АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
24 февраля 2017 года Дело № А76-8113/2016
Резолютивная часть решения оглашена 16 февраля 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 24 февраля 2017 года
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зоновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
областного государственного унитарного предприятия «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области (ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы Челябинской области, г.Челябинск (ОГРН <***>)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1
о признании недействительными решения от 10.03.2016, предписания от 24.02.2016 по делу №01-06/15
при участии в заседании:
заявителя: ФИО2 – представителя по доверенности от 01.07.2016 № 111/2, паспорт;
заинтересованного лица: ФИО3 - представителя по доверенности от 28.11.2016 № 50, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное унитарное предприятие «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области (далее – ОГУП «Обл.ЦТИ») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России): решения от 10.03.2016, предписания от 24.02.2016 по делу №01-06/15.
Заявитель считает оспариваемые ненормативные правовые акты антимонопольного органа противоречащими законодательству Российской Федерации, нарушающими его права и законные интересы в экономической сфере.
Челябинское УФАС России представило отзыв на заявление от 20.05.2016 № 6296/03 (т.1 л.д. 136-142), в котором заявление считает не подлежащим удовлетворению, оспариваемые решение и предписание находит правомерными.
На основании статьи 51 АПК РФ определением суда от 07.04.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1
ФИО1 письменное мнение по спору не представил, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом посредством направления в его адрес копий определений заказными письмами с уведомлениями, а также размещением данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определениях суда.
При таких обстоятельствах на основании статей 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные ими в заявлении и в отзыве на заявление соответственно.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявление подлежащим отклонению по следующим мотивам.
Из материалов настоящего дела следует, что 02.03.2015 в Челябинское УФАС России поступило заявление гражданина ФИО1 на действия ОГУП «Обл.ЦТИ», выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на услугу за выдачу справки о неучастии в приватизации ( т.2 л.д. 263-264).
Согласно заявлению ФИО1 обратился в ОГУП «Обл.ЦТИ» за получением справки о неучастии в приватизации, которая была необходима заявителю при оформлении недвижимости в собственность (при приватизации).
Согласно прейскуранту ОГУП «Обл. ЦТИ» стоимость данной справки варьируется в зависимости от срока изготовления, так:
1) При изготовлении справки через 10 дней со дня обращения стоимость данной справки составляет 1 050 рублей;
2) При изготовлении справки через 3 дня со дня обращения стоимость данной справки составляет 1 365 рублей;
3) При изготовлении справки через 1 день со дня обращения стоимость данной справки составляет 1 575 рублей.
4) При изготовлении справки в день обращения стоимость данной справки составляет 3 650 рублей.
Челябинским УФАС России был направлен запрос ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области с целью определения обоснованности установления цены на услугу по выдаче справки о неучастии в приватизации.
Письмом от 08.05.2015 № 1176 (вх. № 7033 от 08.05.2015) ОГУП «Обл. ЦТИ» представило динамику цены на услугу по выдаче справки о неучастии в приватизации с 01.01.2013 по 01.05.2015 в разрезе филиалов ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области по городам.
В период с 01.01.2013 по 03.03.2014 цена на указанную услугу во всех филиалах была одинаковой и утверждалась Приказом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от 18.05.2012 № 34 «Об изменении стоимости и состава работ по подготовке справок». Согласно данному приказу в состав работ по выдаче справок для предъявления в нотариальную контору, о неучастии в приватизации, о неимении собственности включается:
ознакомление с правоустанавливающим документом при наличии в документе одного собственника;
изготовление справки при наличии до двух собственников;
внесение информации в базу данных;
подшивка документов в инвентарное дело (сшивка документов);
затраты на содержание архива.
В отношении каждой работы устанавливается предельный тариф в рублях.
Таким образом, с 01.01.2013 по 03.03.2014 цена на услугу по выдаче справки о неучастии в приватизации в соответствии с Приказом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от 18.05.2012 № 34 составляла 600 рублей, в том числе НДС, во всех филиалах ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области (при сроке изготовления 10 дней).
