ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-7432/08 от 29.10.2008 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

«29» октября 2008г. Дело № А76-7432/2008-51-303

Судья Арбитражного суда Челябинской области Забутырина Л.В.,

При ведении протокола судебного заседания секретарем Богатыревой С.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «СТЭКК», г. Челябинск

к Администрации города Челябинска

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска

Главное управление архитектуры и градостроительства г. Челябинска

о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка в аренду, площадью 900 кв.м, расположенного по адресу: г. Челябинск, квартал ул. Труда – Советская- Цвиллинга-К.Маркса, кадастровый номер 74:36:05 09 013:044, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений путем принятия решения о предоставлении указанного земельного участка в аренду для строительства

при участии в заседании:

от заявителя: до объявления перерыва: Гросс О.В. – представителя по доверенности от 11.01.2008 г. (паспорт); Ялаловой Э.А. – представителя по доверенности от 11.01.2008 г. (паспорт); после окончания перерыва: Ялаловой Э.А. – представителя по доверенности от 11.01.2008 г. (паспорт);

от ответчика: Шеянова А.А. – представителя по доверенности от 19.03.2008 №05-340 (удостоверение);

от третьих лиц:

ГУАиГ г. Челябинска – не явился, извещен (л.д.94, 97);

КУИ и ЗО г. Челябинска – до объявления перерыва: Усольцевой М.Н. – представителя по доверенность № 12527 от 29.12.2007 г. (удостоверение); после окончания перерыва – не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «СТЭКК» (далее - общество, заявитель, ООО «СТЭКК») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнения) к Администрации г. Челябинска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка в аренду, площадью 900 кв.м, расположенного по адресу: г. Челябинск, квартал ул. Труда – Советская – Цвиллинга - К.Маркса, кадастровый номер 74:36:05 09 013:044, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений путем принятия решения о предоставлении указанного земельного участка в аренду для строительства.

Определением суда от 20.08.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее – КУИиЗО, комитет), Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска (далее – ГУАиГ, управление архитектуры) (л.д. 1).

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и уточнениях к нему (л.д. 2-3, 150-151), в обоснование приводит следующие доводы. Постановлением от 15.08.2003 обществу утвержден Акт выбора и предварительно согласовано место размещения объекта. Ч.5 ст. 30 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. В силу ч.1 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления границ земельного участка. Земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет. Руководствуясь ч.8 ст. 31, ч.2 ст. 32 ЗК РФ заявитель неоднократно обращался в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, возражений, замечаний со стороны ответчика не поступало, вместе с тем решение до настоящего момента о предоставлении земельного участка не принято. Требования постановления от 15.08.2003 выполнено в полном объеме.

Представитель Администрации в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему (л.д. 98-99, 138-139). В обоснование своих возражений приводит следующие доводы. Доказательств незаконности бездействия и нарушения прав общества заявителем не представлено. На момент обращения общества с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, срок действия постановления об утверждении акта выбора истек. Земельный участок на кадастровый учет поставлен 07.09.2006, т.е. после истечения срока действия постановления от 15.08.2003. Таким образом, отсутствуют доказательства выполнения требований действующего законодательства заявителем для получения земельного участка. Кроме того, срок на обжалование, установленный ч.4 ст. 198 АПК РФ пропущен.

Представитель КУИиЗО в судебном заседании пояснил, что требования заявителя считает необоснованными, не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным Администрацией г. Челябинска. Письменного мнения не представил.

Представитель ГУАиГ в судебное заседание не явился, документов, затребованных определениями суда, не представил. Ходатайством от 24.10.2008 просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 136).

В судебном заседании 24.10.2008 объявлялся перерыв до 29.10.2008 до 11.00, до 29.10.2008 до 17.00.

Информация об объявлении перерыва была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет (л.д. 152).

После окончания перерыва представители КУИиЗО, ГУАиГ в судебное заседание не явились.

Дело рассматривается в порядке ст. ст. 156, 163, 200 АПК РФ с учетом положений Информационного письма Президиума Вас РФ от 19.09.2006 № 113 «О применении ст. 163 АПК РФ».

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «СТЭКК» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией МНС России по Курчатовскому району г. Челябинска 02.12.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027402550669, что подтверждается свидетельством серии 74 № 0185395 (л.д. 22).

Письмом от 29.11.2002 исх. № 05-30 Общество обратилось в ГУАиГ с заявлением о заключении договора аренды и оформлении надлежащим образом землеотводных документов на земельный участок, расположенный в квартале улиц К. Маркса - Советской - Цвиллинга - Труда (л.д. 127).

Постановлением Главы г. Челябинска от 15.08.2003 № 1256-П обществу утвержден акт выбора земельного участка № 05-000349-2003 и предварительносогласовано место размещения офисного здания в квартале, ограниченном ул. Цвиллинга, ул. Труда, ул. Советской, ул. К. Маркса в Центральном районе г. Челябинска без проведения конкурса. Указанным постановлением на общество возложен ряд обязанностей, в том числе: принять долевое участие в разработке проекта застройки квартала в границах указанных улиц, согласовать и утвердить в установленном порядке, разработать проект здания офиса в соответствии с условиями акта выбора земельного участка, на основании которого оформить документы о предоставлении земельного участка для строительства здания офиса. В силу п.4 указанного постановления оно действительно в течение трех лет (л.д. 12).

В соответствии с Актом выбора земельный участок площадью 900 кв.м находится в водоохраной зоне - реки Миасс, историческом ядре центра города. Наличие соседних землепользователей: Камерный театр, МУП фирма «Челябстройзаказчик», ГКАПСО ЧГС, ИП Дейнеко (л.д. 6-10).

На основании заявки ООО «СТЭКК» от 15.12.2002, постановления Главы г. Челябинска от 15.08.2003 № 1256-П 03.11.2003 Главным архитектором города ГУАиГ утверждено архитектурно-планировочное задание на разработку проекта офиса в квартале по ул. Советской в Центральном районе исх. № 11344 (л.д. 86-87).

Письмом от 13.07.2004 исх. № 68 (вх. от 14.07.2004) общество обратилось в Главное управление ГНГЩ Челябинской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство офисного здания в зоне исторической застройкицентра г. Челябинска по адресу: ул. Советская, 18, приложив план-схему земельного участка (л.д. 107).

27.07.2004 исх. 16-375 директором ГНПЦ по охране историческою и культурного наследия Челябинской области утверждено задание № 12 на проектирование офисного здания в квартале ограниченном улицами Цвиллинга-Труда-Советской-К.Маркса в Центральном районе г. Челябинска (л.  д. 108).

Постановлением Главы г. Челябинска от 14.07.2004 № 1251-п утвержден акт выбора земельного участка № 05-000824-2004 (проект границ земельного участка) офисного комплекса и предварительно согласовано место размещения объекта строительства по ул. Советской в Центральном районе г. Челябинска ЗАО «Группа развития управления» без проведения торгов. В соответствии с постановлением на. ЗАО «Группа развития управления» возложен ряд обязанностей, в том числе по принятию долевого участия совместно с ООО «СТЭКК» в разработке проекта застройки квартала в границах улиц Труда - Цвиллинга - Карла Маркса -Советская (л.д. 67).

Письмом от 16.01.2006 общество обратилось в Общественную организацию Всероссийского общества инвалидов Челябинской области с заявлением о согласовании исключения п. 6 АПЗ № 11344 от 03.11.2003, предусматривающего мероприятия для маломобильных посетителей, т.к. здание офиса частное и посещение маломобильными посетителями не предусматривается (л.д. 106).

На основании протокола рассмотрения документов от 01.06.2006 № 05/23-44-06 Территориальным управлением Роспотребнадзора по Челябинской области выдано санитарно-эпидемиологическое заключение 06.06.2006 № 74.50.02.000.Т.000615.06.06, которым удостоверяется, что требования,установленные в проектной документации «Проект офисного здания в границах квартала, ограниченного улицами: К.Маркса, Цвиллинга, Труда, Советская г. Челябинск соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», СанПиН 42-128-4690-88 «санитарные правила содержания территорий населенных мест» (л.д. 113).

Письмом ГУ МЧС России по Челябинской области от 20.03.2006 исх. № 5/880 в соответствии с запросом ЗАО «Челябинскуглепроект» направлено экспертное заключение по разделу «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» рабочего проекта «Офисное здание в границах квартала, ограниченного указанными улицами», в соответствии с которым представленный раздел данного проекта согласован (л.д. 83).

Письмом от 21.04.2006 № 3/2686 Управление государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Челябинской области повторно рассмотрев проект «Офисное здание...» сообщило обществу и ОГПН Центрального района г. Челябинска, что замечаний не имеет (л.д. 84).

22.05.2006 Заместителем руководителя Нижне-Обского БВУ по Челябинской области утверждено экспертное заключение № 507/06 отдела водных ресурсов Нижне-Обского БВУ по Челябинской области на рабочий проект «Офисное здание по ул. Советской, 18 в Центральном районе г. Челябинска» (проектная организация: ОАО «Челябинскуглепроект»). В соответствии с выводами заключения: экспертизе подвергались разделы, затрагивающие вопросы использования и охраны водного фонда, на основании чего отдел рекомендует к утверждению рабочий проект в части влияния строительства на водный объект; представить проект на государственную экологическую экспертизу в Управление Росприроднадзора по Челябинской области (л.д. 109-112).

02.06.2006 ГИБДД УВД г. Челябинска представило обществу заключение № 231, в соответствии с которым проектная документация согласована (л.д. 82)

Письмом от 26.06.2006 исх. №19 (вх. от 27.06.2006 № 12663) общество обратилось в ГУАиГ с заявлением о продлении постановления от 15.08.2003 на проектирование и строительство здания офиса в квартале, ограниченном указанными улицами с учетом отвода дополнительного участка. К заявлению были приложены копия Постановления от 15.08.2003, копия Акта выбора участка, копия эскизного проекта, копия учредительных документов общества (л.д. 105).

Приказом Управления Росприроднадзора по Челябинской области от 25.07.2006 № 540 утверждено заключение № 331 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по рабочему проекту «офисное здание ...». В соответствии с заключением: анализ представленных материалов показал, что принятые в проекте конструктивные, строительные и технические решения не противоречат законодательству РФ в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. Проект выполнен в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и других нормативных материалов, в проекте содержатся природоохранные мероприятия, обеспечивающие экологическую безопасность намечаемой деятельности. Экспертная комиссия считает допустимым предусмотренное в документации воздействие на природные ресурсы и окружающую среду в процессе строительства и эксплуатации офисного здания и одобряет рабочий проект, реализация которого возможна (л.д. 116-122).

Распоряжением Главы г. Челябинска от 21.06.2006 № 987 внесены дополнения в Распоряжение Главы города от 25.07.2005 № 810 «О функциях и полномочиях заместителя Главы города, председателя КУИиЗО г. Челябинска С.Н. Мануйлова С.Н.»: приложение к распоряжению дополнено абзацем 10 следующего содержания: «издает распоряжения об утверждении проектов границ земельных участков на территории г. Челябинска» (л.д.133).

Письмом от 05.07.2006 обратилось в КУИиЗО с заявлением (вх. от 05.07.2006 № 14612) об утверждении проекта границ земельного участка для проектирования и строительства офисного здания по адресу: г. Челябинск, Центральный район, квартал, ограниченный ул. Цвиллинга, Труда, Советская, К. Маркса на основании Акта выбора № 05-000349-2003 и постановления главы г. Челябинска от 15.08.2003 (л.д.130).

Распоряжением Председателя КУИиЗО от 04.08.2006 № 27-М/1 в соответствии с ЗК РФ, ГрК РФ, на основании распоряжения Главы г. Челябинска от 21.06.2006 № 987 с целью дальнейшей подготовки правоустанавливающих документов обществу для строительства офисного здания утвержден проект границ земельного участка (землеустроительное дело № 535) из земель поселений (общественно-деловая зона) площадью 900 кв.м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Центральный район, квартал ул. Труда - ул. Советской - ул. Цвиллинга - ул. К. Маркса. На общество возложена обязанность по осуществлению постановки земельного участка на государственный кадастровый учет (л.д. 54).

Земельный участок из земель поселений площадью 900 кв.м поставлен на кадастровый учет, кадастровый № 74:36:05 09 013:0044 с разрешенным использованием - для строительства офисного здания. В соответствии с особыми отметками выписки из государственного земельного кадастра площадь земельного участка соответствует материалам межевания. Выписка от 07.09.2006 № 36.08/06-01-2420 предоставлена с целью подготовки правоустанавливающих документов на землю (л.д. 13-14).

Письмом (вх. от 14.09.2006 № 19271) общество представило в КУИиЗО во исполнение распоряжения «Об утверждении проекта границ земельного участка для подготовки правоустанавливающих документов» от 04.08.2006 № 27-М/1 кадастровый паспорт от 07.09.2006 на земельный участок площадью 900 кв.м (л.д. 77).

Приказом Министерства культуры Челябинской области от 09.08.2006 № 169 утвержден Акт историко-культурной экспертизы от 07.08.2006 № 13-06-ИКЭ. Из утвержденного акта следует, что проектные материалы рекомендованы к согласованию и доработке на последующих стадиях проектирования с учетом замечаний и рекомендаций данного экспертного заключения: доработки эскизного проекта с учетом замечаний экспертов в части оценки объемно-планировочного и архитектурного решения здания совместно с общей композицией объемно-пространственного решения застройки квартала; в соответствии с положениями ст. 14 Закона Челябинской области от 28.10.2004 № 306-30 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Челябинской области» разработать в составе проекта раздел «Охрана объектов культурного наследия» (л.д. 123-126).

Письмом от 14.08.2006 исх. № 175 общество обратилось к Главе г. Челябинска с заявлением о подготовке постановления на проектирование и строительство офисного здания по ул. Советской, 18 в Центральном районе г. Челябинска с приложением: постановления от 15.08.2003, акта выбора земельного участка, характеристикой объекта, анкетой застройщика, учредительных документов общества, заключений СЭС, УГПС, ГИБДД, экологической экспертизы, отдела водных ресурсов, ГО и ЧС, протокола радиационного обследования, карты согласования проекта и протокола производства работ (л.д. 53).

Письмом от 11.10.2006 б/н (вх. в Администрацию от 20.11.2006 № 10/8771 Общество обратилось к Главе г. Челябинска с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства (разрешить строительство) 4-5-ти этажного офисного здания в границах квартала, ограниченного ул. К.Маркса, Цвиллинга, Труда, Советская Центрального района г. Челябинска. К заявлению были приложены: анкета застройщика, схема-справка земельного участка, характеристики предложений по строительству объекта, предполагаемого к строительству, учредительные документы (л.д. 57).

Письмом от 20.11.2006 исх. № 28 общество в дополнение к ранее поданному заявлению (вх. № 10/8771 от 20.11.2006) направило заявление о предоставлении земельного участка для строительства офисного здания, в указанных границах с приложением Акта выбора, постановления от 15.08.2003, заявления общества от 26.06.2006 исх. № 19, распоряжения от 04.08.2006, кадастрового плана земельного участка от 07.09.2006 (л.д.131)

Обществу МУП «АПЦ» представлен протокол согласования условий производства земляных работ № 104 в соответствии с картой согласования проекта (л.д. 88, 89).

Письмом от 03.07.2007 исх. № 286 (вх. от 03.07.2007) общество обратилось к Главе г. Челябинска с заявлением, в котором просило дать согласие на разработку обществу граддокументации на квартал, ограниченный улицами: Цвиллинга, Труда, Советская, Карла Маркса в Центральном районе. В письме сообщалось, что по заявке оформляется распоряжение на проектирование и строительство офисного здания по ул. Советской, 18. Имеется дописка о готовности финансирования разработки граддокументации. Приложены учредительные документы общества, письмо исх. от 14.08.2006 № 175 (л.д. 52).

Распоряжением Первого заместителя Главы г. Челябинска от 08.10.2007 № 3552-Д в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Генеральным планом г. Челябинска, Правовым зонированием территории г. Челябинска, утвержденным решениями Челябинской городской Думы от 30.12.2003 № 32/2 и от 27.04.2004 № 36/8, ст. 7 Федерального Закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ, ст.ст. 45, 46 ГрК РФ, Постановлением Главы г. Челябинска от 12.05.2005 № 528-п «Об обеспечении подготовки документации по планировке территории г. Челябинска», инициативой ООО «СТЭКК» по разработке документации по планировке территории в границах улиц: Цвиллинга, Труда, Советская, К.Маркса предписано разработать в течение одного года документацию по планировке территории на земельном участке из земель населенных пунктов в границах указанных улиц (общественно-деловая зона) площадью 3,4382 га, в Центральном районе г. Челябинска (л.д. 51).

Письмом от 18.10.2007 исх. № 323 (вх. от 18.10.2007 № 22379) общество обратилось в ГУАиГ с заявлением о подготовке задания на разработку проекта застройки квартала, ограниченного улицами: Цвиллинга, Труда, Советской, К.Маркса с приложением распоряжения от 08.10.2007 № 3552-д Первого заместителя Главы г. Челябинска о разработке документации по планировке территории (л.д. 50).

