АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
03 июня 2015 г. Дело А76-846/2015
Судья Арбитражного суда Челябинской области, Воронин А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания, Чарыковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Федерального казённого учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Сибуправтодор») ОГРН <***>, г. Новосибирск, к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИП ФИО1) ОГРНИП <***>, г. Челябинск, о взыскании 19725 руб 95 коп,
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 121-124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
С учётом документов, имеющих в материалах дела в отношении извещения сторон о времени и месте судебного разбирательства, судебное заседание 03.06.2015 проведено в отсутствие представителей сторон на основании части 3 статьи 156 АПК РФ.
Истец в иске со ссылкой на статью 31 Федерального закона от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации №934 от 16.11.2009 считает, что ответчик осуществил перевозку тяжеловесного груза с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства без специального разрешения, в связи с чем федеральной дороге М-53 «Новосибирск- Иркутск» нанесён ущерб 19725 руб 95 коп.
Ответчик отзыв на иск в порядке статьи 131 АПК РФ, в материалы дела не представил.
Исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд установил:
В копиях свидетельств о регистрации транспортного средства собственником (владельцем) грузового седельного тягача ДАФ 02220у174 и полуприцепа вн6673/74 указан ФИО1
Согласно акту №14 о превышении транспортным средством ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, составленному 15.01.2014 в 16-55 на пункте весового контроля №44 федеральной автомобильной дороги М-53 км «Новосибирск - Иркутск» с подъездом к г. Томску 158 км, инспектором УГАДН по Кемеровской области, ФИО2 и инспектором оператором СПВК, ФИО3, произведено взвешивание транспортного средства – ДАФ 0222оу174 с полуприцепом вн6673/74, принадлежащих ИП ФИО1
Маршрут движения: Иркутск – СПВК №44 (1633 км).
Результат взвешивания: полная масса допустимая – 40000 кг; фактическая – 3306 кг.
Расстояние между осями: первая ось – 3 м 80 см, вторая ось – 5 м, третья ось – 1 м 33 см, четвёртая ось – 1 м 33 см.
Осевые нагрузки: допустимые первая ось – 1000 кг, вторая ось – 10000 кг, третья ось – 7500 кг, четвёртая ось – 7500 кг, пятая ось – 7500 кг.
фактические нагрузки на оси с учётом погрешности весов: первая ось – 7000 кг, вторая ось – 11140 кг, третья ось – 4540 кг, четвёртая ось – 5300 кг, пятая ось – 5080 кг.
Измерение проведено автомобильными весами СДК.АМ-02-1-2 дата поверки 12.09.2013.
Размер нанесённого ущерба 23727 руб, указаны реквизиты для уплаты компенсации ущерба.
Акт получил водитель – ФИО4
Специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, выданного владельцем автомобильной дороги на момент выявления нарушения, не представлено.
Участок федеральной дороги М-53 «Новосибирск - Иркутск», по которому осуществлялся проезд транспортного средства, находится в оперативном управлении ФКУ «Сибуправтодор».
Исходя из представленных сторонами доказательств, в том числе акта №14 о превышении транспортным средством ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 15.01.2014, установлено, что на транспортном средстве, владельцем которого являлся ответчик, осуществлялась перевозка делимого груза, по федеральной дороге М-53 «Новосибирск - Иркутск» с превышением допустимой по второй оси нагрузке.
Неоплата ответчиком указанной суммы явилась основанием обращения 16.01.2015 в суд с настоящим иском. Исковое заявление принято к производству 23.01.2015.
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда (пункт 1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).
Вред, причинённый правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинён по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества (пункт 3).
На основании пунктов 1, 2 статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причинённый источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобождён судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причинённый этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причинённый источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 №962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» в целях компенсации наносимого ущерба с 01.01.1996 введена плата с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным дорогам. Одновременно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля.
Обязанности организации взыскания платы возмещения вреда с нарушителей возложены на Федеральное дорожное агентство через подведомственные ему учреждения (пункт 3 Правил, Устав ФКУ «Сибуправтодор», распоряжение Министерства имущества Российской Федерации от 30.01.2003 №367-р «О внесении изменений и дополнений в Постановление Министерства Имущества России от 10.09.2002 №3161-р»).
Следовательно, истец, при осуществлении своих функций в сфере использования автомобильных дорог, вправе требовать платы в счёт возмещения вреда, причинённого федеральной автомобильной дороге М-53 «Новосибирск – Иркутск» с подъездом к г. Томску 158 км, транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах).
