Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
20 августа 2007г. Дело №А76-6513/2007-35-216/43-447
Судья Арбитражного суда Челябинской области Е.А.Грошенко
При ведении протокола судебного помощником ФИО1
Рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению
ЗАО «Южуралзолото», г. Пласт
к Межрайонной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Челябинской области, г. Магнитогорск,
о признании недействительным решение № 31/188 от 04.05.200г..
при участии в заседании:
от истца : ФИО2 – представитель по доверенности от 24.05.2007 г. , паспорт <...>;
от ответчика : ФИО3- специалист 1 разряда ЮРО, по доверенности от 17.10.2006.№ 04-50-81, паспорт <...>,
ФИО4- стар. гос. налог. инспектор, по доверенности от 03.04.2007 г. № 04-50-16, паспорт <...>.
Рассмотрение дела по существу назначено протокольным определением от 20.08.2007г.
Закрытое акционерное общество «Южуралзолото» (далее ЗАО «Южуралзолото») г. Пласт обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решение Межрайонной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Челябинской области № 31/188 от 04.05.2007г. о предложении уплатить недоимку по НДПИ за август 2006 г. в сумме 736 730 рублей.
В качестве оснований исковых требований заявителем указано на нарушение со стороны налогового органа положений ст. ст. 336, 339, 342 НК РФ, неправильного определения понятия «оборотная вода» как элемента отходов горнодобывающих (перерабатывающих) производств.
Налоговый орган заявленные требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве от 06.07.2007 г. № 04-53-41 (л.д. 122-124), со ссылкой на ст.ст. 336, п. 7 ст. 339, 342 НК РФ, письмо Минфина РФ и ФНС России от 23.06.2006 г. № 21-2-04/3, мотивируя свои доводы тем, что НДПИ на полезные ископаемые (золото, серебро) добытые с оборотной воды облагаются по общей ставке и не попадают под действие п. 1 ст. 342 НК РФ (ставка налога 0 %).
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Челябинской области провела камеральную налоговую проверку ЗАО «Южуралзолото» корректирующей налоговой декларации по уплате НДПИ за август 2006 г.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт проверки № 15 от 29.03.2007 г. (л.д. 16-19).
На основании материалов камеральной налоговой проверки налоговым органом было вынесено решение от 04.05.2007 г. № 31 188 (л.д.9-13), в котором ЗАО «Южуралзолото» предложено уплатить в бюджет НДПИ за май в сумме 736 730 рублей.
Решением налогового органа установлено следующее.
Заявителем в налоговой декларации (корректирующей л.д. 98-105) по НДПИ за август 2006 г. в р. 2.1. « Количество добытого полезного ископаемого, облагаемого по ставке 0 % при добыче полезных ископаемых» в строке 070 по коду 1040 (при разработке некондиционных запасов), отразил в общем количестве добытых полезных ископаемых из разубоживающей массы и количество полезных ископаемых из оборотной воды.
Количество полученного полезного ископаемого из оборотной воды, определено налоговым органом на основании справок о переработке руды на ЗИФ за август 2006 г. (л.д. 21) и по справке о переработке руды на ФЗЦО за август 2006 г. (л.д. 22).
Данные документы в решении налогового органа положены в основу при определении количества добытого полезного ископаемого из оборотной воды (л.д. 21).
Согласно поданной корректирующей декларации по НДПИ за август 2006 г. общая сумма к уплате налога составила 7 842 353 руб. (л.д.99), при расчете налога заявителем по налоговой ставке 0% был рассчитан налог по полезному ископаемому, добытому из оборотной воды, поскольку, по мнению налогового органа, полезное ископаемое, добытое из оборотной воды, не может облагается ставкой 0%, то у налогоплательщика возникла недоимка по данному налогу за август 2006 г. в сумме 736 730 руб.
Акт камеральной налоговой проверки, решение от 04.05.2007 г. № 31/188 не содержат указаний и выводов о том, что оборотная вода не является отходом горнодобывающего производства, не содержат сведений об ином количестве добытого полезного ископаемого, чем представлено заявителем в справках.
В соответствии с положениями ст. 101 НК РФ заявителем в налоговый орган был представлен протокол разногласий от 13.04.2007 г. № 104 (л.д.14-15).
ЗАО «Южуралзолото» с решением налогового органа не согласилось, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании решения налогового органа № 31/188 от 04.05.2007г. недействительным.
В качестве доказательств о правомерности применения налоговой ставки 0 % по НДПИ на добытое золото и серебро из оборотной воды, как из отхода горнодобывающего и связанного с ним производства заявителем представлены следующие документы:
- письмо Управления Ростехнадзора по Челябинской области № 11-3340 от 29.09.2006 г.
-справка о переработке руды на ЗИФ и извлечение драгоценных металлов из оборотной воды (л.д. 21).
- схемы переработки руды на ЗИФ и извлечения драгоценных металлов из оборотной воды
- письмом Федеральной службы по экологическому надзору (Ростехнадзор) по Челябинской областиот 08.09.2006 г. № 1014 (л.д. 97)
Судом установлено:
ЗАО «Южуралзолото», расположенное в г. Пласт, специализируется на добыче, переработке и реализации рудного золота, то есть занимается добычей и переработкой золотых руд Кочкарского и Светлинского месторождений соответственно подземным и открытым способами на основании лицензий на пользование недрами ЧЕЛ 00483 БЭ и ЧЕЛ 00482 БЭ (срок действия до 28.02.2013г.). При этом Кочкарское месторождение отрабатывается по отдельным лицензиям двумя недропользователями: ЗАО «Южуралзолото» и ЗАО «УЗК Восточная».
