Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
30 мая 2017 года Дело № А76-6907/2017
Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 30 мая 2017 года
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Белого А.В., рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства дело по заявлению
Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области, ОГРН 1047424527347, г. Челябинск,
к обществу с ограниченной ответственностью «Атлас-Интернет», ОГРН 1027400661705, г. Трехгорный,
о привлечении к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее – заявитель, административный орган, управление, Управление Роскомнадзора по Челябинской области) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Атлас-Интернет» (далее – ООО «Атлас-Интернет», Общество, ответчик) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).
ООО «Атлас-Интернет» представило отзыв с возражениями (л.д. 50, 55), в котором указывает, что на дату составления протокола об административном правонарушении отсутствует ответственность за нарушение п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».
Кроме того указывает, что аппаратный агент АС «Ревизор» не имеет необходимого сертификата, данные полученные с него не могут быть доказательствами вины ответчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 229 АПК РФ дело было рассмотрено в порядке упрощенного производства, решение принято 19.05.2017 путем подписания резолютивной части. Заявление было удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности (л.д. 62).
Указанная резолютивная часть была размещена в сервисе «Картотека арбитражных дел» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 20.05.2017.
25.05.2017 поступило заявление ответчика об изготовлении мотивированного решения по делу.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 229 АПК РФ заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Поскольку порядок и сроки обращения с заявлением об изготовлении мотивированного решения, предусмотренные ч. 2 ст. 229 АПК РФ, ответчиком соблюдены, суд удовлетворяет поданное заявление.
При принятии решения суд исходил из следующего.
На основании лицензии № 142690, выданной 19.06.2016 Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, ООО «Атлас-Интернет» предоставлено право оказывать телематические услуги связи до 19.06.2021. Условия осуществления лицензионной деятельности указаны в приложении, являющемся неотъемлемой частью лицензии (л.д. 21).
Как следует из материалов дела, 21.02.2017 Филиалом ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Уральском Федеральном округе проведен мониторинг ограничения оператором связи ООО «Атлас-Интернет» доступа к информационным ресурсам в сети «Интернет», установлено, что оператор связи ООО «Атлас-Интернет» не ограничивает доступ к информационным ресурсам, распространяемым посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологий и о защите информации», чем нарушило требования п.1 п.5 ст.46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», ч.2 ст.15.6, ч.10 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», пп. «а» п.26 «Правил оказания телематических услуг связи», утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, и п.5 лицензионных требований, являющихся приложением к лицензии № 114074.
По факту выявленного нарушения 21.02.2017 заявителем составлен протокол мониторинга № 74/107 и акт мониторинга № 74/107 (л.д. 24-28).
ООО «Атлас-Интернет» извещалось о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении путем направления соответствующего уведомления на адреса электронной почты указанные самим обществом на своих официальных бланках, а также почтовым отправлением (л.д. 15-20).
В соответствии с требованиями ч.2 ст.25.1, ст.28.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Атлас-Интернет» надлежащим образом извещённого о дате, времени и месте составления протокола, составлен протокол № АП-74/4/416 от 10.03.2017 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
24.03.2017 заявление Управления Роскомнадзора по Челябинской области о привлечении ООО «Атлас-Интернет» к административной ответственности с приложенными к нему материалами проверки поступило в арбитражный суд.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
На основании ст. 49 Гражданского кодекса РФ, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона РФ № 126-ФЗ от 07.07.2003. «О связи», условиями осуществления деятельности в области услуг связи, в том числе, является оказание пользователям услуг связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно п. 16 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии и Перечней лицензионных условий», оказание телематических услуг связи является лицензируемой деятельностью.
Таким образом, соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для оператора связи обязательным.
В целях оказания услуг связи оператор связи ООО «Атлас-Интернет» в соответствии с условиями лицензии и п.4 Лицензионных требований осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87, обеспечивает предоставление абоненту и (или) пользователю:
а) доступ к сети связи лицензиата;
б) доступ к информационным системам информационно – телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;
в) прием и передачу телематических электронных сообщений.
В силу п.5 ст.46 Федерального закона РФ № 126-ФЗ от 07.07.2003. «О связи», оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
На основании п.п. «а» п.26 «Правил Оказания телематических услуг связи», утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
В соответствии с п.5 лицензионных требований к лицензии № 114074, оператор связи обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилам оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана и ведётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - ЕАИС).
Основаниями для включения в Реестр соответствующих сведений являются вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также решения федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи.
Данный реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения ЕАИС, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101.
В силу п.13 Правил ведения ЕАИС перечень, доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», обновляется в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени.
В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети «Интернет».
По результатам проверки 21.02.2017 было установлено, что ООО «Атлас-Интернет» не блокировало доступ своих пользователей к 1 адресу ресурсов в сети «Интернет», доступ к информации которых в Российской Федерации запрещен.
Выявленное административным органом нарушение, допущенное обществом, является нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных п. 5 Лицензионных требований, являющихся приложением к лицензии № 106929 от 26.03.2013, п.п. «а» п. 26 «Правил оказания телематических услуг связи», утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, п. 5 ст.46 Федерального закона РФ № 126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи».
Возражения ответчика о том, что на дату составления протокола об административном правонарушении отсутствует ответственность за нарушение п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании ном права.
