АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел.(351)265-78-24, факс (351)266-72-10
E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru
Именем Российской федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск Дело № А76-6623/2011
30 мая 2011 года.
Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 30 мая 2011 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Т.Н. Васильева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.И. Ищенко, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Советского района г. Челябинска,
к обществу с ограниченной ответственностью «ЭКОС», г. Челябинск,
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью «ПромНефтеМед», г. Челябинск,
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе, служебное удостоверение ТО № 070919 от 25.02.2009,
от ответчика: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Челябинска (далее – административный орган, прокурор) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ЭКОС», г. Челябинск (далее – ООО «ЭКОС», лицо, привлекаемое к административной ответственности, общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), с конфискацией орудий производства – 32 игровых аппарата, согласно протоколу изъятия от 05.04.2011.
Определением суда от 26.04.2011 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено – общество с ограниченной ответственностью «ПромНефтеМед», г. Челябинск (далее – ООО «ПромНефтеМед», заинтересованное лицо) (л.д. 1-2).
Представитель административного органа в судебном заседании поддержал заявленные требования, по мотивам, изложенным в заявлении, просил привлечь ООО «ЭКОС» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 3-8).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности и заинтересованное лицо надлежащим образом уведомленные о дате и времени судебного заседания, в том числе публично путем размещения соответствующей информации о движении дела, на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет по веб-адресу: www.chelarbitr.ru, о чем указано в определении суда от 26.04.2011, в судебное заседание не явились, представителей в суд не направили.
Лицом, привлекаемым к административной ответственности, в материалы дела представлен отзыв с нормативным и документальным обоснованием возражений согласно которому, указанное лицо, с заявленными требованиями не согласно, по основаниям, изложенным в представленном документе.
Заинтересованное лицо письменное мнение относительно предмета спора, в материалы дела не представило.
В силу статьи 156, части 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Дело рассматривается в отсутствие вышеназванных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав и изучив письменные материалы дела, заслушав доводы представителя административного органа, арбитражный суд считает требования подлежащими удовлетворению последующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «ЭКОС» зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по Металлургическому району г. Челябинска 02.11.2009 за основным государственным регистрационным номером <***> (л.д. 59-60).
04.04.2011 прокуратурой Советского района г. Челябинска совместно с ОБППР и ИАЗ отделом милиции № 3 УВД по г. Челябинску проведена проверка ООО «ЭКОС» по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» по месту размещения развлекательного клуба, расположенного в нежилом помещении по адресу: <...> (1 этаж).
В ходе проведения проверки установлено, что общество под видом предоставления в прокат аттракционов электронных иллюзионно-развлекательных электронного типа «Клуб Лото», осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием 32-х игровых автоматов, без специального разрешения (лицензии) на осуществление указанного вида деятельности.
В ходе проведения проверки 05.04.2011 отобраны объяснения у охранника развлекательного клуба ФИО2 (л.д. 26), 14.04.2011 у представителя общества ФИО3 (л.д. 25).
По итогам проверки составлены протокол осмотра, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территории и находящихся там вещей и документов от 09.04.2011, протокол об изъятии вещей и документов от 05.04.2011 (л.д. 22-23, 24).
14.04.2011 рассмотрев материалы проверки в присутствии законного представителя общества – директора ФИО4, установив в действиях ООО «ЭКОС» наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, прокурор в отношении общества вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, где действия последнего квалифицированы как осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии) (л.д. 9-16).
В обоснование заявления административный орган указывает, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования без специального разрешения (лицензии) на данный лицензируемый вид деятельности, тогда как, такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) и просит применить к ООО «ЭКОС» дополнительное административное наказание в виде конфискации оборудования - игровых аппаратов, изъятых в соответствии с протоколом изъятия от 05.04.2011
Возражая против доводов прокурора, ООО «Экос» в отзыве, представленном в суд, указывает на то, что утвержденные обществом «Условия публичной оферты о заключении договора проката развлекательного оборудования» и «Правил посещения развлекательного клуба», свидетельствуют об осуществлении деятельности по предоставлению в прокат развлекательного оборудования, при этом в ходе использования развлекательного оборудования отсутствуют такие признаки азартной игры, как, основанное на риске соглашение о выигрыше, ставка, являющаяся условием участия в азартной игре, и выигрыш, выплачиваемый по результатам азартной игры. Выдача приза обусловлена участием в лотереи, путем выбора скрэтч-карты, а не наступлением определенного результата игры. Таким образом, обществом организована деятельность по предоставлению в прокат развлекательного оборудования, а не азартные игры. ООО «ЭКОС» также проводит стимулирующую лотерею, на основании договора № 10 от 23.12.2010, правила которой размещены в развлекательном клубе на информационном стенде. Плата за прокат развлекательного оборудования, по своей правовой природе не может считаться ставкой, т.е. денежными средствами, передаваемыми участниками азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре. Целью проводимой Стимулирующей лотерей является развитие и расширение перечня услуг, оказываемых обществом населению, а именно сдачи в прокат видеоигровых устройств, игр и развлекательного оборудования, а также популяризация знаний об истории города Челябинска среди посетителей развлекательных клубов. Кроме того, игровое оборудование обществу не принадлежит, а является собственностью ООО «ПромНефтеМед», в связи с чем, ходатайство прокурора о применении в отношении общества дополнительного административного наказания в виде конфискации оборудования, полагает нарушающим права ООО «ПромНефтеМед», и противоречащим части 3 статьи 3.7 КоАП РФ.
