ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-8766/10 от 13.07.2010 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

14 июля 2010 года Дело № А76 – 8766/2010-51-305

Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено 14 июля 2010 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Забутырина Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Танаевой Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области дело по заявлению

Прокурора Челябинской области,

к Администрации Муниципального образования «Куликовское сельское поселение», пос. Северный Нагайбакского района (Администрация поселения)

о признании недействительным постановления главы Куликовского сельского поселения Нагайбакского района от 15.12.2009 № 60 «О предоставлении в аренду земельных участков»

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

Общество с ограниченной ответственностью «Ново-Северное», пос. Северный (ООО «Ново-Северное»),

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, г. Челябинск (Управление Росреестра),

Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области, г. Челябинск (ФГУ ЗКП),

Администрация Нагайбакского района Челябинской области (Администрация района),

Глава Куликовского сельского поселения (Глава поселения)

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 - служебное удостоверение;

от заинтересованного лица: не явился, извещен (л.д. 93);

от третьих лиц:

ООО «Ново-Северное» - не явился, извещен (л.д. 94);

Управление Росреестра - не явился, извещен (л.д. 95);

ФГУ ЗКП - не явился, извещен (л.д. 96);

Администрация района - не явился, извещен (л.д. 98);

Глава поселения - не явился, извещен (л.д. 97);

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Челябинской области (далее – Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Муниципального образования «Куликовское сельское поселение», пос. Северный Нагайбакского района (далее – Администрация поселения) о признании недействительным постановления главы Куликовского сельского поселения Нагайбакского района от 15.12.2009 № 60 «О предоставлении в аренду земельных участков» (л.д. 3-6).

Определениями суда от 14.05.2010, 03.06.2010 (л.д.1, 88-91) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Общество с ограниченной ответственностью «Ново-Северное», пос. Северный (далее – ООО «Ново-Северное»), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, г. Челябинск (далее – Управление Росреестра), Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области, г. Челябинск (далее – ФГУ ЗКП), Администрация Нагайбакского района Челябинской области (далее - Администрация района), Глава Куликовского сельского поселения (далее - Глава поселения).

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Со ссылкой на ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ч.ч.3, 5 ст. 1, ч.1 ст.5, ч.1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре недвижимости), п.2 ст. 27, ч.2 ст. 70 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), ч.1 ст. 9, ч.2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Федеральный закон 101-ФЗ), ч.2 ст. 12 Закона Челябинской области от 28.08.2003 № 171-ФЗ «О земельных отношениях» (далее – Закон области о земельных отношениях), указал, что постановление издано с нарушением вышеуказанных норм, поскольку оспариваемым постановлением переданы в аренду земельные участки сельскохозяйственного назначения без предварительной и заблаговременной публикации сообщения о предоставлении участков в средствах массовой информации, а также без проведения работ по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет. Оспариваемый акт нарушает права и интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Администрации поселения и района, ФГУ ЗКП, Управление Росреестра, общество «Ново-Северное», Глава поселения в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте разбирательства дела извещены надлежащим образом (л.д. 93-98), письменного отзыва, мнения относительно существа заявленных требований, затребованных определениями суда, не представили.

В силу ст. ст. 156, 200 АПК РФ неявка представителей указанных лиц, извещенных о времени и месте разбирательства дела не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.

15.12.2009 Администрацией муниципального образования «Куликовское сельское поселение» Нагайбакского района издано постановление № 60 со ссылкой на Федеральный закон № 101-ФЗ (ст. 13), решение Совета депутатов МО «Куликовское сельское поселение» от 26.09.2008 «О создании фонда невостребованных земельных долей» о предоставлении в аренду земельных участков фонда невостребованных земель поселения площадью 2937,2 га обществу «Ново-Северное сроком на 11 месяцев для сельскохозяйственного производства (л.д. 7). Постановление подписано главой поселения ФИО2

01.11.2009 между муниципальным образованием Куликовское сельское поселение (арендодатель) и обществом «Ново-Северное» (арендатор) подписан договор № 03/09-НЗ аренды десяти земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 2937,2 га, расположенных в кадастровых кварталах 061101, 0609001 для сельскохозяйственного производства на срок с 01.11.2009 по 01.10.2010 (одиннадцать месяцев) (л.д. 8-11, 13). В договоре определены местоположение и площадь каждого участка. Земельные участки переданы по акту приема-передачи (л.д. 12).

22.03.2010 помощником прокурора выставлено требование № 7/5-2010 Управлению Росреестра о предоставлении информации о проведении государственного кадастрового учета 10 земельных участков, их правообладателях (л.д. 14-15).

12.04.2010 Управление Росреестра в ответ на требование письмом исх. № 15/181 сообщило, что предоставить сведения о ГКУ земельных участков с указанием правообладателей не возможно, в связи с отсутствием сведений в государственном кадастре недвижимости со ссылкой на ответ Нагайбакского филиала-отдела ФГУ ЗКП (л.д. 16-17).

Полагая, что изданное постановление от 15.12.2009 № 60 не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, прокурор обратился в суд с требованием о признании его недействительным.

Статья 1 Земельного кодекса РФ определяет основные принципы земельного законодательства.

