ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-657/2012 от 18.04.2012 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел.(351)265-78-24, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Челябинск

18 апреля 2012г. Дело № А76-657/2012

Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2012 года

Решение в полном объеме изготовлено 25 апреля 2012 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области В.В. Худякова

При ведении протокола судебного заседания секретарем Решетовой А.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственность «Газпромнефть-Челябинск», г. Челябинск

к Уральскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), г. Челябинск

о признании незаконным и отмене протокола и постановления по делу об административном правонарушении

в судебном заседании приняли участие представители: заявителя: Семенов Вадим Евгеньевич (паспорт, доверенность от 11.01.2012г. №4), Брижко Алексей Венедиктович (паспорт, доверенность от 30.01.2012г. №39), Тарасенкова Наталья Григорьевна (паспорт, доверенность от 12.04.2012г. №117), ответчика: Сафонова Екатерина Александровна (служ.удостоверение, доверенность от 29.03.2011г.), Кондратьев Виктор Геннадиевич (служ.удостоверение, доверенность от 29.03.2012г. №52)

Общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Челябинск», (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Уральскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее- ответчик, административный орган) с требованием о признании незаконным и отмене протокола №187 и постановления № 187 от 25.10.2011г по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. (далее- КоАП РФ) в виде взыскания административного штрафа в размере 200 000рублей

Заявитель ссылается на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 25.1 КоАП РФ: составление протокола в отсутствие законного представителя общества без извещения общества о времени и месте его составления, составление протокола об административном правонарушении лицом, у которого отсутствуют полномочия на его составление. Заявитель также ссылается на отсутствие события административного правонарушения, поскольку у общества не имеется опасного производственного объекта: склад ГСМ, участок транспортирования опасных веществ таковыми зарегистрированы ошибочно.

Административным органом заявленные требования отклонены, ссылаясь на совершение заявителем административного правонарушения, в связи с чем общество привлечено к административной ответственности. Представитель ответчика полагает, что решение о привлечении к административной ответственности и протокол составлены лицом, наделенным надлежащими полномочиями. Довод о нарушении порядка привлечения к административной ответственности отклонен как необоснованный. Считает, что о месте и времени составления протокола законный представитель юридического лица извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует фирменный штамп юридического лица и наличие входящего номера журнала входящей корреспонденции, учиненный на определении. При составлении протокола присутствовал представитель (защитник) юридического лица, действующий на основании доверенности. О месте и времени рассмотрения дела также был извещен законный представитель заявителя. Таким образом, нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении должностным лицом допущено не было.

Заслушав представителей заявителя, административного органа, а также,

исследовав все материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ

Общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть –Челябинск» зарегистрировано в качестве юридического лица 18 января 2008года за основным государственным регистрационным номером 1087453000260 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска Свидетельство серии 74 № 004942790

За Обществом с ограниченной ответственностью «Газпромнефть –Челябинск» значатся зарегистрированными как опасные производственные объекты склад ГСМ и участок транспортирования опасных веществ на основании свидетельств о государственной регистрации опасных производственных объектов от 20.05.2009 № А56-71576 соответственно рег. № А56-71576-003 и per. № А56-71576-002.

Согласно п.1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 401 контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах; за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Из материалов дела видно, что в период с 3 по 11.10.2011 Уральским управлением Ростехнадзора в соответствии с распоряжением № Ч-9019-рпр от 21.09.2011 проведена плановая выездная проверка, согласованная с прокуратурой: план проведения проверок, утвержден Генеральной прокуратурой Российской Федерации по поводу соблюдения ООО «Газпромнефть-Челябинск» требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, требований безопасности в электроэнергетике.

