ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-8708/19 от 20.05.2019 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Воровского ул., дом 2, Челябинск, 454091, www.chelarbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск      

28 мая 2019 года                                                            Дело №А76-8708/2019

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 28 мая 2019 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Добронравов В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мирмович Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации города Челябинска к обществу с ограниченной ответственностью «Азимут» (ОГРН <***>) об обязании прекратить перевозку пассажиров по маршруту № 52 «Заказной» «Экскурсионный» «Промышленный» «ул. Бейвеля-ул. ФИО1» по маршрутной сети города Челябинска без свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и не выдавать путевые листы третьим лицам по маршруту № 52 «Заказной» «Экскурсионный» «Промышленный» «ул. Бейвеля-ул. ФИО1»,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления транспорта Администрации г. Челябинска; Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Челябинской области Уральского Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; общества с ограниченной ответственностью «Общественный городской транспорт»,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Челябинска обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об обязании общества с ограниченной ответственностью «Азимут» (далее – ООО «Азимут», общество) прекратить потенциально опасную деятельность для неопределенного круга лиц по оказанию услуг по перевозке пассажиров без свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту № 52 «Заказной» «Экскурсионный» «Промышленный» «ул. Бейвеля-ул. ФИО1», не выдавать путевые листы третьим лицам по маршруту № 52 «Заказной» «Экскурсионный» «Промышленный» «ул. Бейвеля-ул. ФИО1»; не оказывать услуги по перевозке пассажиров по маршруту № 52 «Заказной» «Экскурсионный» «Промышленный» «ул. Бейвеля-ул. ФИО1» по маршрутной сети города Челябинска без свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 08.04.2019 судебное заседание отложено на 20.05.2019.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается постовыми уведомлениями о вручении копий определений суда по делу.

Возражений относительно рассмотрения дела по существу, ходатайств об отложении судебного разбирательства лицами, участвующими в деле не заявлено.

Поскольку лица, участвующие в деле уведомлены судом о дате и времени судебного разбирательства, дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся представителей, в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 156 АПК РФ.

Ответчик отзыва по исковым требованиям не представил.

Третьим лицом - территориальным отделом государственного автодорожного надзора по Челябинской области Уральского Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в суд представлено письменное мнение, в котором административный орган заявленные администрацией города Челябинска требования считает подлежащими удовлетворению.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащим удовлетворению.

Из материалов дела следует, что в ходе проверочных мероприятий, проведенных Управлением транспорта Администрации города Челябинска совместно с сотрудниками органов внутренних дел, выявлен факт осуществления ООО «Азимут» пассажирских перевозок по маршруту № 52 «Заказной «Экскурсионный» «Промышленный» «ул. Бейвеля-ул. ФИО1» маршрутной сети города Челябинска, при отсутствии свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута регулярных перевозок.

В подтверждение указанных обстоятельств заявителем в материалы дела представлен учетный лист проведения мероприятий по контролю работы транспортных предприятий города Челябинска от 13.03.2019, в котором комиссией зафиксирован факт осуществления перевозок пассажиров ООО «Азимут» по указанному маршруту (л.д. 46).

В обоснование заявления Администрация города Челябинска указывает, что свидетельство об осуществлении пассажирских перевозок по маршруту №52 «Заказной «Экскурсионный» «Промышленный» «ул.Бейвеля-ул. ФИО1» маршрутной сети города Челябинска ООО «Азимут» не выдавалось.

При этом используемый обществом маршрут движения автобусов по маршрутной сети города Челябинска, под видом экскурсионных и заказных перевозок не существует в реестре маршрутов по нерегулируемым тарифам, утвержденном постановлением Администрации от 13.02.2019 №71-п.

Отсутствие у Администрации города Челябинска информации о количестве, качестве транспортных средств, схеме и графике движения, которые используются ООО «Азимут» при обслуживании спорного маршрута, в силу отсутствия договора с ответчиком, угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимся этими услугами, а также другим участникам дорожного движения. Администрация не владеет информацией о схеме и графике движения, что отрицательно сказывается на эффективности транспортного обслуживания, безопасности пассажиров.

Полагая, что указанная деятельность ООО «Азимут» осуществляется с нарушением закона и создает опасность причинения вреда в будущем для неопределенного круга лиц, Администрация города Челябинска обратилась в суд с настоящим заявлением.

Согласно положениям части 1 статьи 4 АПК РФ обращение в арбитражный суд с заявлением является формой защиты гражданских прав и должно быть направлено на их восстановление в случае нарушения.

Частью 1 статьи 53 АПК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защиту нарушенных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом.

Абзац третий статьи 12 ГК РФ устанавливает такой способ защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Указанные положения законодательства предусматривают возможность обращения в суд соответствующего компетентного органа с требованием о пресечении действий, нарушающих права неопределенного круга лиц, в качестве способа защиты публичных интересов.

В силу положений статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ).

В силу положений пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Согласно положениям статьи 37 Закона № 131-ФЗ исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 36 Устава города Челябинска исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Челябинска является Администрация города Челябинска.

