ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-8806/09 от 29.06.2009 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

06 июля 2009 года Дело № А76-8806/2009-50-171

Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 06 июля 2009 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Ваганова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Марковой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Некоммерческого партнерства «Горнолыжный комплекс «Завьялиха»,

г. Трехгорный Челябинской области

к Администрации города Трехгорного Челябинской области

о признании недействительным постановления Главы администрации города Трехгорного от 09.04.2009 № 118 «О признании утратившими силу муниципальных правовых актов»

с участием третьих лиц: Комитета по управлению имуществом Администрации г. Трехгорного Челябинской области

при участии в заседании представителей:

от заявителя: не явились, извещены

от ответчика: ФИО1, по доверенности от 02.06.2009 г. № 01-17/1868

от третьего лица:  ФИО1, по доверенности от 02.06.2009 г. № 01-02/24,

УСТАНОВИЛ:

Некоммерческое партнерство «Горнолыжный комплекс «Завьялиха» г. Трехгорный (далее по тексту НК «ГЛК «Завьялиха», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации г. Трехгорного (далее по тексту – Администрация, ответчик) о признании недействительным постановления Главы администрации г. Трехгорного от 09.04.2009 № 118 «О признании утратившим силу муниципальных правовых актов» (т.1 л.д.2-3).

В обоснование заявленных требований заявитель указал, действующим законодательством не предусмотрено признание ненормативного правового акта утратившим силу.

Определением от 03.06.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом Администрации г. Трехгорного (далее по тексту Комитет, третье лицо) (т.3 л.д. 70).

В судебное заседание, назначенное на 29.06.2009 представитель заявителя не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии с ч.3 ст.156 АПК РФ неявка в судебное заседание представителей сторон не является препятствием для рассмотрения дела.

Представитель ответчика и третьего лица в ходе судебного заседания возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве ответчика и третьего лица (т.4 л.д. 8-9).

Материалами дела установлены следующие обстоятельства.

Некоммерческое партнерство «Горнолыжный комплекс «Завьялиха» зарегистрировано в качестве юридического лица Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области 09.06.2008 за основным государственным регистрационным номером 1087400001160, о чем выдано свидетельство серии 74 № 004961527 (т.1 л.д.12).

01.08.2008 года НП «ГЛК «Завьялиха» обратилось к Главе г. Трехгорного с заявлением о предоставлении трех земельных участков общей площадью 80 га с предварительным согласованием места размещения объектов инфраструктуры. Место расположением испрашиваемых участков указано на схеме приложенной к заявлению (т.1 л.д.33-34).

Постановлением Главы г. Трехгорного от 29.10.08 № 1036 (т.1 л.д.35) утверждена схема расположения земельного участка для строительства объектов инфраструктуры НП «ГКЛ «Завьялиха» площадью 57000 кв.; утвержден акт о выборе земельного участка (т.1 л.д. 37-38) для строительства объектов инфраструктуры площадью 57000 кв.м. расположенного на землях населенных пунктов в Челябинской области, г. Трехгорный примерно в 100 м. по направлению на север от здания «Нижний приют», расположенного по адресу ул. Горная, 5/2.

02.02.2009 года Главой г. Трехгорного подписано постановление № 74 «О предоставлении земельных участков в аренду НП «ГЛК «Завьялиха» для строительства объектов инфраструктуры ГЛК «Завьялиха» (далее по тексту постановление Главы города от 02.02.2009 № 74) (т.1 л.д.7-9). Согласно данному постановлению заявителю сроком на 49 лет предоставлено в аренду 29 земельных участков, расположенных по направлениям на север, северо-запад, северо-восток от здания «Нижний приют, по адресу: <...>.

02.02.2009 года Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Трехгорного (арендодатель) с НК «ГЛК «Завьялиха» (арендатор) заключены договоры аренды указанных выше 29 земельных участков (т.1 л.д.141-144, л.д.147-150; т.2 л.д. 1- 4, 7-10, 13-16, 19- 22, 25-28, 31- 34, 37-40, 43-46, 49-52, 55-58, 61-64, 67-70, 73-76, 79-82, 85-88, 91-94, 97-100, 103-106,109-112, 115-118, 121-124, 127-130, 133-136, 139-142, 145-148, 151-154, 157-160, 163-166).

