ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-8081/2022 от 13.10.2022 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

20 октября 2022 года                                                                                     Дело № А76-8081/2022

Резолютивная часть решения оглашена                                                         13 октября 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено                                                          20 октября 2022 года

Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лушниковым Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», г. Челябинск (ОГРН <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Челябинской области, г. Челябинск (ОГРН <***>)

о признании недействительным представления от 08.12.2021 № 69-12-87/21-4736 в части

при участии в судебном заседании:

заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 30.12.2021, диплом от 26.06.2008, паспорт;

заинтересованного лица: ФИО2 – представителя по доверенности от 15.08.2022, диплом от 30.04.2002, удостоверение; ФИО3 - представителя по доверенности от 29.11.2021, удостоверение; ФИО4 – представителя по доверенности от 21.02.2021, удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»  (далее – ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИИ)», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Челябинской области (далее – УФК по Челябинской области, заинтересованное лицо) о признании недействительным представления от 08.12.2021 № 69-12-87/21-4736 в части пункта 1, подпункта 1 пункта 2 описательной части;

пункта 1 резолютивной части;

пункта 2 резолютивной части в части суммы выявленного нарушения 988 854руб., заменив на сумму 209 590 руб. (с учетом уточнения заявления от 16.06.2022, которое с соблюдением положений статьи 49 АПК РФ принято арбитражным судом, т.3 л.д.89-90).

 Заявитель считает оспариваемый (частично) ненормативный правовой акт необоснованным, противоречащим законодательству Российской Федерации, нарушающим его права и законные интересы в экономической сфере.

УФК по Челябинской области представило отзыв на заявление от 25.05.2022 и дополнение к отзыву от 01.08.2022, в которых с требованиями ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИИ)» не согласилось, частично оспариваемый ненормативный правовой акт находит правомерным (т. 2 л.д. 72-87, т. 3 л.д. 98-104).

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные ими в заявлении, в отзыве на заявление соответственно.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявлениеподлежащим отклонению по следующим мотивам.

Как следует из материалов дела, на основании приказа УФК по Челябинской области от 27.07.2021 № 388 «О назначении плановой выездной проверки в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)» (с изменениями от 20.08.2021 № 428, от 27.08.2021 № 441) в соответствии с пунктом 29 Плана контрольных мероприятий Управления в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, утвержденного 28.12.2020 (с изменениями), по поручению Федерального казначейства от 30.12.2020 № 07-04-05/20-28009 УФК по Челябинской области проведена выездная проверка.

По результатам проверки УФК по Челябинской области составлен Акт проверки от 07.10.2021 (т. 2 л.д. 88-16) и в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) вынесено представление от 08.12.2021 № 69-12-87/21-4736 (т. 1 л.д. 27-38).

Не согласившись с данным представлением от 08.12.2021 № 69-12-87/21-4736 в вышеуказанной части, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИИ)» обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно статье 28, 38 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Статьей 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно пункту 1 оспариваемого Представления от 08.12.2021 № 69-12-87/21-4736 «В нарушение требований, установленных пунктом 1 статьи 72 БК РФ, частью 6 статьи 52 ГрК РФ, частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ), пунктами 1, 2 части 1, частью 7 статьи 94, частью 1 статьи 101 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.2.1 контракта от 28.09.2018 № 0369100017618000001-0041893-02 на выполнение работ по строительству объекта «Общежитие (жилой дом специализированного назначения) со встроенно-пристроенными помещениями социально-бытового назначения (далее - Контракт СМР) объектом контроля в 2018-2019 годах осуществлена приемка фактически не выполненных объемов работ, а именно работ, не предусмотренных проектной документацией на объекте капитального строительства «Общежитие (жилой дом специализированного назначения) со встроенно-пристроенными помещениями социально-бытового назначения» (шифр 023) (далее - проектная документация (шифр 023)), не исключенных из локальных смет № 02.1-3 «Конструктивные и объемно-планировочные решения. Фундаменты», № 02.1-5 «Конструктивные и объемно-планировочные решения. Перекрытия» (замечание содержится в пункте 2.4.8 (страница 11) Положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости от 28.09.2016 № 155-16/ЕГЭ-3740/05, выданного Федеральным автономным учреждением «Главное управление государственной экспертизы» Екатеринбургский филиал), что привело к переплате за счет средств федерального бюджета в общей сумме 467 413,92 руб. с НДС 20% (оплата произведена платежными поручениями от 05.12.2018 № 9574, от 11.02.2019 № 760, от 16.09.2019 № 556446, от 16.08.2019 № 86142, от 06.09.2019 № 441339, от 24.06.2019 № 52895, от 20.05.2019 № 376906, от 29.08.2019 № 305957, от 07.08.2019 № 832390, от 02.10.2019 № 887231, по коду бюджетной классификации 00000000000000000407 (04-01-Е9))».

Пунктом 1 статьи 72 БК РФ установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (часть 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Законом о контрактной системе, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее-отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Согласно части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

В соответствии с частью 1 статьи 101 Закона о контрактной системе, заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИИ)по результатам проведенного электронного аукциона по закупке № 0369100017618000013 (извещение о проведении электронного аукциона от 21.08.2018 № 0369100017618000001, протокол подведения итогов электронного аукциона от 12.09.2018 № 0369100017618000001-3, НМЦК 741 571 927,63 руб.) заключен контракт от 28.09.2018 № 0369100017618000001-0041893-02 с ООО «АльфаСтрой» (реестровый номер контракта 1745301976418000007) (далее - Контракт СМР Приложение № 1), цена контракта составила 689 661 892,67 руб., снижение цены по результатам аукциона составило 7% (51 910 034,96 руб.).

Контракт СМР заключен на условиях, предусмотренных извещениями о проведении электронного аукциона и документацией о таком аукционе, по цене, предложенной победителем соответствующего аукциона, с единственным поставщиком по цене, не превышающей НМЦК по закупке.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в Контракт СМР включены обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Согласно пункту 1.1 Контракта СМР предметом контракта является поэтапное выполнение строительно-монтажных работ и ввод объекта -Общежитие (жилой дом специализированного назначения) со встроенно-пристроенными помещения социально-бытового назначения (далее - Объект) в эксплуатацию, работы должны быть выполнены в соответствии и на условиях, предусмотренных контрактом, в объеме, согласно проектно-сметной документации и техническому заданию.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Контракта СМР цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, составляет 689 661 892,67 руб.:

-на 2018 год - 80 094 855,00 руб. за счет средств федерального бюджета;

-на 2019 год - 364 822 055,40 руб., из них 352 281778,85 руб. за счет средств федерального бюджета, 12 540 276,55 руб. за счет средств, получаемых от приносящей доход деятельности;

- на 2020 год - 244 744 982,27 руб. за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 3.2 Контракта СМР платежи осуществляются Заказчиком (ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИИ)) за счет средств федерального бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований, а также за счет средств, получаемых от приносящей доход деятельности.

Согласно пункту 3.2.1 Контракта СМР выплата аванса не предусмотрена. Оплата осуществляется исходя из фактически выполненных Подрядчиком     объемов работ, на основании утвержденной сметы за выполненные работы, актов КС-2 и справок КС-3.

В соответствии с пунктом 3.4 Контракта СМР необоснованное превышение Подрядчиком проектных объемов и стоимости работ не допускается.

Согласно пункту 5.1, 5.3 Контракта СМР сроки выполнения работ с момента заключения (28.09.2018) ведутся поэтапно в соответствии с графиком выполнения работ и являются промежуточными:

- этап 1. 11-этажная секция - 30.03.2020;

- этап 2. 18-этажная секция - 15.04.2020.

В соответствии с пунктами 6.1.32, 6.1.33, 6.1.34 Контракта СМР Подрядчик обязан вести общий журнал производства работ и исполнительную документацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 6.3.3 Контракта СМР Заказчик осуществляет контроль и технический надзор за строительством объекта в соответствии с утвержденной и выданной объектом контроля проектной документацией, с условиями контракта, требованиями нормативных документов в области капитального строительства, или заключает соответствующий контракт на оказание услуг по строительному контролю (техническому надзору).

