ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-8158/11 от 10.10.2011 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, д.2

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

12 октября 2011 года Дело № А76-8158/2011

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10 октября 2011 года. Полный текст решения изготовлен 12 октября 2011 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Вишневская А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Булдашовой А.А., рассмотрев исковое заявление ГСК № 406, г. Челябинск (ОГРН <***>, <...>) к Открытому акционерному обществу «УТСК», г. Тюмень (ОГРН <***>, <...>), о взыскании 155 832 руб. 75 коп., при участии в судебном заседании представителей:

Истца: ФИО1, действующего на основании протокола №1 от 31.03.2010 г., личность удостоверена паспортом.

Ответчика: ФИО2, действующего на основании доверенности №74 АА 0287895 от 28.12.2010 г., личность удостоверена паспортом.

УСТАНОВИЛ:

ГСК № 406, г. Челябинск (далее-истец) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Открытому акционерному обществу «УТСК», г. Тюмень (далее-ответчик) о взыскании суммы переплаты в размере 152 552 руб. 71 коп. по договору на теплоснабжение № Т-492 от 07.12.2007 с марта 2009 по апрель 2011 года (т.1 л.д. 7-9).

В ходе судебного заседания истец заявил ходатайство об уточнении оснований исковых требований, со ссылкой на ст. 1102 ГК РФ, а также увеличении размера исковых требований до 155 832 руб. 75 коп. (т.1 л.д. 95).

Просит суд взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в размере 155 832 руб. 75 коп. за период с марта 2009 года по апрель 2011 года.

В соответствии со ст. 49 АПК РФ уточнение и увеличение исковых требований, было принято судом.

В ходе судебного заседания истец настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также уточнениях к нему.

В ходе судебного заседания ответчик возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

Заслушав пояснения истца, возражения ответчика, исследовав и оценив представленные суду письменные доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, между истцом (абонент) и ответчиком (энергоснабжающая организация) заключен договору на теплоснабжение № Т-492 от 07.12.2007 (т.2 л.д. 68-73), в соответствии с п. 1 которого энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде до границы раздела балансовой принадлежности, а абонент обязуется соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и систем теплоснабжения и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, оплатить отпущенную тепловую энергию в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором, а также обеспечить учет потребления тепловой энергии.

В соответствии с п.2.1.1 договора «энергоснабжающая организация» обязуется отпускать «Абоненту» для теплоснабжения объектов, указанных в приложении № 1, тепловую энергию на год ориентировочно 131,7 Гкал., в том числе по кварталам и месяцам: январь-23,2; февраль-20,3; март-19,1; апрель-13; май-0; июнь-0; июль-0; август-0; сентябрь-2,2; октябрь-14,2; ноябрь-17,9; декабрь-21,8.

Фактическая величина теплопотребления за расчетный период определяется в соответствии с разделом 5 настоящего договора.

На основании п. 4.1 настоящего договора расчет за потребленную абонентом теплоэнергию производится по тарифам соответствующих потребителей, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость.

Тарифы утверждаются Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» (ГК ЕТО) в соответствии с Федеральным законом РФ № 41-ФЗ от 14.04.95г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую Тепловую энергию в Российской Федерации».

Как следует из п.4.2 договора в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском рынке), утвержденными приказом ФСТ от 06.08.2004 № 20-Э/2, расчет тарифов на тепловую энергию основывается на полном возврате теплоносителя в тепловую сеть и (или) на источник тепла.

При допущении производительной или непроизводительной утечки на сетях Абонента, Абонент оплачивает расходы Энергоснабжающей организации на приобретение теплоносителя (химически очищенной воды), цена которого является договорной и составляет 11.06 руб. за тн.

При изменении стоимости химически очищенной воды (теплоносителя) ее цена подлежит изменению с момента письменного извещения Энергоснабжающей организации в одностороннем порядке без оформления дополнительного соглашения.

Об изменении стоимости химически очищенной воды Энергоснабжающая организация письменно извещает Абонента не менее, чем за пять дней до даты введения в действие ее новой стоимости.

Как следует из п. 5.1 договора при установке приборов учета тепловой энергии на границе раздела балансовой принадлежности теплосетей количество тепловой энергии, полученной абонентом определяется по показаниям установленных приборов.

При установке приборов учета тепловой энергии не на границе раздела балансовой принадлежности теплосетей количество тепловой энергии, полученной абонентом, определяется по показаниям приборов учета с учетом потерь тепловой энергии через изоляцию и потерь с утечкой сетевой воды на теплосетях абонента от границы балансовой принадлежности до места установки приборов.

В соответствии с п. 7.1 договора за расчетный период принимается один календарный месяц.

Как следует из п. 7.3 – 7.4 оплата за потребленную теплоэнергию (аванс и окончательный расчет) производится в 5-ти дневный срок (период платежа) с момента поступления платежных документов в банк плательщика.

Датой оплаты потребленной теплоэнергии считается день зачисления денег на расчетный счет энергоснабжающей организации.

