ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-6876/08 от 31.07.2008 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

31 июля 2008 года Дело № А76-6876/2008-57-198

Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2008 года

Полный текст решения изготовлен 31 июля 2008 года

Судья арбитражного суда Челябинской области Щукина Г.С.  , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чигинцевой М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Челябинской области

к ИФНС по Правобережному району г. Магнитогорска

третьи лица: 1. МИФНС № 6 по Челябинской области; 2. ФИО1; 3. УФНС по Челябинской области; 4. ООО «Агентство 911»

о признании недействительными решения ИФНС по Правобережному району г. Магнитогорска № 147 от 15.02.08 г. о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице – ООО «Агентство 911», содержащихся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы,

об обязании ИФНС России по Правобережному району г. Магнитогорска внести соответствующие записи в единый государственный реестр

в судебном заседании участвуют представители:

от заявителя:ФИО2  , удостоверение № 128615.

от ответчика: ФИО3  , доверенность от 08.02.08 г., удостоверение УР № 391857.

от третьих лиц: 1. не явился, извещен; 2. не явился, извещен; 3. не явился, извещен; 4. не явился, извещен.

у с т а н о в и л :

Прокурор Челябинской области (далее – Заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к ИФНС по Правобережному району г. Магнитогорска (далее — регистрирующий орган) о признании недействительными решения ИФНС по Правобережному району г. Магнитогорска № 147 от 15.02.08 г. о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице – ООО «Агентство 911», содержащихся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы и об обязании ИФНС России по Правобережному району г. Магнитогорска внести соответствующие записи в единый государственный реестр.

Определением от 26 июня 2008 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, по инициативе суда привлечено – Общество с ограниченной ответственностью «Агентство 911».

Определением от 26 июня 2008 года по ходатайству заявителя в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено – УФНС по Челябинской области.

В судебном заседании представитель заявителя настаивает на требованиях по основаниям, изложенным в заявлении. Считает, что решение учредителя ООО «Агентство 911» о назначении на должность директора общества ФИО1 ничтожно, так как последний как руководитель дисквалифицирован. Единому государственному реестру юридических лиц, который является единым информационным ресурсом, наносится значительный ущерб.

Представитель ответчика возражает против удовлетворения заявленных требований, считает, что при вынесении решения инспекция не знала о применении в отношении ФИО1 административного наказания в виде дисквалификации, представлен письменный отзыв по заявленным требованиям (л.д. 128-130).

Третье лицо – МИФНС № 6 по Челябинской области в судебное заседание представил мнение, в котором поясняет, что ФИО1 представлены ложные сведения для государственной регистрации, которые были зарегистрированы, в связи, с чем государственному реестру нанесен ущерб, считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению (л.д. 131).

Третье лицо – ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о дате и времени судебного заседания, что, в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела.

Представитель третьего лица - Общества с ограниченной ответственностью «Агентство 911» в судебное заседание не явился, общество надлежащим образом уведомлено о дате и времени судебного заседания, что, в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела. Письменного мнения по заявленным требованиям не представлено.

УФНС по Челябинской области представлены письменные пояснения по заявленным требованиям, в которых оно поясняет, что на момент вынесения решения о государственной регистрации регистрирующий орган информацией о дисквалификации заявителя не располагал, считает, что требования Прокурора об отмене решения обоснованы (л.д. 115-116).

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в том числе полной выписки из ЕГРЮЛ от 11.03.2008 (л.д. 49-59), Общество с ограниченной ответственностью «Агентство 911» (далее – Общество) решением ИФНС Правобережному району г. Магнитогорска 08.08.2005 г. зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1057421018665. Единственным учредителем Общества является ФИО1.

08.02.2008 г. от руководителя ООО «Агентство 911» - ФИО1 поступило заявление по форме Р14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в том числе, в сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица (л.д.16-22).

15.02.2008 г. ИФНС по Правобережному району г. Магнитогорска вынесено решение № 147 о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в результате которых директором и лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица – ООО «Агентство 911», стал ФИО1, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись.

