Арбитражный суд Челябинской области
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
26 августа 2008 года Дело №А76-7968/2008-51 -194
Резолютивная часть решения объявлена 19 августа 2008 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26 августа 2008 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Л.В. Забутырина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богатыревой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда Челябинской области по адресу: <...>, каб. 416,
дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Стекло», г.Челябинск,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Челябинской области, г.Челябинск,
Третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: ФИО1, г.Челябинск,
о признании незаконными отказа в погашении регистрационной записи,
при участии в заседании представителей
от заявителя: ФИО2., доверенность от 01.06.2008 г., (л.д. 85),
от ответчика: ФИО3, доверенность от 01.02.2008 г. № 09/08 (л.д. 132), паспорт <...>, выдан РУВД Ленинского района г.Челябинска 15.08.2001 г.,
от третьего лица: ФИО4, доверенность от 09.07.2008 г. (л.д. 135), (паспорт),
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью «Стекло», г.Челябинск (далее – Общество, заявитель, ООО «Стекло») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с требованием о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее – ответчик, УФРС, Управление, регистрирующий орган) в регистрации права собственности на здание растворного узла площадью 429,5 кв.м., расположенного по адресу: <...> а, и возложении обязанности на Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области устранить допущенное нарушение прав заявителя и зарегистрировать на имя заявителя переход права собственности на здание БРУ площадью 429,5 кв.м., расположенного по адресу: <...> а.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и в возражениях на отзыв (л.д. 2-4, 136-138). В обоснование своих требований приводит следующие доводы. На момент исполнения АООТ «ЖБИ-3» и третьим лицом договора купли-продажи растворного узла отношения по возникновению права собственности регулировались ст. 50 Основ гражданского законодательства СССР. Требования об обязательной регистрации сделок с недвижимостью были введены после исполнения договора Указом Президента РФ от 11.12.1993 № 2130. На момент приобретения третьим лицом здания РУ существовала обязательная регистрация в исполкоме Совета народных депутатов договора купли-продажи жилого дома, стороной которого является гражданин (ст. 239 ГК РСФСР). Действия органа противоречат п.1 ст. 6 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, письму Минюста РФ от 16.08.1999 № 6677-ПК. Заявителем на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы. Действиями органа нарушены права заявителя, установленные ст. 209 ГК РФ на приобретение в собственность здания РУ по договору, требующему совершения регистрационных действий в отношении объекта договора.
Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 127-129). Пояснил, что заявителями для регистрации права собственности не было представлено документов, подтверждающих возникновение права собственности ФИО1 на здание растворного узла, в связи с чем, не представилось возможным произвести государственную регистрацию перехода права собственности. Довод заявителя о том, что указанный договор купли-продажи подтверждает возникновение права собственности ФИО1 на здание РУ в силу ст. 50 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик противоречит указанной норме, поскольку абзац 2 пункта 2 ст. указанной статьи. Инструкцией, утвержденной НК КХ РСФСР 25.12.1945 был установлен порядок регистрации строений и ведения реестра бюро инвентаризации ЖКО ИК местных Советов. Следовательно, законодательство, действовавшее в момент заключения договора купли-продажи связывало момент возникновения права на строение с моментом его регистрации бюро инвентаризации. В дальнейшем порядок регистрации объектов недвижимости конкретизирован Указом Президента РФ от 11.12.1993 № 2130, Постановлением Челябинской областной Думы от 22.09.1994 № 49.
Представитель ФИО1, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, определением от 26.06.2008 (л.д. 1), в судебном заседании пояснил, что считает предъявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, а доводы Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области, изложенные в сообщении об отказе в проведении и государственной регистрации № 214/2008-67, ошибочными. Отношения по возникновению права собственности регулировались ст. 50 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, на момент заключения договора каких-либо требований относительно государственной регистрации перехода права собственности в действующем на тот момент законодательстве не было. Обязательной регистрации подлежали только договоры купли-продажи жилого дома, стороной которого являлся гражданин в силу ст. 239 ГК РСФСР. Требования об обязательной регистрации сделок с недвижимостью были введены Указом Президента РФ от 11.12.1993 № 2130, который вступил в законную силу после исполнения договора и обратной силы не имеет, представил письменный отзыв (л.д. 134).
В судебном заседании 12.08.2008 объявлялся перерыв до 19.08.2008 до 11.00.
Информация об объявлении перерыва была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области (л.д. 139).