Окончательная оплата потребленной тепловой энергии производится по платежному требованию, которое энергоснабжающая организация выставляет в банк до 10 числа следующего за расчетным периодом, с учетом выставленного по условиям договора аванса. В стоимость потребленной тепловой энергии включается сумма налога на добавленную стоимость.

Согласно п. 10.1 споры, возникающие при заключении, исполнении или расторжении рассматриваются в арбитражном суде.

Как следует из п.10.2 договора по всем вопросам, не оговоренным в настоящем договоре, стороны руководствуются действующим законодательством РФ, в том числе Гражданским кодексом РФ, «Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ», «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя» от 25.09.1995, № 954, «Правилами учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85», утвержденными Главэнергонадзором 31.07.85, «Методиечкими указаниями по составлению энергетической характеристики для систем транспорта тепловой энергии по показателю «Тепловые потери», утвержденными Приказом Министрества энергетики РФ № 278 от 30.06.2003, «Методическими указаниями по составлению энергетической характеристики для систем транспорта тепловой энергии по показателю «потери сетевой воды», утвержденными Приказом Министерства энергетики РФ № 278 от 20.06.2003, законами и иными правовыми актами об энергоснабжении, в том числе региональными законодательными актами и решениями ЕТО.

В соответствии с п. 11.1 настоящий договор заключен на срок один год, вступает в силу с 01.01.2008. С этого момента теряют силу все ранее действующие договоры и приложения к ним, но обязательства в случае их неисполнения абонентом не прекращаются. Взаимоотношения сторон в период до момента заключения договора регулируются условиями данного договора.

Сторонами согласован перечень объектов, включенных в договор № Т-492 от 07.12.2007 года, а именно: служебные помещения по ул.Крылова,22 (т.2 л.д. 74).

На основании вышеуказанного договора ОАО «УТСК» выставило ГСК № 406 счета-фактуры (т.1 л.д. 19, 21, 23-24, 26, 28, 30, 32, 34-36, 38, 40, 42, 44, 46).

Истцом произведена оплата оказанных услуг по платежным поручениям № 16 от 02.03.2009 на сумму 22 147 руб. 33 коп., № 29 от 13.04.2009 на сумму 17 881 руб. 01 коп., № 44 от 18.05.2009 на сумму 34 445 руб. 27 коп., № 106 от 20.11.2009 на сумму 15 687 руб. 14 коп., № 115 от 14.12.2009 на сумму 17 259 руб. 84 коп., № 3 от 19.01.2010 на сумму 23 052 руб. 94 коп., № 13 от 15.02.2010 на сумму 30 149 руб. 40 коп., № 48 от 26.05.2010 на сумму 59 857 руб. 87 коп., № 134 от 23.12.2010 на сумму 18 580 руб. 51 коп., № 3 от 20.01.2011 на сумму 24 640 руб. 65 коп., № 15 от 22.02.2011 на сумму 26 454 руб. 76 коп., № 26 от 23.03.2011 на сумму 22 345 руб. 74 коп., № 36 от 14.04.2011 на сумму 21 837 руб. 92 коп. (т.1 л.д. 18, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 33, 37, 39, 41, 43, 45).

Полагая, что ответчик в спорный период времени неверно применял в расчете за поставленное тепло тариф, и тем самым в связи с полной оплатой получил неосновательное обогащение в размере 155 832 руб. 75 коп., (расчет на л.д.11-12 т.1, л.д. 97 т.2), истцом предъявлено требование о взыскании с ответчика указанной суммы, как полученной без законных на то оснований.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.

Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (ч. 2 ст. 1102 ГК РФ).

В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее – АПК РФ) предусмотрена обязанность каждого лица, участвующего в деле, доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 2, 6 ФЗ от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации» тарифы (цены) на тепловую энергию подлежат государственному регулированию, а установление тарифов на тепловую энергию относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Как следует из материалов дела, Постановление главы администрации Челябинской области от 14.01.1997 г. № 74, на которое истец ссылается, как на основание своих требований, в части необходимости отнесения гаражно-строительных кооперативов к группе «население», утратило силу в связи с изданием постановления губернатора Челябинской области от 15.07.2004 г. № 357, то есть в спорный период не действовало (т.1 л.д. 107-109).

Пунктом 59 «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109, предусмотрено осуществление регулирующим органом дифференциации тепловой энергии по группам потребителей (покупателей).

Судом установлено, что в спорный период времени тарифы (цены) на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «УТСК по Челябинскому тепловому узлу были установленными следующими нормативными актами:

- с 01.01.2009 г. по  31.03.2009 г. Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» № 43/17 от 25.12.2008 г., в котором установлены тарифы для трёх групп потребителей: 1. Бюджетные (441,20 руб/Гкал), 2.Иные потребители (794,62 руб/Гкал), 3. Исполнители коммунальных услуг - для последующей реализации населению (400,39 руб/Гкал) (т.1 л.д. 119-122).

- с 01.04.2009 г. по 30.06.2009 г. Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» № 43/17 от  25.12.2008 г., в котором установлены тарифы для трёх групп потребителей: 1. Бюджетные (454,30 руб/Гкал). 2. Иные потребители (810,40 руб/Гкал), 3. Исполнители коммунальных услуг - для следующей реализации населению (409,73 руб/Гкал).

