454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10
E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru
Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
«31» октября 2012 года Дело № А76-8499/2012
Резолютивная часть объявлена 30.10.2012.
Решение в полном объеме изготовлено 31.10.2012.
Судья Арбитражного суда Челябинской области И. В. Костылев, при ведении протокола судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области, расположенного по адресу: <...>, каб. 421, дело по заявлению
Прокурора Челябинской области
к Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области,
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации Аргаяшского муниципального района, Дачное некоммерческое товарищество «Солнечный стан», г.Челябинск, Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Челябинской области», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области, Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Администрацию Байрамгулосвского сельского поселения Аргаяшского района.
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2 – прокурора, служебное удостоверение
от третьих лиц:
от Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области: ФИО3 - представителя по доверенности от 02.05.2012, паспорт.
от Дачного некоммерческого товарищества «Солнечный стан» г. Челябинск: ФИО4 - представителя по доверенности от 31.08.2010, паспорт
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Челябинской области обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главе Аргаяшского муниципального района Челябинской области, с. Аргаяш Челябинской области:
- о признании недействительным постановления Главы Аргаяшского муниципального района от 28.01.2010 № 130 «Об утверждении акта выбора земельного участка под проектирование для организации зоны летнего отдыха вблизи водохранилища Аргазинское»;
- о признании недействительным постановления Главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 19.05.2011 № 1038 о предоставлении ДНТ «Солнечный стан» земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1243, 74:02:0412001:1244, 74:02:0412001:1245, 74:02:0412001:1246, общей площадью соответственно 7492 кв.м, 3137 кв.м, 8123 кв.м, 9841 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенные в Аргаяшском районе Челябинской области;
- о признании недействительным постановления Главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 26.09.2011 №№ 1967, 1969, 1966, 1965 «Об отнесении земельного участка к землям рекреационного назначения» по которым земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1243, 74:02:0412001:1244, 74:02:0412001:1245, 74:02:0412001:1246 отнесены к землям рекреационного назначения;
- о признании недействительным постановления Главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 06.12.2011 № 2505 «Об отнесении земельных участков к землям рекреационного назначения» земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1243, 74:02:0412001:1244, 74:02:0412001:1245, 74:02:0412001:1246 отнесены к землям рекреационного назначения,
- о снятии с учета объекты недвижимости – земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1243, 74:02:0412001:1244, 74:02:0412001:1245, 74:02:0412001:1246 общей площадью соответственно 7492 кв.м, 3137 кв.м, 8123 кв.м, 9841 кв.м как земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенных за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, Аргаяшский район в Государственном кадастре недвижимости.
Определениями суда от 12.05.2012 и от 30.08.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:
- Администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области,
- Дачное некоммерческое товарищество «Солнечный стан» (ДНТ «Солнечный стан», Товарищество),
- Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (Управление Роспотребнадзора),
- Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Челябинской области»,
-Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (Управление Росреестра),
- Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области (Минпром),
- Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области,
- Администрация Байрамгуловского сельского поселения.
Определением от 30.08.2012 по ходатайству заявителя от 29.06.2012 из числа ответчиков исключен – Глава Аргаяшского муниципального района и привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
В качестве надлежащего ответчика привлечена Администрация Аргаяшского муниципального района.
29.08.2012 прокурором Челябинской области было заявлено письменное ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором просит:
- признать недействительным постановление Главы Аргаяшского муниципального района от 28.01.2010 № 130 «Об утверждении акта выбора земельного участка под проектирование для организации зоны летнего отдыха вблизи водохранилища Аргазинское».
- признать недействительным постановления Главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 26.09.2011 № 1967, 1969, 1966, 1965 «Об отнесении земельного участка к землям рекреационного назначения имущества» по которым земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1243, 74:02:0412001:1244, 74:02:0412001:1245, 74:02:0412001:1246 отнесены к землям рекреационного назначения.
- признать недействительным постановление Главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 06.12.2011 № 2505 «Об отнесении земельных участков к землям рекреационного назначения» земельные участки 74:02:0412001:1243, 74:02:0412001:1244, 74:02:0412001:1245, 74:02:0412001:1246 отнесены к землям рекреационного назначения.
В части требований - о признании недействительным постановления Главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 20.01.2011 № 37 о предоставлении в аренду ДНТ «Солнечный стан» земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1243, 74:02:0412001:1244, 74:02:0412001:1245, 74:02:0412001:1246 заявил отказ от требований и прекращении производства по делу в соответствии с п. 4 части 1 ст. 150 АПК РФ.