Постановлением Главы г. Трехгорного от 16.02.2009 № 128 «О предоставлении земельного участка в аренду НП «ГЛК «Завьялиха» для строительства объекта инфраструктуры ГЛК «Завьялиха» заявителю предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью13237 кв. м. с кадастровым номером 74:42:020703:15, расположенный в Челябинской области, г. Трехгорный примерно в 150 м по направлению на северо-запад от здания «Нижний приют» по адресу ул. Горная. 5/2, для строительства объекта инфраструктуры (т.3 л.д.32).

Постановлением Главы администрации г. Трехгорного от 23.03.2009 № 50 в постановление глав города от 29.10.2008 № 1036 внесены следующие изменения: согласно новой редакции пункта первого постановления № 1036 утверждены схемы расположения 30 земельных участков на кадастровом плане квартала 74:42:020703 Трехгорного городского округа из земель населенных пунктов для строительства объектов инфраструктуры ГЛК «Завьялиха»; согласно новой редакции пункта второго постановления № 1036 утверждены 30 актов выбора земельного участка для строительства объектов инфраструктуры ГЛК «Завьялиха» (т. 1л.д 39-42). В качестве приложения к постановлению № 50 от 23.03.2009 в материалы дела представлены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане квартала 74:42:020703 (т.1 л.д. 43-72), а также акты выбора земельного участка ( т.1 л.д.73-136).

Постановлением Главы администрации г. Трехгорного № 118 от 09.04.2009 года признаны утратившими силу: постановление Главы города от 29.10.2008 № 1036, постановление Главы города от 02.02.2009 № 74, постановление Главы администрации города от 23.03.2009 № 50 ( т.1 л.д.6).

Не согласившись с указанным Постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Челябинской области. Согласно входящему штампу канцелярии суда заявление в Арбитражный суд Челябинской области поступило 05.05.2009 (т.1л.д.2).

В ходе судебного заседания по ходатайству представителя ответчика к материалам дела приобщена копия постановления Главы администрации г. Трехгорного от 18.06.2009 № 451, в соответствии с которым в обжалуемое постановление Главы администрации от 09.04.2009 года № 118 внесены изменения: в названии постановления и п.1 постановления № 118 слова «Признать утратившими силу» заменены на слово «отменить» (т.4 л.д.7).

Выслушав объяснения представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать по следующим основаниям.

На основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно Постановлению Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Любые действия и акты органа местного самоуправления не могут противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

В качестве правового основания в оспариваемом постановлении содержится ссылка на Земельный кодекс РФ.

В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 ЗК РФ, согласно которой управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляются органами местного самоуправления.

Указанная статья исключает возможность принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся, в том числе, в муниципальной собственности, любыми иными органами или организациями.

В соответствии со ст.124 Устава города Трехгорного в редакции, утвержденной решением Собранием депутатов г. Трехгорного Челябинской области от 24.06.2008 N 60 "О внесении изменений и дополнений в Устав города Трехгорного, Администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Трехгорного и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Трехгорного федеральными законами и законами Челябинской области.

Согласно п. 3 ст. 127 Устава в компетенцию Администрации находится в том числе обеспечение выбора земельных участков для строительства, предоставление земельных участков, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд (т.3 л.д. 1-23).

Таким образом, полномочия по распоряжению спорным земельным участком, расположенным в границах г. Трехгорного, осуществляются Администрацией г. Трехгорного.

В соответствии со ст.30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется путем передачи земельного участка в аренду в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.

Согласно ч.1 ст.31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Согласно подпункту 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

В силу ч.8 ст.31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Как следует из содержания заявления НП «ГЛК «Завьялиха» от 01.08.2008 года на имя Главы г. Трехгорного, заявитель просит предоставить земельные участки с предварительным согласованием места размещения объектов инфраструктуры ГЛК «Завьялиха» (т.1 л.д.33).

