ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-8560/09 от 25.06.2009 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г. Челябинск, ул. Воровского,2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Челябинск

« 25 » июня 2009 года Дело № А76-8560/2009-58-142

Судья Арбитражного суда Челябинской области Карпачёва М.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Якуповой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

1. Главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Костыревы» ФИО1, с. Тюбук,

членов хозяйства:

2. ФИО2, с. Тюбук

3. ФИО3, с. Тюбук

к Администрации Каслинского муниципального района, г. Касли

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района

о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления

при участии в судебном заседании:

от заявителей:

от Главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Костыревы» ФИО1 – ФИО4 паспорт РФ, представитель по доверенности от 17.02.09 № 377 (в порядке передоверия по доверенности № 44 от 19.01.2009);

от ФИО2- ФИО4, паспорт РФ, представитель по доверенности от 17.02.2009 № 378 (в порядке передоверия по доверенности № 42 от 19.01.2009);

от ФИО3 - ФИО4, паспорт РФ, доверенность от 17.02.09 № 376, (в порядке передоверия по доверенности № 43 от 19.01.2009);

от ответчика: ФИО5 (удостоверение № 17 от 01.07.05) представитель по доверенности № 01-185 от 14.01.2009;

от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района: ФИО6 (удостоверение № 132 от 18.03.08) представитель по доверенности № 75 от 20.03.2008,.

У С Т А Н О В И Л:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Костыревы» ФИО1, члены хозяйства: ФИО2 и ФИО3 обратились в арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Каслинского муниципального района (письмо № 365 от 14.04.2009) в предоставлении заявителям в общую долевую собственность, в равных долях каждому, земельного участка с КН 74:09:09 00 000:0207 площадью 205257 кв.м., расположенного по адресу: Каслинский район, в 2400 метрах от деревни Григорьевка, принадлежащего заявителям на праве пожизненно наследуемого владения, и устранении допущенного нарушения прав и законных интересов заявителей путем предоставления в общую долевую собственность, в равных долях каждому, земельного участка с КН 74:09:00 00 000:0207 площадью 205287 кв.м., расположенного по адресу: Каслинский район, в 2400 метрах от деревни Григорьевка (л.д.3-8).

В ходе судебного разбирательства заявителями были уточнены заявленные требования, которые в окончательном варианте заключаются в следующем: признать незаконным бездействие администрации Каслинского муниципального района в рассмотрении заявления КФХ «Костаревы» от 26.03.2009 и принятии решения о предоставлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства «Костаревы» ФИО1, членам КФХ ФИО3, ФИО2 в общую долевую собственность путем выкупа в равных долях каждому земельного участка с КН 74:09:00 00 000:0207 площадью 205 287 кв.м., расположенного по адресу: Каслинский район, в 2 400 метрах от деревни Григорьевка, принадлежащего истцам на праве пожизненно наследуемого владения; обязать администрацию Каслинского муниципального района устранить допущенное нарушение прав и законных интересов истцов путем рассмотрения заявления КФХ «Костаревы» от 26.03.2009 и принятия решения о предоставлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства «Костаревы» ФИО1, членам КФХ ФИО3, ФИО2 в общую долевую собственность путем выкупа в равных долях каждому земельного участка с КН 74:09:00 00 000:0207 площадью 205 287 кв.м., расположенного по адресу: Каслинский район, в 2 400 метрах от деревни Григорьевка (л.д.81-82).

Представитель Главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Костыревы» ФИО1, членов хозяйства: ФИО2 и ФИО3 (далее: заявители) в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении и в уточнении заявленных требований. Пояснял, что поданное заявление крестьянского (фермерского) хозяйства от 26.03.2009 в адрес Администрации Каслинского района о предоставлении земельного участка в порядке норм Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» органом местного самоуправления не рассмотрено, так как решение о предоставлении земельного участка в собственность либо решение об отказе в предоставлении спорного земельного участка до настоящего времени заявителями не получено. Кроме того, заявители поясняли, что крестьянское (фермерское) хозяйство действует как юридическое лицо с 1991 года и осуществляет предусмотренную законодательством деятельность по использованию предоставленного земельного участка в соответствии с его целевым назначением- ведение сельского хозяйства. После смерти главы хозяйства ФИО7, его жена и дети согласно свидетельству о праве на наследство вступили в право пожизненно наследуемого владения на спорный земельный участок, зарегистрировали в установленном порядке фермерское хозяйство повторно. По мнению представителя заявителей, доводы ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, о не использовании крестьянским (фермерским) хозяйством испрашиваемого земельного участка в соответствии с его целевым назначением являются необоснованными и противоречащими представленным заявителями в материалы дела доказательствам, а потому просит суд удовлетворить заявленные требования крестьянского (фермерского) хозяйства.

