Арбитражный суд Челябинской области
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Челябинск
20 июня 2011 года Дело № А76-8303/2011
Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20 июня 2011 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Зайцев С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хиневой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области, расположенном по адресу: <...>, материалы дела по заявлению исполняющего обязанности Соликамского городского прокурора, г.Соликамск Пермского края
к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г.Челябинск
о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ,
заинтересованное лицо: ФИО2, с.Саккулово Сосновского района Челябинской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: не явился, извещён (уведомление № 38672 с отметкой о получении определения суда 30.05.2011.),
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещён (возвратный конверт № 38673 с отметкой об отсутствии адресата по месту регистрации),
от заинтересованного лица: не явился, извещён (уведомление № 39784 с отметкой о получении определения суда 26.09.2011.),
у с т а н о в и л :
Исполняющий обязанности Соликамского городского прокурора (далее по тексту – прокурор, заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (л.д.3-7) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее по тексту – ИП ФИО1., ответчик, предприниматель) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
ИП ФИО1 письменного отзыва и возражений на заявление не представил.
Заинтересованное лицо - ФИО2 письменных мнений по заявлению не представил.
Стороны и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии с ч.3 ст.156 АПК РФ, неявка в судебное заседание сторон и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В порядке ст.163 АПК РФ, в судебном заседании 15.06.2011. был объявлен перерыв до 11 часов 45 минут 17.06.2011. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте арбитражного суда Челябинской области www.chelarbitr.ru.
Исследовав письменные доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
ФИО1, проживающий по адресу: 454048, <...>, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 310745315200017, на основании свидетельства о государственной регистрации серии 74 № 0053440010 от 01.06.2010., выданного инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска (л.д.52).
Как следует из материалов дела, 21.03.2011. сотрудниками ОБППР ИАЗ при УВД по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району в помещении, находящемся в кафе «У дороги», расположенном по адресу: <...>, установлен факт организации и проведения ИП ФИО1 азартных игр с использованием 6 игровых автоматов без соответствующей лицензии или специального разрешения, чем были нарушены п.8 п.9 ст.4, ст.9, ч.9 ст.16 Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
В целях пресечения административного правонарушения и составления протокола об административном правонарушении сотрудником милиции в порядке ст.27.8 КоАП РФ, с участием понятых и представителя предпринимателя был проведен осмотр помещения, о чем был составлен протокол осмотра помещения от 21.03.2011. с фототаблицей (л.д.17-21), протокол изъятия 6 игровых автоматов от 21.03.2011. (л.д.22), получены объяснения граждан и сотрудников развлекательного клуба.
На основании материалов проверки, 28.04.2011. в присутствии представителя ИП ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1 КоАП РФ (л.д.9-13).
17.03.2011. заявление исполняющего обязанности Саликамского городского прокурора о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности с приложенными к нему материалами проверки поступило в Арбитражный суд Челябинской области (л.д.2-3).
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно ст.49 Гражданского кодекса РФ, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо, предприниматель может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом РФ № 244-ФЗ от 29.12.2006. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с ч.1 ст.3 указанного закона, государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется, в том числе, путем:
установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон,
выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон,
выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;
выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
Согласно ст.5 указанного закона, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами (ч.1).
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.2).
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч.4).
На основании ч.1 ст.13 указанного закона, организатором азартных игр должно быть получено разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, предоставляющее право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.
В соответствии со ст.9 Федерального Закона РФ № 244-ФЗ от 29.12. 2006. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», в целях государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край и Ростовская область.
В силу ч.9 ст.16 указанного Закона, игорные зоны должны быть созданы до 1 июля 2007 года. Деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года.
На основании ч.7 ст.16 указанного Закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
В соответствии со ст.1 Закона Челябинской области № 145-ЗО от 30.05.2007. «О запрете деятельности залов игровых автоматов», принятого постановлением Законодательного Собрания Челябинской области № 635 от 30.05.2007., запрещается на территории Челябинской области деятельность залов игровых автоматов, расположенных в пределах границ населенных пунктов.
Осуществление Обществом деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Совершение ИП ФИО1 правонарушения подтверждается материалами дела: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.04.2011. (л.д. 9-13), протоколом осмотра помещения от 21.03.2011. (л.д.17-21), протоколом изъятия игровых автоматов от 21.03.2011. (л.д.22), объяснением гражданки ФИО3 от 21.03.2011. (л.д.24), объяснением гражданина ФИО4 от 21.03.2011. (л.д.25), объяснением гражданина ФИО5 от 21.03.2011. (л.д.26), объяснением гражданина ФИО6 от 21.03.2011. (л.д.27), объяснением гражданки ФИО7 от 21.03.2011. (л.д.28), договором об оказании услуг № 38 от 01.01.2011., заключенным ИП ФИО1 с ООО «Евросим» (л.д.33-35), договором аренды оборудования от 01.01.2011. заключенным ИП ФИО1 с ФИО2 (л.д.36-37), договором аренды нежилого помещения от 01.01.2011., заключенным ИП ФИО1 с ФИО8 (л.д.39-40), сертификатом соответствия на развлекательные аттракционы (л.д.41-42), свидетельствами о государственной регистрации программы для ЭВМ (л.д.43-44).