Согласно пунктам 11 и 13 статьи 11 Закона об автомобильных дорогах, установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В пункте 7 статьи 12 Закона об автомобильных дорогах, установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
В пунктах 1, 2 статьи 30 Закона об автомобильных дорогах закреплено, что временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, её участков. Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 №149 утверждён Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам (далее - Порядок осуществления временных ограничений).
Согласно пунктам 5.2, 6 данного Порядка, акт о введении ограничения принимается для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который устанавливает в таком акте сроки начала и окончания периодов временного ограничения или прекращения движения; автомобильные дороги (участки автомобильных дорог), на которых вводятся временные ограничения или прекращение движения; организации, обеспечивающие временное ограничение или прекращение движения.
В пункте 19 Порядка осуществления временных ограничений предусмотрено, что в период введения временного ограничения движения движение по автомобильным дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере перевозки тяжеловесных грузов.
В силу пунктов 1, 2 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах).
В соответствии с пунктами 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 №934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств; размер платы в счёт возмещения вреда определяется в зависимости от:
а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений, в том числе: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;
б) размера вреда, определённого соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;
в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
г) базового компенсационного индекса текущего года.
В таблице 2 Приложения к названным Правилам установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
В соответствии с пунктом 6.1 инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортном по дорогам Российской Федерации, утверждённой Минтрансом России 27.05.1996, контроль по соблюдению допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и государственной автомобильной инспекции.
В целях осуществления весового контроля транспортных средств на федеральной автомобильной дороге М-53 «Новосибирск - Иркутск» создан стационарный пункт весового контроля №44 (СПВК №44).
В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утверждённой Минтрансом России 27.05.1996, тяжеловесным грузом признаётся транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведённых в разделе I Приложения 1.
Истцом произведён расчёт суммы вреда 19725 руб 95 коп по акту №14 от 15.01.2014 по второй оси грузового седельного тягача с учётом данных весового контроля.
Доказательства наличия специального разрешения на провоз тяжеловесного груза при движении 15.01.2014 по автомобильной дороге М-53 «Новосибирск - Иркутск», в материалы дела не представлены.
При отсутствии специального разрешения (Приложение №2 к инструкции) превышение допустимой нагрузки на одну из осей транспортного средства является основанием для взыскания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 №22-П, плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - предназначена для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в статьях 15, 1064 ГК РФ.
Соответственно, у истца отсутствует обязанность доказывания размера ущерба, причинённого конкретным нарушением установленного порядка осуществления перевозок тяжеловесных грузов, поскольку размер такого ущерба определён заранее и фактически равен плате за провоз груза с превышением установленных весовых нагрузок. Обязательность платы за провоз в данном случае предполагается в отношении неограниченного круга перевозчиков, осуществляющих перевозку грузов массой, превышающей допустимую.
Акт №14 от 15.01.2014 в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ является надлежащим и допустимым доказательством.
Бремя по доказыванию соблюдения условий перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов в силу статей 8, 9, 65 АПК РФ возложено на владельца транспортного средства (перевозчика).
В соответствии с пунктом 8.1. Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов перевозчики крупногабаритных и тяжеловесных грузов обязаны, в том числе, предъявлять по требованию контролирующих органов разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Ответчик доказательства подтверждающие уплату истцу 19725 руб 95 коп, в материалы дела не представил, также не представил доказательства не возможности представить соответствующие доказательства к 03.06.2015 с указанием уважительных причин (часть 2 статьи 9; часть 1 статьи 65; части 1, 7, 8 статьи 66; часть 3.1 статьи 70; часть 1 статьи 115 АПК РФ), в связи с чем требование подлежит удовлетворению.
Исходя из цены иска за подачу иска в арбитражный суд подлежит уплате государственная пошлина 2000 руб, которая в силу части 1 статьи 110 АПК РФ, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета, в связи с освобождением истца от её уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101-103, 110, 112, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
решил:
Иск удовлетворить.
Взыскать с ответчика, индивидуального предпринимателя ФИО1, в пользу истца, Федерального казённого учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства», в доход федерального бюджета в счёт возмещения вреда, причинённого федеральной автомобильной дороге 19725 руб 95 коп.
Взыскать с ответчика, индивидуального предпринимателя ФИО1, в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу иска в арбитражный суд 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объёме), путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья А.Г. Воронин
Информацию о времени, месте и результате рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru