ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-8467/08 от 08.08.2008 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

«11» августа 2008 года Дело № А76-8467/2008-51-203

Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2008 года

Решение в полном объеме изготовлено 11 августа 2008 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Забутырина Л.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богатыревой С.Г.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Транспортные технологии», г. Челябинск

к Управлению внутренних дел г. Челябинска

об оспаривании постановления от 25.06.2008 № 74 АА 000646 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.12.21.2 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя:   Шевкунова А.А. – представителя по доверенности от 23.06.2008 (паспорт);

от административного органа:   до объявления перерыва – Зайцева С.П. – представителя по доверенности от 12.07.2007 №15/5212 (удостоверение).

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Транспортные технологии», г. Челябинск (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 25.06.2008 № 74 АА 000646, вынесенного Заместителем командира полка дорожно-патрульной службы ГИБДД УВД по г. Челябинску (далее – Управление, административный орган) по делу об административном правонарушении, которым общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 400 000 руб. (л.д.2-5).

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал. В обоснование своих требований приводит следующие доводы. Протокол составлен с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Обществом в силу п. 2.6.1 Правил, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 № 73, в 2007 году был выбран и разработан маршрут транспортировки опасного груза – дизельного топлива (№ ООН 1202), который находился у водителя автомобиля, что подтверждает протокол от 17.06.2008 серии 75 АУ № 063585. Ссылка на просроченность маршрута противоречит Правилам, в которых не указан срок действия маршрута, а сроки, указанные в п. 2.6.7 Правил распространяются только на согласованный с подразделениями ГАИ МВД маршрут, согласование последнего предусмотрено только в трех случаях, под которые не подпадает описанный выше. Кроме того, п. 5.1.9 Правил не устанавливает обязанность водителя, осуществляющего перевозку опасного груза, иметь при себе маршрут транспортировки. Ч.1 ст. 12.21.2 предусматривает привлечение к административной ответственности за отсутствие согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, и не предусматривает ответственности за отсутствие номера опасного груза по ООН в графе «Особые» отметки путевого листа. Аварийная карточка находилась у водителя при перевозке. Обществом соблюдаются требования, установленные Правилами: имеется аттестованный и квалифицированный персонал, обслуживающий перевозку опасного груза, имеется маршрут транспортировки опасного груза, получены необходимые свидетельства на допуск водителя и автотранспортного средства на перевозку опасного груза. Следовательно, в действиях общества отсутствует событие административного правонарушения, что влечет отсутствие состава правонарушения.

Представитель административного органа в судебном заседании требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 45-47).Считает, что постановление вынесено законно и обоснованно. П.2.1 Правил дорожного движения предусмотрен перечень документов, которые обязан иметь водитель и по требованию сотрудников милиции передавать для проверки. Маршрут перевозки опасного груза содержит ряд важной информации, необходимой для водителя, влияющей на безопасное осуществление перевозки и определяющей действия водителя при возникновении инцидента. Информация о местах стоянок, местах заправок топливом, особых условиях движения, скорость движения на перегонах, указанная в маршруте транспортировке позволяет обеспечивать безопасность. Исходя из системного толкования п.п. 2.6.1, 2.6.9, 5.1.13 Правил следует, что у водителя должен находиться маршрут перевозки. При проверке путевого листа общества сотрудником было установлено нарушение требований п.5.1.9 Правил, отсутствие номера по списку ООН в графе «Особые отметки», которое является несоблюдением условий перевозки, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 12.21.2 КоАП РФ. 06.06.2007 должностными лицами общества разработан маршрут перевозки, который, в соответствии с п.6.2 Правил, прошел процедуру согласования в отдел ГИБДД УВД по г. Челябинску. Срок перевозки опасного груза по данному маршруту в силу п.2.6.7 Правил мог осуществляться только в течение 6 месяцев со дня его согласования. Учитывая изложенное, перевозка опасного груза по истечении указанного срока должна осуществляться по вновь разработанному маршруту.

В судебном заседании 04.08.2008 объявлялся перерыв до 10.00 08.08.2008.

Информация об объявлении перерыва была размещена на сайте Арбитражного суда Челябинской области (л.д.63).

После окончания перерыва представитель административного органа в судебное заседание не явился, его неявка не является препятствием для продолжения рассмотрения дела в силу ст. 163 АПК РФ.

Заслушав представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Транспортные технологии» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией МНС России по Центральному району г. Челябинска 23.12.2004 за основным государственным регистрационным номером 1047424556585, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 74 № 002188645 (л.д. 33).