В силу ч.1. указанной статьи Земельного кодекса РФ Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, платность использования земли, деление земель по целевому назначению на категории, разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

В соответствии со ст.ст. 1, 5 Закона Челябинской области от 24.06.2004 № 245-ЗО «О статусе и границах Нагайбакского муниципального района, городских и сельских поселениях в его составе», ст. ст. 1, 2 Устава Нагайбакского муниципального района (Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 29 ноября 2005 г. N RU745170002005006, далее – Устав района), Нагайбакский муниципальный район является муниципальным образованием, находится в границах Челябинской области, объединяет в своем составе муниципальные образования, в т.ч. Куликовское сельское поселение и населенные пункты, входящие в его состав: Северный, Астафьевский, Куликовский, Лесные Поляны, Набережный.

Статьями 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Закон 131-ФЗ) определено, что относится к вопросам местного значения поселения и муниципального района. В частности, к вопросам местного значения поселения и района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения или района соответственно. Аналогичные положения закреплены и в ст. 6 Устава муниципального района и ст. 5 Устава Муниципального образования «Куликовское сельское поселение», принятого постановлением Совета депутатов Куликовского сельского поселения от 28.06.2005 № 6 (далее – Устав поселения).

В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ч.1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ч.2).

В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. ст. 22, 28, 29 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены в аренду юридическим лицам на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ч.1 ст. 13 Закона области о земельных отношениях).

В силу ч.1. ст. 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Статьи 29, 30, 33 Устава поселения определяют, что Администрация поселения, являющаяся исполнительно-распорядительным органом поселения, наделена полномочиями по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. А в силу ст. ст. 25, 26 Устава поселения, являясь главой администрации поселения, глава поселения в пределах своих полномочий, вправе издавать постановления администрации поселения по вопросам местного значения.

Из материалов дела следует, что оспариваемым актом предоставлен в аренду участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Доказательств наличия прав муниципальной собственности поселения в отношении участка, предоставленного в аренду по оспариваемому постановлению, суду не представлено, материалы дела таких доказательств не содержат.

В силу ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в т.ч. категория земли сельскохозяйственного назначения (ч.1 ст. 7 ЗК РФ).

В соответствии с ч. ч. 1, 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом; оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность (ч.1 ст. 1).

Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ).

В силу ч.1. ст. 9 Закона 101-ФЗ в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. Аналогичные положения закреплены и в ч.2 ст. 12 Закона области о земельных отношениях.

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 70 ЗК РФ).

В силу ч.3. ст. 1 Закона о кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с ч.5 ст.1 Закона о кадастре недвижимости осуществляется кадастровый учет, в т.ч. земельных участков.

При этом, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета (ч.1 ст. 5 Закона о кадастре недвижимости).

Исходя из ч.1. ст. 16 Закона о кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.

По смыслу вышеприведенных положений решение органа о предоставлении участка в аренду является распорядительным актом, следовательно, на момент издания такого акта, границы земельного участка должны быть установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Доказательств того, что на момент издания оспариваемого акта границы участка были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, а земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, суду не представлено, материалы дела таких доазатльств не содержат.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Статья 10 Закона области об обороте земель сельскохозяйственного назначения устанавливает средства массовой информации, публикующие сообщения о сделках с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения., из которой следует, что сообщения о наличии земельных участков, предлагаемых для передачи в аренду публикуются в газетах "Южноуральская панорама" или "Челябинский рабочий" и (или) в источниках официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Статьи 21, 27 Устава района, ст. 5.1 Устава поселения устанавливают, что муниципальные правовые акты подлежат опубликованию в районной газете «Всходы».

Доказательств наличия публикации сообщения в газетах "Южноуральская панорама" или "Челябинский рабочий" и (или) в источниках официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (газета «Всходы») о наличии земельного участка общей площадью 2937,2 га, предлагаемого для передачи в аренду, суду не представлено, материалы дела таких доказательств не содержат.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый акт издан с превышением полномочий в отношении земельного участка, не прошедшего государственный кадастровый учет при отсутствии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (доказательств обратного суду не представлено).

В нарушение положений ч.1 ст. 65, ч.5 ст. 200 АПК РФ заинтересованным лицом не доказано соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта.

Следовательно, по мнению суда, акт не соответствует вышеприведенным положениям нормативных актов.

В соответствии со ст. 52, ч.2 ст.198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из ст. ст. 4, 200, 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Оспариваемый акт нарушает права и интересы населения, хозяйствующих субъектов, поскольку создает незаконную практику предоставления сельскохозяйственных земель для экономической деятельности, создавая предпосылки для незаконной предпринимательской деятельности и возможные убытки для хозяйствующих субъектов, нарушает права РФ и муниципального образования – Нагайбакский муниципальный район в части ненадлежащего обеспечения государственного и муниципального управления земельными ресурсами, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов, установления обоснованной платы за землю, иной, связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности. Нарушение установленного порядка постановки на кадастровый учет нарушает права и законные интересы общества «Ново-Северное» в части риска наступления неблагоприятных последствий в результате незаконного владения и пользования данным земельным участком.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии совокупности условий, при наличии которых оспариваемый акт может быть признан недействительным.

Поскольку такая совокупность имеется, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с пп.3 ч.1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) при подаче заявлений о признании нермативного правового акта недействующим по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующем размере для физических лиц - 200 рублей, для организаций - 2 000 рублей;

В соответствии с пп.1 ч.1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются, в том числе прокуроры, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, оснований для взыскания государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования Прокурора Челябинской области удовлетворить.

Признать недействительнымпостановление главы Куликовского сельского поселения Нагайбакского района от 15.12.2009 № 60 «О предоставлении в аренду земельных участков», как не соответствующим Земельному кодексу РФ, Федеральному закону от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Закону Челябинской области от 28.08.2003 № 171-ФЗ «О земельных отношениях»

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья Л.В. Забутырина