АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Челябинск Дело № А76- 8438/2012
22 августа 2012г.
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2012г.
Полный текст решения изготовлен 22 августа 2012 г.
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Белого А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юминой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ОАО «Ашинский металлургический завод г. Аша
к МР ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области г. Челябинск
о признании недействительным решения в части
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 - представитель по доверенности от 05.07.2010 г. № 169, , ФИО2 - представитель по доверенности от 28.05.2012 г.
от ответчика: ФИО3 - представитель по доверенности от 10.01.2012 г. № 690636., ФИО4 - представитель по доверенности от 10.01.2012 г. № 03-07/205, удостоверение УР № 615812, ФИО5 - представитель по доверенности от 25.06.2012 г. № 03-07/227, удостоверение УР № 691049
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Ашинский металлургический завод» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения от 06.03.2012 № 8 частично по налогу на прибыль в сумме 775 758 руб., пени в размере 1521 руб. 68 коп., уменьшения убытков в сумме 24 651 768 руб.; о признании недействительным требования № 39 по состоянию на 02.05.2012г. частично по налогу на прибыль в сумме 775 758 руб., пени в размере 1 521 руб. 68 коп. к Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области.
В судебном заседании представитель заявителя обратился с ходатайством об уточнении просительной части заявления (ходатайство представлено в письменном виде посредству электронной почты Арбитражного суда Челябинской области 14.08.2012, вх. 16596), просил признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области от 06.03.2012г. № 8 в части неуплаты налога на прибыль за 2009г. в сумме 775 758 руб., завышения убытка в 2010г. в сумме 10 963 076 руб., начислению пени по налогу на прибыль в сумме 1 521,68 руб. Руководствуясь п.2 ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, отказался от требования в части обжалования выводов налогового органа, изложенных в п. 3.4 решения по акту проверки о нарушении п.1 ст.272 НК РФ, п.2 ст.266 НК РФ, приведших к завышению убытков в 2010 году в сумме 13 688 692 руб.
Судом в порядке ст. 49 АПК РФ ходатайство об уточнении просительной части заявления удовлетворено.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области была проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросам соблюдения налогового законодательства, по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 21.08.2011 г.
По результатам выездной проверки на основании акта налогового органа № 2 от 25.01.2012г., возражений налогоплательщика № 49-107/35 от 20.02.2012г. принято решение № 8 от 06.03.2012г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, предлагается уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 775 758 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 34 513 руб., штрафную санкцию в размере 1 372,8 руб., пени в размере 2 866,62 руб., уменьшить убыток в сумме 39 389 943 руб.
Налогоплательщиком была подана апелляционная жалоба на решение налогового органа в Управление ФНС России по Челябинской области № 1-179/ГД от 26.03.2012г. в части уплаты недоимки по налогу на прибыль в сумме 775 758 руб., пени в размере 1 521,68 руб., уменьшения убыток в сумме 24 651 768 руб. Решением Управление ФНС России по Челябинской области № 16-07/001211@ от 26.04.2012г. апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, решение нижестоящей инспекции № 8 от 06.03.2012г. о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения утверждено в полном объеме.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными действий заинтересованного лица необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых действий нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя уточнённые требования поддерживал в полном объеме, пояснил следующее:
Считает, что выводы налогового органа противоречат положениям НК РФ, в частности ст.40 НК РФ, и в нарушение пп.12 п.З с.т 100 НК РФ не подтверждены материалами налоговой проверки.
по п.З. Налог на прибыль (п.3.3 обшей части и п. 4.1 результативной части Решения).
Отходы рулона х/к марки AISI 304 образуются от использования в производстве рулонов нержавеющих х/к марки AISI 304, являющихся основой при производстве посуды, термосов из нержавеющей стали и столовых и кухонных приборов из нержавеющей стали, производимых в одном из структурных подразделений ОАО «Ашинский металлургический завод» - Комплексе по производству товаров народного потребления (КТНП).