В соответствии с пунктом 7.7 Контракта СМР окончательная сдача работ и их приемка оформляется Заказчиком и Подрядчиком актом о приемке законченного строительством объекта с приложением полного перечня исполнительной документации по реестру в 3-х экземплярах, составленному в соответствии с перечнем исполнительной документации для приемки выполненных работ и результатами проведения итоговой проверки по объекту капитального строительства в срок не позднее 30.05.2020 года. Акт о приемке законченного строительством объекта подписывается Заказчиком в день принятия решения о приемке всех результатов выполненных работ, предусмотренных контрактом.

В соответствии с пунктом 7.13 Контракта СМР Подрядчик обязан предоставить Заказчику все имеющиеся у Подрядчика документы, необходимые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства и ввода объекта в эксплуатацию.

В ходе исполнение Контракта СМР объектом контроля приняты к учету и оплачены работы по актам о приемке выполненных работ (форма № КС-2) (далее - акт КС-2), справкам о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3)  (далее - справка  КС-3)  на  общую  сумму  698 768 683,55 руб. с НДС 20%, а также оплачены, согласно платежным поручениям за 2018, 2019, 2020 годы на общую сумму 671 564 666,25 руб. с НДС (таблицы № № 4.1, 4.2, 4.3 Приложения № 4 к Отчету СТИ (приложение № 1 к заключению) (приложение № 6).

Контракт СМР расторгнут на основании соглашения сторон от 29.01.2021 № б/н.

При этом, по результатам обследования установлено.

Управлением в ходе проверки исполнения Контракта СМР произведен анализ принятых к учету первичных учетных документов по Контракту СМР со сметными расчетами и проектной документацией на соответствие порядка расчета, приемки стоимости материалов, конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, оборудования, а также на соответствие объемов выполненных работ, единичных расценок и стоимости выполненных работ, принятых объектом контроля к оплате, а также применения индексов для перевода стоимости выполненных работ в текущий уровень цен, коэффициентов.

При проверке установлено, что согласно актам о приемке выполненных работ акты КС-2 от 20.11.2018 № 1, от 29.01.2019 № 1, от 09.09.2019 № 2, от 09.08.2019 № 4, от 02.09.2019 № 2, от 27.05.2019 № 1, от 08.05.2019 № 4, от 23.08.2019 № 2, от 24.07.2019 № 6, от 24.07.2019 № 7, от 24.09.2019 № 4 к расценкам Е06-01-001-17 «Устройство фундаментных плит железобетонных с пазами, стаканами и подлокотниками высотой до 2 м при толщине плиты до 1000 мм» (далее - расценка Е06-01-001-17), Е06-01-041-01 «Устройство перекрытий безбалочных толщиной до 200 мм на высоте от опорной площади до 6 м» (далее - расценка Е06-01-041-01) дополнительно приняты Заказчиком надбавки к ценам заготовок за сборку и сварку каркасов и сеток плоских, диаметром 8 мм и 12 мм. Данные надбавки в том числе оплачены платежными поручениями от 05.12.2018 № 9574, от 11.02.2019 № 760, от 16.09.2019 № 556446, от 16.08.2019 № 86142, от 06.09.2019 № 441339, от 24.06.2019 № 52895, от 20.05.2019 № 376906, от 29.08.2019 № 305957, от 07.08.2019 № 832390, от 02.10.2019 № 887231.

В ходе проверки представленной Заказчиком исполнительной документацией подтверждено выполнение строительных работ по установке и вязке арматуры, уже учтенные расценками Е06-01-001-17, Е06-01-041-01. Документального подтверждения выполнения каких-либо дополнительных работ по установке и вязке арматуры, на которые необходимо взять надбавку, а также несением дополнительных затрат на выполнение указанных работ Подрядчиком, в том числе калькуляций, расчетов, актов, Заказчиком не представлено.

В составе работ по данным расценкам Е06-01-001-17, Е06-01-041-01 уже учтена установка арматуры в соответствии с Общими положениями сборника «Бетонные и железобетонные».

В акте КС-2 от 09.09.2019 № 2 на сумму 1 902 784,07 руб. с НДС 20 % включены работы в соответствии с пунктом 16 С204-0035 «Надбавки к ценам заготовок за сборку и сварку каркасов и сеток плоских, диаметром 8 мм», которые приняты в объеме 1,486 т.

