Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 12 сентября 2023 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елагиной Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: <...>, каб. 416 дело по заявлению администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Увельского муниципального района Челябинской области, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Финансового управления Администрации Увельского муниципального района, ОГРН: <***>, Администрации Увельского муниципального района,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности, паспорт,
от ответчика: ФИО2, председателя контрольно-счетной палаты, паспорт,
представители иных лиц, участвующих в деле не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнений) к Контрольно-счетной палате Увельского муниципального района Челябинской области (далее – ответчик, КСП) о признании недействительным представления № 02-11/01 от 06.03.2023 «Об устранении нарушений» к Акту № 2-ИА/23 «по результатам проверки законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, элементами аудита закупок Администрации Хуторского сельского поселения» от 06.03.2023, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление Администрации Увельского муниципального района, Администрация Увельского муниципального района.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, письменных объяснениях. В обоснование указал, что нарушен срок оформления акта, обжалуемое представление выдано без учета замечаний (возражений) объекта проверки, одновременно с актом 2-ИА/23 от 06.03.2023, нарушены права Администрации Хуторского сельского поселения в качестве объекта контрольных мероприятий в части принятия доказательств целевого использования бюджетных средств, фактически проигнорированы возражения (замечания) к Акту проверки, перед окончательным формированием Акта проверки не запрашивались документы, по которым отражены в акте нарушения. Полагает, что КСП сделан вывод о нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности Администрации Хуторского сельского поселения на основе недоказанных фактов.
В письменных объяснения заявитель указал, что заинтересованным лицом искажен предмет договоров, вывод о нецелевом использовании не соответствует положениям соглашений от 10.01.2022 № 12 о предоставлении Иного межбюджетного трансферта из бюджета Увельского муниципального района бюджету сельского поселения и соглашения от 10.01.2022 № 11 «О передачи части полномочий». Полагает, что вывод о нецелевом расходовании бюджетных средств в сумме 72,72 тысяч рублей не основан на нормах материального права и имеющихся доказательствах.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, представил отзыв, уточнения на отзыв. Полагает, что срок оформления акта не нарушен, в связи с тем, что для проведения экспертизы выводов о нецелевом использовании бюджетных средств, было принято решение продлить контрольное мероприятие, с целью изучения НПА администрации Хуторского сельского поселения, размещенных на официальном сайте в сети интернет, все разногласия, которые были представлены администрацией Хуторского сельского поселения по результатам проверки, рассмотрены, протокол разногласий направлен Главе Хуторского сельского поселения на электронный адрес, финансово -хозяйственная деятельность заявителем осуществлялась с нарушением норм Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Третье лицо Финансовое управление Администрации Увельского муниципального района представило письменное мнение. Администрация Увельского муниципального района представила отзыв, в котором указала, что оставляет разрешение дела на усмотрение суда.
В судебное заседание представители третьих лиц не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства.
С учетом изложенного, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей лиц, не явившихся в судебное заседание, в порядке статей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
КСП на основании приказа председателя КСП от 19.01.2023 № 04-20/1 «О проведении контрольного мероприятия» в соответствии с программой проведения контрольного мероприятия в отношении Администрация Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области в период с 30.01.2023 по 28.02.2023 проведена проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, с элементами аудита закупок Администрацией Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области за 2022 год.
Администрацией поселения в ходе контрольного мероприятия в адрес КСП направлены следующие документы:
- пояснения: исходящий номер 27 от 31.01.2023, исходящий номер 37 от 07.02.2023,
- распоряжение Администрации поселения от 22.07.2022 № 52 «О проведении субботника по санитарной очистке прилегающей территории к санкционированной свалке села Песчаное»;
- распоряжение Администрации поселения от 30.09.2022 № 69 «О проведении субботника по санитарной очистке прилегающей территории к санкционированной свалке села Хуторка»;
- распоряжение Администрации поселения от 10.01.2022г. № 2 «О плане работы администрации Хуторского сельского поселения».
По результатам проверки был составлен Акт от 06.03.2023 № 2-ИА/23 с приложениями. Согласно Акту от 06.03.2023 № 2-ИА/23 КСП выявлены следующие нарушения.
Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы поселения.
Первоначальная бюджетная смета утверждена Главой поселения 02.01.2022 по подразделам КФСР в общей сумме 10 282,25 тысяч руб., в том числе по КБК 93806050130006240244 в сумме 208,44 тыс. рублей. Уточненная бюджетная смета, утверждена Главой поселения 31.12.2022г. итоговые показатели составили 15 165,80 тысяч рублей это больше на 4 883,55 тысяч рублей или 47,49% к первоначальной смете.
При проведении проверки порядка составления, ведения бюджетной сметы и ее исполнение выявлено, что к уточненным показателям бюджетной сметы Администрации поселения не представлены обоснования.
Отдельная муниципальная программа в Хуторском сельском поселении не утверждена, главному распорядителю бюджетных средств не представлена. В поселении Решением совета депутатов от 27.06.2019 в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998г. № 89 «Об отходах производства и потребления» определены мероприятия по сбору и вывозу ТКО.
При анализе должностных обязанностей контрактного управляющего, которые определены должностной инструкцией, выявлено, что п.п.2.1,2.2,2.3 не соответствуют нормам ст.38 Закона № 44-ФЗ. С целью применения норм ч. 6 - 8, 13, 14 ст. 94 Закона № 44-ФЗ Администрации поселения рекомендовано разработать порядок работы членов комиссии по приемке работ, товаров и услуг.
- не соблюден принцип эффективности использования бюджетных средств путем определения НМЦК. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) не применялся.
В ходе анализа заключенных договоров выявлено, что при заключении договоров при определении цены договора калькуляция услуг не подвергалась проверке со стороны Заказчика. В договорах на вывоз мусора, заключенных с ФИО3: от 12.01.2022 на сумму 10 000 рублей, от 01.03.2022 на сумму 10 000 рублей, от 01.04.2022 на сумму 10 000 рублей, от 04.05.2022 на сумму 10 000 рублей, общая стоимость услуг согласно представленной калькуляции к данным договорам должна составлять 9 999,99 рублей. Расчет стоимости 1 услуги по уборке контейнерной площадки составляет 1 111,11 рублей, убрать необходимо 9 контейнерных площадок на территории 15 сельского поселения. Цена каждого вышеперечисленного контракта должна составлять 9 999,99 рублей.
В ходе анализа исполнения договора от 12.01.2022 без номера выявлено, что работы по уборке и вывозу крупногабаритного органического мусора (ветки) с территории контейнерных площадок ТКО выполнены. Срок выполнения работ по договору не нарушен (Акт о приемке выполненных от 31.01.2022 № 2 на сумму 10,00 тысяч рублей). Оплата за выполненные работы Администрацией поселения осуществлена в срок, установленный в договоре на основании акта выполненных работ. В нарушение требований ч. 1 ст.94 № 44-ФЗ экспертиза выполненных работ не проведена, отметка о проведении экспертизы и подписи экспертов отсутствуют (Письмо Минфина от 26.10.2017г. № 24-03- 08/70501).
Проведена проверка достоверности и законности произведенных операций по лицевым и банковским счетам при исполнении договора от 12.01.2022 без номера. В ходе проверки установлено, что операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражались Администрацией поселения в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками № 4 (далее - Журнал операций № 4). Акт № 2 от 31.01.2022 о приемке выполненных работ подписан со стороны администрации поселения 31.01.2022, а к бухгалтерскому учету принят 22.02.2022, что подтверждено записью в журнале операций № 4 за февраль 2022года, содержание операции (очистка дорог от снега) не соответствует наименованию работ указанных в акте (уборка и вывоз крупногабаритного органического мусора (ветки) с территории контейнерных площадок ТКО).
