной пошлине, уплаченной истцом при предъявлении иска, подлежат отнесению на ответчика в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.102 АПК РФ заявителем при подаче заявления уплачена госпошлина в сумме 200 руб. по чек – ордеру от 04.04.2013 (л.д 8 т.1)

Согласно п.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Как указано в Постановлении ВАС РФ от 13.11.2008г. № 7959/08 в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

На основании изложенного, заявителю возмещается госпошлина, в размере 200 руб. 00 коп. за счёт ответчика.

Руководствуясь ст.ст.110, 167, 168, п.2 ст.176, ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить частично.

Признать недействительным решение № 41 от 27.12.2012г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное МР ИФНС России № 10 по Челябинской области, в части предложения уплатить штраф в размере 16682руб.90коп., как несоответствующее Налоговому законодательству.

Взыскать с МР ИФНС России № 10 по Челябинской области в пользу ИП ФИО1 (ОГРНИП <***>) судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru

Судья Белый А.В.