В соответствии с Уставом общества основными видами деятельности являются, в том числе деятельность грузового транспорта, транспортная обработка грузов и хранение, организация перевозок грузов (л.д. 22-32).

01.01.2006 между ОАО «Завод ЖБИ Агрострой» (арендодателем) и ООО «Транспортные технологии» (арендатором) заключен договор аренды автотранспорта, в соответствии с условиями которого, арендодатель предоставляет арендатору за плату во временное владение пользование технически исправное средство: автомобиль модели ГАЗ 5312-01 рег. № А480 КН 74 на срок до 31.12.2011 (л.д. 20).

Указанное транспортное средство прошло проверку, предусмотренную в маргинальных номерах 10282/10283 приложения В к ДОПОГ, и отвечает предъявляемым требованиям для допущения его к международной дорожной перевозке опасных грузов, предусмотренных в классах ЛВЖ 3.1 / 1203, 3.3 /1202, что подтверждается свидетельством о допущении к перевозке транспортных средств, перевозящих некоторые опасные грузы, выданным ГИБДД УВД Курчатовского района 27.111.2007 сроком действия до 30.04.2008. 17.06.2008 срок действия свидетельства был продлен до 30.10.2008 (л.д.13).

В соответствии с приказом директора общества от 17.05.2008 водитель Семенов А.Н. на основании полученного свидетельства от 17.05.2008 № 1217202 о подготовке водителей транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, был допущен к перевозке опасных грузов. Срок действия свидетельства до 17.05.2011 (л.д. 10-12).

17.06.2008 водитель Семенов А.Н. в соответствии с путевым листом грузового автомобиля № 758 осуществлял перевозку опасного груза на автомобиле ГАЗ 5312 гос.№ А 480 КН (л.д. 53).

17.06.2008 в отношении водителя Семенова АН. Сотрудником ГИБДД УВД по г. Челябинску составлен протокол об административном правонарушении 74 АУ 063585 по факту перевозки водителем автомобиля – бензовоза (цистерна) опасного груза по № ООН 1202 - дизтопливо по недействительному маршруту перевозки опасных грузов (просроченному), в путевом листе отсутствует запись в графе особые отметки запись ООН 1202, чем нарушен п. 23.4 ПДД, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.21.2 ч.1 КоАП РФ (л.д. 7).

Маршрут перевозки опасного груза был изъят, что подтверждается протоколом изъятия от 17.06.2008 (л.д.).

19.06.2008 сотрудником ГИБДД УВД по г. Челябинску составлен протокол 74 АА 169624 об административном правонарушении по факту нарушения обществом п.5.1.9 Правил перевозки опасного груза, в связи с отсутствием у водителя автомобиля ГАЗ 531201 гос. № А 480 КН 74 маршрута перевозки опасного груза, отсутствием в путевом листе в графе «Особые отметки» номера по ООН опасного груза, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 12.21.2 КоАП РФ (л.д. 8).

В протоколе указано место и время рассмотрения дела об административном правонарушении - 25.06.2008 18.00.

25.06.2008 Заместителем командира полка дорожно-патрульной службы ГИБДД УВД по г. Челябинску вынесено постановление 74 АА 000646 по делу об административном правонарушении, которым общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 т. 12.21.2 КоАП РФ, на общество было наложено административное взыскание в виде наложения штрафа в сумме 400 000 руб. (л.д. 9).

Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

В соответствии с ч.1 ст. 12.21.2 КоАП РФ перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с п.2.1, 2.1.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, для проверки:

водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения - временное разрешение;

регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп;

документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;

в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утверждены Приказом МТ РФ 08.08.1995 № 73, согласованы МВД РФ 20.10.94, МЧС РФ 28.02.95, Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации 02.11.94, Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 31.10.94) (далее – Правила перевозки опасных грузов) разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 372 и определяют основные условия перевозок опасных веществ автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, регламентируют взаимоотношения, права и обязанности участников перевозки опасных грузов.

В силу п.1.5. Правил перевозки опасных грузов опасные грузы по требованиям ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" и ДОПОГ распределяются на классы, в числе которых класс 3 -легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ).

Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико - химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы по ГОСТ 19433-88.

В соответствии с п.1.6. Правил перевозки опасных грузов к опасным грузам, требующим особых мер предосторожности при перевозке, относятся вещества и материалы с физико - химическими свойствами высокой степени опасности по ГОСТ 19433-88, далее по тексту "особо опасные грузы" (Приложение 7.2).

