ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-711/15 от 03.09.2015 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск                                                                   Дело № А76-711/2015

10 сентября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2015 года

Решение в полном объеме изготовлено 10 сентября 2015 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области А.В. Белый, при  ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Д. Кузьменко  рассмотрев в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: <...>, кабинет 601 дело по заявлению ООО «РеМаг2»,  ОГРН <***>, г. Магнитогорск,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Челябинской области, ОГРН <***>,  г. Магнитогорск, 

о признании недействительным решения налогового органа от 11.08.2014 № 16 в части.

при участии представителей:

от заявителя: ФИО1 – 12.01.2015, паспорт

от ответчика: ФИО2 – по доверенности от 12.01.2015г. № 05-69/7-Ю, удостоверение

УСТАНОВИЛ:

ООО «РеМаг2» (далее – заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Челябинской области (далее – ответчик, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решений инспекции от 11.08.2014 № 16 в части выводов, сделанных в мотивировочной части решения о необоснованном применении налоговых вычетов по НДС в сумме 1 204 656 руб.

В обосновании заявленных требований указывает, что налоговое и международное законодательство не содержат ограничений по субъектам экспортных отношений. По мнению заявителя, указанными законодательными актами установлено, что экспортными признаются операции, совершенные только между хозяйствующими субъектами, а не между хозяйствующими субъектами и физическими лицами. Кроме этого, действующее законодательство и межгосударственные соглашения не запрещают поставку товаров на экспорт физическим лицам, которые являются плательщиками НДС при ввозе в свою страну автомобилей (указанное обстоятельство подтверждено документально: физические лица, которым ООО «РеМаг2» реализовало автомобили на экспорт, уплатили НДС при ввозе автомобилей в Республику Казахстан).

ООО «РеМаг2» отмечает, что общество заключило с физическими лицами (ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7) договоры реализации автомобилей именно на экспорт, в соответствии с которыми определены условия приобретения ими автомобилей, порядок уплаты таможенных и налоговых сборов, способа доставки, а также предоставление ими пакета документов, подтверждающего ввоз товара в Республику Казахстан. При предоставлении налогоплательщиком пакета документов для подтверждения экспорта налоговый орган не принял у заявителя документы, содержащие договор реализации автомобиля на экспорт и договор для регистрации автомобиля в транспортной инспекции, пояснив, что необходимо представить договор, предназначенный для регистрации автомобиля в транспортной инспекции, который в акте камеральной налоговой проверки трактуется как договор розничной купли-продажи на территории РФ, в связи с чем инспекцией отказано ООО «РеМаг2» в подтверждении налоговой ставки в размере 0 процентов.

Ссылаясь на статьи 492 и 500 ГК РФ, заявитель указывает, что при розничной купле-продаже товара оплата стоимости товара производится при его передаче покупателю, если иное не вытекает из закона или договора. Заявитель отмечает, что с указанными в акте камеральной налоговой проверки физическими лицами ООО «РеМаг2» заключены договоры поставки, то есть, договор, который предусматривал сроки передачи товара покупателю и сроки оплаты товара, а не договор розничной купли-продажи, так как заключенные с покупателями договоры не содержали условий о том, что автомобили продавались для личного, семейного использования покупателями, а не в иных целях.

Общество считает, что в материалах камеральной налоговой проверки имеются доказательства того, что покупатели - физические лица приобрели автомобили в ООО «РеМаг2» для личного семейного использования, не связанного с иными целями или предпринимательской деятельностью.

Заявитель указывает, что в решении налоговый орган определил место реализации автомобилей - Российская Федерация, в то время как товар был отгружен и транспортирован в Республику Казахстан покупателями в соответствии с EXW франко-склад Продавца, что подтверждает реализацию автомобилей именно на экспорт. То обстоятельство, что сделки осуществлены по юридическому адресу налогоплательщика, подтверждает принадлежность ему товара.

По мнению ООО «РеМаг2», наличие в договорах определений «продавец», «покупатель» не влияет на квалификацию заключенных сделок. Изменение способа оплаты с безналичного расчета на наличный расчет также не влияет на квалификацию сделок.

Налогоплательщик обращает внимание, что действующее налоговое и международное законодательство не устанавливает, что реализация товара в одном государстве жителям другого государства для ввоза в свое государство не является экспортной операцией. Пакет документов, подтверждающий экспорт, представлен налогоплательщиком частично с декларациями, частично - в ходе камеральной проверки.