Представитель Администрации Каслинского муниципального района в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями крестьянского хозяйства, пояснял, что требования Главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Костыревы» ФИО1, членов хозяйства: ФИО2 и ФИО3 незаконны и необоснованны. По мнению Администрации Каслинского района, передача спорного земельного участка в собственность заявителям невозможна по причине не использования земельного участка по его целевому назначению, в настоящее время земельный участок находится в непригодном для его использования состоянии, испрашиваемый заявителями земельный участок не обрабатывался с 2003 года.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района, привлеченный к участию в деле в порядке ст.51 АПК РФ определением суда от 30.04.2009 с заявленными требованиями не согласился в полном объеме, пояснял, Комитетом на основании поступившего в адрес органа муниципальной власти заявления Главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Костаревы» ФИО1 от 26.03.2009 была осуществлена повторная выездная проверка по распоряжению Главы Каслинского муниципального района по обследованию спорного земельного участка, в результате проведения которой было установлено, что обработка испрашиваемого земельного участка была прекращена в 2003 году в связи со смертью главы КФХ ФИО7, земельный участок не использовался по его целевому назначению. Кроме того, представитель Комитета пояснял, что в настоящее время органами местного самоуправления инициируется процедура изъятия спорного земельного участка по причине его не использования в течение срока более чем трех лет, а потому просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.

На основании Решения Исполнительного комитета Каслинского городского Совета народных депутатов Челябинской области от 20.06.1991 №205-4 гражданину ФИО7 был предоставлен земельный участок общей площадью 8,3 га пашни, изымаемых из землепользования совхоза «Булзинский» в пожизненно наследуемое владение для организации крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д.15).

Пунктом 2 вышеуказанного решения главой крестьянского (фермерского) хозяйства был утвержден ФИО7, членами хозяйства: ФИО2, ФИО8, ФИО9, ФИО3, ФИО1, ФИО10 (л.д.15).

Согласно представленному в материалы дела кадастровому плану земельного участка земельный участок площадью 80 137 кв.м., расположенный примерно 5 700 м по направлению на юго-восток от ориентира д.Григорьевка Каслинский район Челябинская область, принадлежащий ФИО7 на праве пожизненного наследуемого владения 31.07.1992 был поставлен на кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый номер №74:09:0302003:13. Вид права, указанный в выписке из кадастрового плана на вышеуказанный земельный участок - пожизненное наследуемое владение, его правообладатель- ФИО7, а разрешенное использование- для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д.25-26).

В соответствии с Постановлением Главы администрации города Касли и района Челябинской области от 26.08.1992 №107п гражданину ФИО7 был дополнительно выделен земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства площадью 21,6 га пашни из земель подсобного хозяйства Вишнегородского рудоуправления (л.д.16).

На основании Решения Исполнительного комитета Каслинского городского Совета народных депутатов Челябинской области от 20.06.1991 №205-4 и Постановления Главы администрации города Касли и района Челябинской области от 26.08.1992 №107п ФИО7 для ведения фермерского хозяйства в бессрочное пользование был предоставлен земельный участок общей площадью 29,9 га, о чем было выдано 31.07.1992 свидетельство №131 (л.д.17).

Согласно свидетельству о праве на наследство серия 74АА №755386 от 18.08.2008 следует, что гражданин ФИО7 умер 26.07.2003, наследниками умершего по 1/3 (одной третьей) доле в количестве трех человек являются: жена-ФИО2, дочь-ФИО1, сын-ФИО3. Наследство, на которое в указанной доле было выдано вышеуказанное свидетельство, состоит из земельного участка площадью 205 287 кв.м., кадастровый номер 74:09:00 00 000:0207, расположенного по адресу: Челябинская область, Каслинский район, в 2 400 м. по направлению на северо-запад от ориентира д.Григорьевка (л.д.21).