Согласно п.1 ст. 318 НК РФ, п/п 1, 4 п. 1 ст. 254 НК РФ и п.2.2.2. учетной политики для целей налогообложения ОАО «Ашинский металлургический завод», материальные расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых при производстве товаров (работ, услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (работ, услуг) относятся к прямым расходам.
Согласно ст. 319 НК РФ сумма прямых расходов, относящихся к реализованной в текущем периоде продукции, определяется за минусом прямых затрат, относящихся к остаткам незавершенного производства, остаткам готовой продукции на складе и остаткам отгруженной, но не реализованной продукции на конец текущего периода.
Порядок распределения прямых расходов на НЗП, остатки готовой продукции на складе, отгруженную, но не реализованную продукцию и реализованную в текущем периоде продукцию закреплен ОАО «Ашинский металлургический завод» в соответствии с положениями ст. 319 НК РФ в пунктах 2.2.3 - 2.2.6 «Учетной политики для целей налогообложения ОАО «Ашинский металлургический завод». Основой методики, применяемой налогоплательщиком, является следующий принцип: Распределение прямых расходов текущего периода между реализованной продукцией, остатками НЗП и нереализованной продукцией в налоговом учете производится пропорционально размеру соответствующих расходов, определенных в бухгалтерском учете в суммовом выражении.
Возвратные отходы, которыми являются отходы рулона х/к марки AISI 304, уменьшают сумму материальных расходов. Но поскольку сами прямые материальные расходы признаются в текущем отчетном (налоговом) периоде не полностью, а с учетом распределения на нереализованные остатки, то и уменьшение материальных расходов при пересчете цены возвратных отходов для целей налогообложения должно производиться с учетом такого же распределения.
Расчет изменения расходов на производство и реализацию товара (работ, услуг) при замене учетной цены отходов, примененных в проверяемом налоговом периоде налогоплательщиком на цену реализации отходов, приведенных в решении налогового органа должен производиться с учетом порядка распределения прямых расходов на остатки НЗП и нереализованной продукции.
Расчет изменения суммы расходов на производство и реализацию продукции при пересчете цены возвратных отходов для целей налогообложения должен производится в налоговых регистрах, применяемых ОАО «Ашинский металлургический завод» в соответствии с действующей в проверяемый период учетной политикой, а именно приложением к учетной политике «Методика учета различий в данных бухгалтерского учета и налогового учета» (Приложение 1,2,3).
Учетная политика для целей налогообложения за 2009-2010 гг., а также налоговые регистры, применяемые налогоплательщиком за период 2009-2010гг. были получены налоговым органом в полном объеме при передаче документов по требованиям № 1, 2, 4 (Приложение 4)
При этом:
1. В регистре «Расчет стоимости материалов, учитываемых в составе прямых расходов» производится пересчет стоимости материалов для целей налогового учета путем изменения стоимости поступления материалов за месяц в графе 4 регистра. Пересчет в регистре производится по сальдовому методу, т.е. стоимость остатка материалов на начало месяца + поступление материалов за период = стоимость списания материалов за месяц + стоимость остатков на конец месяца. Т.о. при изменении стоимости поступления материалов за счет изменения учетной цены отходов изменяется стоимость расхода материалов и стоимость остатков на конец месяца. Данный расчет производится последовательно за каждый месяц периода проверки (2009-2010 гг.)
2. В регистре «Расчет прямых расходов, приходящихся на произведенную за месяц продукцию» в строке 3.1. счет 100101 графа 3 изменяется пересчитанная в предыдущем пункте стоимость материалов. Далее в строке 5.5 графы 3 изменяется стоимость полученных отходов, на сумму разницы стоимости движения возвратных отходов по оборотным ведомостям по отходам рулонов AISI 304, подробный алгоритм пересчета будет описан ниже.
3. За счет изменения долей выходных элементов в прямых расходах в графах 4-5 этого же регистра пересчитывается стоимость прямых расходов в налоговом учете по графе 9 по строкам 5.1 - 5.9 и 6. Данный расчет производится последовательно за каждый месяц периода 2009-2010 гг.