Заявитель, полагая, что физическое лицо – ФИО1 назначен 07.02.08 г. директором данного общества незаконно, в связи с тем, что постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Троицкого района Челябинской области от 06.12.07 г. ФИО1 подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации сроком на три года, в связи, с чем, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения ИФНС по Правобережному району г. Магнитогорска № 147 от 15.02.08 г. о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице – ООО «Агентство 911», содержащихся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, так как данное решение налогового органа не соответствует требованиям закона и является недействительным.

Решение учредителя общества о назначении на должность директора общества – ФИО1 ничтожно, так как руководитель - ФИО1 дисквалифицирован. Недействительное (ничтожное) решение не влечет юридических последствий, не может являться основанием для принятия решения уполномоченным органом о регистрации изменений сведений о юридическом лице. В обоснование заявленных требований, заявитель указывает, что в нарушение п. 2 ст. 17 ГК РФ, статей 17, 23 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Регистрирующий орган, возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылается на пункт 4 статьи 9 Закона №129-ФЗ, согласно которому регистрирующему органу запрещается требовать предоставление других документов, кроме документов, установленных настоящем Федеральным законом. При наличии всех необходимых документов регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации. Кроме того, оперирует тем фактом, что при вынесении решения налоговый орган не знал и не мог знать о применении в отношении ФИО1 административного наказания в виде дисквалификации

В соответствии со статьей 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из статьи 13 Гражданского кодекса Российской федерации, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ, ненормативные акты, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных органов могут быть признаны арбитражным судом недействительными либо незаконными по заявлению заинтересованного лица, если такие акты, решения либо действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ) для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

При этом, в силу статьи 9 Закона №129-ФЗ, пункта 3 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 №439, заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, Подлинность подписи заявителя на заявлении, в обязательном порядке свидетельствуется нотариально.

Таким образом, на заявителя законодателем возложена обязанность по предоставлению достоверной информации, требование о достоверности сведений, изложенных в заявлении о государственной регистрации, является обязательным в силу статьи 17 Закона №129-ФЗ. Установление недостоверности сведений, подлежащих обязательному отражению в заявлении о государственной регистрации, в отношении которых податель заявления дал в установленном законом порядке гарантии достоверности, фактически означает незаполненность соответствующих граф заявления, что, в свою очередь, лишает поданный заявителем документ статуса заявления о государственной регистрации юридического лица.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что по договору купли-продажи № 1 от 07.02.08 г. ФИО1 была приобретена доля ООО «Агентство 911» у ФИО4 в размере 100 % на сумму 10 000 руб. (л.д. 23)

Решением № 2 от 07.02.08 г. в присутствии участников общества ФИО4 и ФИО1 (л.д. 24) было решено, что в связи с продажей участником ФИО4 доли в уставном капитале предприятия на основании договора купли-продажи № 1 от 07.02.08 г. ФИО1, ФИО4 выходит из состава участников и единственным участником ООО «Агентство 911» становится ФИО1

Решением № 3 от 07.02.08 г. единственным участником общества «Агентство 911» - ФИО1 на должность директора ООО «Агентство 911» назначается ФИО1 сроком на 5 лет (л.д. 25).

Заявителем в материалы дела представлена информация ИЦ ГУВД по Челябинской области № 7/2064 от 29.04.08 г. (л.д. 14) о том, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., <...> дисквалифицирован 06.12.07 г. мировым судьей судебного участка № 2 Троицкого района Челябинской области по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ на 3 года. Начало срока 25.12.07 г. В реестр дисквалифицированных лиц включен 15.01.08 г., на основании постановления, полученного из суда 14.01.08 г. (л.д. 13).

В соответствии с п. 2 Положения о формировании и ведения реестра дисквалифицированных лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 805 от 11.11.02 г. реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется Министерством внутренних дел Российской Федерации и министерствами внутренних дел, управлениями внутренних дел субъектов Российской Федерации в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

В соответствии с п.п. 5, 7, 8 Положения порядок предоставления информации о дисквалифицированном лице устанавливаются уполномоченным федеральным органом. Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет 5 дней с даты получения уполномоченным федеральным органом соответствующего запроса. Уполномоченный федеральный орган в 10-дневный срок со дня внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с кодексом составили протоколы об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде дисквалификации.