Также заявитель  указывает, что налоговым органом нарушен порядок вынесения решения.

Налоговый орган с требованиями заявителя не согласен по основаниям, приведенным в отзыве (т. 2 л.д. 68-75). По мнению налогового органа, операции по реализации российским налогоплательщиком легковых автомобилей физическим лицам - гражданам государств - членов Таможенного союза на основании договоров розничной купли-продажи подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) с применением ставки налога в размере 18% . При этом возврат сумму НДС, уплаченных физическим лицами – гражданами государств – членов таможенного союза при приобретении  луговых автомобилей на территории РФ регламентирован нормами Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе».

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению  по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 143 НК РФ ООО «РеМаг2» является  плательщиком налога на добавленную стоимость.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 164 НК РФ установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации  товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Порядок применения косвенных налогов в торговых отношениях между российской Федерацией и государствами-членами Таможенного союза установлен соглашением от 25.01.2008г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказания услуг в Таможенном союзе», а также протоколом  от 11.12.2009г. «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе».

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной (корректирующей) налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2014 г.

В ходе камеральной налоговой проверки инспекцией установлено, что ООО «РеМаг2» реализованы в 1 квартале 2014 года по договорам розничной купли-продажи автомобили марки Тойота физическим лицам, а именно, гражданам Республики Казахстан для личного потребления на общую сумму 7 919 492 руб., в том числе:

- ФИО3 - 4 346 610,18 руб.;

- ФИО4 - 890 677,97 руб.;

- ФИО5 - 878 813,56 руб.;

- ФИО6 - 811 864,41 руб.;

- ФИО7 - 991 525,42 руб.

Инспекцией установлено, что ООО «РеМаг2» (продавец) с физическими лицами заключены следующие договоры купли-продажи автомобилей:

- с ФИО3 (покупатель) от 05.12.2014 №АТ00000005 на сумму 883 898,31 руб., от 22.01.2014 №АТ00000023 на сумму 940 677,97 руб., от 29.01.2014 №АТ00000046 на сумму 612 711, 86 руб., от 09.02.2014 №АТ00000094 на сумму 940 677,97 руб., от 27.03.2014 №АТ00000172 на сумму 968 644, 07 руб.;

- с ФИО5 (покупатель) от 24.02.2014 №АТ00000105 на сумму 878 813, 56 руб.;

- с ФИО6 (покупатель) от 04.03.2014 №АТ00000121 на сумму 811 864,41 руб.;

- с ФИО7 (покупатель) от 07.02.2014 №АТ00000076 на сумму 991 525,42 руб.

Из вышеуказанных договоров следует, что Покупателями транспортных средств являлись физические лица - граждане Республики Казахстан.

Из представленных заявителем документов инспекцией установлено, что физические лица - граждане Республики Казахстан (ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7) приобретают за наличный расчет автомобили на территории Российской Федерации у ООО «РеМаг2», расположенного по адресу: 455034, Россия, Челябинская обл.,
<...>.

Право собственности на транспортные средства Покупателям: ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7 переходит по акту приема – передачи продавцом ООО «РеМаг2» на территории Российской Федерации.

При ввозе автомобилей в Казахстан физическими лицами уплачивался НДС на таможне своего государства  по действующей в Казахстане ставке 12%.

По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 08.08.2014 № 3093 и приняты: решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.09.2014 № 1335, решение от 26.09.2014 № 146 об отказе в возмещении частично суммы НДС в размере 1 265 186 руб.

Основанием для вынесения указанных решений явился вывод инспекции о неправомерном отражении обществом суммы реализации автомобилей физическим лицам гражданам Республики Казахстан в налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2014 г., а также неправомерном заявлении налоговых вычетов по приобретенным автомобилям, которые в дальнейшем были реализованы физическим лицам гражданам Республики Казахстан.

Общество, не согласившись с вышеуказанными решениями налогового органа, обжаловало их в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы России по Челябинской области (далее - управление).

Решением управления на аплляционную жалобу от 26.08.2014 (т.2 л.д. 77-80) жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.