С 03.03.2014 в ОГУП «Обл. ЦТИ» изменилась методика расчета цены на услугу по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости.
Согласно Приказу от 28.02.2014 № 10 «Об изменении стоимости и состава работ по подготовке справок» утверждается норма времени на каждую работу на услугу по выдаче справок при условии что, состав работ остался прежним.
Так, норма времени по подготовке справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости с 03.03.2014 составила 2,33 часа (ранее 2,7 часа).
Таким образом, цена на услугу по выдаче справки о неучастии в приватизации различается по филиалам ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области устанавливается в зависимости от стоимости чел/час подготовки справки, которая каждым филиалом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области устанавливается самостоятельно в зависимости от сметы доходов и расходов организации.
По тогам рассмотрения материалов дела № 01-06/15, возбуждённое по признакам нарушения требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Челябинское УФАС России 10.03.2016 вынесло следующее решение (т.1 л.д. 47-58):
1. Положение ОГУП «Обл. ЦТИ» на рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости по состоянию на 2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ», признано доминирующим.
2. В действиях ОГУП «Обл.ЦТИ», выразившихся в установлении с 03.03.2014 монопольно высокой цены на услугу по выдаче справки о неучастии в приватизации на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ, признано нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
На основании данного решения антимонопольным органом заявителю выдано предписание от 24.02.2016 № 1 (т.1 л.д. 59), согласно которому:
1. ОГУП «Обл. ЦТИ» в течение месяца с момента получения настоящего предписания либо с момента вступления в силу судебного акта, которым будет подтверждена законность настоящего предписания, предписано прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в установлении с 03.03.2014 монопольно высокой цены на услугу по выдаче справки о неучастии в приватизации на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ».
2. ОГУП «Обл. ЦТИ» в течение месяца с момента получения настоящего предписания либо с момента вступления в силу судебного акта, которым будет подтверждена законность настоящего предписания, предписано установить цену на услугу по выдаче справки о неучастии в приватизации, исходя из суммы необходимых, в том числе экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов и прибыли для оказания данной услуги.
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием антимонопольного органа, полагая, что последние нарушают права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, ОГУП «Обл. ЦТИ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно пункту 3.35 утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее - Регламент) при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявления, материалы, за исключением случая, если антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В силу пункта 3.36 Регламента при необходимости в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции антимонопольный орган в ходе рассмотрения заявления, проводит анализ состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках в порядке, установленном приказом ФАС России от 28.04.2010 №220.
Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости по состоянию на 2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ».
На основании части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Принимая во внимание то, что ОГУП «Обл. ЦТИ» является единственным участником рынка услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости по состоянию на 2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ», учитывая также то, что услуга по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости не взаимозаменяема с другими услугами и доля ОГУП «Обл. ЦТИ» по состоянию на 2013, 2014, 2015 годы на указанном рынке составляет более 50 %, следовательно, положение ОГУП «Обл. ЦТИ» на рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости по состоянию на 2013, 2014, 2015 годы на территории г.Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоявшего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» признано доминирующим.
ОГУП «Обл. ЦТИ» представило письменные пояснения от 29.12.2015 № 3324 (вх. от 29.12.2015 № 19354), согласно которым:
1) Получение справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости не является обязательным при совершении гражданами сделок с недвижимым имуществом и получение справок не предусмотрено прямо действующим законодательством;
2) ОГУП «Обл. ЦТИ» считает, что Челябинским УФАС России при расчете доли ОГУП «Обл. ЦТИ» на рынке оказания услуг по техническому учету и технической инвентаризации не учтен тот факт, что на территории Челябинской области действует несколько организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию на территории Челябинской области в 2013,2014,2015 годах;
3) ОГУП «Обл. ЦТИ» считает, что объекты жилищного фонда могут находиться на учете одновременно у нескольких хозяйствующих субъектов.