По результатам проверки, административным органом составлен акт проверки №А27-9019 от 11 октября 2011года

25 октября 2011года государственным инспектором Челябинского отдела по надзору за проектированием изготовлением, эксплуатацией объектов химического и нефтехимического комплексов, транспортированием опасных веществ и газовому надзору Уральского управления Ростехнадзора Мальцевым М.Н. в отношении  Общества с ограниченной ответственность «Газпромнефть-Челябинск» составлен протокол № 187 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Протокол от 25.10.2011года об административном правонарушении составлен с участием представителя общества Складанова К.Г., действующего по специальной доверенности № 165 от 24.20.2011г, выданной и.о. законного представителя на право выполнения поручения, связанного с распоряжением № Ч-9019-рпр от 21.09.2011  о проведении проверки, в том числе, с правом подписывать акт проверки, протоколы.

27 декабря 2011года и.о. начальника Челябинского отдела по надзору за проектированием, изготовлением, эксплуатацией объектов химического и нефтехимического комплексов, транспортированием опасных веществ и газовому надзору Земляницыным С.В. постановлением № 187 Общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть –Челябинск» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 200 000рубелй.

Согласно протоколу от 25 октября 2011года административное правонарушение состоит в том, что Обществом :

- не представлено утвержденное Уральским управлением Ростехнадзора положительное заключение экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию опасных производственных объектов: склад ГСМ, участок транспортирования опасных веществ.

- начальник участка транспортирования опасных веществ автомобильным транспортом Николаев А.Б., механики: Маслов В.И., Митюшин М.А., Матерухин М.А., Кисленко А.Г. не аттестованы в органах Ростехнадзора по критерию Б 10 — транспортирование опасных веществ автомобильным транспортом. При проверке должностному лицу административного органа был представлен протокол аттестации указанных лиц, извещения о времени и месте работы аттестационной комиссии территориального органа Ростехнадзора в адрес Управления от ООО «Газпромнефть-Челябинск» не поступало.

- Шесть автоцистерн: № ВК7285 74 (2009 год выпуска),
 ВК 7289 74(2009 год выпуска), ВК 7290 74 (2009 год выпуска), ВК 7291 74 (2009
 год выпуска), С 434 КЕ 174 (2010 год выпуска), С 435 КЕ 174 (2010 год выпуска) для транспортирования легковоспламеняющихся жидкостей не оборудованы герметичными устройствами по наполнению автоцистерн.

- В соответствии с 5.1.6.32 ГОСТ Р 50913-96 "Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов", рукава должны быть укомплектованы заглушками, предотвращающими попадание топлива из рукавов в ящики для их хранения. Два рукава автоцистерны для гос. № ВМ 7960 74 с одной стороны не укомплектованы заглушками.

В соответствии со ст. 17 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В соответствии с п.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд считает, что у общества имелась возможность по соблюдению установленных норм и правил, однако, бездействие заявителя повлекло нарушение обязательных требований законодательства РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии со ст. 9 № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 37 от 29 января 2007 г. (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 марта 2007 г. N 9133) определен порядок подготовки и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В соответствии с п.З приказа при аттестации по вопросам безопасности может проводиться проверка знаний: А) общих требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; Б) требований промышленной безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемого, установленным в нормативных правовых актах и нормативно-технических документах, и др.

Аттестация по вопросам безопасности, осуществляемая в аттестационных комиссиях организаций, может проводиться одновременно с проверкой знаний специалистов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны труда с участием соответствующих органов государственного надзора и контроля (п. 17 Приказа). В Обществе создана своя аттестационная комиссия.

Необходимость участия в работе аттестационных комиссий поднадзорных организаций представителей территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору решается территориальным органом, если это участие не установлено соответствующими нормативными правовыми актами. О времени и месте работы аттестационной комиссии территориальный орган извещается не менее чем за пять дней.

При проверке ООО «Газпромнефть-Челябинск» установлено, что начальник участка транспортирования опасных веществ автомобильным транспортом Николаев А.Б., механики: Маслов В.И., Митюшин М.А., Матерухин М.А., Кисленко А.Г. не аттестованы в органах Ростехнадзора по критерию Б 10 — транспортирование опасных веществ автомобильным транспортом. При проверке должностному лицу административного органа был представлен протокол аттестации указанных лиц, извещения о времени и месте работы аттестационной комиссии территориального органа Ростехнадзора в адрес Управления от ООО «Газпромнефть-Челябинск» не поступало.