4. Аналогичный пересчет производится в «Регистре прямых расходов, приходящихся на остатки нереализованной продукции и на реализованную продукцию (работы, услуги)». При этом в связи с пересчетом распределения прямых расходов в предыдущем регистре, изменяется стоимость в налоговом учете по графе 4 по строкам: «Услуги всего» и «Готовая продукция (43-20)». Далее соответственно изменяется результаты по расчетным графам 5, 6, 7, 11, 13, 14 и 15. Данный пересчет производится последовательно за каждый месяц периода 2009-2010 гг.
5. Результатом изменения суммы расходов на реализацию продукции, признаваемых в текущем налоговом периоде в связи с изменением цены возвратных отходов является сумма изменений расходов по графам 13 и 14 строки «ИТОГО продукция, услуги» раздела «Налоговый учет» регистра «Регистр прямых расходов, приходящихся на остатки нереализованной продукции и на реализованную продукцию (работы, услуги)».
Поскольку согласно п.З ст. 315 НК РФ при расчете налоговой базы отчетного (налогового) периода учитываются не только расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг), но и расходы, понесенные при реализации имущества, то в случае изменения цены возвратных расходов для целей налогообложения, изменяется и сумма расходов на реализацию соответствующих возвратных отходов рулона х/к марки AISI 304.
При этом стоимость возвратных отходов, учитываемая при их реализации, пересчитывается с учетом остатков на первое число каждого расчетного месяца. Основой для пересчета являются данные полных оборотных ведомостей (помесячно) по возвратным отходам AISI 304. При этом пересчитывается стоимость реализуемых отходов, списываемых в Дт счета 910201 (расходы по прочей реализации).
(Стоимость) Расходы на 1 тн реализуемых отходов определяются по применяемому организацией методу средней стоимости (п. 8 ст. 254 НК РФ) по формуле:
Ст = (Сумма остатков отходов на начало месяца + сумма всех операций поступления отходов за месяц) / (Количество остатков отходов на начало месяца + количество поступивших отходов за месяц).
Подробный расчет изменения стоимости расходов на реализацию возвратных отходов приведен в прилагаемой Таблице пересчета расходов на реализацию возвратных отходов (Приложение 7,8). Результат изменения расходов на реализацию возвратных отходов при применении стоимости отходов по решению МРИ ФНС приведен в графе 16 таблицы.
Итоговый результат изменения налогооблагаемой базы при применении цены реализации возвратных отходов вместо учетной цены приведен в итоговой нижеприведенной таблице. В графу 2 перенесены результаты изменения по графам 13,14 «Регистр прямых расходов, приходящихся на остатки нереализованной продукции и на реализованную продукцию (работы, услуги)», в графу 3 ~ результаты изменений по графе 16 Таблицы пересчета расходов на реализацию возвратных отходов
Месяц, год
Изменение расходов на реализацию продукции при изменении стоимости возвратных отходов, руб.
Изменение расходов на прочую реализацию при изменении стоимости возвратных отходов, руб.
Сумма изменения расходов, учитываемых при расчете нал.базы по налогу на прибыль при изменении стоимости возвратных отходов, руб.