На основании Свидетельства о праве на наследство по закону от 18.03.2008 за заявителями было зарегистрировано право пожизненного наследуемого владения по 1/3 доле на спорный земельный участок, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 29.09.2008 были сделаны соответственно записи регистрации № 74-74-09/032/2008-278, №74-74-09/032/2008-279, № №74-74-09/032/2008-277 и выданы свидетельства (л.д.23,24,22).

Согласно решению №1 от 09.02.2009 заявители решили создать фермерское хозяйство «Костаревы», главой фермерского хозяйства «Костаревы» выбрать ФИО1 (л.д.31).

Во исполнение пункта 2 Решения №1 от 09.02.2009 членов фермерского хозяйства «Костаревы» 09.02.2009 было заключено соглашение членов Фермерского хозяйства «Костаревы» о создании фермерского хозяйства «Костаревы» путем объединения граждан: ФИО3, ФИО1, ФИО2 по общему согласию на основании Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и ГК РФ (л.д.28-30).

На основании Свидетельства о праве на наследство по закону от 18.08.2008 ФИО3, ФИО1, ФИО2 12.03.2009 было зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок площадью 80 173 кв.м., кадастровый номер 74:09:03 02 003:13, расположенный по адресу: Челябинская область, Каслинский район, в 5 700 м. по направлению на юго-восток от д.Григорьевка, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 12.03.2009 были сделаны соответственно записи регистрации № 74-74-09/007/2009-341, №74-74-09/007/2009-342, №74-74-09/007/2009-340 и выданы свидетельства (л.д.19,20,18).

Письмом вх. №01-190/1460 от 26.03.2009 Глава и члены крестьянского (фермерского) хозяйства «Костаревы» обратились в адрес Администрации Каслинского муниципального района с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность путем выкупа в равных долях каждому: членам крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, ФИО3 и ФИО2 земельного участка с кадастровым номером №74:09:00 00 000:0207, площадью 205 287 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, Каслинский район, в 2 400 м на северо-запад от д. Григорьевка (л.д.14).

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что письменный ответ Главой Каслинского муниципального района на обращение заявителей не был дан. Решение по заявлению Главы и членов крестьянского (фермерского) хозяйства «Костаревы» о предоставлении спорного земельного участка в собственность либо об отказе в его предоставлении до настоящего времени ответчиком не подготовлено. Поскольку обращение заявителей было направлено в два адреса: Главе Каслинского муниципального района и в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Каслинского муниципального района, третье лицо по делу направило в адрес заявителей письмо от 14.04.2009 года № 365 об отказе в предоставлении спорного земельного участка (л.д.13).

Не согласившись с бездействием органа местного самоуправления, заявители обратились в суд с настоящим заявлением.

Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает заявленные Главой крестьянского (фермерского) хозяйства «Костыревы» ФИО1, членов хозяйства: ФИО2 и ФИО3 требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из статьи 13 Гражданского кодекса Российской федерации, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ, ненормативные акты, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных органов могут быть признаны арбитражным судом недействительными либо незаконными по заявлению заинтересованного лица, если такие акты, решения либо действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

В соответствии с п. 10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно ч.1,2 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 2, п. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления – избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 13 Устава муниципального образования «Город Касли и Каслинский район», принятого населением на референдуме города и района 17.12.1995, зарегистрированного Правовым управлением Законодательного собрания Челябинской области 09.07.1997 регистрационный №14 органом, наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями, является администрация города и района.

В силу ст.36,37,38 Устава органом местного самоуправления, выполняющим исполнительно-распорядительные функции является администрация города Касли и Каслинского района.

Деятельностью администрации на принципах единоначалия руководит Глава города и района.