Согласно пункту 25 части 5 статьи 36 Устава города Челябинска администрация города обязана создавать условия для предоставления транспортных услуг населению города Челябинска и организовывать транспортное обслуживание населения в границах города Челябинска.

Указанные положения законодательства предоставляют уполномоченному органу местного самоуправления право обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности, которая осуществляется на территории муниципального образования с нарушением требований законодательства, угрожает безопасности дорожного движения, а также нарушает установленный порядок транспортного обслуживания на территории муниципального образования.

Рассмотрение настоящего спора относится к подведомственности арбитражного суда.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона № 196-ФЗ регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер в защиту жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов.

Организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством выбора перевозчиков, способных осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе отношения, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регламентированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №220-ФЗ).

В силу положений статьи 17 Закона №220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Согласно части 2 статьи 12 Закона № 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленным со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Карта муниципального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту (часть 3 статьи 17 Закона № 220-ФЗ).

Вопросы организации работы транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок на территории города Челябинска являются предметом регулирования уполномоченного органа местного самоуправления, а также регламентированы Правилами организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в границах города Челябинска, утвержденными решением Челябинской городской Думы от 29.03.2016 № 19/19 (далее – Правила № 19/19).

Согласно пункту 6 Правил № 19/19 для формирования и планомерного развития маршрутной сети регулярных перевозок, уполномоченным органом определяется потребность населения в транспортных услугах. При этом уполномоченный орган формирует и ведет реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок (далее - реестр).

Основой для формирования реестра являются данные, получаемые уполномоченным органом при обследовании и изучении пассажирских потоков на маршрутах регулярных перевозок.

Полученный в результате обследований пассажиропотоков материал служит основанием для выбора вида транспортных средств и класса транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, максимального количества транспортных средств каждого класса, экологических характеристик транспортных средств и иных характеристик, влияющих на качество регулярных перевозок, распределения транспортных средств по маршрутам, определения остановочных пунктов (площадок) и используется для разработки мероприятий по улучшению транспортного обслуживания населения.

При формировании и ведении реестра уполномоченный орган обязан:

- определить маршруты регулярных перевозок, их наименование и протяженность;

- установить необходимые виды транспортных средств и классы транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, максимальное количество транспортных средств каждого класса, экологические характеристики транспортных средств и иные характеристики, влияющие на качество регулярных перевозок;

- определить транспортную инфраструктуру, необходимую для обслуживания пассажиров и подвижного состава на муниципальных маршрутах регулярных перевозок;

- организовать диспетчерское управление пассажирским транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и его оперативное регулирование;

- координировать работу организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок.

- обращаться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства при наличии обстоятельств, предусмотренных федеральным законом.

При этом в Правилах № 19/19 закреплено право перевозчика принимать участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Правила также содержат обязанности перевозчика выполнять перевозки пассажиров в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Челябинска, муниципальными контрактами, свидетельствами и картами маршрутов; обеспечивать своевременность и безопасность перевозки пассажиров; обеспечивать соответствие количества пассажиров при перевозках вместимости транспортного средства, предусмотренной технической характеристикой или правилами осуществления конкретных видов перевозок.

Согласно пункту 16 Правил № 19/19 во время работы на муниципальном маршруте водитель обязан иметь при себе: 1) карту маршрута; 2) расписание движения транспортного средства по маршруту, являющееся приложением к свидетельству.

На основании изложенных норм, можно сделать вывод о том, что право на осуществление перевозок пассажиров по регулярным муниципальным маршрутам, осуществляемых по нерегулируемым тарифам, возникает у хозяйствующего субъекта только после получения свидетельства на осуществление перевозок пассажиров по муниципальному маршруту, а также карт соответствующих муниципальных маршрутов.

В случае официального предоставления права на осуществление перевозок по регулярному маршруту, деятельность перевозчика находится под контролем органов местного самоуправления и должна осуществляться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

Данные требования предъявляются, в том числе, в целях обеспечения безопасности перевозок.

Осуществление перевозок пассажиров по маршрутной сети города Челябинска по несуществующему (неутвержденному) маршруту нарушает требования Правил № 19/19 и Закона №220-ФЗ.

В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что в рамках представленной компетенции Администрацией города Челябинска постановлением от 13.02.2019 № 71-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Челябинска от 24.12.2015 № 335-п» утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, осуществляемых по нерегулируемым тарифам (л.д. 18-21).

В реестр маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам не включён маршрут № 52 «Заказной «Экскурсионный» «Промышленный» «ул.Бейвеля-ул. ФИО1».

Таким образом, ООО «Азимут» обслуживает не установленный Администрацией города Челябинска маршрут движения автобусов по маршрутной сети города Челябинска.

Представленные в материалы дела доказательства подтверждают, что ООО «Азимут» несанкционированно осуществляется перевозка пассажиров по указанному маршруту без наличия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок пассажиров по маршрутной сети города Челябинска.

Факт осуществления перевозок пассажиров подтверждается учётным листом проведения мероприятий по контролю работы транспортных предприятий г. Челябинска от 13.03.2019, путевыми листами, выданными ООО «Азимут» 13.03.2019, а также фотографиями транспортных средств, выполненными при проведении проверки (л.д. 48-50).

