ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-7962/10 от 03.06.2010 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)265-78-24, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

Именем Российской федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск Дело № А76-7962/2010-53-198

10 июня 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 03 июня 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 10 июня 2010 г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Васильева Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ищенко С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Закрытого акционерного общества «Розторгсервис», г. Челябинск

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам Росси в Уральском Федеральном округе, г. Екатеринбург

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1, действующего на основании доверенности от 22.04.10;

ФИО2, действующего на основании доверенности от 22.04.10.

от ответчика: не явился, уведомлен.


УСТАНОВИЛ

Закрытое акционерное общество «Розторгсервис», г. Челябинск (далее именуемое – Заявитель, Общество) /л.д. 67/ обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу № 62-10-182/ПН от 08.04.2010, вынесенное заместителем руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам Росси в Уральском Федеральном округе о привлечении ОАО «Розторгсервис», место нахождения: <...>, к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в сумме 500 000 рублей.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе (далее именуемый – административный орган, РО ФСФР России в УрФО), надлежащим образом уведомленное о дате и времени судебного заседания, представителя в суд не направило, мнение по заявленным требованиям изложило в отзыве /л.д. 104-112, 120-128/.

Неявка в судебное заседание лица, надлежащим образом уведомленного о дате и времени судебного заседания, в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела по существу по имеющимся в дел доказательствам.

Изучив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Заявитель 23.12.1996 зарегистрирован в качестве юридического лица Администрацией города Челябинска (Комитет государственной регистрации Администрации г. Челябинска) 23.12.1996 за регистрационным номером 695, ОГРН <***>, в форме открытого акционерного общества /л.д. 55/. 14.04.2010 в ЕГРЮЛ внесены сведения об изменении организационного правовой формы общества с открытого на закрытое акционерное общество /л.д. 36/.

РО ФСФР России в УрФО, установив факт отсутствия в региональном отделении данных об адресе страницы в сети Интернет, используемой ОАО «Розторгсервис» для раскрытия информации, обязанность по раскрытию которой установлена Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н, 13.01.2010 вынесло предписание №62-09-СФ-03/126, адресованное ОАО «Розторгсервис», в соответствии с которым Обществу в течение 15 рабочих дней с даты получения настоящего предписания, предписано направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, свидетельствующем о дате передачи в Региональное отделение (в т.ч. на адрес электронной почты РО ФСФР России в УрФО: ektfsfr@r66.ru) следующие документы:

1. информационное письмо, содержащее данные об адресе страницы в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации,

2. скриншот страницы в сети Интернет (снимок экрана, показывающий то, что видит пользователь на экране монитора), подтверждающий размещение информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Положением о раскрытии информации в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации в форме описи документов, а именно: годового отчета за 2006,2007,2008 г.г. (в случае его утверждения общим собранием акционеров Общества), годовой бухгалтерской отчетности в составе бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2), отчета об изменениях капитала (форма № 3), отчета о движении денежных средств (форма № 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, за 2006,2007,2008 г.г., устава общества со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями, списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания 2 и 3 квартала 2009 года,

3. Скриншот страницы в сети Интернет информационного агентства, уполномоченного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на осуществление распространения информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, подтверждающий опубликование в ленте новостей сообщения о раскрытии в сети Интернет годового отчета за 2009 г., годовой бухгалтерской отчетности за 2009 г. и текста списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания 2 и 3 квартала 2009г., а также при наступлении соответствующих событий, дополнительных сведений, предусмотренных п. 8.7.1. Положения о раскрытии информации, а именно: - о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества, об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации /л.д. 100/.

Не исполнение вышеназванного предписания в установленный срок послужило основанием для составления 01.04.2010 начальником отдела контроля эмитентов, усмотревшим в действиях Общества наличие признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителей общества ФИО3, ФИО4, действующих на основании доверенности от 31.03.2010 /л.д. 97-оборот/, протокола об административном правонарушении №62-10-215/пр-ап /л.д. 95-96/.