Изучив доводы ОГУП «Обл. ЦТИ», представленные в письме от 29.12.2015 № 3324 (вх. от 29.12.2015 № 19354), Челябинским УФАС России сделаны следующие выводы.
1) Функциональное назначение товара, а именно то, что получение справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости не является обязательным при совершении гражданами сделок с недвижимым имуществом и получение справок не предусмотрено прямо действующим законодательством не влияет на установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке реализации данного товара, кроме того, в материалах дела имеются документы, подтверждающие, что в определенных случаях представление таких справок обязательно.
При этом Челябинское УФАС России исходило из следующего.
Согласно статье 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Основным функциональным назначением и целью потребления услуги по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости является получение физическим лицом сведений о правообладателе объекта недвижимости или получение физическим лицом информации об использовании права на приватизацию недвижимого имущества от организаций по государственному техническому учету и технической инвентаризации для дальнейшего использования данных сведений по месту требования и (или) собственному усмотрению.
При этом, получение указанных справок физическими лицами по собственному усмотрению может быть обусловлено желанием проверить юридическую чистоту сделки, совершаемой данным физическим лицом.
А именно: для проверки подлинности правоустанавливающих документов, в том числе свидетельства о праве собственности, покупатели недвижимости могут попросить продавца представить справку о принадлежности объекта недвижимости, поскольку должно быть тщательно проверено одно из важных обстоятельств, по основаниям которых впоследствии сделка может быть признана незаконной, а именно имеют ли право на продаваемую квартиру другие лица, в том числе не проживающие, а если имеют, то получено ли от них письменное согласие на продажу.
В соответствии с пунктом 7 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного решением Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 18.11.1993 № 4 «Об утверждении примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы:
заявление (заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя;
документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением;
справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано;
в случаях, предусмотренных Примерным положением о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, документ органов опеки и попечительства.
Челябинским УФАС России рассмотрено уведомление о приостановлении государственной регистрации в Управлении Росреестра по Челябинской области от 05.05.2015 № 74/001/234/2015-133. Управление Росреестра по Челябинской области сообщило, что согласно пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о государственной регистрации) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. В соответствии с пунктом 2 статьи 6, пункта 2 статьи 13 Закона о государственной регистрации регистрация перехода права на объект недвижимого имущества возможна при условии наличия возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав. Для соблюдения требований статьи 16 Закона о государственной регистрации необходимо представить заявление о государственной регистрации ранее возникшего права общей долевой собственности с номером в книге учета входящих документов и указанием доли.
В силу требований пункта 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации право на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу Закона о государственной регистрации, признается юридически действительными, если до вступления в силу Закона о государственной регистрации, государственная регистрация осуществлялась в органах образованных в субъектах Федерации и муниципальных образованиях (согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, орган осуществляющий учет объектов на территории соответствующего регистрационного округа - ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области).
Согласно уведомлению в Управление Росреестра по Челябинской области в нарушении указанных требований заявителем не представлена справка о принадлежности объекта недвижимости, выданная органом, осуществляющим учет объектов на территории соответствующего регистрационного округа. В случае, если данная справка не будет представлена в Управление Росреестра по Челябинской области, то последнее будет вынуждено отказать заявителю в государственной регистрации.
Челябинским УФАС России также установлено, что на территории Челябинской области услуги по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости осуществляют ОГУП «Обл. ЦТИ», ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», МКУ «Служба заказчика» г. Трехгорный. При этом каждая из указанных организацией выдает справки о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости только в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете у данных организацией.
Данный довод Челябинского УФАС России подтверждается следующим.
В соответствии с письмом МКУ «Служба заказчика» от 22.10.2015 № 2312 (вх. от 30.10,2015 № 16276) МКУ «Служба заказчика» осуществляло в исследуемый период выдачу справок физическим лицам о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости.