В ходе анализа исполнения договора от 01.04.2022г. без номера выявлено, что работы по уборке и вывозу крупногабаритного органического мусора (ветки) с территории контейнерных площадок ТКО выполнены. Срок выполнения работ по договору не нарушен (Акт о приемке выполненных от 30.04.2022г. без номера на сумму 10,00 тысяч рублей). Оплата за выполненные работы Администрацией поселения осуществлена в срок, установленный в договоре на основании акта выполненных работ. В нарушение требований п.1 ч. 1 ст.94 44-ФЗ экспертиза выполненных работ не проведена, отметка о проведении экспертизы и подписи экспертов отсутствуют (Письмо Минфина от 26.10.2017г. № 24-03- 08/70501). Проведена проверка достоверности и законности произведенных операций по лицевым и банковским счетам при исполнении договора от 01.04.2022г. без номера. В ходе проверки установлено, что операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражались Администрацией поселения в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками № 4 (далее - Журнал операций № 4). Акт без номера от 30.04.2022г. о приемке выполненных работ подписан со стороны администрации поселения 30.04.2022г., а к бухгалтерскому учету принят 12.05.2022г., что подтверждено записью в журнале операций № 4 за май 2022года.
В нарушение п.11 Инструкции № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее Инструкции № 157н) установлен факт неправильного ведения журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, а именно: нарушена хронологическая группировка объектов бухгалтерского учета (к журналу операций за февраль подложены первичные документы за январь, апрель).
от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Администрацией к акту проверки были представлены возражения, в которых заявитель указал, что нарушен срок оформления Акта, акта подписан с замечаниями, а представление выдано без учета замечаний, изменения в смету не вносились, транспортирования и утилизации мусора в договорах с подрядчиками, нет, в запросе документов отдельная программа не запрашивалась, изменения цены не было ни по одному договору с момента их подписания, согласование объема по услугам по уборке и вывозу крупногабаритного органического мусора с территории контейнерных площадок ТКО нецелесообразно. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом ограничения в отношении годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не применяются в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений, в данном случае у заказчика отсутствует необходимость приложения к контракту обоснования цены контракта, в том числе ценовых (коммерческих) предложений от поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Экспертиза выполненных работ выполняется внутренним способом и возложена на комиссию по приемке выполненных услуг, работ и товаров» распоряжением № от Копии актов (экспертиз) в Запросе о предоставлении документов № 0420/2 от 19.01.2023г. не отражены. Результаты «внутренней» и «внешней» экспертизы не подлежат размещению в ЕИС. В соответствии с каталогом отходов, древесный мусор относится к отходам из 3 группы, составляют 5 класс опасности. На деятельность по обращению с отходами I-IV классов организациям требуется получить лицензию. Законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обозначено, что на деятельность с отходами 5 класса лицензия не требуется.
Расходование бюджетных средств, при заключении договоров (контрактов) с единственным поставщиком на участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения в сумме 72,72 тысяч рублей контрольным органом признаны нецелевыми. Предмет договоров (санитарная очистка прилегающей территории) не соответствует видам работ соглашения от 10.01.2022г. № 12 о предоставлении Иного межбюджетного трансферта из бюджета Увельского муниципального района бюджету сельского поселения. В нарушение требований ст.38, ст. 162, п.1 ст.306.4 БК РФ допущено нецелевое использование Межбюджетного трансферта, имеющие целевое назначение.
Расходование бюджетных средств, при заключении договоров (контрактов) с единственным поставщиком на участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения без обоснования начальной максимальной цены контракта в сумме 99,62 тысяч рублей контрольным органом признаны неэффективными. Принцип эффективности использования бюджетных средств определен ст.34 БК РФ.
Нарушения требований БК РФ, требований закона о бухгалтерском учете, требований закона о контрактной системе в сфере закупок товаров работ и услуг для муниципальных нужд содержат признаки состава административных правонарушений.
Администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области предписано в срок до 01.04.2023:
Не согласившись с указанным представлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статей 13 ГК РФ установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия
(бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п.1.3.2. Плана работы КСП на 2023 г., утверждённого Приказом от 23.12.2022 г. № 05-05/4, в соответствии со ст. 12. Федерального закона от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», на основании приказа «О проведении контрольного мероприятия» от 19.01.2023 № 04-20/1, приказа «О продлении контрольного мероприятия» от 28.02.2023 г. № 04-20/16, составлена Программа проведения Контрольного мероприятия, Поручение о проведении контрольного мероприятия и Контрольно - счетной палатой Увельского муниципального района было проведено контрольное мероприятие в администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района.