Указанные работы учтены расценкой Е06-01-001-17 «Устройство фундаментных плит железобетонных с пазами, стаканами и подлокотниками высотой до 2 м при толщине плиты до 1000 мм» в соответствии с Технической части ФЕР06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные», пунктом 1.6.3 «В ФЕР части 6 учтены затраты на установку арматуры с применением электросварки или вязки».

Сумма завышения принятых и оплаченных работ составила 18 214,80руб. с НДС 20%.

В акте КС-2 от 09.08.2019 № 4 на сумму 1 902 784,07 руб. с НДС 20 % включены работы в соответствии с пунктом 16 С204-0035 «Надбавки к ценам заготовок за сборку и сварку каркасов и сеток плоских, диаметром 8 мм», которые приняты в объеме 4,207 т.

Указанные работы учтены расценкой Е06-01-001-17 «Устройство фундаментных плит железобетонных с пазами, стаканами и подлокотниками высотой до 2 м при толщине плиты до 1000 мм» в соответствии с Технической части ФЕР06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные», пунктом 1.6.3 «В ФЕР части 6 учтены затраты на установку арматуры с применением электросварки или вязки».

Сумма завышения принятых и оплаченных работ составила 51 566,40руб. с НДС 20%.

В акте КС-2 от 02.09.2019 № 2 на сумму 1 488 344,44 руб. с НДС 20 % включены работы в соответствии с пунктом 16 С204-0035 «Надбавки к ценам заготовок за сборку и сварку каркасов и сеток плоских, диаметром 8 мм», которые приняты в объеме 1,168 т.

Указанные работы учтены расценкой Е06-01-001-17 «Устройство фундаментных плит железобетонных с пазами, стаканами и подлокотниками высотой до 2 м при толщине плиты до 1000 мм» в соответствии с Технической части ФЕР06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные», пунктом 1.6.3 «В ФЕР части 6 учтены затраты на установку арматуры с применением электросварки или вязки».

Сумма завышения принятых и оплаченных работ составила 14 317,20руб. с НДС 20%.

В акте КС-2 от 27.05.2019 № 1 на сумму 6 977 420,38 руб. с НДС 20 % включены работы в соответствии с пунктом 16 С204-0035 «Надбавки к ценам заготовок за сборку и сварку каркасов и сеток плоских, диаметром 8 мм», которые приняты в объеме 5,489 т.

Указанные работы учтены расценкой Е06-01-001-17 «Устройство фундаментных плит железобетонных с пазами, стаканами и подлокотниками высотой до 2 м при толщине плиты до 1000 мм» в соответствии с Технической части ФЕР06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные», пунктом 1.6.3 «В ФЕР части 6 учтены затраты на установку арматуры с применением электросварки или вязки».

Сумма завышения принятых и оплаченных работ составила 67 276,80руб. с НДС 20%.

В акте КС-2 от 08.05.2019 № 4 на сумму 2 143 273,22 руб. с НДС 20 % включены работы в соответствии с пунктом 16 С204-0035 «Надбавки к ценам заготовок за сборку и сварку каркасов и сеток плоских, диаметром 8 мм», которые приняты в объеме 1,664 т.

Указанные работы учтены расценкой Е06-01-001-17 «Устройство фундаментных плит железобетонных с пазами, стаканами и подлокотниками высотой до 2 м при толщине плиты до 1000 мм» в соответствии с Технической части ФЕР06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные», пунктом 1.6.3 «В ФЕР части 6 учтены затраты на установку арматуры с применением электросварки или вязки».

Сумма завышения принятых и оплаченных работ составила 20 397,60руб. с НДС 20%.

В акт КС-2 от 23.08.2019 № 2 на сумму 4 424 525,56 руб. с НДС 20 % включены работы в соответствии с пунктом 16 С204-0035 «Надбавки к ценам заготовок за сборку и сварку каркасов и сеток плоских, диаметром 8 мм», которые приняты в объеме 3,457 т.