В соответствии с п.2.6.1. Правил перевозки опасных грузов разработка маршрута транспортировки опасных грузов осуществляется автотранспортной организацией, выполняющей эту перевозку.

Выбранный маршрут в силу п. 2.6.2 Правил перевозки опасных грузов подлежит обязательному согласованию с подразделениями ГАИ МВД России в следующих случаях:

при перевозке "особо опасных грузов";

при перевозке опасных грузов, выполняемой в сложных дорожных условиях (по горной местности, в сложных метеорологических условиях (гололед, снегопад), в условиях недостаточной видимости (туман и т.п.));

при перевозке, выполняемой колонной более 3-х транспортных средств, следуемых от места отправления до места назначения.

Согласованный с подразделениями ГАИ МВД России маршрут транспортировки действителен на срок, указанный в разрешении. В случаях, когда такой срок не указан (за исключением случаев, указанных в п. 2.6.2), опасный груз может перевозиться по согласованному маршруту в течение 6 месяцев со дня согласования (п.2.6.7. Правил перевозки опасных грузов).

Первый экземпляр согласованного маршрута перевозки хранится в ГАИ МВД России, второй - в автотранспортной организации, третий - находится во время перевозки груза у ответственного лица, а при его отсутствии - у водителя (п.2.6.9. Правил перевозки опасных грузов).

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ письмом от 15.02.2007 № 13/2-21 в целях совершенствования деятельности Госавоинспекции по контролю за перевозками опасных грузов предложил исключить из практики требование об обязательном согласовании с подразделениями Госавтоинспекции маршрутов перевозки опасных грузов, не являющихся «особо опасными», за исключением их перевозки колонной более 3-х транспортных средств (л.д.48).

В соответствии с п. 2.8.1. Правил перевозки опасных грузов система информации об опасности (СИО) включает в себя следующие основные элементы:

информационные таблицы для обозначения транспортных средств;

аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий;

информационную карточку для расшифровки кода экстренных мер, указанных на информационной таблице;

специальную окраску и надписи на транспортных средствах.

Организация СИО в силу п. 2.8.2 Правил перевозки опасных грузов в соответствии с требованиями настоящих Правил возлагается на автотранспортные организации, выполняющие перевозки опасных грузов, и грузоотправителей (грузополучателей).

Аварийная карточка системы информации об опасности заполняется организацией - изготовителем опасного груза по единой форме и прилагается в дополнение к путевому листу.

Аварийная карточка должна находиться у водителя транспортного средства, перевозящего опасные грузы. В случае сопровождения опасного груза ответственным лицом - представителем грузоотправителя (грузополучателя) (см. п. 2.3.5) - аварийная карточка должна находиться у него.

В соответствии с п.2.8.3. Правил перевозки опасных грузов в случае возникновения инцидента при перевозке опасных грузов мероприятия по ликвидации инцидента и его последствий осуществляются согласно указаниям, приведенным в аварийной карточке, или коду экстренных мер по информационной таблице СИО.

Согласно п.2.8.4. Правил перевозки опасных грузов полная идентификация перевозимого опасного груза осуществляется согласно нумерации по списку ООН, имеющейся в информационной таблице и аварийной карточке системы информации об опасности, а также в заявке (разовом заказе) на перевозку этого груза.

Приложение 7.3 к Правилам перевозки опасных грузов содержит перечень опасных грузов, допущенных к перевозкам автомобильным транспортом, с указанием наименования опасного груза, номер вещества по списку ООН, класс, подкласс опасного груза, номер класса, подкласса, характеризующий дополнительный вид опасности.

В соответствии с указанным приложением дизельное топливо относится классу 3 опасного груза, имеет номер вещества по списку ООН 1202.

Приложение 7.1 к Правилам перевозки опасных грузов содержит классификацию опасных грузов по характеру и степени опасности, в соответствии с которым к 3 Классу относятся легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле 61 град. C и ниже.

Приложение 7.2 к Правилам перевозки опасных грузов содержит перечень групп «особо опасных грузов» по ГОСТ 19433-88.

Водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, в соответствии с п. 5.1.9. Правил перевозки опасных грузов должен иметь при себе следующие транспортные документы:

лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой "Перевозка ОГ";

путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями раздела 2.6 и Приложения 7.11 настоящих Правил, с отметкой "Опасный груз", выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе "Особые отметки" N опасного груза по списку ООН;

свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов;

аварийную карточку системы информации об опасности;

товарно - транспортную накладную;

адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГАИ МВД России, расположенных по маршруту движения.

