Арбитражный суд Челябинской области
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел.(351)263-44-81, факс (351)266-72-10
E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск Дело №А76-7664/2009-57-196/71/63-187
09 апреля 2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 09 апреля 2010 г.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Михайлова Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Камышевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Златоуст
к Челябинской таможне
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
1. Общество с ограниченной ответственностью «Скат», г.Челябинск
2. Открытое акционерное общество «Челябвтормет», г.Челябинск
о признании незаконными решения и требования
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Индивидуального предпринимателя ФИО1 – лично, паспорт; ФИО2, действующей по доверенности от 13.05.2009 б/н;
от ответчика: ФИО3, действующего по доверенности от 22.01.2010 №7, удостоверение; ФИО4, действующей по доверенности от 31.12.2009 № 59, удостоверение;
от Открытого акционерного общества «Челябвтормет»: не явился, извещен (том 5, л.д. 49, 53);
от Общества с ограниченной ответственностью «Скат»: не явился, извещен (том 5, л.д. 48, 52, 54);
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту – заявитель, ИП ФИО1, индивидуальный предприниматель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Челябинской таможне (далее по тексту – ответчик, таможня) о признании недействительными Решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД от 19.11.2008 №10504000-13-112/94 и требования об уплате таможенных платежей №190 от 21.11.2008, взыскании судебных расходов (том 1, л.д. 2-6, 133-134).
Распоряжением первого заместителя председателя Арбитражного суда Челябинской области №61 от 24.02.2010, в соответствии с п.2 ч.2 ст.18 АПК РФ и п.37 Регламента арбитражных судов РФ, была произведена замена судьи Щукиной Г.С. на судью Михайлову Е.А. (том 4, л.д. 14).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Скат», г.Челябинск; Открытое акционерное общество «Челябвтормет», г.Челябинск.
В судебном заседании заявитель, представитель заявителя настаивали на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в заявлении, дополнениях к заявлению, пояснениях (том 1, л.д. 2-6, 56-57, 68-71, 129-132, 133-134; том 2, л.д. 1-4; том 4, л.д. 43-46, 47-49; 61-64, 66-68, 83-85, 97-100; том 5, л.д. 5-7), пояснили суду, что таможня незаконно отнесла вывезенный ИП ФИО1 товар к другой товарной позиции, что привело к принятию незаконного решения и выставлении необоснованного требования по уплате таможенных платежей.
В судебном заседании представители ответчика требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве, пояснениях, возражениях (том 1, л.д. 118-122, 123-125; том 2, л.д. 20-23, 68-69; том 3, л.д. 10-13), пояснили суду, что оспариваемые решение и требование таможни вынесены в соответствии с требованиями действующего законодательства, при вынесении оспариваемых решения и требования таможня руководствовалась документами, представленными открытым акционерным обществом «Челябвтормет».
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Общества с ограниченной ответственностью «Скат», Открытого акционерного общества «Челябвтормет» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом (том 5, л.д. 48, 49, 52-54). Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «Скат» представлено в суд письменное мнение, согласно которому требования заявителя поддержаны (том 1, л.д. 103). Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, - ОАО «Челябвтормет» представлено в суд письменное мнение, согласно которому требования заявителя поддержаны (том 2, л.д. 17-19).
Представителем заявителя заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании Решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД от 19.11.2008 №10504000-13-112/94 и требования об уплате таможенных платежей №190 от 21.11.2008 (том 1, л.д. 23-24).
В соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В качестве причины пропуска срока заявителем указано о получении копий оспариваемых решения и требования не ранее 18.03.2009, поскольку первоначально оспариваемые акты были отправлены ответчиком в адрес заявителя не по месту проживания и регистрации: <...>, а по адресу: <...>. По надлежащему адресу таможенный орган направил оспариваемые акты только 18.03.2009, что подтверждается материалами дела (том 5, л.д. 45, 47).
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Учитывая право суда на восстановление пропущенного срока (ч.4 ст.198 АПК РФ), с целью реализации заявителем права на защиту, суд считает возможным восстановить срок обжалования Решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД от 19.11.2008 №10504000-13-112/94 и требования об уплате таможенных платежей №190 от 21.11.2008, вынесенных ответчиком, по ходатайству заявителя.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г.Златоусту Челябинской области 17.02.1995 за номером 4740, о чем 19.03.2004 внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***> (том 5, л.д. 32 оборотная сторона).