янв.09
199,00
35 782,17
35 981,17
фев.09
644,00
66 721,98
67 365,98
мар.09
-349,00
98 045,47
97 696,47
апр.09
-1 672,00
142 865,47
141 193,47
май.09
-544,00
300 523,58
299 979,58
июн.09
-1 303,00
329 291,47
327 988,47
июл.09
-756,00
344 038,45
343 282,45
авг.09
-1 939,00
479 536,77
477 597,77
сен.09
-1 298,00
0,00
-1 298,00
окт.09
-1 977,00
407 197,46
405 220,46
ноя.09
-13 432,00
191 327,36
177 895,36
дек.09
-15 261,00
557 468,86
542 207,86
Итого 2009
-37688,00
2 952 799,04
2 915111,04
янв.10
1123
436 894,30
438 017,30
фев.10
12758
793 167,41
805 925,41
мар.10
10554
403 765,64
414 319,64
апр.10
6264
915 472,67
921 736,67
май. 10
4193
162 982,96
167 175,96
июн.10
1458
597 016,02
598 474,02
июл.10
117
794 948,23
795 065,23
авг.10
937
813 488,71
814 425,71
сен. 10
-1024
1 133 150,64
1 132 126,64
окт.10
-1595
852 128,53
850 533,53
ноя.10
382
950 413,64
950 795,64
дек. 10
-249
717 062,89
716 813,89
Итого 2010
34918
8 570491,64
8 605409,64
Итого за период проверки 11 520 520,64
Таким образом, при перерасчете отклонения стоимости оприходования возвратных отходов налоговый орган руководствовался только п.6 ст.254 НК РФ без учета норм и правил формирования налоговой базы по прибыли, изложенных в ст.254, 315, 318, 319 НК РФ, а также учетной политике предприятия. В результате переоценки стоимости возвратных отходов расходы по реализации прочего имущества по строке 060 Приложения № 2 к листу 02 Декларации по налогу на прибыль «Цена приобретения реализованного прочего имущества и расходы, связанные с его реализацией» за 2009г. должны быть увеличены на 2 915 111,04 руб., за 2010г. - на 8 605 409,64 руб., всего за 2009-2010г. - на 11 520 520,64 руб., т.е. итоговый результат изменения налогооблагаемой базы при применении цены реализации возвратных отходов вместо учетной цены не приводит к выводам налогового органа.
Представитель налогового органа с уточненными требованиями не согласен, ссылался на доводы, изложенные в отзыве.
В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом сделан, что налогоплательщиком осуществлялась реализация на сторону образующихся в процессе производства возвратных отходов, которые оценивались Обществом исходя из действующих рыночных цен, определяемых в порядке, предусмотренном статьей 40 НК РФ, при этом в нарушение подпункта 2 пункта 6 статьи 254 НК РФ ОАО «АМЗ» не уменьшило материальные расходы на стоимость реализованных возвратных отходов, оцененных по цене реализации, а оприходовало и, соответственно,уменьшило материальные расходы по цене возможного использования указанных отходов.
Данное нарушение привело к занижению налоговой базы при исчислении налога на прибыль организаций, что повлекло за собой неуплату налога на прибыль организаций за 2009 год в сумме 775 758,0 руб. и неправомерное завышение убытка в 2010 году в сумме 10 963 076,0 руб.
При этом, налоговым органом не оспаривается тот факт, что реализация возвратных отходов была произведена Обществом по рыночным ценам на основании пункта 1 статьи 40 НК РФ.
Налоговый орган считает, что довод Общества о том, что изменение размера налоговой базы по налогу на прибыль организаций при изменении стоимости возвратных отходов не происходит (по какой цене возвратные отходы приходуются на склад и уменьшают стоимость затрат на производство, по такой цене стоимость отходов списывается в момент реализации), является несостоятельным, поскольку доход от продажи возвратных отходов учитывается в составе доходов от реализации на дату перехода права собственности на них к покупателю (пункт 1 статьи 249, пункт 1 статьи 248, пункт 3 статьи 271 НК РФ).
Тот факт, что Обществу в момент оприходования отходов на склад не было известно о цене реализации данных отходов в последующем налоговом периоде, не указывает на необоснованное применение Инспекцией положений пункта 6 статьи 254 НК РФ, так как сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов, оцененную по цене реализации, поскольку эти отходы реализованы на сторону. В результате уменьшения материальных расходов на стоимость возвратных отходов налоговая база по налогу на прибыль организаций увеличивается на стоимость таких отходов.
Таким образом, данные о расхождениях между стоимостью возвратных отходов, принятых к учету, и ценой реализации, приведенные в таблице 2 оспариваемого решения, не противоречат порядку определения сумм расходов на производство и оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных, предусмотренному статьями 318, 319 НК РФ, довод заявителя в этой части является несостоятельным.