Дело рассматривается в порядке ст. ст. 156, 163, 210 АПК РФ с учетом положений Информационного письма Президиума Вас РФ от 19.09.2006 № 113 «О применении ст. 163 АПК РФ».
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «Стекло» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией ФНС РФ по Металлургическому району г. Челябинска 29.11.2005 за основным государственным регистрационным номером 1057423038551, что подтверждается свидетельством серии 74 № 002947520 (л.д. 71).
12.10.1993 между предприятием АООТ «ЖБИ-3» и ФИО1 заключен договор купли-продажи, в соответствии с условиями которого предприятие обязуется передать в собственность покупателя (ФИО1) здание растворного узла площадью 405 кв.м, находящееся по адресу <...> а в Северо-западном районе г. Челябинска (л.д. 62). Указанное имущество передано по акту приема-передачи 28.10.1993 (л.д. 63).
Договор поставлен на учет Областным государственным унитарным предприятием «Областной центр технической инвентаризации по Челябинской области» 22.01.2007, о чем свидетельствует соответствующая отметка (л.д. 62 оборот).
Между ФИО1 (продавец) и ООО «Стекло» (покупатель) 10.12.2007 г. заключен договор № 01 купли-продажи недвижимого имущества (л.д. 64-66). Согласно условиям договора Продавец передал в собственность Покупателя недвижимое имущество - здание растворного узла, площадью 429,5 кв.м., инвентарный номер 38356, литера А-АЗа, находящееся по адресу: <...> г. недвижимое имущество передано по акту приема-передачи недвижимого имущества от 10.12.2007 г. (л.д. 67). В соответствии с дополнительным соглашением от 26.03.2008 уточнены характеристики передаваемого по договору имущества: недвижимое имущество – здание растворного узла, площадью 429,5 кв.м, инвентарный № 38356, литера А-А2а, находящееся по адресу: <...> а (л.д. 68).
19.03.2008 ФИО5 в лице представителя ФИО4 обратился в Управление с заявлением о регистрации ранее возникшего (до 31.01.1998) права собственности на нежилое здание общей площадью 429,5 кв.м, кадастровый № 74-74-01/111/2007-168, расположенного по адресу: <...> а. Одновременно ФИО5 и заявитель обратились в Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области с заявлениями о регистрации перехода права собственности на указанное здание (л.д. 96-97).
Для регистрации перехода права собственности заявителем были представлены документы о приватизации ликвидированного АООТ «ЖБИ-3» (ОАО «43 ЖБИ №3), которыми подтверждается приватизация здания растворного узла в 1992 г.: план приватизации (л.д. 10-16), приказ № 83 от 23.10.1991 г. (л.д. 17), акт оценки стоимости зданий и сооружений (л.д. 18-21), акт оценки стоимости незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования по состоянию на 01.07.1992 г. (л.д. 22), протокол № 206 заседания комиссии по приватизации от 20.04.2001 г. (л.д. 23-24), акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1989 г. (л.д. 25-27), заключение Управления по делам ГО и ЧС Калининского района г. Челябинска (л.д. 28), приказ № 122 от 29.12.2000 г. о создании комиссии (л.д. 29), Устав АООТ «ЧЗЖБИ №3» (л.д. 30-45), Устав АООТ «ЧЗЖБИ №3» (л.д. 46-57), протокол конференции акционеров АООТ ЗЖБИ-3 от 12.10.1993 г. (л.д. 61).
Согласно выписки из единого государственного реестра юридических лиц от 21.01.2005г. ОАО «Челябинский завод железобетонных изделий № 3» прекратило деятельность в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, о чем Инспекцией Федеральной налоговой службы по Калининскому району г.Челябинска 21.01.2005 г. сделана соответствующая запись (л.д. 58-60).
02.04.2008 письмом Управление уведомило заявителей о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на срок до 25.04.2008, поскольку отсутствуют сведения о регистрации в установленном порядке до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 права собственности ФИО5, возникающего по представленному договору купли-продажи от 12.10.1993. Указано, со ссылкой на Указ Президента РФ от 11.12.1993 № 2130, Постановление Челябинской областной Думы № 49, что если право собственности ФИО1 не зарегистрировано в установленном порядке, в соответствии со ст. 131, 209 ГК РФ ФИО5 не вправе распоряжаться данным имуществом. Кроме того, выявлено расхождение в указании адреса и литеры передаваемого объекта.