Указанные работы учтены расценкой Е06-01-001-17 «Устройство фундаментных плит железобетонных с пазами, стаканами и подлокотниками высотой до 2 м при толщине плиты до 1000 мм» в соответствии с Технической части ФЕР06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные», пунктом 1.6.3 «В ФЕР части 6 учтены затраты на установку арматуры с применением электросварки или вязки».

Сумма завышения принятых и оплаченных работ составила 42 372,00руб. с НДС 20%.

В акте КС-2 от 24.07.2019 № 6 на сумму 4 204 853,51 руб. с НДС 20 % включены работы в соответствии с пунктом 16 С204-0035 «Надбавки к ценам заготовок за сборку и сварку каркасов и сеток плоских, диаметром 8 мм», которые приняты в объеме 3,5957 т.

Указанные работы учтены расценкой Е06-01-001-17 «Устройство фундаментных плит железобетонных с пазами, стаканами и подлокотниками высотой до 2 м при толщине плиты до 1000 мм» в соответствии с Технической части ФЕР06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные», пунктом 1.6.3 «В ФЕР части 6 учтены затраты на установку арматуры с применением электросварки или вязки».

Сумма завышения принятых и оплаченных работ составила 44 071,20руб. с НДС 20%.

В акте КС-2 от 24.07.2019 № 7 на сумму 479 889,89 руб. с НДС 20 % включены работы в соответствии с пунктом 16 С204-0035 «Надбавки к ценам заготовок за сборку и сварку каркасов и сеток плоских, диаметром 8 мм», которые приняты в объеме 0,375 т.

Указанные работы учтены расценкой Е06-01-001-17 «Устройство фундаментных плит железобетонных с пазами, стаканами и подлокотниками высотой до 2 м при толщине плиты до 1000 мм» в соответствии с Технической части ФЕР06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные», пунктом 1.6.3 «В ФЕР части 6 учтены затраты на установку арматуры с применением электросварки или вязки».

Сумма завышения принятых и оплаченных работ составила 4 598,40 руб. с НДС 20 %.

В акте КС-2 от 24.09.2019 № 4 на сумму 2 989 316,15 руб. с НДС 20 включены работы в соответствии с пунктом 16 С204-0035 «Надбавки к ценам заготовок за сборку и сварку каркасов и сеток плоских, диаметром 8 мм», которые приняты в объеме 2,3189 т. Сумма завышения принятых и оплаченных работ составила 28 420,80 рублей с НДС 20 %.

Указанное привело к завышению оплаты по актам КС-2 в общей сумме 467 413,92 руб. с НДС 20 %.

Кроме            того, в           соответствии с пунктом4.6 МДС 81-35.2004 при составлении локальных сметных расчетов (смет) учитываются условия производства работ и усложняющие факторы. Коэффициенты, учитывающие условия производства работ и усложняющие факторы приведены в приложении № 1 настоящей Методики. Если усложняющие факторы учтены элементными сметными нормами и единичными расценками, коэффициенты, приведенные в приложении № 1, не применяются.

Согласно пункту 2.3. Положительного заключения Екатеринбургского филиала ФАУ «Главгосэкспертизы» от 28.09.2016 № 155-16/ЕГЭ-3740/05 Сметная документация составлена на основании МДС 81-35.2004 в базисном уровне цен 2001 г. по сборникам ФЕР-2001 и ФЕРм-2001, т.е. в сметно-нормативной базе ФЕР-2001. Однако в сборниках данной сметно-нормативной базы ФЕР-2001 расценки С204-0035 «Надбавки к ценам заготовок за сборку и сварку каркасов и сеток плоских, диаметром 8 мм», С204-0037 «Надбавки к ценам заготовок за сборку и сварку каркасов и сеток плоских, диаметром 12 мм отсутствуют.

В пункте 2.4.8 (страница 11) Положительного заключения Екатеринбургского филиала ФАУ «Главгосэкспертизы» от 28.09.2016 № 155-16/ЕГЭ-З 740/05,содержитсязамечание,гдеуказано о выполнении корректировки локальных сметных расчетов в части уточнения стоимостных показателей единичных расценок в части исключения надбавок за сборку и сварку каркасов из отдельных стержней, учтенных расценками ФЕР 06-2001. Однако вопреки указанному замечанию надбавки за сборку и сварку каркасов из отдельных стержней были применены Заказчиком при формировании Начальной максимальной цены контракта частично в Локальных сметных расчетах №№ 02.1-3, 02.1-5.

В соответствии с пунктом 18 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 №1235 (далее - стандарт № 1235) в ходе проведения контрольного мероприятия могут осуществляться контрольные действия, организовываться экспертизы.

Согласно пункту 19 стандарта № 1235 к контрольным действиям при проведении контрольных мероприятий относятся:

- контрольные действия по документальному изучению в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и иных документов, содержащих информацию о деятельности объекта контроля (в том числе документов, полученных в ходе встречных проверок, обследований и (или) на основании официальных запросов от иных организаций), данных информационных систем, в том числе информационных систем объекта контроля, путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля;

- контрольные действия по фактическому изучению путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных обмеров и осуществления других действий по контролю, в том числе исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков) контрольных действий.

Таким образом, УФК по Челябинской области в соответствии с пунктом 18 стандарта № 1235 рамках проведения контрольного мероприятия было назначено обследование полноты и качества выполненных работ на объекте: «Общежитие (дом специализированного назначения) со встроенно-пристроенными помещениями социально-бытового назначения» в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)», в ходе которого были рассмотрены вопросы: проверка соблюдения требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов в части определения сметной стоимости строительства и проверка соответствия объемов работ и примененных материалов, оплаченных и принятых к оплате согласно актам о приемке выполненных работ формы КС-2, данным исполнительной документации и проектным решениям, определенные приказом от 30.07.2021 № 398 «О назначении обследования в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)» (с изменениями от 27.08.2021 № 442), в соответствии с требованиями стандарта № 1235.

В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

В соответствии с условиями Контракта от 28.09.2018 № 0369100017618000001-0041893-02 (далее - Контракт СМР):

- пункт 7.2. В рамках каждого отдельного этапа исполнения Контракта Подрядчик обязан выполнять работы и сдавать их Заказчику по частям - по завершении каждого отчетного месяца в сроки, установленные пунктом 5.2 Контракта. Подрядчик в течение 5-ти календарных дней с даты завершения каждого отчетного месяца представляет Заказчику подписанные со своей стороны следующие документы:

Акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) в 4-х экземплярах;

справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) в 4-х экземплярах;

исполнительную документацию на выполненный в соответствии с представленными формами КС-2, КС-3 объем работ;

счет на фактически выполненный объем работ в соответствующем отчетном месяце;

счет-фактуру на фактически выполненный объем работ в соответствующем отчетном месяце (предоставляется, если Подрядчик является плательщиком НДС);

акт приемки законченного строительством Объекта с приложением полного перечня Исполнительной документации по реестру в 3-х экземплярах (предоставляется после завершения работ в последнем отчетном месяце исполнения Контракта);

пункт 3.2.1 Оплата по Контракту осуществляется исходя из фактически выполненных Подрядчиком объемов работ. Расчеты по Контракту осуществляются в форме Казначейского обеспечения обязательств. Заказчик оплачивает ежемесячно выполненные Подрядчиком Работы по Контракту на основании счета на оплату.

Расчеты с Подрядчиком осуществляются на основании утвержденной сметы за выполненные Работы, отраженные в Графике выполнения работ, в течение 30 дней с даты подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, а также документов, предусмотренных настоящим Контрактом. Заказчик не подписывает КС-2 и КС-3 и не оплачивает выполненные Работы при отсутствии подтверждения их полного выполнения ответственными лицами Заказчика, осуществляющими строительный контроль, а также при отсутствии любого из предусмотренных настоящим Контрактом документов, предоставляемых Подрядчиком Заказчику.

Работы, выполненные Подрядчиком с отклонениями от Проектной документации, нормативных требований, а также условий настоящего Контракта, не подлежат оплате Заказчиком до устранения отклонений. До подписания Сторонами соответствующих актов, обязательства Подрядчика по настоящему Контракту считаются неисполненными, что дает право Заказчику применить санкции, предусмотренные настоящим Контрактом;

- пункт 6.3.8. Заказчик обязан произвести приемку выполненных работ, в том числе проверить стоимость, качество работ, выполненных Подрядчиком при наличии исполнительной документации, представляемой Подрядчиком, на предъявляемый к приемке объем работ.