На основании контракта №4 от 20.04.2007, заключенного между заявителем и фирмой «GEBO» (Польша), ИП ФИО1 обязался поставлять, а фирма «GEBO» (Польша) принимать и оплачивать товар – штейн никелевый (том 1, л.д. 12-15).
Согласно заявке к контракту №4 от 20.01.2008 между сторонами было достигнуто соглашение о поставке слитков ферроникеля в количестве 40 тонн в январе-феврале 2008 г. (том 1, л.д. 16).
В январе 2008 года на таможенном посту ЧЭМК Челябинской таможни ИП ФИО1 продекларирован товар №1 - «Ферроникель в слитках», вес нетто (брутто) 19380 кг, по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) №10504030/050208/0000646 (производитель ОАО «Челябвтормет»). Выпуск товара по ГТД №10504030/050208/0000646 осуществлен 05.02.2008 (том 1, л.д. 34).
Декларантом заявлен код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности – 7202600000, вывозная таможенная пошлина не установлена. Для подтверждения заявленных сведений о наименовании, составе товара к ГТД №10504030/050208/0000646 приложен сертификат №58 от 04.02.2008, выданный лабораторией ЭСПЦ ОАО «Челябвтормет» и содержащий сведения о наименовании и химическом составе вывозимого товара.
В ходе последующей проведенной проверки документов и сведений, представленных при таможенном оформлении, принято Решение о классификации товара от 19.11.2008 №10504000-13-112/94 об отнесении товара по ГТД №10504030/050208/0000646 к коду ТН ВЭД 7204500000 «Шихтовые слитки из переплавленного давальческого сырья» (том 1, л.д. 33).
21.11.2008 Челябинской таможней заявителю выставлено требование об уплате таможенных платежей №190 в сумме 192259,18 рублей, и пени в размере 19919,65 рублей, в связи с принятым решением о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России от 19.11.2008 №10504000-13-112/94 (том 1, л.д. 30-31).
Не согласившись с указанными решением и требованием Челябинской таможни, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Постановлению Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, в порядке ст.71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к выводу о том, что требования ИП ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 1210 Гражданского кодекса Российской Федерации форма внешнеэкономической сделки, в которой хотя бы одной из сторон является российское юридическое лицо (организация или предприниматель), подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву.
На основании статьи 3 Таможенного кодекса Российской Федерации при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применятся в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 320 Таможенного кодекса Российской Федерации, лицом ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант.
В соответствии со статьями 123-124 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Согласно пункту 1 ст. 131 Таможенного кодекса Российской Федерации подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
Согласно частям 1, 3 статьи 40 ТК РФ товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации; в отношении товаров определяется классификационный код по ТН ВЭД России. При этом, в случае установления нарушения правил классификации товаров при декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ФТС РФ от 04.09.2007 №1057, на декларанта возлагается обязанность заполнения графы 33 ГТД с указанием кода по ТН ВЭД.
Выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения указанной проверки.
Таможенный орган сообщает декларанту в письменной форме размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 №830 «О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» предусмотрено, что правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 №718 утвержден Таможенный тариф, содержащий основные правила интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее – ОПИ ТН ВЭД).
В соответствии с пунктами 1, 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД Таможенного тарифа, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 №718, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Согласно подп. «в» п.1 Примечаний к группе 72 «Черные металлы» Таможенного тарифа РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 №718, «ферросплавы» - сплавы в виде чушек, болванок, кусков или других первичных форм, полученных в результате непрерывного литья, а также в форме гранул или порошков, агломерированных или неагломерированных, обычно применяемые как добавки при производстве других сплавов или в качестве раскислителей, десульфураторов или для других аналогичных целей в черной металлургии и обычно непригодные для ковки, содержащие 4 мас.% или более железа и один или более из приведенных ниже элементов в следующих соотношениях: хрома более 10 мас.%, марганца более 30 мас.%, фосфора более 3 мас.%, кремния более 8 мас.%, других элементов в сумме более 10 мас.%, исключая углерод, при условии содержания меди не более 10 мас.%.
Согласно подп. «ж» п.1 Примечаний к группе 72 «Черные металлы» Таможенного тарифа РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 №718, «шихтовые слитки» - это изделия, грубо отлитые в форме слитков без литейной прибыли, отличающиеся по химическому составу от передельного чугуна, зеркального чугуна, ферросплавов.