Территориальными границами оказания услуг по технической инвентаризации и техническому учету недвижимого имущества для МКУ «Служба заказчика» является г. Трехгорный Челябинской области.
Письмом МКУ «Служба заказчика» от 28.01.2016 № 185 представило жилищный фонд, состоящий на учете в МКУ «Служба заказчика» в 2013, 2014, 2015 годах - территория Трехгорного городского округа, а именно:
ИЖС, район малоэтажной застройки, квартал № 1, участок № 6;
ИЖС, район малоэтажной застройки, квартал № 8, участок № 6;
ИЖС, район малоэтажной застройки, квартал № 8, участок № 11;
МКД по ул. Строителей, д. 37, г. Трехгорный.
Согласно письму МКУ «Служба заказчика» от 28.01.2016 № 185 МКУ «Служба заказчика» не выдавало физическим лицам справки о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости в 2013, 2014, 2015 годах по объектам недвижимости, состоящим на учете у ОГУП «Обл. ЦТИ».
В соответствии с письмом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Челябинский филиал от 22.10.2015 № Ф-7н/4096 (вх. от 22.10.2015 № 15906) справки о неучастии в приватизации и справки о принадлежности объекта недвижимости выдаются в связи с тем, что в Челябинский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» передан на хранение уникальный федеральный архив БТИ, осуществлявшего регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним до вступления в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на территории:
г. Златоуста Челябинской области;
г. Чебаркуля Челябинской области;
Брединского муниципального района Челябинской области.
Согласно письму ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Челябинский филиал от 29.01.2016 № 346 (вх. от 29.01.2016 № 1083) справки о неучастии в приватизации и (или) о принадлежности объекта недвижимости в 2013, 2014, 2015 годах по объектам недвижимости, состоящим на учете у ОГУП «Обл. ЦТИ», не выдавались.
Согласно письму ОГУП «Обл. ЦТИ» от 13.11.2015 № 2307 (вх. от 17029 от 16.11.2015) территориальными границами оказаниями услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества для физических лиц ОГУП «Обл. ЦТИ» является Челябинская область, за исключением Брединского муниципального района и г. Трехгорного Челябинской области.
Географические границы рынка услуг по техническому учету и технической инвентаризации, а именно рынка услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости определены как территория г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».
При этом, Челябинское УФАС России при определении географических границ исходило из того, что заявления на действия ОГУП «Обл. ЦТИ» поступали от граждан, объекты недвижимости, которых находятся на территории г. Челябинска и в отношении которых справки о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации выдавались Челябинским Управлением ОГУП «Обл. ЦТИ».
Учитывая, что организации могут предоставлять информацию о техническом учете и технической инвентаризации недвижимого имущества только при наличие архива учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации жилищного фонда, жилищный фонд, состоящий на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» на территории г. Челябинска представлен на компакт-диске письмом ОГУП «Обл. ЦТИ» от 04.02.2016 № 205 (вх. от 04.02.2016 № 1337).
Таким образом, на рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости на территории Челябинской области действует несколько организацией, при этом на рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости по состоянию на 2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ», деятельность осуществляет только один хозяйствующий субъект - ОГУП «Обл. ЦТИ.
Кроме того, ОГУП «Обл. ЦТИ» не оспаривает территориальные границы оказания услуг по выдаче справки о неучастии в приватизации в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ», а именно письмом ОГУП «Обл. ЦТИ» от 20.02.2016 № 363 (вх. от 20.02.2016 № 2111) указало, что организации, осуществляя деятельность по техническому учету и технической инвентаризации, создают архив, на основании которого выдают сведения об объектах недвижимости. ОГУП «Обл. ЦТИ» в письме от 20.02.2016 № 363 (вх. от 20.02.2016 № 2111) подтвердило вывод Челябинского УФАС России о том, что каждая организация представляет сведения только по тем объектам недвижимости, которые находятся у них на учете.
