АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
05 июля 2006г.
Дело № А76-8477/2006-54-293
Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2006г.
Полный текст решения изготовлен 21 августа 2006г.
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Потаповой Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шалгинбаевой Р.К.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению СНТ «Цементник-1»
к МИФНС РФ № 14 по Челябинской области
о признании недействительным решения № 15 от 30.03.2006г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 – по доверенности от 18.05.2006г., паспорт серии <...>, выдан Коркинским ГОВД Челябинской области 20.06.2001г.
от ответчика:ФИО2 – по доверенности от 18.01.2005г., служебное удостоверение УР № 123251 от 14.11.2005г.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель СНТ «Цементник-1» обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения МИФНС РФ № 14 по Челябинской области № 15 от 30.03.2006г.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал. В обоснование заявленных требований указал, что при вынесении оспариваемого решения налоговым органом был сделан вывод о неправильном исчислении заявителем сумм налогов, подлежащих уплате в 2003г., 2004г., 2005г. за пользование землями общего пользования. По мнению налогового органа, при исчислении налога дополнительно подлежал применению коэффициент 2, установленный ст.15 Федерального закона № 36-ФЗ от 22.02.1999г. «О федеральном бюджете на 1999 год». Заявителем при исчислении земельного налога за 2003г., 2004г., 2005г. применена налоговая ставка по землям, закрепленным за членами товарищества соответственно – 0,2592 руб./кв.м., 0,2851 руб./кв.м., 0,3136 руб./кв.м., что, по мнению налогового органа, повлекло занижение налоговой ставки по землям общего пользования. Согласно Уставу СНТ «Цементник-1» земля общего пользования находится в совместной собственности членов товарищества, то есть является собственностью СНТ как юридического лица и предназначена для садоводства. Считает необоснованной ссылку налоговой инспекции на ст.15 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» и утверждение, что земли общего пользования заявителя не относятся к категории земель для ведения садоводства и поэтому к ним применяется коэффициент 2. Кроме того, согласно ст.4 Федерального закона от 29.11.2004г. № 141-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ», предусмотрено, что действующие в 2004г. размеры ставок земельного налога применяются в 2005г. с коэффициентом 1,1. Считает, что заявитель правомерно применил ставку земельного налога при исчислении налога за 2003г., 2004г., 2005г., оснований для привлечения заявителя к налоговой ответственности не имеется. На основании изложенного, просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика МИФНС РФ № 14 по Челябинской области требования не признает. Представил отзыв, в котором указал, что в результате занижения налоговой базы заявителем не полностью исчислен и уплачен земельный налог за 2003г., 2004г., 2005г. На основании представленного списка членов садоводческого товарищества, имеющих право на налоговую льготу и документов, подтверждающих право на льготу по земельному налогу, количество членов товарищества, имеющих право на налоговую льготу по земельному налогу по данным проверки составило: за 2003г. – 32 человека, площадь земельного участка, закрепленного за лицами, имеющими право на льготу – 16219 кв.м.; за 2004г. – 37 человек, площадь земельного участка, закрепленного за лицами, имеющими право на льготу – 19415 кв.м.; за 2005г. – 40 человек, площадь земельного участка, закрепленного за лицами, имеющими право на льготу – 21161 кв.м. В налоговых декларациях по земельному налогу за 2003г., 2004г., 2005г. количество членов товарищества, имеющих право на налоговую льготу по земельному налогу составило 39 человек, 45 человек, 55 человек соответственно. Организация неправомерно применила льготу для лиц, участников Афганской и Чеченской войны, инвалидам 3 группы, а в 2005г. – членам семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявшим кормильца при исполнении им служебных обязанностей. Начисление земельного налога в садоводческом товариществе должно производиться со всей площади земельного участка товарищества, в том числе и с площадей земель общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за физическими лицами, которым в соответствии со ст.ст.12,14 Закона РФ № 1738-1 от 11.10.1991г. «О плате за землю» предоставлены льготы. Садоводческое товарищество как юридическое лицо не освобождается от уплаты земельного налога, а отдельные граждане – члены этого товарищества, могут иметь льготу по налогу за исключением земель общего пользования. В результате неправомерного использования налоговой льготы организацией занижена налоговая база (площадь земельного участка, закрепленная за остальными членами товарищества). В соответствии со ст.15 Федерального закона РФ от 22.02.1999г. № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» ставки земельного налога, действовавшие в 1998г., применялись в 1999г. для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, с коэффициентом 2. Законом № 36-ФЗ ограничен круг земель, к которым не применялся в 1999г. коэффициент индексации 2, а земли, предоставленные садоводческим товариществам (именно земли общего пользования) как юридическим лицам, к ним не относятся. Заявитель неправомерно применил налоговую льготу в части областного бюджета 50% за 2005г. Факт совершения заявителем налогового правонарушения установлен при проверке налоговых деклараций по земельному налогу за 2003г., 2004г., 2005г., государственного акта на право пользования земельным участком; списков членов садоводческого товарищества; списков членов садоводческого товарищества, имеющих право на льготу; документов, подтверждающих право на льготу по земельному налогу. Считает оспариваемое решение налогового органа соответствующим действующему законодательству, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заслушав объяснения представителя заявителя, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, заявитель Садоводческое некоммерческое товарищество «Цементник-1» зарегистрирован в качестве юридического лица Инспекцией МНС России по г. Коркино Челябинской области от 04.02.2003г., основной государственный регистрационный номер 1027400808368 (т.1 л.д.17).