Письмом от 08.04.2008 исх. № 391 (вх. в Администрацию от 10.04.2008 № 10-4030/08-0-0, в арх. от 11.04.2008 № 8179) общество обратилось к Главе г. Челябинска с заявлением, в котором указало на следующие обстоятельства: постановлением от 15.08.2003 № 12506-п утвержден акт выбора и предварительно согласовано место размещения офисного здания обществу «СТЭКК» выделен земельный участок площадью 900 кв.м. Обществом разработан и согласован проект офисного здания. С июля 2007 и по настоящее время договор № УЗ № 008911-К-2007 аренды данного земельного участка находится на подписи в КУИиЗО. Общество неоднократно обращалось в комитет о рассмотрении вопроса подписания данного договора, но ответов не получено. Общество убедительно просило выделить указанный земельный участок (л.д. 56).

21.12.2007 Главным архитектором города утверждено задание № 109 на разработку документации по планировке территории «Проект планировки и межевания территории в границах улиц Цвиллинга - Труда - Советская -К.Маркса в Центральном районе г. Челябинска», Заказчик - ГУАиГ Администрации г. Челябинска, инвестор - ООО «СТЭКК». Пунктами 10-13 указанного задания предусмотрена необходимость получения заключения и согласования документации в соответствии с действующим законодательством, представление документации в ГУАиГ для получения свидетельства о согласовании документации по планировке территории, в соответствии с п.5 ст. 46 ГрК РФ и решением Челябинской городской Думы от 11.04.2006 № 12/1 документация подлежит рассмотрению на публичных слушаниях и утверждению Главой г.Челябинска (л.д. 65-66).

Не дождавшись ответа на свои обращения о предоставлении земельного участка, полагая, что Администрация г. Челябинска незаконно бездействует, чем нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия по непредоставлению земельного участка.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу ч.1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

При этом в силу ч.3 указанной статьи ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

В соответствии с ч.5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.7-8 ст. 30 ЗК РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием, в том числе для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

В силу ч.8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков независимо от продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии с ч.1 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (ч.2 ст. 32 ЗК РФ).

Решением Челябинской городской Думы от 29 мая 2006 г. N 13/3 утвержден Временный порядок оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска (далее – Временный порядок).

В соответствии с п.24 Временного порядка правовой акт об утверждении акта выбора земельного участка действует в течение трех лет и служит основанием:

1) для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства;

2) выдачи архитектурно-планировочного задания для проектирования;

3) получения технических условий;

4) заключения договора на разработку проекта лицензированной проектной организацией;

5) обновления топографической съемки;

6) получения разрешения на инженерные изыскания для подготовки проектной документации;

7) получения согласований проектной документации, прохождения необходимых экспертиз проектной документации;

8) установления границ земельного участка на местности;

9) государственного кадастрового учета.

В силу п. 26 Временного порядка гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются на имя Главы города Челябинска с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства.

Пунктом 27 Временного порядка установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению:

1) правовой акт об утверждении акта выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства;

2) акт выбора земельного участка;

3) кадастровая карта (план) земельного участка;

4) паспорт гражданина или учредительные документы;

5) для юридических лиц - справка об отсутствии задолженности по арендной плате, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, информационное письмо об учете в Едином государственном регистре предприятий и организаций Челябинского областного комитета государственной статистики Госкомстата России или выписка из него.

В соответствии с п.28 Временного порядка при наличии перечисленных документов главное управление архитектуры и градостроительства обеспечивает подготовку правового акта о предоставлении земельного участка для строительства в срок, не превышающий 14 дней с момента регистрации заявления.

Таким образом, в силу вышеуказанных норм права подача заявления о предоставлении земельного участка для строительства с приложением кадастрового плана при наличии утвержденного акта выбора земельного участка порождает обязанность уполномоченного органа рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка.

Как следует из материалов дела, постановлением от 15.08.2003 № 1256-п обществу утвержден Акт выбора земельного участка и предварительно согласовано место размещения офисного здания. Таким образом, с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на основании указанного постановления общество должно было обратиться в орган местного самоуправления не позднее 15.08.2006, при этом к заявлению должны были быть приложены в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, Временного порядка, в том числе кадастровый план земельного участка.