Определением от 01.04.2010 по делу № 62-10-229/АП, полученным Обществом по средствам факсимильной связи 06.04.2010 /л.д. 93-оборот/, дело назначено к рассмотрению на 08.04.2010 на 14 час. /л.д. 93/.

08.04.2010 заместитель руководителя РО ФСФР России в УрФО, рассмотрев в присутствии законного представителя общества директора ФИО4,представителя общества ФИО3, действующей на основании доверенности, материалы проверки, постановлением № 62-10-182/ПН привлек ОАО «Розторгсервис» к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 500 000 рублей.

Полагая данное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований, заявитель указывает на то, Общество не является лицом, подпадающим под действий Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Ссылаясь на положения п. 2 ст. 92 ФЗ «Об акционерных обществах», п. 1.1, 8.1.1, 8.1.2 Положения, указывает, что Общество не осуществляло в период своей деятельности процедуру эмиссии эмиссионных ценных бумаг и публичное размещение акций, облигаций и других ценных. Постановление о назначении административного наказания № 62-10-182/ПН вынесено с нарушением установленных законом сроков его вынесения. О невозможности исполнения предписания региональное отделение узнало 18.01.2010 из письма общества о том, что последнее является субъектом малого предпринимательства, находится на упрощенной системе налогообложения, страницы в сети Интернет не имеет. Оспариваемое постановление вынесено 08.04.2010, т.е. за пределами 2месячного срока давности привлечения к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении от 01.04.2010 № 62-10-215/пр-ап вынесен с нарушением сроков, установленных ст. 28.5 КоАП РФ.

Полагая оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене, заявитель указывает на неправомерность вынесенного предписания от 13.01.2010 № 62-09ОФ-03/126. Общество, ссылаясь на положение о ФСФС России, Приказ ФСФР РФ от 22.06.2006 № 06-69/пз-н, Приказ ФСФР РФ от 13.11.2007 № 04-108/пз-н, Административный регламент, утв. приказом ФСР от 13.11.2007 №07-107/пз-н, указывает, что из текста предписания, неисполнение которого явилось основанием для привлечения заявителя оспариваемым постановлением к ответственности, а также из текстов протокола об административном правонарушении, и обжалуемого постановления не следует, что РО ФСФР была назначена камеральная проверка, предписание может быть вынесено или в ходе камеральной проверки или по ее результатам. Отсутствуют какие-либо документы или ссылки на документы на наличие поручения либо приказа руководителя РО ФСФР о проведении какой-либо проверок (выездной плановой, внеплановой, совместной, камеральной), акт проверки, документы, содержащие полномочия сотрудников на проведение камеральной проверки, а также не указано на наличие оснований, явившихся следствием проведения проверки, по результатам которой вынесено соответствующее предписание, о наличии которых указано в административном регламенте. В пользу указанного довода следует указать на направленное обществу предписание РО ФСФР от 31.03.2010 № 62-10-СФ-03/4055, в тексте которого прямо указано в качестве основания на «поручение руководителя РО ФСФР».