Материалами дела также установлено, что Контрольное мероприятие в администрации Хуторского поселения окончено 06.03.2023 и после завершения контрольных действий на объекте КСП оформлен акт проверки по вопросам программы контрольного мероприятия 06.03.2023 г. № 2-ИА/23.
При этом, доводы представителя заявителя о нарушении срока оформления акта, подлежат отклонению, как противоречащие фактическим обстоятельствам дела. Так, из представленных в материалы дела документов следует, что для проведения экспертизы выводов о нецелевом использовании бюджетных средств, было принято решение продлить контрольное мероприятие, с целью изучения НПА администрации Хуторского сельского поселения, размещенных на официальном сайте в сети интернет (Положение о бюджетном процессе, Решение Совета депутатов о бюджете на 2022 год и плановый период, Решение об утверждении муниципальных программ поселения и т.д.) - приказом «О продлении контрольного мероприятия» от 28.02.2023 г. № 04-20/16 срок контрольного мероприятия продлен до 06.03.2023 г.
Из содержания Акта проверки следует, что возражения могут быть представлены, в срок до 7 рабочих дней со дня получения акта (акт вручен 06.03.2023г.), данный срок утвержден Стандартами внешнего муниципального контроля.
Действительно, Администрацией в адрес КСП были направлены возражения на Акт (дата подготовки возражений 07.03.2023). При этом, как следует из материалов дела, оспариваемое представление было выдано Администрации вместе с Актом, 06.03.2023.
Указанное обстоятельство, не нарушает прав заявителя, поскольку заявитель, не лишен возможности представить возражения (даже при наличии представления), заявитель указанным правом воспользовался, возражения были рассмотрены КСП, составлен протокол разногласий от 09.03.2023 и направлен в адрес Администрации.
При обращении в суд, и в ходе судебного разбирательства, заявитель указал на нарушение прав Администрации Хуторского сельского поселения в части принятия доказательств целевого использования бюджетных средств.
При проведении контрольного мероприятия, КСП было установлено и не оспаривается заявителем, что на территории Хуторского сельского поселения существуют площадки (санкционированные свалки), разрешенные органами власти для размещения промышленных и бытовых отходов. Данные площадки являются временными, подлежат обустройству или закрытию в установленные сроки. Площадки размещены на землях сельского поселения, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.02.2013г., сделаны записи № 74-74-21/009/2013-109, № 74-74-21/009/2013-108. Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики -
для размещения площадки для временного хранения твердых бытовых отходов общей площадью 80 000 кв. метров.
Решением Советом депутатов от 27.06.2019г. № 19 «Об утверждении генеральной схемы очистки населенных пунктов Хуторского сельского поселения» утверждена генеральная схема очистки территорий населенных пунктов.
Согласно правил благоустройства, утвержденных Советом депутатов Хуторского сельского от 13.05.2019г. № 17 санитарная очистка прилегающих территорий возлагается на администрацию Хуторского сельского поселения в соответствии с картами схемами.
Санитарные правила содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88) от 05.08.1988г. предназначены в качестве руководства для организации, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений, независимо от их подчиненности.
При проведении контрольного мероприятия, КСП было установлено, что в проверяемом периоде Администрацией сельского поселения заключены 2 договора на общую сумму 72,72 тысяч рублей. Оплата расходов по данным договорам осуществлена по КБК 938060501300062402447 КОСГУ 255.
Из содержания договоров следует, что их предмет договоров (санитарная очистка прилегающей территории) не соответствует видам работ соглашения от 10.01.2022г. № 12 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из бюджета Увельского муниципального района бюджету сельского поселения.
Так, приложением 3 к соглашению от 10.01.2022г. № 12 утверждены виды работ о передаче части полномочий: участие в организации сбора мусора от субботников; ликвидация несанкционированных свалок; создание и (или) оборудование мест (площадок) накопления ТКО; оснащение контейнерами мест (площадок) накопления ТКО; содержание контейнерных площадок.