Кроме того, письма Минфина России от 26.04.2010 №03-03-06/4/49, от 18.09.2009 №03-03-06/1/595, от 24.08.2007 №03-03-06/1/591, а также постановление ФАС Уральского округа от 13.09.2011 №Ф09-5521/11 по делу №А60-43783/2010, на которые ссылается заявитель в своём заявлении, подтверждают позицию налогового органа относительно того, что возвратные отходы, если эти отходы реализуются на сторону, оцениваются по цене реализации (подпункт 2 пункта 6 статьи 254 НК РФ), при этом доходы от реализации возвратных отходов являются объектом налогообложения налогом на прибыль организаций.
При этом следует иметь в виду, что в указанном судебном акте рассмотрен случай, когда налоговый орган доначислил налог на прибыль организаций на всю сумму дохода организации, полученного от реализации возвратных отходов без учета стоимости возвратных отходов, определенной по цене их реализации в целях принятия к учету, уменьшающую материальные затраты на производство основного вида продукции.
В оспариваемом решении налог на прибыль организаций начислен на прибыль, полученную Обществом от продажи возвратных отходов сторонним организациям, уменьшенную на стоимость возвратных отходов, принятую к учету.
Учитывая изложенное, Инспекцией доначислен налог на прибыль организаций за 2009 год в сумме 775 758,0 руб. и уменьшены убытки, полученные Обществом в 2010 году, в сумме 10 963 076,0 руб., оснований для признания решения Инспекции от 06.03.2012 №8 незаконным в этой части не имеется.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Налоговым органом проверена правомерность расходов по налогу на прибыль за период с 01.01.2009г. по 31.12.2010г.
В соответствии со ст. 246 НК РФ ОАО «Ашинский металлургический завод» является плательщиком налога на прибыль.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью для российских организаций признается - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
Согласно ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Согласно пункту 2 статьи 254 НК РФ в целях налогообложения прибыли стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.
Пунктом 6 статьи 254 НК РФ предусмотрено, что сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. В целях главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
В силу подпункта 2 пункта 6 статьи 254 НК РФ возвратные отходы, если эти отходы реализуются на сторону, оцениваются по цене реализации. При этом возвратные отходы следует оценивать исходя из рыночных цен, определяемых в порядке, предусмотренном статьей 40 НК РФ.
Таким образом, сумма материальных расходов может быть уменьшена на сумму возвратных отходов, определенных но рыночной стоимости. В случае реализации возвратных отходов на сторону выручка от реализации уменьшается на стоимость таких отходов, учтенную в налоговом учете. Полученная прибыль подлежит налогообложению налогом на прибыль организаций.
Доход от продажи возвратных отходов учитывается в составе доходов от реализации на дату перехода права собственности на них к покупателю (пункт 1 статьи 249, пункт 1 статьи 248, пункт 3 статьи 271 НК РФ).
В налоговом учете при реализации на сторону возвратных отходов отражение доходов и расходов производится аналогично порядку, установленному в бухгалтерском учете, который регулируется: Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н; Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 №119н (далее -Методические указания №119н).
В пункте 111 Методических указаний №119н изложены следующие требования: «Отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и сдаются на склады но сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (т.е. по цене возможного использования или продажи Стоимость учтенных отходов относится в уменьшение стоимости материалов -отпущенных в производство».
Пунктом 82 Методических указаний по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях черной металлургии, утвержденных председателем Комитета РФ по металлургии 07.12.1993, также предусмотрено, что отходы приходуются в уменьшение пусковых расходов. Такие отходы оцениваются по установленным ценам, а при их отсутствии - по цене возможного использования или реализации.
Таким образом, общество в нарушении пп. 2 п. 6 ст. 254 НК РФ при определении налоговой базы по возвратным отходам необоснованно применяло учетную цену, порядок определения которой, разработан самим заявителем. Указанная норма не дает налогоплательщику право определения оценки возвратных отходов, в случае реализации их на сторону.