Считая оспариваемое постановление подлежащим отмене, указывает на то, что предписание от 13.01.2010 №62-09-ОФ-03/126 является недействительным в связи с наличием нового предписания по предоставлению той же информации.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, административный орган указывает, что вина общества выразилась в бездействии по исполнению предписания. Несмотря на своевременное получение предписания и наличие достаточного времени для его исполнения, Общество не предприняло каких-либо мер для его исполнения, доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствующих исполнению предписания, не представило. Опровергая доводы заявителя, Региональное отделение, ссылаясь на п. 8.1.1 Положения о раскрытии информации, считает, что, существуя в форме открытого акционерного общества, заявитель обязан осуществлять раскрытие информации в сроки, установленные Положением, а значит, на него распространяются требования Предписания. В случае же смены типа акционерного общества с открытого на закрытый (с учетом того, что данным закрытым акционерным обществом не осуществлялось публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг), обязанность раскрытия информации, предусмотренная разделом 8 Положения, прекращается лишь с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о смене типа акционерного общества. Указывает, что на момент истечения срока, установленного предписанием для его исполнения (08.02.2010), ОАО «Розторгсервис» существовало в форме открытого акционерного общества, а значит обязанность по раскрытию документов, перечисленных в разделе 8 Положения, у него существовала. В опровержение доводам заявителя, указывает, что постановление вынесено за нарушение заявителем сроков исполнения предписания административного органа. Таким образом срок привлечения к административной ответственности должен исчисляться со дня следующего за последним днем исполнения предписания, т.е. с 09.02.2010. Протокол об административном правонарушении, с целью обеспечения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ, с учетом необходимости законному представителю (защитнику) явиться на составление протокола, последний был составлен 01.04.2010. Также указывает, что право направлять эмитентам предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них предоставления документов, необходимых для решения вопросов находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, предусмотрено п. 7 ст. 44 Закона «О рынке ценных бумаг». Административный регламент вопрос вынесения предписаний за неисполнение требования должностного лица о предоставлении документов не регулирует, как и не регулирует и вопросы привлечения к административной ответственности за такие правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии со ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Как следует из материалов дела, заявление о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, датированного 08.04.2010, полученным обществом 16.04.2010 /л.д. 86/, подано в суд 23.04.2010, что подтверждается оттиском календарного штемпеля отдела регистрации суда /л.д. 2/, т.е. в течение 10 дней.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, 17.12.2009 обществу выдано предписание № 62-09-СФ-03/13095, в соответствии с которым последнему необходимо направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, свидетельствующим о дате передаче в РО ФСФР в УрФО следующие документы:

1. информационное письмо, содержащее данные об адресе страницы в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации,

2. скриншот страницы в сети Интернет (снимок экрана, показывающий то, что видит пользователь на экране монитора), подтверждающий размещение информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Положением о раскрытии информации в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации в форме описи документов, а именно: годового отчета за 2006,2007,2008 г.г. (в случае его утверждения общим собранием акционеров Общества), годовой бухгалтерской отчетности в составе бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2), отчета об изменениях капитала (форма № 3), отчета о движении денежных средств (форма № 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, за 2006,2007,2008 г.г., устава общества со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями, списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания 2 и 3 квартала 2009 года,

3. Скриншот страницы в сети Интернет информационного агентства, уполномоченного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на осуществление распространения информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, подтверждающий опубликование в ленте новостей сообщения о раскрытии в сети Интернет годового отчета за 2009 г., годовой бухгалтерской отчетности за 2009 г. и текста списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания 2 и 3 квартала 2009г., а также при наступлении соответствующих событий, дополнительных сведений, предусмотренных п. 8.7.1. Положения о раскрытии информации, а именно: - о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества, об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации /л.д. 21/, без указания конкретного срока их представления.

13.01.2010 обществу повторно выдано предписание № 62-09-СФ-03/126 с указанием на необходимость предоставить указанные выше документы в течение 15 рабочих дней, с даты получения настоящего предписания /л.д. 22/.

Письмом б/д б/н общество сообщило региональному отделению о том, что оно является субъектом малого предпринимательства и находится на упрощенной системе налогооблажения. Страницы в сети Интернет не имеет /л.д. 25/.

Предписание от 13.01.2010 №62-09-СФ-03/126 получено обществом 18.01.2010, что подтверждается отметкой на почтовом уведомлении /л.д. 101/.

Документы во исполнение предписания от 13.01.2010 №62-09-СФ-03/126 Обществом в срок до 08.02.2010 в региональное отделение не представлены, что послужило основанием для привлечения Общества к административной ответственности.

В соответствии со статьей 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – Закон об акционерных обществах) открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг

В силу части названной статьи обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Как следует из ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", публичное размещение ценных бумаг - размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Публичное размещение ценных бумаг предполагает их предложение неограниченному кругу потенциальных инвесторов.

Исходя из буквального прочтения части 2 статьи 92 Закона об акционерных обществах, вопрос о публичном размещении облигаций или иных ценных бумаг, при обязательном раскрытии информации, имеет значение для закрытого акционерного общества в случае размещением им таковых, для открытых акционерных обществ раскрытие информации обязательно независимо от публичного размещения им ценных бумаг или нет.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является федеральная служба по финансовым рынкам.