В соответствии с п. 19 Приказа аттестация специалистов по вопросам безопасности в организациях осуществляется по графику, утверждаемому руководителем организации, согласованному с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Лица, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с графиком и местом проведения аттестации.

В нарушение указанной нормы график проведения аттестации в адрес Уральского управления Ростехнадзора заявителем не направлялся..

В соответствии с п.24 Приказа результаты проверок знаний по вопросам безопасности, предусмотренных подпунктами А) - Е) пункта 4 настоящего Положения, оформляются протоколом. Руководители и специалисты, прошедшие аттестацию в аттестационных комиссиях, получают копию протокола заседания аттестационной комиссии и удостоверение об аттестации.

Проверка знаний проводится в комиссии организации или подразделения организации, состав комиссии определяется приказом по организации. Процедура проверки знаний, оформление результатов проверки знаний проводится в порядке, установленном в организации. Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение на право самостоятельной работы.

При проверке административным органом удостоверений на право самостоятельной работы указанных лиц представлены не были.

Таким образом, аттестация руководителей и специалистов заявителя проведена с нарушениями законодательства РФ.

Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств вступил в силу 23 сентября 2010 года. До этого времени требования к автомобильным транспортным средствам для транспортирования и заправки нефтепродуктов определялись ГОСТ Р 50913-96 "Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов".

Согласно Приложению 2 «Методических указаний о порядке проверки дея­тельности организаций, эксплуатирующих объекты транспортирования опасных веществ» (РД-14-03-2007) ГОСТ Р 50913-96 "Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов" входит в перечень законодательных, иных нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, которыми должны руководствоваться работники структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора при проведении проверок деятельности организаций, эксплуатирующих объекты транспортирования опасных веществ.

При проверке заявителем представлено положительное заключение экспертизы промышленной безопасности проекта на консервацию опасных производственных объектов: склад ГСМ и участок транспортирования опасных веществ.

Между тем, в соответствии с ч.1 ст. 13 № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности, том числе, подлежит документация на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.

В соответствии со ст. 8 № 116-ФЗ техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации такого объекта.

Типовым положением о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и (или) консервации химически опасных производственных объектов (РД 09-390-00) установлено, что после проведения организационно-технических мероприятий по данному объекту и сдачи оборудования, зданий и сооружений на консервацию составляется акт, утверждаемый техническим руководителем организации (подразделения).

Нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 25.1 КоАП РФ судом не установлено: протокол составлен с участием представителя общества действующего с надлежащими полномочиями

Не нашел суд и оснований для освобождения от административной ответственности в виде малозначительности.

При таких обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, следует отказать

Требование о признании незаконным протокола № 187 об административном правонарушении арбитражному суду неподведомственно, так как протокол не затрагивает права и законные интересы Общества с ограниченной ответственностью «ГазПромНефть-Челябинск»: заявитель привлечен к административной ответственность на основании оспариваемого постановления № 187

Довод заявителя об отсутствии у государственного инспектора Челябинского отдела по надзору за проектированием изготовлением, эксплуатацией объектов химического и нефтехимического комплексов, транспортированием опасных веществ и газовому надзору Уральского управления Ростехнадзора Мальцева М.Н. полномочий на составление протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 в отношении Общества суд считает необоснованным, так как распоряжением от 21.09.2011г. исполняющим руководителя Уральского управления Ростехнадзора Мальцев Михаил Николаевич назначен лицом, уполномоченным на проведение проверки.

Руководствуясь ст.ст.150 (п.1), 167-211, Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

В отношении требования о признании незаконным протокола № 187 об административном правонарушении производство по делу прекратить

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru

Судья: В.В.Худякова.

.