Поскольку приведенными выше нормами права соблюдение Правил оказания телематических услуг отнесено к числу лицензионных требований, административный орган пришел к верному выводу о том, что ООО «Атлас-Интернет» допустило осуществление предпринимательской деятельности по оказанию телематических услуг связи с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575, суд установил наличие в бездействии общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
При этом, объективная сторона правонарушения выразилась в том, что общество, выполняющее функции оператора связи в соответствии с выданной лицензией, не производило блокировку сайтов из «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Как следует из указанных норм права, каждый оператор связи, имеющий лицензию на оказание телематических услуг связи, на принадлежащей ему сети передачи данных обязан самостоятельно блокировать соответствующие сайты.
Совершение ООО «Атлас-Интернет» правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом № АП-74/4/416 от 10.03.2017 об административном правонарушении, протоколом мониторинга № 74/107 от 21.02.2017 и актом мониторинга № 74/107 от 21.02.2017, скриншотами интернет страниц, копией лицензии № 142690 от 19.06.2016 (л.д. 12, 21, 24-28).
ООО «Атлас-Интернет» (исходя из представленных материалов) не блокировалась информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам и терроризму (л.д. 28).
Доводы о том, что аппаратный агент АС «Ревизор» не имеет необходимого сертификата, данные полученные с него не могут быть доказательствами вины ответчика, подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с Приказом ФГУП «РЧЦ ЦФО» от 07.04.2016 № 72 автоматизированная система контроля за соблюдением операторами связи требований по ограничению доступа к сайтам в сети интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (далее – АС «Ревизор») введена в промышленную эксплуатацию.
Контроль за соблюдением операторами связи требований по ограничению доступа к запрещенным ресурсам в сети Интернет операторами связи каким-либо автоматическим или машинным измерением не является. Данный контроль осуществляется вручную.
В соответствии с Временным порядком проведения мониторинга соблюдения операторами связи требований по ограничению доступа к сайтам в сети интернет, исключено автоматизированное направление результатов контроля в ЕИС Роскомнадзора.
Должностное лицо ФГУП «РЧЦ ЦФО», ответственное за проведение мониторинга, в обязательном порядке осуществляет проверку в ручном режиме сформированных акта и протокола мониторинга, а также приложения к протоколу мониторинга из архива файлов, содержащего скриншоты информационных ресурсов в сети «Интернет», доступ к которым не был ограничен оператором связи.
По результатам проверки работник ставит личную подпись под актом мониторинга и направляет материалы проверки в управление Роскомнадзора на бумажном носителе.
Кроме того доводы общества о сомнениях в достоверности акта и протокола мониторинга, о недопустимости доказательств, полученных с использованием АС «Ревизор», несостоятельны, сведения, полученные посредством обращения к реестру ЕАИС через систему АС «Ревизор» могут быть проверены оператором самостоятельно при выгрузке реестра запрещенных ресурсов с сайта Роскомнадзора http://eais.rkn.gov.ru.
В силу частей 1, 2 статьи 4.5 КоАП РФ по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Правонарушение обнаружено 21.02.2017 (зафиксировано протоколом мониторинга № 74/107 и актом мониторинга № 74/107), соответственно трехмесячный срок истекает 21.05.2017.
Таким образом, на дату рассмотрения дела (19.05.2017) срок привлечения не истек.
В силу ст.ст. 2.1, 2.2 КоАП РФ, ст.205 АПК РФ, в предмет доказывания при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности входят обстоятельства, свидетельствующие о наличии либо отсутствии вины лица, привлекаемого к административной ответственности.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что у ответчика отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Доказательства, свидетельствующие о принятии Обществом (его коллективом, администрацией, должностными лицами) всех зависящих от него мер для соблюдения лицензионных требований и условий при оказании телематических услуг связи в материалах дела отсутствуют. Ответчиком не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства, регулирующего распространение средств массовой информации.
Таким образом, ответчик не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения лицензионных требований и условий.
Оснований для освобождения заявителя от административной ответственности по признакам ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью, по мнению суда, не имеется.
Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить ст. 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10. Обстоятельства дела и представленные доказательства свидетельствуют об отсутствии малозначительности совершенного правонарушения.
На основании изложенного, суд считает, что административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, имеет место, права ответчика не нарушены, процедуры, необходимые для привлечения к ответственности, соблюдены.
В соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Учитывая конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, а также характер правонарушения, отсутствие наступления вредных последствий, имущественного ущерба для государства, общества и конкретных юридических лиц, граждан, совершение правонарушения впервые (административный орган не доказал обратного), отсутствие отягчающих ответственность ответчика обстоятельств, устранение нарушения на момент рассмотрения дела, суд полагает, что применение наказания по низшему пределу санкции, установленной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в данном случае может обеспечить достижение целей административного наказания.
С учетом обстоятельств дела, степени вины ответчика, суд считает возможным применить к ООО «Атлас-Интернет» минимальную меру наказания, предусмотренную санкцией статьи, в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 206, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Атлас-Интернет», ОГРН 1027400661705, место регистрации: 456080, г Трехгорный, ул. Мира, д. 10, к административной ответственности по части 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол об административном правонарушении от 10.03.2017 № АП-74/4/416) в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме).
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Судья Белый А.В.