В соответствии с пунктом 5.3.6.1, 5.3.11 Положения о федеральной службе по финансовым рынкам, федеральная служба по финансовым рынкам, в том числе проводит проверки эмитентов, акционерных инвестиционных фондов, субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием и специализированных депозитариев ипотечного покрытия, рассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенные в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, а также применяет меры ответственности, установленные административным законодательством.

Согласно п. 5.3.7 Положения о федеральной службе по финансовым рынкам, Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.

В соответствии с положениями Приказа ФСФР РФ от 22.06.2006 N 06-69/пз-н "О территориальных органах Федеральной службы по финансовым рынкам", территориальный орган обеспечивает на соответствующих территориях выполнение возложенных на ФСФР России функций по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), а также по защите прав акционеров и инвесторов.

В частности в соответствии с пунктами 2.1.4, 2.1.5, 2.1.6 территориальный орган осуществляет в порядке, определяемом ФСФР России, следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- рассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенные в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции ФСФР России, а также применяет меры ответственности, установленные законодательством Российской Федерации, обеспечивает раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- проводит проверки: эмитентов, акционерных инвестиционных фондов, субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, жилищных накопительных кооперативов;

- выдает предписания профессиональным участникам рынка ценных бумаг, эмитентам, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированным депозитариям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием, специализированным депозитариям ипотечного покрытия, жилищным накопительным кооперативам и бюро кредитных историй.

Право федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг по направлению эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, также саморегулируемым организациям предписаний, обязательных для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, закреплено п. 7 ст. 44 Закона о рынке ценных бумаг.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации /ч. 1/. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг /ч. 2/. В случае выявления нарушения прав и законных интересов инвесторов профессиональным участником или в случае, если совершаемые профессиональным участником действия создают угрозу правам и законным интересам инвесторов, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе своим предписанием запретить или ограничить проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг на срок до шести месяцев.

Указанными законами не определен порядок выдачи предписания.

Осуществление контроля   за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг; обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг, в соответствии с п. 10, 13 ст. 42 Закона о рынках ценных бумаг, отнесены к функциям органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Требования к проведению проверок эмитентов установлены Положением о проведении проверок организаций, осуществление контроля   и надзора за которыми возложено на федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденного приказом Федеральной службы по Финансовым рынкам от 13.11.2007 № 07-108/пз-н.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФСФР России и территориальных органов ФСФР России определены в Административном регламенте по исполнению ФСФР государственной функции контроля и надзора, утвержденным приказом ФСФР от 13.11.2007 №07-107/пз-н (далее – Административный регламент).

В соответствии с пунктом 2 Административного регламента предметом контроля и надзора   за деятельностью организаций, в отношении которых ФСФР России (РО ФСФР России) проводятся соответствующие мероприятия, являются, в том числе, соблюдение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к раскрытию информации о деятельности организации.

Пунктом 7 Административного регламента, предусмотрено проведение выездных плановых и внеплановых, а также совместных выездных плановых и внеплановых, камеральных проверок, наблюдения, отельных надзорных мероприятий.

При этом камеральной проверкой организации и/или сведений, изложенных в поступившем в ФСФР России (РО ФСФР России) заявлении, обращении или жалобе, является проверка без выезда по месту нахождения и/или ведения деятельности организации, которая проводится по месту нахождения ФСФР России (РО ФСФР России) путем рассмотрения документов и сведений, имеющихся у ФСФР России (РО ФСФР России), документов и сведений, поступающих от проверяемой организации, запрашиваемых и получаемых у данной организации, у органов государственной власти, иных организаций (лиц) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основанием для проведения камеральной проверки является поручение руководителя ФСФР России (РО ФСФР России) или заместителя руководителя ФСФР России в соответствии с распределением обязанностей /п. 7.4/.