С заявлением об утверждении проекта границ земельного участка Общество обратилось 05.07.2006 (л.д. 130), распоряжением от 04.08.2006 № 27-М/1 утвержден проект границ земельного участка (л.д. 54).

Обществом согласован проект, проведены работы по формированию земельного участка, земельный участок поставлен на кадастровый учет 07.09.2008 (л.д. 6-10, 12, 13-14).

Обращение общества от 14.08.2006 (л.д. 53), по мнению суда, не может свидетельствовать о том, что именно указанное письмо является заявлением общества о предоставлении земельного участка в аренду на основании постановления от 15.03.2008, поскольку из содержания данного письма следует, что общество обращалось с заявлением о подготовке постановления на проектирование и строительство офисного здания. Кроме того, из текста письма не следует, что к заявлению был приложен кадастровый план земельного участка в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, Временного порядка (л.д. 53).

Кадастровый план был первоначально представлен в КУИиЗО 14.09.2006 (л.д. 77).

В связи с чем, суд полагает, что представленные в совокупности документы свидетельствуют о том, что с заявлением о предоставлении земельного участка с приложением всех необходимых документов, в том числе кадастрового плана, первоначально общество обратилось только 20.11.2006, т.е. по истечении срока действия постановления об утверждении акта выбора земельного участка.

Ссылка общества на то обстоятельство, что общество действовало в соответствии с постановлением от 15.03.2008, которым предусмотрено сначала разработать проект здания офиса в соответствии с условиями акта выбора и уже на основании согласованного проекта оформить документы о предоставлении земельного участка для строительства здания офиса в порядке, установленном федеральным законом, не может быть принята во внимание по следующим основаниям.

Анализ норм Земельного кодекса РФ, Временного порядка позволяет сделать вывод о том, что указанные нормативные правовые акты не содержат обязательных дополнительных требований к застройщику при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка. Кроме того, заявителем не представлено доказательств того, что выполнение иных условий постановления препятствовало обращению общества с заявлением об утверждении проекта границ и постановке земельного участка на государственный кадастровый учет. Более того, как следует из письма общества от 05.07.2006 к заявлению об утверждении проекта границ земельного участка не было приложено никаких документов, доказательств того, что Комитетом у общества истребовались дополнительные документы для решения вопроса об утверждении проекта границ материалы дела также не содержат, проект границ был утвержден 04.08.2006 (л.д. 130).

Земельным кодексом Российской Федерации не определены последствия истечения трехгодичного срока действия постановления об утверждении акта выбора и предварительном согласовании места размещения объекта.

Исходя из анализа ч.8 ст. 31 ЗК РФ, следует, что закон предусматривает возможность продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, следовательно, продление срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта является правом органа местного самоуправления, осуществляющего предоставление земельных участков, однако закон не содержит условий, при которых продление такого срока является обязательным для органа, принявшего решение, при таких обстоятельствах, сам по себе пропуск установленного законом трехгодичного срока не порождает обязанности уполномоченного органа решить вопрос о его продлении.

Отказ уполномоченного органа местного самоуправления в реализации права на продление срока действия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта либо его бездействие по данному вопросу могут быть признаны судом незаконными по заявлению заинтересованного лица в случае наличия объективных и уважительных причин для такого продления.

Как следует из материалов дела, общество обращалось с заявлением в ГУАиГ о продлении постановления от 15.08.2003, доказательств того, что срок действия постановления от 15.08.2003 был продлен материалы дела не содержат, доказательств направления уполномоченным органом отказа в продлении срока действия постановления обществу материалы дела также не содержат, как не содержат они и доказательств того, что общество обращалось в суд с требованием о признании незаконным бездействия по непринятию решения по заявлению общества о продлении срока действия постановления от 15.08.2003.

Ссылка общества на то обстоятельство, что уже имеется проект договора аренды земельного участка, подписанный обществом, а также имеется письмо ГУАиГ без номера, даты, подписи (расшифровка Д.С.Градобоев), адресованное КУИиЗО, в котором с просьбой на рассмотрение проекта распоряжения и ускорения оформления договора аренды земельного участка указывается на то, что на рассмотрении с 27.04.2007 находится проект распоряжения (оформленный ГУАиГ) о предоставлении в аренду земельного участка для строительства офисного здания по ул. Советской ООО «СТЭКК» (л.д. 61, 78-81), не может быть принята судом во внимание в силу следующих обстоятельств.