К подразделу 0605 "Другие вопросы в области охраны окружающей среды" относятся решения, которые находятся в компетенции местных Советов депутатов и местной администрации.
При этом, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" к числу вопросов местного значения относят организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу Приказа Минфина России от 06.06.2019 N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения», классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами) и органами управления государственными внебюджетными фондами основных функций, решение социально-экономических задач.
По подразделу 0503 "Благоустройство" классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы, в том числе на проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования.
КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» - если благоустройство проводится в рамках текущих расходов и включает, в том числе выполнение работ по расчистке территорий.
Как верно отметил представитель КСП, обязанность по обеспечению целевого и эффективного использования бюджетных средств выделяемых, в рамках настоящего соглашения предусмотрена, п.3.3.4 Соглашения от 10.01.2022г. № 12, и возлагается на Администрацию Хуторского сельского поселения.
Принцип целевого использования бюджетных средств закреплен в ст.38 БК РФ. Он означает, что в доведенных до получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и
лимитах бюджетных обязательств указана цель использования бюджетных средств. По сути, такой целью является заранее определенные направления расходования бюджетных средств. В соответствии с нормами ст.162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Учитывая, установленные выше обстоятельства, КСП обоснованно указала, что направленные денежные средства из бюджета района в сумме 72,72 тысяч рублей Хуторскому сельскому поселению, поселением использованы не по назначению, поскольку оплата по заключенным договорам не соответствует полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете на 2022 год, соглашением от 10.01.2022г № 11 о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта из Бюджета Увельского муниципального района бюджету сельского поселения от 10.01.2022г. № 12.
Из материалов дела следует, что администрацией поселения в ходе контрольного мероприятия в адрес КСП направлены следующие документы: - пояснения: исходящий номер 27 от 31.01.2023г., исходящий номер 37 от 07.02.2023г., о том, что санитарную очистку территории санкционированных свалок Администрация поселения относит к целевым расходам и к категории «Субботники»; - распоряжение Администрации поселения от 22.07.2022г. № 52 «О проведении субботника по санитарной очистке прилегающей территории к санкционированной свалке села Песчаное»; - распоряжение Администрации поселения от 30.09.2022г. № 69 «О проведении субботника по санитарной очистке прилегающей территории к санкционированной свалке села Хуторка»; - распоряжение Администрации поселения от 10.01.2022г. № 2 «О плане работы администрации Хуторского сельского поселения».
Вопреки доводам заявителя, контрольным органом изучены представленные пояснения и распоряжения и правомерно, с учетом установленных выше обстоятельств, применительно к нормам действующего законодательства, сделан вывод, что работы по санитарной очистки свалок относятся к содержанию и благоустройству территории муниципального образования - Хуторское сельское поселение.
В соответствии со ст.21 БК РФ и Решением Собрания депутатов Увельского муниципального района от 16.12.2021 год № 78 «О бюджете Увельского муниципального района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов на благоустройство утверждены - раздел 05, подраздел -03.
Также подлежат отклонению и доводы заявителя об отсутствии нарушений норм Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44- ФЗ).
Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу п.6 ст.З Закона № 44-ФЗ муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным
законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
Заявитель, являясь казенным учреждением, обязан осуществлять закупки только в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ.
При проведении контрольного мероприятия, КСП было установлено, что Администрацией Хуторского сельского поселения в рамках переданных полномочий на участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений на 2022 год, были заключены муниципальные контракты (договоры).
При этом, в проверяемом периоде Администрацией поселения заключены контракты (договоры) по переданным полномочиям с единственным поставщиком в соответствии с п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей).
Итого за период 2022 года заключено 12 договоров на общую сумму 208,44 тысяч рублей. Ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
В акте приведен анализ договоров, заключенных в рамках переданных полномочий на участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов деятельности в 2022 году, указаны выявленные нарушения применительно к положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
При осуществлении закупок в случаях, предусмотренных п. 4 частью 1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ договоры заключались Администрацией поселения в соответствии с ч.15 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 18 Закона о контрактной системе обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
Как уже было отмечено ранее, согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с принципом ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, установленным статьей 12 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом N 44- ФЗ, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
КСП при проведении контрольного мероприятия установила, что в представленных к проверке договорах (контрактах), заключенных администрацией поселения в 2022 по п.4 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ в рамках переданных полномочий не соблюден принцип эффективности использования бюджетных средств путем определения НМЦК. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) не применялся.