В Пояснениях к товарной позиции 7204 ТН ВЭД России указано, что к слиткам для переплавки (шихтовым слиткам) относятся слитки или чушки, обычно из высоколегированной стали, полученные в результате переплава мелкого лома и отливки. Они не прокатываются и применяются в качестве добавок при производстве стали, отливка в форме слитка производится без литниковой воронки.
В силу требований ч.5 ст.200 АПК РФ, бремя доказывания законности вынесенного решения и требования возложены на таможенный орган.
Между тем, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ в их совокупности, суд приходит к выводу о недоказанности таможенным органом обоснованности вынесения оспариваемых решения и требования, об отсутствии доказательств, достоверно свидетельствующих о представлении ИП ФИО1 при декларировании товара по ГТД №10504030/050208/0000646 недостоверных сведений о поставленном товаре.
Так, доводы таможенного органа о том, что представленные ИП ФИО1 в ГТД №10504030/050208/0000646 сведения о поставке ферроникеля FeNi являются недостоверными, поскольку по указанной ГТД имела место поставка шихтовых слитков и указанное подтверждается плавильными картами (л.д. 46-47), сертификатом б/н от 26.01.2008 (том 1, л.д. 45), письмом ОАО «Челябвтормет» от 12.12.2008, подписанным начальником ФИО5 ФИО7 (том 1, л.д. 44), согласно которому сертификат №58 от 04.02.2008 на плавки слитков ферроникеля FeNi №2913, 2914, 2917, 2918 ОАО «Челябвтормет» не выдавался, а по информации ЭСПЦ ОАО «Челябвтормет» произведенный им спорный товар имеет иной химический состав, т.е. отличается от сведений, указанных в названном сертификате, судом отклоняются в силу следующего.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ОАО «Челябвтормет» являлось производителем спорного товара, это указано заявителем в графе 31 ГТД, а сертификат №58 от 04.02.2008 ОАО «Челябвтормет» не выдавался, а лишь заверялся штампом лаборатории ЭСПЦ «Челябвтормет», подтверждающим номера плавок и химический состав полученных слитков (том 2, л.д. 17-19). Факт отсутствия аккредитации у лаборатории ЭСПЦ «Челябвтормет», заверившей данные сертификаты, не может являться подтверждением недостоверности химического анализа спорных слитков.
Кроме того, письменным мнением генерального директора ОАО «Челябвтормет» ФИО6 от 07.07.2009 опровергнуты сведения, изложенные в письме начальника ПСО ОАО «Челябвтормет» ФИО7 от 12.12.2008, на которые ссылаются представители ответчика в обоснование законности оспариваемого решения.
Также судом установлено, что плавильные карты и сертификат б/н от 26.01.2008, на которые ссылается ответчик, не содержат сведений о недостоверности химического анализа спорных слитков. Так, в плавильных картах соответствующих граф о содержании железа, никеля либо иных элементов, сведений об их отсутствии или недостатке указанных элементов в процессе изготовления сплава не имеется. В сертификате б/н от 26.01.2008 указывается не об изготовлении шихтовых слитков, содержится информация об использовании шихтовых слитков в качестве сырья для плавки сплава, что не противоречит методике изготовления (производства) сплава ферросплавов, согласно которой для получения ферросплава допустимо использование шихты (том 4, л.д. 127-152).
Указание таможенным органом на то, что сертификат №58, представленный ИП ФИО1, не содержит сведений о том, что данные о химическом составе относятся к той партии слитков, которые вывезены по вышеуказанной ГТД, по мнению суда, не свидетельствует об их неотносимости указанной партии слитков, поскольку отношение данных сертификатов к конкретной поставке партии слитков следует из совпадения соотнесенных сведений, указанных в отношении состава выпускаемого таможенным органом по ГТД товара (в графе 31 ГТД) и химического состава, отраженного в сертификатах. Кроме этого, относимость к конкретной партии товара подтверждена совпадением массы и количества слитков, указанных в последней графе сертификата, с их массой и количеством, отраженным в товаросопроводительных документах, в том числе ГТД.
Кроме этого, таможенный орган в судебном заседании не обращался к суду в порядке ст. 161 АПК РФ с заявлением в письменной форме о фальсификации доказательств, представленных другой стороной по делу, поэтому сертификат №58 от 04.02.2008 из доказательств по делу не исключен и подлежит оценке наравне с иными доказательствами по делу в соответствии со ст.ст. 71, 75 АПК РФ как источник сведений об обстоятельствах, имеющих значение для дела.