На основании ст.ст. 25.11, 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.1 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ст. 3 Федерального закона N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.
Под разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне понимается документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений. При этом азартной игрой является основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Деятельность по организации и проведению азартных игр - это деятельность, направленная на заключение основанных, на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры (ст. 4 Федерального закона N 244-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона N 244-ФЗ установлено, что разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.
Деятельность игорных заведений, не имеющих разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов (ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ).
Вне игорных зон действующим законодательством допускается осуществление деятельности юридическими лицами по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Такая деятельность в соответствии с п.п. 104 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию. Порядок лицензирования определен Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2007 года N 451.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения и вне игорных зон образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Как установлено административным органом в ходе проведения проверки, общество, в нежилом помещении, расположенном на первом этаже, по адресу: <...>, под видом предоставления в прокат аттракционов иллюзионно-развлекательных электронного типа «Клуб Лото» осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования, без специального разрешения (лицензии).
К данному выводу административный орган пришел в результате непосредственного осмотра места правонарушения и опроса представителя общества ФИО3 (л.д. 25).
Согласно пунктам 1 и 8 статьи 2 Федерального закона от 11.1 1.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи, договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной, основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 3 Закона N 138-ФЗ стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие, в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 07.04.2008 г. № 05-03-08/19 попытки представить игровое оборудование в качестве лотерейного с целью ухода от государственного контроля деятельности по организации и проведению азартных игр путём модификации игровых автоматов, в результате которой демонтируются отдельные части игрового автомата (например, устройства приёма и выдачи денежных знаков или их заменителей), неправомерны по следующим причинам:
- понятие игрового автомата, содержащееся в Федеральном законе от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не содержит требования о наличии: в игровом автомате устройств для приёма и выдачи денежных знаков или их заменителей;
- правила испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения тина и контроля за их соответствием утвержденному типу, утвержденные Приказом Госстандарта России от 24.01.2000г. № 22, а также предусматривают обязательного наличия в игровом автомате вышеназванных устройств;
- основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры в нем.
Протоколом осмотра помещения от 05.04.2011 установлено, что в нежилом помещении, расположенном по вышеуказанному адресу, находящемся в пользовании у ООО «Экос», размещено 32 развлекательных аппарата.
ООО «Клуб Лото» является организатором всероссийской стимулирующей лотереи «Клуб Лото» (с присвоением лотереи государственного регистрационного номера Н200С/001877 ФНС).
Из условий договора № 010 от 23.12.2010, заключенного между ООО «Клуб Лото» (организатор) и ООО «ЭКОС» (оператор), следует, что оператор обязуется проводить стимулирующую лотерею, организатором которой является ООО «Клуб Лото». В местах оказания услуги от имени организатора лотереи и за его счет, согласно условий, утвержденных организатором. Местом проведения лотереи является <...> (п. 1.1. договора). Согласно п. 2.2.1. договора оператор (ООО «ЭКОС») обязан выплачивать выигрыши за счет собственных средств, при условии их дальнейшей компенсации организатором. Согласно п. 4.1. договора оператор направляет организатору в конце каждой декады месяца (каждые 10 дней) итоги ежедневных тиражей розыгрыша Призового фонда для размещения их организатором в электронном издании «ЛОТЕРЕИ РОССИИ» (л.д. 52-54).
Приложением № 1 к договору организатором стимулирующей лотереи утвержден отчет о разыгранных денежных призах стимулирующей лотереи, в котором присутствуют графы: количество распространенных лотерейных билетов (иных носителей), проведен розыгрыш денежных призов, фактически выплаченные денежные призы, количество и сумма невостребованных выигрышей (л.д. 55-56).