ЗАО «Южуралзолото» имеет также лицензии на право пользования недрами ЧЕЛ 01645 БЭ (срок действия до 01.12.2021г.), на добычу рудного золота на месторождении Южный Куросан (на территории Верхнеуральского района Челябинской области в 36 км. Северо-восточнее г. Верхнеуральска) и ЧЕЛ 01644 БЭ БЭ (срок действия до 13.12.2014г.) на добычу рудного золота на месторождении Южный Куросан.
Подземные горные работы на Центральном рудном поле Кочкарского месторождения ведутся шахтой «Центральная». Добытая руда перерабатывается на фабрике законченного цикла обработки (ФЗЦО).
Карьером «Светлинский» разрабатывается Светлинское месторождение, которое расположено в 30 км к западу от города Пласт. Переработка руды осуществляется на золотоизвлекательной фабрике (ЗИФ) и опытно-промышленной установке кучного выщелачивания.
Протоколами совещания при заместителе руководителя Федерального агентства по недропользованию ФИО5 (от 25.09.2006 г. № ВБ-04-18/596-пр; № ВБ – 04-18/598-пр; от 24.08.2006г. № 18/538-пр) часть запасов Кочкарского, Западный Куросан, Светлинского месторождений отнесены к некондиционным и утверждены нормативы содержания золота во вмещающих (разубоживающих) породах на период действия утвержденных кондиций. Объемы добычи в 2006 г. из разубоживающих пород и из некондиционных запасов подтверждены данными геолого-маркшейдерской документации и в соответствии с требованиями п.13 «Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых» отделом охраны недр согласованы.
Добыча золота из оборотной воды жидкой фазы отвальных хвостов является добычей из отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производства. В соответствии с требованиями п.5 «Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности» и ст.339 НК РФ недропользователь обязан самостоятельно вести учет добычи драгоценных металлов на всех стадиях, в том числе и из отходов. В соответствии с требованиями ст.342 НК РФ при добыче из отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производств налогообложение производится по налоговой ставке 0 %.
Данные выводы отражены в письме Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области от 29.09.2006г. № 11-3340.
Согласно справкам ЗАО «Южуралзолото» о переработке руды, технологических потерях и добыче из отходов за август 2006 г., добыча золота и серебра не превышает установленные нормативы МПР
В пояснениях, составленных главным геологом ЗАО «Южуралзолото» указано, что процесс извлечения драгоценных металлов из оборотной воды производится из отходов горнодобывающего производства с помощью применения дополнительных технологий.
Исходя из прямого толкования нормы пп.5 п.1 ст.342 НК РФ при добыче полезных ископаемых из отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, налоговая база определяется по ставке 0 %.
Согласно п.1 ст.337 НК РФ, полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 337 НК РФ видами добытого полезного ископаемого являются концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы, получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных) россыпных и техногенных месторождений.
Частью 4 ст.339 НК РФ установлено, что при извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
Исходя из изложенного предприятием правомерно применена ставка налога 0% по основаниям пп.5 п.1 ст.342 НК РФ, т.к. пределы нормативов содержания полезных ископаемых в отходах (оборотной воде) не превышены, отнесение оборотной воды к отходам горнодобывающего производства подтверждено Ростехнадзором.
Также неоснователен вывод налогового органа о том, что нормами п.1 ст.342 НК РФ налогообложение полезных ископаемых, добытых их оборотной воды, по ставке 0 % не предусмотрено.
Согласно пп.5 п.1 ст.342 НК РФ при добыче полезных ископаемых из отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, налоговая база определяется по ставке 0 %.
Согласно положений ст. 65, 200 АПК РФ обязанность доказывания налогового правонарушения и соответствия принятого ненормативного акта лежит на налоговом органе. Выводы и факты, свидетельствующие о нарушениях налогового законодательства, излагаются в акте налоговой проверки и в решении по результатам рассмотрения дел о налоговых правонарушениях.
Перечень реквизитов акта налоговой проверки установлен в Кодексе (п. 3 ст. 100 НК РФ), а значит является обязательным для исполнения.
В соответствии с п. 2 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налогового правонарушения, выявленного в ходе проверки. Кроме того, в силу п. 3 ст. 101 названного Кодекса излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, ссылки на первичные учетные документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что вопреки указанным выше нормам, материалы проверки не содержат изложения обстоятельств и доказательств виновных действий налогоплательщика.
В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п.1 ст.102 АПК РФ заявителем при подаче заявления была получена отсрочка по уплате государственной пошлины (определение от 24.05.2007 г.), а также отсрочка по уплате госпошлины по обеспечительным мерам. Согласно п.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Поскольку заявителем расходы по госпошлине не понесены, они не взыскиваются с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167, 168, п.2 ст. 176, ст.201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной Инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Челябинской области от 04.05.2007г. № 31/188 .
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о движении дела можно получить на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: WWW.Chelarbitr. Ru.
Судья: Е.А.Грошенко