В рамках судебного разбирательства судом было установлено, что Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района не является органом муниципальной власти, наделенным законодательством правом принятия решения о предоставлении земельного участка либо об отказе в предоставлении земельного участка, а потому решение КУиЗО администрации Каслинского муниципального района об отказе в предоставлении земельного участка Крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Костареву», выраженное в письме Комитета исх. №365 от 14.04.5009, вынесено за рамками возложенных обязанностей на орган муниципальной власти и не снимает обязанности с надлежащего исполнительно-распорядительного органа (администрации Каслинского муниципального района) по принятию решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения, не занятых зданиями, строениями, сооружениями и не предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в силу пунктов 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации регулируется Законом об обороте земель сельхозназначения.

Согласно пункту 4 статьи 1 Закона об обороте земель сельхозназначения приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном названным Законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Земельным кодексом Российской Федерации провозглашен принцип деления земель по целевому назначению на категории, что означает, что земли соответствующих категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В соответствии со ст.7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу пункта 3 статьи 1 Закона об обороте земель сельхозназначения оборот земель сельскохозяйственного назначения также основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения перечислены в статьях 78, 79 Земельного кодекса Российской Федерации.

С целью развития принципа сохранения целевого использования земельных участков в пункте 1 статьи 6 Закона об обороте земель сельхозназначения установлено следующее правило: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В случаях, установленных статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными статьями 7 и 8 указанного Кодекса, право пожизненного наследуемого владения земельным участком может быть принудительно прекращено.

Таким образом, принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета специальных требований земельного законодательства при решении вопроса о предоставлении участка из названной категории земель в собственность.

Из материалов дела усматривается и представителями лиц, участвующих в деле, не оспаривается тот факт, что согласно Постановлению Главы администрации города Касли и района Челябинской области от 26.08.1992 №107п ФИО7 земельный участок общей площадью 21,5 га, был предоставлен для ведения фермерского хозяйства. Согласно свидетельству №131 от 31.07.1992 цель предоставления земельного участка указана - для ведения фермерского хозяйства .

В соответствии со ст.23 Земельного кодекса Российской федерации право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего Кодекса не допускается.

Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

Из материалов дела, в том числе из Свидетельства о праве на наследство по закону усматривается, что к наследникам умершего гражданина ФИО7, обладающего на праве пожизненного наследуемого владения спорным земельным участком, перешли права на недвижимое имущество. Наследники правообладателя спорного земельного участка образовали в соответствии с принятым решением №1 от 09.02.2009 фермерское хозяйство «Костаревы».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Согласно пункту 7 статьи 10 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.01.2001 №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации»; сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, в размере не более 20% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

Статья 12 Закона Челябинской области от 23.08.2003 №174-ЗО «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Челябинской области» является отсылочной нормой права и содержит аналогичное правило предоставления гражданам, осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, особенности предоставления земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования.

На основании приведенных норм суд считает, что покупателями земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, которые используют их по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.

Из материалов дела усматривается, и ответчиком не опровергнут тот факт, что Главой и членами крестьянского (фермерского) хозяйства «Костаревы» заявление о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность поступило в адрес Администрации Каслинского муниципального района 26.03.2009, однако до настоящего времени решение о предоставлении земельного участка в собственность либо решение об отказе в таком предоставлении администрацией района не принято.

Статьей 65 АПК РФ установлена обязанность лиц, участвующих в деле, по доказыванию обстоятельств, положенных в основу заявленных требований. Поскольку предметом заявленных требований Главой и членами крестьянского (фермерского) хозяйства «Костаревы» является признание незаконным бездействия ответчика по принятию решения в отношении заявителей, обязанность по доказыванию законности бездействия в принятии решения лежит на администрации Каслинского муниципального района.

Доводы представителя администрации района об отсутствии признаков использования данного земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - посевов сельскохозяйственных культур, обработки почвы, сенокошения, выпаса скота, проведения мелиоративных и других почвоулучшающих работ, и наличие признаков захламления (зарастание древесными насаждениями возрастом более 3-5 лет) спорного земельного участка, которые были выявлены в ходе неоднократных выездных проверок по обследованию земельного участка, как обоснование законности бездействия органа местного самоуправления, судом отклоняются по следующим основаниям.