Уточнения заявленных требований судом приняты в порядке ст. 49 АПК РФ.
Заявитель также заявил ходатайство об отказе от заявленных требований в части:
- о снятии с учета земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1243, 74:02:0412001:1244, 74:02:0412001:1245, 74:02:0412001:1246 общей площадью соответственно 7492 кв.м, 3137 кв.м, 8123 кв.м, 9841 кв.м как земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенных за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, Аргаяшский район в Государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 АПК РФ истец (заявитель) вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от требования полностью или частично.
Суд считает возможным принять отказ прокурора от требований, как не противоречащий закону и не нарушающий прав других лиц в порядке ст. 49 АПК РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
При таких обстоятельствах, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
В судебном заседании 29.10.2012 объявлялся перерыв до 30.10.2012. Информация в форме публичного объявления о перерыве и продолжении судебного заседания была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет. Определения Арбитражного суда Челябинской области содержат ссылку об адресе официального сайта Арбитражного суда Челябинской области.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнения поддерживает, считает, что оспариваемые постановления приняты Главой Аргаяшского муниципального района с превышением полномочий, противоречат требованиям действующего законодательства.
Заявитель указывает, что Решением отдела по Аргаяшскому району Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Челябинской области от 15.09.2011 № Ф02/11-3299 в соответствии с п.3 ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения о первом поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения Аргазинского водохранилища внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пп.2 п.1 ст. 8 ЗК перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности – органами исполнительной власти субъектов РФ.
В связи с этим, отнесение согласно оспариваемым постановлениям земельных участков к землям рекреационного назначения без изменения категории земель с земель сельскохозяйственного назначения на земли особо охраняемых территорий, в составе которых данные участки находятся, противоречат приведенным нормам.
Спорные земельные участки расположены в охранной зоне памятника природы Челябинской области – Аргазинского водохранилища.
Постановлением Правительства Челябинской области от 18.12.2008 № 414-п утверждено Положение о памятнике природы Челябинской области Аргазинском водохранилище.
Заявитель полагает, что оспариваемые ненормативные правовые акты приняты Главой Аргаяшского муниципального района за пределами полномочий установленных федеральным законодательством, чем нарушаются права и интересы муниципального образования «Аргаяшский муниципальный район», связанных с единообразным применением законов на территории муниципального образования.
Заявитель также считает, оспариваемые постановления нарушают публичные интересы государства, Челябинской области, муниципального образования Аргаяшский муниципальный район, поскольку ненормативные акта приняты с нарушением принципа целевого использования сельскохозяйственных земель и пределов полномочий органа местного самоуправления.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласен, просит отказать в удовлетворении требований, свои доводы изложил в отзыве, считает, что оспариваемые постановления приняты в соответствии с Положением «О порядке отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения в Аргаяшском муниципальном районе», утвержденным решением от 18.03.2009г. № 21, утвержденным Собранием депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области.
Спорные земельные участки учтены в схеме территориального планирования Аргаяшского муниципального района как земельные участки, отнесенные к землям рекреационного назначения для организации зоны летнего отдыха. Схема территориального планирования утверждена Постановлением № 2241 от 24.10.2010 Главы Аргаяшского муниципального района, а также Решением от 18.05.2011 № 42-1 Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области была размещена на официальном сайте Аргаяшского муниципального района в сети Интернет в течении 90 календарных дней.
Ответчик также считает, ссылка прокурора на решение от 18.05.2011 № 43 Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области не применима к рассматриваемым постановлениям, так как определяет порядок и проведение публичных слушаний по вопросам о предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, представил письменное мнение (т.3 л.д.18-19), в котором поддерживает доводы заявителя, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Министерство по радиационной и экологической безопасности по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменное мнение (т.3 л.д.23), в котором указывает, что спорные земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенные в Аргаяшском районе Челябинской области в реестре федерального имущества не значатся.
Министерство, ссылаясь на ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, пояснило, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Администрация Байрамгуловского сельского поселения в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, с заявленными требованиями не согласна по доводам, изложенным в письменном мнении (т.3 л.д.73-74).
Дачное некоммерческое товарищество «Солнечный стан» поддерживает требования заявителя в части признания недействительным постановления от 20.01.2011 № 37, Так, по инициативе ДНТ «Солнечный стан» Постановлением Администрации Аргаяшского муниципального района от 17.08.2012 г. № 1452 Постановление от 20.01.2011 г. № 37 отменено. Соответственно Соглашением от 17.08.2012 г. договор аренды земли № 6 от 20.01.2011 г. расторгнут, Актом приёма - передачи земельного участка от 17.08.2012 г. участки возвращены Администрации муниципального района Челябинской области. В остальной части заявленных требований Товарищество с заявителем не согласилось по основаниям, изложенным в письменном мнении (т.3 л.д.40-41).