В соответствии с ч.5 ст.22 Закона 44-ФЗ данный метод сопоставления рыночных цен является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом должностное лицо заказчика несет персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 12 Закона N 44-ФЗ.
В ходе анализа заключенных договоров выявлено, что при заключении договоров при определении цены договора калькуляция услуг не подвергалась проверке со стороны Заказчика (доказательств обратного не представлено).
В договорах на вывоз мусора, заключенных с ФИО3: от 12.01.2022г на сумму 10 000 рублей, от 01.03.2022г. на сумму 10 000 рублей, от 01.04.202г. на сумму 10 000 рублей, от 04.05.2022г. на сумму 10 000 рублей, общая стоимость услуг согласно представленной калькуляции к данным договорам должна составлять 9 999,99 рублей. Расчет стоимости 1 услуги по уборке контейнерной площадки составляет 1 111,11 рублей, убрать необходимо 9 контейнерных площадок на территории сельского поселения. Цена каждого вышеперечисленного контракта должна составлять 9 999,99 рублей.
Кроме того, в рамках контрольного мероприятия выборочным способом проверено исполнение муниципальных контрактов (договоров) на участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Уборка и вывоз крупногабаритного органического мусора (ветки) с территории контейнерных площадок ТКО. Общая стоимость работ- 10,00 тысяч рублей, дата заключения договора - 12.01.2022г. без номера. Срок выполнения работ по настоящему договору: начало работ 12 января 2022 года. Окончание работ - 31 января 2022 года. Подрядчик ИП ФИО3. В ходе анализа исполнения договора от 12.01.2022г. без номера выявлено, что работы по уборке и вывозу крупногабаритного органического мусора (ветки) с территории контейнерных площадок ТКО выполнены. Срок выполнения работ по договору не нарушен (Акт о приемке выполненных от 31.01.2022г. № 2 на сумму 10,00 тысяч рублей). Оплата за выполненные работы Администрацией поселения осуществлена в срок, установленный в договоре на основании акта выполненных работ. При этом, установлено, что, в нарушение требований ч. 1 ст.94 44-ФЗ, экспертиза выполненных работ не проведена, отметка о проведении экспертизы и подписи экспертов отсутствуют (Письмо Минфина от 26.10.2017г. № 24-03-08/70501).
Проведена проверка достоверности и законности произведенных операций по лицевым и банковским счетам при исполнении договора от 12.01.2022г. без номера. В ходе проверки установлено, что операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражались Администрацией поселения в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками № 4. Акт № 2 от 31.01.2022г о приемке выполненных работ подписан со стороны администрации поселения 31.01.2022г., а к бухгалтерскому учету принят 22.02.2022г., что подтверждено записью в журнале операций № 4 за февраль 2022года, содержание операции (очистка дорог от снега) не соответствует наименованию работ указанных в акте (уборка и вывоз крупногабаритного органического мусора (ветки) с территории контейнерных площадок ТКО).
В нарушение п. 11 Инструкции № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами,
государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее Инструкции № 157н) обоснованно установлен факт неправильного ведения журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, а именно: нарушена хронологическая группировка объектов бухгалтерского учета (к журналу операций за февраль подложены первичные документы за январь).