В силу ст.ст. 2.1, 2.2 КоАП РФ, ст.205 АПК РФ, в предмет доказывания при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности входят обстоятельства, свидетельствующие о наличии либо отсутствии вины лица, привлекаемого к административной ответственности.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу, что предприниматель осознавал противоправный характер своих действий (бездействия), предвидел его вредные последствия, сознательно их допускал либо относился к ним безразлично, что свидетельствует об умышленном совершении правонарушения.
Именно предпринимателем было установлено игровое оборудование, наняты и обучены операторы для проведения азартных игр, именно предприниматель получает прибыль от деятельности игрового зала.
Доказательств того, что у ИП ФИО1 отсутствовала возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, суду не представлено.
На основании изложенного, суд считает, что административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, имеет место, ответственность применена в соответствии с законом, права заявителя не нарушены, процедуры, необходимые для привлечения к ответственности, соблюдены.
В соответствии с ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
На основании ст.2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность как должностные лица, если законом не предусмотрено иное.
С учетом обстоятельств дела, степени вины ответчика, а также того, что правонарушение совершено впервые, суд считает возможным применить административное взыскание по низшему пределу санкции, предусмотренной вышеназванной статьей, в размере 4000 рублей.
Санкцией ч.2 ст.14.1 КоАП РФ также предусмотрена конфискация изготовленной продукции, орудий производства или сырья.
Согласно ч.1 ст.3.7 КоАП РФ, конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
Указанной нормой предполагается, что орудие совершения административного правонарушения может быть конфисковано независимо от того, принадлежит оно правонарушителю на праве собственности или нет.
Вместе с тем, безвозмездное изъятие в доход государства орудия совершения административного правонарушения, как санкция за совершение административного правонарушения, применяемая к правонарушителю, по своей сути, направлена на собственника соответствующего имущества, поскольку назначается независимо от его вины в данном правонарушении. В то же время, собственник этого имущества, не привлечен к административной ответственности и не признан виновным в совершении административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, применение конфискации, как меры наказания, будет нарушать права собственника имущества, который, передавая его в аренду правонарушителю, не предполагал, что оно будет использовано в противоправной деятельности.
Конституционный Суд РФ в постановлении № 6-П от 25.04.2011. также указал на недопустимость применения конфискации орудия совершения административного правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в законной процедуре виновным в его совершении.
Материалами дела установлено, что игровые аппараты переданы ответчику на основании договора аренды оборудования от 01.01.2011., заключенного ИП ФИО1 с ФИО2, которому имущество принадлежит на праве собственности.
В то же время административным органом не представлено доказательств тому, что ФИО2 передал имущество ИП ФИО1 с целью осуществления противоправной деятельности, запрещенной ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для применения в качестве дополнительного наказания конфискации орудий производства по данному делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 АПК РФ, 3.2, 3.5, 3.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, арбитражный суд
р е ш и л :
1. Требование исполняющего обязанности Соликамского городского прокурора о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, - удовлетворить.
2. Привлечь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г.Челябинска, проживающего по адресу: 454048, <...>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 310745315200018, на основании свидетельства о государственной регистрации серии 74 № 005344001 от 01.06.2010., выданного инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, к административной ответственности в виде административного штрафа в доход бюджета в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
3. Вещественные доказательства – шесть аттракционов иллюзионно-развлекательного электронного типа «Новософт» № 09100883, № 09100884, № 09100885, № 09100887, № 09100888, № 09100917, изъятые на основании протокола изъятия от 21.03.2011., - возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области. Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья С.В. Зайцев
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УКФК по Пермскому краю (прокуратура Пермского края).
ИНН - <***>, КПП - 590201001
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю, г.Пермь
Счет получателя 40101810700000010003, БИК - 045773001,
КБК – 10011701010010000180, ОКАТО – 57401000000, ОКПО – 02910605, ОКВЭД – 75.23.32.
Квитанцию об уплате штрафа в трехдневный срок необходимо представить в Арбитражный суд Челябинской области, указав номер дела.
В случае неуплаты штрафа в 30-дневный срок судом выдается решение на взыскание суммы штрафа в принудительном порядке.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (www.fаsuo.arbitr.ru).