- пункт 6.3.15. Заказчик обязан в случае отсутствия исполнительной документации отказать Подрядчику в рассмотрении форм КС-2 и КС-3 на проверяемый Заказчиком объём работ.

Таким образом, в совокупности рассмотренных фактов: отсутствие исполнительной документации, подтверждающей выполнение дополнительных работ по установке и вязке арматуры, которые необходимо оплатить с надбавкой, а такжедокументов,свидетельствующих о дополнительных затратах Подрядчика на выполнение указанных дополнительных работ, в том числе калькуляций, расчетов, актов; отсутствие указаний на особые условия производства работ в проектной документации; условия Контракта СМР - выводы Управления о вышеуказанном нарушении не противоречат законодательству Российской Федерации.

Ссылка ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИИ) на тот факт, что на объект капитального строительства: «Общежитие (жилой дом специализированного назначения) со встроенно-пристроенными помещениями социально-бытового назначения» получено заключение государственного строительного контроля, подписаны акты приемки законченного строительством объекта капитального строительства, не корректна, в связи с тем, что государственный строительный контроль не осуществляет проверку стоимости видов работ, а контролирует только техническую часть и соответствие строительства объекта проектной документации. Проектная документация не содержит указаний на особые условия производства работ при сборке и вязке каркасов.

Согласно оспариваемому подпункту 1 пункта 2 Представления «В нарушение требований, установленных пунктом 1 статьи 72 БК РФ, частью 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ, пунктами 1, 2 части 1 статьи 94, частью 1 статьи 101 Закона о контрактной системе, пунктами 1.1, 3.2.1, 6.3.3, 6.3.10, 6.3.8, 6.3.13, 6.3.14 Контракта СМР объектом контроля в 2019-2020 годах осуществлена приемка и оплата работ по актам о приемке выполненных работ (форма № КС-2) (далее-акт КС-2) от 25.10.2019 № 5, от 13.03.2020 № 4, от 13.03.2020 № 5, от 13.04.2020 № 9, от 13.04.2020 № ю, от 27.04.2020 № 13, от 27.04.2020 № 20, от 21.05.2020 № 1, от 21.05.2020 № 13, от 23.06.2020 № 3, от 23.06.2020 № 8, от 23.06.2020 № 33, от 23.06.2020 № 34, от 23.06.2020 № 36, от 05.10.2020 № 20, не соответствующих условиям Контракта СМР, проектной документации (шифр 023).

Результаты проверки оформлены актами контрольного обмера и осмотра видов и объемов работ от 01.09.2021 № б/н (далее - Акт обмера № 1), от 02.09.2021 № б/н (далее - Акт обмера № 2), от 03.09.2021 № б/н (далее -Акт обмера № 3) выполненных Подрядчиком, принятых по актам КС-2 объектом контроля в рамках Контракта.

В рамках проверки проведены обмеры системы электроснабжения, озеленения, дорожных знаков, отмостки, бортовых камней, системы водоотведения, оборудования индивидуального теплового пункта, системы телефонизации, сети связи, устройство окон.

По результатам выборочного контрольного обмера и определения фактического наименования видов и объемов работ выявлено несоответствие видов и объемов работ, указанных в актах КС-2.

Так, по акту КС-2 от 25.10.2019 № 5 (пункт 136) установке подлежал «Теплосчетчик Qn=0,6 куб. метров/ч, DN 15, Давление max 1,6 Мпа (Elf-06-15)» (102 шт.), фактически установлен теплосчетчик СТК-15-М Ду=15 (102 шт.), стоимость выявленных несоответствий составила 779 264 руб.».

При таких обстоятельствах, проанализировав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, арбитражный суд считает, что представление УФК по Челябинской области в оспариваемой части является правомерным и не нарушает права и законные интересы заявителя.

В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

Таким образом, в удовлетворении требования заявителя следует отказать.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины распределяются между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.       

Судья                                                                                    О.Г. Наконечная