Согласно пункту 8 Административного регламента, исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

- издание приказа (или поручения) о проведении проверки;

- подготовку к проведению проверки;

- осуществление проверки (выездной или камеральной);

- подготовку акта по результатам проведенной проверки, ознакомление с актом уполномоченного лица организации;

- принятие по результатам проверки предусмотренных законодательством Российской Федерации мер.

Основаниями для начала исполнения государственной функции являются: утвержденный на соответствующий квартал единый план выездных проверок деятельности организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на ФСФР России (далее - Единый квартальный план);

наличие оснований для проведения внеплановой проверки, предусмотренных пунктом 7.1.1 Административного регламента;

наличие оснований для проведения камеральной проверки, предусмотренных пунктом 7.1.4 Административного регламента;

наличие оснований для проведения отдельных надзорных мероприятий, предусмотренных пунктом 7.6 Административного регламента /п. 9/.

Согласно пункту 15 Административного регламента, после принятия решения о проведении проверки какой-либо организации либо ее обособленных подразделений Управление надзора (РО ФСФР России) в случае необходимости письменно запрашивает дополнительные документы и/или сведения в отношении этой организации либо ее обособленных подразделений в структурных подразделениях Центрального аппарата ФСФР России/РО ФСФР России.

В случае возникновения при проведении проверки необходимости получения информации о деятельности организации либо ее обособленных подразделений Управление надзора (РО ФСФР России) письменно запрашивает либо затребует предписанием о предоставлении документов необходимые документы у поднадзорных ФСФР России организаций, связанных с деятельностью проверяемой организации.

В силу пункта 15.2. Административного регламента, предписание ФСФР России о предоставлении документов, является документом, содержащим распоряжение заместителя руководителя ФСФР России о выполнении изложенных в нем требований, текст которого состоит из предисловия, в котором даются ссылки на соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации, в соответствии с которыми вынесено предписание, и излагаются причины подготовки данного предписания, и предписывающей части, содержащей перечень документов, копии которых следует предоставить, и указание на срок исполнения предписания. Документы, затребованные предписанием, должны быть предоставлены в ФСФР России (в Управление надзора) в срок, указанный в предписании, но не более 15 рабочих дней.

В соответствии с пунктом 17 Административного регламента, камеральная проверка может назначаться при получении сведений о возможных нарушениях организацией законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление соответствующего вида деятельности на финансовом рынке, а также законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма  и в других необходимых для исполнения ФСФР России (РО ФСФР России) своих полномочий случаях.  Камеральная проверка назначается решением руководителя (заместителя руководителя) ФСФР России, оформленным письменным поручением руководителя (заместителя руководителя) ФСФР России. В поручении указываются начальник структурного подразделения ФСФР России, которому поручается организация проведения камеральной проверки, документ, в котором содержатся подлежащие проверке сведения, либо наименование проверяемой организации с указанием ее действий или операций, которые необходимо проверить. Руководитель структурного подразделения своим письменным указанием на бланке поручения назначает для проведения камеральной проверки инспектора из состава работников этого подразделения в соответствии со служебными обязанностями. Аналогичный порядок применяется в РО ФСФР России.

В соответствии с пунктом 21 организация камеральных проверок организаций или камеральных проверок сведений, изложенных в обращениях и жалобах, поступающих в ФСФР России инспекторами Центрального аппарата ФСФР России возлагается на начальников структурных подразделений ФСФР России в соответствии с утвержденными положениями об управлениях ФСФР России.

Начальник структурного подразделения своим письменным указанием на бланке поручения назначает для проведения камеральной проверки инспекторов (не более 3 инспекторов) из состава работников этого подразделения в соответствии со служебными обязанностями.

Последовательность действий:

- направление в адрес проверяемой организации предписания о предоставлении документов;

- анализ полученных документов;

- по мере необходимости запросы у проверяемой организации, иных организаций и органов власти документов;

- анализ полученных документов;

- завершение проверки.

Камеральная проверка проводится путем истребования информации и документов у проверяемой организации и/или иных организаций, связанных с деятельностью проверяемой организации, и анализа такой информации и документов.