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области по фактам, изложенным в исковом заявлении пояснило, что СанПиНом 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» вводятся ограничения для зон санитарной охраны (ЗСО) первого пояса (строгого режима) питьевого поверхностного водоисточника, включающую в себя территорию расположения водозабора. Назначением 1 пояса ЗСО является защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
Для водоемов (водохранилища, озера) граница первого пояса ЗСО должна устанавливаться в зависимости от местных санитарных и гидрологических условий, но не менее 100 м во всех направлениях по акватории водозабора и по прилегающему к водозабору берегу от линии уреза воды при летне-осенней межени.
Однако на Аргазинском водохранилище вообще отсутствуют водозаборы, т.к. оно является резервным источником питьевого водоснабжения г.Челябинска и таким образом размещение пляжа (зоны отдыха) в первом поясе возможно с учетом ограничений оговоренных выше и не будет противоречить требования санитарного законодательства.
Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Челябинской области», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, письменного мнения не представили.
Дело рассматривалось по правилам, предусмотренным ч. 3, 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что при неявке в судебное заседание истца или ответчика, а также иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Заслушав мнения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Письмом (т.2 л.д. 61-62), направленным в природоохранную прокуратуру, Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области сообщило, что Земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1363, 74:02:0412001:1245, 74:02:0412001:1244, 74:02:0412001:1246, 74:02:0412001:1318, 74:02:0412001:1243, 74:02:0410002:490 в соответствии с постановлениями администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области «Об отнесении земельных участков к землям рекреационного назначения» от 26.09.2011 №№ 1965-1969, от 17.10.2011 № 2059, от 28.11.2011 № 2372 отнесены к землям рекреационного назначения в Аргаяшском районе для организаций зоны летнего отдыха.
Вышеуказанные Постановления являются одним из оснований для принятия распоряжений Минпрома о переводе земельных участков сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов. Вместе с тем, согласно информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области часть участков (кадастровые номера 74:02:0412001:1243, 74:02:0412001:1245, 74:02:0412001:1318, 74:02:0410002:490) входит в зону «первый пояс санитарной охраны Аргазинского водохранилища» как источника питьевого водоснабжения, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Указанным письмом в целях обеспечения исполнения законодательства в сфере перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую, Министерство просило проверить законность принятия Постановлений администрацией Аргаяшского муниципального района.
При проведении проверки, прокуратурой установлено следующее.
Постановлением Главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 28.01.2010 № 130 утвержден акт выбора земельного участка под проектирование для организации зоны летнего отдыха вблизи водохранилища Аргазинское ДНТ «Солнечный стан» общей площадью 2,0 га, в т.ч. сенокосов 1,0 га, пастбищ 1,0 га в границах Байрамгуловского сельского поселения.
Постановлением Главы Аргаяшского муниципального района от от 19.05.2011 № 1038 предоставлены в аренду Дачному некоммерческому товариществу «Солнечный стан» земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1243, 74:02:0412001:1244, 74:02:0412001:1245, 74:02:0412001:1246 площадью соответственно 7492 кв. м, 3137 кв.м, 8123 кв.м, 9841 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенные в Аргаяшском районе Челябинской области.
Постановлениями Главы Аргаяшского муниципального района от 26.09.2011 № 1967, 1969, 1966, 1965 «Об отнесении земельного участка к землям рекреационного назначения» земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1243, 74:02:0412001:1244, 74:02:0412001:1245, 74:02:0412001:1246 отнесены к землям рекреационного назначения.
Постановлением Главы Аргаяшского муниципального района от 06.12.2011 № 2505 «Об отнесении земельного участка к землям рекреационного назначения» земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1243, 74:02:0412001:1244, 74:02:0412001:1245, 74:02:0412001:1246, отнесены к землям рекреационного назначения.
Посчитав, что указанные Постановления от 28.01.2010 № 130, от 26.09.2011 № 1967, 1969, 1966, 1965, от 06.12.2011 № 2505 приняты Главой Аргаяшского муниципального района с превышением полномочий и противоречат требованиям действующего законодательства, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской Федерации»:
- опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
- вносит представление об устранении нарушений закона (ст. 22).
1.Требование о признании недействительным постановления Главы Аргаяшского муниципального района от 28.01.2010 № 130 «Об утверждении акта выбора земельного участка под проектирование для организации зоны летнего отдыха вблизи водохранилища Аргазинское».