Арбитражным судом установлено, что в проверяемом периоде общество осуществляло реализацию автомобилей марки Тойота в Республику Казахстан, в том числе, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, - гражданам Республики Казахстан, местом реализации товара являлась территория Российской Федерации.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 165 НК РФ определен перечень документов, которые представляются в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при реализации товаров, названных в п. 1 ст. 164 НК РФ.

Согласно ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе регламентируется Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе, заключенным между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации 25.01.2008 (далее - Соглашение) и соответствующими протоколами к нему.

При экспорте товаров применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта (ст. 2 Соглашения).

В соответствии со ст. 4 указанного Соглашения, порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между Сторонами.

Согласно ч. 1 ст. 1 Протокола от 11.12.2009, при экспорте товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) государства - члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка налога на добавленную стоимость при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.

При экспорте товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства - члена Таможенного союза, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы Таможенного союза.

Пунктом 6 Протокола предусмотрено, что если представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств - членов таможенного союза обмена информацией, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.

Положениями ст. 1 Соглашения под термином «налогоплательщики (плательщики)» понимаются налогоплательщики (плательщики) налогов, сборов и пошлин государств - участников Таможенного союза; под «товаром» понимается реализуемые или предназначенные для реализации любое движимое и недвижимое имущество; «экспорт товаров» - вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками (плательщиками), с территории одного государства - участника таможенного союза на территорию другого государства - участника таможенного союза.

В соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ, налогоплательщиками НДС (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются, в том числе лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии со ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза, плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим НК РФ, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с положениями ст. 276.2 Налогового кодекса Республики Казахстан, плательщиками налога на добавленную стоимость в таможенном союзе являются, в том числе физические лица, импортирующие транспортные средства, подлежащие государственной регистрации в государственных органах Республики Казахстан.

Из анализа указанных норм, не следует, что операции по перемещению товаров через таможенную границу Таможенного союза, совершенные физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежат налогообложению, поскольку ни в налоговом, ни в таможенном законодательстве (на период вынесения решений налоговым органом) не имелось прямого указания на конкретный круг субъектов, которые могли совершать операции, подлежащие налогообложению.

Таким образом, поскольку физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, признаются налогоплательщиками, следовательно, положения Соглашения и Протокола на них распространяются. С учетом изложенного, отказ налогового органа в применении ставки 0 процентов НДС при реализации товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, в режиме экспорта в Республику Казахстан, неправомерен.

С учетом изложенного, отказ налогового органа в применении ставки 0 процентов НДС при реализации товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, в режиме экспорта в Республику Казахстан, неправомерен.

В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Арбитражным судом установлено, что для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС при реализации товаров налогоплательщиком был представлен в налоговый орган комплект документов в соответствии с п. 2 ст. 1 Протокола от 11.12.2009.

Также в материалы дела к каждому комплекту документов, подтверждающих реализацию автомобиля покупателям, обществом были представлены заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов покупателями автомобилей, надлежащим образом заверенные налоговой инспекцией Республики Казахстан (т. 1 л.д. 7378, 87-91, 106-110, 117-122). Данный факт налоговым органом не оспаривается.

Таким образом, представленные налогоплательщиком документы подтверждают факт вывоза товаров за пределы Российской Федерации и дают ему право на применение налоговой ставки 0% в отношении указанных операций.

Аналогичные выводы подтверждаются судебной практикой: постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа № Ф09-3354/15 по делу  А76-23832/2014

В соответствии с 2 ст. 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с п.1 ст.102 АПК РФ заявителем при подаче заявления уплачена госпошлина в сумме 3 000  руб. по платежному поручению от 14.01.2015 № 13 (т. 1 л.д. 11).

Согласно п.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании изложенного, заявителю возмещается госпошлина, в размере 3 000 руб.  за счёт МИФНС России № 16 по Челябинской области.

Руководствуясь ст.ст.110, 167, 168, п.2 ст.176, ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление удовлетворить.

Признать недействительным решение № 16 от 11.08.2014г., вынесенное Межрайонной ИФНС России № 16 по Челябинской области в части выводов, сделанных в мотивировочной части решения о необоснованном применении налоговых вычетов по НДС в сумме 1204656руб.,   как несоответствующее Налоговому законодательству РФ.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 16 по Челябинской области  в пользу ООО «РеМаг2»,  ОГРН <***>, г. Магнитогорск, судебные расходы по уплате госпошлины в размере 3000руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru

Судья                                                                        Белый А.В.