При проведении камеральной проверки ФСФР России вправе истребовать у организации любые необходимые для проведения камеральной проверки и решения вопросов, относящихся к компетенции ФСФР России, объяснения, сведения и документы.

При необходимости ФСФР России запрашивает соответствующую информацию у других органов государственной власти, органов местного самоуправления, саморегулируемых и иных организаций путем направления запроса и/или предписания о предоставлении информации в соответствии с пунктами 15.1 и 15.2 Административного регламента.

Аналогичный порядок применяется в РО ФСФР России.

Пункт 22.2 Административного регламента определяет последовательность действий по составлению акта камеральной проверки:

- написание акта (не более 10 рабочих дней с даты окончания проверки);

- подписание акта инспектором (в рабочий день, следующий за днем написания акта);

- утверждение акта начальником структурного подразделения (не более 2 рабочих дней);

- представление акта руководителю (заместителю руководителя) ФСФР России (в рабочий день, следующий за днем утверждения акта);

- рассмотрение акта руководителем (заместителем руководителя) ФСФР России (не более 10 рабочих дней со дня утверждения акта).

По результатам камеральной проверки инспектором (инспекторами), проводившим камеральную проверку, составляется и подписывается акт камеральной проверки, который утверждается начальником структурного подразделения (лицом, исполняющим его обязанности) и представляется руководителю (заместителю руководителя) ФСФР России, назначившему камеральную проверку.

Акт камеральной проверки включает в себя:

- сведения о поручении на проведение камеральной проверки;

- изложение фактических обстоятельств, установленных при проведении камеральной проверки действий (операций) организации, доказательств, на которых основаны выводы инспектора по результатам камеральной проверки;

- требования законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление соответствующего вида деятельности на финансовом рынке, а также законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которые были нарушены организацией (при установлении факта совершения организацией правонарушения);

- выявленные недостатки в деятельности организации;

-выводы и предлагаемые решения в отношении организации, подготовленные инспектором по результатам проверки, а также их обоснования.

Акт камеральной проверки регистрируется в соответствии с принятым в ФСФР России порядком делопроизводства. Акт камеральной проверки рассматривается руководителем (заместителем руководителя) ФСФР России, назначившим проверку, в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты утверждения акта начальником структурного подразделения.

По окончании камеральной проверки все материалы формируются в отдельное дело проверки и подлежат хранению в ФСФР России.

Согласно пункту 23.2. Административного регламента, по результатам проведенной проверки РО ФСФР России могут быть приняты следующие решения:

а) о направлении проверяемой организации предписания об устранении нарушений законодательства и/или о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности;

б) о направлении предписания о запрете или ограничении проведения профессиональным участником рынка ценных бумаг отдельных операций на рынке ценных бумаг;

в) о направлении в Центральный аппарат ФСФР России представления о приостановлении действия или аннулировании лицензии проверяемой организации;

г) о направлении в Центральный аппарат ФСФР России представления о направлении предписания о запрете на проведение всех или части операций акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании, специализированного депозитария, агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, лица, осуществляющего ведение реестра владельцев инвестиционных паев, негосударственного пенсионного фонда;

д) о направлении в Центральный аппарат ФСФР России представления об обращении в суд с заявлением об исключении бюро кредитных историй из государственного реестра бюро кредитных историй;

е) о направлении предписания о приостановлении деятельности жилищного накопительного кооператива;

ж) об обращении в суд с заявлением о ликвидации жилищного накопительного кооператива.

Решение по результатам проверки принимается в форме приказа, предписания или обращения в суд /п. 23.3. Административного регламента/.

Предписание ФСФР России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (Приложение N 7 к Административному регламенту) направляется организации в целях прекращения и/или предотвращения в дальнейшей деятельности выявленных при проведении проверки нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление соответствующего вида деятельности на финансовом рынке, а также законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Организация обязана исполнить предписание в указанный в предписании срок, но не позднее 30 дней с момента получения предписания (в случае необходимости для устранения нарушений внесения изменений в учредительные документы организации - не позднее 90 дней с момента получения предписания), и представить в ФСФР России (РО ФСФР России) отчет об исполнении этого предписания в рабочий день, следующий за днем исполнения предписания. К отчету должны быть приложены надлежащим образом оформленные (сшитые, пронумерованные, подписанные уполномоченным лицом и скрепленные печатью организации) копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований /п. 23.4.3./.