В судебном заседании установлено, что МИФНС РФ № 14 по. Челябинской области была проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам соблюдения законодательства по земельному налогу за период с 01.01.2003г. по 31.12.2005г.
По результатам проверки был составлен акт выездной налоговой проверки № 22 от 15.03.2006г. (т.1 л.д.20-28).
Не согласившись с актом выездной налоговой проверки, заявитель представил протокол разногласий от 28.03.2006г. (т.1 л.д.29-31). В указанном протоколе разногласий заявитель указал, что такие категории льготников, как участники Афганской и Чеченской войны, инвалиды 3 группы, имеют удостоверение, в которых указано, что им предоставляется льгота. Кроме того, согласно ст.3 Закона «О плате за землю», за земельные участки, неиспользованные или использованные не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере. Таких земель заявитель не имеет. По льготникам за 2005г. в газете «Горняцкая правда» 25.06.2005г. опубликована статья о льготниках, а 18.08.2005г. напечатано опровержение. Однако декларация заявителя была принята налоговым органом 20.07.2005г., замечаний по расчету не было, по списку льготников тоже. Оплата налога заявителем была произведена. Возражения по акту проверки, указанные заявителем в протоколе разногласий, не приняты налоговым органом.
На основании акта инспекцией вынесено решение № 15 от 30.03.2006г. о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного:
- п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату земельного налога за 2003г., 2004г., 2005г. в результате занижения налоговой базы и неправильного исчисления налога в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в сумме 14874,20 рублей.
Заявителю было предложено уплатить суммы налоговых санкций, суммы не полностью уплаченного земельного налога в сумме 74371 рубль, в том числе за 2003г. – 7092 рубля; за 2004г. – 7966 рублей; за 2005г. – 59313 рублей; пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 6309,15 рублей. Также заявителю было предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет (т.1 л.д.7-15).
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие – либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
В соответствии с п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п.3 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии с Земельным Кодексом РФ, Законом РФ «О плате за землю» заявитель СНТ «Цементник-1» является плательщиком земельного налога.
В соответствии с п.1 ст.393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Согласно п.1, 2 ст.21 Закона РФ от 27.12.1991г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» земельный налог относится к местным налогам. Земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Судом установлено, что заявителем при расчете подлежащего уплате земельного налога за 2003, 2004, 2005 год обоснованно применена льгота по уплате налога в отношении участников Афганской и Чеченской войны, инвалидам 3 группы, а в 2005г. – членам семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявшим кормильца при исполнении им служебных обязанностей.
Материалами дела подтверждается что СНТ «Цементник – 1» при исчислении земельного налога за 2003 г., 2004 г., 2005 г. Обоснованно применена налоговая ставка по землям, закрепленным за товариществом соответственно – 0, 2592 руб./кв.м., 0, 2851 руб./ кв.м., 0,3136 кв.м.
Суд критически относится к доводам налогового органа, что при исчислении налога дополнительно подлежал применению коэффициент 2, установленный ст.15 Федерального закона № 36 – ФЗ от 22.02.1999 г. « О федеральном бюджете на 1999 год».
Материалами дела установлено, что земля является совместной собственность членов товарищества и предназначена для садоводства.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.11.2004г. 141 – ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ» предусмотрено, что действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога применяются в 2005 году с коэффициентом 1.1
Таким образом, требование заявителя является законным и обоснованным, подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.104 АПК РФ заявителю подлежит возврату государственная пошлина в сумме 2000 рублей, уплаченная подаче искового заявления по квитанции от 17.04.2006г.
Руководствуясь ст.ст.104, 167–170, 176, 181, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования заявителя СНТ «Цементник-1» удовлетворить.
Признать недействительным решение № 15 от 30.03.2006г., вынесенное Межрайонной инспекцией ФНС РФ № 14 по Челябинской области в отношении Садоводческого некоммерческого товарищества «Цементник-1» о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Возвратить заявителю Садоводческому некоммерческому товариществу «Цементник-1», зарегистрированному в качестве юридического лица Инспекцией МНС России по г. Коркино Челябинской области от 04.02.2003г., основной государственный регистрационный номер 1027400808368, государственную пошлину из федерального бюджета в сумме 2000 рублей, уплаченную по квитанции от 17.04.2006г.
Решение может быть обжаловано: в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Челябинской области в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме; в кассационную инстанцию путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья: Т.Г. Потапова