- с 01.07.2009 г. по 30.09.2009 г. Постановлением Государственное комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» № 43/17 от 25.12.2008 г. в котором установлены тарифы для трёх групп потребителей: 1. Бюджетные (468,10 руб/Псл), 2. Иные потребители (827,00 руб/Гкал), 3. Исполнители коммунальных услуг - для исследующей реализации населению (418,63 руб/Гкал).

- с 01.10.2009 г. по 31.12.2009 г. Постановлением Государственное комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» № 43/17 от 25.12.2008 г, в котором установлены тарифы для трёх групп потребителей: 1. Бюджетные (477,60 руб/Гкал), 2. Иные потребители (843,54 руб/Гкал), 3. Исполнители коммунальных услуг - для следующей реализации населению (433,76 руб/Гкал).

- с 01.01.2010 г. по 31.12.2009 г. Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» № 49/2 от 25.12.2009 г., в котором установлены тарифы для: 1. Бюджетные (596,00 руб/Гкал), 2. Иные потребит ли (993,79 руб/Гкал), 3. Исполнители коммунальных услуг - для последующей реализации населению (40,15 руб/Гкал) (т.1 л.д. 123-124).

- с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» № 3/4 от 26.01.2011 г. (т.1 л.д. 127-128), в  котором установлены тарифы для двух групп потребителей: 1. Бюджетные (1 034,53 рз5/Гкал), 2. Иные потребители (1 034,53 руб/Гкал), а также Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» № 3/1 от 26.01.2011 г. (т.1 л.д. 125-126), в котором установлены тарифы для двух групп потребителей: 1. Исполнители коммунальных услуг -для последующей реализации населению (633,46 руб/Гкал), 2. Население (747,48 руб/Гкал).

В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что истец не относится ни к группе бюджетные потребители, ни к группе исполнители коммунальных услуг, ни к группе населения, тепло поставлялось в нежилое помещение.

Кроме того, судом установлено, что истец не обладает статусом исполнителя коммунальных услуг.

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетная организация - это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирном домом собственниками помещений - иная организация производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Жилое помещение - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.

Принимая во внимание вышеизложенное, отнесение истца к какой либо иной группе потребителей тепловой энергии (бюджетные потребители, исполнители коммунальных услуг - для последующей реализации населению, население) противоречит действующему законодательству.

Исходя из этого, применение к истцу- гаражному кооперативу иного тарифа, нежели установлено для него, как потребителя тепловой энергии, - иные потребители, то есть отличные от бюджетных и населения, правомерно, в связи с чем, суд считает, что на стороне ответчика неосновательное обогащение отсутствует.

Доводы истца судом отклоняются по следующим основаниям.

В соответствии с п. 28 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных постановлением Федеральной службой по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания) тарифы на тепловую энергию устанавливаются раздельно по видам теплоносителей: горячая вода; отборный пар; острый и редуцированный пар.

В соответствии с пунктом 29.5 Методических указаний по решению регионального органа тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, для всех потребителей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут рассчитываться на едином уровне. Тарифы на тепловую энергию могут дифференцироваться по муниципальным образованиям.

Применение иной дифференциации тарифов на тепловую энергию законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не предусмотрено.

В соответствии со статьями 2, 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность) подлежат государственному регулированию. Установление тарифов на тепловую энергию относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со п. 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 применение льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, в котором указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых законодательно установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций, энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население.

Однако такого решения регулирующего органа об отнесении гаражного кооператива к потребителям, в отношении которых установлены льготы, суду не представлено, оснований для отнесения гаражного кооператива к бюджетным учреждениям также не имеется.

Суду в нарушении ст.65 АПК РФ не представлены доказательства об отнесении истца, гаражно-строительного кооператива к потребителям, в отношении которых установлены льготы.

Учитывая, что истец не обладает статусом исполнителя коммунальных услуг, суд считает, что при определении стоимости ресурса подлежат применению действующие в спорный период тарифы, утвержденные постановлениями Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 25.12.2008 № 43/65, от 21.07.2009 № 21/1, от 25.12.2009 № 49/4, от 25.01.2011.

Доводы истца относительно того, что в спорный период организацией, поставляющей истцу электрическую энергию были выставлены счета-фактуры, исходя из которых истец был приравнен к населению, не относятся к существу рассматриваемого спора, поскольку истец оспаривает тарифы, применяемые ответчиком, установленные на тепловую энергию.

Иные доводы истца судом не принимаются, как не нашедшие своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Истцом была уплачена государственная пошлина платежными поручениями № 38 от 28.04.2011 года на сумму 5 576 руб. 58 коп., № 96 от 26.08.2011 на сумму 98 руб. 40 коп. Всего в сумме 5 674 руб. 98 коп. (т.1 л.д. 10, 98), исходя из суммы заявленных требований в размере 155 832 руб. 75 коп.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, расходы по оплате государственной пошлины, в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика и взыскиваются в пользу истца.

Руководствуясь ст. 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 и ч. 1 ст. 275 АПК РФ апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья А.А. Вишневская

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru. или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.