Управление надзора рассматривает предоставленный организацией отчет об исполнении предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований, и в случае неустранения нарушений устанавливает необходимость направления нового (повторного) предписания, либо необходимость проведения внеплановой проверки /п. 23.4.4/.

В случае непредставления организацией в установленные сроки информации об устранении нарушений Управление надзора устанавливает:

- возможность продления сроков устранения нарушений в случае наличия уважительных (объективных) причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения;

- наличие основания для направления нового и/или повторного предписания;

- наличие основания для привлечения виновных лиц к ответственности.

При наличии основания для привлечения виновных лиц к ответственности Управление надзора приступает к возбуждению дела об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или подготавливает материалы для передачи в правоохранительные органы для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

Аналогичный порядок действует в РО ФСФР России.

На основании изложенного, суд приходить к выводу о том, что ФСФР России (РО ФСФР России) направляет предписания по итогам рассмотрения жалоб и обращений граждан и организаций, а также по результатам проверок организаций, осуществление контроля за которыми возложено на ФСФР России (РО ФСФР России).

Как текст предписания, не исполнение которого явилось основанием для привлечения Заявителя оспариваемым постановлением к ответственности, так и материалы дела не содержат указание на приказ руководителя РО ФСФР России либо поручение на проведение какой-либо из указанных выше проверок (выездной плановой, внеплановой, совместной, камеральной), и их наличие, акта проверки, составленного по окончанию ее проведения, а также не указано на наличие оснований, явившихся следствием проведения проверки, по результатам которой вынесено соответствующее предписание, о наличии которых указано в административном регламенте.

Предписание регионального отделение не содержит указание: в целях решения, какого вопроса, предусмотренного ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» выдано данное предписание /ст.11 данного закона/. Данное предписание также не содержит указания во исполнение какого вопроса, находящегося в компетенции регионального отделения в области ФЗ «О рынке ценных бумаг», регулирующего отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг /ч. 7 ст. 44 о рынке ценных бумаг/ выданное предписание.

Также предписание не содержит норму закона, в силу которой Общество обязано предоставлять в региональное отделение данные об адресе страницы в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации, данные о которой в региональном отделении отсутствую, тогда как, в силу п. 5 Постановление ФКЦБ РФ от 09.01.1997 N 2 "О системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг" раскрыватель направляет раскрываемую им информацию, подготовленную рабочей версией программы - анкеты, на адрес Технического центра. С момента получения раскрывателем информации сообщения Технического центра о приеме этой информации указанный раскрыватель считается исполнившим возложенную на него обязанность по раскрытию информации.

На основании изложенного, исходя из буквального прочтения выданного обществу предписания, региональным отделением предписано Обществу, предоставить доказательства обязательного раскрытия информации, установленного Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006 г. N 06-117/пз-н.

Суд полагает, что в соответствии с требованиями пункта 5 Административного регламента, исполнение государственной функции по проведению надзорных мероприятий в отношении организаций, указанных в пункте 2 Административного регламента (в т.ч. эмитента), осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушение порядка или сроков раскрытия информации образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 15.19 КоАП РФ.

Исследовав представленные в дело доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ,суд приходит к выводу о том, что добытые административным органом доказательства – протокол об административном правонарушении, не могут являться доказательствами совершения юридическим лицом административного правонарушения, в связи с чем, вопрос о виновности лица, а также доказанности в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности состава административного правонарушения, судом рассмотрен быть не может.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания по делу № 62-10-215/ПН от 08.04.2010, вынесенное заместителем руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе о привлечении открытого акционерного общества «Розторгсервис», место нахождения: <...>, к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в сумме 500 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья: Т.Н.Васильева

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru/.