Таким образом, согласно вышеназванному договору ООО «ЭКОС» в указанном помещении должно проводить тиражную стимулирующую лотерею.
Однако, как следует из материалов дела, 11.01.2011 между ООО «ПромНефтеМед» (арендодатель) и ООО «Экос» (арендатор) заключен договор аренды оборудования № 10/1, согласно которому ООО «ПромНефтеМед» предоставлено в аренду развлекательное оборудование «Игра с электронным дисплеем «Клуб Лото» сроком на один год (л.д. 42).
Из перечня (спецификации) передаваемого оборудования и акта приема – передачи товара от 11.01.2011 к договору аренды оборудования, следует, что ООО «ПромНефтеМед» (арендодатель) передал в аренду ООО «Экос» развлекательное оборудование «Игра с электронным дисплеем «Клуб Лото», в количестве 22 единиц (л.д. 44-45).
Как установлено административным органом, в ходе проведения проверки, доказательства установления призового фонда и его размера, а также иных документов (условия стимулирующей лотереи и другие документы, указанные в перечне документов, прилагаемых к уведомлению о проведении стимулирующей лотереи (л.д. 31), позволяющих определить, в частности, наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи, способ проведения стимулирующей лотереи, права и обязанности участников, порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей, порядок и сроки получения выигрышей, порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи, в помещении по адресу: <...>, ООО «Экос» вышеуказанному органу предоставлены не были.
Находящееся в указанном нежилом помещении электронное оборудование по внешним признакам идентично игровым автоматам, а именно, имеет клавиатуру, с помощью которой проводятся игровые манипуляции, мониторы. Так, при внесении посетителем денежной суммы 100 руб. организатору, в соответствии с прейскурантом № 1 и передаче ему в пользование на определенное время аппарата развлекательного «Клуб Лото» посетитель клуба, путем нажатия кнопок на панели указанного аппарата становиться участником азартной игры и ожидает, при благоприятном выпадении определенной комбинации на мониторе аппарата, дополнительных призовых баллов, превышающих число внесенной денежной суммы. В случае если по окончании времени проката игрового аппарата посетитель набирает количество баллов, превышающее первоначально установленное, ему предоставляется право увеличить количество времени для игры на данном развлекательном оборудовании. По окончании игры проводиться стимулирующая лотерея с использованием скрэтч-карт, имеющих защитный слой, под которым имеются надписи с размером выигрышей 102 руб., 501 руб.
Таким образом, участник самостоятельно выбирает время окончания игры на оборудовании. Фактически игра состоит из несколько розыгрышей, каждый из которых проводится путем случайного выпадения игровых комбинации, определяемого устройством, находящимся внутри корпуса игрового оборудования, без участия организатора или его работников. Данное игровое оборудование позволяет участнику игры осуществлять бесконечное число таких розыгрышей в ходе одной игры при условии положительного баланса разыгрываемых призовых баллов. Окончательный результат игры определяется совокупностью двух факторов: суммой результатов проведенных розыгрышей и волей участника игры относительно окончания или продолжения игры.
Как следует из объяснений представителя общества ФИО3, действующей на основании доверенности от 23.12.2010, данных 14.04.2011, общество по вышеуказанному адресу осуществляло деятельность по сдаче в аренду развлекательного оборудования «Клуб Лото». Стоимость 10 минут аренды игры на оборудовании составляет 100 руб., после оплаты денежной суммы кассиру – оператору посетитель выбирает по собственному желанию развлекательный аппарат. В случае если во время использования развлекательного оборудования набрались призовые балы, время игры на оборудовании по желанию посетителя может быть увеличено. Стимулирующая лотерея среди посетителей клуба проводиться на основании скрэтч-карт ООО «Клуб Лото». Призовой фонд формируется организатором - ООО «Клуб Лото» и предоставляется оператору (обществу) на основании заявок, осуществляемых посредством электронной связи. Посетитель после игры на развлекательном аппарате, не зависимо от количества баллов, может поучаствовать в лотереи вытянув скрэтч-карту, имеющую защитный слой, с логотипом «Клуб Лото», количество приобретаемого времени для игры не зависит от количества предоставляемых скрэтч-карт (л.д. 25).
Поскольку в результате игры на оборудовании, установленном в помещении по адресу: <...>, возможно получение выигрыша, который определяется без участия организатора либо администратора, случайным образом, игрок заинтересован в получении денежного выигрыша по результатам игры на оборудовании, прокурором сделан вывод о наличии признаков азартной игры.
Указанные обстоятельства подтверждаются также иными представленными в материалы дела доказательствами: протоколом осмотра от 05.04.2011 (л.д. 22-23), постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.04.2011 (л.д. 9-16).