Правоприменительная практика различает производственную и социальную инфраструктуру. При этом, как правило под инфраструктурой понимаются дороги, связь, транспорт, складское хозяйство, внешнее энергоснабжение, водоснабжение, спортивные сооружения, озеленение, предприятия по обслуживанию населения. Под объектами инфраструктуры понимают любой находящийся в государственной или частной собственности объект, оказывающий или распределяющий услуги в интересах населения, такие, как водоснабжение, канализация, энергоснабжение, снабжение топливом или связь. Под социальной инфраструктурой понимают систему объектов образования, дошкольного воспитания, здравоохранения, социального обеспечения, бытового обслуживания, торговли, культуры, спорта, досуга, иных социально значимых объектов обслуживания населения

При этом заявление НП «ГЛК «Завьялиха» не содержит сведений, какие именно объекты инфраструктуры будут размещены на испрашиваемом земельном участке, не определено предполагаемое место их размещения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанное выше заявление не соответствует установленным ст. 31 ЗК РФ требованиям.

Постановление Главы г. Трехгорного от 29.10.2008 № 1036 также не содержит сведений для строительства каких именно объектов предполагается представление земельных участков.

Как установлено ст. 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Как следует из письменного отзыва и устных пояснений представителя ответчика земельный участок площадью 57 000 кв.м. на кадастровый учет не ставился, а был разделен на 30 участков, которые поставлены на кадастровый учет, что подтверждается кадастровыми паспортами (т.1 л.д.145-146, 151-152; т.2. л.д.5-6, 11-12, 17-18, 23-24, 29-30, 35-36, 41- 42, 47-48, 53-54, 59-60, 65-66, 71-72, 77-78, 83-84, 89-90, 95-96, 101-102, 107-108, 113-114, 119-120, 125-126, 131-132, 137-138, 143-144, 149-150, 155-156, 161-162, 167-168).

Согласно ч. 2 ст. 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Как следует из содержания постановления Главы г. Трехгорного от 02.02.2009 № 74 заявителю предоставлены в аренду земельные участки для строительства объектов инфраструктуры сроком на 49 лет.

Как установлено ч.2 ст. 51 Градостроительного кодекса строительство, объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом в соответствии с ч. 19 указанной статьи разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.

Суд полагает, что земельные участки не могут быть предоставлены в аренду для строительства на срок 49 лет, поскольку этот срок будет явно превышать срок строительства, предусмотренный строительной документацией, что в свою очередь приведет к нарушению целевого использования земельного участка, определенного как строительство.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что Администрацией г. Трехгорного нарушен порядок предоставления 30 земельных участков в аренду для строительство объектов инфраструктуры ГЛК «Завьялиха», предусмотренный нормами Земельного кодекса РФ.

Издавая оспариваемое постановление (с учетом внесенных изменений) Глава Администрации г. Трехгорного воспользовался правом предусмотренным статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Отмена органом местного самоуправления принятого им акта возможна исходя из необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций. При этом такая отмена, как и любые действия и акты органа местного самоуправления, не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права.

По смыслу приведенных положений Закона в этом случае полномочный орган, принявший акт, обязан обосновать необходимость его отмены в самом акте, а в случае оспаривания - в суде.

Обязанность органа, чей ненормативный правовой акт оспаривается, доказывать его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, законность его принятия, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, предусмотрена и ч. 5 ст. 200 АПК РФ.

По мнению суда, позиция ответчика является основанной на требованиях закона.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Некоммерческого партнерства «Горнолыжный комплекс «Завьялиха» к Администрации города Трехгорного Челябинской области о признании недействительным постановления Главы администрации города Трехгорного от 09.04.2009 № 118 «О признании утратившими силу муниципальных правовых актов» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья В.В.Ваганова

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18 aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (www.fаsuo.arbitr.ru).