29.04.2008 обществом дополнительно были представлены дополнительное соглашение от 26.03.2008 к договору купли-продажи недвижимого имущества от 10.12.2007 № 1 и письмо с пояснениями в отношении предложения представления для регистрации документа о регистрации права собственности указанного объекта на ФИО1 (л.д. 68, 117).
В связи с не устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, в полном объеме сообщением от 04.05.2008 г. № 214/2008-67 Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области уведомило ФИО5 об отказе в государственной регистрации права собственности, перехода права собственности. Причины, послужившие основанием для отказа, указаны следующие:
- не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав;
- правообладатель не представил заявление и иные документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших до введения в действие закона сделки с объектом недвижимого имущества;
- лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
Указано, что в нарушение ст.ст. 131, 209 ГК РФ в орган, осуществляющий государственную регистрацию, не представлен документ, подтверждающий регистрацию в соответствующих органах права собственности ФИО1 на объект недвижимости. Поскольку отсутствуют сведения, подтверждающие регистрацию купли-продажи от 12.10.1993, в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона требуется государственная регистрация ранее возникшего права на данный объект недвижимости, в нарушение указанной нормы права не представлены заявление и иные необходимые для государственной регистрации первичного права на объект недвижимости (л.д. 118).
Письмом от 04.05.2008 № 214/2008-68 Управление уведомило общество об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество по следующим причинам:
- лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
- документы, представленные на государственную регистрацию по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Со ссылкой на ст. 131, 209 ГК РФ, ст. 6 Закона о регистрации прав указано. Что поскольку право собственности ФИО1 на нежилое здание не зарегистрировано в установленном порядке, он не вправе распоряжаться объектом недвижимости (л.д.8-9)
Не согласившись с решением регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации, полагая, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании решения, выраженного в сообщении от 04.05.2008 № 214/2008-68, недействительным.
Согласно ч.1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с ч.1 ст. 164 Гражданского кодекса РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Указанным положениям корреспондирует норма, установленная ч.1 ст. 4 Закона о регистрации прав, в соответствии с которой государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 13 Федерального закона от № «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации прав) государственная регистрация прав проводится в определенном порядке, начиная с приема документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины, затем правовая экспертиза документов и проверка законности сделки.
Согласно ч.1, 2, 4, 5-7 ст. 16 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя (ч.1).
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (ч.2).
Вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о правах на недвижимое имущество предъявляется документ об уплате государственной пошлины (ч.4).
При получении правоустанавливающих документов на государственную регистрацию прав должностное лицо органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, вносит соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты (ч. 5).
Заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает принятие документов на государственную регистрацию прав (ч.6).
Регистрационные действия начинаются с момента приема документов на государственную регистрацию прав (ч.7).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в предыдущем пункте, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ч.2 ст. 17 Закона о регистрации прав).
Согласно ч.1, 2 ст. 17 Закона о регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
В соответствии с ч.1 ст.20 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
В силу ч.5 ст. 2 Закона о регистрации прав отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с ч.1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ч.1 ст. 6 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации, возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины (ч.2).
Как усматривается из материалов дела, заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о регистрации перехода права собственности на здание растворного узла площадью 429,5 кв.м, расположенного по адресу: <...> а, которое приобретено на основании договора купли-продажи от 10.12.207 № 1 заключенного с ФИО1
Право собственности на указанное имущество перешло к третьему лицу на основании договора купли-продажи растворного узла от 12.10.1993 от АООТ «ЖБИ-3».
Регистрирующим органом отказано в регистрации перехода права и права собственности по причине того, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимости, а документы, представленные на государственную регистрацию прав по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В обоснование своих возражений ответчик ссылается на то, что довод заявителя о возникновении права собственности Широких на здание растворного узла в силу ст. 50 Основ гражданского законодательства СССР противоречит абз 2 п.2 ст. 50 Основ.
В соответствии с ч.2 ст. 50 Основ гражданского законодательства СССР, право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации или нотариальному удостоверению, право собственности у приобретателя возникает в момент регистрации или удостоверения договора, а при необходимости нотариального удостоверения и государственной регистрации договора - в момент его регистрации.
Таким образом, указанная норма связывала возникновение права собственности с моментом государственной регистрации или нотариального удостоверения только в случаях, предусмотренных законодательством.