Таким образом, данные действия свидетельствуют об использовании обществом оборудования, которое подпадает под признаки игрового, при отсутствии признаков проведения стимулирующей лотереи.
Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона «О лотереях», тиражная лотерея -лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи,представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.
В силу п.6 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона. Лотерея в зависимости от технологии ее проведения подразделяется на лотерею, проводимую:
1) в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора, и с помощью которого проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша. Указанное оборудование должно обеспечивать защиту такой информации от утраты, хищения, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа к сети электросвязи;
2) в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно.
Между тем, по мнению суда, данную лотерею нельзя отнести к проводимой в режиме реального времени, в связи с тем, что обмен документами посредством какой-либо связи не происходит. Нельзя отнести данную лотерею и к проводимой в обычном режиме, поскольку розыгрыш призового фонда, обработка игровой информации не производится поэтапно.
В силу ч.6 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003г. № 138-ФЗ проведение лотереи в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования, указанного в части 6 настоящей статьи, осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации.
Право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей (ст.7 ФЗ № 138).
Статьей 7 частью 3 вышеуказанного федерального закона установлено, что Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи.
В силу ст.9 Федерального закона «О лотереях» условия стимулирующей лотереи утверждаются организатором стимулирующей лотереи:
1) наименование стимулирующей лотереи, если оно имеется;
2) указание на способ проведения стимулирующей лотереи и территорию ее проведения:
3) наименование организатора стимулирующей лотереи с указанием его
юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации;
4) сроки проведения стимулирующей лотереи;
5) права и обязанности участников стимулирующей лотереи;
6) порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей
лотереи, алгоритм определения выигрышей;
7) порядок и сроки получения выигрышей;
8) порядок информирования участников стимулирующей лотереи об
условиях этой лотереи.
В силу ст. 16 Федерального закона «О лотереях» между организатором и участником стимулирующей лотереи заключается договор, который является безвозмездным.
Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или нанесено на упаковку конкретного товара, или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.
Доводы лица, привлекаемого к ответственности, о том, что оказываемые обществом услуги являются услугами по предоставлению в прокат развлекательного оборудования, судом отклоняются как несостоятельные и опровергающиеся материалами дела.
В соответствии с условиями договора № 010 от 23.12.2010 на проведение стимулирующей лотереи, срок проведения лотереи с 26.05.2010 по 25.05.2011.
Наличие на момент проверки договора на проведение стимулирующей лотереи не может автоматически подтверждать факт проведения указанным лицом стимулирующей лотереи.
Переоборудование игрового автомата на лотерейное оборудование путем удаления купюроприемника не изменило его назначение, использование обществом при организации и проведении азартных игр. Розыгрыш призового фонда происходит путем случайного выпадения игровых комбинаций, как указано выше. Следовательно, при проведении лотереи должно быть гарантировано получение выигрыша определенным числом участников лотереи. Игры же, при которых выигрыш гарантирован только в случае наступления результата игры установленного организатором, являются азартными играми.
Таким образом, для проведения указанной выше стимулирующей лотереи использование лотерейного (игрового) оборудования не предусмотрено. Используемые обществом в помещении по ул. Воровского, 55 аппараты являются игровыми автоматами.
При этом, от того, кому принадлежат игровые автоматы и по каким правовым основаниям они используются, не меняется сама суть их использования.
Таким образом, деятельность клуба, расположенного по адресу: <...>, с использованием игрового оборудования, полностью охватывается понятием и элементами азартной игры.
Суд считает, что рассматриваемая деятельность ООО «Экос» не является деятельностью по проведению лотереи, поскольку, не отвечает признакам лотереи, поименованным в Федеральном законе «О лотереях», деятельность организована по принципу азартной игры, обратного обществом в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказало.
Как указано выше, в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», деятельность по организации и проведению азартных игр разрешается осуществлять только в игорной зоне и лишь при наличии разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, выданного органом управления игорной зоной. ООО «Экос» не имеет подобного разрешения. Кроме того, в соответствии со ст. 9 данного Федерального закона, на территории Челябинской области в целом не предусмотрено создание игорной зоны.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами. Общество должно было знать порядок проведения азартных игр, в том числе о необходимости получения лицензии и возможности их проведения на специально отведенных территориях, в связи с чем, должно было воздержаться от противоправных действий, что не было им исполнено. Материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех необходимых мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Нарушений процессуального порядка привлечения общества к административной ответственности со стороны административного органа судом не установлено.