Приложение 7.11 к Правилам перевозки опасных грузов содержит образцы транспортной документации, в том числе бланк маршрута перевозки опасного груза.

Как усматривается из материалов дела, сотрудниками ГИБДД УВД по г. Челябинску был установлен факт нарушения п.5.1.9 Правил перевозки опасных грузов, выразившийся в отсутствии у водителя автомобиля ГАЗ 531201 гос. № А 480 КН 74, осуществлявшего 17.06.2008 перевозку дизельного топлива, маршрута перевозки опасного груза, отсутствии в путевом листе в графе «Особые отметки» номера по ООН опасного груза.

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что маршрут перевозки опасного груза у водителя находился в момент перевозки, что подтверждается протоколом 74 АУ 062585, при этом положения п.2.6.7 Правил перевозки опасных грузов не распространяются на данную перевозку. Кроме того, у водителя находился и другой маршрут перевозки опасного груза, разработанный обществом. Ч.1 ст. 12.21.2 КоАП РФ не предусматривает ответственности за отсутствие номера опасного груза по ООН в графе «Особые отметки» путевого листа, у водителя находилась аварийная карточка системы информации.

Факт отсутствия номера опасного груза по ООН в графе «Особые отметки» путевого листа заявителем не оспаривается.

Представитель административного органа в судебном заседании пояснил, что предъявленный маршрут считается не представленным в связи с истечением срока действия согласования (был согласован с ГИБДД 06.12.2007, на момент проверки – 17.06.2008 – срок действия истек).

При исследовании путевого листа от 17.06.2008 № 758 судом установлено, что он не содержит маршрута движения опасного груза в соответствии с требованиями раздела 2.6 Правил перевозки опасных грузов и Приложения 7.11 к Правилам, как не содержит и номера опасного груза по ООН в графе «Особые отметки» (л.д. 54).

Поскольку путевой лист не содержит номера опасного груза по ООН в графе «Особые отметки», суд приходит к выводу о том, что заявителем нарушены требования п. 5.1.9. Правил перевозки опасных грузов.

Часть 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ предусматривает, в том числе ответственность за несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в действиях общества в части отсутствия в путевом листе номера опасного груза по ООН в графе «Особые отметки» имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, в связи с чем, доводы общества о том, что указанная статья не предусматривает ответственность за отсутствие номера опасного груза по ООН в графе «Особые отметки» путевого листа» не могут быть приняты судом во внимание, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.

Поскольку путевой лист не содержал маршрута движения опасного груза в соответствии с требованиями раздела 2.6 Правил перевозки опасных грузов и Приложения 7.11 к ним, маршрут движения опасного груза должен был находиться у водителя в виде отдельного документа.

В момент перевозки у водителя находился маршрут движения, что подтверждается протоколом 74 АУ 063585 от 17.06.2008 об административном правонарушении и протоколом изъятия от 17.06.2008 (л.д. 53 оборот).

При исследовании маршрута перевозки, изъятого по протоколу от 17.06.2008, судом установлено, что он разработан ООО «Транспортные технологии», согласован с грузоотправителем ООО «Торговая компания «АИР» 10.09.2007, согласован с ГИБДД УВД г. Челябинска на срок до 06.12.2007 в отношении опасного груза - бензина автомобильного класса опасности 3 (л.д.50).

Перевозка осуществлялась в летний период, перевозился груз класса 3 - «опасный» - дизельное топливо. Доказательств того, что перевозка опасного груза выполнялась в сложных дорожных условиях (по горной местности, в сложных метеорологических условиях (гололед, снегопад), в условиях недостаточной видимости (туман и т.п.), материалы дела не содержат, как не содержат они и доказательств того, что перевозка осуществлялась колонной более 3-х транспортных средств, следуемых от места отправления до места назначения.

Следовательно, оснований для требования представления маршрута перевозки согласованного с подразделениями ГАИ МВД России не основано на нормах действующего законодательства.

Вышеуказанные Правила перевозки опасных грузов не содержат положений относительно срока действия маршрута перевозки, выбранного и разработанного автотранспортной организацией, выполняющей эту перевозку. Положения п. 2.6.7 Правил перевозки опасных грузов, по мнению суда не подлежат расширительному толкованию, в связи с чем, доводы административного органа отклоняются судом, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.