Иных хозяйствующих субъектов, кроме ОГУП «Обл. ЦТИ», осуществлявших деятельность на рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости, по состоянию на 2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ», не выявлено.
Челябинским УФАС России установлено, что техническая инвентаризация может проводиться несколькими организациями по одному объекту недвижимости, так как в рамках данной услуги могут выдаваться не только справки о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости, но и другие справки (например, справка о проценте износа дома). При этом справки о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости выдаются организацией, у которой данный объект находится на учете. Данный довод подтверждается следующим.
Согласно письму комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от 29.01.2016 № 2126 (вх. от 02.02.2016 № 1212) справки о неучастии в приватизации жилых помещений и о принадлежности объекта недвижимости на территории г. Челябинска гражданам, проживающим (вшим) на территории г. Челябинска, представлялись Челябинским управлением ОГУП «Обл. ЦТИ» и Управлением Росреестра по Челябинской области (выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества на территории Челябинской области).
Согласно письму Управления Росреестра по Челябинской области от 27.01.2016 № 1635 (вх. от 02.02.2016 № 1213) до начала деятельности Южноуральской регистрационной палаты, преемником которой является Управление Росреестра по Челябинской области, регистрацию документов на жилые помещения осуществляли органы БТИ, в настоящее время - ОГУП «Обл. ЦТИ».
Согласно письму Управления Росреестра по Челябинской области от 27.01.2016 № 1635 (вх. от 02.02.2016 № 1213) справки о неучастии в приватизации и (или) о принадлежности объекта недвижимости на территории Челябинской области в 2013, 2014 и в 2015 годах (и ранее) выдавались только ОГУП «Обл. ЦТИ».
В письме Управления Росреестра по Челябинской области от 27.01.2016 № 1635 (вх. от 02.02.2016 № 1213) указывается, что поскольку в иных органах технической инвентаризации отсутствует информация о регистрации документов, справки о неучастии в приватизации и (или) о принадлежности объекта недвижимости на территории г. Челябинска могли быть выданы только ОГУП «Обл. ЦТИ».
Таким образом, Челябинское УФАС России правомерно пришёл к выводу о том, что услуги по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по состоянию на 2013, 2014, 2015 годы оказывало только ОГУП «Обл. ЦТИ».
Челябинским УФАС России установлено, что с 03.03.2014 у ОГУП «Обл. ЦТИ» изменилась методика расчета цены на услугу по выдаче справки о неучастии в приватизации, вследствие чего произошел рост ее цены в 1,75 раза.
Согласно письму ОГУП «Обл. ЦТИ» от 08.05.2015 № 1176 (вх. от 08.05.2015 № 7033) в период с 01.01.2013 по 03.03.2014 ОГУП «Обл. ЦТИ» представляло физическим и юридическим лицам информацию из архива за плату, установленную в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 21.03.2002 № 8 «Об утверждении прейскуранта предельных тарифов на работы по технической паспортизации и плановой инвентаризации объектов жилищного фонда Челябинской области», в том числе: выдачу справок о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации.
Стоимость работ по выдаче указанных справок согласно данному приказу составляла 600 рублей (до 03.03.2014).
Согласно письму ОГУП «Обл. ЦТИ» от 02.06.2015 № 1322 (вх. от 02.06.2015 № 8232) ОГУП «Обл. ЦТИ» с 03.03.2014 представляется физическим и юридическим лицам информация из архива за плату, установленную в соответствии с приказом Госстроя от 15.05.2002 № 79 «Об утверждении норм времени на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности», в том числе выдачу справок о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации.
На основании Приказа Госстроя от 15.05.2002 № 79 «Об утверждении норм времени на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности» стоимость работ по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости в период с 03.03.2014 по 31.12.2014 составляла 818,20 рублей, с 01.01.2015 по дату вынесения решения стоимость работ составляла 1050,00 рублей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:
а) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.