Между тем, налоговым органом при определении налоговой базы не учтена стоимость расходов на реализацию возвратных отходов.
В соответствии с п. 3 ст. 315 НК РФ при расчете налоговой базы отчетного (налогового)периода учитываются не только расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг), но и расходы, понесенные при реализации имущества.
В таблице № 2 (стр. 10-12 решения) отражена разница между учетной суммой определенной налогоплательщиком и суммой последующей реализации возвратных отходов, без учета стоимости расходов на возвратные отходы.
Налогоплательщиком в свою очередь произведен перерасчет расходов на реализацию произведенной продукции, расчет стоимости материалов, учитываемых в составе прямых расходов, налоговый регистр расчет прямых расходов, приходящихся на произведенную за месяц продукцию, регистр прямых расходов, приходящихся на остатки нереализованной продукции и на реализованную продукцию за 2009-2010гг. данный расчет произведен исходя из применения цены реализации возвратных отходов вместо учетной цены (т. 7 л.д.67-т. 8 л.д. 91).
Произведенный перерасчет проверен налоговым органом. В судебном заседании представитель инспекции подтвердил, что перерасчет составлен верно, при расчете учитывалась цена реализации возвратных отходов.
Итоговая таблица представлена в ходатайстве от 25.06.12г. (т. 7 л.д. 23).
Сумма измененных расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль составила 11.520.520руб.64коп., против суммы определенной налоговым органом (без учета стоимости расходов на реализацию возвратных отходов) в размере 10.963.076руб.(т. 1 л.д.67 оборот).
На сновании изложенного судом установлено, что налоговым органом неверно определена налоговая база для исчисления налога на прибыль и соответственно необоснованно доначислен налог на прибыль за 2009г. в размере 775758руб., пени в размере 1521руб.68коп., необоснованно предложено уменьшить убыток за 2010г. в размере 10963076руб.
В соответствии с 2 ст. 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п.1 ст.75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На сновании изложенного судом установлено, что налоговым органом неверно определена налоговая база для исчисления налога на прибыль и соответственно необоснованно доначислен налог на прибыль за 2009г. в размере 775758руб., пени в размере 1521руб.68коп., необоснованно предложено уменьшить убыток за 2010г. в размере 10963076руб.
Заявителем также оспаривается требование № 39 от 02.05.2012г., выставленное налоговым органом на основании оспариваемого решения.
В соответствии с п. 2. ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Поскольку доказательствами по делу установлено необоснованное начисления налога на прибыль в сумме 775758руб., пени в размере 1521руб.68коп., то требование об уплате указанных сумм вынесено необоснованно и подлежит признанию недействительным в данной части.
В соответствии с п.1 ст.102 АПК РФ заявителем при подаче заявления уплачена госпошлина в сумме 4000 руб. по платежному поручению № 418940 от 26.05.2011. и в сумме 2000руб. по платежному поручению № 102315 от 04.05.2012г. за обеспечительные меры.
Согласно п.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Как указано в Постановлении ВАС РФ от 13.11.2008г. № 7959/08 в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
На основании изложенного, заявителю возмещается госпошлина, в размере 6000 руб. 00 коп. за счёт Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области.
Именем Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 110, 167, 168, п.2 ст. 176, ст.201, ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Признать недействительным решение от 06.03.2012г. № 8 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области в части предложения уплатить налог на прибыль в размере 775758руб., пени в размере 1521руб.68коп., установления завышения убытков на сумму 10963076руб.; требование 3 39 от 02.05.2012г. в части предложения уплатить налог на прибыль в размере 775758руб., пени в размере 1521руб.68коп., всего в размере 777279руб.68коп., как несоответствующее Налоговому законодательству РФ.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России про крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области, в пользу ОАО «Ашинский металлургический завод» г. Аша (ОГРН <***>) судебные расходы по уплате госпошлины в размере 6000руб.
В остальной части производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru
Судья: А.В. Белый