В судебном заседании представитель общества представил маршрут перевозки опасного груза – дизельного топлива, утвержденного обществом, и пояснил, что данный маршрут находился во время перевозки у водителя, однако сотрудниками инспекции был изъят только маршрут, имеющий согласование с ГИБДД.

Указанный довод представителя общества не может быть принят во внимание, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам. Как следует из объяснений водителя, данных 17.06.2008, другого маршрута у водителя не было (л.д.52).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административным органом доказан факт нарушения п.5.1.9 Правил перевозки опасных грузов в части отсутствия маршрута опасного груза.

Исходя из буквального толкования ч.2 ст. 2.1. КоАП РФ объективную сторону данного правонарушения образует противоправное действие. Противоправность поведения заявителя подлежит оценке с точки зрения нарушения установленных правом требований, конкретных элементов его поведения, поддающихся внешнему контролю и имеющих социальное значение. При этом необходимо учитывать характер самого деяния (действие или бездействие), способ его совершения и, как следствие, действительный или возможный негативный результат.

Установленные факты свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Правил перевозки опасных грузов.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (ч.6). При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч.7).

Статьей 2.9 Кодекса предусмотрено, что при малозначительности административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть освобождено от административной ответственности.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Административным органом назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 400 000 руб., что является минимальным размером санкции, установленной за данное нарушение.

Маршрут перевозки опасного груза, изъятый, согласно протоколу изъятия вещей и документов от 17.06.2008 (л.д.53 оборот), содержал наименование груза «бензин автомобильный», тогда как фактически осуществлялась перевозка «дизельного топлива». При этом, из анализа представленных маршрутов, усматривается, что основные характеристики, такие как - знак опасности, класс опасного груза по ГОСТ 19433-88 на указанных маршрутах – 3 (третий), общий вес груза на одном транспортном средстве 3,6 т, скорость движения на перегонах до 50 км/ч, без сопровождения, адреса пунктов и телефоны аварийной службы, через которые проследуют транспортные средства, характеристики места стоянок и мест заправок топливом, идентичны.

Различия имеются только в подклассе опасности груза и номере кода экстренных мер.

При этом суд учитывает, что у водителя находилась аварийная карточка в соответствии с п. 2.8.1 Правил перевозки опасных грузов для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий (л.д. 3), обратное не доказано административным органом.

Суд, исходя из степени общественной опасности правонарушения и характера вины правонарушителя, оценки конкретных обстоятельств совершения правонарушения, учитывая отсутствие вредных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным интересам в результате противоправного поведения общества, делает вывод о несоразмерности допущенного нарушения назначенному административному наказанию, приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса, ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и абз. 2 п. 17 указанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 Кодекса, суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.

Как усматривается из материалов дела, постановление вынесено в пределах срока давности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, уполномоченным органом.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

По смыслу ст. 28.2 Кодекса административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные этой статьей Кодекса. В случае неизвещения административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении названный протокол не может быть составлен в отсутствие этого лица, поскольку это свидетельствует о нарушении предоставленных последнему Кодексом процессуальных прав и гарантий.

В соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Согласно ч. 1, 2 ст. 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и, если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

По смыслу указанной статьи дело об административном правонарушении рассматривается с обязательным участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В силу ч.1 ст. 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу ч.5 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Как усматривается из материалов дела,протокол об административном правонарушении составлен, а постановление по делу об административном правонарушении вынесено в присутствии законного представителя общества – директора Агапова В.Ю. Протокол составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ: законному представителю были разъяснены права, им были даны объяснения, замечаний к протоколу представлено не было. С протоколом он был ознакомлен, копию протокола получил, о чем имеются соответствующие отметки и подписи представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, в протоколе (л.д.8). Постановление вынесено также в присутствии законного представителя общества – директора Агапова В.Ю. (л.д. 9).

Указанные обстоятельства не оспариваются представителем общества.

Учитывая изложенное, постановление подлежит признанию незаконным и отмене.

В соответствии с ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Общества с ограниченной ответственностью «Транспортные технологии», г. Челябинск удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление от 25.06.2008 № 74 АА 000646 по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем командира полка дорожно-патрульной службы ГИБДД УВД по г. Челябинску, о привлечении ООО «Транспортные технологии» к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в сумме 400 000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет - сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18.aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья: Л.В. Забутырина