Из содержания ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что предоставление земельного участка для целей строительства осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта и без предварительного согласования места размещения объекта.
Процедура предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта урегулирована нормами ст. 30 - 31 ЗК РФ, из содержания которых следует, что правом на предоставление земельного участка в аренду под строительство обладает лицо, в пользу которого органом местного самоуправления осуществлен выбор земельного участка под строительство.
Норма ст. 30 ЗК РФ не устанавливает исчерпывающее разграничение тех случаев, когда земельный участок предоставляется на торгах, то есть без предварительного согласования места размещения объекта, а когда без проведения торгов, то есть с предварительным согласованием места размещения объекта.
Между тем в силу п. п. 4 и 11 ст. 1 ЗК РФ регулирование земельных отношений основано на принципах обеспечения реализации гражданами права участвовать в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан
Для реализации указанных принципов в случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в силу п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу указанных норм, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 4224/2010 от 14.09.2010 (ч. 4 ст. 170 АПК РФ).
Между тем в рассматриваемом случае обязанность, предусмотренная п. 3 ст. 31 ЗК РФ, Администрацией не исполнена, доказательств обратного в материалы арбитражного дела, не представлено.
С учетом изложенного, суд полагает, что Администрацией нарушена предусмотренная п. 3 ст. 31 ЗК РФ обязанность по публичному информированию населения, ввиду чего при предоставлении земельного участка нарушены принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельного участка.
При таких обстоятельствах, требования Прокурора в части признания недействительным постановления Главы Аргаяшского муниципального района от 28.01.2010 № 130 «Об утверждении акта выбора земельного участка под проектирование для организации зоны летнего отдыха вблизи водохранилища Аргазинское», подлежат удовлетворению.
2.Требования о признании недействительными:
- постановления Главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 26.09.2011 № 1967, 1969, 1966, 1965 «Об отнесении земельного участка к землям рекреационного назначения» земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1243, 74:02:0412001:1244, 74:02:0412001:1245, 74:02:0412001:1246, отнесены к землям рекреационного назначения;
- постановления Главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 06.12.2011 № 2505 «Об отнесении земельного участка к землям рекреационного назначения» земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1243, 74:02:0412001:1244, 74:02:0412001:1245, 74:02:0412001:1246, отнесены к землям рекреационного назначения.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон №172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст. 7 Закона №172-ФЗ, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе, с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения.
При этом, согласно статье 94 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (ч.1).
К землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами (ч.2).
При этом, в силу ч.4. ст. 94 Земельного кодекса РФ, порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 18.03.2009 №21 было утверждено Положение «О порядке отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения в Аргаяшском муниципальном районе» (далее – Порядок). Указанный Порядок разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территорий", Законом Челябинской области от 25 апреля 2002 года N 81-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области" и регулирует отношения в области отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения в Аргаяшском муниципальном районе.
В соответствии с п.4.3. Порядка, постановление об отнесении земель к землям рекреационного назначения в Аргаяшском муниципальном районе принимается на основании следующих документов:
- документ, подтверждающий использование земельного участка в рекреационных целях (акт выбора; размещение на участке объектов рекреационного назначения);
- кадастровый паспорт земельного участка;
- правоустанавливающие документы на земельный участок.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что указанные документы были представлены.
Ссылка Прокурора на Решение Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района от 18.05.2011 №43 «Об утверждении Положения о порядке проведения публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» не применима к рассматриваемым отношениям, поскольку изменение вида разрешенного использования не производилось.
Оснований для удовлетворения требований в указанной части, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 49, 150, 151, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Принять отказ Прокурора Челябинской области от требований:
- о признании недействительным постановления Главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 19.05.2011 № 1038 о предоставлении ДНТ «Солнечный стан» земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1243, 74:02:0412001:1244, 74:02:0412001:1245, 74:02:0412001:1246, общей площадью соответственно 7492 кв.м., 3137 кв.м., 8123 кв.м., 9841 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенные в Аргаяшском районе Челябинской области;
- о снятии с учета объектов недвижимости – земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1243, 74:02:0412001:1244, 74:02:0412001:1245, 74:02:0412001:1246.
Производство по делу №А76-8499/2012 в указанной части прекратить.
2. Требования прокурора Челябинской области удовлетворить частично.
Признать недействительным постановление Главы Аргаяшского муниципального района от 28.01.2010 № 130 «Об утверждении акта выбора земельного участка под проектирование для организации зоны летнего отдыха вблизи водохранилища Аргазинское».
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.
Судья И.В. Костылев