Доводы ответчика о том, что согласно сертификату №58, представленному к таможенному оформлению, содержание никеля в вывезенных слитках составляет менее 10% масс, а это свидетельствует о том, вывезенный товар не может быть отнесен к товарной позиции «ферроникель» (т.1, л.д. 21, 32), слитки, производимые в ЭСПЦ ОАО «Челябвтормет» являются шихтовыми, так как оборудование и технологический процесс ЭСПЦ «Челябвтормет» предназначены исключительно для производства шихтовых слитков; плавки, выплавленные ООО «Скат», имеют другой химический состав, который относится к группе Б26 ГОСТ 2787-75 шихтовых слитков и указанное подтверждается результатами судебной экспертизы, проведенной по ходатайству ответчика в рамках судебного разбирательства, от 10.09.2009 №01-12/351, исполненной региональным филиалом Центрального экспертно-криминалистического Таможенного управления г.Екатеринбурга, судом отклоняются не соответствующие материалам дела.
Из материалов дела усматривается, что при осуществлении таможенного контроля в отношении спорного товара и вынесении оспариваемого решения таможенный орган образцы товара не отбирал, проведение идентификационной экспертизы в ЦЭКТУ не осуществлял.
Из заключения эксперта регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического Таможенного управления г.Екатеринбурга, полученного на основании экспертизы, назначенной по определению суда, следует, что товар, задекларированный по ГТД №10504030/050208/0000646 как «Ферросплав: ферроникель в слитках» является коррозионностойкой сталью, полученной переплавом лома черных металлов в виде грубо отлитых шихтовых слитков, предназначенных для переплавки, соответствует требованиям примечания 1 «ж» 72 группы ТН ВЭД России, в связи с тем, что товар по составу является коррозионностойкой сталью, он не обладает свойствами ферросплавов, т.е. не может быть использован для раскисления, десульфурации и других аналогичных целей, малопригоден для легирования, основным предназначением данного товара является его использование в качестве основы (а не добавки) для получения легированных и высоколегированных сталей, коррекция состава которых после расплавления может быть осуществлена путем введения соответствующих добавок в виде металлов или ферросплавов (том 2, л.д. 140-145).
Указанная судебная экспертиза проведена в экспертном учреждении Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ г.Екатеринбурга), входящем согласно приказу ФТС РФ №445 в структуру таможенных органов РФ, что не отвечает принципам независимости
экспертного заключения и противоречит положениям ст.7 Федерального закона №73-ФЗ от 31.05.2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», поэтому, суд, в силу ч.3 ст. 64 АПК РФ, относит заключение эксперта №01-12/351 от 10.09.2009 к недопустимым доказательствам по делу. Учитывая, что такое заключение эксперта нельзя признать допустимым доказательством, то оно не может быть положено в основу принятого судом решения.
По делу также проведена вторая экспертиза с получением заключения ООО «Межрегиональное бюро судебных экспертиз им.Сикорского», выполненное экспертом ФИО8, от 18.11.2009, где эксперт пришел к выводу, что поставленный ИП ФИО1 товар является шихтовыми слитками группы 27 ГОСТ 2787-75, ферросплавом не является, свойствами ферросплава не обладает (том 3, л.д. 97-104). Таким образом, результаты второй экспертизы не совпадают с выводами первой экспертизы.
Судом, при наличии двух различных заключений специалистов, было предложено лицам, участвующим в деле, провести новую судебную экспертизу, между тем, заявитель и ответчик возражали против проведения такой экспертизы по инициативе суда, при этом, с самостоятельными ходатайствами о проведении экспертизы лица, участвующие в деле, не выступили. Судом лицам, участвующим в деле, были разъяснены положения ч.2 ст.9, 65 АПК РФ, в силу которых, если экспертиза в силу АПК РФ могла быть назначена по ходатайству или с согласия участвующих в деле лиц, однако такое ходатайство не поступило или согласие не было получено, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле.
Между тем, к выводам экспертизы, проведенной в ООО «Межрегиональное бюро судебных экспертиз им.Сикорского» экспертом ФИО8, от 18.11.2009, суд относится критически в силу следующего.
Суду, по судебному запросу, экспертным учреждением не представлено доказательств наличия у эксперта специальных познаний в области химии либо
металлургии. Представленный суду сертификат эксперта не подтверждает наличие у эксперта ФИО8 права осуществления экспертной деятельности в области химии или металлургии (том 3, л.д. 135).
Кроме того, судом учитывается, что экспертом при даче заключения сделаны выводы при исследовании состава декларируемого товара – сплава только в отношении состава двух химических элементов: Ni(никель) и Cr (хром). Сведений об исследовании в составе слитков, продекларированных ИП ФИО1, иных химических элементов, в заключении не имеется, суду не представлено. Между тем, экспертом сделаны выводы об отнесении спорных слитков к шихтовым слиткам группы 27 ГОСТ 2787-75, без учета положений пункта 2.9 и таблицы №5 указанного ГОСТа, согласно которым содержание легирующих элементов в химическом составе шихтовых слитков должен соответствовать: медь – не более 0,2%; хром – не более 0,3 мас.%; фосфор – не более 0,008%; углерод – не более 0,08%.
Судом при исследовании положений ТН ВЭД в части содержания химических элементов в составе ферросплавов, ГОСТа 2787-75, сертификата №58 заявителя, установлено, что поставленные по ГТД №10504030/050208/0000646 и сертификату №58 слитки по содержанию химических элементов не подпадают под химический состав шихтовых слитков, поскольку в спорных слитках содержание меди (Cu), хрома (Cr), фосфора (P) превышает значение, установленное для содержания указанного химического элемента в шихтовых слитках требованиями ГОСТа 2787-75; однако, установлено, что спорные слитки по содержанию легирующих элементов в химическом составе находятся в пределах, установленных для ферросплавов по интерпретации ТН ВЭД.
На этом основании вышеуказанное заключение эксперта ООО «Межрегиональное бюро судебных экспертиз им.Сикорского» не может быть приведено в качестве опровержения доводов заявителя и мнения специалиста ОАО «Уральский институт металлов» №13-09 от 24.09.2009, согласно которым
товар, отправленный по ГТД №10504030/050208/0000646 в соответствии с сертификатом №58 от 14.01.2008, является ферросплавом, относящийся к товарной позиции с кодом <***> ВЭД РФ (том 3, л.д. 121-123).
Таким образом, таможенным органом суду не доказано, что при вынесении оспариваемого решения таможенный орган располагал достоверными сведениями и доказательствами о недостоверности сведений о декларируемом ИП ФИО1 товаре.
При таких обстоятельствах, следует признать обоснованными доводы заявителя о том, что ИП ФИО1 правомерно руководствовался подп.«в» п. 1 Примечаний к группе 72 «Черные металлы» Таможенного тарифа Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 №718 (в ред. от 30.04.2009, с изменениями от 08.05.2009), поскольку материалы дела подтверждают, что отправленные по ГТД №10504030/050208/0000646 слитки содержат от 71% до 73,1% железа (более 4% массовой доли подпадает под это примечание к данной группе) и один или более элементов с требуемым содержанием по массовой доле элементов более 10%, как предусмотрено ТН ВЭД РФ для включения в группу ферросплавов в субпозиции 7202.
Таким образом, таможенное декларирование предпринимателем ФИО1 товара в режиме экспорта по ГТД №10504030/050208/0000646 как ферросплава с кодом на уровне первых четырех знаков <***> ВЭД РФ было произведено правильно, недостоверность сведений при декларировании товара отсутствует. В отношении товара с данным кодом (<***> ВЭД РФ) ввозная таможенная пошлина не установлена. При этом не классификация товара как «прочие ферросплавы с кодом 7202 99 800 0» предпринимателем не привело к неуплате таможенных платежей. Иное ответчиком не доказано, доводы таможенного органа опровергнуты исследованными материалами дела.
Соответственно, решение Челябинской таможни от 19.11.2009 о классификации товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации №1050400-13-112/94 и требование Челябинской таможни от 21.11.2008 об уплате таможенных платежей №190 являются необоснованными, поскольку вина заявителя в предоставлении недостоверных сведений о декларируемом товаре таможенным органом не доказана.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что решение от 19.11.2009 о классификации товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации №1050400-13-112/94 и требование от 21.11.2008 об уплате таможенных платежей №190, вынесенные Челябинской таможней в отношении ИП ФИО1, являются незаконными, не соответствуют требованиям Таможенного кодекса Российской Федерации, а также нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку материалами дела подтверждается и представителями ответчика не оспаривалось в судебном заседании, что на основании вышеуказанного решения таможенный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с заявления таможенных платежей (том 1, л.д. 26-27), в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату обращения заявителя с заявлением в суд) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для физических лиц - 100 рублей;для организаций - 2 000 рублей.
Статьей 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Заявителем по делу заявлено два неимущественных требования и оплачена государственная пошлина в сумме 4000 руб. (том 1, л.д. 9, 10), по 2000 руб. за каждое неимущественное требование. Также заявителем были понесены расходы по уплате судебной экспертизы в сумме 20608 руб. 17 коп. (том 3, л.д. 29-30).
В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по государственной пошлине в размере 200 руб. (200 руб. – государственная пошлина за два неимущественных требования, по результатам рассмотрения которых суд пришел к выводу об удовлетворении требований; 20608 руб. 17 коп. – расходы по оплате судебной экспертизы).
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3800 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Заявитель также обратился в суд с требованием о взыскании с ответчика судебных расходов в виде судебных издержек, связанных с оплатой услуг представителя, оказывающего юридическую помощь, в размере 27000 руб.
В соответствии со ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
На основании п. 20 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 №82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела. Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (ст. 65 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, между ИП ФИО1 (заказчик) и ООО «Юридическая фирма «Ардашев и партнеры» (исполнитель) заключен договор об оказании юридических услуг в сфере ВЭД от 13.05.2009 и подписан акт выполненных работ от 30.09.2009, согласно которым исполнитель обязуется осуществлять анализ документов, сбор доказательств, представлять (на основании доверенности) интересы заказчика в арбитражном суде первой инстанции (том 1, л.д. 135-140; том 5, л.д. 40).
Согласно вышеуказанному договору и акту заказчик производит оплату работ исполнителя в размере 27000 рублей. Указанная сумма была уплачена заказчиком исполнителю, что подтверждается приходным кассовым ордером от 18.05.2009 (том 2, л.д.16).
Согласно акту выполненных работ от 30.09.2009 исполнителем в лице специалиста ФИО2 оказаны ИП ФИО1 следующие юридические услуги: ознакомление с материалами дела; представительство интересов в суде первой инстанции; составление процессуальных документов по делу, - на сумму 27000 руб.
Доказательств чрезмерности суммы судебных расходов ответчиком не представлено.
На основании представленного акта приемки выполненных работ от 30.09.2009 следует, что исполнитель выполнил порученные работы, а из протоколов судебных заседаний и имеющейся в материалах дела доверенности видно, что исполнитель представлял интересы заказчика в судебных заседаниях, связанных с рассмотрением настоящего дела. Суд полагает, что категория дел по оспариванию ненормативных правовых актом таможенных органов относится к категории сложных дел и требует больших трудозатрат для заявителя при оспаривании обжалуемого постановления в судебном порядке.
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что с учетом продолжительности рассмотрения дела, его сложности, а также с учетом прейскуранта цен за оказание юридических услуг, приведенного в Справке Южно-Уральской торгово-промышленной палаты №4005/07 от 19.11.2007 об определении средней рыночной стоимости юридических услуг (том 5, л.д. 77-78), сумма расходов 27000 руб., заявленная заявителем в качестве расходов на представителя, признается судом обоснованной (6000 руб. – за составление процессуальных документов в арбитражный суд (пояснений к заявлению, возражений, ходатайств), 21000 руб. – за участие представителя в судебных заседаниях).
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 181, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования Индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Златоуст удовлетворить.
Признать недействительными решение Челябинской таможни о классификации товаров в соответствии с ТНВЭД от 19.11.2008 №10504000-13-112/94, требование об уплате таможенных платежей от 21.11.2008 №190.
Взыскать с Челябинской таможни (место нахождения: 454021, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО1 (место нахождения: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по государственной пошлине в размере 200 (двести) руб., а также судебные расходы на представителя в размере 27000 (двадцать семь тысяч) руб. и расходы, связанные с проведением экспертизы, в размере 20608 (двадцать тысяч шестьсот восемь) руб. 47 коп.
Возвратить Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (место нахождения: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 3800 руб., уплаченную по заявлению платежными квитанциями от 01.04.2009 №0032, от 20.04.2009 №0017 в ОСБ 8544/0234.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья Е.А. Михайлова
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru/.