В силу ч.1 ст. 35 Устава Глава города возглавляет администрацию города Челябинска и обладает, в том числе полномочиями по изданию постановлений в пределах своих полномочий по решению вопросов местного значения.

Постановлением Главы города Челябинска от 26 декабря 2005 г. N 1507-п утверждено Положение о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска.

В соответствии с п. 18 Положения основной целью деятельности Комитета является осуществление в пределах своей компетенции от имени муниципального образования город Челябинск функции по управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, а в силу пп.1 п. 24 осуществляя функции Комитет выступает арендодателем при сдаче в аренду муниципального имущества, а также земельных участков, находящихся в федеральной, государственной (до разграничения государственной собственности на землю) и муниципальной собственности.

Анализ указанных норм в совокупности с вышеприведенными нормами Земельного кодекса РФ и Временного порядка, позволяют сделать вывод о том, что договор аренды земельного участка может быть заключен только в случае принятия решения о предоставлении земельного участка уполномоченным органом, в силу чего, ссылка общества на подписанный обществом договор аренды, письмо ГУАиГ, адресованное в КУИиЗО не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что у Администрации отсутствовала, предусмотренная ст. 32 ЗК РФ обязанность по принятию решения по заявлению общества о предоставлении земельного участка в аренду, в связи с чем, бездействие не может быть признано незаконным. Соответственно указанное бездействие ответчика не может нарушать прав и законных интересов заявителя, не доказавшего своевременность обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на основании утвержденного акта выбора.

На основании ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, в силу ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Из содержания указанной нормы следует, что необходимость рассмотрения судом вопроса о наличии уважительных причин пропуска срока и о возможности его восстановления не зависит от того, подано ли заявителем ходатайство о восстановлении пропущенного срока и заявлено ли о пропуске срока иными лицами, участвующими в деле.

В соответствии с частью 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что заявитель пропустил срок и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, суд вправе отказать в удовлетворении заявления по этим мотивам.

В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В обоснование своих возражений ответчик ссылается, в том числе на пропуск заявителем срока, установленного п. 4 ст. 198 АПК РФ, на обжалование.

В силу ч.1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как установлено судом, общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка 20.11.2006, в силу норм ЗК РФ, Временного порядка Администрация обязана была рассмотреть заявление в двухнедельный срок, однако указанных действий не последовало. Следовательно, о нарушении своих прав общество должно было узнать не позднее конца декабря 2006 – начала января 2007. С заявлением о признании незаконным бездействия общество обратилось в суд 07.06.2008, о чем свидетельствует соответствующий штамп на заявлении (л.д. 2).

С учетом того, что в судебном заседании общество ходатайство о восстановлении нарушенного срока не заявляло, а в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие уважительных причин пропуска срока на обжалование (подтверждающих наличие обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обжалованию бездействия), суд приходит к выводу о пропуске обществом срока на обжалование.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока подачи заявления, установленного ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В связи с чем, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Кроме того, суд обращает внимание заявителя, на то, что он не лишен возможности повторно обратится в орган местного самоуправления с заявлением о продлении срока действия постановления об утверждении Акта выбора, либо обратиться в суд с требованием о признании незаконным бездействия по непринятию решения по заявлению общества о продлении срока действия постановления от 15.08.2003.

Расходы по госпошлине, уплаченной обществом при обращении в суд в сумме 2 000 руб. по платежному поручению от 06.06.2008 № 136, подлежат отнесению на заявителя.

Именем РФ, руководствуясь 167-170,176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «СТЭКК», г. Челябинск о признании незаконным бездействия Администрации г. Челябинска, выразившегося в непринятии решения о предоставлении ООО «СТЭКК» земельного участка в аренду, площадью 900 кв.м, расположенного по адресу: г. Челябинск, квартал ул. Труда – Советская – Цвиллинга – К.Маркса, кадастровый № 74:36:05 09 013:0044, возложении обязанности на Администрацию г. Челябинска в двухнедельный срок принять решение о предоставлении ООО «СТЭКК» земельного участка площадью 900 кв.м в аренду, расположенного по адресу: г. Челябинск, квартал ул. Труда – Советская – Цвиллинга – К.Маркса, кадастровый № 74:36:05 09 013:0044, для строительства отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Л.В. Забутырина