Изменение стоимости работ по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости произошло в результате изменения стоимости 1 чел./часа изготовления справки, которую ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области в свою очередь стало определять исходя из стоимости 1 чел/часа, рассчитанной на основе сметы доходов и расходов ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области, а также нормы времени на подготовку справки.
При этом согласно письму ОГУП «Обл. ЦТИ» от 18.02.2016 № 323 (вх. от 18.02.2016 № 1978) в соответствии с учетной политикой предприятия, учет выручки ведется по видам деятельности, определенным в Уставе. Учет затрат на производство осуществляется котловым способом без распределения по видам деятельности и видам заказов, ОГУП «Обл. ЦТИ» не представило в адрес Челябинского УФАС России калькуляцию фактической себестоимости услуги по выдаче справки о неучастии в приватизации.
Таким образом, ОГУП «Обл. ЦТИ» не рассчитывало затраты на оказание услуги по выдаче справки о неучастии в приватизации, при этом при определении стоимости данной услуги ОГУП «Обл. ЦТИ» исходило из стоимости 1 чел./часа в целом по всему предприятию и по всем видам деятельности предприятия.
Учитывая, что фактическая себестоимость услуги по выдаче справки о неучастии в приватизации отсутствует, а также тот факт, что при определении стоимости данной услуги ОГУП «Обл. ЦТИ» исходит из стоимости 1 чел./часа по всему предприятию и по всем видам деятельности предприятия, Челябинское УФАС России провело анализ расходов и прибыли в целом по данному хозяйствующему субъекту, анализ состава работ по оказанию услуги по выдаче справки о неучастии в приватизации,
Норматив времени на изготовление указанных справок изменился незначительно, а именно в период с 01.01.2009 по 02.03.2014 норматив времени составлял 2, 27 часа, с 03.03.2014 - 2,33 часа.
Письмом ОГУП «Обл. ЦТИ» от 12.08.2015 № 2025 (вх. от 12.08.2015 № 12214) представило расчет стоимости справки о неучастии в приватизации.
Для доказывания монопольно высокой цены на товары (услуги) необходимо провести анализ не только затрат, но и цен на сопоставимых товарных рынках, действующих на условиях конкуренции.
Однако, учитывая, тот факт, что конкуренция на рынке оказания услуг по выдаче справки о неучастии в приватизации не развита и в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в организации, осуществляющей технический учет и техническому инвентаризацию, только данная организация может выдавать справки о неучастии в приватизации на основании данных из имеющегося архива, Челябинским УФАС России проведен сравнительный анализ стоимости справок о неучастии в приватизации на территории Челябинской области и на территории Российской Федерации.
При этом следует учитывать, что наличие доминирующего положения на рынке оказания услуг по выдаче справок о неучастии в приватизации у хозяйствующих субъектов не всегда ведет к злоупотреблению ими своим доминирующем положением, и стоимость оказания услуги по выдаче справки о неучастии в приватизации на территории РФ ниже, чем стоимость услуги по выдаче справки о неучастии приватизации, установленная в ОГУП «Обл. ЦТИ».
Согласно письму МКУ «Служба заказчика» от 22.10.2015 № 2312 (вх. от 30.10,2015 № 16276) МКУ «Служба заказчика» осуществляла в исследуемый период времени выдачу справок физическим лицам о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости на территории г. Трехгорного городского округа Челябинской области. Стоимость справки о неучастии в приватизации составляла 93 рубля, стоимость справки о принадлежности объекта недвижимости составляла 141 рубль.
Согласно письму ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Челябинский филиал от 22.10.2015 № Ф-7н/4096 (вх. от 22.10.2015 № 15906) справки о неучастии в приватизации и справки о принадлежности объекта недвижимости выдаются в связи с тем, что в Челябинский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» передан на хранение уникальный федеральный архив БТИ, осуществлявшем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним до вступления в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на территории:
г. Златоуста Челябинской области;
г. Чебаркуля Челябинской области;
Брединского муниципального района Челябинской области.