В случае выявления со стороны землепользователей фактов, свидетельствующих об использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными статьями 7 и 8 Земельного Кодекса РФ, право пожизненного наследуемого владения земельным участком может быть принудительно прекращено органами местного самоуправления в установленном законом порядке. Арбитражный суд полагает, что в этом случае орган местного самоуправления должен был совершить действия, предусмотренные Федеральным законом от 25.01.2001 №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Земельным кодексом Российской Федерации и Закона Челябинской области от 28.08.2003 №174-ЗО «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Челябинской области». В представленных в материалы дела документах сведения о совершении действий, связанных с прекращением права на земельный участок в связи с его не использованием в течение более чем трех лет, отсутствуют.

Из анализа представленных заявителем документов следует, что требования Главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Костыревы» ФИО1, членов хозяйства: ФИО2 и ФИО3 в порядке ст.28 Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 25.01.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Челябинской области от 28.08.2003 №174-ЗО «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Челябинской области» документально обоснованы.

В ходе судебного разбирательства заявителями были представлены доказательства осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством «Костаревы» деятельности по использованию земельного участка, принадлежащего заявителям на праве пожизненно наследуемого владения, а именно, договор на выполнение работы по вспашке земельного участка б/н от 30.04.2009, заключенного между Главами крестьянских (фермерских) хозяйств «Костаревы» и «Тюбукский», согласно которому исполнитель (Глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Тюбукский») обязуется вспахать земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская область, Каслинский район, в 2 400 м на северо-запад от д.Григорьевка (л.д.62-63,64,65,).

Согласно приложенному к материалам дела акту приема-сдачи выполненных работы по договору от 30.04.2009, следует, что 20.05.2009 исполнитель сдал, а заказчик (Глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Костаревы») принял выполненную работу по вспахиванию земельного участка, являющегося предметом договора на выполнение работы по вспашке земельного участка б/н от 30.04.2009 (л.д.63,66).

Согласно представленному в материалы дела договору на выполнение работы по культивации земельного участка от 22.05.2009 года и акта приемки-сдачи выполненной работы (л.д.90-91), спорный земельный участок прокультивирован, произведена оплата выполненной работы по договору (л.д.92). Письмом Администрации Григорьевского сельского поселения от 23.06.2009 года № 883 подтверждено, что спорный земельный участок вспахан и прокультивирован (л.д.93). В материалы дела заявителями представлены фотоснимки, сделанные в июне 2009 года, отражающие наличие сольскохозяйственных работ (л.д. 98-103). В судебном заседании представитель ответчика не оспаривал факт того, что на представленных заявителями фотоснимках отражен спорный земельный участок. При этом пояснил, что указанные работы были проведены после того, как заявители обратились в суд с настоящим заявлением.

В ходе судебного разбирательства ответчик доказательства, опровергающие факт использования земельного участка по целевому назначению крестьянским (фермерским) хозяйством «Костыревы»- ведение сельскохозяйственной деятельности, а также фактов привлечения заявителей к административной ответственности в связи с ненадлежащим использованием предоставленного земельного участка, не представил. Представленные ответчиком фотоснимки спорного земельного участка на дату 01.04.2009 года (л.д.84-88) не могут расцениваться в качестве доказательства не использования земельного участка по назначению, поскольку опровергаются представленными заявителем доказательствами ведения сельскохозяйственных работ на спорном земельном участке.

Довод ответчика о том, что заявители на протяжении более чем трех лет не обрабатывали земельный участок не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

На основании изложенного, арбитражный суд считает требования заявителей обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ суд обязан в резолютивной части решения указать на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязать соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Поскольку исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация Каслинского муниципального района и требование о признании незаконным бездействия администрация Каслинского муниципального района, судом удовлетворено, суд считает, что предложенный заявителями способ восстановления нарушенного права заявителя в виде возложения обязанности на администрацию Каслинского муниципального района по рассмотрению заявления КФХ «Костаревы» от 26.03.2009 и принятию решения о предоставлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства «Костаревы» ФИО1, членам КФХ ФИО3, ФИО2 в общую долевую собственность путем выкупа в равных долях каждому земельного участка с кадастровым номером 74:09 00 00 000:0207 площадью 205 287 кв.м., расположенного по адресу: Каслинский район, в 2 400 метрах от деревни Григорьевка является надлежащим.

Поскольку заявленные требования главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Костаревы» ФИО1, членов хозяйства: ФИО2 и ФИО3 судом удовлетворены, с ответчика в пользу заявителей подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в силу ст.110, 112 АПК РФ.