Такие случаи были предусмотрены для регистрации в Исполкоме Совета народных депутатов договора купли-продажи жилого дома, стороной которого является гражданин (ст. 239 ГК РФ).
Как усматривается из материалов дела, объектом договора купли-продажи не являлся жилой дом.
В обоснование своих возражений ответчик ссылается на то, что законодательство, действовавшее в момент заключения договора купли-продажи от 12.10.1993 связывало момент возникновения права на строение с моментом регистрации бюро инвентаризации. Поскольку Инструкцией, утвержденной 25.12.1945, был установлен порядок регистрации строений и ведения реестра бюро инвентаризации.
Инструкция о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР утверждена Народным комиссариатом коммунального хозяйства РСФСР 25 декабря 1945 года и согласована с Народным комиссариатом юстиции РСФСР.
Параграфом 1 данной инструкции установлено, что в целях уточнения права владения строениями и учета строений по фондам в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР бюро инвентаризации жилищно-коммунальных органов исполнительных комитетов местных Советов ведут по установленным формам реестры (Приложения N 1, 2, 3 и 4) и производят регистрацию строений, а именно: строений на праве государственной собственности, находящихся в ведении местных Советов; строений на праве государственной собственности, находящихся в ведении государственных учреждений и предприятий; строений кооперативных и других общественных организаций; строений отдельных граждан на праве личной собственности или праве застройки.
При этом в силу § 3 регистрация строений в порядке настоящей Инструкции не производится, в том числе на территориях, отведенных промышленным предприятиям (на промплощадках).
Объектом регистрации является домовладение в целом с самостоятельным земельным участком, под отдельным порядковым номером по улице, переулку, площади независимо от числа совладельцев данного домовладения (§ 5).
Таким образом, из буквального толкования данной инструкции следует, что она регулирует правоотношения связанные с регистрацией домовладений, следовательно, не может быть применена к правоотношениям, возникшим по договору от 12.10.1993, поскольку объект находился на территории, отведенной промышленным предприятиям. В связи с чем, ссылка ответчика на указанный правовой акт не может быть принята судом во внимание.
Учитывая изложенное, указанные доводы ответчика подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Ссылка ответчика на Указ Президента от 11.12.1993 № 2130 также не может быть принята во внимание, поскольку он вступил в силу после исполнения договора, заключенного между АООТ «ЖБИ-№» и третьим лицом.
Иных оснований в обоснование своих возражений ответчик не приводит.
В соответствии с ч.1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу ч.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По мнению суда, в нарушение указанных положений ответчик не представил доказательств соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения.
В нарушение положений ст. 6, ч.2 ст. 17 Закона о регистрации прав ответчик истребовал дополнительные документы у заявителя, когда оснований для представления их не имелось, поскольку представленные заявителем, третьим лицом для государственной регистрации документы, соответствовали требованиям Федерального закона о государственной регистрации прав.
Оспариваемым решением нарушаются права заявителя, установленные ст. 209 ГК РФ, поскольку без регистрации перехода права собственности и права собственности за заявителем, невозможна реализация правомочий собственника в полной мере.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует положениям Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В порядке устранения последствий допущенных нарушений заявитель просит обязать ответчика зарегистрировать на имя заявителя переход права собственности на здание растворного узла площадью 429,5 кв.м, расположенного по адресу: <...>.
В рамках восстановления нарушенного права суд считает необходимым обязать ответчика зарегистрировать на имя заявителя переход права собственности на здание растворного узла площадью 429,5 кв.м, расположенного по адресу: <...>, поскольку именно указанная мера позволит восстановить заявителю нарушенные права.
Расходы по уплате госпошлины, уплаченной заявителем при обращении в суд в соответствии с платежным поручением от 11.06.2008 № 60 в сумме 2 000 руб. подлежат отнесению на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Именем РФ, руководствуясь ст. ст. 167,168,п.2 ст. 176, ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования Общества с ограниченной ответственностью «Стекло», г. Челябинск удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области в регистрации права собственности за ООО «Стекло» на здание растворного узла площадью 429,5 кв. м, расположенного по адресу: <...>, как не соответствующий положениям Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области устранить допущенное нарушение прав ООО «Стекло» путем регистрации перехода права собственности на здание растворного узла площадью 429,5 кв. м, расположенного по адресу: <...> а, на основании документов, представленных 19.03.2008, в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Стекло», г. Челябинск расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет - сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Л.В. Забутырина