Стоимость выдаваемой справки о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости составляет 600 рублей.
Согласно письму ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от 21.07.2015 № 17/492 (вх. от 27.07.2015 № 11194) данный хозяйствующий субъект осуществляет выдачу справки об участии (неучастии) в приватизации, стоимость выдачи указанной справки с 30.08.2012 по 09.01.2014 составляла 550 рублей, с 09.01.2014 по настоящее время - 600 рублей.
Согласно письму ЕМУП «Бюро технической инвентаризации» (г.Екатеринбург) от 09.07.2015 № 1419571/5502 (вх. от 27.07.2015 № 11239) стоимость выдачи справки о неиспользовании права бесплатной приватизации физическим лицом с 19.07.2012 по 20.01.2014 составляла 103 рубля, с 20.01.2014 года по настоящее время - 250 рублей. При этом, ЕМУП «Бюро технической инвентаризации» также отмечает, что справка об использовании либо неиспользовании гражданином права бесплатной приватизации может быть предоставлена ЕМУП «БТИ» только в отношении жилых помещений, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», так как правовая регистрация жилых помещений, расположенных за его пределами, предприятием не проводилось.
Согласно письму МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» (г. Казань) от 10.07.2015 № 1391 (вх. от 27.07.2015 № 11152) выдача справки об использовании права бесплатной приватизации составляет 200 рублей на момент представления письма в адрес Челябинского УФАС России.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Челябинским УФАС России правомерно установлено, что ОГУП «Обл. ЦТИ» занимает доминирующее положение на рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости по состоянию на 2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ».
Также установлено, что изменение цены на услугу по выдаче справки о неучастии в приватизации с 03.03.2014 произошло не вследствие роста расходов ОГУП «Обл. ЦТИ». Так, расходы ОГУП «Обл. ЦТИ» в 2015 году уменьшились на 15,65 % по сравнению с расходами организации в 2009 году.
При этом, ОГУП «Обл. ЦТИ» не рассчитывало затраты на оказание услуги по выдаче справки о неучастии в приватизации, при определении стоимости данной услуги ОГУП «Обл. ЦТИ» исходило из стоимости 1 чел./часа по всему предприятию и по всем видам деятельности предприятия.
Таким образом, Челябинское УФАС России, изучив материалы дела и проанализировав представленные сторонами доказательства, правомерно пришло к выводу о нарушении пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившемся в установлении с 03.03.2014 монопольно высокой цены на услуги по выдаче справки о неучастии в приватизации на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ».
У ОГУП «Обл. ЦТИ» отсутствовали препятствия, и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Однако ОГУП «Обл. ЦТИ» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.
Согласно части 3 статьи 51 Федерального закона «О защите конкуренции» лицо, чьи действия (бездействие) признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия).
ОГУП «Обл. ЦТИ», оказывая с 03.03.2014 услугу по выдаче справки о неучастии в приватизации по монопольно высокой цене, получало незаконно полученный доход.
Расчет экономически обоснованных расходов и прибыли, необходимых для оказания услуги по выдаче справки о неучастии в приватизации является исключительной компетенцией хозяйствующего субъекта, оказываемого данные услуги.
Проанализировав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, арбитражный суд соглашается с правомерностью выводов Челябинского УФАС России.
При этом оспариваемые в рамках настоящего дела решение от 10.03.2016 и предписание 24.02.2016 антимонопольного органа по делу № 01-06/15 суд находит достаточно мотивированными законными и обоснованными, имеющими документальное подтверждение, изданными в пределах полномочий антимонопольного органа, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Данные ненормативные правовые акты антимонопольного органа не нарушают права и законные интересы ОГУП «Обл. ЦТИ» в экономической сфере.
Следовательно, требования заявителя следует отклонить.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.Г. Наконечная