Выполненными при проведении проверки фотографиями транспортных средств подтверждается, что на транспортных средствах установлены таблички с номером маршрута (№52) и обозначениями: ул. Бейвеля/ул. ФИО1, а также указанием остановочных пунктов.

Ответчик каких-либо возражений относительно установленных заявителем обстоятельств не представил.

Таким образом, факт осуществления ООО «Азимут» перевозок пассажиров по маршруту № 52 «Заказной» «Экскурсионный» «Промышленный» «ул. Бейвеля - ул. ФИО1» под видом заказных перевозок по экскурсионному маршруту без наличия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршрутной сети города Челябинска, подтверждается материалами дела.

Указание в путевых листах ООО «Азимут» на осуществление перевозок в качестве автобусного такси не является основанием для осуществления деятельности по перевозке пассажиров по маршрутной сети города Челябинска без соответствующего свидетельства и карты маршрута.

В соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее – Правила № 112) понятие такси используется только применительно к легковым транспортным средствам категории М1, используемым для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.

Транспортное средство категории М1 – это транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения.

Из материалов дела следует, что общество применяет для перевозок транспортные средства – микроавтобусы Форд, которые под определение легкового транспортного средства не подпадают, соответственно не могут относится к категории «такси».

Представленные в материалы административного дела фотоснимки свидетельствуют об обозначении автобуса как следующего по маршруту № 52, в то время как легковое такси указанными табличками не обозначается.

Представленные в материалы дела фотографии свидетельствуют об оборудовании автобусов ООО «Азимут» информацией о начальной и конечной остановках, согласно требованиям пунктов 29, 30 Правил № 112. Соответственно, указанная информация позволяет пассажирам определить маршрут движения в качестве муниципального маршрута.

Размещение на транспортных средствах табличек с наименованием маршрута и с информацией о начальной, конечной и основных остановочных пунктах маршрута направлено на привлечение неопределенного круга лиц, желающих воспользоваться услугами по перевозке на соответствующем маршруте.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусматривает только три вида пассажирских перевозок (регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси), суд принимает доводы заявителя о том, что путевые листы с указанием на осуществление перевозок в качестве автобусного такси оформлены ответчиком для создания видимости осуществления иного вида перевозки, фактически осуществляемого по регулярному муниципальному маршруту.

Исходя из указанных обстоятельств, на основании имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу, что заявителем фактически осуществлялась деятельность по перевозке пассажиров по маршрутной сети горда Челябинска.

Сам факт осуществления ответчиком транспортных перевозок и транспортного обслуживания населения с нарушением действующего законодательства и установленного порядка осуществления спорного вида деятельности дает право применить к нарушителю меру ответственности, установленную пунктом 1 статьи 1065 ГК РФ.

По смыслу положений статьи 1065 ГК РФ иск о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда при осуществлении перевозок пассажиров, выполняет предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав. Для решения вопроса о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, должны быть представлены доказательства неустранимости выявленных недостатков, наличие которых создает угрозу причинения вреда, или нежелания их устранить.

В ходе рассмотрения дела в арбитражном суде ответчик не заявлял о намерении прекратить осуществление указанных перевозок.

Перевозчик, осуществляющий свою деятельность вне договорных рамок, в отсутствие свидетельства о перевозках, не может рассчитывать на его информирование Администрацией об изменении движения городского транспорта общего пользования, об изменениях дорожно-транспортной ситуации или схемы маршрута с указанием в его паспорте опасных мест, на содействие ему в предупреждении и ликвидации чрезвычайных или аварийных ситуаций на маршрутной сети.

Осуществление пассажирских перевозок с нарушением требований закона, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок специальные критерии как к самим перевозчикам, так и к порядку осуществления ими таких перевозок, создает опасность причинения вреда лицам, пользующимся этими услугами, а также другим участникам дорожного движения.

С учетом изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя об обязании ООО «Азимут» прекратить потенциально опасную деятельность для неопределенного круга лиц по оказанию услуг по перевозке пассажиров по маршруту № 52 «Заказной» «Экскурсионный» «Промышленный» «ул. Бейвеля - ул. ФИО1» без свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутной сети города Челябинска.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

В соответствии со статьями 102, 110 АПК РФ и статьями 333.21, 333.22, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета Российской Федерации в размере 6000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 АПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Азимут» (ОГРН <***>) прекратить потенциально опасную деятельность для неопределенного круга лиц по оказанию услуг по перевозке пассажиров по маршруту №52 «Заказной» «Экскурсионный» «Промышленный» «ул. Бейвеля - ул. ФИО1» без свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по маршрутной сети города Челябинска и не выдавать путевые листы третьим лицам на осуществление перевозок пассажиров по маршруту №52 «Заказной» «Экскурсионный» «Промышленный» «ул. Бейвеля - ул. ФИО1» без получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по маршрутной сети города Челябинска.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Азимут» (ОГРН <***>) государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                                                        В.В. Добронравов