В соответствии с разделом 4 ведомственного справочника «Физические лица, в отношении которых имеются вступившие в силу постановления судов о назначении административного наказания в виде дисквалификации либо приговоры судов о назначении наказания в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью», утвержденного Приказом ФНС России № САЭ-3-09/666@ от 12.12.05 г. формирование сведений о дисквалифицированных лицах, в отношении которых должностными лицами регистрирующих (налоговых) органов составлены протоколы об административном правонарушении, предусматривающие наказание в виде дисквалификации, полученных в соответствии с процессуальным законодательством от судов в виде решений судов, осуществляется регистрирующим (налоговым) органом при поступлении решений судов.

Сформированные регистрирующим органом сведения о дисквалифицированных лицах либо лицах, лишенных права заниматься предпринимательской деятельностью, незамедлительно доводятся до Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, которое в свою очередь направляет эти сведения в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных для внесения в справочник СЛПФЛ.

Внесение в Справочник СЛПФЛ сведений осуществляется МИ ФНС России по ЦОД в отношении дисквалифицированных лиц на основании поступающих от УФНС России сведений о дисквалифицированных лицах, в отношении которых должностными лицами регистрирующих органов составлены протоколы об административном правонарушении, предусматривающие наказание в виде дисквалификации, полученных в соответствии с процессуальным законодательством от судов в виде решений судов.

В нарушение данного Приказа МРИ ФНС России № 6 по Челябинской области направила вместе с сопроводительным письмом от 05.03.08 г. № 05-42-4449 (л.д. 98) постановление о дисквалификации ФИО1 от 06.12.07 г. (л.д. 99), копия данного постановления с сопроводительным письмом была получена ИФНС по Правобережному району г. Магнитогорска 13.03.08 г., о чем имеется отметка на сопроводительном письме от 05.03.08 г. № 05-42-4449 (л.д. 98).

Таким образом, ИФНС России по Правобережному району г. Магнитогорска при вынесении решения № 147 от 15.02.08 г. не знала и не могла знать о применении в отношении ФИО1 административного наказания в виде дисквалификации.

В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 10.1 Устава ООО «Агентство 911» единоличным исполнительным органом Общества является директор (л.д. 41). Решением № 3 от 07.02.08 г. единственным участником общества «Агентство 911» - ФИО1 на должность директора ООО «Агентство 911» назначается ФИО1 сроком на 5 лет. Шацкому приступить к выполнению своих обязанностей с момента государственной регистрации изменений и принять меры к уведомлению соответствующих органов о принятых решениях (л.д. 25). Решение № 147 о государственной регистрации вынесено налоговым органом 15.02.08 г.

Таким образом, на момент государственной регистрации 15.02.08 г. ФИО1 не мог занимать руководящую должность в исполнительном органе юридического лица, равно как и выступать заявителем при государственной регистрации в качестве руководителя юридического лица.

При таких обстоятельствах, заявление ФИО1 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в том числе, в сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, подписано неуполномоченным лицом, а потому содержат сведения, не соответствующие требованиям действующего законодательства и не могут считаться представленными согласно требованиям ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", что, в силу статьи 23 Закона № 129-ФЗ, является основанием для отказа в государственной регистрации изменений.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, о том, что заявление, поданное в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений вносимых в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, не отвечает признакам достоверности и не может быть основанием для внесения записи в государственный реестр.

С учетом изложенного суд считает, что требования прокурора Челябинской области о признании недействительными решения ИФНС по Правобережному району г. Магнитогорска № 147 от 15.02.08 г. о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, правомерными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 181, 201 АПК РФ, арбитражный суд

р е ш и л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными  , противоречащими требованиям Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение   ИФНС по Правобережному району г. Магнитогорска № 147 от 15.02.08 г. о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый апелляционный арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня изготовления его в полном объеме, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течении двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда - http://www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа - http://fasuo.arbitr.ru/

Судья: Г.С. Щукина