С учетом обстоятельств дела, степени вины лица, привлекаемого к административной ответственности, а также того, что правонарушение совершено впервые (административный орган не доказал обратного), суд считает возможным применить административное наказание в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 40 000 рублей.
При этом суд разъясняет, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Перечислить сумму штрафа надлежит на следующие реквизиты:
Взыскатель: ИНН <***>, КПП 745301001,
УФК по Челябинской области (прокуратора Челябинской области),
Банк получателя:
ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области в г. Челябинск,
Счет получателя: 40101810400000010801,
БИК 047501001,
КБК 41511690040040000140,
ОКАТО 75401000000.
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, будут приняты меры по принудительному взысканию.
В соответствии с ч.3 ст.29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах.
Должностными лицами административного органа в ходе проведения проверки, на основании протокола об изъятии вещей и документов от 05.04.2011 было изъято имущество: игровое оборудование «Игра с электронным дисплеем «Клуб Лото»: № 001353, 001334, 001311, 001312, 001313, 001314, 001315, 001316, 001317, 001324, 001325, 001320, 001322, 001343, 001350, 001333, 001355, 001354, 001326, 001327, 001356, 001346, 001330, 001331, 001332, 001335, 001336, 001337, 001338, 001339, 001342, 001341. Итого изъято 32 (тридцать два) игровых аппарата. Системный блок черного цвета на лицевой стороне белым цвет указана надпись «AirTone» - 1 (одна) штука (л.д. 24).
Часть 1 статьи 3.7 КоАП РФ предусматривает, что конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей, назначаемое судьей. При этом, согласно ч.3 ст.3.3 КоАП РФ конфискация является дополнительным наказанием и может быть назначена одновременно с основным наказанием.
Как указано выше, санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ законодатель в отношении юридических лиц, установил административную ответственности в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В рассматриваемой ситуации доказательств принадлежности оборудования на праве собственности ООО «Экос» материалы дела не содержат. Более того, из текста договора аренды оборудования № 10/1 от 11.01.2011 следует, что деятельность общества осуществляется на оборудовании ООО «ПромНефтеМед» (л.д. 42-43). Перечень (спецификация) передаваемого оборудования и акт приема-передачи оборудования от 11.01.2011 (л.д. 44-45), свидетельствует о передаче обществу со стороны ООО «ПромНефтеМед» 22-х единиц оборудования, серийные номера которого (№ 001312, № 001315), частично совпадают с серийными номерами оборудования, изъятого в ходе проверке по акту от 05.04.2011.
Поскольку часть указанного оборудования (серийные номера № 001312, № 001315) не изъята из гражданского оборота и его принадлежность заявителю на праве собственности не доказана (напротив, материалы дела свидетельствуют об отсутствии у заявителя такого права в отношении изъятого оборудования), применение в отношении указанного оборудования такой меры ответственности как конфискация по мнению суда противоречило бы установленным ст. 4.1 КоАП РФ общим правилам назначения административного наказания (наказание в такой ситуации было бы применено в отношении лица, не совершавшего правонарушения и не привлекающегося к административной ответственности) и нарушило бы конституционные права собственника оборудования (ст.35 Конституции Российской Федерации).
Применить конфискацию в отношении остальной части оборудования (не указанной в перечне (спецификации) передаваемого оборудования, л.д. 44) суду также не представляется возможным, по аналогичным основаниям, а также в связи с тем, что административным органом не осуществлялась проверка по регистрации и сертификации электронных устройств, не были запрошены документы на право владения электронным оборудованием, таким образом, оснований для конфискации остальной части оборудования у владельца не имеется.
С учетом вышеизложенного, изъятое в ходе проверки 05.04.2011 оборудование подлежат возврату ООО «Экос».
Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 206 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требование прокурора Советского района г. Челябинска удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «ЭКОС», адрес (место нахождение): <...>, зарегистрированное в качестве юридического лица ИФНС России по Металлургическому району г. Челябинска 02.11.2009 за ОГРН <***> к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Произвести в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЭКОС», возврат изъятого на основании протокола об изъятии вещей и документов от 05.04.2011 имущества в количестве 32-х (тридцать два) игровых аппаратов «Игра с электронным дисплеем «Клуб Лото»: № 001353, 001334, 001311, 001312, 001313, 001314, 001315, 001316, 001317, 001324, 001325, 001320, 001322, 001343, 001350, 001333, 001355, 001354, 001326, 001327, 001356, 001346, 001330, 001331, 001332, 001335, 001336, 001337, 001338, 001339, 001342, 001341. Системный блок черного цвета на лицевой стороне белым цвет указана надпись «AirTone» - 1 (одна) штука.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Челябинской области в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья Т.Н. Васильева
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru/.