Уборка и вывоз крупногабаритного органического мусора (ветки) с территории контейнерных площадок ТКО. Общая стоимость работ - 10,00 тысяч рублей, дата заключения договора - 01.04.2022г. без номера. Срок выполнения работ по настоящему договору: начало работ с 01 апреля 2022 года. Окончание работ - 30 апреля 2022 года. Подрядчик: ИП ФИО3. В ходе анализа исполнения договора от 01.04.2022г. без номера выявлено, что работы по уборке и вывозу крупногабаритного органического мусора (ветки) с территории контейнерных площадок ТКО выполнены. Срок выполнения работ по договору не нарушен (Акт о приемке выполненных от 30.04.2022г. без номера на сумму 10,00 тысяч рублей). Оплата за выполненные работы Администрацией поселения осуществлена в срок, установленный в договоре на основании акта выполненных работ. При этом, в нарушение требований п.1 ч. 1 ст.94 44-ФЗ экспертиза выполненных работ не проведена, отметка о проведении экспертизы и подписи экспертов отсутствуют (Письмо Минфина от 26.10.2017г. № 24-03-08/70501).
Проведена проверка достоверности и законности произведенных операций по лицевым и банковским счетам при исполнении договора от 01.04.2022г. без номера. В ходе проверки установлено, что операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражались Администрацией поселения в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками № 4. Акт без номера от 30.04.2022г. о приемке выполненных работ подписан со стороны администрации поселения 30.04.2022г., а к бухгалтерскому учету принят 12.05.2022г., что подтверждено записью в журнале операций № 4 за май 2022года.
Соответственно, в нарушение п. 11 Инструкции № 157н был установлен факт неправильного ведения журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, а именно: нарушена хронологическая группировка объектов бухгалтерского учета (к журналу операций за май подложены первичные документы за апрель).
Ремонт площадок ТКО в с. Хуторка, с. Песчаное, д. Маркове Общая стоимость работ36,1 тысяч рублей, дата заключения договора -01.11.2022г. № 25. Срок выполнения работ по настоящему договору: начало работ с момента подписания. Окончание работ-21 ноября 2022 года. Подрядчик: ООО «Хуторское ЖКХ». В ходе анализа исполнения договора от 01.11.2022г. № 25 выявлено, что работы по ремонту площадок ТКО в с. Хуторка, с. Песчаное, д. Марково выполнены. Срок выполнения работ по договору не нарушен (Акт о приемке выполненных работ от 21.11.2022г. № 25 на сумму 36,1 тысяч рублей по форме КС-2, справка о стоимости выполненных работ от 21.11.2022г. № 25 на сумму 36,1 тысяч рублей по форме КС-3). Оплата за выполненные работы Администрацией поселения осуществлена в срок, установленный в договоре на основании документов о приемке. В нарушение требований ч. 1 ст.94 44-ФЗ экспертиза выполненных работ не проведена, отметка о проведении экспертизы и подписи экспертов отсутствуют (Письмо Минфина от 26.10.2017г. № 24-03-08/70501).
Таким образом, анализируя все изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что установленные КСП нарушения являются верными, выводы контрольного органа соответствуют установленным обстоятельствам.
Доводы заявителя о неисполнимости представления также подлежат отклонению.
Как уже было отмечено ранее, должностные лица органа контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия, обеспечивают подготовку и направление представления и (или) предписания объекту контроля.
Исполнимость представления является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности.
Из содержания оспариваемого представления следует, что контрольный орган потребовал от заявителя:
Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Сообщить о принятие мер по устранению его причин и условий.
Буквальное содержание представления свидетельствует, что она соответствует положениям БК РФ, в представлении указаны обязательные для исполнения по указанным в представлении нарушениям требования о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Следовательно, буквальное толкование предложенной меры свидетельствует о том, что заявителю предложено устранить именно причины и условия выявленных нарушений, указанных в представлении. Никакого иного толкования здесь применено быть не может. Учитывая, что причины и условия выявленных нарушений в представлении определены и описаны в Акте проверки, заявителю известны, последний имеет реальную возможность исполнить выданное ему представление. Доводы об обратном, подлежат отклонению, как надуманные, основанные на предположении. Кроме того, в случае неясности представления в части его исполнения, Администрация не лишена возможности обратиться в контрольный орган за разъяснением порядка его исполнения, однако, такого обращения в КСП, не поступало.
Таким образом, оспариваемое представление является законным.
В силу положений ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Кроме того, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что заявителем не доказан факт нарушения оспариваемым представлением его прав и законных интересов.
Учитывая изложенное, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Челябинской области
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Судья И.В. Мрез