Согласно пункту 17 Информационного письма ВАС РФ от 13.03.2007 г. № 117 при предъявлении несколькими истцами совместно искового заявления, содержащего единое требование, государственная пошлина уплачивается истцами совместно в равных долях в размере, установленном Кодексом для указанного требования (пункт 2 статьи 333.18 Кодекса).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным физическими лицами уплачивается госпошлина в размере 100 рублей.

Заявителями при обращении в суд была уплачена госпошлина в сумме 2200 руб. по квитанциям формы ПД(налог) через отделение Сбербанка России № 8544/0145, в том числе: 2000 руб. – ФИО1, 100 руб. – ФИО2, 100 рублей – ФИО3 (л.д.10-12).

Учитывая данное обстоятельство, арбитражный суд приходит к выводу о необходимости возврата из федерального бюджета заявителям излишне уплаченной госпошлины в размере 2100 руб., в том числе: 1966 рублей – ФИО1, 67 рублей - ФИО2, 67 рублей – ФИО3 и взыскании с ответчика в пользу заявителей расходов по уплате госпошлины в сумме 100 руб., в том числе 34 рубля – в пользу ФИО1, 33 рубля –в пользу ФИО2, 33 рубля – в пользу ФИО3.

Руководствуясь ст. ст. 102, 110, 167-170, 176, 197, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Костыревы» ФИО1, членов хозяйства: ФИО2 и ФИО3 удовлетворить.

Признать незаконным, бездействие администрации Каслинского муниципального района в рассмотрении заявления КФХ «Костаревы» от 26.03.2009 и принятии решения о предоставлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства «Костаревы» ФИО1, членам КФХ ФИО3, ФИО2 в общую долевую собственность путем выкупа в равных долях каждому земельного участка с кадастровым номером №74:09:00 00 000:0207 площадью 205 287 кв.м., расположенного по адресу: Каслинский район, в 2 400 метрах от деревни Григорьевка, принадлежащего заявителям на праве пожизненно наследуемого владения, как противоречащее ст.15, 28, 29 Земельного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона от 25.01.2001 №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», , ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Закону Челябинской области от 28.08.2003 №174-ЗО «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Челябинской области».

Обязать администрацию Каслинского муниципального района в месячный срок с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав заявителей путем принятия решения о предоставлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства «Костаревы» ФИО1, членам КФХ ФИО3, ФИО2 в общую долевую собственность путем выкупа в равных долях каждому земельного участка с кадастровым номером 74:09 00 00 000:0207 площадью 205 287 кв.м., расположенного по адресу: Каслинский район,м в 2 400 метрах от деревни Григорьевка, по заявлению КФХ «Костаревы» от 26.03.2009.

Взыскать с администрации Каслинского муниципального района в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Костаревы» ФИО1 расходы по уплате госпошлины в размере 34 рубля, уплаченных 29.04.2009 года по квитанции формы ПД(налог) через отделение Сбербанка № 8544/0145, членов КФХ «Костаревы» ФИО3 - расходы по уплате госпошлины в размере 33 рубля, уплаченных 29.04.2009 года по квитанции формы ПД(налог) через отделение Сбербанка № 8544/0145, ФИО2 расходы по уплате государственной пошлины в размере 33 рубля, уплаченных по квитанции формы ПД (налог) через отделение №СБ8544/0145 от 29.04.2009 за рассмотрение дела в арбитражном суде Челябинской области.

Возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину главе крестьянского (фермерского) хозяйства «Костаревы» ФИО1 в размере 1966 рублей, уплаченных 29.04.2009 года по квитанции формы ПД(налог) через отделение Сбербанка № 8544/0145, членам КФХ «Костаревы» ФИО3 - в размере 67 рублей, уплаченных 29.04.2009 года по квитанции формы ПД(налог) через отделение Сбербанка № 8544/0145, ФИО2 - в размере 67 рублей, уплаченных по квитанции формы ПД (налог) через отделение №СБ8544/0145 от 29.04.2009 за рассмотрение дела в арбитражном суде Челябинской области.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

С у д ь я М.И.Карпачева.